Методы воздействия на личность

Методы воздействия на личность

1. Типология психологических воздействий 5

2. Правомерное и неправомерное воздействие 8

3. Система методов психологического воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности 10

Список использованной литературы 18

Актуальность контрольной работы определило то, что проблема психологического воздействия имеет важное и специфическое значение в правоохранительной деятельности. Много написано о воздействиях оперативного работника или следователя на граждан, процессуально зависящих от него: подозреваемых, подследствен-3 -ных, свидетелей и потерпевших. С развитием в нашей стране демократических принципов общественного устройства стали появляться публикации, касающиеся защиты прав личности при возникновении правоотношений с органами правопорядка и их сотрудниками, носящие преимущественно публицистический характер.

Понятия «психического воздействия» и «психологического воздействия», имея свои семантические оттенки, в литературе и практике иногда используются часто как взаимозаменяемые. В частности, так поступают авторы Комментария к Уголовного кодексу РФ.

Строго говоря, любое нефизическое воздействие одной личности на другую, признаки процесса или конечный результат которого возможно обнаружить, является психическим. Психологическое воздействие — преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие («его слова запали мне в душу, хотя он даже не догадывается о моем существовании »). Оно произвольное, волевое, как правило, методически подготовленное, часто — инструментально оснащенное. Результаты его ожидаются и прогнозируются. Именно таким и должно быть психологические воздействие сотрудника правоохранительного органа.

Объект работы — общественно-правовые отношения в сфере осуществления психологического воздействия в деятельности следователя, предмет — формы и методы сфере осуществления психологического воздействия в деятельности следователя.

Цель работы — изучить формы и методы сфере осуществления психологического воздействия в деятельности следователя.

В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи:

• Рассмотреть типологию психологических воздействий;

• Исследовать правомерное и неправомерное воздействие;

• Проанализировать систему методов психологического воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности.

1. Типология психологических воздействий

Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают простое воздействие и сложное. Простое связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения: беседу, опрос, допрос, консультацию, экспертизу и пр. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением всего одн ой или нескольких тактических целей. Сложное состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели. Например, для сотрудника — это решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости сотрудничества, даче показаний, выдаче улик и пр.

По направленности воздействия оно может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное направлено на конкретного человека, социальное — на группу людей.

Форма осуществления психологического воздействия может быть открытой, закрытой (неочевидной) и комбинированной. Открытая форма подразумевает обращение непосредственно к уровню сознания. Закрытая связана с использованием приемов, воздействующих на сферу подсознания (косвенное внушение, «косвенный допрос», НЛП и др.) Комбинированная форма сочетает в себе обе предыдущие. Комбинированная форма требует высокой психологической подготовленности сотрудника, тщательной методической проработки либо привлечения специалиста из психологической службы.

По технической оснащенности различают субъектные воздействия и инструментальные. Субъектные — воздействия личности, слов, приемов, применяемых сотрудником, инструментальные — воздействия с помощью материальных объектов и условий (предъявление вещественного доказательства), выбора места (квартира, храм, место происшествия и пр.).

Существуют также методы психологического воздействия, основными из которых являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач и др., и приемы — конкретные техники управления психическим состоянием партнера по общению.

Принципы воздействия. Они обычно связываются с допустимостью использования психологического воздействия в уголовном процессе, а число их, выделяемых разными авторами, колеблется от 10 до четырех. Фактически есть три основных принципа: законности, научности, целесообразности.

Принцип законности требует, чтобы оказываемое психологическое воздействие соответствовало Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, международным правовым актам и документам. Сотрудник, оказывающий воздействие, должен осознавать, что он несет полную ответственность за его результаты.

Принцип научности предполагает, что все применяемые в правоохранительной деятельности методы, приемы воздействия на личность научно обоснованы и прошли необходимую апробацию. Сотрудник, применяющий их, получил необходимую подготовку, контролирует процесс их использования, отслеживает обратную связь.

Принцип целесообразности указывает, что воздействие должно отвечать намеченной цели, быть адекватным состоянию человека, подвергающегося воздействию, не быть недостаточным или чрезмерным, не превращаться в психическое давление, принуждение, насилие.

