Конфликты личностные

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Личностный конфликт

Личностный конфликт – включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. [1]

В этой двойственности индивидуального сознания заключаются решающие предпосылки личностного конфликта , который постоянно находится в поле зрения Дюркгейма. [2]

Использование юмора, по Фрейду, всегда связано со снятием напряжения в ситуации личностного конфликта , когда невозможна реализация какого-то глубинного неосознаваемого и социально неприемлемого желания. В юморе происходит трансформация такого желания в более приемлемые способы его достижения для индивида с точки зрения одобрения социума. [3]

Выбор в качестве отправной точки исследования структу ры потребностей имплицитно подразумевает допущение об инт-рапсихической глубинной природе личностных конфликтов . Это допущение, довольно условное ввиду круговой причинности, обуславливающей широкий спектр пограничных расстройств, акцентирует ведущую роль фрустрации так называемых базо вых потребностей в генезе конфликта. [4]

В различных эмпирических исследованиях, проводимых в рамках парадигмы социального поведения, в качестве теоретико-методологической основы использовались и используются сегодня и фрейдистские представления о структуре личности, факторах личностного конфликта и путях его преодоления, и идеи сторонников концепции социального действия. [5]

Личностный, или психологический, конфликт затрагивает только структуру сознания личности ( члена организации) и психику человека, поэтому этот тип конфликта нельзя считать социальным конфликтом в чистом виде. Личностные конфликты не могут напрямую воздействовать на процессы, протекающие в организации, однако если они получают распространение и охватывают различные уровни управления в организации, возможны серьезные негативные последствия вплоть до невыполнения организацией своих задач и даже ее распада. Кроме того, личностные конфликты служат основой для межличностных и социальных конфликтов. Среди личностных, или психологических, конфликтов наиболее распространены ролевые и мотивационные конфликты. [6]

Примеры психологических требований трудового процесса – насколько усердно вы работаете – включают наличие сроков исполнения, умственное напряжение или стимуляцию, необходимые для выполнения поставленной задачи, или координационные нагрузки. Среди прочих компонентов психологических требований выделяют стресс-факторы, возникающие в результате личностных конфликтов . Безусловно, свою лепту могут внести страх перед потерей работы или устаревание профессиональных навыков. Как отмечает Бак ( 1972), в целом требования к выполнению задачи ( рабочая нагрузка) являют собой главный компонент психологических требований для большинства работников, несмотря на указанное выше разнообразие факторов. Тогда как обычный рабочий день в умеренных пределах не предопределяет большой вероятности заболеваний, сменная работа, особенно по скользящему графику, связана со значительными социальными проблемами, а также с ростом заболеваемости. [7]

Основная гипотеза этой серии исследования заключается в предположении о проекции в стиле общения базового мотивационного конфликта привязанности-автономии, иными словами, предполагается, что обнаруженные у мам-пациенток психологической консультации защитные стили самоотношения проективно проявятся в стиле межличностного общения. Более специально нас интересовало соотношение внутреннего и внешнего диалога, когда в силу глубоких и не вполне осознаваемых личностных конфликтов непосредственный перевод внутреннего диалога во внешний невозможен, и аффективно-насыщенные структуры потребностей и конфликтов по известному механизму незавершенных действий завершаются ( воплощаются) в структурах внешневыраженного диалога. Согласно одной из теоретических моделей проекции ( Соколова Е.Т., 1980), струк тура внутреннего диалога должна повторяться во внешнем ( симилятивная проекция), либо находиться с ним в отношениях дополнительности. В целях проверки этой гипотезы в качестве экспериментальных процедур использовались Совместный тест Роршаха – СТР, ориентированный на выявление неосознаваемых эмоциональных установок партнеров друг к другу ( Соколова Е.Т., 1985, 1987, 1989) и вариант методики управляемой проекции ( МУП) для диагностики самоотношения. В определенном смысле, поиск консенсуса – совместного видения перцептивных образов в неопределенных чернильных пятнах, сопоставим с реальным процессом родительского воздействия на сознание ребенка в онтогенезе, в процессе совместного построения картины мира и образа Я ребенка. Если процесс коммуникации ясен, чист, ребенком усваивается непротиворечивая картина мира и способы поведения в нем, Запутанные в силу наличия конфликтов Я коммуникации становятся ( или во вся ком случае рискуют стать) искажающей матрицей эмоциональ ного опыта общения и формирующегося самосознания ребенка. [8]

