Межпоколенные отношения

Межпоколенные взаимоотношения

Эмпирическое социологическое исследование проблемы трансформации взаимоотношений между поколениями. Обзор современных теоретических подходов к анализу межпоколенных отношений в современном обществе. Обоснование геронтологических установок молодежи.

Обострение проблемы взаимоотношений между поколениями. Понятие «возраст» и «поколение». Исторический аспект развития межпоколенных конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Конфликт поколений в семейной сфере. Последствия конфликтов между поколениями.

Обзор основных теоретических подходов в исследовании культуры. Ознакомление с элементами искусства и их характеристиками. Раскрытие понятий субкультуры и культуры, их взаимосвязь в современном обществе. Социологическое изучение поведения молодежи.

Понятие межпоколенных отношений, их исследования разными учеными. Функции социальных представлений. Социокультурный контекст межпоколенных отношений. Эмпирическое исследование данной проблематики. Составляющие счастья в старости молодых и пожилых людей.

Частные межпоколенные трансферты: виды, функции. Демографическая структура российских домохозяйств как фактор частных межпоколенных трансфертов. Стратегии участия домохозяйств разного демографического типа в системе частных межпоколенных трансфертов.

Теоретические аспекты социализации: основные положения, фазы (адаптации, интернализации), подходы к периодизации. Социализация молодежи в современном российском обществе: каналы, механизм. Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе.

Роль и место религии в современном мире. Состояние, типология и тенденции формирования религиозного сознания современной молодежи. Источники моральной поддержки молодых людей. Социологическое исследование проблемы духовности российской молодежи.

Трансформации традиционных семейных норм и ценностей в современном обществе. Обзор причин конфликтных взаимоотношений поколений в семье. Механизм социальной регуляции конфликта в семье. Анализ особенностей реализации государственной социальной политики.

Социальное взаимодействие в современном обществе. Административные барьеры как основные коммуникационные поводы взаимодействия чиновников и предпринимателей. Исследование препятствий между административным и предпринимательским сообществом Волгограда.

Теоретико-методологические основания исследования межпоколенных взаимодействий. Семья как институт социального наследования. Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье. Конфликт, его причины и типологизация. Последствия семейных конфликтов.

Характеристика современной молодежи, особенности ее социализации в современном обществе. Основные ценности современной российской молодежи. Нарушение процесса передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями.

Источник:
Межпоколенные взаимоотношения
Эмпирическое социологическое исследование проблемы трансформации взаимоотношений между поколениями. Обзор современных теоретических подходов к анализу межпоколенных отношений в современном обществе. Обоснование геронтологических установок молодежи. Социология и обществознание, русский язык
[link]http://allbest.ru/o-3c0b65635a3ad78b5d43b89521216d27.html[/link]

Межпоколенные отношения

Межпоколенные отношения, как правило, трактуются в обществе как отношения поколений, которые проявляются и на уровне общества, и в социальных институтах, и на уровне семьи.

Исторический экскурс показывает, что XVIII век остро поставил проблему ценности детской жизни; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество; в начале ХХ века – юность; в 20-е годы ХХ века – старость. В середине ХХ века появляются науки: акмеология – наука о расцвете, зрелости, закономерностях и механизмах развития человека на ступени его профессиональной зрелости, геронтология – наука о пожилом возрасте, андрогогика – наука об образовании взрослых. В ХХ веке повышается интерес к преклонному возрасту, а значит – и к конфликту поколений.

Что особенного есть в нашей стране, что беспокоит и будоражит сознание людей, берущих на себя ответственность за разрешение конфликта между поколениями?

Вначале необходимо выделить общие, существующие во всех странах проблемы отношений между поколениями, которые могут приводить к усилению конфликтности в обществе:

— преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;

— приобщение к семейным и общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни и др.) ценностям;

— передача собственности по наследованию;

— степень зависимости и ответственности за отношения между поколениями;

— государственная политика по отношению к разным поколениям;

— соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.

Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в конфликте поколений в России являются следующие:

— понижение социального статуса пожилых людей;

— изменение характера труда в постиндустриальном обществе в результате ускорения темпов научно-технического прогресса;

— обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;

— распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.

Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной (страх перед возрастом) установки в массовом сознании. В контексте конфликтологии проблема «возраст и поколение» усиливается. Каковы отношения между «возрастом» и «поколением»?

Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова «поколение» – это, во-первых, «родственники одной степени родства по отношению к общему предку», во-вторых, – «одновременно живущие люди близкого возраста», в-третьих, «группа людей, близких по возрасту» [6]. Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» в своих работах И. С. Кон [4]. Он выделяет несколько значений данного понятия:

— люди, происходящие от общего предка (генеалогическое поколение);

— сверстники, то есть люди, родившиеся приблизительно в одно и то же время;

— современники, то есть одновременно живущие люди разного возраста;

— отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.

Отсюда можно определить поколение как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами» [4].

Итак, поколение – это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.

Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае история «остановилась бы», исчезла бы возможность радикальных перемен. Социокультурная среда либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

Попытка избежать этих крайностей подтолкнула философов и конфликтологов на обоснование «этики дискурса», то есть учения о нравственности, содержанием которого являются проблемы коммуникации поколений и межпоколенного дискурса. Именно «этика дискурса» ориентирует представителей разных поколений не на конфликты и деградацию, а на единство, ответственность, согласие и продуктивную коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве, а не только о помощи старшим или об обучении младших.

Поколение – это временная категория, в связи с этим смена поколений – это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Термин «возраст» употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:

— социально-возрастные процессы и возрастная структура общества;

Некоторые ученые считают, что невозможно провести четкое разделение между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности того или иного периода переплетаются, «врастают» друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу. Отрочество перерастает в юность в течение нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между юностью и зрелостью традиционно считается женитьба. Жизнь человека, как правило, делится на две половины: до свадьбы и после свадьбы, когда действительно меняется весь уклад жизни и быта человека.

Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, исторически резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении – к улучшению. Однако это не так.

В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений, прежде всего, смежных поколений, отцов и детей. Отцы-воины не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением.

Американский антрополог и этнограф Л. Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. Он огласил постулат, что «все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования» [9]. Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось и положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.

Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, – начало занятия сельским хозяйством. Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени.

Со временем стариков не только перестают уничтожать, но к ним начинает проявлять уважение младшее поколение. Ученые предполагают, что это может быть потому, что на ранних стадиях цивилизации достижение пожилого возраста было весьма редким явлением. Старики пользовались уважением как наиболее богатые личным опытом люди, историки рода, хранители давних традиций, воспитатели людей, посредники между живыми и умершими и мастера церемоний. Древние греки ассоциировали старость с мудростью, это делало старика существенной фигурой общества, старейшиной, в его функции входило управление страной и руководство воспитанием подрастающего поколения. Сократ ценил беседы со старыми людьми: из этих бесед можно было узнать о пройденном стариками жизненном пути, который молодым предстояло еще пройти.

Но власть стариков и уважение к ним отнюдь не означали проявления заботы о всех людях преклонного возраста. Классовое рабовладельческое общество по своей сути не могло проявить истинного гуманизма по отношению ко всем старым людям. Уделом римских рабов, сумевших дожить до старости, была голодная смерть, которой этих изгоев общества предавали на одном из островов Тибра. Даже свободные граждане могли рассчитывать в старости на весьма малую помощь со стороны общества.

В ходе исторического развития сформировался стереотипический образ старого человека. Расширились представления о старости в социальном, психологическом и биологическом аспектах. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в XIX столетии, исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям. Общество отказывает им в уважении. Наше общество делает старость обесцененным периодом жизни. Существует мнение, что пожилые люди – ни к чему не пригодные потребители, что своим существованием они противоречат фундаментальному принципу развития современной цивилизации, где все подчинено поискам выгоды.

Анализ исторического материала показывает, что преемственность поколений не всегда шла по восходящей линии. Вопреки устоявшемуся мнению о гармонии отношений между поколениями в традиционной русской общине их отношения характеризовались довольно сильной напряженностью, а иногда переходили в откровенный конфликт. Особенно ярко это проявлялось во время праздников. В период святок, например, молодые люди нередко нападали на взрослых, причем их агрессия носила характер жестокости. Самой излюбленной шалостью деревенской молодежи следует признать заваливание ворот и дверей изб всяким деревенским хламом, дровами, бревнами, сохами и проч. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так заваливали выходы из изб, что утром хозяева оказывались в плену.

