Личность и общество социология

Личность и общество социология

Человеческая личность подробно изучается с помощью различных гуманитарных наук, но особое внимание уделяет понятиям личность и общество социология. В ней основное внимание, прежде всего при изучении проблемы личности обращается на социальные причины, которые влияют на человеческое поведение. Основное понятие, используемое в социологии, чтобы обозначить процесс развития личности – это понятие социализации.

Изучая личность и общество социология рассматривает весь процесс, в котором человек усваивает социальные знания и опыт, правила и нормы поведения. В результате этого процесса человек сам уже становится полноправным членом общества. Обычно в процессе социализации личности можно выделить две стадии: процесс с момента рождения человека и до формирования зрелой личности является первичной социализацией. Вторичная социализация обычно происходит в случае изменения и перестройки уже сложившейся личности.

Если обратиться к понятию личность, то можно увидеть, что в обыденной речи оно тождественно понятию человек, эти два понятия употребляются как синонимы вот уже более двух тысяч лет. В социологии термином личность обозначается человек как отдельная единица общества, взятая в социальном аспекте.

Это уже общность социальных свойств человека, являющаяся продуктом общественного развития. Этот индивидуум включен в систему социальных отношений посредством общения и активной предметной деятельности. В процессе человеческой жизни и деятельности в современном обществе постоянно возникает потребность во вторичной социализации личности. Рассматривая личность и общество социология делает вывод, что общественный статус может изменяться неоднократно, так как человек овладевает дополнительными знаниями и умениями.

Фактически общество является для человеческого индивидуума социальной средой, которая объединяет в себе множество различных социальных факторов, оказывающих влияние на формирование личности и ее поведение. Такую большую социальную среду как мировое сообщество социология рассматривает как взаимодействие различных личностей в мировом масштабе. Из всего понятия социальная среда можно выделить макросреду – это общественное разделение труда и социальная структура общества, вытекающая из характера такого разделения, системы образования и воспитания в обществе и так далее.

Кроме нее существует микросреда – это школа, семья, трудовой коллектив. Процесс как между собой взаимодействуют личность и общество социология определяет как взаимосвязанный. С одной стороны среда обитания человека и социальная система воздействуют на него, а с другой стороны, сам человек своими активными действиями способен изменять и среду обитания и социальную среду, в которой он находится.

В процессе такого взаимодействия реализуются отношения, которые называются социальными. Эти отношения являются устойчивой определенной системой связи различных индивидов, которая складывается в условиях данного общества в процессе их взаимодействия друг с другом. По своей сути это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в различных социальных группах.

Все, что мы делаем, является результатом социальных отношений и любая наша деятельность сводится к тому, чтобы строить и воспроизводить эти отношения. Если человек смог в чем-нибудь преуспеть, это означает, что прежде всего он преуспел в умении выстраивать отношения с другими людьми. Поэтому взаимоотношения личности и общества рассматриваются не только как деятельность общества, но и как деятельность индивида, который в определенных социальных условиях удовлетворяет свои потребности и при этом преследует определенные личные цели.

ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ

Понятие личности

Рассматривая понятие личности, следует уточнить такие понятия, как человек, индивид, индивидуальность, личность.

Понятие «человек» указывает лишь на качественные различия людей от животных и почти ничего не говорит о социально обусловленные различия между самими людьми.

Индивид это отдельный, обособленный член социальной общности: народа, общества, данной социальной группы. В социологии понятие «индивид» употребляется в тех случаях, когда рассматриваются отдельные представители социальных общностей, выборочной совокупности (в эмпирическом анализе), которые описываются по принадлежности к данной совокупности. Социолог Игорь Кон отмечает, что словом «индивид» называют человека просто как единичного представителя определенного целого (биологического рода или социальной общности, группы); специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание понятия не входят.

Термин «индивидуальность» означает то особенное, специфическое, что отличает такого человека от всех остальных, включая природные и социальные, соматические и психические качества.

Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальную основу ее жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, то есть в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Понятие личности показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется ее сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции различных типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и его реального носителя.

Если индивидом рождаются, то личностью становятся в процессе социализации. Социализация — это процесс вхождения индивида в социальную среду через усвоение норм, идеалов, ценностей и т. П.

Процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека.

В процессе социализации выделяют три стадии: до трудовая (охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности-детство и период обучения), трудовая (период зрелости человека, его активного участия в трудовой деятельности) и после трудовая, которая относится к периоду жизни человека, совпадает с пенсионным возрастом. На каждой стадии существуют особые институты социализации. На к трудовой стадии социализации главным институтом является семья, также важны дошкольные учреждения, школа. Трудовой коллектив является основным институтом социализации на трудовой стадии. Немаловажное значение в процессе социализации играют неформальные объединения, группы по интересам.

