Нужно ли учитывать особенности характера в общении

Доклад :»Общение и характер»

На поведение человека в процессе общения влияет его характер. В переводе с древнегреческого слово «характер» обозначает «чеканка», «печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека.

Просмотр содержимого документа
«Доклад :»Общение и характер»»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»

по специальности Преподавание в начальных классах

ОБЩЕНИЕ И ХАРАКТЕР

студентка 4 курса группы «А»

Власенко Анастасия Андреевна

На поведение человека в процессе общения влияет его характер. В переводе с древнегреческого слово «характер» обозначает «чеканка», «печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека.

Общение — процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В общении реализуются социальные отношения людей. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д. Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.) Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон. При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Содержание общения может быть различным:

восприятие друг друга

взаимооценка партнерами друг друга

управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

информационная (обмен информацией между людьми)

когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

Структура общения

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны. Это наиболее обобщенная классификация:

1)Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми; но это не просто передача информации, но и ее формирование, уточнение, развитие.

2)Интерактивная сторона выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности, неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.

3)Перцептивная сторона выражается в восприятии одним партнером по общению другого партнера.

Средства общения

Средствами общения являются различные знаковые системы. Прежде всего:

1) Речь, язык, относящиеся к вербальным средствам общения.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информацию. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доходчивость, правильность произношения звуков, слов.

2) Речевые звуковые явления: интонация, эмоциональная выразительность, темп речи (быстрый, средний, замедленный), тембр, ритм (равномерный, прерывистый). Сюда входят и неречевые выражения: паузы, смех, покашливания, а также звуковые назализации – «хм-хм», «э – э – э» и другие.

3) К невербальной стороне общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций: Мимика – движение мышц лица; жестикуляция – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторика всего тела: позы, осанка, поклоны, походка.

Мимика – движение мышц лица, — отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 % информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения. В целом можно сказать, что оптико-кинетическая система более или менее отчетливо воспринимается человеком, придает общению нюансы. Но эти нюансы неоднозначны из-за различия национальных культур. Так, если кивок головой у нас означает согласие, то у болгар – отрицание. И наконец, «контакт глазами». Этот вид общения идет где-то на интуитивном, подсознательном уровне.

Выделяются следующие виды общения:

Формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют к нему дальнейший интерес и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение, это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник — подчиненный, учитель — ученик, продавец — покупатель), когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. В деловом общении всегда есть цель; оно направлено на достижение какой-либо предметной договоренности, и эта цель должна быть достигнута.

Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение

Светское общение — это общение людей, отвечающее принятым «в свете» нормам. В процессе такого общения люди, как правило, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в тех или иных случаях. Светское общение носит характер закрытости, так как высказываемые людьми точки зрения по обсуждаемым «в свете» вопросам не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман, шантаж) в зависимости от особенности личности собеседника. Человек, имеющий такие цели, может использовать разные приемы — лесть, демонстрацию доброты, «пускание пыли в глаза».

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывает свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделить пять глобальных черт характера (Шмелев А.Г., Водунов М.В., Норманн У. и др.):

1) самоуверенность – неуверенность;

2) согласие, дружелюбие – враждебность;

3) сознательность – импульсивность;

4) эмоциональная стабильность – тревожность;

5) интеллектуальная гибкость – ригидность.

В системе отношений выделяют четыре группы черт характера, свидетельствующих об отношении человека к:

1) другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и пр.)

2) своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и пр.)

3) самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность)

4) вещам (аккуратность, бережливость).

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в спокойной деловитости. Тоже и трудолюбие: холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

В характере человека выделяют интеллектуальные, эмоцио­нальные и волевые черты. Говоря об интеллектуальных чертах характера, имеют в виду прежде всего сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдательность и др.). В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности (возбудимость, рассудочность и т д ), а также преобладающие настроения. Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремленность).

С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей сочетается с такими чертами характера, как коллективизм — чувство единения с коллективом и желание работать для его блага, высокая требовательность к себе, умение критически относиться к своему делу. Уровень способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.

[link]multiurok.ru[/link]

Общение и характер человека

Особенность эмоционально-волевой сферы характера. Проведение исследования свойств различных типов темперамента. Характеристика межличностного и группового общения. Суть диалога с различными по нраву собеседниками. Изучение ригидности и экстраверсии.

