Невербальные компоненты общения

Невербальное общение и его функции

Одним из видов взаимодействия между любыми живыми существами, коммуницирующими друг с другом, оказывается невербальное общение, его функции – передача разноплановой информации без обращения к речевым механизмам. В качестве инструмента трансляции сообщений используется физическое тело индивида.

Под функциями невербального общения подразумеваются разнообразнейшие жесты и позы тела, лицевая мимика, голосовой тембр. Все эти средства добавляют передаваемой информации образности, эмоциональности. Часть исследователей утверждает, будто с использованием речевого канала общения передается не более 7% информации, 38% поступает через интонацию, тон голоса и 55% приходится именно на невербальные, первичные неречевые компоненты коммуникаций. Это свидетельствует о том, что пусть слова и первичны, но важно то, как они были сказаны, какой невербальный подтекст в них был заложен.

Индивид становится гораздо более понятным для окружающего его социума, когда есть возможность наблюдать его жесты, слышать интонации. Проводимые исследования свидетельствуют о параллельной эволюции общения на уровне биологического развития вида и в разрезе формируемой культуры.

Если акцентировать внимание на жестах, то они делятся на несколько категорий и могут свидетельствовать о многом, то есть понимание языка жестов очень важно и необходимо. Часть невербального общения – коммуникации, выражаемые через жесты. Например, когда собеседник потирает лоб или подбородок, это говорит о его подозрениях или о скрытности, о том же свидетельствует стремление избегать зрительного контакта с уводом глаз, попытки прикрывать руками лицо. Наоборот, об открытости будет свидетельствовать сокращение расстояния между собеседниками.

Когда человек при ведении разговора начинает периодически прикасаться к носу, это означает о его попадании в проблематичное для него положение. О том, что он в чем-то сомневается, будет говорить почесывание боковой части шеи, если почесывает ухо, сообщает о своем несогласии с тем, что слышит от партнера по беседе, если же периодически потягивает ушную мочку, дает понять, что слушать ему уже надоело, и он сам бы желал высказать собственное мнение.

В качестве иллюстрации невербальных коммуникаций весьма показательны рукопожатия, именно они говорят о многом во взаимоотношениях. Подача руки вверх ладонью указывает на подчиненность, если один из встречающихся захватывает руку при рукопожатии таким образом, что ладонь второго человека оказывается снизу, это говорит о властности первого. Если подается прямая, не согнутая в локте рука, это свидетельство о разном статусе встречающихся или о неуважении к партнеру по встрече. Когда для рукопожатия протягиваются лишь пальцы, это выражает неуважение к индивиду.

Очень сильно отличаются рукопожатия в разных странах. Крепкое и энергичное рукопожатие американца или европейца будет воспринято с недоумением человеком из Азии, где приняты долгие и мягкие рукопожатия.

К особенностям невербального общения следует отнести практическую невозможность или высокую сложность контроля над положением тела и его членами. Напряженность характеризуется поднятыми плечами, когда человек расслабляется и настраивается на решение трудностей, его плечи опускаются, а голова наоборот, поднимается.

Голова наклоняется вбок – верный признак проявления любопытства, если собеседник – молодая женщина, это может указывать на кокетничанье. Немало о человеке может рассказать его лицо и особенно взгляд. Очень важным элементом невербального общения является умение распознавать жесты, которые невольно очень многое высказывают о собеседнике, ввиду своей бессознательности.

Особенно важны телодвижения, которые свидетельствуют об обмане со стороны собеседника, это и загораживание рта рукой, и касание носа либо ямочки под ним, увод глаз вниз или вбок.

Контакты между людьми, развивающиеся в процессе их совместной деятельности, подчиняются принципам коммуникативного взаимодействия, состоящим из трех частей:

  1. Коммуникативной, определяющей информационный обмен между контактирующими людьми.
  2. Интерактивной – организация средств обмена.
  3. Перцептивной, подразумевающей формирование восприятия индивидов друг другом для установления взаимопонимания между ними.

Как бы то ни было, но у коммуникативного взаимодействия есть невербальная и вербальная (словесная, речевая) составляющие, причем информация, которая передается словами, обрабатывается с применением логики и интеллекта, тогда как для интерпретации сигналов невербального уровня общения применима интуиция.

