методы преодоления стресса

Медицинский представитель в Минске — вакансии, тренинги, работа

Медицинский представитель в Минске — вакансии, тренинги, работа

Преодоление стрессовых ситуаций и выработка эмоциональной устойчивости

Преодоление стрессовых ситуаций и выработка эмоциональной устойчивости – важные условия успешной деятельности провизора

Рекомендации по преодолению стрессовых ситуаций

«Единственный способ продлить свою жизнь – это ее не укорачивать» П. Брэгг

1. Не позволяйте стрессу овладеть Вами.

Стресс – это своеобразная реакция человека на непсихическое или физическое напряжение в виде подготовки организма к борьбе или бегству, которая является физиологическим безусловным рефлексом.

Стресс – наш постоянный «попутчик», поэтому с ним нужно считаться и в целях его снятия знать его природу с причины возникновения.

Найденный путь профилактики последствий стресса позволит значительно укрепить психику человека, что крайне важно для того, чтобы он сполна смог испытать ощущение счастья, гармонии и красоты.

2. Узнайте о том, как стресс реагирует на человека.

По Г. Селье стресс:

– все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни;

– неспецифические требования к приспособлению организма с целью восстановить его нормальное состояние.

Основные реакции человека на стрессы:

– частые стрессы, вызванные неблагоприятными факторами (стрессорами), способные привести к истощению всей защитной системы организма и в дальнейшем к психосоматическим заболеваниям;

– пассивность, беспомощность, депрессии как следствия неспособности противостоять стрессу;

– активность защита от стресса в виде волевого ухода от нежелательной ситуации;

– активная релаксация (расслабление), которая подвластна воле.

Факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности, биологическую реакцию стресса.

Медицинские исследования показали, что организм реагирует на стрессы стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначения которых – справиться с возросшими требованиями к человеческому организму.

3. Регулярно проводите аутодиагностику стресса.

Для того, чтобы управлять своим стрессовым состоянием, нужно осознать причины стрессового напряжения, что позволит перевести поступающие в организм сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум). Все это обеспечит так необходимое психосоматическое равновесие.

Признаки стрессового напряжения:

– частое возникновение чувства усталости;

– невозможность сосредоточиться на чем-то;

– нехарактерное «улетучивание» мыслей;

– довольно часто появление болей (голова, спина);

– неудовлетворение выполненной работой;

– невозможность вовремя закончить работу.

Причины стрессового напряжения:

– постоянный недостаток сна;

– ощущение неудовлетворенности жизнью;

– постоянные конфликты на работе, в семье;

Что обычно делает человек, когда находится в состоянии кризиса? Либо пребывает в состоянии оцепенения, что наблюдается чаще, либо приходит в активность, что бывает значительно реже.

Исследования подтверждают, что кризис, неудачи в чем-либо являются толчком к тому, чтобы они изменили себя к лучшему и обрели опять же себя в новом качестве.

4. Научитесь в ситуации (стресса) кризиса «переключать» свою активность.

В ситуации естественного кризиса, вызванного внутренними биоритмами, важно не свертывать свою активность, а переключать ее, изменяя свое отношение к проявлениям кризиса.

Если мы не можем изменить обстоятельства, то мы можем изменить отношение к этим обстоятельствам.

5. Помните, что организм не в состоянии излечить себя, пока не будет выключен сигнал тревоги.

Пока организм будет оставаться в состоянии тревоги, он будет направлять 90% энергии на защиту, на отражение атаки, о которой сигнализирует мозг. И лишь 10% ресурсов будет направлено на поддержку нормальной жизнедеятельности. Вот почему для того, чтобы тело начало восстанавливать здоровый баланс, необходимо изменить соотношение энергии, затрачиваемой на защиту и поддержку функционирования организма.

6. Овладейте методами преодоления стрессовых состояний.

Релаксация. С помощью релаксации человек при желании может вмешиваться в любую фазу стресса. Этим можно ослабить стресс и там самым предотвратить психосоматические нарушения в организме. Релаксация, активируя деятельность нервной системы, регулирует настроение и степень психического возбуждения в организме, позволяет ослабить и сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Концентрация. Позволяет преодолеть неумение сосредоточиться, как фактор, тесно связанный со стрессом.

– Почему не следует осуждать за искреннее заблуждение?

– Почему вовремя споткнувшийся может не упасть?

– Почему идущего судьба ведет, а упирающегося – тащит?

– В какой мере знание того, что считается ответом, равносильно знанию вопроса?

– Почему из двух спорящих виноват тот, кто умнее?

– Почему судьба похоже на своего хозяина?

– Почему не бывает двух более разных людей, чем один и тот же человек?

