Неформальные группы список

Виды и характеристики неформальных групп

Неформальные группы — это свободно образованные малые социальные группы людей, которые вступают в постоянное взаимодействие для достижения личных целей

Неформальные группы создаются не руководством путем распоряжений и формальных постановлений, а членами организации в зависимости от их взаимных симпатий, общих интересов, одинаковых привязанностей и такое и другой Эти группы существуют во всех организациях, хотя они не отражены в структурных схемах Неформальные группы имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформального в группу, а кто нет В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций, эти группы имеют явно или неявно определенного лидера Во многих случаях неформальная группа может иметь своего члена ВПЧ См., одинаковый или больший, за формальную структуру.

Неформальные группы обычно образуются спонтанно в пределах формальных групп, с которыми они имеют много общего, а именно:

— имеют определенную организацию — иерархию, лидера и задачи;

— имеют определенные неписаные правила — нормы;

— имеют определенный процесс образования — этапы;

— имеют определенные разновидности — виды неформальных групп по степени зрелости

Причины образования неформальных групп могут быть разные: желание принадлежать к определенной социальной группе и иметь определенные социальные контакты, возможность получать помощь от коллег в коллективе, стремление знат ты о том, что происходит вокруг, пользоваться неформальным каналам связи, желание быть ближе к тем, кому симпатизирует.

Пирамида мотивов групп

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

Особенности группового мышления неформальных групп

Тесное общение. Благодаря формальной организации и ее задачам одни и те же люди собираются каждый день вместе, иногда на протяжении многих лет. Они вынуждены часто общаться и взаимодействовать, так как решают одни задачи. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно это касается их работы. Но порой руководители намеренно скрывают от подчиненных информацию. Подчиненные вынуждены прибегать к неформальному каналу коммуникаций – слухам. Это удовлетворяет потребности в защищенности, принадлежности. Кроме того, люди хотят быть ближе к тем, кому симпатизируют, с кем имеют много общего, с кем можно обсудить не только рабочие, но и личные дела. Такие отношения чаще возникают с теми, кто находится рядом по рабочему пространству.

Сходный образ мышления. Людей объединяют одни и те же разделяемые социальные и идеологические ценности, общие интеллектуальные традиции, исповедуемая жизненная философия, общее хобби и др.

Классификация ролей членов групп

Роли, ориентированные на задачу, связаны с выполнением задания и достижением поставленных перед командой результатов или целей. К числу наиболее распространенных вариантов ролей, ориентированных на задачу, относятся: выдача указаний, поиск информации, предоставление информации, разработка решений, подталкивание, мониторинг, анализ процесса, опытная проверка, принуждение к конструктивной работе, подведение итогов.

Роли, ориентированные на взаимоотношения, в центре внимания держат межличностные аспекты команды. Они помогают членам команды чувствовать себя хорошо друг с другом, получать удовольствие от работы в команде и поддерживают легкость в отношениях.

[link]poisk-ru.ru[/link]

Молодежные неформальные группы в России

Неформальные группы молодежи появились и у нас в стране после Великой Отечественной войны. Общество активно восставало тогда против «плесени», затем «стиляг» и т. д. В последнее время количество неформальных молодежных объединений резко возросло. Изучение их, проведенное, в частности, А.П. Файном, выявляет наличие многих уже знакомых нам форм молодежного движения Запада. Сегодня молодежное движение, как и многие общественные движения современности, имеет глобальный характер. Наша молодежь, переставая быть молодежью закрытого общества, широко включилась в него, перенимая достоинства и недостатки неформалов других стран. В то же время у наших неформальных молодежных движений имеется и своя специфика. А нередко и свои, особые формы. Остановимся на том, какие неформальные объединения подростков и юношей существуют в наших крупных городах.

Различные неформальные группы молодежи, как отмечает А.П. Файн, нередко контактируют и даже взаимодействуют друг с другом. Хиппи, металлисты, панки часто знают друг друга, могут переходить из одного молодежного объединения в другое. Правые экстремисты вступают во временные союзы с металлистами и панками. Экстремисты левого толка выступают объединенным фронтом против представителей всех остальных молодежных направлений.

В крупном городе существуют обычно эпицентры взаимодействия различных групп неформалов — районные и городские. Районные места сборищ находятся, как правило, на окраинах. Там собираются металлисты, панки, волнисты, брейкеры, рокеры, обычно дружески относящиеся друг к другу, и враждующие с ними левые экстремисты. Подростки чаще всего знакомятся с неформалами и подключаются к ним в районных эпицентрах. Затем они могут переходить в группы городского эпицентра (где-нибудь на главных улицах).

Исследователи различают конструктивные и неконструктивные неформальные объединения. Первые нередко выступают за более радикальные реформы общества. Некоторые неформалы ставят более узкие задачи: сохранение и восстановление памятников истории и культуры, защита природы, физического и психического здоровья и пр. Конструктивные группы состоят обычно из взрослых и юношей. Наряду с ними существуют неконституционные объединения, формирующиеся преимущественно из подростков.

Мотивы и формы участия молодежи в неформальных объединениях разные. Одних влечет туда только любопытство, и они функционируют в самом внешнем слое движения, имеют к нему отношение «по касательной». Для других это форма проведения досуга, для третьих — поиск альтернативного образа жизни. Последних хорошо показывает М.В. Розин, описывая современных московских хиппи.

Хиппи — это люди со своей философией и своими правилами поведения. Они объединяются в Систему. Это своего рода клуб, войти в который может каждый. Для этого надо систематически участвовать в мероприятиях Системы («тусоваться») и познакомиться с другими ее членами.

Движение хиппи возникло у нас во второй половине 60-х годов. Вначале оно было связано с интересом молодежи к джинсам и другой «хипповской» одежде, а затем и к книжной продукции идеологов этого движения. Достигнув апогея в конце 70-х годов, хип-движение стало затем вытесняться панками, металлистами, брейкерами. Однако во второй половине 80-х годов возникла новая волна интереса молодежи к хиппи.

Московская Система насчитывает сейчас около 2 тысяч участников в возрасте от 13 до 36 лет. В ней состоят школьники, студенты, рабочие, представители научной, технической и художественной интеллигенции. Многие из них часто меняют место работы, их привлекают должности сторожа, оператора котельной и пр., дающие много свободного времени.

Система делится на группы («тусовки»). В них бывает два слоя: «пионеры» и «олдовые», или «мамонты». К первым относятся подростки, недавно ставшие хиппи, старательно усваивающие эту роль. «Олдовые» — старые члены Системы, серьезно вникающие в проблемы политики, религии, мистики, художественного творчества.

