Ловушки гражданского брака

Гражданский брак – семья или нет?

Это статья о союзе мужчины и женщины, которые живут вместе без оформления отношений. Да, я знаю, что с юридической точки зрения гражданский брак – это зарегистрированный в загсе. Но так уж сложилось, что в наше время так чаще называют просто совместную жизнь. Не будем придираться и поговорим именно об этом явлении.

Почему люди живут в гражданском браке?

Итак, мужчина и женщина начали встречаться и через какое-то время съехались. А регистрировать отношения не спешат. Может быть, они вообще это не обсуждали или поговорили и пришли к выводу, что им это не нужно. А может быть, кто-то из них хотел, но второй не согласился.

На так или иначе, это связано с тем, что пара не готова к серьезным отношениям. Конкретными причинами могут стать:

  • Безответственность обоих партнеров
  • Их недоверие друг к другу
  • Неуважение к себе
  • Детская позиция (инфантилизм)
  • Страх говорить о своих желаниях
  • И редко: осознанное нежелание глубоких отношений

Исключение одно – если пара съехалась, но у обоих есть твердое решение пожениться, они это уже обсуждали и свадьба запланирована. Во всех остальных случаях гражданский брак означает проблемы в отношениях и наносит им урон.

Гражданский брак – это ужасно? Почему я так категоричен?

Гражданский брак и отношения без штампа – реальность 21 века. Огромное количество пар живет без регистрации, и с каждым годом их становится все больше. Многие годами живут, рожают детей, покупают совместное имущество, юридически оставаясь друг другу никем. Почему же я так категорично настроен?

Количество таких союзов – не показатель их разумности. Оно просто показывает, как меняется общество, как меняется отношение к семье, но не значит, что гражданский брак – синоним настоящей семьи и вообще положительное явление.

Давайте разберем причины, по которым люди живут в гражданском браке.

Но в то же время мы можем сделать то, что от нас зависит. Люди, вступающие в брак, дают обязательства, которые постараются выполнить. У них может не получиться, но это не значит, что пробовать не стоит. Регистрация брака, как и любые другие обряды, помогает людям утвердиться в намерении: сделать для отношений максимум.

  • Недоверие к партнеру и к самому себе

Люди, которые живут вместе, но не женятся, на самом деле не до конца доверяют друг другу. Они могут думать, что доверяют, но вряд ли это так на самом деле. Потому что брак – это определенные обязательства и перспективы. Это и материальная ответственность, но и моральная тоже. И если есть доверие, эти обязательства хочется выполнять.

Если человек уверен в своем партнере и готов отвечать перед ним, готов сделать выбор – это уже больше похоже на настоящее доверие и близость. Если уверенности нет, получается, сегодня мы вместе, а завтра – как получится. Потому что я не знаю, каким ты будешь завтра и чего завтра захочется мне.

Особенно это относится к женщинам, но и мужчин тоже касается. Если вы не доверяете человеку, не готовы связать себя с ним надолго, но при этом живете с ним под одной крышей, имеете близость, а то и общих детей – о каком уважении к себе можно говорить? Вы фактически каждый день говорите себе своими действиями: «со мной может жить кто угодно» или «я не заслуживаю тщательно выбранного спутника жизни».

Порой главный аргумент защитников сожительства – это неприятие законов общества, в котором они живут. Мол, мы не хотим вмешивать других людей (и государство) в наши отношения.

Желание идти против социума можно понять, когда вам лет 15, максимум 20. В этом возрасте хочется спорить с авторитетами и делать все по-своему. Но взрослея, человек понимает, что общество – сила, с которой необходимо считаться, которая имеет значение, даже если вы заперлись в доме и никуда не выходите. Это не значит, что нужно делать все по указке соседей, но учитывать окружающих и их мнение неизбежно придется.

Другая, близкая идея – отрицание реального мира. Это тоже подход ребенка, который прячется от взрослых под одеяло и надеется, что его там не найдут. Реальность существует, хотим мы этого или нет. И ее законы, в том числе законы страны, в которой мы живем, работают.

Если взрослый человек продолжает делать вид, что живет в своем отдельном мире, а на реальный ему наплевать – рано или поздно он столкнется с последствиями.

