Методы возрастной психологии

Методы возрастной психологии

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

Выделение понятия (статуса) детства как особого состояния человека обусловлено социально и исторически. Понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Объект (предмет) возрастной психологии — не сами психические явления, а их развитие (в том числе возрастное). При этом возраст является функцией как биологического, так и исторического времени, а возрастные изменения — одновременно и онтогенетические, и биологические.

Методы возрастной психологии можно разделить на организационные, эмпирические, обрабатывающие и интерпретационные.

Предмет возрастной психологии

Прежде всего — два парадокса детского развития.

1.Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. С другой стороны, по физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе.

Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение этого совершенства — у ребенка практически отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Более того, замечено общее правило — чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Как это можно объяснить?

2.В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологии об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного человека, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.

Как же получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, который достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества, не одинаковый?

Вообще, как ни парадоксально, само понятие детства как особого состояния человека появилось сравнительно недавно — не тысячелетия назад. Так, например, в литературе 19 века многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей. Согласно отчету комиссии английского парламента в 1833 году, дети иногда начинали работать на фабрике с 5 лет, нередко с 6 лет, еще чаще с 7 лет, а в возрасте 8 лет, как правило, работали уже все дети неимущих родителей (рисунок). При этом рабочий день у них продолжался 14-16 часов.

Статус детства пролетарского ребенка формируется только в 19-20 веке, когда появилось законодательство, юридически запрещающее детский труд. Разумеется, это не означает, что законы автоматически обеспечивают наличие детства для таких детей. Дети в этой среде, прежде всего девочки, и сегодня выполняют работы, необходимые для общественного воспроизводства (уход за малышами, домашние работы, некоторые сельскохозяйственные работы). Другими словами, статус детства в решающей степени связан с положением родителей в социальной структуре общества.

Что такое статус детства? Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Проиллюстрируем динамику этого понятия в разные исторические эпохи. Какие примеры отношения к детству дает нам Библия? Книга Иова: бог решил испытать силу веры Иова, до того вполне благополучного человека, и наслал на него разные беды (неурожай, кражи, смерть детей, и только потом, в качестве последней капли — серьезную болезнь). Потом, убедившись в твердости его веры, бог вернул ему благосостояние и дал возможность родить новых детей. То есть дети в этом социальном контексте так же заменимы, как деньги или урожай.

Как известно, одной из наиболее адекватных форм отражения реальности, в том числе социальной, является искусство. Так вот, до 13 века художники вообще не изображали детей. В 13 веке детские образы — это только ангелы, младенец Иисус и нагие дети как символы душ умерших, при этом дети изображаются как уменьшенные взрослые. Детских портретов вообще нет. Никто, следовательно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Даже само слово "ребенок" в средневековой Германии было синонимом для понятия "дурак".

Только в 16 веке появляются портреты умерших детей, то есть смерть ребенка теперь переживается как действительно невосполнимая утрата, а не как естественное событие. Портреты живых детей, и то, в основном, официально-парадные, появляются только в 17 веке.

Различным было и содержание детства в разные времена и в разных социальных группах.

В 1601 году во Франции родился будущий король Людовик 13. В полтора года Людовик 13 играет на скрипке и одновременно поет. Это Луи делает еще до того, как его внимание начинают привлекать деревянная лошадка, ветряная мельница, волчок (это стандартный набор игрушек того времени). В 3 года Луи принял участие в праздновании Рождества. С трех лет он начал учиться читать, а в 4 года умел писать. В 5 лет он играл с куклами и в карты, в 6 лет — в шахматы и в теннис, а также упражнялся в отгадывании загадок и шарад. Товарищами по играм у Луи были пажи и солдаты, с ними он играл в прятки и другие игры.

В 7 лет все изменилось. Детские одежды были оставлены, воспитание приобрело мужской характер. Он начинает обучаться искусству охоты, стрельбе, азартным играм и верховой езде. С этого же времени ему читают литературу педагогического и моралистического содержания. В это же время он начинает посещать театр и участвует в коллективных играх наряду со взрослыми.

С другой стороны, девочка из подобного племени была взята на воспитание в возрасте 1,5 лет, перевезена во Францию и воспитывалась как европейский ребенок. К 20 годам она закончила колледж, знала 3 языка и занималась научной деятельностью как этнограф.