Все хиппи носят длинные, распущенные волосы («хайр»), обычно расчесывая их на прямой пробор. Нередко лоб и затылок хиппи охватывает тонкая повязка («хайратник»). Многие мужчины отпускают также бороду. Известны три основных причины ношения длинных волос этими людьми:

  • 1) это более естественно, ближе к природе;
  • 2) Иисус Христос носил длинные волосы и бороду, хиппи ему подражают;
  • 3) длинные волосы позволяют лучше улавливать излучения космического разума, являясь своего рода индивидуальными «антеннами».

Хиппи носят джинсы, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко рваная и потрепанная или ей специально придают такой вид; искусственно делают дырки, ставят яркие заплаты на джинсах и куртках. На одежде нередко делают надписи на английском языке.

Все хиппи носят украшения («феньки»): браслеты на руках (из бисера, кожаные или деревянные), бусы на шее, крестики на кожаных шнурках, изображения знаков зодиака, черепа и т.д. У современного хиппи на груди повешен «ксивник» — небольшого размера прямоугольный мешочек из джинсовой ткани. В нем находятся документы и деньги.

В холодное время хиппи живут в городе, ходят на «тусовки», а летом путешествуют на попутных машинах, разбивают палаточные городки.

Хиппи считают, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек и в любви. Раньше свобода любви у хиппи сводилась к возможности открыто вступать в интимную связь с тем, кого любишь. Теперь хиппи говорят о любви, способствующей единению людей. Хиппи проповедуют пацифизм: они призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Хиппи верят в иную, «высшую» реальность, существующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Выйти к ней можно через изменение состояния сознания посредством медитации или искусства. Отсюда большой интерес хиппи к проблемам религии и творческой деятельности.

Характерным для современных хиппи является стремление к естественности. Это выражается у них в желании не изменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос); не производить каких-то целенаправленных, активных действий, бездействовать; быть непритязательными в быту, уметь переносить невзгоды и лишения.

Хиппи—романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Они хотят быть свободными личностями, независимыми от общественных условностей. Поэтому хиппи в жизни действуют импульсивно. В то же время они стремятся к новым отношениям в обществе, построенном на любви к другим людям. Однако декларируемая хиппи естественность демонстративна, пародийна. Она является известным вызовом современному обществу, которое хиппи критикуют.

Характеристику других неформальных молодежных объединений в нашей стране дает А.П. Файн. Так, распространенной у нас группой являются панки, о которых мы уже упоминали в историческом обзоре движения неформалов. Внешний вид их нарочито непригляден: петушинообразный гребень на голове, завершающийся большим чубом, цепочки на лице, вызывающее разностилье в одежде (кожаный пиджак на голом теле, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо и т. д). Жаргон панков груб, поведение часто вызывающе непристойно. Многие из них употребляют наркотические и токсикоманические вещества. Панки перемещаются из города в город, устанавливают между собой связи. Особенно их активность отмечается в Москве, С.-Петербурге и столицах стран Балтии.

Появление панков в городе связано обычно с увеличением количества драк, грабежей и других форм насилия с целью надругательства над личностью.

Получили известность у нас группы мажоров: «псевдоамериканцы», «псевдоангличане», «псевдофранцузы» и т.д. Они носят одежду и обувь, изготовленные в соответствующей западной стране. Использование носильных вещей производства какой-либо иной страны осуждается.

Мажоры собирались когда-то около интуристовских гостиниц и магазинов на тусовки, где происходила демонстрация и оценка приобретенных элементов туалета. В среде мажоров формировался образ активного, предприимчивого, сильного человека, знающего 2—3 иностранных языка. Мажоры были против наркотиков, многие из них активно занимались спортом.

Имеется заметный слой подростков, подражающих мажорам. Они называются «реднеки». Включение в деятельность мажоров вело у большей части подростков к падению интереса к учебе в школе, к нежеланию осваивать какую-либо профессию. Напротив, другая часть мажоров считала свое пребывание в группе временным, до накопления какого-то минимума материальных средств.

Получили распространение молодежные группы, объединенные увлечением каким-либо определенным занятием. Среди них наиболее известны брейкеры (поклонники брейк-данса), скейтбордисты (езда на специальных досках — скейтбордах) и рокеры.

Как уже известно читателю, рокеры всегда с мотоциклами. Они не только прекрасно водят машины, но и совершают на них акробатические трюки, например, едут некоторое время только на заднем колесе машины, а также прыгают на мотоцикле с трамплина, «джигитуют» и т. д. Рокеры ездят большими группами по ночным улицам на большой скорости (подчас до 140—160 км/ч), со снятыми глушителями. Многие рокеры не имеют водительских прав. Отмечены случаи угона ими чужих мотоциклов, заправки машины из бензобаков личных автомобилей. В некоторых случаях рокеры вступают в связь с уголовными элементами, нанимающими их для эскорта своих автомобилей и других неблаговидных дел. Педагогу следует использовать интерес рокеров к технике и автоспорту для переключения их на общественно полезную деятельность.

Появились разнообразные молодежные группы — сателлиты, включающие в себя поклонников определенного певца ансамбля, жанра. Существуют приверженцы определенных футбольных команд — «фанаты» («фэны»). Подобные группы не имеют обычно какой-то своей «философии».

Наиболее многочисленной группой неформалов становятся поклонники металлического рока. Он имеет несколько признанных разновидностей: «тяжелый металлический рок» («хэви метал рок»), «черный металлический рок» («блэк метал рок»), «скоростной металлический рок» («спид метал рок»). Для этой музыки свойственны жесткий ритм, мощность звучания, большая свобода импровизации исполнителей.

Среди металлистов склонны к правонарушениям поклонники ансамблей «спид метал». Уже сам их внешний вид вызывающ и агрессивен: в черной одежде, с остро отточенными шипами, большим количеством металла, помещенном на груди перевернутым крестом, на майках написанное краской слово «сатана» на английском языке. Они исповедуют культ сатаны, часто называя себя сатанистами. Сатанисты поддерживают ансамбли, призывающие к насилию, жестокости, проповедующие расизм, шовинизм. Они склонны к хулиганским поступкам, к провоцированию враждебных столкновений различных молодежных групп и участию в них. Часть металлистов питает симпатии к правым экстремистам, в том числе к неофашистам.

К металлистам примыкают группы подростков, которых привлекает не столько рок-музыка, сколько модный костюм неформалов или желание прикрыть им свои неблаговидные поступки. Они получили название «лохи». Поверхностно разбираясь в проблемах металлического рока, лохи выступают блюстителями «чистоты» правил металлиста, ведут себя с окружающими очень вызывающе и агрессивно.

