Методология психологии

Все о психологии

Методология психологического исследования. Основные методологические принципы психологии

Основные методологические принципы психологии позволяют строить психологические исследования. Методы научных иссследований — это средства и приемы, позволяющие получать достоверные сведения, которые в дальнейшем используются как для выработки практических рекомендаций, так и для построения основных научных теорий. Все психологические явления настолько своеобразны и сложны, ято являются довольно труднодоступными для их изучения. Метод психологии позволяет изучать внутренние явления за счет анализа внешних факторов, поскольку выявляется зависимость от теоретических принципов и конкретных задач, стоящих перед наукой. После внедрения так называемого лабораторного эксперимента, психология стала более практичной и точной наукой.

Основные принципы психологии представляют собой исходные положения, позволяющие понимать суть психики человека, особенности ее развития, формирования, формы проявления и механизмы функционирования, а также основные способы изменения и изучения ее. Они аккумулируют законы и основные закономерности, происходящие в психологической сфере.

Рассмотрим основные принципы психологии :

Методология психологии, ее предмет и связь с другими отраслями научной психологии Текст научной статьи по специальности — Психология

Методология психологии, ее предмет и связь с другими отраслями научной психологии Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Яценко Денис Александрович

Разночтения в определениях предмета и проблем методологии психологии . Отсутствие точного и однозначного определения методологии психологии . Неправильное включение в содержание методологических исследований проблем, непосредственно не связанных с методами научных исследований. Необходимость ограничения методологии психологии изучением применяемых в ней конкретных методов и методик. Важность выделения внутри методологии психология частных направлений исследования, связанных с отдельными психологическими науками. Основные задачи, которые стоят перед узко понимаемой методологией научной и практической психологии.

Methodology of psychology, its subject and link with other branches of scientific psychology

Differences in definitions of subjects and problems, concerning methodology of psychology. Lack of exact and having one meaning scientific definition of methodology. Incorrect including in content of methodological investigations those problems, that are not direct tired with methods of studding psychological phenomena. Necessity of restricting methodology of psychology with problems, that are concerned concrete methods and ways of investigating psychological phenomena. Importance of distinguishing in methodology of psychology different branches, that presents separate psychological sciences. The main tasks that may be put to narrowly defined methodology of psychology.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Яценко Денис Александрович,

Текст научной работы на тему «Методология психологии, ее предмет и связь с другими отраслями научной психологии»

Яценко Денис Александрович

кандидат психологических наук, доцент Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Разночтения в определениях предмета и проблем методологии психологии. Отсутствие точного и однозначного определения методологии психологии. Неправильное включение в содержание методологических исследований проблем, непосредственно не связанных с методами научных исследований. Необходимость ограничения методологии психологии изучением применяемых в ней конкретных методов и методик. Важность выделения внутри методологии психология частных направлений исследования, связанных с отдельными психологическими науками. Основные задачи, которые стоят перед узко понимаемой методологией научной и практической психологии.

Ключевые слова: методология психологии, методы и методики, применяемые в разных психологических науках, разные направления в методологических психологических исследованиях, методология отраслей научной психологии, методология практической психологии.

Разные авторы, как показывает, внимательный анализ их работ, посвященных методологии психологии, вкладывают в само понятие «методология» различное, широкое и не вполне определенное содержание. Так, например, Ф.Е. Василюк [3] включает в методологию анализ психологических понятий, психологических теорий и состояния дел в области той или иной отрасли психологической

науки. С.В. Маланов [13] определяет методологию науки как систему знаний о принципах построения, формах и способах научного познания, о способах обоснования и проверки знаний, получаемых в процессе научного исследования. Д.В. Лубовс-кий [11] рассматривает методологию психологии как область научных исследований, где, по его мнению, должны изучаться принципы и способы получения и применения в практике научных знаний.

кого исследования. Соответственно, методология психологии превратилась у них в науку о чем угодно, только не о методах психологии.