Возможность решения этих и многих других парадоксов и вопросов и предоставляет изучение возрастной психологии.

Объект (предмет) возрастной психологии — не сами психические явления, а их развитие (в том числе возрастное). Другими словами, объект имеет динамический характер и, следовательно, требует для своего изучения системного подхода. И действительно, в этом разделе используются данные не только собственно психологии, но и медицины, и педагогики.

Наиболее общие проблемы современной возрастной психологии:

· научное обоснование норм проявления различных психических функций во всех возрастах;

· определение эталонов зрелости индивида /личности;

· выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в различные периоды его жизни, в том числе явления акселерации при взрослении и ретардации при старении;

· прогнозирование развития, в том числе роль в нем ранних периодов жизни; изучение психических ресурсов человека. В частности, здесь нужно отметить проблему вундеркиндов, которые очень быстро растрачивают весь свой психический ресурс.

В возрастной психологии как науке о развитии выделяются два базовых понятия:

онтогенез (греч. on — сущее) — индивидуальное развитие;

филогенез (греч. phyle — племя) — развитие вида и человека как представителя вида.

Так вот, в онтогенезе человека имеют место не только количественные (рост), но и качественные изменения психических функций. Это — тоже предмет возрастной психологии.

Пример — с возрастом не только растет объем мышления, количество мыслительных операций, но и происходит изменение преобладающего типа мышления — от наглядно-действенного в раннем детстве к абстрактному в зрелости.

И.М. Сеченов впервые свел различные фазы развития человека в единый цикл. До него в возрастной психологии отдельно рассматривались 2 периода — детский возраст и старость; в то же время период взрослости (акме — расцвет; отсюда модное нынче название " акмеология") вообще воспринимался как окаменелый, когда психика вообще не развивается. После него огромный вклад в возрастную психологию внесли Л.С. Выгодский и основатель ленинградской школы Б.Г. Ананьев.

Возраст — количество прожитых лет от момента рождения. Он накладывается на стрелу времени и, соответственно, имеет ее основные характеристики — необратимость и однонаправленность. Это, в частности, исключает понимание старости как обратного развития.

Б.Г. Ананьев выделил для возраста 2 характеристики:

· метрическая (индивидуальная и средняя продолжительность жизни, длительность отдельных фаз жизненного цикла);

· топологическая (местоположение отдельных фаз жизненного цикла на стреле времени, то есть в композиции со всем человечеством).

Другими словами, возраст является функцией как биологического, так и исторического времени, а возрастные изменения — одновременно и онтогенетические, и биологические. Как говорил Б.Г. Ананьев, "возраст — взаимопроникновение природы и истории".

Пример –женщина, имеющая биологический возраст 30 лет, сегодня воспринимается как молодая, а в 19 веке – как пожилая (это прекрасно отражено в романе О.Бальзака "Тридцатилетняя женщина")

Возраст — наиболее интегральная характеристика человека. Он описывает личностные особенности, особенности человека как субъекта деятельности и т.д. Поэтому возрастная характеристика входит практически во все социопсихологические исследования (пример — преобразование возраста космонавтов с изменением решаемых ими задач).

Особенности возрастных изменений психики:

· разная интенсивность и разное значение их в отдельные фазы жизни (быстрее и важнее всего эти изменения у ребенка, минимальны по силе и важности — у взрослого);

· проявляются в единстве с индивидуальной вариативностью. Чем старше ребенок и сложнее психические процессы, тем больше роль индивидуальных особенностей, тем значительнее индивидуальные различия. Особенно это характерно для всех периодов зрелости, возрастные различия между которыми как бы перекрываются типом индивидуального развития, характером практической деятельности.

То же имеет место при переходе от зрелости к старости: преждевременное старение одних — и интеллектуальная активность и молодость других, что определяется главным образом мерой социальной зрелости человека, образом его жизни как личности и субъекта деятельности.

Основные методы возрастной психологии

Методы возрастной психологии можно классифицировать по 4 разным основаниям.

1.1.лонгитюдиальный — метод продольных срезов;

1.2.метод поперечных возрастных срезов;

1.1.группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени.