Нарушение естественных механизмов передачи социальной информации от старших к младшим на уровне всего российского общества, при котором младшие игнорировали волю старших, отчетливо фиксировалось крупнейшими писателями этого периода. Ф. М. Достоевский констатирует отсутствие в обществе гармонии между поколениями, при которой старшие должны доминировать над младшими. История свидетельствует о существовании проблемы борьбы за власть между старыми и молодыми, принадлежащими к господствующему классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. В традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменны способы взаимосвязи поколений и передачи опыта.

Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется «образ» каждого поколения.

В классической культуре России проблема смены поколений, проблема отцов и детей была проклятьем, тяготеющим над теми и другими, доходящим до отцеубийства, как в романах Ф. М. Достоевского.

Конфликтность поколений снимает религия, в частности – христианство, которое начинается с осмысления того, что Христос пришел выполнять заветы Отца. «Я не против Отца, я пришел восстановить Законы Пророков…» В христианской культуре появляется преемственность поколений, каждое из которых, создавая новое, учитывает старое. Ф. М. Достоевский писал о том, что только вера в Бога может стать для России защитой от всех бед.

Особенно остро конфликт поколений проявляется в России в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет им свою картину мира.

Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаковым. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций. Старый человек – одновременно и недочеловек, и сверхчеловек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики либо возвеличивались до роли святых, либо низводились до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.

Существует две основополагающие точки зрения на взаимоотношения поколений:

— в современном обществе существует большая разница между поколениями и этот разрыв увеличивается;

— представления о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.

Источник:
Межпоколенные отношения
Межпоколенные отношения, как правило, трактуются в обществе как отношения поколений, которые проявляются и на уровне общества, и в социальных институтах, и на уровне семьи. Исторический экскурс
[link]http://studopedia.su/14_121243_mezhpokolennie-otnosheniya.html[/link]

МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, младший научный сотрудник

2 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, научный сотрудник

3 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, инженер-исследователь

В статье рассмотрены особенности внутрисемейных межпоколенных отношений по данным социологических исследований ИСЭРТ РАН. Анализ проблемы показал, что связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение. Отношения между родителями и детьми во многом определяются уровнем благосостояния родителей и наличием у них свободного времени. Потребности, связанные с поддержанием безопасного существования, с возрастом ослабевают, большую значимость приобретают процессы усвоения норм и образцов поведения. По мере взросления детей наблюдается рост доли семей, где отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями, снижение частоты и продолжительности межпоколенного общения и его разнообразия.

1 Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science, Junior Researcher

2 Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science, Researcher

3 Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science, research engineer

The article describes the features of intra-family intergenerational relations according to sociological studies ISEDT RAS. problem analysis showed that the relationship between the generations, the continuity of experience are essential. The relationship between parents and children is largely determined by the level of parents welfare and the availability of their free time. Requirements relating to the maintenance of a secure existence, weakens with age, great importance attaches to the processes of assimilation of norms and patterns of behavior. As children get older there is increase in the proportion of families where there is no mutual understanding between parents and children, reduce the frequency and duration of inter-generational communication and diversity.

Библиографическая ссылка на статью:

Фахрадова Л.Н., Смолева Е.О., Разварина И.Н. Межпоколенные отношения в современной российской семье // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/15998 (дата обращения: 11.01.2018).

Отношения в семье являются одним из факторов, определяющих жизненный успех детей, воздействующих на процесс их социализации. Дети, имеющие доверительные отношения с родителями и другими родственниками, более устойчивы к воздействию стрессов, связанных с учебной деятельностью, взрослением, влиянием сверстников.

Не только в детском возрасте, но и на протяжении всей жизни актуальны потребности, удовлетворяемые семьей:

— потребность в безопасности, ведь именно родительская семья и сложившиеся отношения привязанности способствуют снижению чувства тревоги, возникающей в стрессогенных ситуациях;

— поддержании материальных условий жизнедеятельности;

— любви, психологической и физической близости и семейном общении;

— овладении определенными способами поведения и приобретении жизненного опыта [1]. Внутри семьи происходит передача культурных практик, образцов поведения, традиций подрастающему поколению – это основной механизм культурного воспроизводства общества.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании его мировоззрения и нравственных норм поведения.