Этому также способствовало отсутствие точного и однозначного определения главного понятия науки о методологии — понятия метода научного исследования. В работах известных отечественных психологов, например, в трудах Б.Г. Ананьева, метод исследования трактовался весьма широко, и к методам исследования относились не только те методы, которыми пользовались ученые-психологи для получения, обработки, интерпретации научных знаний о психических явлениях, но также многие другие действия, предпринимаемые ученым в своей профессиональной деятельности, в том числе такие, которые напрямую не связаны с получением знаний о самих психических явлениях, например, так называемые «организационные методы».

которые из них продолжают, к сожалению, делать это и сейчас.

Недостаточно глубокое знание конкретных методов и методик, а также критериев и процедур проведения их методологического анализа, в том числе тех, которые были выработаны в других высокоразвитых науках (психология в этом плане всегда следовала и до сих пор ориентируется на эти науки) вынуждает тех, кто называет себя психоло-гами-методологами или философами-методолога-ми, уходить от методологического обсуждения и анализа конкретных методов и методик, и обращаться к постановке и обсуждению общих метана-учных вопросов, напрямую не связанных с частными методами и методиками научного исследования. Это, на наш взгляд, вторая причина того, почему методология психологии в наши дни превратилась в предметно неопределенную, не вполне соответствующую своему названию науку о многом, далеко выходящем за пределы методологического анализа конкретных методов научного исследования.

Поставим далее следующий, заслуживающий внимания вопрос: почему, несмотря на значительное количество научных работ по методологии психологии, качество конкретных научных исследований в психологии существенно не улучшается? Во всяком случае, трудно привести конкретные при-

меры того, чтобы какой-либо методологический труд по психологии способствовал улучшению содержания и результатов научных исследований в соответствующей области психологии. Сложилась странная, на первый взгляд, ситуация, когда методология психологии реально существует, разрабатывается сама по себе и не оказывает заметного влияния на совершенствование конкретных научных исследований, а эти исследования, в свою очередь, организуются, проводятся и развиваются по своим законам, не зависящим от содержания научных разработок в области методологии психологии. Такая ситуация объясняется, на наш взгляд, тем, на что уже указывалось выше: отсутствием основательных и глубоких методологических исследований, направленных на анализ и совершенствование именно конкретных методов научного познания психических явлений.

Все это, вместе взятое, требует изменения состояния дел, сложившегося в методологии психологии, прежде всего, уточнения ее предмета и переориентации большей части методологических исследования на сами методы и методики научного исследования с целью выявления имеющихся в них недостатков и дальнейшего совершенствования. Очевидно также, что без точного и однозначного определения того, что надо понимать под методом научного исследования в психологии, невозможно далее успешно разрабатывать и саму методологию психологии, как науку. Без уточнения, конкретизации этого определения будет неясен сам предмет данной науки.

ся психологи в своих научных работах. Рассчитывать таким образом на их объективный, содержательный анализ и, тем более, на дальнейшее совершенствование не приходится.

Если иметь в виду существующие публикации по методологии психологии, то в них мы замечаем еще один недостаток, который заключается в явно просматриваемом отклонении в сторону рассмотрения методологических вопросов, касающихся

фундаментальных психологических наук, прежде всего, общей психологии. Методологический анализ общепсихологических проблем, кроме того, зачастую выдается за общую методологию психологии, что, на наш взгляд, неправильно, так как методы исследования, применяемые в общей психологии, далеко не совпадают с методами исследования, используемыми в других психологических науках.

Наконец, последнее замечание. Дело в том, что отечественная традиция в постановке и решении методологических проблем психологии сложилась в то время, когда психология в нашей стране была представлена преимущественно научными исследованиям, а практическая психология, распространяемая на массы населения и на решение бытовых проблем, фактически отсутствовала. За последние годы практическая психология, напротив, получила значительное развитие, но, тем не менее, она и соответствующая ей практика до сих пор не нашли должного отражения в трудах по методологии психологии. Исключение составляют лишь некоторые работы, например, книга Ф.Е. Василюка [3]. Отсюда следует, что наряду с методологией научной психологии необходимо создавать и отдельно разрабатывать отличную от нее методологию практической психологии.