Этот период может доходить до 30-40 лет (Калифорнийский лонгитюд по детям с высоким IQ, уже упомянутый в прошлом семестре). В ЛГУ лонгитюд проводился в течение 5 лет на студентах по два раза в год, начиная с 1 курса и до окончания ими института.

Этот метод дает самые качественные результаты, является своего рода "высшим пилотажем" экспериментальной психологии. Метод очень трудоемкий; имеет место большой отсев на выборке, а также методические сложности (в частности, требуются разные, но равноценные интеллектуальные и другие тесты на каждом этапе). Поэтому метод используется сравнительно редко, но известен давно — со середины 19 века (Дарвин, Бехтерев наблюдали за своими детьми). Пиаже (знаменитый швейцарский детский психолог) таким образом изучал детей в возрасте 0-2 лет, что позволили ему выявить стадии развития сенсомоторного интеллекта (см. тему "Когнитивное развитие психических функций").

· проследить развитие отдельных психических функций;

· дать прогноз развития этих функций (не только для отдельной личности);

Он особенно важен для определения сравнительной ценности разных систем обучения, так как эта ценность выражается не только и не столько непосредственным эффектом в данный момент, сколько наибольшей долговечностью эффектов, их полезностью для развития и здоровья человека (Б.Г. Ананьев).

Итогом лонгитюдионального исследования обычно является монография, описывающая несколько фаз (периодов) жизни человека. Сопоставляя их по нескольким людям, можно увидеть диапазон колебаний возрастных норм и моментов смены фаз.

1.2.одноразовое обследование различных одновозрастных групп (например, 1,2. 10 класс) по единой методике.

Естественно, этот метод во всех отношениях легче осуществить. Однако есть здесь и трудности, главная из которых — методики должны обеспечить сравнимые результаты по разным возрастным группам (это особенно важно в детском возрасте).

· выявить возрастные нормы (при достаточно большой выборке);

· провести исследования быстро и с меньшими методическими проблемами.

Конечно, чем меньше возраст, тем меньше должен быть временной шаг (у новорожденных — неделя, у взрослых — 5 лет, в старости — меньше).

1.3.сочетание обоих методов в разных вариантах; например, в ходе лонгитюда делаются одновременные поперечные срезы по всей его выборке.

2.1.обсервационный (наблюдение и самонаблюдение). Так работал, в частности, Пиаже.

2.2.экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).;

2.3.беседа, интервью, анкетирование и др.;

2.5.биографический (монографическое описание — разработка Б.Г. Ананьева);

3. обрабатывающие (математико-статистические).

Здесь используются все методы современной математической статистики; более того, многие из них (например, факторный анализ), собственно говоря, и были разработаны психологами для своих нужд.

4.1.генетическое описание (в смысле генеза — развития);

4.2.структурное описание (как результат поперечного среза).

Вообще в психологии и, в частности, в возрастной психологии главная проблема — перевести результаты на язык пользователя. Для возрастной психологии пользователями выступают педагоги, медики, инженеры и пр.

Пример – психолог может определить, что данный ребенок имеет такие-то акцентуации характера, то есть демонстрирует педагогическую запущенность. Однако вопрос "что с ним делать?" психолог не решает, считая это предметом педагогики.

Для изучения возрастных изменений в психике человека требуется и применяется системный подход. С точки зрения системного подхода возрастные изменения рассматриваются параллельно в 4 аспектах:

· онтологический (соотношение биологического и социального в развитии);

· хронологический (микро- и макрохронология);

· структурно-динамический (закономерности качественных преобразований и преемственности в развитии психики);

· каузальный (факторы развития).

Соответственно этому делению сформулированы последующие темы курса

Методы возрастной психологии

Возрастная психология как комплексная дисциплина использует широкий арсенал разнообразных методов изучения психического и личностного развития индивида, каждый из которых неразрывно связан с теорией и методологическими принципами психологической науки. Некоторые из них общенаучными, другие — общепсихологических, третьи — методами собственно возрастной психологииї.