Поскольку человек владеет языком, используемым им для обмена самой разноплановой информацией, любое явление для него приобретает полный смысл лишь после его наименования, то есть после использования языка – системы базисного шифрования информации, порождающей слова. Именно слова и состоящий из них язык дают возможность не только генерировать отдельные вполне определенные установки у социума, но и впоследствии управлять откликом социума, прогнозируя и даже формируя его.

Нередко вербальное общение является неполным и создающим обманчивое впечатление полученного взаимопонимания, поскольку придание одним и тем же словам разного значения со стороны партнеров по общению, на самом деле не способствуют его достижению. Уровень потерь и искажения данных при словесном обмене может быть достаточно велик и обуславливается рядом факторов, в частности, грамотностью собеседников.

При этом невербальный язык оказывается более богатым, нежели словесная речь и существенно помогает в понимании истинного значения слов. Нередко из-за их несоответствия невербальным сигналам, в отношении к собеседнику возникает бессознательное инстинктивное недоверие.

Как становится понятным из всего выше сказанного, невербальные связи имеют большое значение при обмене информацией и не только.

Уточним, что же относят к видам невербального общения, это:

  • внешний вид – формирует образ, воспринимаемый впоследствии окружающими;
  • жестикуляция и сопровождающие разговор движения. Множество едва уловимых, казалось бы, движений, наклонов, изменений позы, говорят об истинных намерениях партнера по общению;
  • голосовые модуляции – нередко один лишь тон голоса, его интонации говорят собеседнику об очень многом;
  • лицевая мимика – не должна противоречить словам и остальным сигналам, которые посылаются партнеру во время общения. Неискренняя улыбка, например, может все испортить, если поза и жесты ей противопоставляются.

перейти наверх

Нередко люди слышат одно, хотя на самом деле их собеседники подразумевают совершенно иное, также как и подразумевают совершенное другое, чем говорят. А причина в неумении правильной интерпретации языка тела.

О разновидностях способов невербального общения говорили выше, поэтому сейчас остановимся на том, как жесты подразделяются между собой.

Жесты невербального общения бывают:

  • иллюстрирующие, например, отмашка или указание;
  • регулирующие, например, кивок или же покачивание головой;
  • знаковые, заключающие в себе целостные понятия и фразы, например рукопожатие – приветствие;
  • адаптирующие, такие как поглаживания, прикосновения, подергивание предметов;
  • эмоциональные или иначе – жесты-аффекторы;
  • мелкие, почти незаметные жесты, такие, как легкое вздрагивание губ, например.

Невербальные компоненты (средства) общения

Первой работой, посвященной невербальным средствам передачи информации является, по-видимому, работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у людей и у животных», опубликованная в 1872 году.

Серьезно изучаться невербальные аспекты общения начали только в 60-х годах прошлого века, а общественности они стали известны, когда Д. Фаст (США) в 1970 году опубликовал исследования ученых-бихевиористов о невербальных компонентах коммуникаций. А. Миробян установил, что передача информации происходит за счет только слов на 7 %, за счет звуковых средств – на 38 % и за счет невербальных средств – на 55 %. Исследования профессора Бердвистела показали, что вербальный компонент обучения занимает 35 %, а невербальный – 65 %. А. Пиз считает, что восприимчивость, предчувствие и интуиция есть не что иное, как способность читать

невербальные сигналы другого человека и сравнивать их с вербальными. Ощущение лживости слов человека в действительности есть улавливание разногласия между его словами и его невербальными сигналами.

К невербальным (неречевым) средствам общения относятся:

• интонация, тембр голоса, паузы, скорость речи и т. п.;

• мимика и пантомимика;

• дистанция в общении (расстояние между говорящими);

Восприятие собеседниками друг друга во многом зависит от голоса говорящего – его интенсивности (громкости), высоты, тембра, интонации. Громкость голоса связана с индивидуальной манерой распоряжаться пространством общения. Владение голосом подразумевает интуитивный выбор громкости, которая нужна для данного помещения, обстоятельств данного разговора. Люди, имеющие привычку говорить громче, чем следует, как бы захватывают пространство, в котором существуют не только они одни, но и другие люди. Повышенная громкость в целом свойственна возбужденному, напряженному общению. Носители громкой речи воспринимаются окружающими как доминирующие, желающие привлечь к себе внимание (однако не следует забывать о возможных дефектах слуха, при которых нарушается восприятие громкости собственной речи).

