Общая характеристика общения

Категория «общение» в психологии. Общая характеристика общения. Педагогическое общение

Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ в.

В психологии общение определяется как: 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Парыгин Б.Д. – общение – сложный многогранный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самопредъявляется и самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. В отечественной психологии множество исследователей занимались изучением проблемы межличностного общения.

Б.Г.Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Раскрывая психологическое значение взаимодействия, осуществляемого в форме общения, Б.Г.Ананьев неоднократно подчеркивает, что, являясь обязательным компонентом труда, учения, игры и всех других видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно оказывается условием, без которого невозможно познание ими действительности, формирования у них эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом познании и эмоциональном отношении поведения в этой действительности.

Б.Г.Ананьев, помимо речевых и неречевых средств общения, выделяет в нем внутреннюю сторону – познание участниками общения друг друга, межличностные отношения, саморегуляцию поступков человека с учетом полученного знания, преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей – и указывает на существование постоянных связей между этими частными по отношению ко всему общению процессами.

В.Н.Мясищев, освещая главные содержательные и формальные характеристики процесса общения, не уклоняясь от исследования речевой деятельности общающихся, стремился рассматривать общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

А.А.Бодалев выделил необходимые условия успешности в общении:

  • направленность на партнера в общении;
  • особенности внимания, памяти, восприятия (большой объем внимания, способность к его распределению, высокая устойчивость внимания);
  • наблюдательность человека, свойства интуиции, развитое воображение;
  • соответствующая воспитанность эмоциональной сферы человека;
  • умение человека выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним;
  • способность человека к более или менее глубоко проникать в личностную суть других людей, наличие «репертуара» поведенческих стратегий в общении;
  • знание и самопознание человеком своих способностей.

В наиболее обобщенных классификациях выделяется три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная (Г.М.Андреева). Близкая классификация предлагается в работах Б.Ф.Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема-передачи информации; регулятивно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Коммуникативная сторона общениясостоит в обмене информацией между людьми. Обмен различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информации. В условиях такого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Средства общения: невербальные и вербальные.

Невербальные – они нужны чтобы 1. Создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течения процесса общения. 2. Предавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужную сторону. 3. Выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации. Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов. Они тонко скоординированы как между собой, так и со словами в целом.

Виды невербальных средств общения:

1) Визуальное– жесты, пантомимика, мимика;

2) Праксемика (пространственное расположение людей относительно друг друга).

3) Параэкстралингвистика – около речевые сигналы (тон, интонация, тембр); Визуальный контакт – чистота и продолжительность взгляда (деловой взгляд – в межнадбровие; социальный – от глаз до губ; интимный – ниже губ).

Вербальные– Речь (смысл слова, чувства, ассоциации), текст.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями, т.е. спланировать общую деятельность. Выработать формы и нормы совместных действий. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия ( т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми). 1.максимизации общего выигрыша ( мотив кооперации), 2. max собственного выигрыша( индивидуализм); 3. max относительного выигрыша (конкуренция); 4. max выигрыша другого( альтруизм); 5. минимизация выигрыша другого(агрессия); 6. min различий в выигрышах(равенство).

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии: 1.Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей( реализуется либо мотив кооперации либо конкуренции); 2. Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнёра по общению ( индивидуализм). 3. Компромисс реализуется в частности достижения целей партнёров ради условного равенства. 4. Устойчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнёра (альтруизм); 5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. Выделяют четыре основные функции социальной перцепции – познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, установления эмоциональных отношений. Механизмы межличностной перцепции: 1). Познание и понимание людьми друг друга (идентификация – попытка поставить себя на место партнёра, эмпатия – сочувствие, сопереживание, аттракция – формирование позитивного отношения к партнёру). 2). Познания самого себя (рефлексия) в процессе общения. 3). Прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция – объяснение причин ситуации – личностная, стимульная, обстоятельственная).

1. Фатический (от лат.глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Особенность данного уровня заключается в том, что субъект не получает никакой новой информации.

2. Информационный – обмен интересной для собеседников новой информацией. Данный уровень способствует активному включению в процесс коммуникации. Часто уровни общения меняются в процессе одного разговора.

3. Личностный уровень – такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Этот уровень является глубоко нравственным. Он снимает всякие ограничения при взаимодействии.

1. Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая – проявляется в процессе формирования и изменения психического облика. 3. Функция подтверждения – в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердится в своем существовании и в своей ценности человек ищет точку опоры в других людях.

4 . Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятия других людей и поддержания с ними различных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых).

5. Внутриличностное – реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматривать как универсальный способ мышления человека.

Психологические подходы к проблеме общения:

Бихевиористический подход (Торндайк, Скиннер, Уотсон);

Необихевиоризм (Бандура). У них процесс общения рассматривается с позиции стимул – реакция. В общении другой человек выступает как объект, активность самой личности (т.е. объекта) минимальна. Основное средство общения это монолог. Общение сводится к ситуации обмена, к пользе и выгоде.

Гуманистический подход (Маслоу, Франкл) субъект-субъектные отношения, где каждый равен и активен в общении. Средства общения диалог. Общения есть ситуация развития и самораскрытия.

Трансактный анализ (Э.Берн) – каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трёх позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребёнок. Позиция Ребёнка – «Хочу!», Родитель – «Надо!», Взрослый – «Хочу!» + «Надо!». Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнёр обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с этой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться.

Педагогическое общение – важный источник деятельности учителя, служит для создания благоприятного психологического климата на уроке и вне урока.

  • Изучение личности ребенка;
  • Обмен информацией;
  • Организация какого-либо вида деятельности;
  • Самоутверждение и развитие личности;

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку.

Общая характеристика общения, его функции, структура и средства

Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)

Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.

Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

  • передача информации
  • восприятие друг друга
  • взаимооценка партнерами друг друга
  • взаимовлияние партнеров
  • взаимодействие партнеров
  • управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  • коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
  • информационная (обмен информацией между людьми)
  • когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
  • эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
  • конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
  • креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

  • инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
  • синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
  • самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
  • трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

  • экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
  • социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
  • социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении:

  • сигналы непосредственно от другого человека;
  • сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;
  • информация об итогах деятельности;
  • информация от внутреннего опыта;
  • информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание.

Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой”. Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.

Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

Существует целая группа приемов привлечения внимания:

  • прием “нейтральной фразы”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.
  • прием “завлечения” — говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.
  • прием установления зрительного контакта — пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

Первая группа приемов поддержания внимания — приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов — шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов — вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).

Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию.

И, наконец, третья группа приемов поддержания — приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на . ”), “важно отметить, что. ” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.

Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Перцептивная сторона

Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название — фактор превосходства.

Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то — нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности.

Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо.

При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Из этого следует, что наше первичное впечатление всегда ошибочно. Но это не так. Специальные исследования показывают, что взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно определить характеристики партнера, эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок.

При длительном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. В постоянном общении при этом становится важным более глубокое и объективное понимание партнера. Известно, что способности адекватного восприятия других индивидов у разных людей различные. Почему? Некоторые считают, что это зависит от жизненного опыта (но есть молодые люди, которые могут увидеть в партнере и понять, что с ним происходит и т. п.)

Психологические исследования показывают, что весь внешний облик (лицо человека, его жесты, мимика, походки, манера стоять, сидеть) несет информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, об отношении к себе.

Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт — нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.) Механизмом этого типа восприятия другого является эмпатия. Она основана на умении поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в своём поведении.

Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. Как на практике человек объясняет поведение других людей? В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Например, работник оказывает на работу. И может по-разному трактовать причину опоздания, — это связано с атрибуцией (можно видеть причину опоздания в обстоятельствах, т.е. мотивировать внешней атрибуцией; можно искать причину в себе, т.е. мотивировать внутренней атрибуцией). Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

  • интенциональные — специально производимые для передачи информации
  • неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

  • Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).
  • Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.
  • Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.
  • Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.
  • Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  • Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.

Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения — манипуляция и актуализация. Манипуляция — это есть отношение и обращение с людьми как с вещами. Актуализация — это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.

Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:

  • Уровень манипуляции.
  • Уровень “рефлексивной игры” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.
  • Уровень правового общения. Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.
  • Уровень нравственного общения. На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” — уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен — несимпатичен, кто это и т.п.)

Ритуалы — это формированные обществом нормы общения (здороваться, благодарить, прощаться и т. п.)