Обсудим в заключение возможные пути решения поставленных выше проблем в конструктивном плане. Следуя этимологии (происхождению) слова «методология», его точному лингвистическому значению (это слово происходит от слов «метод» и «логос», и означает учение или знания о ме-тодах)2, мы предлагаем следующее рабочее определение «методологии психологии». Это должна быть, на наш взгляд, наука о конкретных, специальных методах и методиках, используемых как в научной, так и практической психологии.

на то или иное явление), то их не следует относить к методам научного изучения или оказания влияния на психологические явления, и, соответственно, к методологии психологии.

В состав так понимаемой методологии психологии, как науки о методах, не войдет, кроме того, изучение общих психологических метанаучных вопросов, напрямую не связанных с приведенным выше определением метода исследования. Это, в частности, уже упоминавшиеся выше вопросы о предмете психологии, о природе психических явлений, о фундаментальных проблемах психологии,

о ее категориях, принципах, исторических преобразованиях (если они не касались методов исследования, как таковых) и многие другие проблемы и вопросы, которые традиционно включаются в состав широко понимаемой методологии психологии. Их необходимо ставить и изучать, но не в методологии, а в других отраслях метапсихологии, например, в «философии психологии», «теоретической психологии» или в «рефлексивном на-уковедении»3.

Очевидно, что для приведения в соответствие вновь предлагаемого, уточненного и конкретизированного содержания и названия методологии психологии, необходимо будет в дальнейшем в методологических исследованиях сосредоточить внимание на вопросах, связанных с указанным выше пониманием метода исследования. При этом необходимо будет также уточнить круг вопросов, связанных с так понимаемыми методами исследования. Мы предлагаем сделать это следующим образом:

1. Разработать научно обоснованную классификацию методов исследования психических явлений.

2. Оценить существующие методы исследования психических явлений с точки зрения их реальных возможностей, достоинств и недостатков.

3. Разработать и обосновать требования, предъявляемые к современным методам исследования психологических явлений, включая процедуры их проверки на соответствие данным требованиям.

4. Уточнить пути дальнейшего совершенствования узко понимаемых методов изучения психических явлений.

5. Предложить соответствующие процедуры, направленные на повышение качества существующих и вновь создаваемых методов конкретного научного исследования в психологии.

6. Найти и обосновать процедуры создания (использования, применения) новых методов исследования, в том числе заимствованных из других наук.

7. Разработать правила применения на практике разных методов исследования, повышающие достоверность, качество и точность получаемых с их помощью результатов.

Если дополнить методологические разработки в области научной психологии методологическими

исследованиями методов, применяемых в практической психологии, то применительно к их анализу необходимо будет дополнительно решить следующие задачи:

1. Разработать критерии и способы оценки эффективности (действенности) соответствующих методов с точки зрения практического решения тех психологических проблем человека, для работы с которыми они предназначены.

2. Оценить научную обоснованность разных методов практической психологии, их соответствие принятым в науке требованиям, понятиям, теориям, законам.

Из приведенных рассуждений следует также вывод о том, что область научных знаний под названием «методология психологии» (обе «методологии», связанные с методами научных исследований и практической психологии, должны, на наш взгляд, оставаться именно науками), даже если ее привести в соответствие с предложенными выше определениями метода и методологии, необходимо будет в будущем разделить на ряд отдельных направлений, относящихся к частным психологическим наукам и видам практики, то есть отдельно разрабатывать, например, методологию общей психологии, методологию социальной психологии, методологию психологии развития и «методологии» многих других психологических наук, оставив за общепсихологической методологией обсуждение общих вопросов, касающихся методов исследования, применяемых во всех психологических науках.

1 В одной из следующих статей мы попытаемся разделить всю проблематику проводимых методологических исследования на ряд самостоятельных

направлений метанаучных исследований, по-новому определить и отделить от них методологию психологии, как науку о конкретных методах и методиках, применяемых в психологических исследованиях различных психических явлений.

2 Это определение взято нами, например, из словаря A.S. Reber and E. Reber. The Penguin Dictionary of Psychology. Third edition. — London, 2001, популярного среди психологов за рубежом, и звучит следующим образом: 1. Методология — это систематизированное описание, изучение и оценка методов получения научных знаний. Так понимаемая методология касается, прежде всего, процедур, посредством которых соответствующие знания добываются и интерпретируются.