В этом смысле принятие на себя ответственности в виде разного рода плат – своим временем, изменением привычного распорядка, а иногда и образа жизни, необходимостью душевной работы вместо пассивного следования рекомендациям психотерапевта – все это почти незаметно для пациента вовлекает его в активный процесс изменения привычных паттернов организации собственной жизни. В то же время нельзя быть невнимательным ко всем проявлениям сопротивления, конкретные формы которого уже на стадии первичного контакта, минуя содержание предъявляемых жалоб и проблем, раскрывают природу базового личностного конфликта , амбивалентность установок в отношении терапии и терапевта, тем самым помогая терапевту определить для себя жанр психологической помощи ( консультирование, терапия и др.) и меру готовности пациента к систематической и трудной работе. [9]

Продолжительное состояние личностного кризиса, из которого больные не находят выхода, ведет к наслоению на центральное ядро кризисной ситуации – неспособность личности включить болезнь в мотивационную структуру – новых личностных проблем. Больные ИБС, перенесшие операцию аорто-коро парного шунтирования, несомненно, нуждаются в интенсивной психологической помощи по преодолению кризисной послеоперационной ситуации, причем эта помощь должна оказываться больным на ранних этапах послеоперационного восстановления, до наслоения вторичных личностных конфликтов , и включать коррекцию существующих у больных личностных установок, направленных на поддержание неизменности высокой самооценки. Кроме того, психологическая помощь больному должна быть направлена на развитие у него способности к осознанию своего физического и эмоционального состояния. [10]

Личностный, или психологический, конфликт затрагивает только структуру сознания личности ( члена организации) и психику человека, поэтому этот тип конфликта нельзя считать социальным конфликтом в чистом виде. Личностные конфликты не могут напрямую воздействовать на процессы, протекающие в организации, однако если они получают распространение и охватывают различные уровни управления в организации, возможны серьезные негативные последствия вплоть до невыполнения организацией своих задач и даже ее распада. Кроме того, личностные конфликты служат основой для межличностных и социальных конфликтов. Среди личностных, или психологических, конфликтов наиболее распространены ролевые и мотивационные конфликты. [11]

Иными словами, могут пересматриваться в пределах заданного социального пространства сами правила игры: значимое перестает быть таковым, имевшийся ранее смысл разрушается, что характерно для ситуации раскола и кризиса. Происходит разрушение систем ценностных ориентации и психологически значимых точек опоры в обществе и в различных социальных средах или на различных участках социального пространства. Это разрушение не может происходить без глубоких личностных конфликтов , без радикальных перемен личностных позиций, чему мы являемся ныне свидетелями. [12]

Критический анализ сложившихся в современной западной клинической психологии подходов к изучению генеза пограничного Я как результата дисгармонического личностного развития обнаруживает традиционность данной тематики для психодинамического направления; новым можно считать привнесение из смежных психологических областей и дальнейшее развитие идеи социализации как интернализации в процессе общения со значимыми другими паттернов социального взаимодействия и внутреннего самоконтроля. Большое значение придается изучению стадийно разворачивающегося процесса развития объектных отношений, в ходе которого формируются интра – и интерпсихические личностные струк туры, разрушение которых авторы склонны рассматривать в качестве основного фактора развития нарциссической и пограничной личностной организации ( Соколова Е.Т., 1989; Кернберг О. Возражение вызы вает некоторая упрощенность трактовки природы базового личностного конфликта и сведение обуславливающих его причин то исключительно к внутренним закономерностям разверты вания фаз и стадий, то к непосредственному воздействию небла гоприятных внешних средовых факторов. Из поля зрения исследователей, по существу, выпадает главный аспект проблемы, а именно, психологические механизмы развития целостной искаженной структуры самосознания, феноменов его искаже ния и системно-генетических механизмов их формирования. [13]

Следуя той же линии рассуждений, мы с неизбежностью должны будем признать, что низкая дифференцированность и зависимость ответственны также за избыточную вовлеченность телесного пласта самосознания в итоговый образ Я. Разнообразная конверсионная симптоматика, наблюдаемая при самых различных формах пограничных расстройств, с одной стороны, говорит о непредставимости конфликтных переживаний Я на языке высокоцензурированных значений, с другой – о насыщенности последних чувственно-образными смыслами. Язык телесности избавляет, таким образом, самосознание от необходимости вербализовывать и осознавать конфликт личностных смыслов Я и стоящие за ним амбивалентные чувства. В этом случае телесный пласт самосознания становится ведущим, стилевым, и он принимает на себя базовый личностный конфликт , утаенный от осознания на уровне рефлексивного Я и проявляющийся в нем лишь в своей трансформированной, защитной форме. Низкий уровень дифференциации проявляется также в диффузности границ Я, их слабой очерченности, недостаточной определенности, что делает личностное пространство повышенно виктимным, доступным для проникновения извне чужих оценок, идей, мнений о Я и об окружающем мире. Банальность, стереотипность, ориентация на авторитеты и общепринятые нормы не только уплощают, но и сужают самосознание. [14]