Работа — каждый знает, что такое плодотворное рабочее общение.

Развлечения — в этом варианте общения тоже много формализации. Каждый знает, какой тон принят для встреч с близкими, какой — для общения в незнакомой компании.

Игры — это повторяющееся общение на двух уровнях, когда человек изображает одно, на деле имеет ввиду совсем другое, например, разговор врача и пациента.

Близость — это высший уровень общения. Человек обращается к другому “всеми силами души”. Э. Берн считает, что близость может быть и односторонней (“ослепление чувств”). Таким образом, современный человек, стремящийся научиться понимать себя и других должен знать, что такое общение, его структуру (устройство), чтобы учитывать в общении разницу уровней, несовпадение позиций и суметь переориентироваться по ходу взаимодействия, “услышать” другого, найти с ним “общий язык”.

Межличностные отношения в коллективе

Формальные и неформальные организации

Сущность, формы и функции общения. Психология общения

Барьеры коммуникации

Умение слушать. Виды и техника слушания собеседника

Общая характеристика общения

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Подобные своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимного влияния людей друг на друга. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Чрезмерное увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать духовную (человеческую) сущность людей и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. Что абсолютно недопустимо, так как в этом случае проблема человека как личности с се богатым и своеобразным внутренним миром уходит с переднего на задний план восприятия и осмысления и потом редко возвращается на должное место. Либо она решается по непродуктивным сценариям.

Вот почему при неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на коммуникативную сферу и сферу взаимоотношений важно не потерять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других. По этой причине общение по своему содержанию является сложнейшим видом деятельности людей наряду с совместным трудом, учением и коллективной игрой.

Таким образом, общение это сложный многоплановый процесс поддержания и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. Общение в одно и то же время выступает и как личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются установки личности и ее взгляды на социальные нормы, и как социальный процесс, через который общество влияет на нее.

Общение может рассматриваться на трех уровнях анализа.

Первый уровеньмакроуровень: общение индивида с другими людьми описывается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида.

Второй уровеньмезауровень: общение в этом случае интерпретируется как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций обмена информацией, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения – по поводу чего и с какой целью. Вокруг этого стержня "темы", "предмета" общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

Третий уровеньмикроуровень: в ходе него осмысливаются элементарные единицы информации, например, "вопрос – ответ", "побуждение к действию – действие", "сообщение информации – отношение к ней" и т.п.).

Общение выполняет определенные функции. Их достаточно много, но главных – шесть.

1. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, индивид усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

3. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

4. Функция объединения – разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их гем самым в единое целое, а с другой – может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

5. Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания, сохранения и развития достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека (Шевандрин Н. И., 1995).

Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего, это семья и профессиональная группа, которые пользуются сложившимися культурно-историческими и профессиональными шаблонами поведения. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические и другие эталоны и стереотипы общения.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют сами этот процесс.

Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению является очень упрощенным. Это обусловлено тем, что в условиях такого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроений и состояний в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них проступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.

Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.

Общение характеризуется также внешним проявлением и внутренним содержанием. Внешние проявления общения выражаются коммуникативной активностью его участников, интенсивностью их действий, инициативностью, мастерством, определенными реакциями на контакт, соответствующим поведением и т.д. Внутреннее содержание общения отражает субъективное восприятие взаимодействия его участниками, переживание ими своего отношения на реальный или ожидаемый контакт, определение мотивов и целей, с которыми люди вступают в общение, и т.п.

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные – когда применяются неречевые средства общения.

В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная.

Письменная речь – это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, поэтому ее и предпочитают в науке, деловых и юридических отношениях. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений.

Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность. Например, одно и то же предложение допускает различные толкования. Преимущества устной речи проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, в условиях дефицита времени защищать свою честь и достоинство.

В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важное значение имеют жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз (микромимика), поза, движения всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т.п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Всем известны гримасы лица, выражающие преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть и т.п.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;

2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;

3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать точного значения (за исключением некоторых жестов). Они обычно оказываются так или иначе скоординированными между собой и словесными текстами. Совокупность этих средств можно сравнивать с симфоническим оркестром, а слово – с солистом на фоне оркестра. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи они осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

Невербальные средства общения делятся на визуальные, акустические, тактильно-кинестезические и ольфакторные.