  • Страх говорить о своих желаниях и низкая самооценка
  • Неуверенность в своем выборе

Заявить «это мой мужчина» или «это моя женщина» не так уж просто. Для этого нужна уверенность. Многие из тех, кто говорит «зачем нам штамп» или «это же всего лишь бумажка», попросту боятся сделать решительный шаг. Накануне свадьбы страшно даже тем, кто ее очень хотел. Потому что человеку свойственно искать запасные варианты, а брак – это конкретный выбор, несмотря на то, что его вроде как можно отменить. Это своего рода декларация – перед родственниками, государством, обществом. А в первую очередь перед самим собой и своим партнером.

Гражданский брак выгоден для мужчин?

В реальности от неопределенности страдают оба партнера. Мужчины, как и женщины, предпочитают стабильные и прочные отношения с человеком, которому можно доверять. Но не все мужчины это осознают, не все понимают, насколько важны отношения в жизни каждого из нас.

Плюсы гражданского брака

Если я противник гражданского брака, это не значит, что я не осознаю, почему он может быть привлекателен.

  • Это возможность сохранить независимость.
  • Возможность не отвечать за партнера, если у него финансовые проблемы.
  • Если партнер оказался нечестным, он не сможет претендовать на ваше имущество – или по крайней мере, ему будет сложнее это сделать.
  • Относительная свобода делает вас привлекательнее в глазах потенциальных партнеров.
  • Это способ получить некоторые преимущества брака без обязательств.
  • Гражданский брак удобен, если вы не хотите одиночества, но при этом не готовы/не умеете/боитесь сближаться с другим человеком.

И конечно, никто не может заставить взрослого человека вступать в брак, если он к этому не готов. Но если вы хотите жить более радостно и счастливо, очень важна осознанность. В данном случае осознанность – это понимание истинных мотивов, по которым вы не планируете вступать в брак. Лучше понимать, зачем вам отношения и каковы они, вместо того, чтобы находиться во власти иллюзий.

А может, вы – исключение из правил?

Ловушки гражданского брака
vadimkurkin.com

Ловушка гражданского брака

Обеспечит ли совместное проживание до свадьбы благополучный брак впоследствии? Замечателен сам тот факт, что « Psychology Today» («Психология сегодня») рассматривает этот вопрос на первой странице выпуска августа 2005 года. Вкратце, статья «Ловушка гражданского брака: когда «просто жизнь вместе» уничтожает любовь» показывает то, как секулярная социальная наука подходит к этому вопросу. Статья (под авторством Нэнси Уэртик) анонсируется так: «Совместное проживание до свадьбы кажется хорошим способом проверить отношения.

Но сожительство может привести и к не желательной свадьбе, и превратиться в «поездку до станции «Разлука»». Статья Уэртик заслуживает внимания, и христианам так же будет интересно узнать этот (мирской) взгляд на брак и его значение.

Уэртик начинает статью с описания собственной ситуации – она вышла замуж за человека, с которым до этого жила совместно. Вспоминая ее, она поясняет: «Мы были на 99 процентов уверены, что поженимся – только сначала надо пожить вместе. Я не могла представить, как можно быть связанной с человеком, с которым совместные отношения не проверены и неизвестно как сложатся».

Эта позиция разделяется миллионами американцев. Согласно исследованию Уэртик, около пяти миллионов гетеросексуальных пар в США живут друг с другом без оформления отношений, а многие другие заключили брак после некоторого времени сожительства. После нескольких лет совместной жизни пары либо женятся, либо расстаются.

Большинство американцев воспринимают сожительство как лабораторию будущего брака. Люди решают жить вместе, наслаждаясь душевной и сексуальной близостью, не произнося брачных обетов. Логика проста – пары верят, что совместная жизнь позволит им принять обоснованное решение о браке.

Тем не менее, результаты исследования говорят обратное. Сожительство скорее разрушает, чем усиливает брачные узы. Подводя итоги исследования, Уэртик замечает: «Пары, которые жили совместно до брака, разводятся в два раза чаще, чем те, которые этого не делали. Более того, у первых вся семейная жизнь в целом складывается хуже, чем у вторых. Отмечается меньшая удовлетворенность семейной жизнью, больше ссор, трудное общение и недоверие».

Социологи встревожены этими результатами. Сейчас некоторые из них считают, что сожительство до брака подрывает саму идею супружества. Как объясняет Уэртик, «Меры предосторожности, которые мы принимаем, чтобы убедиться в том, что брак сложится удачно, могут сработать против нас».

Существуют две основные теории, которые предлагаются в качестве объяснения этого явления. Уэртик описывает «господствующую теорию» как «гипотезу инерции». Эта теория заключается в том, что «многие из нас вступают в брак, не имея четкого намерения связывать себя обещаниями. Мы сближаемся друг с другом, нам становится хорошо вместе, и скоро брак начинает казаться путем наименьшего сопротивления. Даже если отношения просто терпимы, переход к браку кажется неизбежным».

