Люди с овз

Люди с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа

ограниченный центр помощь социальный

Категории людей с ограниченными возможностями здоровья

Понятие «человек с ограниченными возможностями»

Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями»‘ в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

В Словаре по социальной работе человек с ограниченными возможностями определяется как тот, «кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным»[19, с. 270].

В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

а)недуг — любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;

б)ограниченные возможности — любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальны ми для человека;

в)недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов) [2, с. 298].

Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [23].

В настоящее время, как уже было отмечено выше, каждый десятый в населении Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Каждая четвертая семья сталкивается так или иначе с проблемой инвалидности [10, с. 85]. В США с населением более 250 млн. насчитывается около 20 млн. инвалидов.

Развитые цивилизованные страны стремятся решить социальные проблемы, связанные с ростом числа лиц с ограниченными возможностями на основе научного подхода к постановке и решению этих проблем, использования материально-технических средств, детально разработанного юридического механизма, общенациональных и общественных программ, высокого уровня профессиональной подготовки специалистов и т.д.

И, тем не менее, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Так, например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и т.д.[9, с. 14].

Рост инвалидности в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.

России в настоящее время только на учете в органах социальной защиты состоит 6,2 миллиона инвалидов. Ежегодно впервые признается инвалидами свыше 1 млн. человек, из них более половины в трудоспособном возрасте [6, с. с. 12].

Число людей с ограниченными возможностями неуклонно увеличивается в нашей стране. Так, численность инвалидов, зарегистрированных в органах социальной защиты, за последние 5 лет увеличилась на 56,8% [4, с. 7,11]. С учетом перехода России к международным критериям и расширением медицинских показаний для установления инвалидности, по мнению экспертов, в ближайшие 10 лет следует ожидать увеличения числа инвалидов в 2-3 раза.

Нарушение одной из функций приводит человека к проблемам в развитии только при определенных обстоятельствах, поскольку его наличие не всегда влечет за собой дальнейшие нарушения. Так, например, при потере слуха на одно ухо или при поражении зрения на один глаз возможность воспринимать звук или зрительные сигналы сохраняется. Нарушения подобного рода не ограничивают детей в познании окружающего мира, в общении с другими людьми, не мешают им овладевать учебным материалом и обучаться в общеобразовательной школе. Человек же с проблемами в развитии вследствие своего нарушения нуждается в особых условиях, в специальном лечении и образовании.

Депутаты Государственной Думы РФ приняли федеральный закон, направленный на защиту детей «с ограниченными возможностями здоровья», Закон вводит такую формулировку вместо термина «с отклонениями в развитии» в ряд действующих федеральных законов, в частности «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О физической культуре и спорте в РФ» [23].

Как утверждают авторы законопроекта, термин «с отклонениями в развитии» традиционно в России ассоциируется с таким нарушением состояния здоровья, как «умственная отсталость», и не учитывает возрастных особенностей. Поэтому у детей уже в раннем возрасте формируется комплекс неполноценности, что в дальнейшем связано со значительными проблемами для его семейной, социальной, образовательной или профессиональной интеграции и адаптации. В большинстве развитых стран и в документах Всемирной организации здравоохранения для обозначения этой категории граждан применяется термин «лица с ограниченными возможностями здоровья».

В нормативно-правовой документации люди с ограниченными возможностями здоровья определяются как инвалиды и для признания их таковыми должны быть соответствующие основания. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ называются три обязательных условия для признания гражданина инвалидом:

1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

2. ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

3. необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина [22].

Этим же законом функция определения инвалидности возлагается на Государственную службу медико-социальной экспертизы.

Министерством труда и социального развития РФ и Министерством здравоохранения (от 29.01.97) утверждена классификация нарушений основных функций организма человека:

1. Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

2. Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).

3. Нарушения статодинамической функции.

4. Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

Наиболее распространенные заболевания этой группы детские церебральные параличи, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза, соответствующие стадии идиотии или имбецильности), болезнь Дауна, аутизм.

Все эти болезни объединены в одну группу, однако, следует умственную и психическую неполноценность, на этом настаивает Международная лига обществ содействия умственно отсталым и другие организации, занимающиеся изучением этой категории людей и /или оказанием им помощи.

Термин «умственная неполноценность» включает в себя два значимых компонента, которые «должны рассматриваться в соответствии с биологическим возрастом и соответствующим культурным фоном: интеллектуальная отсталость, находящаяся ниже среднего уровня и присутствующая с раннего возраста; значительное ослабление способности приспособиться к социальным требованиям общества» /61/.