Эти перемещения означают существенные сдвиги в содержательной насыщенности рабочего времени. Тот, кто вступает на путь самостоятельного предпринимательства и коммерции, перестает делить время на рабочее и нерабочее. Весь цикл его жизнедеятельности, так же как и система общения, оказывается подчиненным стремлению заработать большие деньги. В результате в обществе происходит изменение критериев оценки профессиональной деятельности, т.е. содержания труда. Личностный конфликт между интересной работой и недостаточным заработком становится очень острым. Общество не только теряет кадры профессионалов в сфере высоких технологий, понижается престиж традиционно высоко значимых в социальном отношении профессий: учителей, врачей, преподавателей вузов, ученых и просто специалистов высокой квалификации. [15]

www.ngpedia.ru

Внутриличностный конфликт: как не поссориться с самим собой

Сложно сказать, влияет ли стремительно меняющееся окружение на возникновение и развитие внутриличностного конфликта, когда человек становится жертвой внутренних противоречий. От подобных ситуаций не застрахован никто, но особенно страдают от них люди чувствительные, нерешительные, с заниженной самооценкой, которым сложно определиться или отстаивать свои права. Чтобы избежать внутриличностного конфликта, нужно понимать, что это такое и как с этим можно справиться.

Кто конфликтует внутри личности

Исходя из самого понятия, можно догадаться, что противоречия, которые приводят к конфликтной ситуации, существуют не во внешнем мире, а «внутри» человеческой личности. Таким образом, внутриличностный конфликт – явление, которое характеризуется возникновением двух противоборствующих сил, будь то противоположные чувства, мысли или эмоции, в человеке.

Люди – существа противоречивые. В одном человеке может уживаться множество интересов, взглядов, убеждений, эмоций. Можно одновременно очень сильно желать и в то же время страшиться чего-то.

На заметку. Обычно личность (речь идет о психически уравновешенном здоровом и зрелом человеке) справляется с «воюющими в голове» убеждениями и способна разделять желания и чувства. Также взрослый человек умеет расставлять приоритеты, отличать «дурно» от «хорошо», противостоять соблазнам.

Все это помогает личности грамотно конфликтовать с самой собой, когда «одна часть» хочет мороженого, а «вторая» возражает «мол, на улице минус пятнадцать», и обе разрешают внутриличностный конфликт, приходят к соглашению съесть порцию лакомства в кафе или дома.

Однако, если человек страдает от заниженной самооценки или испытывает повышенное эмоциональное напряжение, а также не удовлетворен жизнью, он скорее падет жертвой внутренних противоречий, но не найдет выхода и не сможет принять конструктивное решение.

Внутриличностный конфликт проявляется в трех областях:

* когнитивной, когда человек оказывается в психологическом тупике;

* эмоциональной, когда личность живет в безрадостном, сером мире и не видит преслувотого «света в конце тоннеля»;

* поведенческой, когда человек бессознательно занижает результаты деятельности, не удовлетворен ни жизнью, ни работой в целом.

Существуют характерные черты, которые свидетельствуют о возникновении или существовании внутриличностного конфликта:

1. Он сопряжен с негативными эмоциями, реакциями.

2. Все противоречия между чувствами, стремлениями, целями и потребностями возникают вследствие давления внешних факторов.

3. Взамодействие «участников» конфликта приводят к тому, что человек сдается и не ищет выхода, но просто уступает ситуации, выбирая большее благо или меньшую трудность.

Почему человек конфликтует сам с собой

Противоречия, которые приводят к проявлению внутриличностного конфликта, возникают по следующим причинам:

1. Индивид не способен прийти к согласию с самим собой, не понимает, чего же он хочет, или не учитывает власть сложившихся обстоятельств.

2. Положение человека в социальной группе обязывает к чему-либо, но сама личность не готова и не может соответствовать ожиданиями окружающих.

3. Неспособность личности «занять» предписываемое место в обществе в целом.

Если человек не может принять конструктивное решение в отношении себя самого, скорее всего, между собой «враждуют» разные элементы его личности. Психиатр Эрик Берн в своей книге «Транзактный анализ» назвал их:

1. Внутренний ребенок. Эта часть отвечает за желания.

2. Внутренний родитель. Выполняет функцию критика и надсмотрщика.