Поскольку системные связи в предмете познания существуют объективно и присущи всем отраслям социальной действительности, возрастная психология вполне закономерно прибегает к общенаучных методов их изучения

Опираясь на данные исследований конкретной проблемы, возрастная психология выясняет глубинные психологические закономерности явлений и процессов, которые не лежат на поверхности, а проявляются как тенденция, сущность. Этой й цели она достигает, используя такие загальнонаунови методы познания психологической действительности:

б) сравнение и классификация. Анализ и синтез неразрывно связаны с этими теоретическими методами, рациональными действиями. Сравнение заключается в сопоставлении одних понятий, явлений, фактов с другими для установления их сходства или различия. Начиная изучение определенного психического явления, многие его аспекты выясняют путем сравнения ния с типичными, общими и специфическими тенденциями. . Классификация позволяет на основе выделенных главных и второстепенных признаков определить группы или класса явлений. С ее помощью, например, устанавливают особенности и тенденции психического развития личности;

г) абстрагирование и конкретизация. Имея свое специфическое назначение, абстрагирование и конкретизация тесно связаны с анализом и синтезом. Абстрагирование заключается в мысленном отделении определенного признака, свойства предмета от самого предмета или иных его признаков, свойств с целью более глубокого изучения сложных психических явлений; конкретизация — в примен. Анне теоретических знаний к конкретной ситуации для углубленного его понимания. Конкретизацией можно считать использование общей теории самосознания для анализа особенностей самооценки, уровня домаг ань конкретного подростка или использования теоретических положений о темпераменте для выяснения типа темперамента конкретной личности тощо.

Взаимосвязь абстрагирования и конкретизации обусловлен процессом познания, который разворачивается от чувственного восприятия конкретного к абстрактному мышлению. После изучения конкретных признаков предмета след тает новый этап в познании (движение от конкретного к абстрактному). Психологическая практика (консультирование, психокоррекция, психотерапия) основном использует конкретные результаты исследованийь;

г) моделирование. Суть этого метода заключается в установлении сходства явлений (аналогии), адекватности одного объекта другому и в создании на этой основе простого по структуре и содержанию объекта, отражающий является сложную модель (оригинал) есть исследователь получает возможность перенести по аналогии данные от модели к оригиналу. Модель является вспомогательным средством, в процессе познания дает новую информацию об объекте изучите ения. Выяснив характерные свойства, признаки существующего психического явления, исследователь осуществляет новое их компоновки, моделирует принципиально новые их состояния. Так возникают модели-гипотезы, имеющие передбачув аний характер и нуждаются в проверке, а также модели-концепции, которые превращаются в научно обоснованные теорииеорії.

Психология использует особый вид моделирования — умственное эксперимента сутью которого является установление соотношения между теоретическими и экспериментальными данными с моделью, которая имитирует ситуации, которые могли бы возникнуть при реальном экспериментирования. Такая идеальная модель способствует в выявлению важнейших связей и отношений в объекте изучается, объяснению и конкретизации имеющихся фактов и механизмев.

Моделирование в психологии используют при следующих условиях:

— невозможность эксперимента над объектом исследования в связи с его недоступностью, по моральным или иным причинам;

— неоправданно высокие затраты времени и средств для эксперимента над объектом;

— попытка в процессе эксперимента над моделью получить точные данные об объекте исследования

основном в психологии (возрастной, практической) применяют идеальные модели. Создаются они в сознании исследователя, на этом основании их можно считать формой мышления, с помощью которой чувственно-наглядные представление логически объединяются в целостный образ.

Чаще возрастная психология пользуется такими общепсихологических методами:

а) наблюдение качестве одного из основных эмпирических методов психологического исследования, оно основано на том, что любые психические явления проявляются во внешнем поведении: действиях, жестах, выражении лица я, позах, речевых реакциях человека и т.д.. Научное наблюдение требует не только фиксации фактов, но и тщательного их анализа и объясненияня.

Основными условиями использования метода наблюдения является определение его целей и задач, выбор объекта, предмета и ситуации, а также времени, способов наблюдения, фиксирования, обработки и анализа резуль ьтатив

б) беседа. Проводят ее по заранее подготовленным схеме, предварительно определив вопрос зависимости от характера исследования беседа может быть более стандартизирована, когда предварительно фиксируют вопросы в подлежащих освещению, или менее стандартизированная (свободная, поисковая), когда она является первым этапом исследования, обеспечивает уточнение его плана и технологии. Недостаток беседы — обязательность ответов на неудобные для лица, которую исследуют, вопрос, что иногда заставляет ее давать неточную, необъективную ответдь;

