Методологические основы психологии
Методологические основы психологии
Игнатова В.В., доктор педагогических наук, профессор;
Орлова С.Н., доктор психологических наук, профессор
Селезнева Н.Т., Дроздова Л.Н., Куркотова Е.А.
В 67 Методологические основы психологии: Учебное пособие для
ВУЗов / Н.Т. Селезнева, Л.Н. Дроздова, Е.А. Куркотова;
Красноярский государственный педагогический университет
им.В.П. Астафьева. — Красноярск. 2010. —
В учебном пособии рассматриваются основные методологические подходы, принципы, методы психолого-педагогических исследований. Содержание семинарских, практических занятий итогового и промежуточного контроля самостоятельной работы студентов, перечень вопросов к экзамену.
Пособие предназначается для студентов психолого-педагогических факультетов и повышения квалификации с целью профессионального самоопределения, написания курсовых, квалификационных работ, проведения психолого-педагогических исследований.
Лекция 1. Общая характеристика методологического знания…………………
Лекция 2-3. Категориальная система психологии………………………………..
Лекция 4-6. История развития и современные представления о научном познании…………………………………………………………………………….
Лекция 7. Гносеологические элементы системы исследования. Системный подход в исследовании………………………………………. …………….….
Лекция 8. Деятельностный подход в исследовании. Методологические школы.
Лекция 9. Типологический подход в исследовании. Методологические школы.
Лекция 10. Субъектно-развивающий подход в исследовании
Лекция 11-14. Методы психолого-педагогических исследований.
Методические указания к выполнению контрольных заданий.
Примерный перечень вопросов к экзамену…………………….
Приложение А. Перечень ключевых слов……………………………………….
Курс «Методологические основы психологии» является важной частью системы подготовки специалистов в области психологии. Он проводится в третьем и четвертом семестрах и предусматривает чтение 28 часов лекций, 28 семинарских часов, самостоятельную работу студентов, сдачу зачета в третьем семестре и экзамена в четвертом семестре.
Цель курса – сформулировать исследовательскую компетентность студентов, представление об основных проблемах психологической науки, методологических подходах и методах их решения, формирование у студентов профессионального, психологического мышления.
— раскрыть философско-методологическое содержание основных категорий современной психологии;
— сформировать у студентов потребность в методологическом осмыслении полученных психолого-педагогических, профессиональных знаний;
— раскрыть принципиальное единство педагогических и психологических знаний как составных частей профессионального образа мира специалиста в области воспитания и обучения подрастающего поколения.
Место курса в профессиональной подготовке будущего педагога-психолога: данный курс обеспечивает понимание содержания таких дисциплин, как «Введение в профессию», «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психология труда», «Акмеология» в определении и решении методологических проблем психологии и выполнении психолого-педагогического исследования.
Желаем успехов в освоении учебной дисциплины «Методологические основы психологии»!
Лекция 1. Общая характеристика методологического знания
Корпус основных понятий.
Структура методологического знания.
Рефлексивный характер методологического знания.
Методологические основы психологии — Корнилова Т
Методологические основы психологии — Корнилова Т.В. — Учебное пособие
Книга «Методологические основы психологии» рекомендуется студентам и аспирантам, а также преподавателям и исследователям в различных областях психологии и методологии научного знания.