  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Психологии»

На тему: «Общение и характер человека. Общение с различными по характеру собеседниками»

Ярославль 2015 г

1. Общение и характер человека

1.1 Структура характера

1.2 Эмоционально-волевая сфера

1.3 Стиль деятельности

1.4 Стиль общения

1.5 Свойства различных типов темперамента

1.6 Межличностное и групповое общение

1.7 Стадии конфликта

2. Общение с различными по характеру собеседниками

2.1 Доминантный собеседник

2.2 Недоминантный собеседник

2.3 Мобильный собеседник

2.4 Ригидный собеседник

Список используемой литературы

Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся специальным предметом исследований. Такое внимание к проблемам общения совершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание того факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую значимость в современном мире и от плодотворности ее решения в теории и на практике во многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем и даже отчасти будущее культуры и цивилизации. Ни для кого не является секретом, что общение является важной частью ведения дел. Мы регулярно общаемся с коллегами, начальниками, подчиненными, клиентами. Через общение мы узнаем их нужды, показываем себя, представляем свои результаты. Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим образом подходят для выбранной темы. В каких случаях стоит делать акценты на личности партнера, а в каких — на его деятельности. В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общаться нам приходится письменно и устно, в личной встрече и по телефону. Для каждого вида общения существуют свои приемы и методы.

1. Общение и характер человека

Общение — процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В общении реализуются социальные отношения людей. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

Характер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

1.1 Структура характера

Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Среди множества черт характер индивида некоторые выступают как ведущие, другие как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств, при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры.

1.2 Эмоционально-волевая сфера

В жизни характер человека проявляется в самых различных видах его деятельности, придавая поведению целенаправленность, настойчивость, а человеку — стремление добиваться успехов (волевые черты характера).

1.3 Стиль деятельности

Характер человека также проявляется в его добросовестности, ответственности, аккуратности (деловые черты характера).

1.4 Стиль общения

Индивидуальные различия в характерах людей касаются сочетания и степени развитости у человека различных волевых, деловых и коммуникативных черт характера. Поскольку таких черт у человека довольно много, не менее чем несколько десятков, постольку индивидуальные различия в характерах людей бывают довольно значительными. Они зависят и от общества, в котором родился, жил и воспитывался данный человек, и от его семьи, и от того, где он учился, от коллективов, в которых он трудился, и от отдельных людей, с которыми он встречался и общался в течение жизни. Индивидуальные различия в характерах отмечаются уже в детстве к концу раннего возраста и далее постепенно увеличиваются.

1.5 Свойства различных типов темперамента

Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности: в отношении к другим людям общительность или замкнутость (экстраверсия — интроверсия), правдивость или лживость, тактичность или грубость и т. д.

1.6 Межличностное и групповое общение

Есть своя специфика в индивидуальных и групповых взаимоотношениях.

Индивидуальные отношения строятся, развиваются и функционируют как сугубо частные взаимоотношения двух лиц, вне зависимости от того, в каких реальных отношениях эти люди с окружающими. По-иному складываются групповые отношения. Даже если они выступают как отношения между двумя членами группы, они всегда по своей природе остаются групповыми в том смысле слова, что их характер прямо определяется теми отношениями, которые у этих двух людей, вступивших в личные контакты, сложились с остальными членами группы. Отличие индивидуальных и групповых взаимоотношений состоит также в том, что первые остаются идентичными сами по себе внутри и вне группы, в то время как вторые изменяются в зависимости от того, складываются и функционируют они в окружении других людей или в изоляции от них. Групповые отношения между людьми осложнены множеством других связей и отношений у членов группы с окружающими.

1.7 Стадии конфликта

Основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:

1. Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте; степень их взаимопонимания.

2. Инициирующая сторона — причины и характер ее действий.

3. Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта — изменения исходного положения дел.

4. Отсутствие взаимопонимания, т. е. понимания интересов противоположной стороны.

5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.

6. Использование силы или угрозы силой (демонстрации силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия.

7. Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями.

8. Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие.

9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.

10. Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и пониманием интересов противостоящей стороны.