3 Здесь мы не будет ставить и обсуждать вопрос о том, как следует называть соответствующие области научных знаний, и следует определять их предмет. Это — задача специального научного исследования, выходящего за рамки данной статьи.

1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии. — М., 2002.

2. Берулава Г.А. Методология современной психологии. — М.; Воронеж, 2009. — 215 с.

3. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. — М., 2003. — 239 с.

4. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1983.

5. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. — N° 2. — С. 95106.

6. Климов Е.А., Носкова О.Г. Современная психология: состояние и перспективы исследования: методологические проблемы историко-психологического исследования. — М., 2002.

7. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. — М.; СПб., 2006. — 316 с.

8. ЛеонтьевА.Н. Философия психологии. — М., 1994. — 228 с.

9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984. — 444 с.

10. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. -М.; Воронеж, 2011. — 384 с.

11. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. — М., 2005. — 223 с.

12. Мазилов В.А. Методология психологической науки. — Ярославль, 2003.

13. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии. — М., 2005. — 333 с.

14. Методологические проблемы современной психологии / под ред. Т.Д. Марцинковской. — М., 2004.

15. ПономаревЯ.А. Методологическое введение в психологию. — М., 1983.

16. Смирнов С.Д. Методологические уроки концепции А.Н. Леонтьева // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. — 1993. — № 2. — С. 15-25.

17. Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии // Вопросы психологии. — 2005. — № 4. — С. 3-8.

18. Щедровицкий Г.П. Методологическая организация сферы психологии // Вопросы методологии. — 1997. — № 1-2. — С. 108-127.

19. Юревич А.В. Психология и методология // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21. — № 5.

20. Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. — 2001. — № 5.

УДК 37.04; 159.923

Самохвалова Анна Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СИТУАЦИЯХ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ

В статье рассматривается проблема затрудненного общения на детских этапах онтогенеза; представлены результаты серии экспериментальных коммуникативных проб, выявляющих возрастные особенности стратегий поведения детей в ситуации затрудненного общения; описаны объективные и субъективные характеристики затрудненного общения.

Ключевые слова: затрудненное общение, коммуникативные трудности, коммуникативные пробы, феноменологическое интервью, объективная и субъективная стороны затрудненного общения.

На современном этапе развития науки важнейшей задачей возрастной и социальной психологии становится проблема адекватной диагностики и своевременной коррекции коммуникативных трудностей, возникающих у ребенка в ситуациях общения. Это обусловлено тем, что огромное количество детей, начиная с дошкольного возраста, испытывают разнообраз-

ные трудности общения, что приводит к деструктивным формам социального поведения, деформирует Я-концепцию ребенка, приводит к различным психо-эмоциональным нарушениям.

Затрудненное общение понимается нами как нарушение взаимодействия между людьми, препятствующее эффективному решению коммуникативных задач; сопряженное с возникновением субъек-

Методология психологии

Характеристика науки – сферы человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Применение постулатов научного метода в психологии. Основная методика психологического исследования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

3. Применение постулатов научного метода в психологии


5.Классификация методов психологического исследования

Почему люди занимаются такой странной областью деятельности как наука? Возможно, на их выбор влияет постоянное переживание дефицита знаний о мире, которое ощущается как непонимание. В конечном счете, ученый — это человек, который может быть иногда, испытывает ощущение достаточности знания, но это переживание тут же сменяется ощущением недостаточности, неполноты, «нестыковки» и побуждает восполнять эту неполноту не только фантазиями, но и каким-либо действием, неважно каким: внутренним, мыслительным, либо внешним. Главное, что свое непонимание исследователь объясняет объективной нехваткой знания о мире.

Кроме того, современная наука — устойчивый социальный институт, гигантская система.

