Направления психологии

Лекция 1

После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.:

• психоанализ, или фрейдизм;

Психоанализ, или фрейдизм, – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т. д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Гешталътпсихология[9] – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона1. Главные представители этого направления – М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека (рис. 11. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй.

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

Рис. 1. Пирамида потребностей по А. Маслоу

Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.

Психология прошла длинный путь становления. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались разные направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего, способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, благодаря идеалистическим философским воззрениям в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как нравственность, идеалы, личностные ценности и др.

Лекция 3

Лекция 3. Основные направления в психологии XX века.

Психология XXI столетия

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

Главный представитель этого направления – американский психолог Кларк Леонард Халл (1884-1952), проводивший много исследований для уточнения схемы стимул — реакция. В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма. В схеме S — R появились «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность). Это привело к преобразованию его в необихевиоризм.

В 1896 г. возникло направление в психологической теории и практике, положившее начало тому: что сейчас называют глубинной психологией. К глубинной психологии могут быть отнесены: гормическая психология, психоанализ, неофрейдизм, аналитическая психология, индивидуальная психология. Глубинная психология основана на естественнонаучной методологии. Ее сущность определяется положением о нетождественности личности и сознания (рационального познания). Все душевные процессы рассматриваются как детерминированные, в конечном счете, биологически, постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных) процессов в деятельности индивида, в формировании его личности.

Отечественная психологическая мысль в XX веке

Значительный вклад в развитии психологии XX в. внесли наши ученые Лев Семенович Выготский (1896-1934), Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), Александр Романович Лурия (1902-1977), Петр Яковлевич Гальперин (1902-1938).

Л. С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т. е. совместной деятельности ребенка и взрослого.

А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.

А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки — нейропсихологии. П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П. Я. Гальперин — автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Интегративная психология как методологическая система психологической науки ХХI века

Направления психологии

Основные направление в психологии

Экспериментальное исследование структуры сознания

Основные теоретические положения.

Психология – наука об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта.

Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Чтобы высветить этот строй испытуемый должен справиться с «ошибкой стимула», которая выражена в смешении психического процесса с наблюдаемым объектом, т.е. стимулом процесса. Знание о внешнем мире оттесняет «материю» сознания, это знание оседает в языке.

Три категории «материи»: ощущение, образ и чувство.

Поиск простейших элементов сознания и открытие регулярности в их сочетаниях.

Вклад в развитие психологии можно назвать минусовым, т.к. деятельность строилась на канонах полувековой давности. Что привело к полной не поддержке психологов.

Вильям Джеймс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952)

Изучить посредством, каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, найти способы более эффективного приспособления.

Основные теоретические положения.

Психология – естественная, биологическая наука, предмет которой психические (ментальные) явления и их «условия».

Учение об эмоциях: показывает, что «условия» — это не только внутри телесные процессы, но и явления, представляющие собой категорию действия. Эмоция – результат физиологических изменений в различных системах, т.е. снята роль побудителя поведения.

Учение о идеомоторном акте: Любая мысль приходит в движение, если этому не препятствует другая мысль.

Структура личности: Я (self) состоит из четырех форм – материальное Я, социальное Я, духовное Я и чистое Я.

Степень самоуважения зависит от возрастания успеха либо от уменьшения уровня притязаний, т.е. самоуважение = успех / притязания

Функционализм стремился рассмотреть все психические проявления под углом зрения их приспособительного, адаптивного характера. Это требовало определить их отношение к условиям среды, с одной стороны, к потребностям организма – с другой.

Понимание психической жизни по образу биологической как совокупности функций, действий, операций.

Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его биологически адаптационного смысла, его направленности на решение жизненного важных для индивида проблемных ситуаций.

Предложил вопреки казавшемуся неоспоримым представлением о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений.

Джон Дьюи — выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги.

В атмосфере слабости функционализма зарождается новое психологическое течение.

На смену функционализма приходит бихевиоризм.

Эдвар Торндайк (1874-1949), Джон Брадуа, Уотсон (1878-1958)

Изучать не сознание, а поведение человека.

Личность – все то чем обладает индивид.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

Основные теоретические положения.

Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

Связь «ситуация-реакция» характеризуется признаками:

исходный пункт – проблемная ситуация;

организм противостоит ей как целое;

он активно действует в поисках выбора;

выучивается путем упражнения.

Сфера психологии – взаимодействие между организмом и средой.

Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия.

Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас.

Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

Подняли эксперимент на высокую ступень исследования.

В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения.

(перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое.)

Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941)

Учение о целостности психических явлений.

Основные теоретические положения.

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гельштаты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гельштатам присущи собственные характеристики и законы.

Понятие «инсайта» — (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) – интелектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.

В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления – либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами), либо формально – логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех кто вообще не обучался.

Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

Зигмунд Фрейд (1856–1939)

Бессознательные психические процессы.

Основные теоретические положения.

