Личность психология

Личность в психологии

Личность — одна из центральных тем современной психологии, понятие «личность» и «личностное» имеет свою историю и понимается по-разному.

К числу личностных не относятся особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. К числу личностных не относят психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. «Личностные» особенности — это особенности социальные, скорее глубинные, говорящие скорее о направленности жизни человека и характеризующие человека как автора своей жизни.

Черты личности (свойства личности, личностные черты) — черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности. Черты личности — это то, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

Понятие личность имеет три разных понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание.

Личность в самом широком понимании — это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность . В такое понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Обычно это направленность его стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента — все, что традиционно включают в структуру личности. Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей.

Погруженный в себя, вечно сонный пессимист-меланхолик отличается, как личность, от бодрого и общительного оптимиста-сангвиника.

При таком понимании личность есть и у человека, и любого животного, потому что у каждого животного есть свои, характерные особенности. Естественно, при таком понимании каждый человек является личностью, в той мере, в какой он обладает психикой и способен управлять собой. При таком подходе не принято говорить о том, что кто-то в большей мере «личность», а кто-то — в меньшей.

Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей.

Определение личности как совокупности социальных и личностных ролей принадлежит Дж. Мид. По А. Адлеру, личность начинается с социального чувства. Быть в обществе — всегда непросто, но тот, кто эту проблему решает удачно, тот личность. У Джеймса это «социальное я», Я для других. Социальное я – это субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Субъект взаимодействия и общения с другими людьми в типовых ситуациях, на уровне социальных привычек. Социальный субъект — «Я» у Фрейда, «Взрослый» по Берну.

Социальные привычки — социальный уклад, принятый в данном обществе. Индивидуальные привычки – резерв для социальных. Когда они будут замечены и востребованы, они войдут в список социальных. Инициативность, деловая хватка – ранее было наказуемо, а позже стало уважаемо, стало частью «социального я». Тот, кто инициативен, считается социально более богатой личностью, чем человек без инициативы.

Личность в самом узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

Такое понимание личности близко следующим авторам: К. Юнг, А.Н. Леонтьев (см.>), психологи экзистенциального направления, Н.И. Козлов (см.>). По Джеймсу, это «духовное я», или источник личностной активности. При таком понимании ребенок при рождении личностью не является, но может ею стать. А может и не стать.

Каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) — вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) — это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность — это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован (либо нет) каждым человеком. См.>

Психология состоит из разделов: общей и социальной психологии, психологии личности и психологии семьи, возрастной и патопсихологии, психотерапии и психологии развития. Естественно, отсюда разные взгляды, подходы и понимание, что такое личность. В общей психологии под личностью подразумевается чаще всего нечто самое широкое и базовое, что есть у старца и младенца, у продвинутого мудреца и пускающего слюну дебила. А именно, под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало (иногда его называют Я, самость), связывающее воедино различные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Отсюда следующее (поведенческое) определение личности —

это относительно устойчивая система поведения индивида, включенная в социальный контекст.

Если смотреть не поведенчески, а феноменологически, то личность (по У. Джеймсу) — это осознание себя и своего личного существования.

Личность рассматривается и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть у юристов, у социологов, у этиков и других специалистов. См.>

Личность в психологии

Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она – продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития – с другой. Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин «личность» означал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. Впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.

В определении личности следует выделить прежде всего ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Речь идет о биологическом факторе, определенным образом влияющего на формирование личности. Так врожденными, передающимися по наследству являются особенности нервных процессов возбуждения и торможения, что определяет своеобразие типа высшей нервной деятельности человека, такие анатомо-физические особенности, как рост, отчасти телосложение, вес и другие. Однако, эти биологические особенности не являются определяющими в личности.

Термин «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» как «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Таким образом психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.

Отношение к пониманию «личности» у различных исследователей было и остается различным. На протяжении XX века в мировой психологической науке сложилось три основных направления, в русле которых были разработаны наиболее значительные теории личности: глубинная, или психоаналитическая психология, гуманистическая психология; до некоторой степени особняком стоит психологическая теория личности германо-американского психолога К. Левина (топологическая психология).

Психоаналитические теории личности. Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и на культуру во всем мире. Дискуссии, связанные с анализом и оценкой фрейдистских идей длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, и, прежде всего, полового инстинкта, и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, так как общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, «цензуре», что вынуждает человека подавлять, тормозить их.