Ауторегуляция дыхания. Каждый человек, сам того не осознавая, постоянно проводит ауторегуляцию своего дыхания: при физических упражнениях и стрессовых ситуациях дыхание становится затрудненным, при испуге, в напряженном ожидании дыхание задерживается, при смущении – учащается.

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения как мышечного, так и психического.

7. Помните, что девять десятых нашего успеха зависят от здоровья.

Сильный ум в слабом теле в прошлые века приравнивали к непрочной рукоятке. Как бы ни был хорош закон клинка, кем бы ни было остро его лезвие, но, если нет средства для управления им, его ценность утрачивается.

Если человек слаб телом, у него нет физической бодрости, то это проявится во всем, что он будет делать, явится преградой для его успеха.

8. Узнайте о существовании собственных биоритмов.

В жизни каждого человека всегда происходят колебания хорошего и плохого состояния. Человек должен познать периоды своих спадов и кризисов, чтобы заранее их предвидеть и по возможности управлять ими.

9. Не забывайте, что существует, как минимум три неудовлетворенности, влияющие на психическое здоровье.

1) неудовлетворенность самим собой;

2) неудовлетворенность отношениями с окружающими;

3) неудовлетворенность от достигнутого (точнее – не достигнутого).

Как показывают исследования, существует несколько проблем, которые не дают покоя современному человеку:

а) внутренняя уравновешенность и гармония, согласие с самим собой;

б) взаимоотношения с окружающими;

в) способность ставить перед собой цели и добиваться их.

Вряд ли чем-либо индивидуальный жизненный опыт может быть прописан так, чтобы он подошел каждому. Не следует забывать, что, к сожалению (а может быть и к счастью), нельзя научить истине, до истины каждый доходит сам.

10. Руководствуйтесь жизненным кредо преуспевающего человека.

Основные жизненные правила (кредо) преуспевающего человека можно сформулировать следующим образом: профессионального успеха добивается тот, кто:

1) знает все о немногом и немного обо всем.

Это значит, что необходимо быть образованным во многих областях человеческого знания, но профессиональном в чем-то одном.

2) во всех своих начинаниях ограничивается максимумом.

Добиться лучшего результата можно лишь при реализации максимального уровня своих способностей.

3) умеет преуспевать с радостью и ощущением счастья.

Вне ощущения счастья (гедонистическая направленность ощущения жизни) и удовлетворенности в достигнутом успехе, по мнению В.Н. Панкратова, не является таковым.

Рекомендации по выработке эмоциональной устойчивости

«Мудр не тот, кто не может рассердиться, а тот, кот не хочет быть сердитым». (Лафатер).

1. Овладейте методами ассоциации и диссоциации восприятия окружающей действительности.

Ассоциативный подход – взгляд на ситуацию своими глазами.

Диссоциативный подход – оценка того или иного события как бы со стороны.

2. Стремитесь ассоциировать только с приятными чувствами.

Если ассоциироваться в общении с людьми с приятным чувством и диссоциироваться от всего негативного, то Вы обнаружите рядом с собой замечательных людей.

3. Отдайте предпочтение мотивации достижения удовольствия.

Существует, как минимум, две разновидности удовольствия:

В результате поведения, стимулируемого двумя перечисленными мотивациями, можно получить два вида удовольствия:

* удовольствие в результате достижения конструктивной цели;

* удовольствие избавления от неприятности.

4. Замените негативное мышление на позитивное.

Черты негативного мышления:

– полная свобода и неуправляемость воображением;

– полное отсутствие рефлексии;

– неосознанность умственных операций, порождающих эмоции;

– склонность концентрировать свое внимание на негативных мыслях, переживаниях и образах.

Черты позитивного мышления:

* позитивное мышление осуществляется на фоне глубокого внутреннего покоя;

* позитивное мышление требует достаточного уровня сосредоточенности и концентрации внимания на объектах размышления.

5. Осознайте, что Ваши эмоции находятся в прямой зависимости от Вашего мышления.

Наша психика устроена так, что мышление подчиняется нам, а эмоции – нет, скорее они владеют нами. Возможным способом управления собственными эмоциями является управление собственными мыслями. Если эмоции являются непосредственным выражением нашего отношения к действительности, то характер отношения определяется характером мышления.

6. Научитесь управлять чувствами через воображение.

Благодаря воображению у человека возникают определенные эмоциональные переживания. Вот почему тот, кто хочет управлять своими чувствами и поведением, должен научится контролировать свое воображение.

7. Добейтесь того, чтобы каждый шаг в достижении цели был максимально приятным.

Всякое действие необходимо связывать с предвкушением удовольствия, которое наступает ил должно наступить после его исполнения. Не следует забывать, что радости, которые мы испытываем в жизни, оказывают положительный эффект тем, что улучшают настроение, кровообращение, общий тонус нервной системы. Поэтому нужную модель поведения важно закреплять положительными чувствами и переживаниями.