Психическая жизнь состоит из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательный уровень – насыщено сексуальной энергией, т.е. либидо, которое прорывается сквозь цезуру сознания, выражается в нейтральных формах, но имеющих символический план (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.)

Концепция об инфантильной сексуальности:

Ребенок до 5-6 летнего возраста проходит фазы: оральную, анальную и фаллическую.

«Эдипов комплекс» — определенная мотивационно — аффективная формула отношения ребенка к своим родителям.

Компоненты личности: «ид»(оно) — носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; «эго»(Я) — следует принципам реальности; «супер-эго»(сверх-Я) — носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются «защитные механизмы»:

вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию;

регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления;

сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество и т.д.)

Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им.

Метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность).

Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этой символике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенных влечений.

Существуют две категории инстинктов:

сохранение жизни (инстинкт любви – ЭРОС)

противодействуют жизни и стремятся вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти – ТАНАТОС)

Недостатком Фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

Учение о коллективном бессознательном (образы бога, вождя, матери – Архетипы).

Архетип – момент самой жизни, целостно связанный с живым индивидуумом эмоциональными связями.

Основные теоретические положения.

Душевная жизнь выступает как бесконечное отражения внутри себя открытых потаенных бессознательным структур.

Душа – не физическая реальность, наполненная энергией, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами.

Человек, в силу ряда социальных причин, видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, не принятой.

Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон, каждый из которых, реагирует на свой световой луч.

Реализация целей, заложенных в глубинах личности, структура которой закладывается в раннем детстве в виде особого «стиля жизни», предопределяющего будущее поведение.

Изучение отдельных личностей с целью выявления отдельных признаков различия.

Основные теоретические положения.

Как понятие используется в 3-х смыслах:

исследования, направленные на всестороннее, углубленное изучение отдельных выдающихся личностей – ученых, писателей, композиторов, государственных деятелей.

одно из направлений философии, изучающей индивидуальное и социальное поведение человека, скрытым за «поверхностью» сознания прирожденным изначально заложенным в нем тенденциям.

Задача психотерапии – помочь невротику. Работа заключается в изучении неполноценности индивида, его чувствах, стремлениях и личной власти, превосходству над другими.

Первые успешные попытки использования математических методов в психологии – Ф.Гальтон. Он же ввел метод близнецов для выяснения соотношения между наследственностью и средой в детерминации индивидуальных психологических различий.

Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.

Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.

Основные теоретические положения.

Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.

Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.

Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний.

Работа, анализ, создание прикладной теории.

Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.

Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.

Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни.

Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоантуализации».

Основные теоретические положения.

Базируется на иерархии потребностей человека.

Осуществление самого себя.

Сознание собственного достоинства.

Потребности в надежности.

Физиологические основные потребности.

Непригодность исследования животных для понимания человека.

Гуманистическая психология – современное направление в психологической науке.

Есть некоторые приемы и понятия, которые применяются. На сегодняшний день это:

Основные целостные самоактуализирующийся личности.

Этапы деградации личности.

Поиск смысла жизни.

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

К.Юнг, Р.Ассаджиоли, А.Маслоу, С.Грофф.

Уделение большого внимания бессознательному и его динамике.

Психика – взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене между ними.

Транс персональная изучает измененные состояния сознания, переживания которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Основные теоретические положения.

Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений) объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами.

Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств.

Чуткое обращение с новорожденным, возобновление симбиотического взаимодействия с матерью, достаточное время, затрачиваемое на установление связи – вот, наверное, ключевые факторы, способные нейтрализовать вред родовой травмы.

Важной категорией Транс опыта с трансценденцией времени и пространства будут разнообразные явления экстрасенсорного восприятия – ZB. Опыт существования вне тела, телепатия.

Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Главной отличительной чертой Транс Подхода есть модель человеческой души, в которой признается «Значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания».

И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт …

Психические процессы … – это свойство высокоорганизованной материи.

Павлов – разработка проблем патопсихологии (сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности)

Бехтерев – огромнейший материал по патопсихологическим исследованиям. Исследовал проблему галлюцинаций, слуховые иллюзии.

Развитие направлений таких как:

Военная психофизиология, военная психотехника, авиационная психология …

Педагогическая психология – стимулирование задач социального воспитания.

Развитие науки позволило во многих городах организовать и запустить в работу психотехнические лаборатории.

Было создано Всесоюзное общество по психотехнике.

В отечественной психологии прочно утверждается принцип развития: психика животных и сознание человека могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии.

Направления психологии

Направления современной психологии.

В этом очень кратком обзоре, мы обозначим основные направления современной психологии, что бы внести ясность в общепринятые и всем известные термины – психолог и психология. Клиент приходит на консультацию к психологу, подчас не подозревая, что сегодня в мире не существует единой науки — психологии и единой системы психологического знания, а есть различные направления с отличными стандартами и методами работы. Дело не в том хороши или плохи различные школы психологии, скорее, каждая школ позволяет добиться хороших результатов у тех клиентов, которые соответствуют ей по своей психологической организации, особенностям индивидуального развития, темпо-ритму своего сознания. Наверное, было бы идеальным, если бы каждый психолог интегрировал в себе знания всех школ и владел многими методами практической психологии, чтобы достичь успеха с каждым клиентом.