Подводя итог, можно сказать, что разработка методов психологического воздействия производится с целью обеспечения:

1) полного установлена истины в процессе оперативно-розыскной деятельности, дознания, а затем и расследования фактов совершенного преступления;

2) изменения отношения подозреваемого к своему поведению, определенным фактам, лицам;

3) воспитания и возможного перевоспитания лиц, у которых выявляются отрицательные привычки, навыки, наклонности, могущие явиться причиной совершения ими преступлений;

4) активизация действий всех лиц, принимающих участие в дознании и следствии.

2. Правомерное и неправомерное воздействие

Одной из важнейших характеристик психологического воздействия является его разделение на правомерное (допускаемое законом) и неправомерное (противозаконное). По сути это центральная проблема в большинстве дискуссий о нем. Какое воздействие может использоваться в процессе оперативной разработки, дознания, предварительного следствия? Где его правовые и моральные границы? Может ли власть в лице своих законных представителей в интересах государственной и общественной безопасности избирать любые методы воздействия на личность?

Законодательство регламентирует формы воздействия, которые допустимы при производстве действий, хотя в самом Уголовном кодексе нет терминов «психическое» либо «психологическое» воздействие. Понятия «психическое воздействие», «психическое насилие», «давление на психику» и некоторые другие возникают только в Комментарии к УК. В то же время согласно УПК РФ, законодатель запрещает домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер. Разъясняется, что на подозреваемом и обвиняемом не лежит процессуальной обязанности давать показания, они лишь вправе их давать.

Другие средства принуждения процессуальных участников содействовать раскрытию преступления в случае их отказа добровольно сделать это — задержание, избрание мер пресечения в отношении подследственных, угроза уголовной ответственности за дачу ложных показаний потерпевшим и свидетелями, принудительное освидетельствование, обыск и т.д. Теоретически каждое из них может вызвать нарушения физического и психического здоровья, но эти меры допускаются законом.

К неправомерным способам получения доказательств относятся такие виды психологического воздействия, как насилие, угроза, шантаж. Обнаружение фактов их применения однозначно вынудит поставить вопрос об уголовной ответственности самого сотрудника органов правопорядка. Таким образом, психологическое принуждение рассматривается законодательством в двух планах: с одной стороны, это связано с осуществлением правомерного воздействия на препятствующих правосудию, а с другой — на тех, кто пытается его осуществить противоправными способами.

Еще одним аспектом оценки психологического воздействия как правомерного или неправомерного является обращение к новым, нетрадиционным для России методам получения доказательств по делу. Уже описаны процессуально допустимые возможности использования полиграфа и гипноза, есть свидетельства об иных программных, аппаратных, медикаментозных и прочих разработках.

Вопросы, которые мы только начинаем ставить перед собой, уже имеют длительную историю дискуссий за рубежом. Начало их открытого обсуждения положила знаменитая книга Джона Маркса «В поисках кандидата из Манчжурии», где впервые на подлинном архивном материале было рассказано об опытах ЦРУ по контролю над человеческой психикой и поведением, включая гипноз, наркотики, психопрограммирование и пр.

Итогом этих обсуждений стало усиление общественного контроля за деятельностью спецслужб. Напоминание же о том, что помимо профессионального долга, а точнее, раньше него, стоит долг общечеловеческий, нравственный, никогда не бывает лишним. Хотя большинство исследователей и считает репертуар допустимых методов психологического воздействия ограниченным, мнение, реализуемое чаще осторожно, но иногда и более открыто, что «суть дела не в провозглашении каких-либо положений, а в реальных обстоятельствах» никогда и никуда не исчезало.

3. Система методов психологического воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности

Основными методами психологического воздействия являются — метод передачи информации, убеждение, принуждение, внушение, постанова и варьирования мыслительных задач.

Метод передачи информации тесно связан с методом убеждения. Необходимость взаимодополнения этих методов всегда возникает в том случае, когда после передачи дополнительной информации у лица, на которое воздействовали, наступает состояние сомнения, неуверенности. Дополнительное применение метода убеждения помогает принятию необходимого решения.