Низкий голос традиционно ассоциируется с силой, уверенностью в себе, сексуальностью и умением убеждать других людей. (Интересно, что у успешных женщин-политиков голоса в среднем более низкие, чем у остальных. Имиджмейкеры деловых женщин, как правило, работают над тем, чтобы сделать тембр более низким, «грудным». Исследования английского социолога А. Карпф (A. Karpf) показывают, что с 1945 по 1993 год частота колебания голоса у молодых женщин (18-25 лет) снизилась в среднем на 23 герца.)

Скорость речи может много рассказать о темпераменте, об эмоциональном состоянии собеседника. Человек возбужденный говорит быстрее, чем обычно, слегка не договаривая слова. Человек подавленный, утомленный говорит медленнее, монотоннее, снижая скорость и громкость речи к концу фраз.

Для установления хорошего контакта оба собеседника, как правило, идут навстречу друг другу. Врач легче установит атмосферу доверия во время беседы, несколько изменяя характеристики своего голоса,

приноравливаясь к речи пациента, по возможности подстраиваясь по скорости, но удерживая адекватный уровень громкости речи.

В создании доверительной, спокойной атмосферы в общении большую роль играет учет пантомимики –позы и жестов человека. Они могут быть напряженными – сигналящими о том, что ваш собеседник «собрался» и готов к отпору в ожидании неприятного сообщения; «закрытыми», говорящими о недоверии (скрещенные на груди руки, отстраненное от вас туловище); агрессивными (руки, сжатые в кулаки). Поза собеседника может быть спокойной, удобной, расслабленной, рассчитанной на продолжительное общение. Для создания атмосферы сотрудничества, внимательного слушания, при котором пациента обычно не торопят, врачу обязательно нужно самому сидеть в удобной, спокойной, стабильной позе.

Французский социальный психолог Н. Геган (Nikolas Gueguen) обнаружил закономерность: человек, которому приветливо улыбнулись, чаще проявляет готовность помочь другим. В эксперименте случайным спускающимся по лестнице мужчинам и женщинам улыбалась симпатичная девушка. В конце лестницы другой статист ронял коробку с дискетами. Те, кому по дороге улыбнулись, гораздо чаще предлагали свою помощь. Геган предполагает, что улыбка не только повышает настроение, но и повышает самооценку. Человек бессознательно хочет сохранить положительный настрой и приходит на помощь другому, повышая самоуважение.

ти. Они являются в данный момент представителями организации, профессии, социальной роли (продавец – покупатель, начальник – подчиненный) и т. п. Расстояние тем больше, чем дальше эти люди находятся на социальной лестнице. Публичное общение – общение одного человека с группой, аудиторией без микрофона возможно на расстоянии от 4 до 8 м, а при современных технических возможностях расстояние не ограничено (подробнее о психологии общения можно прочитать в книге С. Дерябо, В. Ясвина «Гроссмейстер общения». –

Удобное для врача расстояние при общении с пациентом не всегда может быть приемлемым для последнего: слишком далеко отстоящий стул у одних вызывает желание подвинуть его к врачу, у других возникает ощущение незащищенности, а третьих это расстояние вполне устраивает, не нарушая комфортного состояния.

Не следует начинать беседу с пациентом с предложения сесть в специальное медицинское кресло, лечь для осмотра и т. д. Кроме того, если один из собеседников сидит, а другой стоит, это заведомо провоцирует на неравноправные отношения и может вызвать негативную реакцию, затрудняющую общение.

В стоматологии возникает и проблема нарушения дистанции, так как лечение вынужденно происходит с нарушением интимного пространства как пациента, так и врача, а характер общения чаще всего соответствует социальной ситуации (роли врач – пациент). Это может вызывать дополнительное беспокойство, дискомфорт, усиливать стрессовое воздействие. В качестве профилактических мер можно попробовать перейти на уровень личного контакта – обращаться к пациенту по имени (имени и отчеству, представиться самому, если пациент обратился к вам впервые). С общительными, открытыми пациентами желательно коротко коснуться какой-либо личной темы, на которую они с вами сами говорили.

