Культура межличностного общения

КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

Развитие коммуникативной культуры предполагает, прежде всего, развитие способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей. Исходя из этого, применять адекватный стиль и тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные, в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелательную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь общаться в разных ситуациях — серьезная беседа предполагает одни требования; непринужденный разговор на отдыхе — другие; веселая, беседа в гостях на празднике — третьи; с людьми различного возраста и разной меры близости (родители, знакомые, приятели, друзья) — четвертые. Важно умение сотрудничать в различных видах деятельности. Развитие коммуникативной культуры опирается на развитие ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, специфические социальные установки и коммуникативные умения. Это в первую очередь, потребность в глубоком эмоциональном и содержательном общении, которое в норме присуще каждому, но мера его развитости неодинакова в связи с половыми, социокультурными, возрастными особенностями человека. Эту потребность можно удовлетворить иногда, когда личность обладает эмпатией — способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства — сопереживать и сочувствовать им. Важно развивать рефлексию, т.е. готовность к самоанализу и навыкам его; она является предпосылкой способности к саморегуляции. Культура общения опирается на такие особенности мышления, как открытость (т.е. умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность плана действий. Своеобразие владения речью предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точёную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела; корректную постановку вопросов; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность построения и изложения высказывания [7, с. 156].

Коммуникативная культура предполагает наличие таких социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдавать другим. Весьма значимы умения устанавливать контакты в конкретных ситуациях с желательными и необходимыми с точки зрения дела партнерами, входить в ситуации сотрудничества или общения с конкретными людьми; находить темы для разговора в разных ситуациях, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, в групповом или коллективном сотрудничестве.

Сексуальное поведение — один из аспектов социального поведения человека. Культура формирует эротический ритуал ухаживания и сексуальной техники. Регламентируя наиболее важные аспекты сексуального поведения, культура оставляет место для индивидуальных или ситуативных вариаций, содержание которых может существенно варьироваться.

Социокультурные сдвиги влияют на сексуальное поведение, ритм сексуальной активности, ее интенсивность и социальные формы. Молодежь раньше начинает половую жизнь, добрачные связи стали допустимы для обоих полов при наличии и отсутствии любви.

Исследования показывают, что мотивация ухаживания, кульминацией которого является интимная близость, сегодня в значительной мере автономна и даже независима от матримониальных (брачных) планов. Либерализация половой морали, частая смена партнеров, в сочетании с низкой сексуальной культурой порождают ряд серьезных последствий — аборты, распространение венерических заболеваний, СПИД, растет число разводов. Секс становится развлечением, рассматривается как сфера индивидуального самоутверждения. Девушка ищет поклонников ради социального престижа. Юноша сближается с девушкой не потому, что ему этого хочется, а потому, что «так принято». Таким образом, увеличилась возможность личности самой выбирать наиболее подходящий ей стиль сексуального поведения.

17—25 лет — это возраст максимальной активности половых гормонов. «Бомбардировка» ими мозговых эмоциональных зон вызывает бурное проявление эмоций любви, которые требуют соответствующего волевого и этического поведения, заставляют молодых людей быть более активными и целеустремленными. Однако сексуальные эмоции управляемы, и с помощью волевых усилий их можно, если они чрезмерны, переключить на другой вид активности — интеллектуальную, физическую, эстетическую. Необходимой предпосылкой гармонизации сексуального стиля является здоровый образ жизни, с его двигательной активностью, регулярными физическими нагрузками и т.д. [7, с. 167].

Культура межличностного общения

Общение – это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами социального контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении.

Развитие культуры общения предполагает прежде всего развитие способностей и уме­ний правильно воспринимать окружающих людей, хотя бы в общем виде определить характер человека, его настроение и вну­треннее состояние в конкретной ситуации взаимодействия. Исхо­дя из этого – искать адекватный стиль и тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелатель-ную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь об­щаться в разных ситуациях: серьезная беседа предполагает одни требования, «трёп» во время отдыха в компании – другие; в гос­тях на празднике – третьи; с людьми различного возраста и раз­ной меры близости (родители, знакомые, приятели, друзья, лю­бимый, любимая) – четвертые. Важно умение сотрудни­чать в различных видах деятельности. Например, обсуждать проблемы с учебной группой, координировать усилия с партнерами в практических делах, решать вопросы во время собрания и т.д. Для этого надо уметь сосредоточиться на той це­ли, достижению которой посвящено сотрудничество, выслушать и понимать разные точки зрения, принимать их, или тактично и аргументировано дополнять их, или не соглашаться с ними, находить в дискуссии взаимоприемлемые решения.