11. Новый этап социального взаимодействия

2. Общение с различными по характеру собеседниками

Важной социально-психологической проблемой является проблема удовлетворенности в общении. Общим интегральным критерием выступает количество потребностей, которые человек испытывает в процессе взаимодействия с другим. Среди всего многообразия потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребность в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени (М. Е. Литвак). Кроме того, важно учитывать особенности самого собеседника, которые будут проявляться в общении. эмоциональный темперамент общение ригидность

2.1 Доминантный собеседник

Он настроен непременно повлиять: если силен физически — вызвать у вас робость, если умен, оставить впечатление превосходящего ума. Человек жесткий, напористый. Легко перебивает, повышая голос, по не дает вам перебивать себя. Решителен, ему легко свернуть разговор на полуслове. В качестве сильной стороны можно отметить его умение принимать решения и брать на себя ответственность за происходящее. При общении с доминантным собеседником необходимо дать ему возможность выявить свою доминантность. Спокойно держаться собственной точки зрения, при этом избегать высмеивать его «силовые приемы», иначе может быть ссора.

2.2 Недоминантный собеседник

Уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать собеседника. Нуждается в поощрении, подбадривании не словами, а взглядом. Склонен перекладывать решения на других, поэтому в общении необходимо дать ему почувствовать уверенность в собственных силах и при принятии своих решений.

2.3 Мобильный собеседник

Он с легкостью переключается на общение от других занятий. Речь его быстрая, даже торопливая, одно выражение легко сменяется другим. Проститься с ним так же легко, как и разговориться. Общаясь с мобильным собеседником, необходимо подстроиться под его темп, постоянно замедляя скорость и частоту собственных реплик. Теперь можно вернуться к началу разговора и уточнить то, что было малопонятным.

2.4 Ригидный собеседник

Ригидность — личностная черта, которая выражается в затруднении (вплоть до полной неспособности) изменить намеченную программу деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидному человеку требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу. Говорит он не спеша, вдумчиво, мысль излагает подробно. Распроститься с ним сразу невозможно, ему обязательно нужно расставить все «по полочкам». Если собеседник ригиден, наберитесь долготерпения, чтобы выслушать его внимательно.

Экстраверсия — ориентация личности на мир внешних объектов. Экстраверт расположен к общению как форме деятельности. Легко или тяжело, ему нужно с кем-то пообщаться. Он может обратиться к совершенно незнакомому человеку. Одни и те же лица тяготят его, ему требуется разнообразие. Если беседа носит благополучный характер, то он строит диалог таким образом, чтобы вы расстались на ноте теплоты и взаимопонимания. В случае ссоры он не держит камня за пазухой. Общаясь с экстравертом, старайтесь не нарушать атмосферу взаимной симпатии. Его излишнее любопытство, поверхностность лучше всего сглаживать с помощью беззлобной иронии.

Интроверсия — ориентация личности на свой внутренний мир. Интровертам присущи необщительность, замкнутость («им все равно меня не понять»). Он весь в себе, не любит ежедневных встреч и разговоры на личные темы. Темы творческого, философского и делового характера его привлекают больше. Общаясь с интровертом, избегайте панибратства и всякой личной тематики. Обсуждая вопросы профессиональные или абстрактные, будьте готовым к затяжным паузам.

Людям недостаточно иметь только хорошие и устойчивые отношения друг с другом. Необходим социальный интерес, определенная динамика жизни, которые приносит новые впечатления. Восприятие человека нацелено на некоторые изменения, новые ситуации. Поэтому слишком статичные, неизмененные отношения между людьми, лишенные динамики и не сопровождающиеся теми или иными событиями, со временем иссякают. Позитивным фактором общения является принадлежность к одному социальному слою, возрастной категории и наличие общих интересов.

1. Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

2. Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Основные функции общения: прагматическая, формирующая, подтверждающая, «межличностная», внутриличностная.

3. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды: по контакту с собеседником общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным или массовым, ролевым и личностным; по времени контакта кратковременным или длительным; по уровню передачи информации вербальным и невербальным.

4. Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих объектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу. Выделяют следующие уровни общения: фактический (простой обмен репликами), информационный (обмен содержательной информацией), личностный (духовный уровень постижения сущности другого человека и самого себя).

5. Среди многообразия социальных потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребности в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени.

6. Умение находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательных отношений, характеризует общительность человека. Общительность — качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми.

7. Среди многообразия потребностей человека от самого процесса общения можно выделить потребность в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени. Важно учитывать особенности самого собеседника, которые будут проявляться в общении: доминантность или недоминантность, мобильность или ригидность, экстравертность или интровертность.