Большое значение для установления первого контакта и результативного общения в дальнейшем имеетвзгляд человека. Ему издавна приписывали особую роль в налаживании эмоциональных связей с собеседниками и в передаче тонких смысловых оттенков. Существуют общие закономерности восприятия зрительного контакта, схожие для всех людей, и индивидуальные особенности, связанные с ведущим каналом восприятия у конкретного человека, с национальными особенностями и сложившимися культурными традициями. Так принято выделять «контактные» и «неконтактные» культуры, в кото-

рых существуют негласные, но общепринятые нормы, указывающие, когда можно, а когда нельзя смотреть в глаза собеседнику. В России преобладает «контактная» культурная традиция, поэтому лица, избегающие зрительных контактов, оцениваются негативно. Однако не все так однозначно, и долгий прямой взгляд часто воспринимается как нарушение психологической дистанции, что не всегда приятно собеседнику, и может быть воспринято как доминирование, вызов, агрессия. Психологические исследования показывают, что среднее время, в течение которого прямой взгляд в глаза незнакомому человеку переносится им без дискомфорта, – не более 3 секунд. Таким образом, для налаживания продолжительного общения следует избегать как отсутствия зрительного контакта, так и злоупотребления им.

Иногда для врачей характерен «невидящий» взгляд, когда глаза обращены на пациента, но взгляд как бы проходит сквозь него или до него не доходит. Это часто бывает следствием психологической усталости, «эмоционального выгорания», желания отгородиться от многочисленных контактов. Такой взгляд полностью уничтожает возможность полноценного общения, остаются лишь формальные контакты.

Культурные традиции проявляются не только в отношении взглядов (так, например, в Японии не принято смотреть собеседнику в глаза, а необходимо удерживать взгляд в области шеи, чтобы лицо находилось в периферической области зрения), но и в отношении жестов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку.

Невербальные компоненты коммуникации. Значение невербального общения в младенческом и раннем возрасте

Невербальные компоненты коммуникации. Значение невербального общения в младенческом и раннем возрасте

Общение людей можно разделить на речевое и неречевое. Речевое называют вербальным, все прочее – невербальным.

В последнее время в логопедической практике обнаруживается интерес к использованию невербальных средств или форм коммуникации. Под невербальными средствами подразумеваются различные заменители звучащей речи.

Вербально-коммуникативные методы — группа психологических и, в частности, психодиагностических методов на основе речевого (устного или письменного) общения.

Невербальное общение — вид общения без использования слов.

Основы невербального общения

Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации.

Типы невербальной коммуникации

• паралингвистика (наука о дополнительных к речи звуковых кодах, например, тембр, тон, интонация);

• кинесика (наука о жестах, термин предложен Р. Бирдвистелом в 1952);

• окулесика (наука о языке глаз и визуальном поведении людей);

• проксемика (наука о пространстве коммуникации);

• гаптика (наука о языке касаний и тактильной коммуникации);

• хронемика (наука о времени коммуникации);

• одорика (наука о запахах тела и используемой человеком косметики);

• аускультация (наука о слуховом восприятии звуков и об аудиальном поведении людей);

• гастика (наука о знаковых функциях пищи и напитков);

• системология (наука о предметах, которыми люди окружают свой мир);

• актоника (наука о поступках как знаках).

Также невербальные средства коммуникации можно разделить на несколько групп:

o естественные экспрессивные;

o искусственные экспрессивные;

o специальные или альтернативные.

К естественным экспрессивным относятся:

Все они выполняют функции передачи эмоций, пояснения, комментария, замещения отдельных слов или фраз. Некоторые из этих знаков универсальны – например, улыбка. Но многие из них имеют разное значение у разных народов или групп людей (поднятый вверх палец).

К искусственным экспрессивным средствам можно отнести:

1. Африканский язык барабанов

Такие средства передают информацию в обобщенном виде и нуждаются в уточнении, комментариях. Овладение ими требует специального обучения.

Для обучения этим средствам необходимо владеть словесной речью. Они по сути дела – модификации письменной речи.

К специальным средствам относятся средства общения людей, не способных к обычной устной или письменной речи:

1. Дактилирование. Дактилология – (греч. daktylos – палец + logos – учение) пальцевая азбука, средство общения между глухими людьми. Дактилология основана согласно преданию в XVI веке монахом Педро Понсе де Леоном (1520-1584). Чтобы не нарушить обет молчания, монахи придумали общаться «на пальцах». Дактилология – ручная (пальцевая) азбука – является специфическим средством общения. По функции дактильная речь равнозначна устной, по основе – письменной речи.

2. жесты языка глухих

3. язык слепоглухих

4. азбука Брайля АЗБУКА БРАЙЛЯ — специальная азбука, созданная Л. Брайлем (1809—1852) для воспроизведения текста в изданиях для слепых. Каждый знак в тексте печатают в виде комбинации одной — шести выпуклых точек.