8. Научитесь извлекать особую пользу из переживания неприятных эмоций.

В обиде можно научиться уникальной возможности прощать других.

В стыде реально глубокого познать себя, свои скрытые нравственные возможности, а также особые защитные механизмы ума.

Через переживание вины можно лучше понять ожидания других, ориентированных на себя,

Через переживания зависти обнаружить степень своего тщеславия и гордости.

9. Не забывайте, что многие болезни, связанные с напряжением, проистекают от сдерживания эмоций.

У эмоций нет другого выхода, кроме как проявить себя в одной из функций организма. Когда нет выхода напряжению, оно накапливается до тех пор, пока не находит выхода в виде болей головы, спины или спазмов желудка.

10. Когда мучительно больно – плачьте, не стесняйтесь, ибо это снимает напряжение.

Исследования показали, что со слезами происходит удаление некоторых ядов, оказывающих вредное влияние на нервную систему.

11. Позвольте себе хоть иногда «впадать в детство».

Психически иногда полезно «впадать в детство», ибо это улучшает самочувствие, приводит к угашению многих негативных симптомов поведения.

Это необходимо делать, если нет реальных доказательств, подтверждающих подобный вывод.

13. Избавьтесь от «комплекса неполноценности».

Избавиться от неполноценности можно, лишь осознав то, что «Я – не худший», «Я – не лучший», «Я – это Я и только». Чувство неполноценности исчезнет после того, как только человек перестает мерить свои способности чужими «стандартами».

14. Постарайтесь быть самим собой, но в лучшем виде.

Для этого необходимо мысленно нарисовать самого себя таким, каким хочется стать, и «увидеть себя» в этой роли. Такое видение лучшего самого себя действительно поможет изменить себя к лучшему. Необходимо почаще находить свое лучшее «Я» и подольше оставаться им.

Мы учимся действовать успешно лишь на собственных успехах. Память о прошлых удачах играет роль своеобразного «банка информации», который придает нам уверенность в собственных силах и способность при решении очередной задачи или проблемы.

16. Стремитесь к тому, чтобы за словом всегда следовало дело.

За словом должно следовать дело, так как его отсутствие порождает обесценивание слов. Это, в свою очередь, порождает неверие в возможность выполнения дела, что и формирует пассивность.

Методы преодоления стресса

Нам есть что сказать

В Москве четверг, 22 февраля 2018

Анатолий Петрович » 22 июн 2009, 11:26

От стрессов в нашей жизни никуда не деться. Чтобы они не стали причиной трудноизлечимых недугов, надо научиться правильно относиться к неизбежным неприятностям.

Известное всем выражение, что все болезни от нервов . И это действительно так. Сергей Петрович Боткин еще 130 лет назад написал: "Гнев, тоска, страх, неудовлетворенность своей работой, чрезмерные нагрузки, недостаток информации — все это вызывает перенапряжение нервнои системы и нарушает регуляцию работы органов". — Эти слова русского врача любят приводить современные медики, — говорит кандидат психслогических наук Артем Логинов. Но при этом опускают первую часть его знаменитой фразы: "Надо лечить больного, а не болезнь". Одного потрясение доводит до инфаркта, а для другого стресс — отправная ступенька нового этапа жизни.

Действие стресса проходит три стадии — тревожное состояние, адаптацию и кульминацию. Для здоровья важна последняя: когда кульминация затягивается, возникают те самые нарушения регуляции работы организма, которые приводят к заболеваниям.

— Надо учиться противостоять стрессу, — советует Артем Логинов. — Вам помогут специалисты — психотерапевты, психологи.

2. АДАПТАЦИЯ . Когда человек в 20-25 лет приходит на рабрту, он испытывает стресс первичной адаптации: ждет чего-то нового, верит в свои силы. Но в работе всегда есть положительные и отрицательные стороны. Постарайтесь проанализировать все плюсы будущей карьеры и сравните их с минусами: если соотношение будет примерно 70х30, вы справитесь с "текущим моментом" достойно.

3. КУЛЬМИНАЦИЯ. Чтобы не дать задержаться стадии развязки, предпринимайте все возможные способы борьбы со стрессом: занимайтесь аутотренингом, смотрите любимые кинофильмы, собирайте дома школьных друзей, делайте ремонт и т. д. Главное — не сосредотачивайтесь на неприятном.

Парный танец — лучшее средство для снятия напряжения. Известный психоаналитик Вильгейм Райх утверждал, что танцы — отличное средство против стресса. У каждого из нас есть свой "защитный панцирь" из скованных мышц. Танцуя, мы освобождаемся от него, и наша душа обретает гармонию. К тому же движения под звуки музыки нормализуют обмен веществ, работу сердца и сосудов, повышают иммунитет. (ами-тасс)

(Материал подготовлен по газете МЕТРО)

Анатолий Петрович » 19 окт 2010, 13:24

Учащенный пульс, трудности с дыханием, звон в ушах, раздражительность — это симптомы стресса. Как же с ним справиться?