Итак, общение — это взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом.

Общение — это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы, фазы. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно (непосредственное, опосредованное общение; межличностное и массовое общение; межперсональное и ролевое общение и др.).

Особое внимание исследователи уделяют двум аспектам (видам, языкам) общения — вербальному (речевому) и невербальному (неречевому).

Современные средства массовой коммуникации способствовали возникновению новых направлений исследования специфических форм общения разного типа (телефон, телевидение, радио, Интернет и т. п.).

Список используемой литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология.

2.Вердербер Р. Общение: интенсивный курс.

3. Морозов А.В. Деловая психология.

4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений.

5. Крысько В.Г. Социальная психология.

6. Кузнецов И.Н. Риторика.

7. Лунева О.В. Общение.

8. Сафьянов В.И. Этика общения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Изучение природы детских эмоций. Исследование психологических особенностей развития эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте. Анализ типов родительского воспитания. Роль и значение общения в семье в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника.

курсовая работа [95,8 K], добавлен 25.11.2014

Факторы, определяющие общение. Сравнение характера межличностного общения в разных объединениях людей. Связь круга общения личности и ее свойств. Общение и формирование личности. Условия психологически комфортного и личностно развивающего общения.

реферат [24,4 K], добавлен 05.02.2011

Определение и типы темперамента, его физиологические основы. Психологические особенности подросткового возраста. Исследование влияния темперамента на характер общения. Педагогические рекомендации по работе с подростками с учетом разных типов темперамента.

курсовая работа [1,8 M], добавлен 20.02.2012

Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения. Свойства темперамента в исследованиях ученных. Изучение взаимосвязи стиля общения от свойств темперамента. Характеристика психодиагностических методик.

курсовая работа [175,4 K], добавлен 29.05.2014

Психолого-педагогические основы развития эмоционально-волевой сферы. Общая характеристика детей с нарушением интеллекта. Связь с природой как одно из эффективных средств коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с легкой степенью умственной отсталости.

курсовая работа [79,8 K], добавлен 28.05.2012

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • весь список подобных работ
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Нужно ли учитывать особенности характера в общении
[link]revolution.allbest.ru[/link]

Характер, его учет в работе с людьми

На основе темперамента личности формируется ее характер. Платонов К.К. определил его как пятую, наложенную подструктуру личности. Если темперамент прирожден, то характер — приобретен в течение жизни, в деятельности и общении человека с другими людьми. Характер развивается на основе темперамента человека. Наследуемое, прирожденное и приобретенное сливаются вместе в характере человека. Не случайно мы часто замечаем: черты характера детей похожи на черты характера родителей, но тяжело определить – это действие фактора генетического наследования или фактора воспитание (социального наследования).

Характер( в переводе с древнегреческого языка – печать, чеканка, отпечаток, термин введен Теофрастом)– это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, которые характеризуют ее основную жизненную направленность, содержание, и проявляются в своеобразных для данной личности способах деятельности

.Итак, характер определяет, в первую очередь, содержание и своеобразие личности: насколько человек честен, принципиален, добр, целенаправлен и т.п.. Однако, эмоциональность, подвижность – тоже черты характера, но они определяются в большей мере не социальными влияниями, а темпераментом

Черты личности могут быть волевыми: решительность, настойчивость, целеустремленность; выдержанность, терпеливость. Если у человека преобладает волевое начало над чувственным и рациональным, то и характер его называют волевым.

Интеллектуальные черты характера – это вдумчивость, рациональность, любознательность. Человек с рациональным (интеллектуальным) типом характера считает необходимым сначала подумать, принять решение не под влиянием эмоций.

Эмоциональные черты характера – смешливость, веселость, чувство юмора, тревожность ранимость, хмурость и др. Если человек живет чувствами, доверяет не уму, а сердцу, его тип характера называют чувственным или эмоциональным.

Особо выделяют нравственные черты личности — ответственность, гуманность, доброта, честность, доброжелательность, правдивость, верность и т.п. — без них человек не становится социально зрелым. Не случайно именно эти черты в народе носят название человеческими.

Черты характера могут быть социально желательными, с точки зрения других людей, или нежелательными: агрессивность, упрямство, лень, болтливость и т.п. Они всегда выражают отношения человека к чему-то: к работе (трудолюбие), к другим людям (доброта), к самому себе (гордость, самоуважение), к вещам, к природе…, поэтому еще важнее, чем темперамент, руководителю знать характер своих подчиненных.

