Методологические основы психологии

Методологические основы психологии

Игнатова В.В., доктор педагогических наук, профессор;

Орлова С.Н., доктор психологических наук, профессор

Селезнева Н.Т., Дроздова Л.Н., Куркотова Е.А.

В 67 Методологические основы психологии: Учебное пособие для

ВУЗов / Н.Т. Селезнева, Л.Н. Дроздова, Е.А. Куркотова;

Красноярский государственный педагогический университет

им.В.П. Астафьева. — Красноярск. 2010. —

В учебном пособии рассматриваются основные методологические подходы, принципы, методы психолого-педагогических исследований. Содержание семинарских, практических занятий итогового и промежуточного контроля самостоятельной работы студентов, перечень вопросов к экзамену.

Пособие предназначается для студентов психолого-педагогических факультетов и повышения квалификации с целью профессионального самоопределения, написания курсовых, квалификационных работ, проведения психолого-педагогических исследований.

Лекция 1. Общая характеристика методологического знания…………………

Лекция 2-3. Категориальная система психологии………………………………..

Лекция 4-6. История развития и современные представления о научном познании…………………………………………………………………………….

Лекция 7. Гносеологические элементы системы исследования. Системный подход в исследовании………………………………………. …………….….

Лекция 8. Деятельностный подход в исследовании. Методологические школы.

Лекция 9. Типологический подход в исследовании. Методологические школы.

Лекция 10. Субъектно-развивающий подход в исследовании

Лекция 11-14. Методы психолого-педагогических исследований.

Методические указания к выполнению контрольных заданий.

Примерный перечень вопросов к экзамену…………………….

Приложение А. Перечень ключевых слов……………………………………….

Курс «Методологические основы психологии» является важной частью системы подготовки специалистов в области психологии. Он проводится в третьем и четвертом семестрах и предусматривает чтение 28 часов лекций, 28 семинарских часов, самостоятельную работу студентов, сдачу зачета в третьем семестре и экзамена в четвертом семестре.

Цель курса – сформулировать исследовательскую компетентность студентов, представление об основных проблемах психологической науки, методологических подходах и методах их решения, формирование у студентов профессионального, психологического мышления.

— раскрыть философско-методологическое содержание основных категорий современной психологии;

— сформировать у студентов потребность в методологическом осмыслении полученных психолого-педагогических, профессиональных знаний;

— раскрыть принципиальное единство педагогических и психологических знаний как составных частей профессионального образа мира специалиста в области воспитания и обучения подрастающего поколения.

Место курса в профессиональной подготовке будущего педагога-психолога: данный курс обеспечивает понимание содержания таких дисциплин, как «Введение в профессию», «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психология труда», «Акмеология» в определении и решении методологических проблем психологии и выполнении психолого-педагогического исследования.

Желаем успехов в освоении учебной дисциплины «Методологические основы психологии»!

Лекция 1. Общая характеристика методологического знания

Корпус основных понятий.

Структура методологического знания.

Рефлексивный характер методологического знания.

Методологические основы психологии — Корнилова Т

Методологические основы психологии — Корнилова Т.В. — Учебное пособие

Книга «Методологические основы психологии» рекомендуется студентам и аспирантам, а также преподавателям и исследователям в различных областях психологии и методологии научного знания.

  1. Понятие метода в узком и широком смысле
  2. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение»
  3. Виды и формы рефлексии научного знания
  4. Структура методологического знания (уровни и подходы)
  5. Дескриптивная и нормативная функции методологического знания
  6. Понятия объекта и предмета научного исследования (познавательная ситуация)
  7. Соотношение методологии и психологии. Значение психологического знания для методологии науки

История развития и современные представления о научном познании

  1. Историческая относительность форм, средств, идеалов и норм научного познания
  2. Субъективное и объективное знание в теориях познания
  3. Научная революция XX в.: возникновение неклассического естествознания
  4. Позитивизм и его роль как методологического базиса наук на определенной ступени развития научного познания
  5. Понятия парадигмы и научной революции по Т. Куну
  6. Принцип фальсифицируемости гипотез в теории критического реализма К. Поппера
  7. И. Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательства и опровержения
  8. Старые дихотомии в современных методологических подходах
    1. Новые критерии научного знания
    2. Фаллнбилизм
    3. Релятивизм и операционализм
    4. Номинализм, реализм, рационализм
    5. Интуитивизм
    6. Теоретическое — эмпирическое
  9. Постнеклассическая стадия развития науки
  10. Постпозитивистская трактовка развития науки