У людей-инвалидов этой категории очень часто наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Однако после специальных упражнений и занятий они могут достигнуть неплохих результатов. Круг проблем таких детей требует, в основном, вмешательства специалистов в области педагогики и реабилитации (соответственно педагогов и социальных работников) в тесном контакте с семьей.

Термин «психическая неполноценность» употребляется для обозначения многочисленных сдвигов, которые оказывают влияние на эмоциональные функции и поведение. Оно характеризуется неуравновешиваемостью эмоций различных видов и степеней сложности, нарушенным (а не отсутствующим ) пониманием и коммуникацией, а так же скорее ошибочно направленной, а не только несоответствующей приспособляемостью. Чаще всего такие заболевания возникают внезапно и принимают форму острого сдвига, являясь иногда результатом биохимических изменений или употребления наркотиков, переживания тяжелого или длительного стресса, психологических конфликтов, а так же в результате других причин .

Люди с ограниченными возможностями, чувствуют себя дискомфортно, замыкается. И это превращается в болезнь.

Душевные болезни могут принимать форму острых, хронических или протекающих толчками заболеваний, в зависимости от нее и от специфики проявления болезни назначается лечение. При этом обязательно вмешательство специалистов из области медицины и психиатрии .

Однако бывает сочетание умственной отсталости с психической недостаточностью и другими осложнениями. Это создает определенные сложности при диагностике заболеваний и работе с такими людьми и требует от специалистов хорошей подготовленности, обученности. Осложнения могут появиться при рождении или позже. Можно выделить следующие причины их появления: плохой уход за детьми с умственной отсталостью, восприимчивость такого человека к нагрузкам, стрессам, невниманию со стороны лиц, к которым они особенно привязаны и т.п.

2. Заболевания внутренних органов. В настоящее время они занимают лидирующее положение в структуре детской инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в хроническую форму с тяжелыми функциональными нарушениями. Часто это связано с поздней выявляемостью нарушений и недостаточными мерами реабилитации.

В эту группу заболеваний входят различные заболевания, патологические состояния и пороки развития органов дыхания ( в том числе и хронический туберкулез легких ), почек и органов мочевыделения, желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей (циррозы печени, хронический агрессивный гепатит, непрерывно-рецидивирующий язвенный процесс и т.п. ), сердечно-сосудистой системы (в том числе пороки сердца и крупных сосудов), системы кроветворения ( лейкозы, болезнь Верьегофа, лимфогранулематоз и т.п.), опорно-двигательного аппарата (полиартриты и т.п.).

Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности человека и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания человека в специальных стационарах, санаториях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же людьми. Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного человека

3. Поражение и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях. Люди с заболеваниями этой составляли 20% от общего числа людей-инвалидов.

Психическое развитие людей с дефектами зрения в значительной степени зависит от времени возникновения патологии и от времени начала специальной коррекционной работы, а это (психического развития ) дефекты могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных анализаторов.

М. Р. Романов характеризует такого человека как боязливого, мало контактного. Поэтому он предлагает обогащать чувственный и практический опыт этих детей, постепенно включая его в круг здоровых сверстников. В работе с данной категорией людей рекомендуется так же использовать их особую чувствительность к музыке[16].

4. Онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные новообразования глаза, печени и других органов.

Хотелось бы отметить, что часто злокачественные опухоли приводят к летальному исходу. Это так же вызывает определенные трудности в общении и оказании помощи таким людям. До некоторых пор считалось, что люди, особенно маленькие, не чувствуют приближение смерти, однако, это не так. Д.Н. Исаев, который занимался изучением этой проблемы, подробно описывает чувства и переживания людей в раннем возрасте и отмечает, что очень большое влияние на отношение человека к смерти оказывают его близкие, окружение. Безусловно, важна в этот период и помощь специалиста, с которым больной мог бы поделиться своими переживаниями и страхами.

5. Поражения и заболевания органа слуха. По степени снижения слуха различают глухих и слабослышащих. Среди глухих можно выделить так же две группы в зависимости от наличия или отсутствия у них речи. Число людей с этим заболеванием относительно невелико, они составляют около 2% всех людей-инвалидов .

Особенности поведения человека с нарушенным слухом разнообразны. Обычно они зависят от причин нарушения. Например, у людей с ранним ограниченным повреждением мозга дефект слуха сочетается с повышенной психической истощаемостью и раздражительностью. Среди глухих встречаются замкнутые, «странные», как бы «пребывающие в своем мире» люди. У оглохших, наоборот, наблюдается импульсивность, двигательная расторможенность, иногда даже агрессивность [2].

6. Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации.

7. Эндокринные заболевания.