Одной из фундаментальных работ З. Фрейда является «Толкование сновидений». Сновидения в психоанализе рассматриваются, как свидетельства нереализованных желаний и страхов.

Психоанализ обычно проводиться в форме одночасовых сессий. Это длительный процесс, состоящий из десятков или даже сотен сессий, которые проводятся в течение многих месяцев или даже лет.

Несмотря на то, что сегодня по прошествии века психология пересматривает некоторые позиции учения Фрейда, без его концепций не обходится ни одна современная школа.

Самый известный из последователей Фрейда, швейцарский психиатр, психолог и философ К. Г. Юнг расширил концепцию бессознательного и основал, по сути, новую школу, которая сегодня известна, как

Направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, психолога и философа Я. Л. Морено. История свидетельствует о встрече Я. Морено и З. Фрейда, во время которой, молодой Морено заявил – «Вы разрешили людям говорить, я разрешу им действовать». Впервые психотерапевтические сеансы из индивидуальных трансформировались в групповые, переносясь из замкнутого психоаналитического кабинета в реальную людскую среду. Таким образом, Я. Морено решил задачу проявления внутренней реальности человека непосредственно в ситуации социального окружения, собственно того окружения, в столкновении с которым и продуцируется психологический конфликт.

Психодраматическая сессия начинается с разогрева, — это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные темы. Затем происходит выбор протагониста (актер, играющий главную роль), то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так — ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигаются из общего круга вперед и рассказывают, с чем они хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Выбирается именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.

Психодрама сегодня в оригинальном виде распространена мало, однако, ее элементы широко используются во всех направлениях психологии.

Логотерапия эффективна для психологической помощи в различных ситуациях: неврозы, фобии, страхи, сложности во взаимоотношениях, депрессии, проблемы в области сексуальности, преодоление психологических травм и насилия и др.

– (лат. existentia – существование) сформировалось на основе трудов таких исследователей, как Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй и др.. Психологическое направление, изучает: 1). Проблемы времени, бытия и небытия; 2) Высшие ценности. Проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) Личная миссия. Проблемы общения, любви и одиночества; 4) Сущность Бога. Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны его базовые жизненные потребности забвение которых приводит к состоянию стресса, тревоги или депрессии.

Целью экзистенциальной психологии является решение задачи восстановления аутентичности конкретной личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе.

Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка внимания, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама.

сформировался в 90-е годы XX столетия (тренинговая концепция на стыке психологии, философии, спорта и менеджмента) (Изначально коучинг был ориентирован только на пространство бизнеса, однако сейчас с успехом применяется практически для всех социальных групп). Коучинг причисляется к тренинговым направлениям, однако в действительности является неформальным обучением. Мероприятия проходят в формате собеседования и позиционируются, как по подразделениям бизнеса: менеджмент, маркетинг, финансы и других сфер, например, спорт, так и по личностным параметрам: лидерство, креативность, коммуникабельность и др. заканчивая категориями — life , то есть, здоровье, душевная гармония, искусство быть счастливым. Методология коучинга строится на разблокировке изначально существующего внутреннего потенциала человека в результате психологического (до конца не изученного) взаимодействия коуча и клиента-игрока.

Коучинг – это высокоэффективный тренинг, в результате которого клиент приобретает способность к эффективному действию в меняющихся условиях. Однако следует учитывать, что разблокировка сознания клиента-игрока происходит в достаточно ограниченной зоне из всей сложной и многомерной структуры мышления и принятия решений.

Коучинг, обычно, проводится в формате сессий от получасовых до часовых, возможно по телефону, что может быть в ряде случаев очень удобным.

Источники:
Лекция 1
Читать "5. Основные направления психологии, Лекция 1. Психология как наука и практика. Стр.11" Луковцева А. К.
http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl11.shtm
Лекция 3
Лекция 3. Основные направления в психологии XX века. Психология XXI столетия В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не
http://www.xn--e1afgc0b.xn--p1ai/vuz/gp/1_3.html
Направления психологии
Основные направление в психологии Экспериментальное исследование структуры сознания Основные теоретические положения. Психология – наука об опыте, зависящем от испытывающего его
https://studfiles.net/preview/3962904/
Направления психологии
Сегодня не существует единой науки психологии. Основные направления современной психологии: психоанализ, логотерапия, психодрама, трансперсональная психология, коучинг, гуманистическая психология, гештальтпсихология, онтопсихология. Санкт-Петербург.
http://ontopsyholog.ru/index.php?id=41

(Visited 3 times, 1 visits today)

COMMENTS