Истоки современной концепции социализации находим в работах французского социолога Габриэля Тарда. В основу теории социализации он положил принцип подражания, что лежит в основе человеческих взаимоотношений (отношения «учитель-ученик» он считал типичными социальными отношениями). Развернутую социологическую теорию, которая описывает процессы интеграции индивида в социальную систему через усвоение общепринятых норм, разработал американский социолог Талкотт Парсонс. Органы социализации, включая семью и институты образования, по его мнению, выполняют функцию воспроизводства социальной структуры.

В социологии анализом проблем социализации личности занимались российские и украинские социологи Борис Ананьев, Сергей Бабенко, Михаил Демин, Игорь Кон, Петр Лямцев, Владимир Парыгин и другие. Они отмечали, что анализ социализации человека позволяет определить не только то, как формируется личность и любыми средствами, но и то, что способствует раскрытию механизмов включения индивида в общественные процессы.

Социология конспект лекций

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

2. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ.

4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И СТАДИИ.

«Кто в двадцать лет ничего не знает,

Аксель Оксеншерна, граф, канцлер Швеции 17 в.

1. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющихся в образе жизни, в трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной, семейно-бытовой видах деятельности;

социальные потребности личности, определяющие её поведение;

способность к творческой деятельности, знания, навыки;

степень овладения культурными ценностями общества;

нравственные нормы, принципы, убеждения, которыми руководствуется личность (ядро личности).

Представляет интерес предложенная современными отечественными авторами структура личности, включающая три компонента: память, культуру и деятельность. Память включает знания и оперативную информацию; культура — социальные нормы и ценности; деятельность — практическую реализацию потребностей, интересов, желаний личности.

Понятие личности обосновывает социальную форму существования индивида, поскольку стать личностью он может только в обществе. Личность выступает одновременно как объект и как субъект социальных отношений. В ходе социального взаимодействия человек исполняет определённые социальные функции. Для выполнения функций на человека накладываются определённые обязанности, вместе с тем, он наделяется определёнными правами.

статусные права и обязанности: первые определяют то, что носитель данного статуса может делать, вторые, что он должен делать;

статусные символы: внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (например, военная форма и т.д.);

статусный образ (имидж): совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом;

статусная идентификация: определение степени соответствия индивида своему статусу.

Таким образом, статусы определяют содержание и характер социальных отношений. Соотношение различных статусов в социальной структуре – существенная характеристика общества, его социальной и политической организации.

3. РОЛЕВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ.

4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И СТАДИИ.

Процесс, в ходе которого и формируется человек как личность, получил название социализации. Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта и ценностоно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Социализация – процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни, а также определяющий стиль жизни самого человека.

первичный опыт, связанный с периодом раннего детства;

передача культуры как формы деятельности через социальные институты (семья, дошкольные и образовательные учреждения, трудовые коллективы и другие организации);

интерактивное общение и взаимное влияние людей в процессе их совместной деятельности;

процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль, развитие социального интереса и активности личности.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Социализация подразделяется на первичную (от рождения до формирования личности) и вторичную (развитие личности на стадии её социальной зрелости). Этапы социализации выделяют в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, молодость, зрелость, старость). В любом случае социализация наиболее интенсивно осуществляется на ранних этапах жизни человека, когда происходит формирование его личности.

Экономическая и социальная география России: Конспект лекций. – М.: Импэ им. А. С. Гри­боедова, 2008. 84 с

Л. Н. Блинов, Н. Н. Ролле. Экология: опорный конспект лекций. Основные понятия, термины, законы, схемы. Спб.: Изд. Спбгпу. 2005.

Основные особенности фонетического строя английского языка в сопоставлении с русским

Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология.

Опорный конспект лекций для студентов специальности 061100 “Менеджмент организаций” всех форм обучения

Обращено внимание на характер требований к муниципальным служащим, на информационное, техническое и кадровое обеспечение муниципального.

Особенности сельскохозяйственного производства и анализа результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий

Предмет- изучение грамматического строя языка как системы, части которой взаимосвязаны определенными взаимоотношениями

Социология это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах.

Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени).

Личность и общество социология

Начиная с промышленной революции и эпохи Просвещения, возник интерес к исследованию человеческого поведения. Появились научные дисциплины – экономика, социология, психология, антропология, которые сформировали сферу социальных и гуманитарных наук, или наук о человеке. С переменным успехом науки о человеке применяют разнообразные научные методы для объяснения поступков человека. Экономика пытается открыть законы, которые управляют процессами ценообразования, стоимости и рынка, роста национального богатства. Антропология стремится систематизировать разнообразный мир культур, языков, социальных институтов, а социология пытается соотнести эти структуры с индивидуальным поведением. Самая молодая из наук о человеке — психология – исследует человеческий разум.