Было бы несправедливо говорить о противоправном поведении всех металлистов. В частности, среди таких подростков имеются настоящие знатоки и ценители металлического рока, занятые в основном прослушиванием и обсуждением музыкальных произведений подобного жанра. Они миролюбивы, не увлекаются атрибутикой, готовы контактировать с официальными организациями.

В настоящее время получают распространение немногочисленные, но привлекающие заметное внимание встревоженного общества правоэкстремистские группы. В основном они проповедуют неофашизм. Выглядят внешне обычно так: узкие брюки, черные куртки, белые рубашки с черным узким галстуком, ботинки или кирзовые сапоги. Многие делают татуировку: фашистская свастика и другие символы «коричневых». В группах такая же система соподчинения, как у гитлеровских фашистов: «гауп-штурмфюреры», «штурмбанфюреры», «оберы» и т. д. В нацистских группах проповедуется культ сильной личности, расизм, шовинизм, имеется интерес к черной магии. Многие члены этих групп систематически занимаются физической подготовкой. Правые экстремисты не скрывают своих взглядов, готовы активно вступать по ним в дискуссию. Остальные неформалы, кроме панков и черных металлистов, не питают к ним симпатии, нередко осуждают их воззрения. Надо сказать, что подростки в нацистских группах увлекаются в основном атрибутами и ритуалами своей организации. Дело весьма осложняется, когда во главе группы становится взрослый человек с подлинно реакционными взглядами. Тогда такая группа становится социально опасной.

Известны молодежные группы левоэкстремистского типа. Члены этих групп стригутся под полубокс, носят зачесанные назад волосы, обычно полностью бреют лицо, на груди носят значки с изображениями видных советских партийных и государственных деятелей. Члены этих групп крайне неприязненно относятся к приверженцам западной культуры и идеологии, ведя против них настоящую войну: освистывают приезжающих к нам западных артистов, отнимают у мажоров импортные вещи, отрезают длинные волосы у хиппи и т. д. Часто такие действия сопровождаются избиением неформалов-«западников».

[link]vuzlit.ru[/link]

Научная электронная библиотека

Басенко В. П., Жуков Б. М., Романов А. А.,

6.2. Неформальные группы

Неформальные группы возникают вследствие принципиальной неполноты формальных групп, поскольку должностными инструкциями все возможные ситуации, какие могут случиться, предусмотреть попросту невозможно, а формализовать все субъективные представления в качестве норм для регуляции общественных отношений возможно только при тоталитарных политических режимах.

Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.

Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.

Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.

Неформальная группа проявляется в двух разновидностях:

  • 1 Представляет собой вне формальную организацию, в которой неформализованные служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание, и существуют параллельно с формальной организацией. Например, оптимальная система деловых связей, стихийно складывающейся между работниками, некоторые формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения и т.д.
  • 2 Представляет социально-психологическую организацию, выступающую в виде межличностных связей, возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними, например, товарищеские отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.

Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам:

  • 1 Просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность;
  • 2 Асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем;
  • 3 Антисоциальные. Эти группы — самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой — часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.

Люди, вступая в формальную организацию, как правило, либо хотят осуществлять цели организации, либо им нужно вознаграждение в виде дохода, либо ими руководят соображения престижа, связанные с принадлежностью к этой организации. У них также имеются причины и для вступления в группы и неформальные организации, к которым относится чувство принадлежности, взаимопомощи, взаимозащиты, тесное общение и заинтересованность, но люди часто не осознают их.

Самой первой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности. Люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны быть неудовлетворенными. Возможность принадлежать к группе, поддержка с ее стороны тесно связаны с удовлетворенностью сотрудника. И все же, несмотря на то, что потребность в принадлежности широко признается, большинство формальных организаций сознательно лишают людей возможностей социальных контактов. Поэтому люди часто вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести.

В идеальном варианте подчиненные должны иметь возможность без всякого стеснения обращаться к своему непосредственному начальству за советом или для обсуждения своих проблем. Если этого не происходит, то начальнику следует внимательно разобраться в своих взаимоотношениях с подчиненными. Многие люди считают, что их начальник в формальной организации плохо о них подумает, если они будут спрашивать его, как им выполнить определенную работу. Другие бояться критики. Более того, в каждой организации есть множество неписаных правил, которые касаются мелких процедурных вопросов, как, например: каково отношение начальника к болтовне и шуткам, как следует одеваться, чтобы заслужить всеобщее одобрение, а также, насколько все эти правила обязательны. В этих и других ситуациях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег. Например, новый рабочий скорее попросит другого рабочего объяснить ему, как произвести ту или иную операцию, чем обратится к руководителю. Это приводит к тому, что новые рабочие тоже стремятся участвовать в уже сформировавшейся социальной группе, где есть опытные рабочие. Получение помощи от коллеги полезно обоим: и тому, кто получил ее, и тому, кто ее оказал. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий — необходимое руководство к действию.

Потребность в защите также является важной причиной вступления людей в те или иные группы. Хотя сегодня редко можно говорить о существовании реальной физической опасности на рабочих местах, самые первые профсоюзы зародились именно в социальных группах, которые собирались в пивных и обсуждали свои претензии к начальству. И сегодня члены неформальных организаций защищают друг друга от причиняющих им вред правил. Эта защитная функция приобретает еще более важное значение, когда начальству не доверяют.

Необходимость в общении возникает потому, что люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. И все же во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу поступления информации — слухам. Это может удовлетворить потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстрый доступ к нужной для работы информации.

Люди также часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют. Они могут ходить вместе обедать, обсуждать свои рабочие и личные дела во время перерывов, или обращаться к начальству с просьбой о повышении зарплаты и улучшении условий работы. Люди скорее склонны устанавливать более тесные отношения с другими людьми, находящимися в непосредственной близости к ним, чем с теми, кто находиться на расстоянии нескольких метров. На работе люди склонны взаимодействовать с теми, кто рядом. Людей обычно тянет к тем, кто, по их мнению, может удовлетворить их потребность в принадлежности, компетентности, защите, уважении и др.

Контрольные вопросы:

  • 1 Что является основными условиями вступления в неформальные группы? Выделите наиболее важное для вас условие.
  • 2 Расскажите о роли, нормах и статусе в неформальной группе.
  • 3 Что представляют собой неформальные лидеры? Проанализируйте их отличия от других лидеров.
  • 4 Как, по вашему мнению, ваша студенческая группа является командой? Свой ответ обоснуйте.

Неформальные группы список
[link]monographies.ru[/link]

Неформальные движения в России

Неформальные движения в России

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы.

Неформалы — социальная группа; общее название для представителей различных субкультурных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и других, допускаемых властью. «Неформалами» в середине 80х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей — группы социальной инициативы, клубы по ин тересам и подростковые банды («люберы» и т. д.). Первоначально, слово «неформал» носило ярко выраженную негативную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур.