- Понятие метода в узком и широком смысле
- Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение»
- Виды и формы рефлексии научного знания
- Структура методологического знания (уровни и подходы)
- Дескриптивная и нормативная функции методологического знания
- Понятия объекта и предмета научного исследования (познавательная ситуация)
- Соотношение методологии и психологии. Значение психологического знания для методологии науки
История развития и современные представления о научном познании
- Историческая относительность форм, средств, идеалов и норм научного познания
- Субъективное и объективное знание в теориях познания
- Научная революция XX в.: возникновение неклассического естествознания
- Позитивизм и его роль как методологического базиса наук на определенной ступени развития научного познания
- Понятия парадигмы и научной революции по Т. Куну
- Принцип фальсифицируемости гипотез в теории критического реализма К. Поппера
- И. Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательства и опровержения
- Старые дихотомии в современных методологических подходах
- Новые критерии научного знания
- Фаллнбилизм
- Релятивизм и операционализм
- Номинализм, реализм, рационализм
- Интуитивизм
- Теоретическое — эмпирическое
- Постнеклассическая стадия развития науки
- Постпозитивистская трактовка развития науки
Специфика методологии психологии
- Особенности психологического знания
- Ненаучное психологическое знание и возможность психологического знания как научного
- Рациональная и эмпирическая психология (в истории становления психологии как науки)
- Ассоцианизм как первое направление психологии
- Современное представление о теоретических и эмпирических методах в психологии
- Моделирующий подход в теории познания и психологические гипотезы
Причинность и детерминизм в методологии науки
- Причинность как принцип научного объяснения
- Принцип детерминизма: от античного к механистическому и вероятностному
- Биологический детерминизм и классическая картина мира
- Зарождение представлений о психологической причинности
- Возникновение представлений о психологической причинности
- Каузальность в классической и неклассических парадигмах
- Причинность и закон
- Формирование новых подходов к пониманию причинности в естествознании
Психология как самостоятельная наука
- Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса
- Структура и специфика психологических теорий
- Множественность подходов к выделению структуры
- Теории разной степени общности
- Психологические теории и пограничные области знания
- Практика в противопоставлении психологической теории
Кризис в психологии и поиск общей методологии
- Постановка проблемы кризиса в психологии
- От понятия кризиса к пониманию психологии как мультипарадигмальной науки
- Основные признаки кризиса
- Кризисная или мультипарадигмальная наука? (Резюме)
- Теоретическая психология как оппозиция общей психологии
- Классификация общепсихологических теорий на основе закрытой типологии
- Методологический плюрализм в психологии
- Методология без общепсихологической теории и в контексте логики науки
Теория деятельности как методологический подход в психологии
- Деятельностное опосредствование
- Соотношение понятий «взаимодействие», «отражение» «активность», «деятельность»
- Категории «взаимодействие» и «отражение»
- Категория «активность»
- Деятельность как философская категория
- Теория деятельности как общепсихологическая парадигма
- Возвращение категории образа в подходе А. Н. Леонтьева (как аспект преодоления постулата непосредственности)
- Перспективы деятельностного подхода
Психологическая причинность
- Различия в понимании психологической причинности и сути психологического экспериментирования
- Множественность представлений о психологической причинности
Методологические основы психологии
Авторы: член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Барабанщиков В.А., кандидат психологических наук Демидов А.А.
Особенностью данного курса является его направленность на осмысление студентами-психологами теоретических и методологических достижений отечественной психологии и их включение в общемировую систему психологического знания.
Раздел I. Общая характеристика науки и методологии научного познания
Тема 1. Научное познание и его специфические признаки
Различия научного и обыденного познания. Строение и динамика научного знания. Логика, методология и методы научного познания. Этика науки. Представление о научной рациональности: классическая, неклассическая и постклассическая наука.
Рефлексия научного познания как одна из характерных черт науки. Трансформация типов внутринаучной рефлексии в истории развития науки (онтологизм, гносеологизм и методологизм). Структура методологического знания (уровни методологической рефлексии): уровень философской методологии, уровень общенаучных принципов и форм исследования, уровень конкретнонаучной методологии и уровень методик и техник исследования. Основные уровни организации психологического познания: теоретический и эмпирический. Необходимость методологического знания. Соотношение методологии науки с другими «родственными» дисциплинами (гносеология, науковедение, социология и этика науки).
Тема 3. Основные характеристики психологии как наук
Специфика психологического знания. Соотношение психологии с другими науками. Проблема закона в психологии. Единство теории, эксперимента и практики.
Тема 4. Основные составляющие научной деятельности и её характеристика
Основные составляющие научного познания (на примере психологии). Субъект научного познания. Объект и предмет научного познания. Проблема единиц анализа психики в психологии. «Проблема» как элемент научного познания.
Тема 5. Основные исследовательские парадигмы в психологии
Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии. Проблема когеретности психологической науки.
Принцип детерминизма и его виды. Принцип развития. Принцип системности. Характеристика системного подхода в психологии.
Базовые категории психологической науки (образ, переживание, мотив) и их производные. Метапсихологическое категории: мир, субъект, деятельность, общение и др. Категориальный строй и динамика понятий психологической науки. Специфика эмпирических понятий психологии.
Раздел III . Методологическая характеристика основных направлений и течений в психологии
Тема 8. Методологическая характеристика основных психологических течений.