3. Внутренний взрослый. Часть, интегрирующая в себе желания Ребенка и критику Родителя, анализирующая целесообразность «хочу» и «надо» и принимающая ответственное решение, которое удовлетворяет обоих: и принципиального родича, и несмышленого отпрыска.

Важно. Если в человеке подавлена или амплифицирована (раздута) какая-либо одна часть (скажем, капризный Ребенок одолел-таки бедолагу Родителя, или тиран Родитель подавил игривого Ребенка), Взрослый не сможет прийти к компромиссу, а в структуре личности образуется перекос, который и приведет к острому внутриличностному конфликту.

Внешние причины также часто приводят к внутренней конфликтной ситуации. К примеру, начальник опаздывает на важную встречу из-за пробки, или коллектив не принимает его авторитет, отказывается видеть в нем старшего, лидера.

Часто к внутриличностному конфликту приводят исторически сложившиеся обстоятельства, экономический строй, законы. К примеру, человек с жилкой предпринимателя не может заниматься любимым делом и открыть свой бизнес, потому что в стране процветает коррупция, или же грянул экономический кризис, который в одночасье снизил реальную стоимость его накоплений. Помимо всего прочего, господствующий порядок может идти вразрез с внутренним миром индивидуума.

Как человек конфликтует с самим собой

Внутриличностный конфликт можно классифицировать весьма условно, потому что чаще всего его инициируют множество причин и условий:

1. Мотивационный проявляется в желании обладать и стремлением к безопасности, невозможности выбора между двумя благами.

2. Нравственный, когда личные установки противоречат моральным, а компромисс между долгом и желанием кажется невозможным.

3. Нереализованных желаний, который прекрасно иллюстрирует притча-тост из фильма «Кавказская пленница» «Так выпьем же за то, чтобы наши возможности совпадали с нашими желаниями».

4. Адаптационный, который характеризуется как неспособность человека «свыкнуться» с окружающей средой, привыкнуть к новой обстановке.

5. Неадекватная самооценка, когда возникает диссонанс между восприятием себя и своих способностей и претензий личности.

6. Ролевой, который возникает из-за неспособности выполнять несколько ролей одновременно. Скажем, быть заботливым отцом, который все время проводит с семьей, и лидером в своей профессиональной области, который отдает себя работе. Такой конфликт может быть иниицирован собственным нежеланием или неумением соответсвовать какой-либо роли, навязываемой извне.

Нужно знать. Межличностный конфликт может также возникать между потребностями и социальными нормами. Личность разрывается между «хочу» и «могу», «должен» и «могу» или «должен» и «хочу». Для проявления внутриличностного конфликта характерны не только подавленность и упадок сил, но и эйфория, резкая смена настроений, регрессия.

Как прийти к согласию с самим собой

Положительно разрешенный внутриличностный конфликт – это серьезный толчок к развитию и росту. Часто личность мечется «между», не в состоянии выбрать, и тогда становится жертвой невроза, который может:

* привести к развитию психозов и других психических нарушений;

* подтолкнуть человека на самоубийство.

Способы разрешения внутриличностных конфликтов – это методы самоконтроля, которыми должна обладать развитая зрелая личность. Инфантильные люди часто прибегают (бессознательно) к защитным механизмам, тогда как взрослый человек предпочтет смотреть в глаза своим тревогам, противоречиям и желаниям затем, чтобы полнее разобраться в себе и прийти к согласию с самим собой.

Какой бы путь разрешения внутриличностного конфликта не избрала зрелая личность, она отвечает за принятое решение:

1. «Отпустить» ситуацию, ничего не предпринимать, просто «уйти» и продолжать жить. Основатель гештальтпсихотерапии Фредерик Перлз вывел формулу подобного поведения в короткой «молитве гештальтиста». «Я пришел в этот мир не затем, чтобы соотвествовать твоим ожиданиям, а ты здесь – не затем, чтобы соответствовать моим. Я делаю свое дело, ты – свое. Мы встретились, и если мы можем помочь друг другу – это прекрасно. Если нет – с этим ничего нельзя поделать».

2. Иногда бывает полезно изменить свое отношение к ситуации, пересмотреть свои взгляды.

3. Энергию, которая образовалась в ходе внутриличностного конфликта, можно и нужно сублимировать, перенаправлять.

4. Часто справиться с противоречиями помогает фантазирование, отрыв от реальности.

5. Можно сознательно влиять на эмоции и желания, подавляя их.

6. Коррекция отношения к себе, которая ведет к адекватному восприятию своего «Я» и смягчению внутриличностного конфликта.

