Лермонтов лирика

Детский час

«Ослепительным метеором промелькнул гений Лермонтова на сумрачном небе тридцатых годов». Обращаясь вновь и вновь к его творчеству, мы сможем понять, каким он был в действительности, заглянуть в его душу, уяснить гражданскую позицию. Лермонтов, как и любой настоящий художник слова, исповедовался в своих стихах.

Лирика Лермонтова отражает и передает нам нюансы и перипетии внутреннего мира поэта, моменты его душевного состояния. По своей тематике она разная: пейзажная, патриотическая, философская, психологическая, любовная, в ней доминируют мотивы свободы и одиночества, темы поэта и Кавказа.

Лирика Лермонтова – это новый, послепушкинский этап в русской поэзии. В ней, как в зеркале, отображающем эпоху, можно увидеть многое, а, главное, констатировать существенный сдвиг в сознании лучшей части дворянской интеллигенции, которая не успокоилась и не смирилась с отсутствием свобод, но после подавления восстания декабристов, не имела возможность открыто вести борьбу.

Что характерно для лирики Лермонтова? Утверждение прав личности, и вместе с этим неверие в возможность вести активную деятельность в связи с особенностями исторического периода, предначертали протестующий и трагический характер лирики знаменитого автора.

Тема Родины занимает главенствующее место в творчестве поэта. Литературные критики делают акцент на том, что отношение мастера к родной стране было неоднозначным и противоречивым. На протяжении всей своей творческой карьеры Лермонтов обращает взор к Родине. В работе «1830 год. Июля 15-го» — это радость «семьи родной», дома, счастья, детства, «где все грело солнце», «все было мне наставник и друг».

Но есть и другая Россия, «где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка», 1829 год).

Чувство гнева переполняет поэта, когда становится понятным, что для человека, думающего об Отчизне, невозможно воплотить в жизнь идеалы свободы и справедливости. И он с негодованием восклицает:

«Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ».

Но Родину, ее, как мать, не выбирают, а посему не любить ее невозможно. Лермонтов не может уточнить, за что он любит Родину, эта любовь бескорыстна, потому что Отчизну нельзя любить за что-то.

«Люблю отчизну я, но странную любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Люблю дымок спаленной жнивы;

В степи ночующий обоз…»

Вечные томления, разногласия, тоска и печаль по ограниченному счастью («Земля и небо»), разочарования в непрозрачной морали «света», стремлении обрести равновесие с миром и осознание утопичности своей мечты – все это так характерно для лирики поэта.

В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтов испытывает сложные чувства, находясь в трагическом разладе со светским обществом («мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски»), имеет «в душе старинную мечту» — вновь очутиться в местах, где он был счастлив в детские годы, увидеть картины родной природы: «Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, а за прудом село дымится…».

Что касается любовной лирики Лермонтова, то в ней наряду с личным, нередко примешивается и философское. В стихотворении «К***» (обращенное к Н.Ф.Ивановой), относящимся к периоду 1828-1836 гг., есть такие строки:

«Мы снова встретились с тобой…

Но как мы оба изменились.

Ищу в глазах твоих огня,

Ищу в душе своей волненья.

Ах! Как тебя, так и меня

Убило жизни тяготенье. »

Личные мотивы неразделимы с чувствами горечи, безысходности.

Лирика Лермонтова пейзажного направления проникновенна и безгранично узнаваема. Природа, чистая и беспристрастная, помогает лучше воспринять внутреннее «я» лирического героя, стать подлинным участником повествования. Это можно почувствовать, обратившись к стихотворению «Выхожу я один на дорогу» (1840). В этом произведении органично соединены несколько тем: тема природы, тема одиночества, философские раздумья.

Грусть одинокого странника, изгнанника можно почувствовать в зарисовках о природе: «Тучки небесные, вечные странники…», «На Севере диком…», «Дубовый листок».

И радужные настроения, мирное существование связано с природой. Поэт обретает связь с Богом, миром, космосом.

«Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,-

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…»

В лирике Лермонтова, которую литераторы именуют «зрелой», герой все так же чужд обществу, «гонимый миром странник». Он не обрел покой, бросает вызов миру и небесам, и пренебрегает спокойными пристанями любви. Герой чужд обществу, но есть что-то, к чему тяготеет его душа: природа («Ветка Палестины»), женская краса («М.А.Щербатовой»), дружба («Из альбома С.И.Карамзиной»).

В шестнадцать лет Михаил Юрьевич писал произведения, которые вплотную приблизили его к вершине русской поэзии, в а двадцать восемь лет его уже не стало. В своём творчестве поэт, не желающий мириться с действительностью, постоянно стремится соотнести свои идеалы с реальностью. И все чаще признает власть реального мира.

Лирика Лермонтова, многообразная по своей тематике, искренняя и обличающая, тоскующая и ликующая – настоящая, она тревожит душу, потому что за ней стоит могучая личность, великий поэт.

Источник:
Детский час
«Ослепительным метеором промелькнул гений Лермонтова на сумрачном небе тридцатых годов». Обращаясь вновь и вновь к его творчеству, мы сможем понять, каким он
[link]http://detskiychas.ru/school/lermontov/%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0/[/link]

Лермонтов лирика

о Михаиле Лермонтове

Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.

Литература: Русские писатели.1800-1917. Т. 3. М., Большая российская энциклопедия. 1992. С.329

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814, Москва 1841, подножие горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в с. Тарханы Пензенской губ.).