Способы, помогающие "убрать" проявление стресса и нейтрализовать его последствия, всем хорошо известны: правильное питание, физическая нагрузка, водные процедуры, глубокий здоровый сон, прогулки на свежем воздухе. Но есть и другие проверенные на практике методы.

Для начала попробуйте почаще обниматься. Психологи утверждают, что любые нежные прикосновения помогают снизить стресс на 40%.

Кроме того, научитесь отключаться и смотреть на ситуацию со стороны. Это поможет держать эмоции под контролем.

Дышите глубже и произносите про себя какие-нибудь стишки.

Конечно, тяжело контролировать себя во время, например, ссоры с любимыми, но в спокойном состоянии вы сможете более эффективно решить проблему.

И еще: постарайтесь справиться с бессонницей. При этом не принимайте сильные снотворные средства. Они хоть и помогут уснуть, но утром "подарят" вам чувство разбитости.

Лучше принимать добавки растительного происхождения. Они снимают эмоциональное напряжение, но не вредят здоровью.

А если к современным средствам добавить (на выбор) йогу или медитацию, то хороший сон вам обеспечен.

Как можно справиться с бессонницей .

— В стакан минеральной воды добавить сок половины лимона, одну столовую ложку меда, размешать. Пить в один прием по утрам натощак в течение десяти дней.

— Отличное средство обычный чай, заваренный с аптечной ромашкой в пропорции 1:1.

— Хорошо принимать 3 раза в неделю ванну с травами: календулой, мятой, душицей, лавандой.

Перед сном не стоит строить планы на ближайшую неделю, не нужно также вспоминать обидчиков и детали неприятного разговора. Лучший выход — воспоминания о летнем отпуске или чем-то приятном. Засыпая, выключите свет, чтобы он не попадал вам в глаза, выключите звук радио или телевизора, постарайтесь расслабиться, принять удобную для тела позу, закрыть глаза и представить себя в уютном теплом месте: на море с тихим прибоем и криком чаек, либо на залитой солнцем лесной полянке с земляникой и лениво проползающей по листикам гусенички. В общем все то, что вызывает у вас позитивные чувства и что можно долго и внимательно рассматривать.

Анатолий Петрович » 21 янв 2011, 09:52

Американские ученые советуют всегда держать на рабочем столе пакетик с орехами. Фисташки, кешью, миндаль и, конечно, грецкие орехи способны быстро снять стресс, пишет журнал "Здоровье". Все дело в содержащихся в них витаминах, аминокислотах и антиоксидантах, которые быстро подавляют действие гормона стресса кортизола и одновремено стимулируют выработку серотанина — гормона счастья. Теми же свойствами обладает и шоколад, а также шоколадные конфеты и другие пищевые продукты, содержащие в своем составе шоколад или какао-бобы.

При его дефиците витамина В1 (Тиамина) нервная система начинает давать сбои: появляются резкие перепады настроения, нарушения сна, ослабление памяти. Витамином B1 богаты пшеничный хлеб из муки грубого помола, соя, фасоль, горох, шпинат, семена подсолнечника, а также мясные продукты.

При недостатке такого витамина, как аскорбиновая кислота затормаживаются многие важные процессы в организме, и в первую очередь обновление клеток. Весной, когда потребность в аскорбиновой кислоте резко возрастает, нужно обязательно принимать поливитамины, а также пить сироп шиповника.

Сайт о медицине

Во‑первых, это методика, направленная непосредственно на устранение причин стресса. Имеется в виду стратегия длительного действия, изменяющая либо ситуацию, либо самого человека. Вы находите причину стресса и устраняете ее. Этот метод применим лишь в том случае, когда вы точно осознаете причины, вызвавшие стресс, хотите их устранить, и вас не устраивает быстрое, но временное решение проблемы, или же вы чувствуете приближение стрессового состояния и хотите себя соответствующим образом подготовить.

На самом деле существует много способов расслабиться и отдохнуть – будь то прогулки, чтение, занятия музыкой, спортом или… просто бездельничание. Выбор зависит только от вас.

Любовь. Для верующего человека сам Господь есть любовь. Вера предполагает необходимость для каждого возлюбить ближнего как самого себя и относиться к людям, как к самому себе. То есть начать нужно с любви к самому себе.

Научитесь планировать свое время. Понаблюдайте за своим распорядком дня, и вы удивитесь, заметив, сколько времени ушло впустую, и, возможно, найдете способы распорядиться им эффективней.

Овладейте приемами расслабления.