Возраст 11-12, 15-16 лет мы называем подростковым. В этот период идёт нравственное развитие, формирование убеждений подростка. И чаще всего эти убеждения не совпадают с общественным мнением.

В этот период ребёнок задумывается над собой, как личность, что приводит его к процессу самовоспитания. В это время начинается формирование его характера, подросток сравнивает себя с окружающими сверстниками. В этот период и появляются “трудные” подростки, составляющие большинство в различных неформальных объединениях. Неформальное движение является, в какой-то мере, социальной группой – социально организованной общностью людей, объединённых общими интересами, целями и совместной деятельностью.

Причиной участия подростков в неформальных группах – это стремление познать необычное, особенно современное западное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива, отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учёбе; потребность в эмоциональных впечатлениях; отсутствие индивидуального подхода в школе, при наличии задержки в умственном развитии отдельных учеников; невнимание к подросткам в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность; оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутренняя свобода

В России неформальные группы молодежи появились после ВОВ. В период

перестройки их число возросло, молодежь включилась в мировое молодежное

движение, представляя свою специфику.

1) Волна 60-е годы. Период Хрущевской оттепели. Это первые симптомы

разложения административно-командной системы. (Художники, Барды, Стиляги).

2) Волна. 1986 год. Существование неформальных групп было признано

официально. Неформалов стали определять по различным соматическим средствам

(одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и. т.д.) С помощью

которых молодые отгораживались от взрослого сообщества. Отстаивая свое

право на внутреннюю жизнь.

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердится в новой среде.

5) Привлечь к себе внимание.

6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.

В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого была высокая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности. Наиболее распространёнными в СССР молодёжными субкультурами были: Металлисты, Панки, Рокеры, Стиляги, Хиппи.

Некоторые неформальные объединения и субкультуры в России:

Анархо-панк, Байкеры, Готы, Гопники, Дарк-кибер, Диггеры, Инди, Косплей, Кибер-готы, панки, киберпанки, Металисты, Рэпперы, Гранжи, НС-панки, Нью-эйдж, Отаку, Анимешники, Паркур, Панк, Растаманы, Рокеры, Скейтеры, Скинхеды, Стимпанк, Ska, Трешеры, Футбольные фанаты, Hacker, Геймеры, Хип-хоп, Хиппи, Хипстер, Эмо

В России движение хиппи возникло в 60-х гг. Это был интерес молодежи к

джинсовой одежде. В конце 70-х гг. хиппи стали вытесняться панками,

металлистами, брейкерами, но к 80-т гг. снова наблюдается интерес к

Сейчас московскую Систему хиппи составляет около 2 тыс. молодежи в возрасте

13-36 лет. Это школьники, студенты, рабочие, научная, техническая и

художественная интеллигенция. Они меняют работу, работают сторожами, что

дает свободное время днем. Система делится на «пионеров» и «олдов», или

«мамонтов». «Пионеры» — это недавно вступившие в клуб, «олдовые» — старые

члены клуба, серьезно вникающие в политику, религию, мистику, искусство.

Хиппи носят длинные волосы на прямой пробор, лоб и затылок охватывает

тонкая повязка, многие отпускают бороду. Их одежда и поведение объясняются

стремлением не отрываться от природы.

Но главнейшим классом неформальных движений являются музыкальные неформалы.

Распространено в России движение панков. Они, помимо своеобразного стиля

одежды, отличаются грубым жаргоном и вызывающим поведением. Многие носят

кожаные пиджаки или «косухи», с продетыми в нее шипами или заклепками,

рваные джинсы. Они устанавливают связи между городами. Нередко занимаются

драками и грабежами. Слушают они панк–музыку, именуют себя отбросами

На мотоциклах без глушителей на больной скорости, группами, по ночам иногда

угоняют чужие мотоциклы, некоторые не имеют водительских прав, многие

вступают в связь с уголовными элементами. Сейчас настоящими байкерами

являются уже обеспеченные люди зрелого возраста (за 25) на дорогостоящих

мотоциклах (например, марки Harley Davidson). В музыкальных пристрастиях

они схожи с рокерами (любителями муз. стиля Rock, Hard Rock) и

металлистами. Движение считается очень престижным т. к. на все это требуется

Одеваются байкеры так же, как и металлисты: куртки «косухи», кожаные

жилетки, некоторые носят кожаные штаны, ботинки «казаки» с узкими носами.

На свою одежду помещают флаг рабовладельческой конфедерации, на руках носят

обилие металлических перстней. Носят длинные волосы, некоторые даже

отращивают бороды. У них есть свои места тусовок и даже проводятся свои

ежегодные фестивали (« Bike Show» например), где участвуют многие

российские рок коллективы. Многие из них байкеры считают своими, например

«Монгол Шуудан», «Черный обелиск ».

Сейчас наиболее распространенная группа – поклонники металлического рока,

или металлисты. Они слушают несколько стилей металла: «Heavy Mеtal»

(тяжелый металл), «Power Metal» (сильный металл), «Speed Metal» (скоростной

металл), «Thrash» (трэш), «Black Metal» (черный металл), «Doom Metal» и др.

Металл – атеистическое направление рока, хотя есть и верующие люди, как и

группы сатанинского толка. Это поклонники «Black Metal». Они агрессивны,

проповедуют культ сатаны. Носят на груди либо перевернутый крест, либо

пентаграмму. Есть в металле и группы, откровенно пропагандирующие расизм и

шовинизм. Многие подростки тянутся к ним т. к. их привлекает такой внешний

Типичную моду среди металлистов можно описать так:

* Длинные волосы у мужчин (распущенные или собранные в хвост)

* Преимущественно чёрный цвет в одежде

* Кожаная мотоциклетная куртка «косуха», кожаный жилет.

* Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы.

* Напульсники — кожаные браслеты с заклёпками и/или шипами (порки), шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах. Также на ремне может располагаться пряжка с логотипом какой-либо метал-группы.

* Нашивки с изображениями любимых метал-групп.

* Короткие или высокие сапоги с цепями — «казаки». Тяжелая обувь — «камелоты», «керзы», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», «гады», обычные высокие ботинки. Туфли (как правило, остроносые, «готические» штиблеты).

* Кожаные штаны, армейские штаны, джинсы

* Клёпки и шипы на одежде и аксессуарах

* Часто — длиннополая одежда черного цвета (плащи, пальто)

* Мотоциклетные кожаные перчатки без пальцев

Гранжи вообще почти не отличаются от металлистов, только слушают «Grange».