В середине ХХI века О. Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания: религиозное, философское, позитивное. Конт полагал, что человечество последовательно меняет формы знания, вырастая, как подросток, из одежды, которая стала тесной, а не как модница, меняющая платья старого фасона на последний крик моды. Старые формы человеческого знания должны неизбежно отмереть и стать предметом исследования историков культуры.

Однако, несмотря на торжество позитивного знания, ХХ век не отверг ни философское, ни религиозное знание. Следовательно, речь может идти не о смене одного знания другим, а о смене доминирования той или иной формы знания в ходе развития цивилизации.

Различные формы знания существуют и развиваются параллельно, как одновременно существуют в живой природе, занимая разные экологические ниши, водоросли и млекопитающие, черви и насекомые.

«Психология» — термин, который может применяться к разным видам человеческой практики и знания.

Во-первых, психология как система обыденных знаний людей о «психике», поведении других людей. Эта «обыденная психология» сегодня стала предметом исследования одной из отраслей научной психологии.

Во-вторых, существует и «философская психология». Вопрос о природе психической реальности является ключевым. В рамках «философской психологии» по сей день, создаются модели психики или ее отдельных подсистем, которые служат источником гипотез для научной психологии и, кроме того, позволяют интерпретировать различные элементы эмпирического и теоретического психологического знания.

Наконец, под термином психология понимают науку, возникшую в ХIХ веке, — науку о психике как некоторой самостоятельной реальности, которая имеет материальную основу, т.е. является механизмом отражения и регуляции человеческого поведения, и может быть исследована объективными методами.

Сегодня психологам уже не нужно убеждать специалистов из других областей, что существует такая наука как психология. Она имеет свою методологию, свои методы и пути познания.

Кроме того, термин наука относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом.

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д. идеалом научного поиска считается открытие законов — теоретическое объяснение действительности.

Научное познание, однако, не исчерпывается теориями. Все виды научных знаний можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое — теоретическое знание»: единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.

Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется полнотой. Достоверностью, систематичностью.

Но, наука — это, прежде всего исследование, и как человеческая деятельность характеризуется методом.

Метод — это путь познания, способ, посредством которого познается наука; это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, которая должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследования.

Т. Куном было предложено понятие «нормальная наука». Он выделяет два различных состояния науки, революционную фазу и фазу «нормальной науки». «Нормальная наука» означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений. С понятием «нормальная наука» связано понятие «парадигма». Парадигма — это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это — правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя ее новой.

Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины.

Каждая теория — всего лишь предположение и может быть опровергнута экспериментом. К. Поппер сформулировал правило: «Мы не знаем — мы может только предполагать».

Новое знание рождается в форме научного предположения — гипотезы, через призму которой ведется интерпретация данных. Новое знание добывается наблюдением и путем рациональной обработки интуитивных догадок.

Помимо метода в конструкции научного исследования присутствует еще одна непременная составляющая, а именно — проблема, «рамка» в которую вписаны и гипотеза, и интерпретация и сам метод.

Поппер неоднократно отмечал, что в ходе развития науки изменяются и гипотезы и теории. С изменением парадигмы пересматривается метод, появляются новые проблемы, но остаются и старые, углубляясь, дифференцируясь с каждым циклом исследования.

наука психологический исследование

Ученые, изучающие поведение, в том числе и психологи, используют в своей деятельности постулаты о природных закономерностях Вселенной, аналогичные тем, что использовал Галилей. Отличаются только предмет изучаемого вопроса и техническое оснащение исследований, но не научный метод.


Джорж К. Хоманс заметил, что «науку делает наукой ее цель, а не ее результаты: если исследование нацелено на выявление более или менее общих связей между явлениями природы, когда проверка истинности связи заключена, в конечном счете, в самих данных, тогда это наука».


Научное исследование в психологии основывается на том же самом постулате, что и в других научных областях: в основе поведения и мышления лежит некая базовая реальность, которую можно исследовать путем научного анализа. В основе психологического исследования лежит следующий постулат: человек по природе своей система очень сложная, но все же система, которая может быть понята и объяснена посредством научного экспериментирования и рационального анализа проведенных экспериментов.