Компромисс или «волки сыты, овцы целы»

Один из самых важных способов, который помогает справиться с внутриличностным конфликтом – компромисс с самим собой. Это – пакт перемирия, когда разные части личности находят решение, удовлетворяющее всех. Он не всегда возможен. Однако, конструктивное решение – это то, к чему необходимо стремится в ходе разрешения внутренних противоречий.

Компромисса хочет и добивается зрелая личность, которая способна привести в порядок мысли, желания и долг. Для этого необходимо:

1. Уметь слушать и слышать себя.

2. Быть открытым и честным не только по отношению к себе, но и к окружающим.

3. Принимать проявления всех своих желаний, даже если они шокируют и кажутся «незаконными».

4. Признавать свое право быть не таким как все, плохим, испорченным.

5. Сознавать, что за каждое решение ответственен, прежде всего, тот, кто его принимает.

6. Понимать, что у всякого действия бывают последствия, за которые человек несет ответственность.

Чем чреват внутриличностный конфликт

Если ситуация разрешилась благополучно, то человек (может, не сразу, а с течением времени) почувствует себя удовлетворенным, полным и счастливым. У него освободиться много энергии, которую он может использовать по своему усмотрению.

У неразрешенных внутриличностных конфликтов множество отрицательных последствий:

1. Человек заходит в тупик, перестает развиваться.

2. Личности сложно организоваться.

3. Личная эффективность падает.

4. Человека сопровождает стресс, тревожность, он становится мнительным.

5. Появляются предпосылки для зависимостей.

Человек, не способный разрешить конфликт, может стремиться к изоляции, стать грубым, неадекватно реагировать на критику и поведение окружающих. Все это приведет к фрустрации и неврозу.

Совет. Если самостоятельно разрешить внутренние противоречия не получается, может понадобиться помощь квалифицированного психолога или психотерапевта.

Человек же, который нашел выход из противоречивой ситуации, одерживает победу над самим собой. Он закаляется, становится устойчивее к воздействию (внешнему или внутреннему), приобретает бесценный опыт, учится противостоять самому себе, тем самым предупреждая возникновение и развитие возможных конфликтов.

Дубликаты не найдены

Тогда – увы. Нет варианта “очно, бесплатно и качественно” 🙁

М. конфликты 🙂 Собственные внутренние, управляемые – прямо нямка!

Конфликт можно создать почти с пустого места и смачно так замочить – это всё рождает ресурсные состояния.

Иногда прямо такие красивые решения получаются – хоть на пикабу пиши (пф, нафиг вы не нужны).

Практика работы с мелкими и надуманными конфликтами даёт неоценимый опыт в борьбе с реально крупными.

Наблюдаю у себя множество конфликтов. И понятия не имею, что с ними делать.

Если есть телеграм, приходите к нам в чат, попытаемся разобраться.

Душевное равновесие, вот ссылка: https://t.me/psy_ru_org

Привет Грей, как дела?

С тех пор, как забанил кое-кого в чате – отлично!

Ты главное это, сам с собой не ссорься. А то неугодную часть себя забанить не получится)

В поисках позитивных намерений

Вести колонку тыжпсихолога – это примерно как вести в журнале колонку «советы огороднику». «По осени вы перекопали и унавозили грядки, поэтому сейчас» … Черт, как жаль что этот журнал мне попался не по осени, поэтому ничего такого я не сделал. Осенний же номер начинался словами: «Поскольку все лето вы тщательно» … Я с этим столкнулся, когда запускал курс «Искусство коммуникации, НЛП на офисной кухне». Для того, чтобы «непсихологи» могли применять советы «тыжпсихолога», надо тщательно объяснять все с самого начала. Но с самого начала совершенно непонятно, для чего это все понадобится, поэтому объяснения проходят насквозь, нигде не задерживаясь.

Придется мешать лето, осень и весну в одном салате, иначе все бесполезно. Судя по откликам, идея «позитивного намерения» оказалась для многих весьма полезной. Она заключается в том, что за любым, даже самым деструктивным поведением, лежит позитивное намерение. Что бы мы ни делали, для себя мы хотим только хорошего. В психологию это понятие привнесла Вирджиния Сатир, которая создала «семейную психологию».

Вирджиния Сатир считала: что бы человек ни делал, он на самом деле стремится выполнить некоторое позитивное намерение (которое он может не осознавать). Текущее поведение, демонстрируемое человеком, представляет собой лучший выбор из доступных ему в данный момент.