Могут носить джинсовую одежду. Прическами многие напоминают их кумира,

солиста группы Nirvana Курта Кобейна (кстати, создавшего этот стиль).

Они слушают уже электронную музыку: «Hip-Hop», «Trip-Hop», «Brake beat»,

«Soul» и другие стили афро-американской музыки. Они носят ужасно широкие

штаны «трубы» (правда, сейчас это стало уже просто модным среди молодежи),

причем нередко их приспускают, носят балахоны, «клубняки» (клубные дутые

куртки) или пуховики. На головах носят банданы, бейсболки, кепки «Cangol»

Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для неё в той или иной степени характерны общие черты: специфический мрачный имидж, а также интерес к готической музыке, хоррор — литературе, фильмам ужасов и мистике

Го́пники (также — гоп, собират. — гопота́, также самоназвание — пацаны) — жаргонное слово русского языка, уничижительное[1] обозначение представителей городской[2], близкой к криминальному миру, прослойки российской молодёжи, а также молодёжи стран бывшего СССР (с конца ХХ века[2]), часто происходящей из неблагополучных семей.

Эмо (от английского emotion – эмоция) — есть мнение, что данное движение появилось из готического движения. По утверржения причастных и сочувствующих движение появилось еще в 80ых(однако реально часто встречаться начали приблизительно с 2004ого года в москве). Стереотипная одежда эмо — узкие чёрные/темно-синие джинсы, двухцветные узоры (стереотип — чёрно-розовое), рисунки и термонашивки, значки, сумка-почтальонка, кеды. Кроме того и парни, и девушки могут красить губы под цвет кожи, используя светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тенями, благодаря чему они выглядят ярким пятном на бледном трупном лице. Ногти покрывают чёрным или розовым лаком. Так же характеризуется прической — косая, рваная очкастая чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Чаще чёрные и слегка сальные. Недолюбливаются готами, гопнимами, панками. Некоторые их просто ненавидят.

Анимешники и виабушники. (любители японской анимации и всего японского) характеризуется слепым поклонением японской культуре, без вникания в суть этой культуры.

Неформальные группы список
[link]pandia.ru[/link]

Неформальные молодежные объединения

Наряду с официально оформленными (зарегистри­рованными) общественными молодежными объедине­ниями в современном обществе широко распростране­ны неформальные молодежные объединения (НМО). Отличительной особенностью неформальных объе­динений являются отсутствие официальной, например, государственной регистрации; их самоорганизация (пер­воначально); стихийное (основанное на желании и вза­имном договоре участников группы) возникновение общегрупповой символики, правил, норм, ценностей и целей жизнедеятельности группы.

НМО следует отличать от таких смежных образова­ний, как неформальная группа и неформальная груп­пировка. Объединение небольшого числа подростков на основе близости возраста и территориальной общности (например, дворовая компания или друзья-одноклассни­ки) получило название неформальная группа.

Для нефор­мальной группы характерны дружеские взаимоотноше­ния между ее членами, высокая вариативность и личная свобода членов группы в процессе совместной дея­тельности, выбор которой осуществляется по общему согласию большинства ребят («А, давайте, пойдем в кино!» и т.п.), социально положительная направленность деятельности. Неформальная группировка — понятие, чаще используемое для обозначения неформальных групп асо­циальной направленности. Характеризуется наличием более или менее четко выраженного мотива сбора (упот­ребить спиртное, выяснить отношения с соседней груп­пировкой, «стрясти» деньги с прохожих и т.п.).

Неформальное молодежное объединение — своеобраз­ное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протя­жении нескольких десятилетий, часто имеющее меж­дународный характер. Направленность НМО представ­лена широким спектром: от явно асоциальных группи­ровок White power — белая власть (националистское движение) до вполне безобидных и законопослушных битников (вариант современного развития движения хиппи).

Различные НМО имеют свою идеологию, спе­цифику типичных видов деятельности, символику одеж­ды, сленг и т.п. Неформальные молодежные объедине­ния как своеобразные элементы культурной среды об­щества (так называемая субкультура) — явление, воз­никшее в 50-60 гг. XX столетия. Наиболее известными движениями тех лет являлись движения хиппи, модов, мажоров, тэдди-бойз. Например, тэдди-бойз — субкуль­тура рабочей молодежи, появившаяся в 50-е гг. на фоне относительного повышения уровня жизни, в условиях «изобилия» и экономического подъема.

Это первые пос­левоенные стиляги, выходцы из рабочего класса с не­законченным средним образованием, неспособные по этой причине получить хорошо оплачиваемые должно­сти или рабочие специальности, требующие высокой квалификации. Они просто копировали стиль поведе­ния и одежды молодежи высших слоев общества. Ти­пичный тэд носил пиджак свободного покроя с бар­хатным воротничком, брюки-дудочки, ботинки на ре­зиновой платформе и галстук-шнурок.

Чуть позже, в конце 60-70-х гг., возникают движе­ния рокеров, панков и др. Данные молодежные течения являлись своеобразными контркультурными обра­зованиями, противостоящими официальной государ­ственной системе норм и ценностей. Наряду с асоци­альными образованиями в этот же исторический пери­од достаточно активно развивались и просоциальные молодежные объединения (Greenpease, различные ре­лигиозные течения и т.п.).

В течение последнего десятилетия XX в. возникла и постепенно развивается новая тенденция в сфере не­формальных молодежных объединений. Она заключает­ся в следующем. Если НМО «классического» периода (хиппи, панки и т.п.) представляли из себя группы, достаточно четко сформированные по идеологическому принципу, определявшему все параметры их жизнеде­ятельности: от специфики одежды до особенностей межличностного общения, сленга и т.п., то в после­дние десятилетия наблюдается постепенный переход «неформальной принадлежности» от базовой формы жизнедеятельности к форме досуга, хобби, способа ус­тановления коммуникации со сверстниками. Для боль­шинства современных неформалов их принадлежность к той или иной группировке — вовсе не образ жизни, а всего лишь в той или иной степени глобальное увле­чение, часто не влияющее на основную жизнь.

Это легко проследить, анализируя основные неформальные группы (группировки) молодежи, распрост­раненные в настоящее время в обществе. «Рейверы», «Гранжи», «Металлисты» часто — уже не конкретные сообщества молодежи, а скорее прослойки в молодеж­ной среде, вся неформальность которых часто ограни­чивается лишь яркой одеждой и атрибутикой (колеч­ки, цепочки, значки и т.п.).

Для современного состояния неформальной молодеж­ной сферы гораздо более характерно не многообразие ярко выраженных группировок, а противостояние общей массы неформалов («нефоров») — молодежи, имеющей опре­деленное увлечение (музыка, техника и т.п.) и так на­зываемых «гопников» — подростков, ничем особым в жиз­ни не занимающихся, ничем не выделяющихся из об­щей массы. В то же время особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций — либо неформальных, либо прячущихся за вывеску «патриотической» деятель­ности.