В научной психологии проблема становления парадигмы отражена в работах В. Вундта и его научной школы. Взяв за образец естественнонаучный эксперимент, психологи конца ХIХ — начала ХХ в. перенесли основные требования к экспериментальному методу на почву психологии. На основе этих принципов проводятся диссертационные исследования, пишутся научные отчеты, статьи и монографии.


3. Применение постулатов научного метода в психологии


Научный метод, применяемый в психологии, как и в других науках, основывается на нескольких допущениях о природе физического и психического мира.

Психологическая и физическая природа мира упорядочена, а не случайна или хаотична. Более того, принимается постулат, согласно которому отдельные феномены находятся между собой в системных отношениях и отдельные события следуют друг за другом в упорядоченной последовательности, которая может быть подвергнута наблюдению, описана и предсказана.

Принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов. Все события имеют некую причину. Это значит, что психологический феномен имеет первопричину или предыдущие обстоятельства, которые вызвали к жизни какой-либо случай.

Но в отношении психологического детерминизма важно быть предельно внимательным и осторожным: то, что одно происшествие случается прежде другого, не обязательно означает, что первый случай является причиной второго.

Определяется, как практика полагаться на наблюдение и экспериментирование, особенно в естественных науках, в которые входит психология. Эмпирическое исследование строится на измерениях (часто выраженных в числовой форме), таких как оценка успехов в обучении, силы убеждения и т.д.

Не все данные, собранные эмпирическим путем валидны. Данные могут не обладать валидностью, если они избирательно подобраны для поддержки заранее составленного мнения или если они упускают важные аспекты проблемы.

Ученые предпочитают простые, или экономичные объяснения сложных природных феноменов. Постулат экономии доводов важен для проведения обобщений о более высоких уровнях человеческого поведения — он позволяет ученым экстраполировать от конкретных данных к общим положениям.

Закон экономии доводов важен для формулировки обобщений ряда наблюдений, проведенных на особях одного и того же биологического вида и даже для кросс- видовых исследований.

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов или методик. Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией — представление в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем и т.д.

Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. К общенаучным эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.

Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, объективное наблюдение может подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.

Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.

При использовании различных методов психологического исследования необходимо считаться с особенностям изучаемой проблемы.

Методика исследования отражает ту или иную методологию. В соответствии с общими принципиальными установками нашей психологии специфические черты должна носить и ее методика.

5. Классификация методов психологического исследования

Ели следовать методам системного подхода, важно определить место эмпирических методов в общей системе.

Выделяют пять уровней:

1. Уровень методики

2. Уровень методического приема

3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.)

4. Уровень организации исследования

5. Уровень методологического подхода

Приведенное уровневое деление способов близко к тому, которое предложил Г.Д. Пирьов, разделив «методы» на 1) собственно методы (наблюдение, эксперимент и пр.) 2)методические приемы и 3)методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).

С.Л. Рубинштейн в качестве лавных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу и анкету.

Вторая развернутая классификация методов психологического исследования, получившая распространение в отечественной психологии благодаря Б. Г. Ананьеву, — классификация болгарского психолога Г.Д. Пирьова. Он выделил как самостоятельные методы: наблюдение (объективное — непосредственное и опосредованное, субъективное — непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические подходы.

Б.Г. Ананьев подверг критике классификацию Пирьова, предложив другую. Все методы он разделил на:

3. способы обработки данных

К организационным методам Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Во второй группе оказались обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование и биографический метод.

В третью группу вошли методы математико-статистического анализа данных и качественного описания. Наконец, четвертую группу составили генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.)

Важно отметить, что здесь не обозначены теоретические методы психологического исследования, но вместе с тем выделен класс методов, «промежуточный» по статусу между эмпирическими и теоретическими, а именно — методы представления, обработки и (добавим) интерпретации данных эмпирического исследования.

Существуют и другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования, но практически всегда ставится знак тождества между эмпирическими методами психологического исследования и психологическими методами вообще, что затрудняет определение специфики тех и других.

Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии три класса методов:

1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.

2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта

3. Интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представление объекта (графиками, таблицами, схемами).