Человек в социологии рассматривается как высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам человек является, в конечном счете, продуктом собственной материальной и духовной деятельности.

Если же речь идет об отдельном человеке как представителе общества, народа, социальной слоя или класса, данной социальной группы, то употребляется термин « индивид». Социальный индивид – это отдельный, обособленный член социальной общности. Это понятие употребляется и в тех случаях, когда рассматриваются отдельные представители выборочной совокупности, которые описываются контекстуально по принадлежности к данной совокупности.

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Для более полного понимания личности необходимо рассмотреть характер ее взаимодействия с окружающей средой. Говоря об окружающей среде, мы имеем ввиду среду социальную, а именно тех людей, среди которых человек вращается, от которых зависит или которые зависят от него, на которых ориентируется или которые ориентируются на него.

Социальная среда – это совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макросреду (характер общественного разделения труда, вытекающая из него социальная структура общества, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, школа, семья и т.д.). Социальная среда личности определяется отношениями на уровне общества в целом. Взаимодействие личности и общества — это взаимосвязанный процесс, с одной стороны, активных действий индивида, способного изменять и изменяющего как социальную среду, так и среду обитания, а с другой – воздействия на индивида самой социальной системы и среды обитания.

Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными. Социальные отношения – это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

Взаимоотношения личности и общества можно рассматривать и как деятельность индивида, удовлетворяющего свои потребности и преследующего определенные цели в конкретных социальных условиях. Эти взаимоотношения можно описать по формуле: поиск (личности) – предложения (общества) – выбор (из предложенного). Связи и взаимодействия между людьми устанавливаются потому, что люди в процессе удовлетворения своих потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга.

Вопрос о факторах развития человека является дискуссионным до настоящего времени. Сторонники биологизаторского подхода сводят природу человека к животному началу, исходя из того, что он обладает теми же органами чувств, кровеносной, мышечной, гормональной, костной, нервной системами и т.д. Поведение человека, по их мнению, обусловлено его инстинктами. Представители данного подхода – Герберт Спенсер, Зигмунд Фрейд, Чезаре Ломброзо, Уильям Шелдон. Существенным недостатком биологических теорий в объяснении природы человека является односторонность, игнорирование культурного начала в поведении личности.

Прямо противоположный подход к человеку, который развивают социологические концепции, состоит в признании несущественными биологические механизмы его жизнедеятельности. Так, марксизм рассматривал личность как продукт, результат существующих общественных отношений, где главными являются материальные ( экономические) отношения. Сторонники ролевой теории личности (Дж. Мид, М. Кун, Т.Парсонс, Р. Дарендорф) понимают личность как «актера», играющего различные роли применительно к конкретной ситуации. Общество предписывает личности определенный стандарт поведения в соответствии с занимаемым статусом в группе.

Истина, как правило, находится посередине. Нельзя игнорировать биологические основы жизнедеятельности человека, но неразумно пренебрегать и значением социального начала. Иначе говоря, природа человека двойственна.

Особая роль биологических механизмов в жизнедеятельности человека наиболее проявляется в феномене наследственности, которая обеспечивает возможность воспроизводства и развития биологических свойств людей.

Однако решающее значение в развитии человека имеют социальные условия его существования, культура общества. Развитие личности невозможно вне социальных связей, поскольку через социальные взаимодействия передается социальный опыт человечества, усваивается его культура, происходит самооценка и самопознание личности.

1. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. С.163-170

2. В.Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.254-266

3. Р.Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.119-266.

1. А.А. Радугин, К. А. Радугин. Социология. Москва. 1996 г.

2. Ж. Т. Тощенко. Социология. Москва. 1996 г.

3. Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.

4. К. Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.

Источники:
Личность и общество социология
Изучая личность и общество социология рассматривает весь процесс, в котором человек усваивает социальные знания и опыт, правила и нормы поведения. В результате этого процесса человек сам уже становится полноправным членом общества.
http://fb.ru/article/4429/lichnost-i-obschestvo-sotsiologiya
ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ
ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ Понятие личности Рассматривая понятие личности, следует уточнить такие понятия, как человек, индивид, индивидуальность, личность. Понятие «человек» указывает лишь на
http://studbooks.net/15991/sotsiologiya/obschestvo_lichnost
Социология конспект лекций
Тип: Конспект; Size: 2.58 Mb.; Содержание Государственного образовательного стандарта по дисциплине “Социология”
http://kzdocs.docdat.com/docs/index-40053.html?page=10
Личность и общество социология
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
http://testent.ru/load/studentu/sociologija/lichnost_i_obshhestvo_teorii_razvitija_lichnosti/50-1-0-1057

CATEGORIES