Принадлежность к той или иной неформальной груп­пе — практически обязательный элемент процесса со­циализации в подростковом возрасте.

Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели меж­личностного общения, «примерять» на себя разнооб­разные социальные роли. Общеизвестно, что дети и подростки, в силу различного рода причин, не имев­шие возможности постоянного общения со сверстни­ками (инвалидность, психологические особенности личности, жизнь в месте, отдаленном от людей и т.п.), практически всегда в более позднем возрасте испыты­вают трудности в создании семьи, в отношениях с со­служивцами, внутриличностные проблемы и т.д.

Психологическим основанием возникновения подро­стково-молодежных групп (группировок) является одна из ведущих поведенческих реакций данного возрастно­го периода — реакция группирования со сверстниками.

Процесс вхождения (примыкания) подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу можно отразить как процесс пос­ледовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении и общении (см. схему 1).

Следует особо отметить тот факт, что неформаль­ная среда общения порой является для подростка (осо­бенно для подростка «группы риска») единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимо­отношения в семье или не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкать к той или иной группе (группировке), ав­томатически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положитель­ной.

Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превос­ходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы и ценности. Именно этим во многом объясня­ется низкая эффективность воспитательных мер воздей­ствия на трудного подростка: в его сознании совершен­ное им объективно негативное действие таковым не является, так как является одобряемым с точки зре ния референтной группы (например, грубость по от­ношению к педагогу в школе или срыв урока может им оцениваться вовсе не как «плохое поведение», а «ге­роический подвиг», поддерживаемый сверстниками).

Одной из особенностей современных молодежных группировок является их расположенность вне основ­ных институтов социализации (школы, клубы и т.п.). Группы (группировки) собираются чаще всего либо по территориальному принципу (дворовая компания), либо по принципу близости интересов (фанаты футбольно­го клуба и т.п.). Исходя из этого, достаточно пробле­матичным оказывается привлечение подобного рода групп в «официальные» социально-педагогические уч­реждения.

Попытка разрешить эту проблему привела к возникновению в США еще в начале 30-х гг. XX столе­тия так называемой уличной социальной работы, ко­торая в настоящее время является одной из самых ши­роко распространенных в мире и перспективных форм взаимодействия с молодежными неформальными груп­пировками. Street workers — уличные работники осуще­ствляют социально-педагогическую деятельность непос­редственно в местах времяпрепровождения молодежи, пытаясь наладить контакт с ребятами, оказать своевре­менную помощь и поддержку.

В нашей стране деятель­ность уличных социальных работников началась со вто­рой половины 90-х гг. XX столетия. С недавнего време­ни начинает развиваться работа социальных педагогов в неформальных группах под так называемым прикры­тием. Социальный педагог входит в молодежную «ту­совку» на правах законного члена, участвует в ее жиз­ни, параллельно пытаясь собрать необходимую для ра­боты информацию, незаметно помочь кому-то из ребят, перенаправить (при возможности) деятельность данной группы в положительное русло.

Одним из ведущих направлений работы с нефор­мальными группами (группировками) учреждений до-суговой сферы в настоящее время являются, с одной стороны, развитие на своей базе разнообразных видов деятельности, привлекательных и популярных в моло­дежной среде (рок-клубы, фан-клубы и т.п.) и, с дру­гой, организация и проведение в микросоциуме серии мероприятий и акций, ориентированных на привлече­ние молодежи (праздники, конкурсы, дискотеки и т.п.).

Широко распространенной формой работы с нефор­мальной средой общения ребят в последнее время ста­ли так называемые молодежные музыкальные клубы, предоставляющие им возможность регулярного обще­ния и становящиеся достаточно быстро для большин­ства основным местом тусовки.

Большое значение в социально-педагогической дея­тельности, проводимой с молодежными группами, яв­ляется процесс постоянного отслеживания так назы­ваемой групповой динамики, т.е. своевременное выяв­ление факта возникновения группы, установление наи­более частых мест «тусовок» ребят, численного и де­мографического состава (небольшая группа — 3-5 че­ловек либо группировка 10-12 и более), характера на­правленности группы (асоциальная/просоциальная).

До­вольно часто принципиальным для определения стра­тегии дальнейшей работы с группой является опреде­ление типа ее неформального лидера (физический или интеллектуальный). Также важно установление совокуп­ности основных нравственно-моральных, идеологичес­ких и иных ценностей, которыми руководствуется в своей жизни данная группировка.

Основными направлениями социально-педагогичес­кой деятельности в сфере неформальных молодежных группировок являются:

— профилактика расширения чис­ленности неформальных групп асоциальной, кримино­генной направленности за счет исключения возможно­сти создания молодежной группы под руководством взрослого, имеющего убеждения противоправного ха­рактера (например, вернувшегося из мест лишения сво­боды), а также за счет переориентации группировки на социально одобряемые виды деятельности (созда-ние временных рабочих мест, смена неформального ли­дера группы и т.п.);

— изыскание возможностей для обес-печения (материального и пр.)

существования нефор­мальной группы положительной направленности (пред­ложение различных вариантов занятости, обществен­но-полезной деятельности, занятий физкультурой и спортом, овладение боевыми искусствами и т.п.), например, создание на базе любительского музыкально­го коллектива группы, выступающей на официальной основе.

Вопросы и задания

1. К вам за консультацией обратились родители подростка. Выяснилось, что их сын уже около шести месяцев свя­зан с сектой «сатанистов». Это их беспокоит. Предложите возможные пути решения данной проблемы.

2. К вам обратилась мама восьмилетнего мальчика. По ее словам, сына терроризирует группа старших подростков (дразнят, избивают без визуально наблюдаемых послед­ствий, отбирают деньги и пр.). Ваши действия?

3. К вам обратился за помощью подросток. Принимая учас­тие в азартных играх, он проиграл крупную сумму денег. Мать воспитывает сына одна (заплатить сумму долга из семейного бюджета фактически невозможно). Подросток поставлен «на счетчик», сумма долга увеличивается. Име­ют место угрозы физической расправы и причинения материального ущерба. Что вы решите?

[link]studopedia.ru[/link]

Неформальные организации: примеры, причины возникновения, структура и руководство

  • 15 Октября, 2018
  • Термины
  • Владимир Стороженко

Формальные и неформальные организации действуют по определенным законам. Это факторы, которыми оперируют руководители, желая произвести определенное воздействие на группу. Неформальные организации возникают без вмешательства управленцев. Однако они являются значимым фактором, который может влиять на многие аспекты работы компании. Особенности, примеры неформальных организаций, а также их структура и руководство будут рассмотрены далее.