От теоретических методов психологии следует отличать методы умозрительной психологии, берущие начало в так называемой философской психологии. Умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование только в личностном знании автора концепции.

Научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления

Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Житейские наблюдения. Ограничиваются регистрацией фактов. Носят случайный неорганизованный характер

Научный метод — переход описания факта к объяснению его внутренней сущности. Необходимое условие — четкий план, фиксация результатов.

Лабораторный — протекает в спец. Условиях, используется спец. Аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией

Естественный протекает в обычных условиях. Применяется при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах

Методология социальной психологии

Методология (в переводе с греческого – «путь познания») – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности.

Уровни методологии социальной психологии:

1) общая методология – некий общий философский подход, способ познания явлений объективного мира. На этом уровне методология формулирует общие принципы соотношений общества и личности, которые применяются в социопсихологических исследованиях;

2) частная методология – совокупность методологических принципов, присущих социологии и психологии, которые трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования и определяют исследовательскую стратегию;

3) методология как совокупность конкретных приемов, методик, для которых характерно то, что они обычно являются относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений.

Особенности научного исследования в социальной психологии:

1) исследование ведется с конкретными объектами, определенным количеством эмпирических данных, которые собираются с помощью конкретных техник, методик и приемов;

2) исследование подразумевает самостоятельное решение эмпирических, логических и теоретических задач;

3) для исследования характерно достаточно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, отработаны процедуры проверки гипотез;

4) целью социально-психологических исследований является объяснение фактов, явлений и их прогнозирование.

Социально-психологическое исследование – вид научного исследования, проводимое с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Специфика социально-психологических исследований :

1) описывают психологические характеристики самой группы;

2) раскрывают некоторые характеристики сознания этих индивидов (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;

3) имеют социальный контекст исследования, влияющий на отбор, интерпретацию и изложение фактов;

4) источником данных является сам человек;

5) неустойчивость и постоянное изменение социально-психологических явлений;

6) культурно обусловленная относительность социально-психологических закономерностей;

7) работа с реальными объектами исследования (индивидами и группами).

Источники информации в социальной психологии:

1) характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;

2) характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.);

3) характеристики продуктов человеческой деятельности – материальной и духовной;

4) отдельные события, состояния социального взаимодействия.

Тенденции развития социально-психологических методов исследования:

1) повышение надежности методов, применяемых для сбора информации, за счет алгоритмизации исследования и формализации процедуры измерения (шкалирование признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки);

2) разработка компьютерных аналогов существующих методик исследования;

3) комплексность сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т. п.)

4) разработка методов уменьшающих субъективное влияние исследователя и исследуемых на процесс сбора эмпирической информации (аппаратные методы, проведение исследований в естественных условиях и др.).

Источники:
Все о психологии
Основные методологические принципы психологии позволяют строить психологические исследования. Методы научных иссследований — это средства и приемы, позволяющие получать достоверные сведения, котор
http://www.edu-psycho.ru/metodologiya-psihologicheskogo-issledovaniya-osnovnye-metodologicheskie-principy-psihologii.html
Методология психологии, ее предмет и связь с другими отраслями научной психологии Текст научной статьи по специальности — Психология
Разночтения в определениях предмета и проблем методологии психологии. Отсутствие точного и однозначного определения методологии психологии. Неправильное включение в содержание методологических исследований проблем, непосредственно не связанных с методами научных исследований. Необходимость ограничения методологии психологии изучением применяемых в ней конкретных методов и методик. Важность выделения внутри методологии психология частных направлений исследования, связанных с отдельными психологическими науками. Основные задачи, которые стоят перед узко понимаемой методологией научной и практической психологии.
https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-psihologii-ee-predmet-i-svyaz-s-drugimi-otraslyami-nauchnoy-psihologii
Методология психологии
Характеристика науки – сферы человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Применение постулатов научного метода в психологии. Основная методика психологического исследования.
https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00113682_0.html
Методология социальной психологии
Методология (в переводе с греческого – «путь познания») – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности. Уровни
https://psyera.ru/2792/metodologiya-socialnoy-psihologii

CATEGORIES