Итак, воля, ум, чувства, нравственность – это четыре психологических начала, которые дают основу характера человека.

Три позиции, которые усматривает в личности Э. Берн, автор транзактного анализа, отвечают трем «китам».

Транзактний анализ – одно из направлений психодинамической психологии (автор Э. Берн), которое анализирует поведение и взаимодействие людей с точки зрения ролевых позиций — Дитя, Взрослый, Родитель — и жизненных сценариев.

«Дитя» – это носитель эмоций и чувств, эмоционального отношения к миру. «Дитя» живет по принципу «хочу — не хочу», не хочет знать социальных требований и запретов — «надо — не надо», «можно — нельзя» , и ожидает от окружения удовлетворения своих потребностей. Впрочем, «дитя» может быть разным: послушным или забиякой, спокойным или капризным.

«Взрослый» – это носитель вдумчивого, рационального, практического отношения к миру, самостоятельного критического мышления. Он ничего не принимает на веру, требует доказательств. Его мышление способно принять аргументы других, обдумать их, измениться под их влиянием или остаться неизменным.

Наконец, » Родитель» – это носитель мудрости, жизненных устоев и правил. Он всегда знает ответ на все вопросы, правила поведения на все случаи жизни. Он знает как жить и хочет научить этим правилам других, навязать свою волю или передать свой опыт.

У каждого человека в характере есть все три ролевые позиции, возможно одна из них доминирует, какая-то совсем не выражена. Человек может манипулировать позициями, учитывая позицию собеседника, оппонента в общении с ним. Кажется очевидным, что переход на позицию «взрослого» в деловом общении наиболее эффективен, но не всегда человек хочет и может изменить свою позицию, не всегда только «взрослого» ждет успех в достижении целей общения. С разными вариантами взаимодействия людей, с особенностями ролевых позиций, понятием жизненного сценария можно познакомиться подробнее в теории и практике транзактного анализа, в книгах Э. Берна.

Учет в работе с людьми требуют и акцентуации характера. Теория акцентуированных личностей К. Леонгарда и разработки отечественного психиатра А.Е. Личко позволяют раскрыть это понятие. Акцентуация – это не отклонение от нормы, но обостренная черта, которая выделяется среди других. Она может быть слабым звеном, доставлять неприятности самому человеку или его окружению, например, являться фактором плохого самочувствия человека, нарушать его душевное равновесие.

Акцентуация характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера, которое делает человека уязвимым относительно определенных психогенных влияний.

Выделяют, например, такие акцентуации.

Гипертимный тип акцентуации характеризуется часто поднятым расположением духа, желанием деятельности, живостью мышления. При этом он может разбрасываться, не доводить дело до конца, мысли его скачут. Его активность должна быть реализованной, а помощники – терпеливыми и спокойными.В общении с ним руководителю не следует быть директивным, но удержание дистанции не помешает. Гипертимный руководитель заразит своей энергией и приподнятым состоянием духа свой коллектив, своих соратников.

Дистимный тип акцентуации характеризуется, наоборот, сниженной активностью, сниженным расположением духа, сосредоточенностью на отрицательных сторонах жизни, склонностью к депрессиям. Он требует психологической, эмоциональной поддержки товарища, который будет вселять в него уверенность в завтрашнем дне.

Циклоидный тип объединяет в поведении циклы гипертимности и дистимности, характеризуется резкими изменениями состояния в зависимости от условий. Он способен к максимальной самореализации, хорошей работе в состоянии повышенного расположения духа, требует отдыха и душевной поддержки в состоянии подавленного расположения духа.

Шизоидный тип акцентуации характеризуется отгороженностью, замкнутостью, самодостаточностью, эмоциональной холодностью. Способен к высоким достижениям в сфере творчества, интеллектуальной деятельности, но он – одиночка.

Акцентуант демонстративного типа имеет ненасытную потребность во внимании окружающих. Он может пользоваться для этого всеми средствами. Не следует подчеркнуто игнорировать его личность. Если его артистическим способностямдать проявиться, будет удовлетворено и окружение, и он сам.

