Кризис первого года

Sk2-Статьи, Словари, Энциклопедии

В первый год жизни ребенка, в младенчестве (от 1 месяца до года), развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими. Рассмотрим, как это происходит.

Зрение является одним из главных органов чувств человека. Поэтому развиваться оно начинает в первую очередь. Вначале ребенок может только сосредоточивать взгляд на предмете в течение очень малого промежутка времени. После второго месяца жизни зрительное сосредоточение становится более длительным и появляется способность к различению простейших цветов. В 2 месяца во время бодрствования ребенок занимается рассматриванием окружающих предметов, особенно когда он накормлен и находится в спокойном состоянии. В этом возрасте младенец начинает отличать людей от окружающих предметов, но зрение пока еще остается слабым.

К трем месяцам отмечается достаточно хороший уровень развития движения глаз, продолжительность сосредоточения достигает 7–8 минут. Ребенок начинает различать форму предметов, может следить за их перемещением. Движения глаз младенца будут развиваться быстрее и становиться совершеннее, если в поле зрения начнут попадать яркие, привлекательные предметы или люди, совершающие разнообразные движения, за которыми он будет наблюдать.

В 4 месяца ребенок смотрит активно: эмоционально реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.

Разнообразные впечатления, которые получает младенец, способствуют его познавательному развитию. Поэтому для удовлетворения его потребностей в новых впечатлениях окружающую обстановку необходимо сделать привлекательной и интересной – иначе познавательное развитие будет замедляться.

Рассмотрим развитие восприятия. К одному году возникает такое свойство восприятия, как предметность. Предметность – это соотнесенность своих ощущений и образов с предметами окружающей действительности. Ребенок может различать тембр, громкость и высоту звука, у него развивается способность запоминать и хранить в памяти образы в своих первичных формах. До трех-четырехмесячного возраста он может хранить образ воспринимаемого предмета не более одной секунды, позже время сохранения увеличивается, и постепенно младенец станет узнавать свою мать в любое время. В 8-12 месяцев он начинает выделять предметы в зрительном поле, и не только в целом виде, но и по частям.

Отечественный психолог А.В. Запорожец считал, что процесс познавательного развития у младенца идет следующим образом. В возрасте трех месяцев восприятие формы и величины предмета начинается одновременно с формированием хватательных движений. Дальнейшее развитие восприятия начинается с момента перемещения предмета в пространстве.

При изучении зрительного восприятия детей установлено, что предметы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются ребенком как целое. Например, беря башенку из кубиков за верх, ребенок удивляется, почему в руках оказалась не вся башня, а только ее часть. Младенец может долго пытаться взять цветок с платья матери, не понимая, что тот нарисован.

В результате наблюдений за детьми было установлено, что при восприятии предметов они сначала ориентируются на их форму, затем – на величину, и только потом – на цвет (в возрасте около 2 лет).

У младенцев сильно развит познавательный интерес. Они могут подолгу рассматривать предметы, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных элементов рисунка к вертикальным, особое внимание уделяя цвету. Также у них выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое.

Развитие воспроизведения ведет к появлению первых мотивов. Они способствуют становлению его личности и развитию независимости от окружающих. Появляются побуждения и мотивы, которые начинают направлять деятельность ребенка.

В этом возрасте происходит развитие мышления младенца. Пока это наглядно-действенное мышление, которое выражается в манипулятивных движениях рук и формировании операционных структур. Как правило, чем дольше ребенок рассматривает игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень.

Л.С. Выготский назвал речь младенца автономной, так как она сильно отличается от речи взрослого человека, хотя по своему звучанию иногда напоминает «взрослые» слова.

В этом возрасте идет развитие психики ребенка. Э. Эрик-сон считал, что в младенческом возрасте формируется чувство доверия или недоверия миру, т. е. закрытости или открытости окружающему миру. Основную роль в возникновении данного чувства играют родители, в частности мать. Именно это чувство впоследствии поможет детям адаптироваться в окружающем мире, устанавливать контакты с людьми и верить в лучшее.

Этого же мнения придерживался английский психолог и психиатр Д. Боулби, автор так называемой «теории привязанности». Он считал, что близкая эмоциональная связь, устанавливаемая между ребенком и матерью с первых дней его жизни, формирует у младенца чувство защищенности и безопасности. Если установление данной связи нарушается, то могут возникнуть проблемы в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности. Чтобы у него не было проблем в дальнейшем, в первые годы жизни надо дарить детям тепло и ласку, которые, по мнению Д. Боулби, важнее любого правильного ухода за ним и обучения.

Данные изменения в развитии ребенка приводят к возникновению критического периода, который сопровождается упрямством, агрессией, негативизмом, обидчивостью. Эти качества не являются устойчивыми и с окончанием кризиса проходят.

Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис сопровождается внешними проявлениями и внутренними причинами. Внешние проявления заключаются в следующем: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Внутренние причины кризиса таковы: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.

Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно, потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются действия с предметами. Но возможности его все же ограничены, поскольку, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия. Это явно выражено при конструировании предметов, которыми ребенок манипулирует. Д.Б. Эльконин указывал, что ребенку надо раскрывать общественный способ употребления предметов. Показать это младенцу это невозможно, поэтому взрослому приходится конструировать предметы самому.