Постарайтесь не употреблять в больших количествах возбуждающие напитки – чай и кофе. Уделите внимание фитотерапии.

Способы преодоления стресса

Стресс как неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования, его психологическое, физиологическое и социальное обоснование. Классификация и типы стрессов, причины их возникновения, способы и основные методы борьбы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Дак что же такое стресс? Актуальный вопрос в наши дни, границы понятия «стресс» очень сильно изменились ведь этот термин звучит повсюду — на работе и дома, в кругу друзей и средствах массовой информации. Сложно составить нужную картину понятия «стресс». В разных профессиях стресс объясняется по-разному, например, специалисты менеджмента подразумевают под стрессом воздействие социальных факторов, врачи — физиологические механизмы нагрузок, обыватели — все, что мешает им жить, а в психологии чаще всего под стрессом понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие[16].

В данной курсовой работе мы рассмотрим понятие стресса как явления, его виды и, наконец, предложим методы борьбы с ним.

Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:

— выявить характерные признаки и виды стресса,

— рассмотреть причины возникновения стресса,

— рассмотреть способы борьбы со стрессом.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографический список составляет 15 наименований.

стресс психологический социальный

Стресс одновременно является физиологическим, психическим и социальным явлением. Он характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. По Г. Селье стресс — это неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Ему удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм [9].

Организм противопоставляет воздействиям среды, прежде всего, свою сильнейшую способность гибко приспосабливаться. Стресс и есть набор приспособленных реакций, предназначенных на всякий случай, который получил название — общий адаптационный синдром (ОАС).

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды [10].

Психическая адаптация включает в себя кроме удовлетворения и реализации актуальных потребностей ещё два аспекта:

а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками [1,4].

Г. Селье в своих исследованиях доказал, что стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса. Из этого автор сделал вывод что стресс — это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это — приспособительная реакция организма. Она протекает в три фазы:

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия резистенции);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

На первой стадии — стадии тревоги — осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных системных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. У большинства людей к концу первой стадии отмечается некоторое повышение работоспособности.

Вслед за первой стадией наступает вторая. Ее обычно называют стадией резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды. Возникает равновесие между силой вопроса — непривычным требованием окружающей среды и силой ответа — изменением гомеостаза, новым уровнем равновесий внутренней среды организма. Эта стадия может длиться очень долго — месяцами и даже годами.

Тогда неизбежно наступает третья стадия — стадия истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй стадиях, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что в свою очередь заканчивается истощением [9,15].

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Автор приводит следующий пример: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целый и невредимый, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым [9].

Позднее Г. Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress — истощение, несчастье, горе, недомогание, нужда) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи [9,15].

Все это можно подытожить таким образом: стресс — это умение организма приспосабливаться к окружающей среде, по другому его можно назвать общим адаптационным синдромом. Стресс — это ответ организма на экстремальное воздействие. Это воздействие может быть как положительным (эустресс), так и отрицательным (дистресс). Рассматривать более подробно мы будем дистресс, так как он создает опасность для нашего психического и физического здоровья.

Физиологический стресс, связан с физическими нагрузками. Однако характер стрессовых реакций и динамика их развития практически не зависит от характера стрессора.

Эмоциональный стресс — напряжение неспецифических адаптационных реакций организма на патогенное воздействие внешней среды, опосредованное чрезвычайными по силе или длительными отрицательными эмоциями. Эмоциональное переживание лежит в основе многих адаптивных физиологических реакций, позволяющих организму за счет мобилизации резервных возможностей преодолевать конфликтные ситуации. При определенных условиях эмоциональный стресс может явиться причиной возникновения неврозов, гормональных дисфункций, а также патологических изменений сердечно — сосудистой, пищеварительной и других систем.

Информационный стресс — состояние информационной перегрузки, когда индивид:

— не справляется с поставленной задачей;

— не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, будучи ответственным за последствия принятых решений.

Посттравматический стресс — психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. Отличается пролонгированным воздействием, имеет латентный период, и проявляется в период от шести месяцев до десяти лет и более после перенесения однократной или повторяющейся психологической травмы.

Травмирующие воздействия могут быть вызваны военными действиями, природными катастрофами, террористическими актами (например, взятием в заложники, насилием, пытками), изнасилованием, а также длительными и тяжёлыми болезнями или смертью близких людей. Во всех случаях психологическая травма является тяжёлой и вызывает переживание интенсивного страха, беспомощности и крайнего ужаса.

В зависимости от продолжительности стрессовых реакций выделяют острый (кратковременный) и хронический стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье [2,4,6,14].

Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса — шок. Шок, острый стресс, почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный.