Убеждение — это главный метод воздействия. Под ним понимается, с одной стороны, разностороннее влияние на личность и с целью формирования у нее одних качеств и избавление от других, а с другой — побуждение к определенной деятельности. Данный метод широко применяется в оперативно-розыскной деятельности. Основными компонентами убеждения являются информирование (рассказ), разъяснение, доказательство и опровержение, а также беседа.

В побуждении человека к деятельности важное место занимает информирование, которое необходимо потому, что человек, прежде чем что-то сделать, должен быть убежден, что это стоит и можно сделать. Информирование представляет собой рассказ, то есть живое и образное изложение информации с целью сообщения объекту фактов и выводов, необходимых для побуждения его к деятельности. Будучи по форме свободным от каких бы то ни было канонов, рассказ позволяет сотруднику в полную меру использовать все свои умения убеждать и переубеждать собеседника.

Убеждение во всех случаях есть процесс, включающий всегда следующие основные элементы: 1) изложение определенных доводов; 2) передачу информации, подтверждающей правильность приведенных доводов; 3) выслушивание сомнений и возражений убеждаемого; 4) изложение новых доводов с учетом возражений; 5) повторение отдельных доводов и элементов передаваемой информации с целью более полного воздействия на ход мыслительных процессов убеждаемого.

Последнее предполагает знание того, по каким путям идет мыслительная деятельность убеждаемого (с учетом сообщенных доводов и информации). Это обеспечивается восприятием опровержений со стороны убеждаемого, его мимикой, жестами, изложением ему возможных путей анализа и синтеза сообщенной информации, логических и этических выводов, которые можно сделать из сообщенных доводов и информации, разбором всех возражений, которые бы мог выдвинуть сам убеждаемый в противовес логическому и этическому решению, предложенному в ходе убеждения. Важно при этом уделить внимание тщательному разбору всех препятствий, которые могут возникнуть у убеждаемого в процессе принятия определенного решения.

Достижение целей убеждения возможно только при наличии со стороны убеждаемого желания воспринимать доводы убеждающего. Обязательным условием применения методов убеждения является установление психологического контакта, который, как правило, характеризуется положительным отношением к убеждающему, желанием воспринимать его доводы, наличием действительно полного восприятия и понимания передаваемой им информации.

Следует отметить, что убеждение обязательно должно удовлетворять следующим требованиям: 1) отвечать уровню развития убеждаемого; строиться с учетом возрастных, образовательных, профессиональных и иных индивидуальных психических особенностей данной личности; 2) быть последовательным, логическим и доказательным; 3) возбуждать психическую активность убеждаемого; 4) содержать как обобщение положения, выводы, так и конкретные факты и примеры; 5) содержать анализ обоюдоизвестных фактов; 6) убеждающий сам должен искренне верить в то, в чем он убеждает; 7) учитывать возможности личности и ее характера.

Метод принуждения. Известно, что не всегда можно достичь успеха, воздействуя на человека убеждением. Нередко приходится прибегать и к принуждению. Следует, однако, отметить, что «голое» принуждение, изолированное от убеждения, во многих случаях приносит вред. Важно, чтобы объект воздействия в какой-то степени осознал неизбежность принятых к нему принудительных мер. А это достигается, как правило, в том случае, когда принуждению предшествует убеждение. Данное методологическое положение должно стать основой выбора принуждения как метода воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Отметим, что по своей природе принуждение подразделяется на физическое и психологическое. Физическое принуждение основано на применении силы (нами оно не рассматривается). Психологическое принуждение выступает как побуждение интересующего лица к определенной деятельности вопреки его желаниям. Сам факт принуждения присутствует и при убеждении. Однако здесь объект интереса после проведения с ним разъяснительной работы сознательно без эмоционального нажима со стороны сотрудника, выполняет предписанное. В процессе психологического принуждения объект исполняет предписание в состоянии сильного внутреннего протеста. И только внешние обстоятельства заставляют его повиноваться. Поэтому важнейшим условием применения метода принуждения является внешняя предпосылка. Если такой предпосылки нет, принуждение становится бессмысленным.

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. Оно выступает в двух видах: а) запрещение импульсивных действий; б) запрещение недозволенного поведения, которое стоит на грани принуждения и убеждения. Применение запрещения во многих случаях не влияет на взаимоотношения сотрудника с объектом воздействия.