Застревающий тип акцентуации характеризуется стойкостью отрицательных аффектов, повышенной раздражительностью, уязвимостью, подозрительностью, честолюбием. Даже случайно зацепив, обидев его, можно надолго утратить с ним личностный контакт. Он требует коррекции аффективной сферы. Этот тип плохо распознается внешним наблюдателем, даже педагогом.

Педантический тип характеризуется вязкостью мышления, преувеличенной склонностью к порядку. Убеждать его сложно, иногда не нужно. Лучшее принять его таким, какой он есть, предоставить ему возможность поддерживать порядок там, где надо.

Тревожный тип характеризуется повышенной эмоциональной реакцией на трудности, опасливостью, ожиданием неприятностей. Его защита – это заблаговременная подготовка к событиям, которые ожидаются. Директивные методы управления не повышают эффективность его работы.

Эмотивный тип характеризуется подвижностью эмоциональных процессов, впечатлительностью, повышенной чувствительностью в области тонких эмоций, душевностью, эмоциональной чуткостью. Во взаимодействии с эмотивным типом особый вес приобретают эмоциональная открытость, чуткость.

Возбудимый тип характеризуется недостаточной управляемостью, импульсивностью поведения, нетерпимостью. Его проблема – это развитие воли. Однако не следует давать оценку личности этого типа, его отрицательных черт. Для руководителя здесь действует общее психологическое правило: оценивай не личность, а выполнение человеком своих служебных обязанностей. Само знание особенностей возбудимого типа, готовность к проявлению его поведенческих реакций само по себе имеет положительное значение для руководителя. Это может предупреждать негативные срывы самого руководителя при общении с таким подчиненным.

Акцентуация характера может быть и не выражена. Вспомните, замечали ли вы у себя акцентуированные черты? Мешают ли они вам при общении с людьми? Подумайте, как можно избежать ошибок в общении, принимая себя и других такими, какие вы есть.

Предпосылки появления тех или иных акцентуаций могут быть заложены в человеке от природы, в то же время в характере есть черты, которые появляются только в процессе индивидуального развития человека и связаны с процессом его социализации. Это нравственные черты, черты социально зрелой личности.

Над определением понятия «социальная зрелость» до сих пор спорят ученые. Каковы критерии его определения? Анализ понятия социальной зрелости человека, проведенный А.О. Реаном, показал, что существуют противоречия в его определении, которые приводят к подмене этого понятия понятием взрослости. Взрослость – это возрастной период, к наступлению которого достигается полная физическая зрелость человека. Но социально зрелой личность может стать и в молодом, и даже в подростковом возрасте, в зависимости от того, как сложился жизненный путь человека.

А.А. Реан выделяет в социальной зрелости человека четыре базовых черты: ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление, которое присутствует во всех предшествующих компонентах. Ценностные ориентации личности также имеют значение. Доминирование духовных ценностей характеризует социально зрелую личность. Если молодые люди, которые учатся в вузе, выбирают ценности, связанные с познавательной деятельностью, творчеством, это является залогом их успешного обучения, становления квалифицированного специалиста. А если для них так же немаловажными являются такие ценности, как счастье других, наличие друзей, уважение окружающих, терпимость, ответственность, чуткость, понимание своих недостатков, то можно говорить и про нравственно развитую личность специалиста.

Каковы же особенности черт социальной зрелости современных студентов? Большинство обследованных нами студентов считают себя ответственными и самостоятельными, умеющими принимать решения и отвечать за их выполнение, стремятся к саморазвитию, готовы признавать свои ошибки и терпеть ошибки других, имеют свои мысли и уважают мысли других, терпимо к ним относятся, проявляют самореализацию в увлеченности своей будущей профессией и обучением. Прямо назвали себя социально зрелыми 50% пятикурсников, 40% четверокурсников, 27% третьекурсников и 10-15% студентов младших курсов. Таким образом, чем старше курс обучения, тем более зрелым как личность считает себя студент. Какие же результаты психодиагностических (тестовых) исследований? Только 7% обследованных студентов имеет выраженную интернальность, то есть ответственность за все, что происходит с ними, они принимают на себя, а не приписывают внешним обстоятельствам и другим людям, большинство имеет среднюю (умеренную) интернальность (50%) или экстернальность (43%), то есть ответственность за события приписывают внешним обстоятельствам. Причем, девушки имеют заметно более высокий уровень интернальности в сравнении с юношами (77% и 38%). Но интернальность девушек не зависит от курса обучения, а интернальность юношей четвертого курса в пять раз выше, чем юношей третьего курса.