Суть его в том, что в раннем детстве у каждого ребенка, как предполагается, возникает драматическая ситуация, которая напоминает конфликт, составляющий основное содержание трагедии древнегреческого драматурга Софокла «Царь Эдип»: по неведению кровосмесительная любовь сына к матери и убийство отца. По Фрейду, эротическое влечение мальчика в возрасте четырех лет к матери и желание смерти отца («эдипов комплекс») сталкивается с другой силой – страхом перед ужасным наказанием за кровосмесительные сексуальные побуждения («катастрационный комплекс»). Все дальнейшее развитие личности мыслилось как столкновение между вытесненными в сферу бессознательного различными «комплексами».

Стремление Фрейда вывести всю активность личности из одних лишь сексуальных побуждений встречало возражения и у многих психологов, что стало одной из причин зарождения неофрейдизма (К. Хорни и др.), для которого характерно сочетание классического фрейдизма с определенными отступлениями от него. В понимании личности неофрейдисты отказываются от приоритета сексуальных влечений и отходят от биологизации человека. На первый план выдвигается зависимость личности от среды. При этом личность выступает в качестве проекции социальной среды, которой личность якобы автоматически определяется. Среда проецирует на личность свои важнейшие качества. Они становятся формами активности этой личности, например: поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества.

К. Хорни связывает основную мотивацию поведения человека с «чувством коренной тревоги» – беспокойством, объясняя его впечатлениями раннего детства, той беспомощностью и беззащитностью, которые переживает ребенок, сталкиваясь с внешним миром. «Коренная тревога» стимулирует действия, способные обеспечить безопасность. Таким образом, формируется ведущая мотивация личности, на которой базируется его поведение. Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную общественными отношениями и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Собственно социально-психологические проблемы личности начинают решаться на этой основе.

Основной принцип классификации личностей. Соотношение понятий «темперамент», «характер», «личность»

Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его характером. Предлагаемая здесь попытка, нисколько не претендующая на совершенство или законченность, является тем не менее шагом именно в этом направлении.

В основу классификации положен принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом понятие “Среды” берется в самом широком смысле этого слова, включая сюда, не только вещи, природу, людей и человеческие взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п.

Последовательное применение упомянутого основного принципа к психологии отдельных человеческих индивидуумов приводит к установлению двух важнейших подразделений:

1. По психическому уровню — на три последовательно повышающихся уровня

2. По психическому содержанию — на целый ряд различных типов и их разновидностей.

Такое двойственное деление прямо и всецело вытекает из упомянутого выше основного принципа, вполне соответствуя способам роста и духовного развития каждой отдельной человеческой личности. Приспособление человека к окружающей среде может быть более или менее полным, глубоким и всесторонним, причем степень и объем этого приспособления определяются с одной стороны, благоприятными или неблагоприятными внешними условиями, а с другой (и это самое важное) – тем прирожденным запасом физических и духовных сил, который в общей совокупности носит название “степени одаренности”.

В то время как бедно одаренные индивидуумы обычно всецело подчиняются влияниям среды, ограничиваясь, в лучшем случае, чисто пассивным приспособлением к ее условиям и требованиям, натуры богато одаренные стремятся, наоборот, активно воздействовать на окружающую их жизнь, приспособляя и переделывая ее сообразно своим запросам и стремлениям; начиная, подобно более примитивным натурам, с подражания и пассивного приспособления, они затем, по мере своего духовного роста, превращаются постепенно в творцов и преобразователей жизни.

Если деление по психическим уровням выражает собой степень активности приспособления личности к окружающей среде (или, на более высоких уровнях, степень приспособления Среды к собственным запросам и стремлениям личности), то не следует забывать и того, что само это приспособление может идти различными путями в зависимости от чисто качественных различий между отдельными человеческими индивидуумами.

Различия эти обуславливаются, прежде всего, тем, что ни одного человека нельзя встретить совершенно одинакового развития всех отдельных психических функций или способностей.

Само собой разумеется, что в зависимости от различий темперамента и характера крайне различны будут также и те пути и способы, какими человек воздействует на окружающую жизнь, стремясь так или иначе приспособиться к ней; и вот эти-то именно индивидуальные различия в реакции индивидуума на окружающую среду и лежат в основе того, что называют делением личностей по их психическому содержанию.

Проблема, трудность, которая быстро обнаруживается при употреблении понятий «темперамент», «характер», «личность», заключается в том, что они нередко используются как синонимы; признаки, составляющие их содержание, не дифференцируются.