Категорическое требование заключается в силе приказа и может быть эффективным только в том случае, когда сотрудник имеет большой авторитет у объекта1. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным, а иногда даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично запрещению, однако среди приемов принуждения оно является более весомым, чем запрещение.

Предупреждение, как правило, знаменует начало нового этапа во взаимоотношениях сотрудника с объектом воздействия. Если до предупреждения эти взаимоотношения характеризуются взаимным доверием, то с его применением они приобретают окраску доминирования со стороны сотрудника. Смысл предупреждения состоит в том, что сотрудник вызывает у объекта тревогу, соответственно, на ее основе — желание предотвратить негативные для объекта последствия. В предупреждении, кроме содержания, большое значение имеет тон. Он должен быть внушительным, с элементом угрозы. Все это оказывает явное давление на объекта и вызывает у него главным образом отрицательные чувства, появляется преобладание чувства тревоги и опасения за последствия своего поведения. Именно это и побуждает объекта сделать над собой определенные усилия и подчиниться предписаниям сотрудника.

Угроза венчает иерархию психологического принуждения, подводя объекта к состоянию сильнейшего переживания, порождающего чувство страха. Для того чтобы применить угрозу, нужно, чтобы она породила у объекта чувство страха.

Психологические исследования, особенно в последнее время, показывают, что есть очень устойчивые к чувству страха люди. Поэтому к ним довольно трудно применить принуждение. В целях оказания на таких лиц психологического воздействия применяется метод внушения.

Метод внушения — одного из средств взаимного влияния людей в процессе их общения. Особенность внушения проявляется в том, что оно оказывает влияние на поведение объекта воздействия незаметно для него. Бесконтрольно проникнув в психику, внушенная идея реализуется в виде поступков. Вместе с тем сам человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся.

Таким образом, деятельность сотрудников правоохранительных органов тесно связана с воздействием на психологию людей. При осуществлении дознания и следствия находят применение самые разнообразные методы и средства воздействия. Одна из целей дознания и следствия -воздействие на лиц, совершивших преступление, на неустойчивых лиц, которые могут совершить преступление, — достигается различными методами, в том числе и методами психологического воздействия. Сущность их заключается в побуждении объекта принимать навязываемую ему идею или организовывать свое поведение в нужном для правоохранительных органов направлении.

Сотруднику при целеустремленном осуществлении психологического воздействия надо представлять, какие изменения в сознании человека должны произойти (конечный результат), как вызвать необходимые изменения, каковы возможности применяемых им воздействий, как они соотносятся с его правами и правами гражданина. Чтобы так поступать, сотруднику нужна незаурядная профессионально-психологическая подготовленность. Без этого психологическое воздействие может оказаться не просто неэффективным, но противоправным, привести далеко не к тем результатам, на которые сотрудник рассчитывал, возможно, тяжелейшим и для него и для того человека, на которого он воздействовал.

Разработка методов психологического воздействия производится с целью обеспечения:

1) полного установлена истины в процессе оперативно-розыскной деятельности, дознания, а затем и расследования фактов совершенного преступления;

2) изменения отношения подозреваемого к своему поведению, определенным фактам, лицам;

3) воспитания и возможного перевоспитания лиц, у которых выявляются отрицательные привычки, навыки, наклонности, могущие явиться причиной совершения ими преступлений;

4) активизация действий всех лиц, принимающих участие в дознании и следствии.

Деятельность сотрудников правоохранительных органов тесно связана с воздействием на психологию людей. При осуществлении дознания и следствия находят применение самые разнообразные методы и средства воздействия. Одна из целей дознания и следствия -воздействие на лиц, совершивших преступление, на неустойчивых лиц, которые могут совершить преступление, — достигается различными методами, в том числе и методами психологического воздействия. Сущность их заключается в побуждении объекта принимать навязываемую ему идею или организовывать свое поведение в нужном для правоохранительных органов направлении.

Список использованной литературы

1. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990 — 265 с.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1988 — 420 с.

3. Общая психология/Состав. Е.И. Рогов — М.: ВЛАДОС, 1995 — 360 с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. — М.: ИНФРА-М, 1998 — 540 с.

5. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону, 1996 — 506 с.

6. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М.: Юристъ, 1998. — 488 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб: Изд-во Питер, 2000 — 680 с.

8. Чуфаровский Ю. В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб. пособие. — М. : Изд-во Проспект, ТК Велби, 2006. -208 с.

9. Юридическая психология. 5-е издание дополненное и переработанное. — Питер, 2005 — 655 с.

Источник:
Методы воздействия на личность
Психологическое воздействие на личность
http://litirus.ru/psihologiya/psihologicheskoe-vozdeystvie-na-lichnost.html

Методы воздействия на личность

Каждый человек обладает суммой определенных свойств, своим интеллектуальным, творческим и психофизиологическим потенциалом.

1 открытая зона

4 неведомая зона

Рис. 7.6. Окно «Джорарри»

Открытая зона — та часть внутреннего мира человека, кото­рая видна всем и хорошо известна самому человеку. Это та откры­тая миру часть информации о личности, по которой можно судить о свойствах, индивидуальных особенностях человека. Вторая, «слепая» зона закрыта для человека, но открыта окружающим. Третья зона представляет ту часть внутреннего мира челове­ка, которая хорошо известна ему (с ее слабостями и даже порока­ми), но закрыта для других людей. И четвертая зона неведома никому, это фрейдистский мир подсознательного, инстинктивно­го.

1) Метод положи­тельного подкрепления — реакция на хороший поступок — под­крепление и этим стимулируют деятельность человека. Обычно положительное подкрепление хорошего и отрицатель­ная, осуждающая реакция на плохое совершаются неосознанно, почти рефлекторно. Иное дело, когда положительное подкрепле­ние как метод, направленный на достижение определенной цели, применяется глубоко продуманно и становится тактикой поведе­ния человека.

2) Метод разумного самопринуждения — вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные и продуманные, опти­мальные сроки.

3) Метод самоанализа позволяет провести достоверную инвента­ризацию своих физиологических данных, учет субъективных осо­бенностей интеллектуального и морального потенциала, избежать идеализации, «эффекта ореола».

4) Методы защитных блокировок психики человека от перегрузок выбираются и осваиваются человеком индивидуально — способность переключать свои мысли на отвлеченные темы, на радостные события прошлого, вновь переживать светлые, мажорные сюжеты книг или рассказов друзей. Аутогенная тренировка состоит из комплекса упражнений, мысленного повторения ряда формул самовнушения, что позволя­ет достигнуть состояния внутреннего психического успокоения и расслабления опорно-двигательного аппарата.

Рис. 7.7. Основные методы воздействия на личность

Метод трех раундов — модель ведения диалога чаще всего строится из трех частей (возможен и более сложный алгоритм этого метода). В первой части диалога (первый раунд) вы коротко излагаете суть проблемы или ситуации, соглашаясь с до­водами вашего, скажем, руководителя и вызывая таким образом его положительные реакции (метод Сократа). Во втором раунде вы даете несколько альтернативных вариантов решения пробле­мы, упомянув в том числе и свой, желанный. И в третьем раунде, когда сам оппонент поймет, что ненавязчиво упомянутый вами вариант — лучший, нужно согласиться с ним.

Метод «Штирлица» — во время приватного разговора или на совещании нужно ненавязчиво, как бы вскользь, среди других вариантов ре­шения упомянуть о своей идее и немедленно забыть ее. Оппонент сразу же оценит разумность вашей мыс­ли и потом, продумав ее, предложит эту идею как свою, значи­тельно расширив ее, уточнив и конкретизировав.

Метод «лягушка в сметане» применяется при необходимости поиска нестандартного решения (обычно в экстремальной ситуа­ции) под названием «мозговой штурм» (brainstorming) или «метод мозговой атаки». Метод стимулирует интуицию, нетривиальный взгляд на ситуацию, коллективное творчество. Суть его в следующем: созывается совещание компетентных специалистов, знакомых с проблемой, и предлагается высказывать любые идеи, способству­ющие решению поставленной задачи. Специально запрещается вся­кая критика выдвигаемых идей, так как цель совещания не каче­ство, а количество выдвигаемых предложений.