Теория инерции предполагает, что брак просто «случается» с парами, которые жили совместно в течение некоторого времени. Пол Амато, профессор Пеннского государственного университета, считает, что «существует постоянное давление, которое толкает к браку… Я разговаривал со многими сожительствующими парами, и они замечали, что «мать так огорчалась, пока я ей не сказал(а), что мы женимся, и тогда она так обрадовалась!»» Амато также полагает, что общий бюджет и общие дети так же толкают к браку.

Теория инерции может предложить объяснение тому, как относятся к браку мужчины, живущие со своими подругами. По данным некоторых исследователей, они очень неуверенны в отношениях, перенося эту неуверенность в брак. Уэртик приводит данные исследования 2004 г. психолога Скотта Стэнли, который обнаружил, что «мужчины, сожительствующие с женщиной до брака, гораздо меньше посвящали себя семье чем те, которые не имели такого опыта».

Другая теория предполагает, что сам опыт сожительства ослабляет брачные узы. Как объясняет Амато, «некоторые исследования говорят, что сожительствующие пары менее склонны принимать традиционные взгляды на брак и развод, что делает их менее религиозными». Уэртик развивает эту мысль: «Если такие пары женятся, то они скорее принимают решения, которые традиционно осуждаются – например, такие как сказать «до свидания» нездоровому браку».

Делая замечание, очевидное для многих читателей, Уэртик предполагает, что сожительствующие пары «могут быть просто менее традиционными – менее склонными оставаться в неудачном браке из-за религиозных соображений или ради приличий». Уильям Пинсоф, президент Института Семьи при Северо-западном Университете доказывает: «Те, кто предпочитает жить вместе перед тем, как пожениться, имеют другое отношение к браку. Я думаю, что сожительство – это отражение этого отношения, а не причина высокого уровня разводов».

Уэртик описывает споры по поводу сожительства как «отчасти переоценку ценностных и нравственных конфликтов, которые сейчас становятся частью политических игр в Америке». Тем не менее, она настаивает на том, что все стороны должны признать, что родители, живущие в гражданском браке – не лучший пример для детей. «Отношения сожительства, по своей природе, менее полны, чем брачные отношения», — доказывает она.

Сожительствующие часто замечают, что они менее удовлетворены жизнью и более склонны к депрессии (возможно, результат «постоянной нехватки ощущения стабильности» в подобных отношениях). «Как результат, гражданские отношения родителей негативно влияют на их детей. Успехи детей от гражданских браков, хуже, чем детей, рожденных в официальных браках, и дело тут не только в деньгах».

Нэнси Уэртик завершает свою статью приведением способов, которые могут сделать сожительство менее вредным для будущего брака. Среди всего прочего она предлагает, что пары не должны жить вместе, пока вопрос о браке окончательно не решен (предпочтительно формальное обручение).

Как христиане должны отнестись к этому исследованию? Во-первых, обратите внимание на результаты социальных исследований, которые показывают, что происходит, когда секс и близость отделены от брака. Они подтверждают ценность брака как института и должны напомнить христианам, что сексуальная близость до брака подорвет его целостность и ценность клятв, которые его скрепляют. Когда секс не сдерживается ответственностью и узами брака, возможность брака ставится под сомнение.

Сам факт, что пары, сожительствующие до брака, менее удовлетворены семейной жизнью, чем те, кто этого не делал, указывает на основные преимущества брака и на важность брака для человеческого здоровья, счастья и цельности.

Уэртик подходит к сущности проблемы, когда предполагает, что у многих людей «разные стандарты к партнерам по проживанию и к партнерам по жизни». Библейское понимание брака начинается с предположения, что партнеры по проживанию должны быть и партнерами по жизни. Предлагать другое – значит искажать суть брака.

Замечание Амато о том, что «люди гораздо больше переживают по поводу личности человека, с которым вступают в брак, чем по поводу человека, с которым сожительствуют» иллюстрирует эту точку зрения живым примером.