Источник:
Sk2-Статьи, Словари, Энциклопедии
В первый год жизни ребенка, в младенчестве (от 1 месяца до года), развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими. Рассмотрим,
[link]http://tri-7ki.ucoz.ru/publ/psikhologija/vozrastnaja_psikhologija/krizis_pervogo_goda_zhizni/1-1-0-59[/link]

Кризис первого года жизни

Разместил (а): Palon

  • Кризисы детского развития 48 кб.
  • Возрастные кризисы 2 21 кб.
  • Закаливание и физическая культура ребенка первого года жизни 44 кб.
  • Психологические особенности развития детей первого года жизни 45 кб.
  • Воспитание и развитие детей первого года жизни 28 кб.
  • Ступеньки развития мышления детей первого года жизни 10 кб.
  • Структура возрастного кризиса 30 кб.

Министерство образования и науки РФ

Кафедра социальной психологии

Гринченко Альфия Асхатовна

Тобольск – 2009 год

Кризис в жизни – это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может.

Кризис первого года жизни – наименее изученный по сравнению с остальными. Главная проблема кризиса первого года в том, что родители часто не успевают перестроиться вслед за бурным развитием своего чада.

Очень важно во время кризисного периода понимать то, что происходит с ребенком и отдавать в этом. Понимание и поддержка близких помогут сделать протекание кризиса более спокойным.

. Кризис первого года жизни

1.2. Возрастная метаморфоза годовалого ребёнка

Первый критический период развития ребёнка – период новорожденного, который является наименее изученным, поскольку, с одной стороны, происходит в семье и заметен только близким взрослым, с другой стороны, его симптомы не так ярки.

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.

Источник:
Кризис первого года жизни
Тема: Кризис первого года жизни. Тип: Реферат. Язык: русский. Разместил (а): Palon. Размер: 16 кб. Категория: Педагогика. Краткое описание: ‘Министерство образования и науки РФ. Государственное Образовательное Учреждение. Высшего Профессионального Образования. Тобольская Государственная Социально-педагогическая. Академия им. Д. И. Менделеева Кафедра социальной психологии.’
[link]http://coolreferat.com/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8[/link]

Кризис первого года жизни ребенка

Произошло долгожданное и ответственное событие в Вашей жизни: у Вас появился ребенок! Но пока ваш малыш умеет только лежать, поэтому окружающий его мир он познает только при помощи взрослых (прежде всего от мамы, папы, бабушек и дедушек). Взрослый открывает для него все новые и новые предметы, дает ему попробовать их на ощупь и т. д.

Через некоторое время ребенок начинает переворачиваться самостоятельно. Сначала на бочок, затем на животик и обратно. А значит и возможностей для изучения мира вокруг становится гораздо больше: вот он уже тянет игрушки в рот, ручками находит ваши руки, глаза, рот, уши.

Потом ребенок начинает ходить (по принятым среднестатистическим данным происходит это около года). Теперь для малыша открыто еще больше возможностей в познании мира вокруг себя. На данном этапе взрослым необходимо помнить о том, чтобы квартира оставалась безопасным местом (ребенок может падать, брать предметы, которые могут нанести ему вред).

Несмотря на то, что возможностей для исследования становится больше, методы исследования остаются неизменными (тянет в рот, крутит перед глазами, кидает, подбирает). Явно таких методов недостаточно, поэтому возникают капризы, плач и непонимание со стороны родителей. Данное явление в психологии принято называть кризисом первого года жизни.

Естественно существуют нехитрые способы, позволяющие преодолеть это явление. В вашей семье — Вы взрослый, поэтому именно от Вас все и зависит.

Проявите собственную фантазию, придайте обычным предметам необычную форму, постарайтесь найти им новое применение, откройте в них новые функции. С одним и тем же предметом можно играть в различные игры. Например, можно играть в «семью», «поликлинику», игрушки могут прийти друг к другу в гости, пойти гулять. Находите для привычных вещей новое значение. Разнообразьте деятельность ребенка не просто количеством игрушек, а «качеством» (т. е. новыми возможностями использования прежних предметов).

Вспомните фильм «Джентльмены удачи»: в садике дети ели «космическими» ложками. Все, на самом деле, ограничивается только вашей фантазией. Есть старая коробка? Пусть она будет машинкой, поездом, трамваем. Покатайте в ней кукол, мишек, зайчиков. Только помните, что с ребенком нужно говорить, проговаривать свои действия. Такой стиль общения с ребенком называют предметно-ситуативным. Если же придать предметной игре сюжетное значение, то она станет сюжетно-отобразительной.

Создавайте сюжеты по аналогии: предложили что-то игрушке — предложите и ребенку и наоборот, старайтесь отнестись к игрушке как к живому существу.

Ученые в области психологии и педагогики едины в том, что игра имеет огромное значение в жизни малыша. Следите за поведением ребенка во время игры. Оно может сказать о том, какие черты характера уже сформированы, каким ребенок будет в дальнейшем. Играя с ним, не забывайте о воспитательной и образовательной функции игры.

Со временем в процессе игры ребенок будет все больше отходить от взрослого, играть самостоятельно: сначала повторяя сюжеты совместных игр, затем придумывая свои. Таким образом, разрешается кризис первого года жизни ребенка.

Источник:
Кризис первого года жизни ребенка
В статье рассматривается кризис первого года жизни ребенка. Даются некоторые рекомендации родителям.
[link]http://mirrosta.ru/vozrastnaya-psichologiya/krizis-pervogo-goda-zhizni-rebenka.html[/link]

CATEGORIES