5. пиктограммы и т. д.

Неартикулируемые средства общения в логопедии можно рассматривать как:

1. традиционные средства первичной коммуникации, предшествующие речи;

2. традиционные дополнительные средства коммуникации, усиливающие эффект звучащей речи;

3. средства коммуникации, замещающие звучащую речь (полностью или частично);

4. средства первичной коммуникации, используемые для обучения устной или письменной речи.

Любой неговорящий человек должен приобрести способность выражать свои потребности. Для обездвиженного человека элементарный способ коммуникации –

показ согласия или несогласия с помощью движения глаз;

закрывание глаз – ДА, открытые глаза – НЕТ;

ободок с указкой, закрепленной на на лбу – движением головы показывает нужный предмет;

световой указатель для включения звукового сигнала «Подойди сюда»;

показ согласия или несогласия с помощью минимальных доступных движений;

цветовые сигналы (красный и белый, закрепленные на конечностях: красный цвет – ДА, белый – НЕТ;

Средствах альтернативного общения.

Общение посредством взгляда. При нормальном развитии в 3-4 месяца у ребенка появляется способность локализации взгляда, к 9 месяцам ребенок может указывать взглядом на желаемый предмет.

При формировании общения посредством взгляда используют различные приспособления:

1. Многослойный жилет (фартук) с прозрачным наборным полотном

2. Поднос-подставка с картинками

3. Прозрачный экран

Методика «Связь с глазом» – ребенок составляет взглядом сообщение из слов или слогов, расположенных на экране.

Методика «Зона и партнер-помощник» – кодирование сообщения – взглядом ребенок показывает зону, в которой находится сообщение, а потом – цвет сообщения.

Т. о. сообщение становится ступенчатым – указывается взглядом зона, потом цвет сообщения

Методика «Речь – подсказка». 8 фигур, 4 позиции руки. Используется в сурдопедагогике. С 1984 года методика адаптирована для общения с помощью взгляда.

Язык мимики и жестов. При достаточных моторных способностях ребенка можно пытаться обучать его языку жестов.

Жестовая коммуникация, один из ведущих способов невербального поведения. Наряду с одорикой – при помощи запахов, мимической, позной и тактильной она является составляющей бессловесного общения, языка тела.

Язык звуков. При отсутствии голосовой активности придается определенное значениенеречевым звукам: свисток – «иди сюда», хлопок – «хочу пить», звонок – «хочу пить» и т. д.

Блисс – язык. Разработал австралийский ученый Чарльс Блисс в 1949 году. Это знаковая система, основанная на упрощенных китайских иероглифах (используется небольшое количество ключевых символов, которые комбинируются, образуя новые слова).

Пиктограммы. Используются черно – белые изображения, заменяющие слова. Изображения прикрепляются к соответствующим объектам, педагог в ситуативно – деловом общении указывает на пиктограммы, заучивает их с ребенком, стимулирует к показу пиктограмм ребенка. Существуют различные наборы пиктограмм для коммуникации: Manual Rebus Glossary Cards (118 пиктограмм); Pictogram ideogram communication system – PIC (400 символов); Picsyms (1800 символов); SPS – рисованные коммуникативные символы; Touch Talk – «трогать и говорить».

Коммуникативные (лингвистические) доски. Метод предложен для работы с детьми с ДЦП.

Коммуникативная доска разрабатывается индивидуально с учетом зрительных, двигательных, лингвистических и интеллектуальных возможностей ребенка. Сначала доски содержат небольшое количество крупных реалистичных цветных изображений или фотографий, постепенно заменяемых пиктограммами, символами.

На следующем этапе работы с картинками добавляются подписи, что подводит к глобальному чтению. При накоплении словаря становится возможным конструирование предложений и создание ситуаций для общения.

Леб – система. Система охватывает 60 символов с напечатанными под рисунками значениями слов. Она может быть использована для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения. Система состоит из символов разделенных на 10 групп.

Человек приходит в этот мир беззащитным, неспособным выжить без заботы взрослых, однако он наделен способностями для того, чтобы общаться с людьми, которые его окружают, и пробудить в них желание взять его под свою защиту. С самого начала ребенок изучает лица, которые попадают в его поле зрения (то есть, находятся на расстоянии примерно 25 см от его лица). Выражения этих лиц, голоса и осязание помогают ребенку упорядочить свои ощущения и начать принимать информацию из нового мира. Но ребенок не только принимает и обрабатывает полученную информацию, он уже сам способен передавать свои собственные переживания, прибегая к двум разным средствам: к плачу и используя язык жестов.