Христиане не основывают свое понимание брака на социологических исследованиях. Наш Создатель определил, что такое брак для нас, и требует от нас уважения к нему. Мы знаем, что сожительство наносит вред браку, потому что нарушает заповедь о том, что секс и брак не должны быть разделены. Тем не менее, статья, подобная вышеописанной, напоминает нам, что человеческий опыт подтверждает справедливость Божьего Слова. Когда социальная наука подтверждает, что сожительство вредит браку, церковь должна принять это на заметку.

www.gazetaprotestant.ru

Мой молодой человек предлагает жить вместе. Понимаю, что времена изменились и свадьбу сегодня играть необязательно. Но мне не по себе. Что-то останавливает. Что со мной не так? — Алла Б., г. Вологда

— Приблизительно двадцать лет назад общество объявило брак пережитком прошлого и институтом общественной тирании. Однако взамен ничего нового предложить не смогло. За исключением своеобразной формы союза как бы одновременно и свободных, и несвободных людей. А чтобы приличия были соблюдены, объявили этот союз гражданским браком. Вроде всё как бы и по-старому, но без штампа в паспорте.

Решение начать жить в гражданском браке похоже на решение начать худеть с понедельника. Принять решение — это одно. Реализовать его — другое. Представление об институте брака поменять можно. Но сделать его своим — не так просто. Одно дело, когда я соглашаюсь «вообще». Другое дело — в своей личной, конкретной ситуации. Принятие требует серьезных усилий, внутренней душевной работы.

Отношения в гражданском браке подразумевают, что люди еще раздумывают. Надеются встретить кого-то лучше. Это как аренда квартиры. Временно живем. Никому ведь не придет в голову делать в ней серьезный ремонт.

При таком подходе к отношениям людям нет смысла в них вкладываться. Любые кризисы воспринимаются как сигнал, что отношения закончены. Когда отношения официально оформляются, люди понимают: поиски закончились. Все, наступила определенность.

В официальном браке кризис не причина расставания. Это сигнал к работе над отношениями, преодолению собственного эгоизма. Люди в браке не бегут от проблем, а ищут пути их решения.

В гражданском браке ваш статус очень размыт. Всегда можно сказать, что вы не муж и жена, а просто живете вместе. Гражданский брак создает некую иллюзию семьи. Именно иллюзию. Но долго ведь жить в иллюзиях невозможно.

Если у вас есть внутреннее сопротивление гражданскому браку, то не соглашайтесь на подобные отношения. Вы имеете полное право выстраивать свою личную жизнь, как делали это люди сотни лет до нас. Традиционный брак прошел проверку временем.

Считаю, что сегодня официальный брак — анахронизм. Сама настояла на совместном проживании без штампа. Год мы прожили хорошо, но сейчас замечаю за собой приступы ревности. Все время подозреваю любимого в изменах. Почему вдруг я стала такой, ведь любимый не дает повода? — Екатерина, 32 года, г. Екатеринбург

— Одна из главных потребностей женщины — потребность в безопасности и определенности. Это заложено биологически. Именно определенность и безопасность гарантируют, что потомство вырастет здоровым.

Желает женщина того или нет, она бессознательно думает о своих будущих детях, возможности их вырастить. Даже если не планирует рожать в ближайшее время. Такова особенность женской психики.

Если она не в браке, то кругом сплошная неопределенность. Как она будет детей растить? Ведь оба свободны, и никто никому не должен. Неопределенность для женщины — почти всегда стресс и высокая тревожность. Чем дольше длится неопределенность, тем сильнее тревожность.

Высокая тревожность начинает искать выход. Появляется ревность, подозрительность, ранимость. Женщина становится нервной, обидчивой. Иногда она пытается загнать свою тревожность внутрь, и тогда могут возникнуть психосоматические заболевания.

Внутренний конфликт. С одной стороны, на женщину воздействуют различные СМИ, внушая, что официальный брак — это все в прошлом, и свободная личность не будет ставить штамп в паспорте. С другой стороны, есть биологическая потребность в определенности отношений. Естественно, все это нервирует. Скорее всего, ваша неожиданная ревность связана с тревожностью из-за неопределенности положения. Подумайте, может, официальный брак не такой уж анахронизм? Благодаря именно ему и дожило человечество до нынешних времен. Не слишком ли высокую цену вы платите за то, чтобы казаться современной? Стоит ли оно ваших нервов?

Со своим молодым человеком мы живем в гражданском браке уже около трех лет, но он так и не делает мне предложения. Хотя я постоянно намекаю ему на оформление отношений. Как заставить его сделать предложение? — Юлия, г. Воронеж

— Мужчина всегда хочет быть сильнее, умнее, мужественнее своей любимой женщины. Это заложено природой. Во времена патриархальных браков это было легко. Жена сидит дома, не работает, особых социальных и экономических прав у нее нет. Мужчина становится главным в доме почти автоматически. Он берет на себя официально ответственность за свою семью и определенные ограничения.