в) интервью. Процедура интервью выстраивается по принципу»вопрос — ответ», как правило, вопросы заранее четко программируют. Этот метод позволяет изучать одновременно большое количество индивидов, собрать массив данных, касающихся самых разнообразных вопросов, интересов и предпочтений т.д.добань тощо;

г) анкетирование. Этот метод обеспечивает значительные возможности для получения широкой информации за короткое время. Анкета состоит из фиксированного количества открытых, альтернативных или закрытых вопросов. На откр. Рите вопрос дают свободный ответ, на альтернативные — фиксированную («да»,»нет»,»знаю»,»не знаю»). Закрытые вопросы предполагают косвенную ответ, требует дополнительной интерпретации. В процессе a нкетування недопустимо изменять формулировки вопросов, поскольку это делает невозможным их анали запитань, оскільки це унеможливлює їх аналіз.

Важным преимуществом анкетирования является его анонимность, что обеспечивает искренность ответов, устраняет необходимость давать вынуждены ответа;

г) психологическое тестирование. Суть его заключается в выполнении испытуемым определенной задачи или их серий. Тесты должны быть хорошо продуманными, надежными (давать устойчивые результаты в течение длительного времени) валидными (проявлять те качества, для изучения которых они предназначены), отвечать требованиям стандартной системы обработки данных, иметь четкую инструкциюю;

д) анализ продуктов деятельности. Анализу могут подлежать процесс, результаты деятельности. Простейшим примером использования этого метода является анализ ученических письменных работ, рисунков, поделок, стихов то ощо, позволяющий получить сведения об уровне развития их интеллекта, мотивации»саморегуляции, выявить скрытый потенциал умственной деятельности, лица-стисни черты, задатки, актуальный эмоциональный с тан, прогнозировать тенденцию развитиязвитку;

е) метод эксперимента. Основными признаками эксперимента является создание исследователем условий, в которых оказываются психические явления, и контроля его течения. Это позволяет варьировать независимыми переменными, влияет аючы на ??индивида и тем самым предопределяя определенные явления (зависимые переменные). В эксперименте возникают условия для отделения явлений, которые изучают, от тех, которые их сопровождают. Благодаря этому удается проявление ити скрытые процессы, механизмы, явления, свойства, установить закономерные связи между нимними.

Процедура эксперимента предусматривает:

1) выбор объекта и предмета исследования и четко фиксированных параметров и показателей проявления психического явления;

2) построение и формулировка гипотезы исследования;

3) организацию специальных условий деятельности, что соответствует гипотетически очерченной системе составляющих объективной деятельности;

4) выбор параметров независимой (например, особенности организации познавательной деятельности) и зависимой (например, структура интеллекта) переменных с целью получения необходимых данных;

5) регистрацию реакций испытуемого на воздействие (фиксирование параметров независимой переменной);

6) выбор системы обработки полученных данных и интерпретацию результатов

Полученные методом эксперимента факты очень ценные. Недостатками его являются искусственность экспериментальной ситуации, неестественное доминирование экспериментального фактора в ней, влияние экспериментатора на экспериментальной на деятельность испытуемого, а также предустановки исследуемого (действовать активно или пассивно, честно или нечестно, предвзято или непредвзято и т.п.) на результаты эксперименту.

По характеру осуществления эксперименты разделяют на лабораторный (происходит в специально созданных лабораторных условиях) и природный (исследователь вызывает требуется явление, но обстановка, в которой провел вают испытуемые, является обычной для них). Естественный эксперимент особенно распространен в возрастной психологии. Его преимуществом является то, что индивиды не осознают своей позиции исследуемых и поэтому ведут прир равно. Однако он не позволяет выделить явление, подлежащее изучению, устранить действие случайных факторов, осуществлять контроль за его условиямами.

В целях естественный эксперимент может быть констатувальни (предполагает выяснение закономерностей существования психического факта, особенностей психического процесса, личностных черт) и формовочным (ориентирован на формирование психических явлений, свойств, создание условий для их проявления и развития). Формовочный эксперимент может быть учебным, воспитательным, развивающием.