Таким образом, можно было убедиться, что существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на поведении человека, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути людей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.

С ограниченными возможностями здоровья

Молодежь с ограниченными возможностями

здоровья как социальная группа

Е.Р. Ярская-Смирнова [1] дает следующее определение социальной группе «молодёжь с ограниченными возможностями»: молодые люди, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества. Более узким является понятие человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Различают следующие категории лиц с ОВЗ:

— лица с нарушением слуха;

— лица с нарушением зрения;

— лица с нарушением речи;

— лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

— лица с нарушениями в эмоционально-волевой сфере;

— лица с нарушениями, связанными со сложным дефектом.

Конвенция ООН о правах инвалидов констатирует, что инвалидность — это эволюционирующее понятие. Оно является результатом взаимодействия между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

До недавнего времени доминирующей являлась «медицинская модель инвалидности», в которой инвалидность рассматривалась как чисто медицинский вопрос, относимый только к индивиду, и требующий только медицинского вмешательства.

Эволюция понятия инвалидности привело к тому, что в настоящее время превалирует биопсихосоциальная модель, которая расширяет понимание инвалидности и позволяет изучить влияние медицинских, индивидуальных, социальных и средовых факторов на функционирование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Жизненное самоопределение молодежи

с ограниченными возможностями здоровья

Молодые люди с ОВЗ, как и все молодые люди, планируют свою будущую жизнь. В науке выбор жизненного пути называется жизненным самоопределением. В структуре жизненного самоопределения молодежи выделяют жизненные планы и жизненные стратегии.

В.А. Ядов [2] под жизненными планами человека понимает обобщенное представление индивида или группы относительно своего будущего статуса в основных сферах жизнедеятельности (социальной, профессиональной, семейной и др.). Представления человека о будущем – это когнитивные элементы жизненных стратегий, в которых отражаются самооценки желаемого/достигнутого идеального. Ядром жизненных планов выступают ценности и ценностные ориентации, направляющие человека с ограниченными возможностями на определенные цели.

Е.И. Головаха [3] считает, что жизненные планы – это разработка определенного жизненного решения для преодоления жизненных противоречий. Прежде всего, это наличие представлений о прошлом, настоящем, будущем, целостность либо разобщенность жизненного пути, наличие или отсутствие смысла жизни, а также средств и способов достижения поставленных жизненных целей. Не менее важна степень осознанности молодыми людьми с ОВЗ собственной жизни, способность к самопознанию, а также жизненная удовлетворенность либо неудовлетворенность.

В российской социологической энциклопедии жизненные планы трактуются как определяемая человеком совокупность и последовательность своих целей на жизненном пути и способов их достижения, индивидуализированное отражение в сознании людей конкретной социально-исторической ситуации, складывающейся в обществе объективно, независимо от воли и сознания отдельного человека. Это проективная временная последовательность достижения человеком индивидуально избранных жизненных целей, формирующаяся под воздействием общества и его институтов, а также в результате проявления совокупности личных установок и мотивов молодого человека с ОВЗ.

В широком смысле жизненные планы молодежи, имеющей ограниченные возможности здоровья, включают в себя намерения, связанные с приобретением профессии, трудовой карьерой, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, решением жилищно-бытовых вопросов, любительскими занятиями. В более узком смысле жизненные планы исследуются социологами в связи с вступлением молодежи с ОВЗ, заканчивающей общеобразовательные учреждения и профессиональные учебные заведения, в самостоятельную трудовую жизнь.

Понятие жизненная стратегия обозначает планирование и проведение в жизнь определенной линии, связанной с основной целью (или целями), с помощью использования и комбинирования всех доступных средств и методов (тактики)[4]. Жизненная стратегия молодого человека с ОВЗ захватывает сферу жизненного пути, которая связана с его будущим, с учетом отношения к прошлым событиям собственной истории.

Стратегия важна, прежде всего тем, что она регулирует целостность жизнедеятельности молодого человека с ограниченными возможностями здоровья, а так же определяет его жизненный путь. Особенность жизненной стратегии проявляется в том, что, выступая интегральной характеристикой личности, она в первую очередь представляет ориентацию человека, имеющего ограничения в состоянии здоровья, на определенные цели, в основе которых лежат базовые ценности, определяющие основные диспозиции в структуре личностных ориентаций.

Опираясь на классификацию жизненных стратегий индивидов и групп, предложенную Т.И. Заславской [5], в качестве возможных поведенческих стратегий молодежи с ограниченными возможностями здоровья можно выделить следующие.