Специфика методологии психологии

  1. Особенности психологического знания
  2. Ненаучное психологическое знание и возможность психологического знания как научного
  3. Рациональная и эмпирическая психология (в истории становления психологии как науки)
  4. Ассоцианизм как первое направление психологии
  5. Современное представление о теоретических и эмпирических методах в психологии
  6. Моделирующий подход в теории познания и психологические гипотезы

Причинность и детерминизм в методологии науки

  1. Причинность как принцип научного объяснения
    1. Принцип детерминизма: от античного к механистическому и вероятностному
    2. Биологический детерминизм и классическая картина мира
  2. Зарождение представлений о психологической причинности
    1. Возникновение представлений о психологической причинности
    2. Каузальность в классической и неклассических парадигмах
    3. Причинность и закон
  3. Формирование новых подходов к пониманию причинности в естествознании

Психология как самостоятельная наука

  1. Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса
  2. Структура и специфика психологических теорий
    1. Множественность подходов к выделению структуры
    2. Теории разной степени общности
  3. Психологические теории и пограничные области знания
  4. Практика в противопоставлении психологической теории

Кризис в психологии и поиск общей методологии

  1. Постановка проблемы кризиса в психологии
    1. От понятия кризиса к пониманию психологии как мультипарадигмальной науки
    2. Основные признаки кризиса
    3. Кризисная или мультипарадигмальная наука? (Резюме)
  2. Теоретическая психология как оппозиция общей психологии
  3. Классификация общепсихологических теорий на основе закрытой типологии
  4. Методологический плюрализм в психологии
  5. Методология без общепсихологической теории и в контексте логики науки

Теория деятельности как методологический подход в психологии

  1. Деятельностное опосредствование
  2. Соотношение понятий «взаимодействие», «отражение» «активность», «деятельность»
    1. Категории «взаимодействие» и «отражение»
    2. Категория «активность»
    3. Деятельность как философская категория
  3. Теория деятельности как общепсихологическая парадигма
  4. Возвращение категории образа в подходе А. Н. Леонтьева (как аспект преодоления постулата непосредственности)
  5. Перспективы деятельностного подхода

Психологическая причинность

  1. Различия в понимании психологической причинности и сути психологического экспериментирования
    1. Множественность представлений о психологической причинности

Методологические основы психологии

Авторы: член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Барабанщиков В.А., кандидат психологических наук Демидов А.А.

Особенностью данного курса является его направленность на осмысление студентами-психологами теоретических и методологических достижений отечественной психологии и их включение в общемировую систему психологического знания.

Раздел I. Общая характеристика науки и методологии научного познания

Тема 1. Научное познание и его специфические признаки

Различия научного и обыденного познания. Строение и динамика научного знания. Логика, методология и методы научного познания. Этика науки. Представление о научной рациональности: классическая, неклассическая и постклассическая наука.

Рефлексия научного познания как одна из характерных черт науки. Трансформация типов внутринаучной рефлексии в истории развития науки (онтологизм, гносеологизм и методологизм). Структура методологического знания (уровни методологической рефлексии): уровень философской методологии, уровень общенаучных принципов и форм исследования, уровень конкретнонаучной методологии и уровень методик и техник исследования. Основные уровни организации психологического познания: теоретический и эмпирический. Необходимость методологического знания. Соотношение методологии науки с другими «родственными» дисциплинами (гносеология, науковедение, социология и этика науки).

Тема 3. Основные характеристики психологии как наук

Специфика психологического знания. Соотношение психологии с другими науками. Проблема закона в психологии. Единство теории, эксперимента и практики.

Тема 4. Основные составляющие научной деятельности и её характеристика

Основные составляющие научного познания (на примере психологии). Субъект научного познания. Объект и предмет научного познания. Проблема единиц анализа психики в психологии. «Проблема» как элемент научного познания.

Тема 5. Основные исследовательские парадигмы в психологии

Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии. Проблема когеретности психологической науки.

Принцип детерминизма и его виды. Принцип развития. Принцип системности. Характеристика системного подхода в психологии.

Базовые категории психологической науки (образ, переживание, мотив) и их производные. Метапсихологическое категории: мир, субъект, деятельность, общение и др. Категориальный строй и динамика понятий психологической науки. Специфика эмпирических понятий психологии.