Примером позиции, демонстрирующей недостаточную дифференцированность признаков, свойственных разным ингредиентам психической реальности, могут служить описания типов темперамента, предложенные американским психологом В. Шелдоном. Его исследования внесли существенный вклад в понимание природы фундаментальных структур психической реальности.

Вслед за этими исследованиями, начатыми в 1927 г., было проведено множество других, уточняющих или критикующих выдвинутый подходы его результаты, однако обращение именно к ним позволяет увидеть необходимость разработки и использования специальных процедур, направленных на дифференциацию соответствующих ингредиентов. Шелдон выделил три психических типа (назвав их типами темперамента), основываясь на данных о тесноте корреляционных связей между признаками, характеризующими психический облик человека.

При таком подходе в описание типа включаются недифференцированно темпераментные, личностные, характерологические и иные признаки. Это указывает на необходимость дополнять статистический анализ семантическим анализом психологического смысла, учитываемых признаков, понятий, используемых для описания психического облика человека, форм его активности. С позиций результатов ранее проделанного анализа такого рода дифференциация может быть произведена. Изложим один из ее вариантов в форме следующего описания.

— висцеротонического типа: расслабленность в движениях и осанке, замедленность реакции, безмятежная удовлетворенность, любовь к физическому комфорту, любовь к пище, удовольствие от пищеварения;

— соматотонического типа: уверенность в осанке и движениях, любовь к физическим нагрузкам, энергичность, потребность в движениях, удовлетворенность от них, решительные манеры, громкий голос, любовь к шумным играм, потребность в деятельности в трудную минуту, склонность к риску, храбрость в бою, экстраверсия, безразличие к боли:

— церебротонического типа: сдержанность движений, чопорность, чрезмерная физиологическая реактивность, повышенная скорость реакций, чрезмерная чувствительность к боли, тихий голос, боязнь вызвать шум, интроверсия.

висцеротонического типа: социофилия, ориентация на других людей, приветливость со всеми, потребность в людях в тяжелую минуту, ориентация на семью, терпимость, бесхарактерность, жажда любви и одобрения, любовь к галантному обхождению, социализация пищевой потребности, общительность в состоянии опьянения;

— соматотонического типа: стремление к господству, власти, отсутствие такта, агрессивность и самодовольство, агрессивность в соревновании, ориентация на юношеские занятия;

— церебротонического типа: затруднения в установлении социальных контактов, склонность к интимности, неумение предвидеть отношение к себе других людей, потребность в уединении в тяжелую минуту, ориентация на пожилой возраст.

висцеротонического типа: стабильность эмоциональных проявлений, легкость выражения чувств, глубокий сон;

— соматотонического типа: психологическая нечувствительность, отсутствие жалости.

— церебротонического типа: скрытность чувств, контроль над эмоциями, чрезмерное умственное напряжение, повышенный уровень внимания, тревожность, трудность в приобретении новых привычек, недостаточный сон, хроническая усталость, устойчивость к действию алкоголя.

Приведенные описания демонстрируют не только возможности дифференциации проявлений, соответствующих разным психическим механизмам, но одновременно указывают на недостаточную четкость (а может быть, и некорректность) такого рода дифференциации. Требуется операционализировать эти различия. Но прежде чем перейти к решению этой задачи, отметим, что одним из первых, кто осознал и четко сформулировал задачу дифференциации темпераментных, характерологических и личностных признаков, был П. Ф. Лесгафт. Кратко изложим его позицию, которая представляет интерес, прежде всего, как вариант типологизации личностных особенностей, отражающих инвариантные структуры внутригруппового взаимодействия.

Лесгафтпользовался тремя понятиями: темперамент, характер, тип. При этом, согласно Лесгафту, темперамент — это «степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого по времени, т.е. сила и быстрота проявления действий и чувствований, а также сила и быстрота развития желаний отдельного лица, степень возбудимости организма от внешних и внутренних стимулов и продолжительность его реакции на последовавшее возбуждение». Под характером он понимал «проявление воли человека, основанное на истинах, выясненных и твердо установленных разумом».