Не вступая в официальный брак, мужчина бессознательно подает сигнал: я еще могу быть интересен другим женщинам. Я свободен. А при таком раскладе ты не можешь требовать от меня верности. Мужской успех у других женщин увеличивает в глазах гражданской жены его привлекательность и желанность.

Гражданская жена начинает угождать, ублажать, предугадывать желания. Чтобы он понял, что она лучшая, и определился. У него же отпадают всякие сомнения, кто главный в их отношениях. Какие могут быть варианты, когда от твоего решения зависит душевное состояние другого человека?

Отказ от вступления в брак, упрощение отношений с женщиной позволяют мужчине сохранить свою свободу в сегодняшних реалиях. Мало того, этот способ невероятно удобен. Ты как бы и кому-то принадлежишь, но можешь не хранить верность. Не нести ответственность. Ни в чем себя не ограничивать. При этом тебя все будут любить и лелеять. Мужчинам удобно. А женщинам?

Попробуйте серьезно поговорить со своим молодым человеком. Скажите, что вас не устраивают подобные отношения. Если ваш партнер будет стоять на своем, то серьезно подумайте о будущей жизни с этим человеком. Скорее всего он просто не созрел для брака.

Нормальные отношения невозможны без ответственности и определенных ограничений. Полная свобода — это анархия. К чему она приводит — хорошо известно.

Я не понимаю, зачем сегодня вообще регистрировать отношения? Зачем нужен штамп в паспорте современным, успешным людям? — Людмила, 34 года, г. Москва

— Сегодня брак — это действительно союз двух ответственных, взрослых людей. Основной плюс официального брака — определенность отношений. В современном мире брак — спасение.

Ловушки гражданского брака
wh-lady.ru

Не брак, а так. Как защитить себя в «гражданских» отношениях?

По данным Института демографии, сегодня сожительствует почти 50% российских пар. Правда, перепись населения, которую проводит Росстат, почему показывает, что состоящих в сожительстве женщин гораздо больше, чем мужчин. Как так получается? Оказывается всё просто: если дамы в опросах указывают, что они находятся в гражданском браке, то их сожители на вопрос о семейном положении часто отвечают: «Я холост».

Чем же официальный брак отличается от «гражданского» и насколько мужчина и женщина юридически защищены в неформальных отношениях, «АиФ» рассказал адвокат, эксперт Общественной палаты Московской области Сергей Литвиненко.

— Люди, которые ведут совместный быт, но при этом не оформляют отношения, должны знать: брачными в России признаются только официально зарегистрированные в ЗАГС отношения — об этом говорит п. 2 ст. 1 и ст. 10 Семейного кодекса РФ. А гражданский брак — это незарегистрированные отношения, которые юридически не признаются браком, и в случае разрыва отношений защитить свои права довольно сложно. Как мужчинам, так и женщинам.

Как делить имущество?

При разводе официальных супругов их имущество признаётся, в соответствии со ст. 34 Семейного кодекса РФ, общим имуществом супругов и подлежит разделу поровну или в соответствии с брачным договором.

Но, если брак не был зарегистрирован, применять нормы семейного права здесь нельзя. В этом случае имущественные отношения, возникающие в гражданском браке, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 244 ГК РФ, имущество, принадлежащее двум или нескольким лицам, находится у них на праве общей собственности. Например, купили холодильник и вместе им пользуемся — у каждого есть право на него. А если придётся его делить, то у каждого есть доля в имуществе, и либо один другому возместит затраты на приобретение, либо же придётся холодильник продать, а вырученные средства поделить.

Но! В случае расставания в суде (если отношения испорчены, и партнёр не хочет добровольно делить холодильник или машину) потребуются веские доказательства, что вещь была куплена именно в период совместного проживания. В первую очередь такими доказательствами могут стать чеки на покупки товаров, вещей и материалов. Их придётся сохранять. В гражданском браке они являются чуть ли не единственным аргументом в защиту своей собственности.

Факт совместного проживания также устанавливают по свидетельским показаниям друзей и соседей, а также по документальным подтверждениям: общим фотографиям, регистрации по одному адресу, расшифровкам телефонных звонков и сообщений и т. д.

Как «подстелить соломку»?

Чтобы подстраховать себя от возможных финансовых потерь при расставании, лучше сразу покупать автомобиль или квартиру в кредит в долях. Это наиболее справедливый вариант. При этом могут быть установлены разные доли, не только поровну, а пропорционально произведённым вкладам. Если же оплата практически полностью ложится только на одного, то по справедливости и имущество должно стать его собственностью, если только он сам не пожелает осчастливить спутника жизни дорогим подарком.