Все, что мы делаем или, что очень важно, чего НЕ ДЕЛАЕМ, служит тому, чтобы мы получили для себя что-то, что наше бессознательное, а иногда и сознание, считает ХОРОШИМ. Мы чистим зубы для здоровья, покупаем новую обувь для удобства, а новую машину для престижа, читаем статьи для знаний, занимаемся сексом для удовольствия, пьём кофе по утрам для бодрости. Даже у вроде бы «негативного действия»: истерики, депрессия, аллергии, опоздания на работу, курения – практически всегда есть позитивное намерение. Например «разрядиться», «отвлечься», «сосредоточиться», «отдохнуть». Когда спрашивали людей, которых спасли после попытки самоубийства, «зачем они это делали», они отвечали что-то вроде: «Я хотел, наконец, обрести покой». Все наши стратегии абсолютно успешны, если понимать, что именно наше бессознательное считает успехом.

Две важные ключевые точки. Первая – намерение всегда позитивно. Вторая – мы всегда делаем лучшее, на что способны. Могли бы лучше, делали бы лучше. Наше бессознательное всегда выбирает самый экологичный способ достижения цели. Не потому, что он такой уж хороший, просто все остальные еще хуже. У вас «ночной дожор»? Возможно, это спасает вас от алкоголя или клинической депрессии.

Что из этого следует? Из этого следует, что, если показать нашему бессознательному более экологичный способ достижения того же самого позитивного намерения, наше поведение тут же изменится. А для этого надо это позитивное намерение найти. Но как, у нас ведь чертова пропасть самых разных намерений? Да, это так. Но найти его все-таки можно. Итак, позитивное намерение:

* Это цель – то есть то, что человек хочет достигнуть. Отвечает на вопрос: «Чего я хочу?»

* Это то, что человек хочет получить, а не что он хочет избежать или прекратить, вроде «избежать обиды», «уйти от лжи», «перестать быть несчастным».

* Это внутренняя цель – то есть касается внутреннего состояния или оценки человека. Например «заработать много денег» это способ достижения, поведение, а соответствующее намерение может быть «ощущение обеспеченности» или «безопасность».

* Это именно позитивное намерение – то есть человек оценивает эту цель как положительную и полезную для себя.

Можно сказать, что позитивное намерение олицетворяет какие-то высшие, терминальные ценности конкретного человека. А то, как он себя ведет связано, скорее, с локальными, инструментальными целями, которые ведут к позитивному намерению. Давайте посмотрим на примере.

Предположим, мы хотим поработать с позитивным намерением того, что я курю (на самом деле я бросил лет 20 назад, но это не важно).

1. Зачем я курю? Хммм… мне это нравится.

2. Что именно нравится? Ну… посидеть в курилке, отдохнуть, пообщаться.

3. Что важного в общении (обратите внимание, я не спросил, что важного в отдыхе и это потребует дополнительного исследования, по этой веточке тоже надо пройти до конца, отдых сам по себе – это инструментальная цель)? Ну как… информация, эмоции.

4. Почему важно получать информацию и испытывать эмоции (По-хорошему бы надо это тоже исследовать как две самостоятельные ветки)? Ааа… ощущение, что ты не один, что ты живешь.

5. Почему важно ощущение, что ты не один и живешь (И здесь у «не один» и у «живешь» могут быть разные терминальные ценности)? Ну это вообще ощущение существования!

6. Почему важно ощущение существования? Потому… потому… важно и все!

Конфликты личностные
pikabu.ru

Глава 23. ЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

§ 23-1. ЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Личностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.

В зависимости от того, какие именно аспекты личности затрагиваются противоречиями, целесообразно различать конфликты в мотивационной, когнитивной или деятельностной сферах.

Наиболее изучены в психологии мотивационные конфликты, т. е. конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Этим они обязаны прежде всего психоаналитической традиции, для которой постоянно переживаемый человеком конфликт – это неотъемлемое свойство человеческой природы, а психика – это арена постоянной борьбы между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Именно эта исходная позиция дала основание специалистам оценивать взгляд классического психоанализа на человеческую природу как довольно мрачный и пессимистический.

Более конструктивное описание конфликтов-мотивов принадлежит американскому психологу К. Левину, который выводит эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Его различение трех основных типов внутриличностных конфликтов считается классическим.

Первый тип конфликта – это когда человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами. Непременным условием возникновения конфликта является то, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют равную силу, в противном случае конфликта не было бы, так как мы просто выбирали бы более значимое для нас или реализовали бы свои желания последовательно. Классической иллюстрацией такого типа конфликта считается случай Буриданова осла, в конце концов умершего от голода, потому что он так и не смог выбрать между двумя равными по величине охапками сена. Эта ситуация, когда «хочется и того и другого», может, однако, приобретать достаточно драматический характер невозможности выбора между чем-то или кем-то в равной мере важным или дорогим для человека. Например, в подобном положении оказывается молодой муж, мать и жена которого из-за несложившихся между ними отношений ставят дорогого им человека перед невозможным для него выбором.