Учеными было установлено, что благодаря врожденному инстинкту, который довольно быстро теряется, дети способны имитировать некоторые жесты и мимику взрослых.

На лице новорожденного отражаются самые разнообразные эмоции: удовлетворение, интерес к чему-либо, желание спать, страх, неприязнь к какой-то еде и др.

С года до двух, когда ребенок произносит первые слова, он помогает себе жестами передать то, как он себя чувствует и чего хочет.

Наблюдая за окружающими, повторяя их жесты и мимику, ребенок учится невербальному общению.

Очевидно, что ребенок начинает «разговаривать» еще до того, как его артикуляционный аппарат позволяет ему начать произносить звуки. Поэтому необходимо расширить тот небольшой набор жестов, которым и так пользуются все дети: утвердительно или отрицательно качают головой, машут рукой при прощании или указывают на нужный предмет.

Использование жестов и условных знаков позволит ребенку легче общаться с окружающими его людьми, а как следствие – всесторонне развиваться. Дети, которые используют систему жестов начинают говорить раньше других детей. С одной стороны, они проделали уже почти все шаги для того, чтобы начать общаться при помощи слов (познакомились с различными предметами и понятиями, узнали, как их можно изобразить, поэтому дело только за способностью произнести звуки. То есть, ребенок психологически уже готов говорить, но нужно, чтобы к этому был готов и его артикуляционный аппарат. С другой стороны, так как взрослые произнося слова показывают жест, ребенок запомнит и слово, которое впоследствии этот жест заменит.

Необходимо отметить, что младенцы обладают познавательной способностью к общению раньше, чем у них появляется физиологическая возможность делать это. У них есть моторные навыки, позволяющие применять невербальные средства для общения. Жесты делают общение настолько полезным, что дети становятся активными в общении и ищут другие способы самовыражения, что способствует скорому началу разговорной речи. Использование детьми жестов исчезает по мере того, как они учатся произносить больше слов.

Т. о. Использование разнообразных способов невербального общения в младенчестве и раннем возрасте одновременно подготавливает последующую дифференциацию в удовлетворении потребностей ребенка в области эмоций и чувств. В период младенчества и раннего детства посторонний наблюдатель затрудняется определить уровень реальных притязаний ребенка, однако его эмоциональное состояние, проявление будущего характера и темперамента можно определить по невербальной реакции. Помимо этого, язык тела ребенка насыщен разнообразными сигналами о настроении, состоянии, желаниях: движение рук, выражение лица, мимика, жесты имеют собственную грамматику и понятны взрослому. В первый год жизни младенцы впитывают отношение к себе взрослых – переживание своей значимости для окружающих.

Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими детьми. Для маленьких же детей (особенно с особенностями в развитии) невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ поговорить.

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

 

Невербальные компоненты коммуникации

В книге о своей жизни среди папуасов Н. Н. Миклухо-Маклай рассказывает, как он впервые вступил на берег Новой Гвинеи и

– Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете. Еду в Персию – и дальше… Мне пора, Максим Максимыч. Скучал! . Да, помню. Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч . Однако прощайте, мне пора . я спешу . Благодарю, что не забыли. Ну, полно, полно! . Неужели я не тот же. Что делать. Всякому своя дорога. Удастся ли еще встретиться – Бог знает. Что хотите! Прощайте!

«Дорогой», «как я рад», «благодарю, что не забыли». Разве это обидные слова? Напротив! Но лермонтовский текст продолжается: «Мы простились довольно сухо. Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего?» Действительно: «И отчего?» Цитируем дальше: «Оттого, что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему

Немецкий психолог и психиатр Карл Леонхард опубликовал в 70-х годах превосходную монографию, выдержавшую два издания, но, к сожалению, так и не переведенную на русский язык (на многие другие европейские языки и на японский монография была переведена дважды – сразу после ее выхода в свет). Ее русское название могло бы звучать так: «Мимические, жестовые и фонические средства эмоционально-коммуникативной выразительности». Мало того, что автор предпринял аналитический обзор исследований по проблеме со времен Ч. Дарвина; он подробнейшим образом классифицировал то, что мы называем НВКК,

описал и показал в схемах, рисунках и на множестве фотографий именно значения мимических и жестовых движений, их функции сигнального порядка, которые, во-первых, обязательны при общении, хотя и чаще всего не осознаются говорящими, но всегда учитываются слушающими, наблюдающими за партнером в каждом коммуникативном акте. Во-вторых, как показал К. Леонхард, НВКК в основной своей массе являются универсальными, независимыми от пола, возраста, национальности и культуры (вспомним пантомиму Туя, верно интерпретируемую Николаем Николаевичем!). Автор подчеркнул также, что НВКК универсального типа свойственны и животным, без чего была бы немыслима их дрессура и невозможно было бы общение людей с домашними животными.