Спецификация объекта, предмета, метода, единиц анализа и объяснительных принципов: психологии сознания, психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма, французской социологической школы, когнитивной и гуманистической психологии. Динамика исследовательских парадигм в отечественной психологии. Логика развития психологической науки. Соотношение научных школ в психологии друг с другом.
Методологические основы психологии
Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают теория и методология.
Теория– это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.
Методология– это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования.
Обычно различают три уровня методологии любой науки.
Общая методология– обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука.
Специальная методологияпозволяет конкретной науке формулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.
Частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.
В качестве общей методологии психологической наукивыступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики и психического в нем. Содержание этого подхода составляют научные представления:
о первичности материи и вторичности сознания:
о движущих силах развития объективной реальности и психики;
о единстве внешней деятельности и внутренней психической;
о социальной обусловленности развития психики человека;
о сознании как высшем этапе развития психики.
В качестве специальной методологии психологиивыступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип системности.
Принцип детерминизма: согласно этому принципу, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает свое существование закономерно, т.е. все в природе порождается действием материальных причин и законов. Детерминация (причинность, обусловленность)- генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия)
Принцип единства сознания и деятельностиозначает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а создают неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а сознание обеспечивает активный характер деятельности.
Принцип развитияозначает, что психика может быть правильно и адекватно исследована и объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.
Принцип системности:методологический подход к анализу психических явлений, когда соответственное явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.
В качестве частной методологии психологической наукивыступают ее методы и методики исследования конкретных психологических явлений.
— методы наблюдения; ( с.28) см. дальше
— эксперимент. С.25-27. см. дальше
— беседы, интервьюирование; с.28-30
— анкетирование, тестирование, опросники; с.34-37, с.51
— метод экспертной оценки. С.37
— изучение продуктов деятельности (например, анализ сочинений, изложений, контрольных работ, различных поделок, рисунков, стихов); с.37
— анамнез: обобщение независимых данных об испытуемом, полученных от разных людей.
Основные методы изучения взаимоотношений :
Существуют экспериментальные и неэкспериментальные методы:
Экспериментальные методы— это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:
— исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;
— экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление;
— в эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов;
— в результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.
констатирующий эксперимент– задача, которого состоит в простой фиксации и описании фактов;
формирующий или обучающий эксперимент— заключается в том, чтобы сформировать у человека какое-либо качество или изменить его поведение;
естественный эксперимент— проводится без вмешательства экспериментатора, его основная тенденция сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий;
лабораторный эксперимент— ставит сам экспериментатор, активно вмешиваясь и создавая условия, специально рассчитанные на то, чтобы проверить некоторую научную гипотезу.
К неэкспериментальным методам относится прежде всего наблюдение: с.28
Наблюдениезаключается в фиксации проявлений поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях. Наблюдения бывают:
эпизодическое— запись отдельных случайных действий наблюдаемого;
систематическое— развернутая запись поведения человека в самых различных обстоятельствах жизни;
внешнее— прямое наблюдение со стороны за поведением человека;
внутреннее— самонаблюдение за интересующим явлением, которое непосредственно представлено в его сознании;
стандартизированное— заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается, ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем;
свободное— не имеет заранее установленных рамок программы, процедуры его проведения, оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя;
включенное— исследователь выступает в качестве непосредственного участника, того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение;
стороннее— не предполагает личного участия исследователя в том процессе, который он наблюдает.
Источники:
Методологические основы психологии
Игнатова В.В., доктор педагогических наук, профессор; Орлова С.Н., доктор психологических наук, профессор Селезнева Н.Т., Дроздова Л.Н., Куркотова Е.А. В 67 Методологические основы
https://studfiles.net/preview/1721368/
Методологические основы психологии — Корнилова Т
Год выпуска: 2006 Автор: Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Жанр: Психология Формат: PDF Качество: OCR Описание: Несмотря на то что курс «Методологические основы психологии&ra
http://www.booksmed.com/psixiatriya-psixologiya/1783-metodologicheskie-osnovy-psixologii-kornilova-uchebnoe-posobie.html
Методологические основы психологии
Методологические основы психологии
http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/metodologicheskie-osnovy-psihologii
Методологические основы психологии
Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают
https://studfiles.net/preview/3190995/page:3/