Источник:
Методы воздействия на личность
Каждый человек обладает суммой определенных свойств, своим интеллектуальным, творческим и психофизиологическим потенциалом. 1 открытая зона 4 неведомая зона Рис. 7.6. Окно «Джорарри»
http://menedzhmenti.ru/page47/page49/index.html

Методы педагогического воздействия на личность

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности

составляет одну из главных задач современного общества. Важнейшей составляющей воспитательного процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя с учащимся. Особую роль в этом контексте то, каким образом он осуществляет воздействие на своих воспитанников. Важно так строить педагогический процесс, чтобы преподаватель руководил деятельностью учащегося, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.

Целью данной контрольной работы является изучение методов педагогического воздействия на личность.

Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего, педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

Метод воздействия на личность — это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

2. упражнения и приучения;

5. контроль и оценка.

Еще одно важное понятие в этом ряду — форма организации педагогического воздействия. Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического воздействия:

1) учебный процесс;

2) внеаудиторная работа;

3) семейное воспитание;

4) воспитательная деятельность молодежных организаций;

5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна).

Следует также заметить, что в российской и мировой педагогике существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которым их следует классифицировать.

Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического воздействия:

1) учебный процесс;

2) внеаудиторная, внеклассная работа;

3) семейное воспитание;

4) воспитательная деятельность детских и молодежных организаций;

5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна воспитанникам).

Рассмотрим названные выше методы педагогического воздействия на личность.

Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них:

Высокий авторитет педагога.

Опора на жизненный опыт воспитанников.

Искренность, конкретность и доступность убеждения.

Сочетание убеждения и практического приучения.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Таким образом, педагогические методы воздействия на личность учащегося нельзя рассматривать в отрыве от культурного, образовательного и психологического аспектов личности педагога. Любой из методов педагогического воздействия преломляется через личность педагога, его приверженность культурным традициям, определяя авторитарную или гуманистическую направленность обучения и воспитания подрастающего поколения.

2. Упражнение и приучение.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по- другому: приучение – это упражнение с целью выработки хороших привычек.

В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:

1) упражнения в полезной деятельности;

2) режимные упражнения;

3) специальные упражнения.

Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться в труде и через труд.

Режимные упражнения — это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс — режим. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности.

Специальные упражнения – это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.

В учебном процессе все упражнения — специальные, а в воспитательной работе — это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.

Методы обучения подразделяют по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач:

1. методы приобретения новых знаний;

2. методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;

3. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Эту классификацию дополняют методами закрепления изучаемого материала и методами самостоятельной работы учащихся. Кроме того, все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы:

1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:

1. объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.);

2. репродуктивный метод;

3. метод проблемного изложения;

4. частично-поисковый (или эвристический) метод;

5. исследовательский метод.

Указанные методы подразделяются на две группы:

1. репродуктивную (1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности;

2. продуктивную (4 и 5 методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности.

Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.

Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет — решают сходные задачи, составляют планы и т.д. От того, насколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу. Установлено, что усвоение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы эти слова встретились около 20 раз на протяжении определенного срока. Словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода.

Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами.

Продуктивные методы обучения.

Важнейшее требование к высшей школе — формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т.п., т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и несомненно будет возрастать в будущем.

Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. В разрешении проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии):

1. создание проблемной ситуации;

2. анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;

3. решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;

4. проверка решения проблемы.

Проблемная ситуация — это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой — невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого.

Обучение с помощью продуктивных методов принято называть проблемным обучением. В свете сказанного выше о продуктивных методах можно отметить следующие достоинства проблемного обучения:

1. проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески;

2. проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

3. проблемное обучение учит преодолевать встречающиеся затруднения;

4. проблемное обучение делает учебный материал более доказательным;

5. проблемное обучение делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

6. проблемное обучение способствует превращению знаний в убеждения;

7. проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

8. проблемное обучение формирует и развивает познавательные интересы;

9. проблемное обучение формирует творческую личность.

Уточним, что продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными методами. Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, необходимо чтобы они уже имели некоторый «стартовый» запас знаний. Создать этот запас можно только с помощью репродуктивных методов.