Книга Леонхарда на русский язык не переведена: Менее основательная популярная книга австралийца Аллана Пиза «Язык телодвижений» переведена и издана у нас миллионным тиражом. В подзаголовке к книге значится: «Как читать мысли других по жестам». Наблюдая повседневное общение людей, Пиз пришел к выводу о том, что коммуникация протекает как бы по двум каналам одновременно: словесную речь сопровождает высказывание, образованное при помощи невербальных компонентов. Если то, что мы говорим, мы более или менее контролируем, то жесты, мимика, позы, интонация часто выдает наши истинные намерения. В книге австралийского ученого сделана попытка создания словаря жестов, которые позволяют собеседнику определить, что ваш собеседник говорит неправду, негативно (или, напротив, позитивно) настроен против вас и т. д.

Изучение документальных фильмов с интервью и беседами всякого рода, видеозаписи естественных диалогов показали с несомненной точностью, что НВКК начинают развертываться раньше, чем люди начинают говорить друг с другом. Сначала говорящие занимают подходящую дистанцию для беседы и обращаются лицом друг к другу. Оба эти действия также являются НВКК. Они сигнализируют о готовности к диалогу. Одновременно партнеры «считывают» с поз и с выражения лица друг друга важную информацию о настроенности к общению, о степени расположенности к беседе. Это тоже НВКК. Можно легко заметить, что нас не устраивает, если собеседник прячет лицо («прячет глаза» – обычно говорим мы, но дело отнюдь не только в глазах, как показал К. Леонхард), если он стоит перед нами в вполоборота, тем более, если он отвернулся.

Логично предположить, что НВКК не только онтогенетически старше речи на языке (это абсолютно точно доказано учеными России и зарубежья, которые занимались этой проблемой), но старше и филогенетически: об этом свидетельствует знаково-коммуникативное поведение животных (об уникальных опытах с приматами, о знаменитой шимпанзе Уошо, успешно овладевшей навыками жестовой коммуникации глухонемых, мы поведем речь в последней части нашей книги). Да и зачем, собственно, функционировать НВКК в человеческом сообществе, если бы они были «необязательными» («факультативными», «дополнительными», «второстепенными»)? Совершенно очевидно, что НВКК обладают какими-то даже преимуществами перед вербальностью – иначе бы их сегодня, в конце XX века, не пришлось бы изучать так внимательно.

Давайте снова обратимся к литературным текстам, которые реалистически описывают акты коммуникации между людьми. Приведем сразу несколько цитат из разных произведений. «. а затем я понял, что мой собеседник хочет сказать что-то еще. И он, действительно, принеся лампу, не ушел сразу, а сел на стул и начал им поскрипывать, чтоб я проснулся, потому что хотел

Можно теперь открыть на стр. 506-508 «Словарь лингвистических терминов» (автор – О; С; Ахманова) и посмотреть, какие еще функции языка могут выполнять НВКК, а какие – не могут. Мы же предлагаем посмотреть, как НВКК в конкретных предложениях выполняют функции их синтаксических составляющих (членов предложения).

1. — Кто у вас здесь главный? Все посмотрели на Виктора. (Взгляд заменяет вербальный ответ, отмечая определенное лицо). Интерпретация НВКК: «Он у нас главный». НВКК в роли подлежащего.

2. – А где сейчас Вера? Старик неохотно кивнул в сторону задней комнаты. – Что она делает? Выйдет? Немой положил щеку на ладонь и прикрыл глаза. Здесь НВКК заменяет сначалаобстоятельство места, а потом сказуемое.

3.- А ты, кажется, хорошо научился читать? – спросил сосед Толика. Тот горделиво и радостна выпрямился, и стало ясно,

что читает он, действительно, хорошо. (НВКК в роли обстоятельства меры и степени или, если угодно, – образа действия).