Тип трактовался Лесгафтом как степень сознательного отношения человека к окружающей среде, нравственного его развития. При этом разграничивались три уровня сознательной деятельности. На первом имеют место «отраженно-опытные действия с отсутствием нравственных проявлений», на втором — «подражательно-рассудочные действия с внешне усвоенными нравственными основаниями», на третьем — «разумно-самостоятельные проявления с вполне усвоенными нравственными основаниями». Применительно к детскому возрасту и условиям школьного воспитания Лесгафт описал шесть типов.

Ребенок лицемерного типа повторяет то, что видит, всегда старается более легким способом достигнуть личных выгод и избежать деятельности; связанной с трудом и усилиями. Легко усваивает то, что сильно на него влияет, в особенности все внешние проявления окружающих. Способ его деятельности всегда практически-опытный, он старается хитростью и лаской обойти все затруднения, не особенно огорчаясь неудачей. Отношение к истине только внешнее, заучены одни только общие нравственные правила и шаблоны.

Честолюбивый отличается умением усваивать все памятью, действия находятся в зависимости от сильно развитых чувствований. Чувство превосходства является главным возбуждающим моментом. Отсюда гордость, самоуверенность, спесь, напыщенность, постоянное стремление первенствовать и властвовать над другими. Скромные серьезные занятия не привлекают. Деятельность возможна при надежде на внешний успех.

У добродушного типа развита главным образом аналитическая деятельность, привычка рассуждать над каждым новым явлением, при недостатке знаний мыслительная деятельность легко принимает характер фантазии; умственная деятельность сосредоточена преимущественно на выяснении личности человека, разборе собственных проявлений. Но деятельность поддерживается, пока существует умственный интерес. Недостаток состоит в несоответствии между умственными физическим трудом, а именно, преобладанием первого, отсюда недостаток возбуждений со стороны активно-физических органов тела и вследствие этого известная степень апатии и лени.

Мягко-забитый: нет условий, постепенно и последовательно возбуждающих его и тем самым способствующих его развитию. Делает так, как указано и что сказано; нет ни наблюдательности, ни знаний, ни нравственных понятий. Появляющееся у него упорство имеет характер пассивного состояния, из которого он не решается выйти. Дети этого типа всего труднее поддаются развитию, с возрастом у них формируется только узкая эгоистическая практичность и расчетливость, они совершенно безучастно и даже бездушно относятся ко всему окружающему.

Злостно-забитый: ожесточенный, подозрительный, самолюбивый. Сознательная деятельность более всего сосредоточена на личной защите. Приученный к сильным впечатлениям мерами, связанными с оскорблением личности, постоянно стремится к перемене впечатлений, к сильным возбуждениям. Правдивость его условная, так как он никогда не постесняется сказать или поступить не согласно с правдой, если это будет иметь отношение к лицу ненавистному или даже заподозренному, а таким может быть каждое незнакомое ему лицо. Преобладает развитие памяти над рассуждением. Недостаточно приучается к отвлеченному мышлению, ему свойственны скорей наблюдательность и опытность.

Угнетенный: отмечается недостаточное стремление к отвлеченному мышлению. Ценит свой труд, обладает большой скромностью, терпением, терпимостью к окружающим, правдивостью, искренностью.

Личность психология

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в её взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

  • Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).
  • Личность – «живой человек из плоти и крови» [1] , вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия [2] ; бытие, переходящее в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн).
  • Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)
  • Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
  • Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
  • Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
  • Личность – человек как общественный индивидум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
  • Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
  • Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
  • Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определённые отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)
  • Личность — 1) человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении (М.В. Гамезо)

Основные направления в психологии личности Править

  • Глубинная психология личности
    • Психоанализ З. Фрейда
    • Индивидуальная психология А. Адлера
    • Гуманистический психоанализ Э. Фромма
    • Психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни
    • Аналитическая теория личности К. Г. Юнга
    • Эго-психоанализ Э. Эриксона
    • Трансакционный анализ Э. Берна
  • Гуманистическая психология
    • Гуманистическая теория личности А. Маслоу
    • Человеко-центрированный подход К. Роджерса
  • Экзистенциальная психология
    • Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. Босса
    • Американская школа экзистенциальной психологии — И. Ялом, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь.
    • Психология поиска и реализации смысла жизни (см. логотерапия) В. Франкла
    • Экзистенциальный анализ А. Лэнгле
  • Когнитивное и социально-когнитивное направления в психологии личности
    • Теория личностных конструктов Дж. Келли
    • Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры
    • Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер
  • Бихевиориальная психология
    • Теория оперантного научения Б. Скиннера
  • Диспозициональное направление в теории личности
    • Диспозициональная теория личности Г. Олпорта
    • Структурная теория черт личности Р. Кэттелла
  • Психопатология личности
    • Теория психопатологии душевной жизни К. Ясперса
    • Теория личностных акцентуаций К. Леонгарда
    • Патопсихология личности Б. В. Зейгарник
    • Клиническая психология личности П.С. Гуревич