Второй тип конфликта близок по своей природе первому типу, но предполагает выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями. Как и в первом описанном типе конфликта, выбор «из двух зол меньшего» затруднен равенством интенсивности мотивов избегания. Неудавшаяся семейная жизнь вынуждает мужчину мучительно решать – или поддерживать несложившиеся и тяжелые семейные отношения, или расстаться с ребенком, постоянное общение с которым в случае развода с женой станет невозможным.

Наконец, третий тип конфликта, по К. Левину, – это когда одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет «и плюсы, и минусы», как об этом говорят в обыденной речи. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием «за» и «против» – соглашаться ли на более денежную, но неинтересную работу, решаться ли на нужную, но слишком дорогостоящую покупку, разменивать ли квартиру, чтобы жить отдельно от родителей, и т. д. Эти ситуации могут превращаться и в мучительный жизненно важный выбор – например, продолжать существовать в устроенном мире сложившихся отношений, стабильной работы, привычного образа жизни и при этом «жить не своей жизнью» или, потеряв все, начать сначала?

Все описанные типы конфликтов являются мотивационными, поскольку их содержанием является борьба мотивов.

Менее изучены так называемые когнитивные конфликты, в основе которых находится противоречие несовместимых представлений. Согласно идеям когнитивной психологии человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т. д. и испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований. Например, некто, с кем, как вы полагали, вас связывают вполне дружеские отношения, совершает несовместимый с этим поступок. Возникает противоречие двух представлений: «он мой друг» и «друзья так не поступают», эмоциональное переживание которого знакомо многим.

Данная проблематика описывается в психологии теорией когнитивного диссонанса. В соответствии с ней люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния диссонанса, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания» (понятия, мнения), психологически противоречивых (не согласованных). Типичные способы уменьшения когнитивного диссонанса – либо изменить одно из противоречащих представлений так, чтобы они более-менее соответствовали друг другу, либо прийти к некоему новому представлению, или «знанию», которое, например с помощью обобщения, примирит, снимет противоречие между ними. В приведенном нами примере человек может пересмотреть свое отношение к своему другу – «он мне не друг» (что соответствует второму – «друзья так не поступают»); пересмотреть свое отношение к его поступку, который, может быть, не так уж и плох, как сначала показалось; наконец, можно попытаться примирить два несоответствующих друг другу представления с помощью их включения в новую систему рассуждений о своих завышенных требованиях к людям, об изменившихся временах и т. д. Конечно, в реальности эти изменения во внутренней системе представлений происходят нелегко: они могут быть болезненны, связаны с большими потерями и соответствующими эмоциональными переживаниями.

Исследования явлений когнитивного диссонанса в психологии довольно популярны, поскольку затрагивают и такие важные и интересные явления, как оправдание собственных действий (мы осознаем, что поступили вразрез со своими принципами) или аргументация выбора (приняли решение вопреки логике).

Эти явления принимают характер конфликта только тогда, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности, а потому делающая ее решение эмоционально трудным.

Наконец, противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни личности, могут переживаться как ролевые конфликты.

Одним из способов описания жизнедеятельности человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей. Возникновение противоречий между различными ролевыми позициями личности, соответствующим ролевым поведением и возможностями личности может вести к возникновению ролевых конфликтов.

Традиционно различаются два основных вида ролевых конфликтов, возникающих на внутриличностном уровне.

Это, во-первых, межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и соответственно требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми, что превращается для человека в серьезную психологическую проблему. Например, типичным, широко распространенным межролевым конфликтом является противоречие профессиональной роли и семейных ролей (жены, матери) для женщины. Само это противоречие в известном смысле неизбежно («чем больше уделяешь внимания работе, тем больше страдает семья» и наоборот), и обычно находится компромиссный вариант его решения, однако оно может превратиться и в острый конфликт с тяжелым выбором «либо-либо».

Второй вариант ролевых конфликтов – это внутриролевые конфликты, т. е. противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда или из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли (например, быстро, без колебаний принимать решения) или из-за его нежелания делать это опять возникает проблема выбора (выбрать роль и изменить себе или отказаться от роли, а может быть, найти компромиссный способ снятия или ослабления этого противоречия).

Описанные нами основные виды личностных конфликтов соответствуют традиционно различаемым в психологии мотивационной, когнитивной и деятельностной сферам жизнедеятельности личности.