Москва, Изд-во ЦК ВЛКСМ "Молодая Гвардия",

Москва, "Художественная Литература", 1981.

Михаил Лермонтов: стихи — я не люблю тебя.

"Стихи о любви и стихи про любовь" — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Источник:
Лермонтов лирика
о Михаиле Лермонтове Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери
[link]http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/[/link]

Лирика Лермонтова

В. И. Коровин Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.»; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое «Лирика Лермонтова» в других словарях:

Лирика — ЛИРИКА. Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос, Л. и драма представляются нсновными формами всякого поэтического творчества. При этом под эпосом (см.) разумеется поэзия, объективно повествующая о… … Литературная энциклопедия

Лирика — ЛИРИКА. Под этим словом разумеют тот вид поэтического творчества, который представляет собою раскрытие, выражение души (тогда как эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, а драма делает то же самое, не от… … Словарь литературных терминов

Лирика — (от греч. lyга музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.) один из трёх родов художеств. литературы (наряду с Эпосом и драмой (См. Драма)), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа)… … Большая советская энциклопедия

Лирика — У этого термина существуют и другие значения, см. Лирика (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшит … Википедия

ЛИРИКА — ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ ИЛИ ЛИРИКА один из главных родов поэзии, в котором поэт непосредственно выражает свои чувства и страсти души; название её произошло от лиры (см. это слово); возвышенная её форма гимн, ода и дифирамб; обыкновенная элегия, дума,… … Словарь иностранных слов русского языка

лирика — и, только ед., ж. 1) Один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. Жанры лирики. Любовная лирика. 2) Совокупность произведений этого вида… … Популярный словарь русского языка

Лирика — лирическая поэзия воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. Начало Л. лежит в простой песне, в немногих словах непосредственно выражающей настроение певца. Подобные песни можно подслушать у современных дикарей. Когда… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

лирика — и; ж. [от греч. lyrikos произносимый под звуки лиры, чувствительный] 1. Один из трёх основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путём передачи глубоких, задушевных переживаний,… … Энциклопедический словарь

лирика — и; ж. (от греч. lyrikos произносимый под звуки лиры, чувствительный) см. тж. лирический 1) Один из трёх основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путём передачи глубоких, задушевных … Словарь многих выражений

Переводы и изучение Лермонтова за рубежом — ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА ЗА РУБЕЖОМ. Степень известности Л. в той или иной стране во многом зависит от интенсивности культурных связей этой страны с Россией в прошлом, а затем с СССР. Наибольшую популярность его стихи и проза приобрели во… … Лермонтовская энциклопедия

Источник:
Лирика Лермонтова
В. И. Коровин Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.»; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А.
[link]http://dic.academic.ru/dic.nsf/lermontov/743/%D0%9B%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0[/link]

Лирика Лермонтова (стр

1. Введение в лирику Лермонтова

2. Любовь в лирике Лермонтова

3. Основные мотивы лирики Лермонтова

4. Человек и природа в лирике Лермонтова

5. Лирический герой в лирике Лермонтова

6. Список литературы

I. Введение в лирику Лермонтова.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез.

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой

Лермонтов любил жизнь страстно, вдохновленный мыслями о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.

Чем старше он становился, тем все чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбою целого поколения, все чаще “объектировал” современную ему жизнь. Мир романтической лирики уступад место реальной лирике. Все чаще в лирику Лермонтова вторгались повседневная жизнь и конкретное время: глубокие идейные интересы и мертвящие застои общественной жизни.

И все, что создано за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках “Люблю Отчизну я…” или в стихотворном рассказе “Мцыри”, но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но говорится о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его жизни.

II . Любовь в лирике Лермонтова.

В лирике Лермонтова возможны гармония, любовь, искренность, сожаление, сознание значительности жизни. Лирика – один из миров Лермонтова, который он всегда носит в своей душе.

“Любить, но кого же?…” Одиночество усиливало поиски “души родной”.

Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая! –

Необходимость мне; и я любил

Всем напряжением душевных сил.

Лермонтов может с поразительной душевной щедростью написать: “Преданный Вам на весь вечер и на всю жизнь”, а может саркастически заметить: “Наши грамматики очень ошиблись, когда отнесли слова: доброта, нежность и снисходительность — к женскому роду, а гнев, сумасшествие и капризы – к мужскому и среднему”. В большинстве стихотворений Лермонтовао любви она является в трагическом облике. Кокетливая Екатерина Сушкова заставила испытать юношу всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман. Наталия Иванова вызвала горечь, сознание напрасно растраченных чувств. Прелестная Мария Щербатова страдает сама:

Среди беспощадного света

III. Основные мотивы лирики Лермонтова.

IV . Человек и природа в лирике Лермонтова.

Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова – тема одиночества. Обычно мы сравниваем это с мрачной эпохой, в которую ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять “образы бездушных людей”, принадлежавших к светскому обществу, светлому миру природы, как вместилищу этических ценностей, олицетворению “естественного добра”, противостоящего “историческому свету”. В стихотворении “как часто пестрою толпою окружен…”, построенному на контрасте – “приличьем стянутые маски” и “родные места” поэта – природа названа “царством дивным”:

Источник:
Лирика Лермонтова (стр
Основные мотивы лирики Лермонтова. Человек и природа, любовь, лирический герой в лирике Лермонтова.
[link]http://mirznanii.com/a/354681/lirika-lermontova[/link]

CATEGORIES