Такой подход может во многом избавить от проблем в будущем — если отношения закончатся, то у каждого останутся законные права на долю в приобретённом имуществе и некоторая часть долгов. Если же изначально оформлению не придавали должного внимания, и один из гражданских супругов существенно ущемил свои права, то можно разделить имущество иным образом. При хороших отношениях можно составить соглашение о том, кому и какие права принадлежат в отношении общего имущества, оговорить и то, как оно будет поделено между владельцами в случае разрыва. Такое соглашение целесообразно заверить у нотариуса.

Чей ребёнок?

Если в гражданском браке у пары рождаются дети, то здесь действуют нормы семейного права, гарантирующие права ребёнка. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей никак не зависят от того, родился ли малыш в зарегистрированном браке или же вне такового. В свидетельстве о рождении ребёнка, мать которого не замужем, сведения об отце не указываются, если только отец сам не пожелает этого ребёнка признать. Только тогда отдел ЗАГС оформит документ об установлении отцовства, и ребёнку могут быть даны фамилия и отчество по личным данным его отца.

Но отец может и не соглашаться с тем, что ребёнок рождён от него. Решить этот вопрос может генетическая экспертиза, а также иные свидетельства и доказательства, позволяющие достоверно установить происхождение ребёнка. В этом случае вопрос касается прав ребёнка, и их защиты можно добиться в судебном порядке на основании ст. 49 или ст. 50 Семейного кодекса РФ.

Ловушки гражданского брака
aif.ru

Три неправды гражданского брака

Необходимо сразу договорится о терминах. Под названием “гражданский брак” здесь мы понимаем вовсе не его исконное значение — законный брак, зарегистрированный в ЗАГСЕ, а более распространенное сегодня: сожительство мужчины и женщины без регистрации и венчания. Термин “гражданский брак” — очень неточный и лукавый, но из-за его популярности придется использовать именно его. О том, почему гражданский брак принципиально нельзя сравнивать с официально заключенным, “Правда.Ру” попросили рассказать священника Павла Гумерова.

— Три неправды — это три аспекта гражданского брака: духовный, правовой и психологический. Сначала о духовном аспекте этой проблемы. Даже многие воцерковленные люди порой не очень-то понимают, что гражданский брак — это грех. Они говорят, что явный грех — это супружеская измена, а в гражданском браке люди по обоюдному согласию любят друг друга и собираются жениться. Разве это грех, спрашивают они меня? Зачем нужны эти формальности, штампы, бумажки? И почему Церковь не допускает людей, живущих в гражданском браке, к причастию? Есть очень строгие каноны отлучения людей, впавших в блуд, от причастия, например, 26-е правило Василия Великого, каноны Григория Нисского и другие правила, но сейчас такие епитимьи никто не выдержит.

— Что говорится в Священном Писании о грехе блуда и вообще о телесных отношениях?

— Церковь никогда не рассматривала телесные отношения между мужчиной и женщиной как грех. Апостол Павел говорил, что каждый мужчина должен иметь жену во избежание блуда. Любовь — это духовное состояние, духовное родство душ человеческих, но телесное не отрицается, а служит продолжению рода, любви супругов и их еще большему единству и притяжению. Об этом говорили и святые отцы — например, Паисий Афонский. Церковь разрешала такие отношения, если они совершались в браке.

Союз двух верующих людей должен быть венчанный, но бывает, что один хочет венчаться, а другой не хочет, а тащить человека в церковь на аркане нельзя. Но про такие браки Апостол Павел говорил, что “неверующий муж освещается женою верующую и жена неверующая освещается мужем верующим”. Брак, даже не благословленный Церковью, признается. Например, в первые века христианства венчания не было, а было благословление брака епископом, главой церковной общины.

— В чем отличие такого благословления от венчания?

— Венчание формировалось постепенно и окончательно оформилось в XIV веке. То, что мы пьем из общей чаши — это отголосок того, что супруги на литургии вместе причащались. Раньше епископ благословлял молодожен прямо на литургии, читал определенные молитвы. И только состояние сожительства, гражданского брака, беспорядочных или даже не беспорядочных половых связей с партнером, но без желания создать с ним семью, является блудом. В Римской империи состояние сожительства называлось конкубинат, что переводится как “вместе лежу”. Василий Великий в 26 правиле пишет, про это, что блуд — это не брак, даже не начало брака. Ведь некоторые считают блуд началом брака, но это не так. Священное Писание говорит нам, что не идолослужители, ни блудники, ни малакии, ни мужеложники не наследуют Царствие Небесное, если они не покаются, не исправят свой грех.