1. Визуальные средства общения – это:

• кинесика – движение рук, ног, головы, туловища;

• направление взгляда и визуальный контакт;

• поза (в частности, локализация, смена позы относительно словесного текста);

• кожные реакции (покраснение, появление пота);

• дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

• вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).

2. Акустические (звуковые) средства общения – это:

• паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

• экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плачь, кашель, вздохи, скрежет зубов, "шмыганье" носом и т.п.).

3. Тактильно-кинестезические средства общения – это:

• физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

• такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

4. Ольфакторные средства общенияэто:

• приятные и неприятные запахи окружающей среды;

• естественный и искусственный запахи человека (Шевандрин II. И., 1995).

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

Универсальным механизмом регуляции поведения и общения людей является установка, во многом определяющая стратегию жизни, пронизывающая все уровни функционирования человека и его психику. Установки всех видов уходят корнями в подсознание, и поэтому с трудом поддаются рациональным способам согласования. Партнеры с разными установками плохо понимают друг друга, плохо сотрудничают, скорее идут на радикальный разрыв. Благоприятному развитию общения способствует совместимость установок партнеров.

Согласование и координация позиций партнеров происходят посредством обмена взглядами, мыслями, чувствами. Этот процесс подчинен целям корректировки планов совместной деятельности. В ходе общения формируются цели, мотивы и программы поведения включенных в него индивидов. В это же время осуществляется также взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения.

Общение может происходить на разных уровнях. Начальный из них – конвенциональный (конвенция с соглашением). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда партнеры особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение носит характер некого автоматизма и ограниченности. Такое общение не требует никакого осмысления, не содержит в себе никаких позитивных или негативных моментов: оно не является источником активности человека. В то же время не следует его недооценивать. Конвенциальное общение необходимо в стандартизированных ситуациях. Если оно не адекватно ситуации, то человек может столкнуться с негативными социальными санкциями.

Более высоким уровнем общения является информационный. Здесь уже происходит обмен интересной для собеседников новой информацией, которая выступает источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором его участники способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Он характерен для особых ситуаций и при определенных условиях, "когда у человека появляются вдохновение, озарение, чувство любви, ощущение единения с миром, ощущение счастья и т.д. Это особые ситуации духовного подъема и развития личности, поэтому такой уровень может быть еще определен как духовный. Личностный уровень является глубоко нравственным: он снимает всякие ограничения при взаимодействии, потому что они становятся совершенно лишними" (Андриенко Е. В., 2000). Личностный уровень общения во многом определяется тождественностью ценностных ориентаций участников общения и их возможностями постигать сущность явлений окружающего мира совместно.

Понятие и основные характеристики общения

1. Понятие общения

Общение (А.В.Батаршев) — это сложный многоплановый процесс , установление и развитие контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включают в себя обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия ,восприятия и понимания другого человека.

Структура общения включает три его стороны:

1. коммуникация — состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

2. интеракция — заключается в организации взаимодействия между общающимися, то есть обмене действиями;

3. перцепция — означает процесс восприятия и понимания другого человека.

2. Аспекты общения. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. В общении выделяют следующие аспекты:

1. Содержание общения;

3. Средство общения;

Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Один человек может передавать другому информацию о наличии потребностей, рассчитывая на участие в их удовлетворении. Через общение передаются данные об эмоциональных состояниях: радость, гнев, печаль ит.п. Содержание общения животных не выходит за рамки, событий «здесь, сейчас» т.е они не могут сообщать друг другу о прошлом и будущем.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных цели общения не выходят за рамки, удовлетворения биологического потребления.

Средства общения- у человека кроме данных от природы (мимика и жесты), есть и другие средства общения, главным из которых является речь. Средство общения — это способы кодирования передачи, переработки и расшифровки информации передаваемой в процессе общения от одного существа к другому (радио, письменность, электронные носители, интернет и т.п.).

1. По средствам общения выделяют: прямое или непосредственное и косвенное или опосредованное.

2. По участию речи в общении- вербальное и невербальное.

3. По количеству участников общения: Межперсональное -деловое и личностное общение. Массовое- прямое массовое и опосредованное, массовое.