. Методами собственно возрастной психологии являются;

а) близнецовый метод. Особенно он пригоден для сравнительного изучения влияния внешних условий и наследственности на развитие близнецов. Поскольку однояйцовые (монозиготные) близнецы имеют одинаковый генетический код, различие в их развитии и поведении дает основание для выводов об особенностях влияния внешних факторов, например учебно-воспитательных условий, на развитие психических функций и личностиі;

б) лонгитюдный (продлен) метод исследования. Суть его заключается в изучении одних и тех же испытуемых в разные моменты их жизни. Его повторяют через значительные промежутки времени и сравнивают полученных ни данные с предыдущими. Предметом исследования могут быть развитие интеллекта, речи, самосознания, побудительной сферы и и ін.

Сложность проведения лонгитюдных исследований обусловлена ??миграцией индивидов, их отказом от участия в эксперименте, привыканием к нему и»производством»желательных для исследователя данных, не соответствуют и дают реальности, значительными затратами средств, обновляется-ность теорий и методикі методик;

в) метод поперечных срезов. При использовании этого метода сравнивают одновременно разные возрастные группы испытуемых. Преимущество его состоит в короткотры вал ости, незначительных финансовых затратах, управляемости. П. Примером использования этого метода является изучение мотивов саморегулирования поведения младшими школьниками, подростками и старшеклассникамами.

Метод поперечных срезов требует однозначных критериев в формировании выборки испытуемых. Например, при изучении особенностей потребностей взрослых, значительно отличаются по возрасту, часто трудно сформировать выбо. Ирку по уровню образования, принадлежности к определенной социальной группе или пола, а также отделить эффекты хронологического возраста от эффектов исторического периода, в котором жили люди;

г) комбинированные планы. Нередко ученые объединяют методы лонгитюдного и поперечного срезов в комбинированных планах. Например, американская исследовательница. Стелла. Витбурн (р 1933) в 1968-1976 гг исследовала ро азвитие. Я-образа, социальные отношения и жизненные ценности студентов старших курсов колледжей. В 1984 — 1990 гг она повторила это исследование с новыми группами старшекурсников, а также вновь обследовала тех кто участвовал в нем ранее. Каждую из этих 4-х групп он рассматривал как возрастную когорту. Старейшая возрастную когорту до завершения исследования обследовали 4 раза. Возрастные изменения в ней можно было проанализировать и тем же способом, что и при лонгитюдного исследования, в течение длительного времени. Кроме того, эту когорту можно было сравнить с другими на каждом возрастном ровнойвому рівні.

Итак, возрастная психология имеет богатый арсенал научных методов для изучения психического и личностного развития человека. Знания их требований и особенностей использования позволяет исследователю широко и всесторонне но изучать психические явления, выявлять закономерности их проявления, выяснять механизмы и условия развитияу.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Основные методы возрастной психологии

Возрастная психология занимается изучением особенностей развития психических функций человека на каждом этапе развития. В связи с этим в ней выделяют три наиболее крупных блока (или раздела). Психология детского возраста занимается изучением психики человека с рождения до наступления взрослости (приблизительно 18 лет). Психология взрослых рассматривает характеристики психического развития взрослых и зрелых личностей. И, наконец, геронтопсихология изучает психическое развитие пожилых людей. Поскольку человек на протяжении своей жизни вовлечен во множество отношений, методы возрастной психологии заимствуют знания из смежных областей: общая психология, педагогическая, дифференциальная, социальная.

Исследование такого феномена, как возраст, сопряжено с некоторыми трудностями. В частности, возникают сложности с его определением. Выделяют хронологический (отражающий число прожитых лет), биологический (физиологические показатели организма на данный момент) и психологический возраст (уровень развития психики, включающий интеллектуальное и психосексуальное развитие). Эти категории определяют предмет и методы возрастной психологии. Однако предмет ее изучения составляет не только понятие возраста. Сюда относятся также те изменения, которые претерпевает психика на каждом этапе развития. Изменения при переходе субъекта из одной возрастной категории в другую могут быть различными (количественными, качественными, эволюционными и революционными, а также ситуационными).

Методы возрастной психологии разнообразны. Практически все они заимствованы из смежных дисциплин и задействованы для комплексного изучения изменений, происходящих в психике человека в данный момент его жизни. Методы исследования в возрастной психологии подбираются в зависимости от целей и стратегии исследования.