В подростковом возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей – совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих прежде всего самих родителей как субъектов воспитания. Наиболее важными чертами воспитательной позиции родителей являются адекватность (умение родителей видеть, понимать и принимать индивидуальность своего ребенка), гибкость (способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи) и прогностичность (способность родителей прогнозировать появление новых психических и личностных качеств ребенка).

В то же время, ряд обстоятельств создаёт трудности для нормального протекания внутрисемейного этапа социализации. Родители часто не могут выделять достаточно времени для общения с детьми, организации совместного семейного досуга. Следствием дефицита общения становится потеря родительского контроля, несвоевременное выявление психологических и иных проблем у детей. Тревогу вызывает то, что подобная проблема в благополучных (в материальном плане) семьях сложно выявляется. У педагогов школ, психологов и социальных работников отсутствуют полномочия, позволяющие воздействовать на процесс семейного воспитания. В настоящее время исследователи отмечают деструктивную тенденцию к ослаблению связей между семьёй, школой и общественностью: государство устранилось от воспитания детей, а общественные институты, которые могли бы выполнять эту функцию ещё не сформировались [3].

Помимо нехватки свободного времени существуют социокультурные барьеры, связанные с разницей в интересах родительского и детского поколений. Изменение темпа жизни, появление мобильных технологий значительно изменили социальную реальность, что потребовало от людей стать более восприимчивыми к новшествам, адаптивными и обучаемыми. Естественно, что дети легче усвоили новые правила и приобрели иные, по сравнению с родительским поколением знания, умения, и навыки.

Также определенную роль играют изменения потребностной сферы, связанной с детско-родительскими отношениями, в процессе взросления. Так, наиболее актуальная на ранних этапах развития ребенка потребность в безопасности с возрастом снижается.

Негативное воздействие на внутрисемейные отношения оказывает негибкая родительская позиция, характеризующаяся нежеланием менять модели поведения, свои взгляды или обсуждать разные точки зрения.

Обозначенные проблемы нельзя отследить, анализируя статистику. Более приемлемыми методами исследования представляются социологические: опросы, фокус-группы и интервью. В качестве примера обратимся к опыту социологических исследований ИСЭРТ РАН.

В 2015 году ИС РАН в сотрудничестве с ИСЭРТ РАН проводили исследование факторов, затрудняющих социализацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Один из этапов исследования предполагал проведение фокус-групп с родителями и детьми из благополучных и неблагополучных семей, педагогами школ. Целью исследования стала апробация теоретической модели социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В ходе фокус-групп удалось выявить ряд проблем, сосредоточенных в сфере семейного воспитания. Выше мы указали на недостаток времени на воспитание у родителей. Участники исследования также подтвердили значимость данной проблемы.

Марина Дмитриевна (учитель начальных классов): родители сейчас заняты больше материальной стороной, и даже благополучные мало времени уделяют на детей. Многие не понимают целей воспитания. Их тоже можно отнести к неблагополучным.

Нарушение представлений родителей о целях семейного воспитания, смещение жизненных приоритетов в материальную сферу в крайних случаях приводит к формализации детско-родительских отношений. Так, участники фокус-групп отмечали, что у современных «сверхзанятых» на работе родителей появилась склонность вместо общения предлагать детям материальные блага, чтобы сгладить психологический дискомфорт во взаимоотношениях. Пример ответа, содержащего эту мысль приведён ниже:

Наталья Васильевна (учитель математики): наоборот, бывает: родители заняты материальным и откупаются от ребенка. Например, ребенок просит: «Мама – папа – почитайте мне». – «А давай я тебе куплю диск, и ты посмотришь, только отстань. И такое тоже очень часто бывает.

Само по себе сокращение времени общения родителей и детей не обязательно приводит к негативным последствиям для социализации ребёнка. Однако в сочетании с неполной структурой семьи, рисками, исходящими из групп сверстников, характеризующихся девиантным поведением, а также с нарушенными моделями семейного воспитания создаёт угрозу снижения учебной мотивации, формирования у детей искажённой системы ценностей, асоциального поведения.