1. Достижительные стратегии. Основной целью стратегии данного вида является повышение индивидуального статуса, мотивируемое стремлением к росту благосостояния, профессиональному продвижению, политической карьере, улучшению качества и образа жизни, повышению социального престижа.

2. Адаптационные стратегии характеризуются стремлением к социальному выживанию, сохранению прежнего или минимально приемлемого социального статуса.

3. Регрессивные стратегии характеризуются стремлением субъектов либо выжить, либо забыться, уйти от жизненных трудностей даже ценой социальной эксклюзии, потери социальных связей, минимального статуса и идентичности. Поведение такого типа несет в себе угрозу опуститься в нижние слои общества на социальное дно.

4. Разрушительные стратегии являются следствием крайнего возмущения, необратимой социальной эксклюзии. Реализуются через массовые действия, влекущие тяжелые социальные и экономические последствия. Эти способы поведения означают маргинализацию и люмпенизацию.

Таким образом, жизненные стратегии молодежи с ограниченными возможностями здоровья, могут иметь как позитивную так и негативную направленность.

К.А. Абульханова-Славская [6] определяет стратегию жизни человека как некоторый способ организации собственной жизни, разрешения жизненных противоречий, способность к приведению жизненных условий в соответствие с собственными ценностями и индивидуальным своеобразием. В качестве оптимальной можно назвать такую стратегию, при которой молодой человек с ОВЗ соотносит свои возможности с жизненными задачами, постоянно развивая свой потенциал. Человек устанавливает соответствие своих жизненных интересов и условий жизни на основе критериев, избираемых им самим или получаемых извне. И действительно, направляя себя в будущее, намечая цели, молодой человек с ОВЗ сам выбирает определенный путь в достижении намеченных целей, осуществления и организации собственной жизни.

В процессе жизненного самоопределения, согласно иследованиям Р. Пехунена [7], формируются три подсистемы на основе выполняемой жизненной функции – системы управления, действия и обратной связи. Каждая из подсистем отвечает за различные аспекты жизненной стратегии. Так, например, система управления регулирует целеполагание при реализации жизненной стратегии, система действийотвечает за достижение жизненных целей, а система обратной связихарактеризует степень открытости выражения эмоции успеха либо неудачи.

Дисгармония жизненных целей и жизненных стратегий приводит к возникновению жизненного конфликта. Р. Пехунен выделяет две общие разновидности жизненных стратегий: на этапе обнаружения конфликта и на этапе его преодоления. В стадии обнаружения конфликта человек, по мнению автора, способен проявлять защитные стратегии двух подтипов: консерватизм и избегание.

Суть консервативной стратегии заключается в стремлении человека, имеющего ограниченные возможности здоровья, сохранять привычный образ жизни, не обращая внимания на изменяющиеся внешние условия. Консервативная жизненная стратегия представляет собой нежелание и неспособность изменяться в новых условиях жизнедеятельности, сохранение четкой и ригидной иерархии жизненных целей, пунктуальность в выполнении повседневных занятий, ограниченность жизненных интересов. Стратегия избегания проявляется либо в усилении активности личности в менее конфликтных сферах (активное избегание), либо в изоляции (пассивное избегание). Для молодого человека с ОВЗ такая стратегия определяет восприятие будущего как угрозы и неизвестности, что приводит к непостоянству жизненных целей, не учитывающих реальных возможностей личности.

После того, как человек обнаруживает жизненный конфликт, считает Р.Пехунен, он способен демонстрировать один из трех подтипов жизненных стратегий, характеризующих поведение личности в сложной жизненной ситуации: стратегию отказа (прекращение борьбы с трудностями), стратегию приспособления (через изменение себя или внешней среды) и стратегию развития (преодоление конфликта через поиск новых вариантов решения проблемы). Таким образом, жизненные стратегии молодежи с ограниченными возможностями здоровья – это процесс преодоления конфликтов, сложных жизненных ситуаций, в ходе чего человек либо решает проблему и переходит на новый этап своего развития, либо пытается ужиться, свыкнуться с трудностями, что затрудняет гармоничное развитие молодого человека с ОВЗ как члена общества.

Источники:
Люди с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа
Люди с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа ограниченный центр помощь социальный Категории людей с ограниченными возможностями здоровья Понятие «человек с
http://studwood.ru/624386/sotsiologiya/lyudi_ogranichennymi_vozmozhnostyami_sotsialno_uyazvimaya_gruppa
С ограниченными возможностями здоровья
С ограниченными возможностями здоровья Молодежь с ограниченными возможностями здоровья как социальная группа Е.Р. Ярская-Смирнова [1] дает следующее определение социальной группе
http://helpiks.org/7-19497.html

CATEGORIES