4. – Интересно узнать, – продолжала Вера, -что ты сделал за последнюю неделю? Вовка кивнул на полку, где выстроились его лубяные фигурки -козлик, петух и слон. (НВКК в роли прямого дополнения).

5. – Кому же она молится? Мальчик показал пальцем на неприметную иконку в углу за репродуктором. (НВКК в роли косвенного дополнения).

6. – Батя-то здорово играет? В ответ парень пренебрежительно усмехнулся и издал некое «У-у. ». — Плоховато, значит . А ты-то сам? Парень даже приподнял плечи и сделался серьезным: считает себя игроком стоящим. Иван Алексеевич почувствовал раздражение, но вежливо попрощался, вставая. Член предложения, заменяемый НВКК, можно легко определить, как, впрочем, и в следующем примере: – У любого рыбака спросить, какую он рыбу выудил, так он и о пескаре скажет . Тут Иван Алексеевич шире плеч развел руки и даже растопырил пальцы. Все согласно рассмеялись.

Глухие успешно преодолевают свой дефект. Отсутствие слуха они компенсируют зрением. После специального обучения они овладевают способностью «читать» высказывание по губам говорящих. Однако среди нас живут люди, с которыми природа обошлась необыкновенно жестоко, лишив их не только способности говорить и слышать речь, но и возможности видеть окружающий мир – слепоглухонемые. Казалось бы, что может быть более ужасно, чем отсутствие возможности хоть как-то общаться с себе подобными. В г. Загорске много лет существует особое учебно-воспитательное заведение – интернат для слепоглухонемых детей. Во введении к нашей книге мы уже упоминали имя замечательного психолога А. И. Мещерякова, много лет работавшего в интернате и обобщившего свой уникальный педагогический опыт в своей книге.

Не останавливаясь подробно на особенностях методики воспитания слепоглухонемых, скажем лишь, что они способны добиться значительных успехов в социально полезной деятельности. Мы уже рассказывали об американской писательнице Елене Келлер, слепоглухонемой от рождения. Но можно вспомнить и наших соотечественников. Доцент дефектологического факультета Ленинградского педагогического института слепоглухонемая Ольга Ивановна Скороходова, автор многих книг, читала студентам лекции при помощи слышащего и говорящего ассистента. Доктора психологических наук А. Сироткин и А. Суворов

– тоже бывшие воспитанники Загорского интерната. Более того, А. Суворов – автор сценария документального фильма «Капля росы», посвященного проблеме слепоглухоты. Только представьте себе – автор фильма, которого ему никогда не суждено увидеть. Все эти люди живут полноценной жизнью: работают, читают книги, газеты и журналы, переведенные на систему Брайля, имеют семью, воспитывают детей.

Само собой разумеется, что никакими жестами, никакой мимикой, никакой фонацией невозможно передать такую, например, мысль: «Прежде чем утверждать, что невербальные компоненты коммуникации не имеют особого значения для лингвистики, необходимо обратиться к наблюдениям и опыту: только они могут подтвердить верное и опровергнуть неверное мнение». Поэтому-то мы и написали на родном русском языке и эту главу, не пытаясь изобразить ее содержание мимически или жестами.

Источники:
Невербальное общение и его функции
Невербальное общение, его функции, в трансляции от собеседника к собеседнику разнохарактерной информации без использования слов. Понимание языка тела важно, ибо конкретизирует речь.
http://psytheater.com/neverbalnoe-obshhenie-i-ego-funkcii.html
Невербальные компоненты (средства) общения
Невербальные компоненты (средства) общения Первой работой, посвященной невербальным средствам передачи информации является, по-видимому, работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у людей и у животных»,
http://megaobuchalka.ru/4/32431.html
Невербальные компоненты коммуникации
Невербальные компоненты коммуникации. Значение невербального общения в младенческом и раннем возрасте
http://www.maam.ru/detskijsad/neverbalnye-komponenty-komunikaci-znachenie-neverbalnogo-obschenija-v-mladencheskom-i-ranem-vozraste.html
Невербальные компоненты коммуникации 1
Невербальные компоненты коммуникации В книге о своей жизни среди папуасов Н. Н. Миклухо-Маклай рассказывает, как он впервые вступил на берег Новой Гвинеи и – Как я рад, дорогой Максим
http://studopedia.org/4-44992.html

CATEGORIES
Share This