4. Методы стимулирования.

Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога — не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.

Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения — возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще.

В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопущение разделения воспитанников на любимчиков и обойденных вниманием.

Наказание — один из самых старейших методов воспитания.

Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание — это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;

2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;

3) сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;

4) строго соблюдать педагогический такт;

5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;

6) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

5.Контроль и оценка

Призваны мотивировать ученика к обучению, достижению определенных результатов в своей деятельности, формировать у него способности к самоконтролю и к самооцениванию. Однако то в какой форме, будет осуществляться это педагогическое воздействие, во многом определит желание либо нежелание ребенка учиться, негативное или позитивное отношение к самому процессу контроля, и в конечном итоге, повлияет на отношение к себе.

Личность педагога выступает основным элементом окружающей социокультурной среды, которая воздействует на личность воспитанника в ходе учебно-воспитательного процесса.

Приверженность тем или иным ценностям, культурным традициям, мировоззренческие позиции, психологические характеристики педагога, выступающие в едином сплаве его индивидуальности, обусловят направление и полюс воздействия и взаимодействия с учащимися.

В этом отношении выделяются две основные парадигмы педагогического воспитательного воздействия на личность ученика, основывающихся на культурных традициях технократического авторитаризма и гуманизма.

Рассмотрим основные характеристики каждой из них.

Воспитание понимается как модификация поведения, как выработка «правильных» поведенческих навыков. В ее основе лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении. В модификационной методике нет ни чего плохого, если имеется ввиду воздействие на сознание, поведение, эмоции ч6ловека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых.

Целью педагогического воздействия на личность учащихся является не приобретение знаний как набора фактов, теорий и пр., не выработка заданных паттернов поведения и мышления, а создание возможности для развития индивидуальных, уникальных в своем проявлении способностей и свойств личности учащегося. Такое педагогическое воздействие осуществимо при следующих условиях:

а) ученики решают в процессе обучения проблемы, интересующие их и значимые для них;

б) педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком , какой он есть, выражая себя свободно;

в) педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, каков тот есть;

г) педагог проявляет эмпатию к ученику, что означает способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой;

д) педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу для ученика, то есть учение должно быть центрировано на ученике.

Естественно, что приверженность педагога к какой-либо традиции будет существенным образом определять направление формирования личности учащихся в учебно-воспитательном процессе, обуславливая в конечном итоге усвоение ими определенных культурных образцов поведения, а также определять метод педагогического воздействия.

Что такое «взрыв в человеческой психике»? Впервые поставил этот вопрос и оценил его значение великий советский педагог Антон Семенович Макаренко. Применим ли взрыв внутри объекта воспитательной деятельности в качестве метода оказания педагогического влияния? С точки зрения воспитания, которое направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, данными обществом, да. Однако в силу строгой индивидуальной направленности устойчивость динамического стереотипа, данный метод нельзя считать обязательным средством осуществления воспитательного воздействия. Метод «взрыва» имеет свою специфику воздействия. Во многих случаях педагогической практики этот метод оказывается наиболее эффективным. Поэтому его рассмотрение в достаточной степени актуально в наше время.

В «методе взрыва» заложен большой психологический смысл. Мгновенное воздействие, категорическое, гневное, рассчитано на то, чтобы привести объекта воздействия в смятение, выбить из колеи привычного ему течения жизни, при которой он свыкся с опытом отрицательного поведения, заставить почувствовать непреклонное намерение воспитателя любой ценой заставить его стать другим и в то же время понять, что своими действиями и поступками он позорит не только себя, но и коллектив. Чтобы психологический эффект служил педагогическим целям, воспитатель должен до мелочей предусмотреть дальнейшее развитие событий, сделать все, чтобы коренным образом изменить условия жизни воспитуемого, — создать обстановку и установить режим, усилить контроль, дать новые поручения и организовать совместную с коллективом деятельность и т. д.

Современной науке известны три вида «психических взрывов», которые могут возникнуть в педагогическом процессе. Это взрыв объекта педагогического воздействия, взрыв субъекта педагогического воздействия, а также взрыв коллектива.