Основной категорией глубинной парадигмы психологии является категория бессознательного, предложенная З. Фрейдом в конце XIX века. В широком значении бессознательным называют огромный пласт душевной жизни личности, не соотнесённый с сознательным «Я» и включающий в себя витальность, психическую энергию, неосознаваемую телесность, инстинктуозные влечения (libido и mortido), нераскрытые потенциалы, вытесненные желания, забытые события и переживания.

З. Фрейд предложил структурную и топографическую модели личности. Структурная модель состоит из компонентов

«Я» консолидируется в онтогенезе личности из первичного бессознательного психоида [3] и представляет собой инстанцию, в большей степени принадлежащую сфере сознательного. Благодаря «Я» личность обладает способностью к осознанным отношениям с миром, рефлексии, саморегуляции и самодетерминации. Сверх-Я появляется на эдипальной стадии и представляет собой интериоризированные родительские образы, а именно — в аспекте норм и правил социальной жизни. [4] . С т.з. З. Фрейда именно в Сверх-Я заложена бессознательная идея Абсолюта, то есть основы религиозности личности. «Оно» состоит из двух инстинктов — либидо и мортидо и представляет собой первооснову психической жизни личности и чистую энергию, питающую сознательную активность. Идеи о генезе, динамике, взаимоотношениях и противоречиях этих структурных элементов образуют практико-ориентированную модель личности, используемую в современной практике психоанализа.

Топографическая модель личности включает в себя сознательное, предсознательное и бессознательное. В сознательном находятся соотносимые с «Я» содержания индивидуальной жизни. В предсознательном находятся забытые, вытесненные содержания, которые ранее были соотнесены с «Я» и могут быть либо актуализированы усилием Я, либо извлечены методом психоанализа. В отличие от сферы бессознательного, эти содержания уже «известны» сознательному Эго и обладают вербально-знаковыми характеристиками. В свою очередь, бессознательные содержания довербальны, — это чистые влечения, инстинкты, потенции, психическая энергия.

Еще одной практико-ориентированной моделью З. Фрейда является модель психосексуальной периодизации жизни, в основу которой положена идея о «миграции либидо» по различным зонам тела в процессе онтогенетического развития личности. Основаниями периодизации являются телесные зоны сосредоточения либидозной энергии; основные темы родительского воспитания и социальных взаимодействий личности; типичные и индивидуальные черты личности, формируемые на каждой стадии; успешность прохождения стадий или формирование фиксаций.

Основные методы ортодоксального психоанализа — это метод кушетки, метод свободных ассоциаций, метод толкования сновидений, анализ сопротивления, переноса и контрпереноса.

Классический психоанализ привнес в психологию личности идеи бессознательной детерминации индивидуальной жизни и оказал существенное влияние на культуру самопознания и психогигиены. Кроме того, нельзя не оценить предложенный З. Фрейдом более широкий взгляд на природу сексуальности, как на первичную витальную силу, мощную энергию жизни и творчества, — в оппозицию к обособлению функции воспроизводства рода.

Взгляды К. Юнга на природу бессознательного существенно отличались от понимания бессознательного З. Фрейдом. Согласно К. Юнгу бессознательное включает личное и коллективное бессознательное. В личном бессознательном находятся содержания, схожие с содержания предсознания в теории З. Фрейда. Коллективному бессознательному принадлежат конкретные паттерны восприятий, реагирований, отношений, моделей поведения, которые были закреплены в органических основах психики своими бесчисленными повторениями в опыте человечества. [5]

Личность психология

Наполеон Бонапарт с детства вел себя, как личность. Это уже не просто особь с особенностями, это — звание способа жизни!

Три разных типа личности — три разные реакции в одной и той же ситуации. Это просто три особи со своими особенностями.

Личность как системообразующая характеристика внутренней жизни человека

Как характеристика внутренней жизни человека, личность — это то внутреннее, которое организует и объясняет внутреннюю жизнь и поведение человека. В зависимости от психологической школы личность рассматривается разнообразно: как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Л.С. Рубинштейн); как совокупность интериоризированных общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев); как интегрирующее начало психических процессов (Б.Ф. Ломов, Л.М. Веккер); как управляющее звено психики (О.И. Мотков), как совокупность социальных ролей (Дж. Мид).