Это предположение было проверено в рамках проведения исследования “СиО-2006”. В частности, было установлено, что недостаток времени, уделяемого семье и детям, нехватку педагогических способностей при воспитании, невозможность контролировать детей, в два раза чаще отмечали матери-одиночки, чем замужние женщины. Как следствие, дети из неполных семей чаще демонстрировали девиантное поведение. Так, если среди детей из полных семей курили, употребляли наркотики и алкоголь 33 %, то среди детей, воспитываемых только матерью – уже 43%. Значительно выше для детей из неполных семей и риск попадания «в плохую компанию», совершения различных правонарушений и преступлений – в 2,8 раза, по сравнению с семьями, где есть оба родителя [4].

Причинами сокращения времени, выделяемого на воспитание ребёнка, в современной России являются: высокая трудовая занятость родителей, предпочтение карьеры устройству семейных отношений, распространение неполных семей.

Механизм воздействия уровня трудовых доходов и общего времени, проводимого родителями на рабочем месте на воспитательный потенциал семей носит наиболее очевидный характер. Низкий доход от занятости на основном месте работы побуждают людей искать возможности дополнительного заработка (в том числе, работать сверхурочно). Следствием такого режима становится переутомление и дефицит общения с детьми. “Усталость и переутомление” отметили в опросах 47,5%, “недостаток свободного времени” 10,4% респондентов [5].

Помимо дефицита времени на воспитание детей российские семьи в повседневной жизни сталкиваются с такими трудностями, как постоянный рост цен и тарифов, ощущение социальной незащищённости, отсутствие возможностей для хорошего лечения, неблагоприятные жилищные условия и ряд других [6].

Обстановка в семье зависит не только от уровня благосостояния, наличия благоустроенного жилья, состояния здоровья родителей и детей, но и от содержания, характера межличностных отношений. Исследователи отмечают, что за период 1993 – 2009 гг. значительно снизилась доля семей, отношения родителей и детей в которых можно считать гармоничными и доверительными (с 18% в 1993 г. до 7% в 2009 г.), одновременно выросла доля семей, где часто возникают конфликтные ситуации как между супругами (с 27% до 46%), так и между детьми и родителями (с 31% до 57%) [7].

Исследования содержания межпоколенного общения указывают на ряд закономерностей. В первую очередь, внимание исследователей концентрируется на относительно небольшом перечне тем, которые обсуждают родители и дети. В основном, они затрагивают учебную деятельность ребёнка, бытовые вопросы, реже – выбор будущей профессии, отношения с друзьями и родственниками. Наблюдается также гендерное различие в характере общения с родителями: девушки уделяют этому больше времени, их общение с родными более разнообразно, чаще затрагивает тематику межличностных отношений, выбора профессии. Среди молодёжи старше 18 лет большую популярность по сравнению с подростковой когортой, приобретают темы семейного бюджета и общения с родными.

По результатам мониторинга условий формирования здорового поколения, проводимого ИСЭРТ РАН, в 2015 году среди семей, воспитывающих детей в возрасте 11 лет, 32% отметили, что имеют дружные внутренние отношения и не ссорятся, 68% указали, что конфликты случаются редко, только 5% отметили напряжённость отношений и частые ссоры. Чаще всего среди проблем, связанных с воспитанием ребёнка родители отмечают недостаток времени для занятий с ним (36%), нехватку денежных средств на посещение платных специалистов (22%), приобретение личных вещей (12%) и полноценное питание ребёнка (12%). Родители ни разу не указали на отсутствие взаимопонимания с ребёнком.

Характерно, что стремятся проводить свободное время с ребёнком 96% родителей. В то же время, спектр досуговой деятельности оказывается очень ограниченным и чаще всего включает обсуждение книг и фильмов, посещение кино, театров и концертов. Самым непопулярным видом досуговой деятельности является посещение музеев (см. табл. 1).

Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Проводите ли Вы досуг вместе с ребёнком? Если да, то каким образом?», в% от числа опрошенных родителей детей в возрасте 11 лет в 2015 году

Источник:
МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ
В статье рассмотрены особенности внутрисемейных межпоколенных отношений по данным социологических исследований ИСЭРТ РАН. Анализ проблемы показал, что связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение. Отношения между родителями и детьми во многом определяются уровнем благосостояния родителей и наличием у них свободного времени. Потребности, связанные с поддержанием безопасного существования, с возрастом ослабевают, большую значимость приобретают процессы усвоения норм и образцов поведения. По мере взросления детей наблюдается рост доли семей, где отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями, снижение частоты и продолжительности межпоколенного общения и его разнообразия.
[link]http://human.snauka.ru/2016/08/15998[/link]

Межпоколенные отношения как ресурс совладающего поведения

Межпоколенные отношения как ресурс совладающего поведения

Во Введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, формулируются гипотезы и положения, выносимые на защиту, называются использованные методы и методики.