Стрессы различны у них разная классификация, но все они взаимосвязаны. Так, например, эмоциональный стресс приводит к физическому и в сумме они могут переходить из острого стресса в хронический. Даже не значительные неприятности могут приводить к хроническому стрессу, для того чтобы этого не произошло нужно научиться использовать методы для преодоления стрессовых состояний.

В 1930-х годах Иоганн Шульц, проинтегрировав опыт как западной, так и восточной психотерапии (в частности, систему йогов), создал свое направление самовнушения, назвав его аутогенной тренировкой (АТ). Упражнения аутогенной тренировки, по Шульцу, разделяются на две ступени — начальную и высшую.

В начальную ступень входят 6 упражнений, благодаря которым можно научиться произвольно, влиять на ряд процессов организма, в норме не подчиняющихся сознательному контролю. Итогом этого этапа аутогенной тренировки являются шесть навыков:

— вызывать ощущение тяжести в конечностях;

— вызывать ощущение тепла в конечностях;

— нормализировать ритм сердечной деятельности;

— нормализировать ритм дыхания;

— вызывать ощущение тепла в эпигастральной области;

— вызывать ощущение прохлады в области лба.

Идея И. Шульца о сознательном управлении тонусом скелетной мускулатуры и стенок кровеносных сосудов с помощью словесных формул и зрительных образов присутствует во всех модификациях аутогенной тренировки.

Высшая ступень аутотренинга Шульца фактически являлась модифицированным вариантом раджи-йоги и была доступна лишь отдельным пациентам. На этой ступени люди обучались вызывать у себя «особые душевные состояния». Пациенты, осваивающие классический вариант аутотренинга, на данном этапе последовательно обучались способности ярко представлять перед внутренним взором вначале какой-нибудь цвет, затем заданный объект и, наконец, представлять себе образы абстрактных понятий («красоты», «счастья», «справедливости» и т.п.). В заключение занимающиеся аутотренингом, находясь в состоянии глубокого погружения, задают себе вопросы типа «В чем смысл работы?», получая ответ на них в виде зрительных образов.

К настоящему времени аутогенная тренировка полностью прошла практическую апробацию и широко используется в медицине, психотерапии, спорте, военном деле, педагогике и других областях человеческой практики. Стандартный сеанс аутогенной тренировки состоит из трех частей:

базового самовнушения покоя и отдыха;

выхода из состояния релаксации.

Согласно мнению А.С. Ромена, автора первой отечественной фундаментальной монографии, посвященной аутотренингу, все имеющиеся варианты аутогенной тренировки можно условно разделить на три группы.

Самовнушение на фоне гипнотического состояния с последующей

реализацией его как постгипнотического задания.

Самовнушение на фоне физических или дыхательных упражнений.

Так называемое «чистое» самовнушение, когда в процессе самовнушения занимающийся не пользуется каким-либо дополнительным воздействием[5].

Биологическая обратная связь.

В соответствии с основным положением биологической обратной связи для того, чтобы человек научился влиять на какой-то физиологический или биохимический процесс, он должен получать информацию о результатах своих действий. Следует отметить, что в последнее время все большую популярность в мире приобретают компьютерные приставки для игрового биоуправления, с помощью которых пациент обучается управлять своими физиологическими функциями, воздействуя на персонажи игры. Выиграть соревнование человек может только в том случае, если научится управлять своей физиологической функцией в ситуации виртуального соревновательного стресса. В результате лечебный сеанс превращается в увлекательное занятие, которое нравится и взрослым и детям.

К настоящему времени имеются убедительные доказательства высокой эффективности метода биологической обратной связи при снижении уровня стресса и лечении таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, синдром Рейно, мигрень, алкоголизм и наркомания. Кроме того, метод биологической обратной связи показал высокую эффективность при лечении фобий, тревожности, бессонницы и депрессии. При этом самым важным достоинством метода биологического самоуправления является то, что в нем пациент из пассивного объекта врачебного вмешательства превращается в активный субъект, который сам определяет уровень своего физиологического состоянии и свое выздоровление.

Дыхание — уникальная функция человека, обладающая рядом важных особенностей.

Во-первых — это второй по жизненной важности процесс нашего организма (после работы сердца).

Во-вторых, дыхание — это, пожалуй, единственная вегетативная функция, которая подчиняется контролю сознания. В отличие от работы желудка, печени или почек мы можем в определенных пределах управлять своим дыханием и через него оказывать воздействие на деятельность других внутренних органов.

В-третьих, ритм дыхания тесно связан с состоянием скелетной мускулатуры, и его правильное использование позволяет быстрее и полнее овладеть навыками мышечной релаксации.

В-четвертых, соотношение вдоха и выдоха влияет на настроение человека.

Таким образом, наше психологическое состояние отражается на характере дыхания, а, с другой стороны, изменяя характер дыхания, мы можем изменять в нужную сторону свое настроение. Эти факты объясняют, почему во всех восточных духовных и телесных практиках (начиная от йоги до карате) дыхательные упражнения обязательно входят в базовые навыки.

