Лидерство в менеджменте

Лидерство в менеджменте

Управленец любого масштаба не сможет состояться без наличия особых качеств. Но их комбинации и проявления настолько разнообразны, что понятие лидерства в системе менеджмента разбирается целым рядом теорий. Любопытно, что исследователи все еще не могут договориться о самом объективном объяснении феномена, поэтому для его понимания предлагается знакомиться сразу с несколькими подходами.

От управленца требуется умение объединять усилия группы людей для достижения какой-либо цели. То есть понятие лидерства в менеджменте может быть интересным для самых разных видов деятельности. Этот тип отношений базируется на социальном взаимодействии, путем разыгрывания ролей «лидер-последователи», подчиненных здесь нет, так как люди принимают главенство одного из собственных соображений без явного давления.

Различают два вида лидерства в менеджменте:

  • формальное – воздействие за счет внушительной должности;
  • неформальное – руководство благодаря личной полезности.

Считается, что лучший результат получается при сочетании обоих подходов.

Если смотреть на феномен с точки зрения теорий, то можно выделить восемь основных.

Каждая теория предоставляет лидеру несколько типов поведения, но на практике редко используется какой-то из них полностью, обычно смешивается два или более.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Предприимчивый Менеджер

Практический MBA от Мастера по эффективному управлению

Совместная деятельность людей в современном мире является источником обеспечения их жизнедеятельности и развития общества. Почти все, что окружает и чем пользуется современный человек, является продуктом совместной деятельности больших и (или) малых групп людей. Люди, составляющие эти группы, обладают разными способностями, трудовым потенциалом (включая, напомним, такие его составляющие, как профессионально-квалификационный, лидерский, творческий, коммуникативный, нравственно-мотивационный и др.), разными психическими характеристиками, включая мотивы, потребности, ожидания, характер и т.п. Возникает необходимость управлять этими разными работниками и личностями, чтобы достичь общих целей, ради которых люди и собираются в группы разного типа. Появляется потребность в управленце – менеджере или лидере. Сразу следует оговориться, что потребность в лидере появляется не во всех ситуациях, не во всех группах, и даже в одной и той же группе на разных этапах ее развития и при выполнении разных заданий такая потребность может возникать и исчезать. Да и лидеры, приводящие группу к успеху, могут быть разными, обладать разными качествами и свойствами. Достаточно прочитать и сравнить материалы, описывающие жизнь, личность и деятельность видных бизнесменов, политических и государственных деятелей, публикуемые в биографиях, монографиях, исследованиях, чтобы убедиться в их несхожести. Собственно, и понятия «успех», «эффективность лидера», как и все понятия, термины, относящиеся к категории оценки теми или иными субъектами, приобретают субъективное содержание и отражают субъективность «оценщика».

Лидерство (руководство) осуществляется в отношении людей, включает фактор влияния и используется для достижения целей. Влияние означает, что взаимоотношения между людьми не являются пассивными. Более того, именно влияние используется для достижения целей. Лидерство можно определить как способность влиять на людей, чтобы достигать организационных целей. Это определение предполагает, что лидеры вовлекают других людей в процесс достижения целей.

Лидерство – это: 1. Функции, выполняемые лидерами в группе; планирующая, координирующая и контролирующая деятельность вышестоящих членов группы (в этой части определение совпадает с определением менеджмента). 2. Социальные отношения доминирования и подчинения в группе, организации, обществе, основанные на способности лидеров принимать решения и оказывать влияние. Отношения имеют сильно выраженную эмоциональную составляющую, в отличие от менеджмента, который может базироваться на чисто деловой основе, «ничего личного».

Лидер (от англ, leader – ведущий, руководитель) – 1) глава, руководитель политической партии, общественной организации, лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе . 2) участник спортивного состязания, идущий впереди.

Лидер – авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи.