В соответствии с другим распространенным пониманием, личность — это просто человек-организм, особь с особенностями, описываемая в рамках психологии индивидуальных различий. Именуя такого человека, такую особь с особенностями, «личностью», мы демонстрируем ей свое уважение и далее описываем внутренние, глубинные отличия людей друг от друга, отмечаем как тип и черты личности важнейшие особенности их поведения, общения и реагирования. При таком взгляде личностью является каждый из нас, любая человеческая особь, имея при этом различные личностные особенности.

Погруженный в себя и тревожный пессимист-меланхолик отличается, как личность, от бодрого и общительного оптимиста-сангвиника, при этом и тот, и другой тип личности имеет свои и сильные, и слабые стороны. На этом уровне говорится о личности младенца, изучаются характерные черты личности преступника, можно говорить об особенностях личности дауна.

Самое простое и практичное описание такой личности — это ее типовые привычки (они же черты характера или, в другом описании, личностные роли), ее эмоциональный фон (позитивный, стабильный или нет), ее возможности (знания, умения, навыки, компетенции) и ее жизненные ценности (если таковые как либо выражены и на жизнь человека влияют). Поскольку и эмоциональный фон, и жизненные ценности также могут быть рассмотрены как те или иные привычки, то самая простая формула: «Человек — это совокупность привычек».

Личностью — не рождаются, личностью — становятся! Или — не становятся. Более драматичный вариант: личность может ломаться, личность могут сломать, и тогда человек становится потухшим, живет как овощ, перестает быть личностью.

В любом случае, все эти смыслы понятия «личность» имеют нечто общее, что можно почувствовать в прилагательном «личностное». «Личностное», как общеупотребительное понятие, задается следующими ключевыми словами: «глубинное, направленность жизни, сам». Личностные изменения — это внутренние, глубинные изменения в человеке.

В отличие от педагогики, направленной на воспитание человека и формирование личности, психология исследует преимущественно механизмы этих процессов. Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы: всё то, что делает нас личностью. Если социальная психология изучает человека среди людей, то психология личности — изучает человека как такового, личного, использующего социум, а не подчиняющегося ему, растущего с помощью социума, а не только его воспроизводящего. В психологии личности четыре основных раздела.

  1. Психология индивидуальных различий изучает типы личности, особенности характера и темперамента, отличия в способностях, мышлении, памяти, восприятии, переживаниях и чувствах.
  2. Структура личности: каковы мои мотивы и другие механизмы моего поведения?
  3. Развитие личности: как человек становится личностью, что обеспечивает рост и развитие личности? Жизненный путь личности — это когда-то рост и развитие, когда-то горизонтальное движение по жизни: по течению или против него, а когда-то проблемы и деградация. У каждого свои этапы развития личности и у каждого свой уровень. См.>
  4. Управление собой: управление собственным состоянием, своими эмоциями и своим поведением: умение себя организовать и замотивировать.

Личность можно растить, можно личность развивать, иногда важнее всего личностью просто быть. Личность иногда нужно лечить, на личность можно влиять и личность можно форматировать. Для всего этого есть разные средства и формы: для себя — самостоятельное самосовершенствование, использование методов самоорганизации, личностные тренинги, для других — воспитание, перевоспитание, психотерапия, управление. Тренинги личностного роста и развития помогают развивать себя под руководством тренера, в коллективе единомышленников и в рамках профессионально разработанных программ. К сожалению, тренинги тренингам рознь, поэтому лучше идти в авторитетные Центры, имеющие большой опыт работы и квалифицированных ведущих. Крупнейшим тренинговым центром в России является центр «Синтон», а Синтон-программа — одна из самых надежных, экологичных и эффективных тренинговых программ. В Синтон-программе четыре основных тренинга:

Источники:
Личность в психологии
Психологос энциклопедия практической психологии
https://www.psychologos.ru/articles/view/lichnost-v-psihologii
Личность в психологии
Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она – продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель
https://studopedia.ru/1_105462_lichnost-v-psihologii.html
Личность психология
Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в её взаимосвязях с миром,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
Личность психология
Психологос энциклопедия практической психологии
https://www.psychologos.ru/articles/view/lichnost

CATEGORIES