В настоящее время дыхательные упражнения широко применяются в различных комплексах упражнений, направленных на уменьшение уровня стресса.

Одним из наиболее простых способов использования антистрессорного потенциала дыхания является концентрация внимания на нем. Поэтому для уменьшения стресса часто применяют упражнение «Медитация на дыхании», которое позволяет отвлечь мысли от источника стресса и переключить внимание человека с психотравмирующей ситуации на процесс дыхания.

Существует два основных способов дыхания: грудное и брюшное.

Брюшное дыхание (животом) считается более физиологичным, хотя, может быть, выглядит и не так эстетично. Тем не менее брюшное дыхание оказывает явно выраженный оздоравливающий эффект на процессы пищеварения и легочной вентиляции. Кроме того, оно более эффективно при нейтрализации стрессов высокой интенсивности. Такой эффект достигается как за счет более выраженных мышечных усилий, так и благодаря задержке дыхания в фазе выдоха. Биологическая опасность связанная с нехваткой кислорода обесценит психологическую.

В 30-х годах прошлого века Эдмунд Джекобсон опубликовал свой труд «Прогрессивная релаксация», где показал, что наши психические проблемы и наше тело взаимно связаны друг с другом: тревога и беспокойство вызывают мышечное напряжение, а напряжение мышц, в свою очередь, усиливает негативные эмоции. В результате у человека, часто переживающего стрессы, формируется так называемый «мышечный корсет», который он постоянно носит и который служит причиной психического напряжения. Дело в том, что мозг, получая дополнительную порцию возбуждения от напряженных мышц, еще больше возбуждается и посылает обратно к мышцам новые приказы.

Разорвать этот порочный круг можно, научившись расслаблять свои мышцы, так как, по мнению Джекобсона, расслабление мышц несовместимо с тревогой. Поэтому Джекобсон предложил людям обучаться мышечному расслаблению для того, чтобы расслабить свое напряженное сознание. Им была разработана техника произвольного расслабления мышц при аффективных состояниях, которая способствовала снятию эмоциональной напряженности, а также использовалась для предупреждения возникновения этих состояний.

А.М. Свядощ рекомендует использовать данный метод в качестве симптоматического средства при тревожных состояниях, неврозе тревожного ожидания, неврозе страха и различных фобиях.

Следует отметить, что основная трудность, которая возникает при освоении данного метода, — это проблема произвольного расслабления скелетной мускулатуры. Для преодоления этой трудности Джекобсон предложил использовать на первый взгляд парадоксальный путь — сначала максимально напрячь мышцы и лишь потом попытаться сбросить напряжение. Оказалось, что, используя «принцип контраста», можно более четко воспринимать степень расслабления мышц, а затем и сознательно управлять этим состоянием.

Если стресс человека вызван внутренним конфликтом, то для его разрешения Целесообразно использовать технику «Интеграция конфликтных частей», которая помогает нахождению гармонии между двумя конфликтующими «субличностями» человека. В этом случае априорно делается предположение о том, что наличие двух противоположных потребностей является следствием существования, как минимум двух «частей» личности, которые имеют различные намерения и конфликт между которыми вызывает у вас стресс.

Занятие физкультурой и спортом являются существенным фактором профилактики и коррекции психологического стресса. В первую очередь, это обусловлено тем, что физическая активность является естественным, генетически обусловленным ответом организма на стрессор (стратегии «борьбы или бегства»). Кроме того, занятия физкультурой и спортом отвлекают сознание человека от проблемной ситуации, переключают его внимание на новые раздражители, снижая тем самым значимость актуальной проблемы. Дополнительно спорт активизирует работу сердечно-сосудистой и нервной системы, сжигает избыток адреналина, повышает активность иммунной системы [3,7,8,12,13,15].

Данные методы преодоления стресса актуальны и на сегодняшний день. Многие из них изветсны еще с древних времен и доказывают свою надежность временем, а другие новы, но хороши тем, что с их помощью преодолеть стресс и уравновесить свое эмоциональное состояние удается намного быстрее.

Таким образом, стресс — это проблема человечества, все более громко заявляющая о себе с ходом постоянного и непрекращающегося развития цивилизации, требующая гораздо более тщательного и глубокого изучения. Порой мы даже не обращаем внимания на стресс, в то время как длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения различных психосоматических заболеваний. Стресс — наш ежедневный «попутчик», поэтому (хотим мы этого или нет) с ним надо считаться. Даже если мы совершенно не ощущаем его воздействия, это не дает нам права забывать о нем и о той опасности, которую он представляет.

Методы преодоления стресса, описанные в данной работе, помогут людям справится с ним удобным для них путем.