— Сейчас многие, даже воцерковленные христиане не считают гражданский брак грехом — а что уж говорить о неверующих…

— Церковь говорит, что это смертный грех, то есть грех, ведущий к смерти души. Прискорбно то, что люди руководствуются благими намерениями, думая, что приносят пользу будущему супружескому союзу, хотят проверить чувства, плавно войти в брак и потом создать крепкую семью. Но это ловушка. Они начинают свою жизнь с греха, а грех ведет к смерти души, и чем больше человек находится в этом состоянии, тем больше душа поражается этим грехом. У таких людей, когда они наконец вступают в брак, в семьях очень много проблем, скандалов, конфликтов, измен. Могу свидетельствовать об этом, как священник, постоянно исповедующий такие пары.

По статистическим подсчетам, которые проводились в многих странах, браки, заключенные после периодасожительства, распадаются в два раза чаще, чем супружеские союзы, где люди такого опыта не имели. Так что не стоит и пробовать, а тем, кто уже живет в гражданском браке, нужно создать настоящую семью и пройти через таинство исповеди и, если они любят друг друга, создать нормальную семью.

— Как нужно выстраивать добрачные отношения, чтобы не было в будущем столько проблем?

— Добрачные отношения — генеральная репетиция брачных отношений: человек должен уметь общаться, уступать, прощать, любить. Но когда отношения начинаются с греха, с неуверенности, с мысли о временности этих отношений, у человека нет стимула для настоящих отношений. Когда человек начинает дело с ошибки, строит здание на песке, через некоторое время здание рушится. Также и с браком. Люди пробуют, живут в сожительстве, потом вступают в брак, но скоро разводятся. Когда у нас в 90-е годы появились гражданские браки — в эти же годы был пик разводов — 80 процентов разводов, а сейчас две трети браков распадается, плоды ужасные…

— А в чем правовой аспект этой проблемы?

— Существует документ, который регламентирует права и обязанности супругов и их взаимоотношения с детьми. Этот документ говорит, что браком является союз, который зарегистрирован в загсе. Ни одно цивилизованное государство не считает гражданский брак браком. Потому что если государство не будет следить за записями актов гражданского состояния, начнется большая путаница. Как мы знаем, у человека три гражданских состояния — рождение, брак и смерть.

Раньше функцию загса выполняла церковь: например, когда человек венчался, он одновременно получал у священника документ государственного образца. Или ребенок рождался, его записывали в метрическую книгу, человек умирал его тоже записывали в метрическую книгу при кладбищенской церкви, мусульманина записывали в мечети. Как только Церковь по ленинскому декрету была отделена от государства, началась путаница, потому что некоторые стали считать, что можно венчаться и без росписи в загсе — но этого делать нельзя. Священноначалие постоянно говорит нам следить, чтобы люди были зарегистрированы. Ведь когда мы их повенчаем без росписи, то все равно, ни один светский институт не признает их мужем и женой и у них начнутся очень большие проблемы.

Вообще отрицать закон абсурдно, это приведет к анархии и хаосу. Людям, которые живут в блуде, я могу сказать только одно: если они не хотят пачкать документы и вписывать в паспорта мужа или жену, пусть откажутся от прописки или от ордера вообще, но через некоторое время им станет негде жить, потому что у них отнимут квартиру. Или от прав на машину, свидетельства на участок.

Любой здравомыслящий человек понимает, что с рождения и до смерти жизнь строится по закону. Но почему, когда речь заходит о браке, все начинают говорить о высоких чувствах, неформальных отношениях? Супруги по закону — это самые ближайшие родственники. Роспись свидетельствует о том, что государство становится свидетелем и объявляет молодоженов самыми ближайшими родственниками со взаимными правами и обязанностями и обязуется охранять их права и обязанности согласно законодательству РФ.

Семейные законы защищают семью, говорят о правах и обязанностях супругов по отношению друг к другу и детям. Например, есть такое понятие как презумпция отцовства. То есть ребенок, рожденный в законном браке или спустя 300 дней после смерти отца или развода, является законным ребенком мужа матери, если мужчина не докажет обратное. А если люди, прожившие в гражданском браке много лет, расстаются, но у них есть дети, и сожитель отказывается от ребенка, доказывать его отцовство, нанимать адвоката, проводить генетическую экспертизу придется матери. А это очень большие деньги — откуда они у матери-одиночки? И суды сейчас сплошь завалены такими делами! Поэтому в этих вопросах очень важно соблюдать закон во избежание дальнейших осложнений. А имущественные, наследственные дела?