Что же касается терпимости, толерантности, то большинство студентов имеет повышенную агрессивность: преобладают средние и высокие показатели агрессивности. У студентов-юношей преобладают такие формы агрессии, как физическая агрессия и негативизм, а у девушек — вербальная агрессия и аутоагрессия (агрессия, направленная на себя). Анализ результатов исследований показывает, что положительная динамика ответственности (интернальности) и духовных ценностей в плане волевого и профессионального развития личности студентов существует. Самооценки студентов говорят о том, что они считают себя довольно зрелыми с точки зрения личностного роста, но данные тестовых исследований говорят о том, что социальная зрелость еще в стадии становления. Эти факты делают актуальной работу по развитию адекватной мотивации молодежи, развитию у них интереса к творчеству и самовыражению. Социальная зрелость, ответственность, диспозиционная терпимость формируются в соответствующей деятельности, в которой молодому человеку нужно брать ответственность на себя – в самостоятельной деятельности, которая предполагает независимое поведение личности и волевое принятие решений. Организация такой деятельности возможна при выполнении индивидуальных творческих учебно-исследовательских заданий, в процессе практики и научно-исследовательской работы студентов. Необходимость самостоятельного выбора, принятие решения и самостоятельной деятельности резко повышают социальную зрелость личности уже за пределами обучения в вузе.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 216 ;

[link]studopedia.net[/link]

Характер и учет его особенностей в профессиональной деятельности.

Характер — это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.

Итак, по каким же признакам можно классифицировать характер человека? Мне представляются очевидными 2 признака: сила внутренних убеждений личности и активность взаимодействия с внешним миром.

Таким образом, можно обозначить 4 типа характера:

Хотелось бы сразу предостеречь от мнения, что «сила» и «активность» – это хорошо, а «слабость» и «пассивность» — плохо. Вообще, говоря о «хорошем» или «плохом» характере, мы можем говорить лишь об эффективности данного типа характера в конкретном социальном взаимодействии.

Можно охарактеризовать сильный тип как упорный, упрямый, верный, консервативный, уверенный, самоуверенный, непреклонный, «стоик»; а активный тип – как общительный, диктующий, навязывающий(ся), лидирующий, «заводила», «выскочка».

Очевидно, что данные качества не являются однозначно хорошими или плохими сами по себе, а наше отношение к ним зависит от контекста, в котором они проявляются.

Каким же образом можно описать людей, обладающих определенным ярко выраженным типом характера?

I тип – диктатор, тиран (возможно, домашний), лидер или активист какой-либо партии или общественного движения, убежденный в своей правоте и навязывающий свое мнение другим.

II тип – это тип, также уверенный в своих идеалах, но скорее не навязывающий, а хранящий их, или навязывающий неявно; тип монаха-отшельника или «серого кардинала».

III тип – тип лидера, для которого принципиально неважно, куда вести, лишь бы всегда быть «на коне». В политике это руководитель, «прозревающий» при каждой смене власти и остающийся в своем кресле, а в дружеской компании – просто «душа общества»; типичный характер артиста.

IV тип – тип исполнителя, убеждения которого соответствуют «общепринятым», либо зависят от мнения авторитетов; наиболее гибкий и неконфликтный тип.

Можно представить следующую схему взаимодействия (подавления) людей с разными типами характера:

Следует заметить, что наихудшие возможности взаимодействия у типа II с типом III, так как в этой паре нет явного ведущего и явного ведомого: они оба пытаются вести по разным признакам.

Еще раз подчеркну, что тип характера не является чем-то окончательно застывшим, а подвержен более или менее значительным изменениям под влиянием окружающего мира и при желании самого индивидуума.

В связи с этим нельзя не обратить внимание на мнение некоторых людей о том, что именно характер мешает им достичь определенного успеха в жизни, и выраженное стремление таких людей изменить свой характер. Здесь важно учитывать, что именно данный человек понимает под жизненным успехом. Не касаясь конкретных методик, практик и тренингов по изменению личности, можно лишь заметить, что перемена характера может (хотя и необязательно), улучшив результативность в какой-то определенной сфере деятельности — например карьере, в то же время ухудшить результаты в другой сфере- например семье.