Общение является мощным фактором адаптации личности, поскольку оно активно формирует нормы поведения. Общение выступает как функция коллективных форм деятельности, среди которых ведущее место принадлежит деятельности в рамках учебного коллектива. Это и создает объективные предпосылки для установления личных контактов и связей учащихся. Следовательно, личностное общение предполагает в качестве духовной основы единство взглядов, интересов, запросов, целей. С помощью личностного общения учащийся осуществляет непосред-ственное взаимодействие со средой, которая и оказывает на его поведение большое влияние тем или иным видом группового контроля (общественным мнением, групповыми нормами поведения, оценками). В процессе общения происходит взаимное согласование ритма, темпа и способов работы на основе растущего взаимопонимания и взаимооценки. В общении происходит взаимный обмен информацией между людьми, планирование совместных действий, распределение функций, социальных ролей, групповых прав и обязанностей.

Включаясь в совместную деятельность и общение, учащиеся осваивают не только умения и навыки общения, позволяющие им эффективно взаимодействовать с другими людьми, хотя это и играет важную роль в межличностной адаптации человека. Еще большее значение имеют приобретенные при этом умения действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение к другим членам группы. Чтобы стимулировать общение необходимо чаще проводить различные мероприятия таким образом, чтобы в них участвовали учащиеся всех классов.

Эффект от общения зависит от состава группы. В школе по составу группы могут быть двух типов: однородные и смешанные. Однородную группу составляют ученики одного класса. Общение таких учеников с другими минимально.

Смешанную группу составляют ученики разных классов. Такие группы формируются, например, при организации физического воспитания по спортивному принципу. В смешанной группе могут быть ученики как одного класса, так и разных.

По принципу комплектования группы могут быть желательные и вынужденные. Первые группы организуются, когда ученики по собственному желанию выбирают вид деятельности, которым они хотят заниматься, например, занятия в кружках, спортивных секциях, художест-венной самодеятельности. Вторая группа организуется в том случае, если ученик, например, по состоянию здоровья вынужден заниматься физической культурой в специальной группе.

В школе ученик может быть членом нескольких коллективов: класса, спортивной секции, научного кружка, художественной самодеятельности. Каждый из этих коллективов оказывает влияние на формирование личности школьника. Роль этих коллективов в формировании личности школьника различна. Несмотря на то, что учебная деятельность является ведущей, ее удельный вес в формировании коллективистских отношений ниже таких видов деятельности, как занятия физической культурой и спортом, экскурсии и походы, общественно полезный труд.

Культура межличностного общения

Развитие коммуникативной культуры предполагает прежде всего развитие перцептивных способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей. Исходя из этого применять адекватный стиль и тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелательную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь общаться в разных ситуациях — серьезная беседа предполагает одни требования; непринужденный разговор на отдыхе — другие; веселая беседа в гостях на празднике — третьи; с людьми различного возраста и разной меры близости (родители, знакомые, приятели, друзья) — четвертые. Важно умение сотрудничать в различных видах деятельности. Развитие коммуникативной культуры опирается на развитие ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, специфические социальные установки и коммуникативные умения. Это, в первую очередь, потребность в глубоком эмоциональном и содержательном общении, которое в норме присуще каждому, но мера его развитости неодинакова в связи с половыми, социокультурными, возрастными особенностями человека. Эту потребность можно удовлетворить тогда, когда личность обладает эмпатией — способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства — сопереживать и сочувствовать им. Важно развивать рефлексию, т.е. готовность к самоанализу и навыкам его; она является предпосылкой способности к саморегуляции. Культура общения опирается на такие особенности мышления, как открытость (т.е. умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность плана действий. Своеобразие владения речью предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела; корректную постановку вопросов; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность построения и изложения высказывания.

Коммуникативная культура предполагает наличие таких социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдавать другим. Весьма значимы умения устанавливать контакты в конкретных ситуациях с желательными и необходимыми с точки зрения дела партнерами, входить в ситуации сотрудничества или общения с конкретными людьми; находить темы для разговора в разных ситуациях, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, в групповом или коллективном сотрудничестве.

Развитию коммуникативной культуры бесспорно содействует разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными межличностными контактами гуманистического характера.

Источники:
КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ Развитие коммуникативной культуры предполагает, прежде всего, развитие способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей. Исходя из этого, применять
http://studbooks.net/638349/turizm/kultura_mezhlichnostnogo_obscheniya
Культура межличностного общения 1
Основы здорового образа жизни Рассмотрены концепция здорового образа жизни (ЗОЖ), личное отношение к здоровью, критерии эффективност
http://www.libsid.ru/zdorove-cheloveka-i-okruzhaiuschaya-sreda/osnovi-zdorovogo-obraza-zhizni/kultura-mezhlichnostnogo-obscheniya
Культура межличностного общения 4
Культура межличностного общения Развитие коммуникативной культуры предполагает прежде всего развитие перцептивных способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей. Исходя из этого
http://studopedya.ru/1-1885.html

CATEGORIES