Наиболее распространенный метод (пришедший из общей психологии) – наблюдение. Исследователь регистрирует факты и располагает их в хронологическом порядке. Наблюдение незаменимо при работе с маленькими детьми. Несмотря на видимую простоту, оно довольно сложное в реализации. Все методы возрастной психологии должны способствовать достижению поставленной цели. Наблюдение должно быть объективным, схематичным, систематичным и незаметным для наблюдаемого.

Опросные методы возрастной психологии включают анкетирование, беседу, выполнение тестовых заданий, анализ продуктов деятельности. Здесь субъект активно включается в процесс исследования.

Здесь ставится цель, составляется план, проводится сам эксперимент, затем следует сбор и анализ данных. Субъект может знать и не знать о проведении исследования. При проведении эксперимента создаются специальные условия, чтобы исследователь мог изучить конкретные качества испытуемого.

Все перечисленные методы возрастной психологии могут относиться к следующим группам методов: метод поперечного среза (качества испытуемого изучаются один раз с целью констатировать определенные факты относительно возраста) и лонгитюдный метод (испытуемый подвергается исследованию на протяжении долгого времени с целью выявить динамические изменения в процессе развития).

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики — её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской).

Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии:

— Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.

— Периодизация психического развития в онтогенезе.

— Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.

— Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.

— Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

— Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.

— Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.

— Возрастная и клиническая диагностика.

— Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.

— Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко).

Связь возрастной психологии с другими науками:

Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития:

Вспомогательные методы исследований:

— анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества);

Сравнительные методы исследования:

— сравнение нормы и патологии;

Схема построения эмпирического исследования:

Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста).

Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

Ключевое понятие возрастной психологии — понятие «развитие». Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Созревание — важнейший фактор развития. Созревание — психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. Разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития.

Различают нормативное психическое развитие и индивидуальное.

Возрастная психология сформировалась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX века. Во II половине XIX века сложились объективные предпосылки для выделения детской психологии как самостоятельной отрасли психологической науки:

— потребности общества в новой организации системы образования;

— прогресс идеи развития в эволюционной биологии;

— разработка объективных методов исследования в психологии.

Возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребёнка, однако запросы современного общества, новые достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать с позиции развития, сделали очевиднойнеобходимость целостного анализа онтогенетического процесса и междисциплинарных исследований.

Исторический анализ понятия «детства» дан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Так, в средневековой Европе взрослые относились к детям, как к младенцам, вплоть до 6-7-летнего возраста. После этого детей уже считали маленькими взрослыми и приучали к взрослым разговорам, шуткам, еде и др. (Г. Крайг). Детство, будучи социально-культурным феноменом, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства состоит в подготовке человека к взрослой самостоятельной жизни и труду (Д.И. Фельдштейн).

В.Т. Кудрявцев выделяет три исторических периода детства (исходя из схемы Д.И. Эльконина):

1. Квазидетство — на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность (первобытное детство).

2. Неразвитое детство — мир детства выделен и перед детьми возникает новая социальная задача — интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию моделирования деятельности взрослых (детство в Средние века и Новое время).

3. Развитое детство — складывается тогда, когда смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны (современное детство). Современное развитое детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной структуры.

Источники:
Методы возрастной психологии
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ Выделение понятия (статуса) детства как особого состояния человека обусловлено социально и исторически. Понятие детства связывается не с
http://de.ifmo.ru/—books/0050/book1.htm
Методы возрастной психологии
Возрастная психология как комплексная дисциплина использует широкий арсенал разнообразных методов изучения психического и личностного развития индивида, каждый из которых неразрывно связан с теорией
https://uchebnikionline.com/psihologia/vikova_psihologiya_-_savchin_mv/metodi_vikovoyi_psihologiyi.htm
Основные методы возрастной психологии
Возрастная психология изучает категорию «возраст» и изменения, происходящие в психике человека на разных этапах развития. Исследовательские методы включают: наблюдение, опрос, эксперимент.
http://fb.ru/article/104279/osnovnyie-metodyi-vozrastnoy-psihologii
Предмет, задачи и методы возрастной психологии
Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает
https://psyera.ru/predmet-zadachi-i-metody-vozrastnoy-psihologii-285.htm

CATEGORIES