стресс психологический социальный

1. Абабков, В.А., Перре, М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре — СПб.: Речь, 2004. — 166 с.

2. Элкин, А. Стресс для «чайников» / А. Элкин — М.: Вильямс, 2006. — 320 с.

3. Гремлинг, С., Ауэрбах, С. Практикум по управлению стрессом / С. Гремлинг, С. Ауэрбах — СПб.: Питер, 2002. — 240 с.

4. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык — М.: Наука, 1983. — 368 с.

5. Лобзин, В.С., Решетников, М.М. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.М. Решетников — М.: Медицина, 1986. — 280 с.

6. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков — СПб.: Питер, 2003 — 592 с.

7. Марищук, В.Л., Евдокимов, В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса/ В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов — М.: Сентябрь, 2001. — 259 с.

8. Ромен, А.С. Самовнушение и его влияние на организм человека / А.С. Ромен — Алма-Ата: Казахстан, 1970. — 199 с.

9. Селье, Г Стресс без дистресса / Г. Селье — М.: Прогресс, 1982. — 68 с.

10. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме/ Г. Селье — М.: Медгиз, 1960. — 255 с.

11. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко — Ростов-н/Д: Феникс, 2008. — 672 с.

12. Судаков, К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу / К.В. Судаков — М.: Горизонт, 1998 — 268 с.

13. Цзен, Н.В., Пахомов, Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 138 с.

14. Щербатых, Ю.В. Психология стресса Учебное пособие / Ю.В. Щербатых — М.: Эксмо, 2008. — 304 с.

15. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции Учебное пособие / Ю.В. Щербатых — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.

16. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога Справочники / С.Ю. Головин — Минск: Харвест, 1998. — 409 с.

Размещено на Allbest.ru

Что такое стресс. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Способы борьбы со стрессом, процессы, происходящие в организме во время переживания стресса. Релаксационные упражнения, методы профилактики стресса.

Понятие и предпосылки возникновения стресса, его физиологическое и психологическое обоснование, классификация и типы, отличительные признаки и характеристика. Западные и восточные методы борьбы со стрессом, их сравнительное описание, эффективность.

Основные характеристики стресса, его причины и последствия. Ганс Селье и его последователи. Физиологическое и психологическое понимание стресса. Способы регуляции эмоциональных состояний. Упражнения на концентрацию внимания. Современные взгляды на стресс.

Виды стресса и основные причины их возникновения. Активизация всех защитных систем организма человека. Как протекает стресс. Основные мифы и реальность, сопровождающие стрессовое состояние человека. Наиболее эффективные способы борьбы со стрессом.

Понятие стресса как неадекватной реакции на внешние и внутренние раздражители. Процесс возникновения стресса в повседневной жизни, субъективное отношение человека к ситуации и способы преодоления затруднений. Влияние самооценки на стрессоустойчивость.

Понятие стресса, причины его возникновения, влияние на организм человека. Методы профилактики и способы борьбы со стрессами. Организационные и личностные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Предрасположенность к стрессовому напряжению.

Сущность и содержание стресса, направления и особенности исследования данного явления ученым Г. Селье. Виды стресса и его стадии, внешние проявления, физиологическое и психологическое обоснование, последствия. Рецепты для поднятия жизненного тонуса.

Характеристика и особенности стрессов, их физиологический аспект, суть модели, причины возникновения и основные признаки, анализ процесса реагирования. Практические рекомендации по предотвращению стрессов. Методы борьбы со стрессом и профилактика.

Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

Понятие стресса, биологические, теоретические и практические основы. Состояния стресса. Стресс не только зло, но и благо для психологического разнообразия жизни. Диагностика стрессов, способы их преодоления и лечения. Релаксация по методу Бенсона.

Источники:
Медицинский представитель в Минске — вакансии, тренинги, работа
Медицинский представитель в Минске — вакансии, тренинги, работа Преодоление стрессовых ситуаций и выработка эмоциональной устойчивости Преодоление стрессовых ситуаций и выработка
http://medpred.by/psycho/trenning_kompetentnosti/preodolenie_stressa/
Методы преодоления стресса
Стресс. Способы преодоления
http://www.msk-times.ru/health/topic822.html
Сайт о медицине
Механизмы преодоления этого состояния индивидуальны и зависят от конкретной ситуации: то, что прекрасно помогает одному человеку, абсолютно неприемлемо для другого. То, что подходит для одно
http://medicinkoff.ru/stress/1343-obschie_metody_preodoleniya_stressa.html
Способы преодоления стресса
Стресс как неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования, его психологическое, физиологическое и социальное обоснование. Классификация и типы стрессов, причины их возникновения, способы и основные методы борьбы.
http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65625b3ac69b4d53b88521316d27_0.html

CATEGORIES