Общая информация

Организация представляет собой группу людей, которые объединились для достижения определенной цели. В то же время подобное объединение стоит рассматривать как социальную категорию. Существуют формальные и неформальные группы в организации. Они могут взаимодействовать по достаточно сложной схеме.

Любая организация имеет определенные качества. Основными требованиями являются:

  • Наличие минимум двух людей, которые являются частью общей группы, вступают в определенное взаимодействие между собой.
  • У группы есть как минимум одна общая цель.
  • Есть субъекты, которые намеренно работают вместе для достижения общей цели.

Формальные организации формируются под воздействием управленцев. Руководитель группы принимает сотрудников на определенную должность. Неформальная организация – это общество людей, которые объединились без участия руководства. Такие группы могут значительно влиять на эффективность функционирования системы. От них порой зависит качество работы формальной организации. Практически в любой из них существует группа людей, которая образовалась спонтанно, под влиянием определенных общих интересов.

Формальные и неформальные организации тесно взаимодействуют. Только в очень маленьких компаниях (состоящих из 2-3 человек), нет спонтанно образованных групп. В остальных случаях в общем коллективе присутствуют определенные группы. У них часто выделяется лидер, который оказывает сильное воздействие на всех участников.

Примеры

Рассматривая, примеры формальных и неформальных организаций, стоит отметить, что подобные объединения подчиняются похожим законом. Разница заключается только в степени подчинения участников, особенностях иерархической коммуникации. Неформальная организация представляет собой абсолютно нормальное явление. С этим фактом должен смириться любой управленец. Его задача заключается в правильной оценке сложившихся условий. Это позволяет грамотно управлять подобными объединениями.

Примером формальной организации может быть любое предприятие, компания, как маленькая так и крупная. Здесь разработан четкий иерархический каркас, в соответствии с которым строятся все иерархические процессы. Внутри цеха, офиса, коллектива начинают строиться неформальные взаимоотношения. Например, могут существовать неформальные молодежные организации, а также объединения людей среднего или пенсионного возраста и т. д.

У некоторых работников возникают симпатии друг к другу, появляются общие интересы. Например, работающие женщины, у которых есть дети школьного возраста, гораздо быстрее найдут общий язык. Они будут обсуждать все тонкости обучения их чад, обмениваться опытом. Найти общий язык с молодой девушкой, у которой нет детей и мужа, таким женщинам будет сложнее.

Примером неформальных групп в организации могут быть объединения людей по социальному классу, общим интересам. Люди общаются во время обеденного перерыва. При разговоре на общие темы у них могут возникать симпатии, уважительное отношение друг к другу. Например, неформальной организацией может быть группа болельщиков за одну команду по футболу. Они могут встречаться вне работы для просмотра очередного матча.

Часто участники неформальных организаций общаются вне работы. Однако это не обязательно, чтобы члены такого объединения считались неформальной организацией. Обмен информацией происходит между участниками такого коллектива несколько иначе. Это не строго установленные системы связи, направленные сверху вниз. В подобных группах люди обмениваются мнениями, опасениями, своими мыслями и непроверенными фактами. Такая информация не может передаваться по формальным каналам.

Структура

Структура неформальной организации отличается от утвержденного каркаса компании. Взаимоотношения людей могут быть сложными, постоянно меняться. Чтобы представить себе структуру спонтанно образованных групп, следует рассмотреть ее аналогию с сетью. На протяжении многих лет члены трудового коллектива собираются вместе. При других обстоятельствах такие люди, скорее всего, никогда бы не встретились. Однако работа объединяет совершенно разных людей. Они проводят много времени вместе, порой зависят друг от друга.

Структура формальных и неформальных организаций имеет много общего. В таких объединениях выделяется лидер и подчиненные, существует определенная иерархия и общие задачи.

Формальные организации имеют структуру, спроектированную сознательно. Это четко продуманный процесс. Структура неформального объединения людей построена исключительно в результате социального взаимодействия. Причем подобные группы начинают жить собственной жизнью. Их интересы могут быть оторванными от рабочего процесса.

Неформальная организация может состоять из нескольких неформальных групп. Они вступают в определенные отношения. Группы могут объединяться или конфликтовать. Это формирует социальный микроклимат в коллективе.

Внутри каждой группы, образованной спонтанно, также есть лидер. Он может быть явным или нет. Тот человек, который пользуется наибольшим авторитетом в группе, является лидером. Руководители должны уметь выявлять таких сотрудников. С их помощью управлять коллективом будет проще.

В группе есть и подчиненные. Таковых большинство. Сеть неформальных групп может быть сложной и обширной. Один и тот же человек может входить в несколько неформальных групп. Поэтому четко очертить границы подобных взаимодействий порой довольно сложно.

Признаки

Чтобы уметь выделить подобные объединения среди трудового коллектива, руководитель должен знать признаки неформальной организации. Основными из них являются:

  • Социальный контроль. Все члены группы подчиняются определенным нормам. Это негласные правила поведения. Им подчиняются все участники группы. Нормы социального поведения сначала устанавливаются (лидером группы), а затем укрепляются. Это эталон поведения каждого участника. Каждый член такой группы знает, какое поведение является приемлемым, а какое нет.
  • Сопротивление переменам. В подобных организациях наблюдается тенденция противостоять новшествам, нововведениям. Такая реакция объясняется угрозой для существования сформированной группы.
  • Лидеры. В организации, созданной спонтанно, есть лидер. Он имеет поддержку всех членов группы. При этом ему делегируется ряд полномочий. Лидер действует в отведенной для него области. Он помогает группе достигнуть общей цели, а также поддерживает ее существование.

Отношения в неформальной организации строятся на взаимопонимании и поддержке. Внутри такой группы все друг друга поддерживают. При этом может наблюдаться враждебная реакция по отношению к представителям иных неформальных организаций. Хотя это и не обязательно. Часто множество неформальных групп не проявляют агрессии друг к другу.