— Отец Павел, а раньше когда не было ни документов, ни письменности, брак разве существовал?

— Почти во всех справочниках и словарях вы найдете, что промискуитет, то есть беспорядочные половые связи, существовавшие якобы у некоторых архаичных племен до возникновения брака, не более, чем миф. Брак существовал всегда.

— Каким образом тогда у них заключался брак?

— Люди жили в племени в ином сообществе и хорошо знали друг друга, и когда жених и невеста решали заключить брак, они шли к вождю племени. Вождь (жрец, старейшина или другое авторитетное лицо) совершал брачную церемонию при свидетелях, чтобы потом молодые не могли уйти от ответственности, сказав, что первый раз видят друг друга. Семья начинала жить по законам, принятым в данном социуме. А если существовала письменность, то так же, как сейчас, новобрачным выдавался документ. Например, древние евреи подписывали при свидетелях брачный договор. В Римской империи молодожены в присутствии свидетелей также подписывали особый брачный документ и обменивались кольцами. Обручение тогда происходило не в момент церковного благословения, а было актом гражданским.

— А что такое треться вами упомянутая ловушка гражданского брака — психологическая?

— Против гражданского брака выступают многие здравомыслящие психологи социологи. Например, человек, далекий от Церкви, психолог Андрей Курпатов говорит, что люди, которые живут в сожительстве, чувствуют себя как в съемной квартире: вкладываться в будущее нет смысла, все пробное, временное, поэтому они и не могут построить прочных, настоящих отношений. Современное поколение — очень слабое, они боятся потерять свободу делать то, что они хотят.

Дело в том, что в гражданском браке они имеют все приятное, что может дать брак, но ответственности за это не несут. А в браке появляется ответственность в виде обязанностей, появляются претензии, а приятных бонусов нет, и чувства новизны нет, так как все хорошее, по их мнению, было исчерпано в гражданском браке, а лишние проблемы не нужны. Вот психология тех, кто не хочет вступать в настоящий брак. Но ведь любовь — это как раз ответственность за свое решение быть вместе с любимым и в радости, и в горе — мы отвечаем за тех, кого любим. А если не хотим отвечать, значит нет в нас настоящей любви. Люди, выбирая сожительство, идут по более сложному пути, потому что оказываются наедине со своими страстями, остаются без помощи Божьей. Жить с Богом гораздо легче, чем без Него. А человек, который сделал правильный выбор, в итоге успокаивается, обретает стабильность, он начинает строить правильные взаимоотношения, временные, и на этом пути он обретает гармонию.

— Как донести до молодого поколения, что гражданские браки — это плохо?

— Православная молодежь тоже сейчас охвачена духом времени, мало что понимает, даже они мне часто задают вопрос, почему жить вместе до брака плохо. Поэтому я занимаюсь проповедью семейных ценностей. Сейчас есть разные способы общения с аудиторией, в том числе и с молодежью — через интернет, СМИ, я пишу книги, статьи, выкладываю их в Сети.

На самом деле, сейчас мы пожинаем плоды сексуальной революции. В Америке это уже давно поняли и с 1996 года у них введена программа “Сексуальное воздержание” вместо программы “Сексуальное просвещение”. На эту программу в 2006 году было потрачено 273 миллиона долларов. В США поняли, что секс-революция привела к распущенности, люди не хотят рожать детей, делают аборты, и поэтому сейчас они исправляют эту ситуацию. И Россия станет сильной только тогда, когда окрепнет вера и семья. Остальное все второстепенно — наращивай или не наращивай ядерный потенциал, проводи или не проводи экономические реформы. Без веры и без семьи страна не возродится.

Я считаю, что если можно хотя бы одного человека убедить не жить в гражданском браке, то это уже большое дело. Но, к сожалению, священников сейчас не пускают даже в школу, не говоря вообще о ВУЗах. Особенно в Москве и в Подмосковье сильна боязнь священников, поэтому я вынужден развеять миф о том, что у нас православное государство и что Церковь в связке с властью. Даже принятие ювенальной юстиции доказывает, что это не так…

Беседовала и подготовила к публикации Юлия Богородская

Читайте также:

Выбираем отношения: штамп в паспорте или…

Ловушки гражданского брака
www.pravda.ru

CATEGORIES
Share This