Рассмотрим первый вид взрыва — это взрыв в психике объекта. Это явление чаще всего вызывается воздействием со стороны коллектива или воспитателя на объект педагогического воздействия. Последний предел, крайний конфликт, порождающий взрыв в психике личности может выражаться в самых разнообразных формах: в формах отношения коллектива, в формах коллективного гнета, осуждения, бойкота, отвращения. При этом важно, чтобы все эти формы были выразительны, чтобы они создавали впечатления крайнего сопротивления общества. Коллектив должен предложить личности свод неотложных требований. Чрезвычайно важно, чтобы эти выражения сопровождались проявлениями общественных или личных эмоций, чтобы они не были просто бумажными формулами. Также взрыв в психике воспитуемого может быть вызван воздействием воспитателя.

Рассмотрим теперь второй тип взрыва — это взрыв в психике субъекта педагогического воздействия. Взрыв в психике субъекта — взрыв в психике непосредственно самого педагога. Эмоциональный взрыв воспитателя возможен при особо упрямом противодействии воспитанника педагогическому влиянию. Бесспорно, это явление абсолютно отрицательно сказывается на педагогическом процессе. Оно проявляет психологическую слабость самого педагога, показывает дурной пример

При осуществлении воспитательного процесса педагог пользуется определенными методами. Методы воспитания – это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность. Система методов воспитания сложна, потому что цель воспитания многопланова, многомерен человек, противоречивы его взаимоотношения с миром.

1. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика, 1999. — № 3.

2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов-н/Дону: Учитель, 1999. – 560 с.

3. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с

4. Бутылина Е.В. Факторы, влияющие на качество образования//Завуч, 2005. -№7.

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4–е изд. – М.: Школьная пресса, 2002. – 512 с.

6. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе/ М.: Центр «Педагогический поиск »2002 .- 160с.

Источник:
Методы педагогического воздействия на личность
Введение Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Важнейшей составляющей воспитательного процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие преподав…
http://www.referatbank.ru/referat/preview/26352/referat-metody-pedagogicheskogo-vozdeystviya-lichnost.html

Методы психологического воздействия на личность

Целью такого воздействия является воспитание или перевоспитание личности, стимулирование ее к законопослушному поведению, оказание помощи в восстановлении в памяти какого-либо лица информации по поводу события или субъекта, представляющих интерес для органов юриспруденции.

Известно, что в практической деятельности расследование конкретных уголовных дел сопряжено с большими трудностями, поскольку познание их обстоятельств осуществляется ретроспективно, как правило, при весьма интенсивном противодействии заинтересованных лиц, с разнообразными, порой исключающими друг друга интересами, сознательно искажающих истину. Психологические методы воздействия призваны блокировать эти негативные проявления, противодействовать им.

Под психологическими методами воздействия на личность понимаются способы влияния на психику правонарушителя, потерпевшего или свидетеля с целью побуждения их к даче показаний по поводу обстоятельств правонарушения. Они очень тесно связаны с тактическими приемами воздействия и без них неприменимы. Для воздействия на личность правонарушителя целесообразно применять следующие методы: передачи информации; внушения; убеждения; рефлексии; постановки и варьирования мыслительных задач; психологических «ловушек» и т.д. Тактические приемы являются технологической стороной применения психологических методов. Как правило, они заключаются в изменении в благоприятную сторону ситуации раскрытия правонарушения, максимальном использовании фактора внезапности в ведении дела;

Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее «синтетическое», то оно сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельность .

Предпосылки интереса к предпринимательской деятельности связаны с особенностями семьи и ближайшего окружения: если в обществе создается благоприятная атмосфера для предпринимательства, если предприниматель позитивно воспринимается в семье .

Проведенное исследование позволило выявить: I — основные неконструктивные стереотипы межличностного взаимодействия супругов, проявляющиеся в ситуации семейного конфликта; II — предпосылки их формирования; III — содержание эмоциональной со .

Источник:
Методы психологического воздействия на личность
Целью такого воздействия является воспитание или перевоспитание личности, стимулирование ее к законопослушному поведению, оказание помощи в восстановлении в памяти какого-либо лица информации по
http://www.pstext.ru/ptess-607-1.html

COMMENTS