Стоит ли стремиться иметь жесткий «сильный» тип характера, если в случае социальных потрясений и крушения идеалов такая личность может потерпеть полный крах, в то же время гибкий «слабый» тип может приспособиться к существованию в любых условиях.

В сфере профессиональной карьеры наибольшие шансы стать руководителем имеет I тип, как обладающий способностью к стратегическому командованию. Но не существует предприятий, состоящих из одних руководителей. Требуются и исполнители, и притом в гораздо большем количестве, чем командиры; и в этом смысле у IV типа гораздо больше шансов иметь удовлетворяющую его работу. К сожалению, многие руководители фирм, подбирая персонал, отдают предпочтение «энергичным и целеустремленным», что не всегда оправдано с точки зрения наибольшей эффективности работы предприятия.

В качестве разного рода продавцов и агентов большие шансы на успех имеет III тип, который так же успешно может исполнять функции руководителя нижнего звена, как способный к тактическому командованию.

Тип II может достичь успеха на должностях, требующих способности к стратегическому планированию и ограниченному руководству (заместители руководителей высшего и среднего звена и руководители среднего звена).

В завершение можно отметить, что далеко не всегда можно однозначно определить тип характера, что связано отчасти с наложением характера на определенный тип темперамента, свойственный данному человеку и, в большей степени, в связи с возможным постепенным изменением характера от одного типа к другому.

Способности и способы их развития.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

умственные и специальные

учебные и творческие

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты (см. работы М. А. Холодной).

Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще. Конкретные примеры: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества, и она опирается не только на знания и опыт, но на пространственное воображение, как главное условие математического мышления (при этом имеется ввиду не только геометрия и стереометрия, но вся математика в целом). Для спортсмена такой общей основой является воля к победе, стремление во что бы то ни стало быть первым. Для художника (в любой области искусства) — это эстетическое отношение к миру. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность трансформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии). Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:

собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);

композиционные (для сочинения музыки);

контролирующие, слуховые (музыкальный слух — звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека благодаря стрессовой реакции могут восстановиться, либо резко усилиться те или иные способности.

Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии:

Отдельно следует рассмотреть понятие Одаренность. Происхождение этого термина опирается на представление о «даре» — высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Задатки опираются на наследственность либо на особенности внутриутробного развития. Поэтому одаренность следовало бы понимать как показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность. Однако Н. С. Лейтес отмечает, что в реальности бывает трудно отследить, являются ли способности в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) или же они преимущественно — воплощение задатков. Поэтому в науке в большей степени установилось такое понимание этого термина, которое свидетельствует просто о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития каких-то способностей, особенно если речь идет о детях. А собственно уровни этой одаренности — талант и гениальность. О разнице таланта и гениальности очень удачно и образно рассказали соавторы И. Акимов и В. Клименко. Они подробно рассмотрели эти варианты одаренности, подчеркивая, что между талантом и гением не количественное, а качественное различие. У них разное чувствование мира. Продукт деятельности таланта — оригинальность; продукт деятельности гения — простота. Однако И. Акимов и В. Клименко считают, что гений появляется не вдруг; он рождается из таланта; рождается как результат многолетней работы таланта над качеством. По другой точке зрения, талант и гениальность не являются стадиями, это довольно разные психологические качества, и если талантливый человек может использовать свой талант, а может и не использовать, то гениальный человек фактически является заложником своей гениальности, он не может не работать в том направлении, в котором одарён, для него наказанием является лишение его возможности творить. Не случайно одаренность называют «девиацией», хоть и позитивной.

Традиционно принято выделять также уровни развития способностей:

Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности имеют довольно разную природу, поэтому развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно выявить самостоятельные уровни развития.

Способы развития способностей:

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни.

В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов. Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Например, у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь, в пять-семь лет он наиболее готов к овладению чтением. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Важно отметить то, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Поэтому для развития способностей ребенка важны все этапы его становления как личности. Нельзя думать, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Обычно это происходит в период от рождения до шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

В это же время начинается становление и развитие специальных способностей. Затем развитие специальных способностей продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.

Как вы уже знаете, игры детей выполняют особую 4)ункцию. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

Следует отметить, что не все виды деятельности, которой занимается ребенок, будь то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных па преодоление возникающих трудностей. Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Нужно ли учитывать особенности характера в общении
[link]studfile.net[/link]

CATEGORIES