Раздел III . Методологическая характеристика основных направлений и течений в психологии

Тема 8. Методологическая характеристика основных психологических течений.

Спецификация объекта, предмета, метода, единиц анализа и объяснительных принципов: психологии сознания, психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма, французской социологической школы, когнитивной и гуманистической психологии. Динамика исследовательских парадигм в отечественной психологии. Логика развития психологической науки. Соотношение научных школ в психологии друг с другом.

Методологические основы психологии

Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают теория и методология.

Теория– это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Методология– это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования.

Обычно различают три уровня методологии любой науки.

Общая методология– обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука.

Специальная методологияпозволяет конкретной науке формулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.

Частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

В качестве общей методологии психологической наукивыступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики и психического в нем. Содержание этого подхода составляют научные представления:

о первичности материи и вторичности сознания:

о движущих силах развития объективной реальности и психики;

о единстве внешней деятельности и внутренней психической;

о социальной обусловленности развития психики человека;

о сознании как высшем этапе развития психики.

В качестве специальной методологии психологиивыступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип системности.

Принцип детерминизма: согласно этому принципу, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает свое существование закономерно, т.е. все в природе порождается действием материальных причин и законов. Детерминация (причинность, обусловленность)- генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия)

Принцип единства сознания и деятельностиозначает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а создают неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а сознание обеспечивает активный характер деятельности.

Принцип развитияозначает, что психика может быть правильно и адекватно исследована и объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.

Принцип системности:методологический подход к анализу психических явлений, когда соответственное явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.

В качестве частной методологии психологической наукивыступают ее методы и методики исследования конкретных психологических явлений.

— методы наблюдения; ( с.28) см. дальше

— эксперимент. С.25-27. см. дальше

— беседы, интервьюирование; с.28-30

— анкетирование, тестирование, опросники; с.34-37, с.51

— метод экспертной оценки. С.37

— изучение продуктов деятельности (например, анализ сочинений, изложений, контрольных работ, различных поделок, рисунков, стихов); с.37

— анамнез: обобщение независимых данных об испытуемом, полученных от разных людей.

Основные методы изучения взаимоотношений :

Существуют экспериментальные и неэкспериментальные методы:

Экспериментальные методы— это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:

— исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

— экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление;

— в эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов;

— в результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

констатирующий эксперимент– задача, которого состоит в простой фиксации и описании фактов;

формирующий или обучающий эксперимент— заключается в том, чтобы сформировать у человека какое-либо качество или изменить его поведение;

естественный эксперимент— проводится без вмешательства экспериментатора, его основная тенденция сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий;

лабораторный эксперимент— ставит сам экспериментатор, активно вмешиваясь и создавая условия, специально рассчитанные на то, чтобы проверить некоторую научную гипотезу.

К неэкспериментальным методам относится прежде всего наблюдение: с.28

Наблюдениезаключается в фиксации проявлений поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях. Наблюдения бывают:

эпизодическое— запись отдельных случайных действий наблюдаемого;

систематическое— развернутая запись поведения человека в самых различных обстоятельствах жизни;

внешнее— прямое наблюдение со стороны за поведением человека;

внутреннее— самонаблюдение за интересующим явлением, которое непосредственно представлено в его сознании;

стандартизированное— заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается, ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем;

свободное— не имеет заранее установленных рамок программы, процедуры его проведения, оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя;

включенное— исследователь выступает в качестве непосредственного участника, того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение;

стороннее— не предполагает личного участия исследователя в том процессе, который он наблюдает.

Источники:
Методологические основы психологии
Игнатова В.В., доктор педагогических наук, профессор; Орлова С.Н., доктор психологических наук, профессор Селезнева Н.Т., Дроздова Л.Н., Куркотова Е.А. В 67 Методологические основы
https://studfiles.net/preview/1721368/
Методологические основы психологии — Корнилова Т
Год выпуска: 2006 Автор: Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Жанр: Психология Формат: PDF Качество: OCR Описание: Несмотря на то что курс «Методологические основы психологии&ra
http://www.booksmed.com/psixiatriya-psixologiya/1783-metodologicheskie-osnovy-psixologii-kornilova-uchebnoe-posobie.html
Методологические основы психологии
Методологические основы психологии
http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/metodologicheskie-osnovy-psihologii
Методологические основы психологии
Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают
https://studfiles.net/preview/3190995/page:3/

CATEGORIES