Приведем сравнение новой и старой парадигм лидерства, т.е. основных атрибутов, описывающих это явление:

Новая реальность лидерства

В английском языке слово «leadership» означает «руководство, водительство, лидеры» и в значительной степени совпадает с понятием «management» – «управление, заведование, руководство, менеджмент». Такая неоднозначность создает трудности в восприятии смысла, и в данной главе мы будем вести речь, скорее, о лидерстве как способе влияния руководителя на подчиненного преимущественно через его душу, в отличие от менеджмента как способа влияния на поведение подчиненного преимущественно через его разум. При этом мы понимаем неразделимость рационального и эмоционального фактора в поведении такой единой системы, как человек или личность.

Итак, прежде чем начинать некие действия, направленные на осмысление, оценку, изменение объекта, мы должны выбрать ответы на простые вопросы: что, где, когда, зачем, почему, как, в чьих интересах, за чей счет. Ответы на эти вопросы позволяют определить и объект, и предмет воздействия, и ситуацию, и движущие силы (факторы). Не договорившись относительно сущности этих системообразующих и влияющих на поведение системы аспектов, мы не сумеем действовать совместно, сформировать общепринятый образ будущего системы, сформулировать цели, поскольку у каждого заинтересованного лица, субъекта останутся в сознании свои образы и цели.

Менеджмент – это достижение организационных целей эффективным и экономичным способом посредством планирования, организации, лидерства (мотивации) и контроля над организационными ресурсами.

1. Деятельность, включающая планирование, организацию, координацию и контроль, осуществляемый наемными и профессиональными работниками (менеджерами).

2. Как наука, менеджмент – совокупность методов, принципов, норм, разработанных с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности.

3. Совокупность менеджеров, представляющих особый социальный слой в системе общественного разделения труда, профессиональной и социальной структур. Считаем нужным дополнить перечень функций менеджмента такими, как анализ, учет, координация, регулирование, причем анализ предшествует планированию и «вплетается» в состав всех остальных функций.

Лидерство – явление, происходящее в среде людей – есть форма человеческой деятельности, т.е. деятельности в условиях прямого контакта между людьми; оно отличается от канцелярского администрирования, основанного на написании бумаг, или деятельности по решению проблем. Лидерство динамично и включает в себя использование власти.

Основные качества лидера и менеджера

Способность к творчеству Гибкость

Вдохновенность и умение вдохновлять

Богатое воображение Стремление к экспериментированию Способность инициировать изменения

Консультирование, выдача советов Настойчивость Умение решать проблемы Сообразительность Аналитичность Способность к структуризации

Вдумчивость, осторожность Официальность, опора на регламент

Стабилизирование ситуации Должностная власть

Одно из главных отличий между менеджером и лидером связано с источником власти и уровнем лояльности порожденных им последователей. Идеал – слияние качеств лидера и менеджера в одном лице, занимающем руководящую должность: у такого человека богаче инструментарий и возможности влияния, более гибкие подходы, включая индивидуальный, низкая вероятность появления в команде второго лидера-оппозиционера. Он может быть более «долгоиграющим» и адаптивным к ситуациям, «синтетическим руководителем».

Со своей стороны авторы считают, что лидерство можно определить следующим образом:

Лидерство – форма проявления влияния на поведение людей, основанная на преимущественно социально-психологическом контакте и социально психологических методах управления в достижении целей организации за счет гармонизации интересов организации и интересов последователей лидера и стремления к достижению синергетического эффекта. В этом контексте менеджмент – форма влияния на поведение людей, основанная преимущественно на административно-правовых и экономических методах управления для достижения целей организации. И лидер, занимающий руководящий пост, и менеджер должны владеть всеми методами управления людьми и уметь подобрать в каждом случае наиболее эффективный метод. Различия заключаются в приоритетах, отдаваемых ими тем или иным методам. Повторим, в идеале руководителем должен быть тот человек, который умело сочетает лидерство и менеджмент в одном лице.

Источники:
Лидерство в менеджменте
Лидерство в менеджменте Управленец любого масштаба не сможет состояться без наличия особых качеств. Но их комбинации и проявления настолько разнообразны, что понятие лидерства в системе
http://womanadvice.ru/liderstvo-v-menedzhmente
Предприимчивый Менеджер
Совместная деятельность людей в современном мире является источником обеспечения их жизнедеятельности и развития общества. Почти все, что окружает и чем
http://alexeykharinskiy.ru/liderstvo-i-menedzhment-2

COMMENTS