Прямое общение — осуществляется «лицом к лицу», и является наиболее полноценным, т.к индивиды получают мах информацию, и могут правильно оценить, не только содержание сказанного, но и отношение к нему говорящего.

Косвенное общение — связано с использованием специальных средств, для организации общения, для обмена информации. Этот вид общения происходит тогда, когда люди отдалены друг от друга временем или расстоянием.

Вербальное общение — присуще только человеку и в качестве обязательного условия, предполагает усвоение языка.

Невербальное общение — не предполагает использование звуковой речи, естественного языка, в качестве средства общения (при помощи мимики, жестов).

Личностное — сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко интимно затрагивают личность человека.

Деловое общение — обычно включено, в какую либо совместную продуктивную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности.

Массовое общение — представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникации через СМИ.

Прямое массовое — происходит на различных митингах, демонстрациях, т.е во всех больших социальных группах.

Опосредованное массовое — связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации: пресса, радио, TV, Интернет.

4. Типы общения. Бахтин разрабатывал идею диалогичности как принципа взаимодействия, означающего равноправие. Если такое равноправие существует при взаимодействии людей, то их общение может определяться как диалогическое. Общение субъектов друг с другом может быть диалогическим или монологическим. Диалогическое и монологическое общение рассматривается социальной психологией как типы общения. Деление общения на диалогическое и монологическое определяется, соответственно, по критерию равноправия партнеров. Взаимодействие может осуществляться на субъект-субъектном уровне (диалогическое общение) и на субъект-объектном уровне (монологическое общение).

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Монологическое общение может быть императивным и манипулятивным.

Манипулятивное общение также характеризуется субъект-объектным отношением, однако манипулятор стремится использовать партнера в качестве объекта таким образом, чтобы тот этого не заметил, прибегая к игре, притворству, лицемерию и т.д. Самому манипулятору весьма важно, чтобы ему доверяли, ведь только в этих условиях он способен достичь своей цели.

Е.Л.Доценко, исследуя психологию манипуляции, выделил ее основные признаки:

— стремление и умение психологически воздействовать на других людей;

— отношение манипулятора к другому человека как к средству достижения собственных целей;

— стремление получить односторонний выигрыш;

— скрытый характер воздействия;

— использование психологической силы, игра на слабостях;

1. Подразнивающее высказывание.

2. Преувеличение своей слабости, неосведомленности, неопытности, для того, чтобы пробудить у адресата стремление помочь, сделать за манипулятора его работу.(девушки).

3. «Невинный шантаж» — дружеские намеки на промахи, ошибки допущенные адресатом в прошлом, шутливое напоминание старых грехов.

Диалогическое общение осуществляется тогда, когда собеседники позитивно настроены по отношению друг к другу и воспринимают себя в качестве равноправных партнеров. При диалогическом общении каждый собеседник воспринимает другого как человека, имеющего право на собственное мнение, хотя не означает полного согласия общающихся.

Диалогическое общение всегда личностно ориентировано на собеседника и персонифицировано, т.е. оно ведется индивидами от своего собственного имени. При этом истинные чувства и желания субъектов являются открытыми. Общающиеся настроены на актуальное состояние друг друга в актуальный момент времени. Вполне понятно, что такое общение позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия и самоактуализации. Поэтому оно может быть еще определено (и часто определяется) как гуманистическое. Диалогическое общение исключает игры, позы, неестественное поведение и способствует развитию доверия людей друг к другу и к самим себе.

Общение с самим собой является S-S, так как «Я идеальное» и «Я реальное» общаются на равных.

Источники:
Категория «общение» в психологии
Категория «общение» в психологии. Общая характеристика общения. Педагогическое общение Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия, прямым объектом психологического и
http://megaobuchalka.ru/6/44296.html
Общая характеристика общения, его функции, структура и средства
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/obshchenie.html
Общая характеристика общения
Общая характеристика общения Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется
http://studme.org/92131/psihologiya/obschaya_harakteristika_obscheniya
Понятие и основные характеристики общения
Понятие и основные характеристики общения 1. Понятие общения Общение (А.В.Батаршев) — это сложный многоплановый процесс , установление и развитие контактов между людьми, порождаемый
http://biofile.ru/psy/11465.html

CATEGORIES