Причины объединения

Неформальная организация – это вполне нормальное явление. Однако оно может усложнить процесс управления. Чтобы правильно вести себя в сложившемся коллективе, руководитель должен знать, почему люди объединяются в группы, как воздействовать на них. Существует несколько факторов, заставляющих людей объединяться в группы:

  1. Принадлежность. Это одна из самых сильных человеческих потребностей. Если человек не устанавливает социальные контакты, он может чувствовать себя неудовлетворенным. Если сотрудник чувствует себя частью группы, он получает от нее поддержку. Это заставляет чувствовать себя увереннее. Появляется чувство удовлетворенности от собственной работы. Даже если руководитель сознательно лишает своих подчиненных возможности контактировать друг с другом во время работы, сотрудники будут находить способы вступать в неформальные взаимоотношения.
  2. Помощь. Если сотрудник сталкивается со сложностями в работе, он должен иметь возможность обратиться за советом к своему начальнику. Это идеальный вариант. Однако часто взаимоотношения руководителя с подчиненными построены неправильно. В результате сотрудник становится убежден, что при обращении к начальнику за помощью, у последнего сформируется плохое отношение. Поэтому многие подчиненные предпочитают искать решение своего вопроса иным путем. Помощь приходит в неформальной группе. Ее участники обмениваются опытом, не боясь критики.
  3. Защита. В объединении люди получают поддержку. В единстве заключается сила. Конечно, реальная физическая опасность на рабочем месте в современном мире угрожает людям редко. Однако моральная защита от неблагоприятных факторов порой становится крайне необходимой. Например, при повышении уровня нагрузки, группа может протестовать. Если начальству не доверяют, эта функция становится необходимой.
  4. Общение. Люди нуждаются в обмене опытом, просто обычном человеческом общении. Они много времени проводят на работе. Если же внутренняя система официальных контактов слабая, люди ощущают острую потребность в обмене информацией. В этом случае могут возникать слухи, сплетни, обмен непроверенными данными. Так сотрудники могут быстро получать ответы на возникающие вопросы.
  5. Тесное общение, симпатии. Присоединяясь к неформальной группе, участники стремятся быть ближе к приятным для них людям. Например, клерки и инженеры могут работать в одном большом помещении. Их работа схожа, поэтому из-за общности интересов у них возникает взаимопонимание. Сначала они обсуждают рабочие моменты, но со временем общение становится более личным. Взаимодействие на работе – это нормальная потребность людей.

Влияние группы на достижение формальных целей

Неформальные группы в организации могут воздействовать на достижение формальных целей как положительно, так и отрицательно. Причем это зависит от правильной работы управленцев.

Непродуктивное поведение неформальной группы значительно снижает результативность работы коллектива. По неофициальным каналам порой распространяются непроверенные данные. При этом у членов таких групп может формироваться отрицательное отношение к руководителю. В этом случае сотрудники будут сопротивляться переменам. Внедрить инновации будет трудно. Укоренившиеся стереотипы могут задерживать процесс модернизации компании. В результате это отрицательно скажется на всех аспектах деятельности организации.

Такое непродуктивное поведение является логичной реакцией коллектива на неправильные действия начальства. Если члены неформальной организации сходятся во мнении, что к ним относятся несправедливо, возникает естественная защитная реакция. В результате возникают негативные тенденции, которые могут привести к кризису и самым печальным последствиям для компании.

Неформальные социальные организации должны рассматриваться начальством не как угроза, а как потенциал. Преданность группе может перерасти в преданность компании. Так, многочисленные исследования подтвердили, что многие люди отказываются от более выскооплачиваемых должностей в других компаниях, если у них сложились хорошие неформальные отношения со своим коллективом внутри этой формальной организации. Поэтому цели компании могут совпадать с целями неформальной организации. Это порождает сильное стремление к успеху.

Правильные действия руководства

Рассматривая примеры неформальных организаций, стоит отметить, что это вполне продуктивные группы. При правильном подходе руководства к таким объединениям можно направить их потенциал в продуктивное русло. Для этого управленцы должны овладеть основными принципами взаимодействия с неформальными организациями.

В первую очередь нужно признать существование подобной группы. Главная ошибка руководителя – невысокое мнение о подобных сообществах. Некоторые начальники пытаются уничтожить, разорвать подобные связи. В результате они встречают жестокое сопротивление. Возникает непродуктивный конфликт.

Сегодня менеджментом признана эффективность неформальных групп в процессе достижения целей компании. Поэтому управленцы ни в коем случае не должны пытаться разрушить подобные связи. Уничтожение неформальной организации ведет к краху компании в целом. Поэтому начальник должен уметь воздействовать на такие группы, не угрожая их существованию.

Факторы, влияющие на продуктивность группы

Управление неформальными организациями начинается с изучения факторов, которые влияют на их эффективность. Это те инструменты, которые должен задействовать управленец в своей работе. Нужно брать во внимание следующие факторы:

  • размер группы;
  • состав объединения;
  • негласные правила поведения;
  • сплоченность коллектива;
  • конфликтность;
  • статус участников объединения;
  • функции каждого члена группы.

Опираясь на эти факторы, руководитель может проводить грамотную политику воздействия на подчиненных.

Сначала нужно оценить, сколько человек входит в неформальную группу. Исследователи утверждают, что идеальным является 5 человек. Такие коллективы способны принимать точные решения. В меньшей группе персональная ответственность каждого участника выражена больше. В больших группах не каждый участник способен выражать свое мнение, испытывая стеснение. Чем больше группа, тем сложнее становится общение между ее членами. Руководитель может воздействовать на количество членов группы, например, поручая нескольким ее участникам общее задание. Так внутри неформальной организации образуется группа с нужным количеством человек.

Другие факторы

Рассматривая примеры неформальных организаций, ученые и исследователи выделяют несколько определяющих факторов. С их помощью осуществляется воздействие на объединение.

Важно определить состав группы. Это тот фактор, который объединяет людей в группу, например, общие интересы, подходы к решению проблем, возникающих вопросов. Лучше, если в группе присутствуют люди с разными точками зрения. Это позволяет находить правильное решение.

Групповые нормы являются важным фактором воздействия на коллектив. Управленец должен сделать все возможное, чтобы люди не сопротивлялись выполнению поставленных задач, а воспринимали неформальные и формальные цели как единое целое. Для этого определяется лидер, на которого оказывается соответствующее воздействие.

Группа должна быть сплоченной. Это повышает эффективность ее работы.

Если наблюдается конфликтность внутри одной группы или между несколькими объединениями, это также может быть использовано в целях компании. Противоположность во взглядах позволяет находить разные пути решения проблемы. В споре рождается истина. Главное, чтобы конфликт не усугублялся, находился выход из сложившейся ситуации.

Статус и функции членов группы

Ряд факторов может определять статус того или иного члена коллектива. Это определяет степень влияния сотрудника на группу. Чем выше его статус, тем больше его слушают коллеги.

Помимо статуса у каждого члена коллектива существует определенная роль. Чтобы выполнять групповые задачи внутри неформальной группы, каждый участник получает определенный набор компетенций. Зная роль каждого участника группы, управленцы могут правильно воздействовать на объединение. Важно согласиться с тем, что не зависимо от того, что делает менеджер, подобные объединения продолжают существовать.

Неформальные группы список
[link]fin-az.ru[/link]

CATEGORIES