Повседневных трудностей и хронических стрессов в сферах: учебно- профессиональной, личных и семейных отношений, потребности в физической и эмоциональной поддержке (2143 выбора);

Кризисных переживаний, вызванных поворотными событиями жизненного пути и экзистенциальными трудностями (162 выбора).

Описанные результаты подтверждают гипотезу №1 исследования о специфике трудных жизненных ситуаций использования межпоколенного ресурса. Однако, мы выяснили, что межпоколенный ресурс, включающий отношения и представления о старшем поколении (родители, прародители и предки) имеет более широкий спектр ситуаций использования и обращения и включает не только трудности экзистенциального плана, но и ситуации хронических стрессов и повседневных трудностей. Набор, список этих ситуаций ожидаемо варьирует в зависимости от объекта обращения.

Раздел 3.3.2. «Значимые другие на жизненном пути личности» раскрывает тенденции выбора значимых представителей старшего поколения в разных группах испытуемых.

старшие родственники (прародители)

На втором месте по частоте выборов находятся сиблинги (217 ответов) и оказываемая/оказанная ими социальная поддержка и эмоционального, и информационного, и практического характера. Часто назывались и старшие кровные родственники (прародители, прапрародители), причем чаще бабушки (144), чем дедушки (38). Более частый выбор женских родительских и прародительских фигур обусловливается социальными (большая занятость мужчин на работе, разводы, отсутствие отца в семье, проблемой воспитательной асимметрии) и историческими причинами (гибель дедов на войне). Преобладание женщин в выборке испытуемых позволяет объяснять этот факт особенностями процесса половой идентификации, а так же большей потребностью в эмоциональных отношениях, принадлежности, доверии у женщин по сравнению с мужчинами (Т.Л. Крюкова, 2004).

бабушка, первая учительница

старший товарищ на работе, отец

родители, человек- мастер своего дела

Среди «значимых» женщины зрелого возраста чаще называют женщин (мать, бабушка, первая учительница) (?*=1,63, при р=0,05), а мужчины – мужчин (дедушка, отец, старший коллега на работе и др.) (?*=1,9, при р=0,02). Старших родственников (прародителей) и предков описываются в 20% всех ответов женщин и 26% ответов у мужчин. При этом взрослое поколение чаще выбирает в качестве значимых прародителей по сравнению с молодой выборкой (?*=4,11, при р=0,00). Этот факт объясняется существующими тенденциями отдаления и разрыва отношений молодого и пожилого поколения, негативными социальными стереотипами относительно старости, зависимым (территориально, материально, психологически) положением пожилого поколения сегодня, более активными и тесными связями внуков и прародителей взрослой выборки, воспитанной в советское время.

Члены семьи (родители)

Члены семьи (отец)

Члены семьи (мать, бабушка, дедушка)

Члены семьи (отец, старшие братья/сестры)

Члены семьи (родственники, родители)

Тем самым подтверждается часть гипотезы №2 о преобладании в сети значимых других членов семьи в выборке в целом. При этом в их числе доминируют описания родителей. Этот факт говорит о том, что российские семьи провинциальных городов, сел и деревень все же сохраняют традиционную структуру и взаимоотношения, в которых старшие поколения являются «главой» и выполняют важные организующие и регулирующие функции. Выбор и описание членов семьи как значимых более свойственен женщинам по сравнению с мужчинами, а так же сельским жителям по сравнению с городскими. Прародителей как значимых чаще называют взрослые, чем представители молодого поколения.

В разделе 3.3.4. «Специфика и условия использования межпоколенного ресурса в семье: родители, прародители, предки» анализируется специфика ресурсности отношений и социальных представлений о членах семьи старших поколений (родителей, линейных родственников и прародителей, истории семьи), субъективное их значение.

Источник:
Межпоколенные отношения как ресурс совладающего поведения
Тип: Автореферат; Размер: 495.55 Kb.; Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского; ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ; страница №1
[link]http://rudocs.exdat.com/docs/index-83385.html?page=2[/link]

CATEGORIES