Хотя каждый из этих видов конфликтов имеет свое содержание, отражающееся прежде всего в характере лежащего в основе конфликта противоречия, и свою специфику, в реальной жизненной ситуации, в переживаемом человеком психологическом конфликте могут содержаться компоненты мотивационного, когнитивного, ролевого противоречий. Тем не менее различение отдельных видов конфликтов является важным элементом их анализа и диагностики, а следовательно, и поиска возможностей их преодоления.

bookap.info

Конфликтная личность

Каждому из нас на протяжении жизни приходится сталкиваться самыми разными людьми, в том числе и достаточно конфликтными. Если знать о том, что такое конфликтная личность, почему человек становится именно таким, как подобная личность формируется, будет значительно проще и взаимодействовать с людьми такого типа, и избегать конфликтных ситуаций.

Итак, разберем варианты проявления конфликтности. Как выявить конфликтную личность?

Признак 1 — придирчивость, требовательность

Люди, склонные к конфликтам, как правило, совершенно не готовы прощать окружающим даже маленькие промахи и недостатки. Они выискивают у близких людей даже малейшие ошибки и указывают на них. Нередко это сопровождается агрессией.

Признак 2 — бескомпромиссность

В любой ситуации конфликтная личность ведет себя бескомпромиссно. Человек не слышит доводов своих оппонентов, не желает учитывать чье-то мнение, не имеет привычки аргументировать собственные доводы.

При условии, что оппонент готов каким-то образом сгладить ситуацию, конфликтная личность не идет на это, продолжая раздувать конфликт и усугублять его.

Признак 3 — импульсивность

Импульсивное поведение — еще один признак конфликтной личности. Такие люди взрываются как порох на ровном месте, могу создать конфликт из ничего, ввязываются в любую ссору.

Неумение держать себя в руках опять же указывает на то, что вы имеете дело с конфликтным типом личности и в будущем рискуете нарваться на серьезные неприятности.

Признак 4 — низкий уровень эмпатии

Если личность импульсивна, это отнюдь не означает, что человек не слышит других. Напротив, он очень хорошо их слышит и даже понимает, однако осознанно делает так, чтобы вывести людей на эмоции. Такого человека нельзя назвать неуправляемым — он внимательно подмечает нюансы общения, выискивает поводы для создания конфликтной ситуации и успешно их находит.

Для такого человека не нужны какие-то проявления агрессии со стороны других участников общения, он создает их сам, создавая конфликтные ситуации. Он может проявить агрессию в общении с другими или же дать повод для образования подобной ситуации просто своим молчанием или равнодушием.

Признак 5 — самовлюбленность

Конфликтные личности, как правило, очень любят себя самих. Эта черта характера присуща эгоистам, которые обычно и превращаются в людей, склонных к конфликтам.

Они в значительной мере переоценивают свои личностные качества, считают себя умнее, достойнее других, в результате чего и конфликтуют с другими людьми. Подобные личности склонны к тому, чтобы унижать других, преуменьшать их достижения и успехи. Часто они вызываются выполнить серьезные и сложные задачи, которые по факту выполнить не в состоянии. В результате задача остается не выполненной, но конфликтная личность полностью уверена, что правилась с ней и негодует, если указывают на ошибки.

Признак 6 — сплетничество

Еще одна характеристика конфликтной личности — склонность к сплетням. Человек либо сам распускает сплетни, либо слушает других сплетников. В любом случае это рано или поздно приводит к тем или иным конфликтным ситуациям.

Человеку, который живет своей жизнью и обладает позитивным мышлением, некогда заниматься чужой жизнью, слушать и разносить сплетни. Но это — не о конфликтной личности. Конфликтный человек ищет повод для негатива везде, используя для этого даже необоснованные слухи. Таким образом он оказывает влияние на атмосферу в коллективе, создавая ссоры.

Признак 7 — нетерпимость к мнению оппонентов

Еще один фактор, на который стоит обратить внимание, — нетерпимость к чужим точкам зрения. Такое поведение также присуще людям с конфликтным типом личности.

По сути, ситуация может сложиться таким образом, что несовпадение точек зрения будет не критичным, однако люди определенного склада могут и на такой почве раздуть серьезный конфликт даже в том случае, если оппонент всячески старается сгладить углы и погасить конфликт.

Признак 8 — заядлый спорщик

Конфликтные личности очень любят спорить. Они спорят не для того, чтобы в споре выяснить истину, не ищут взаимодействия и точек соприкосновения с оппонентами. Они спорят просто для того, чтобы спорить и вызывать негативные ситуации.

Спорить с ними практически бесполезно, для них само понятие спора выглядит иначе: они просто пытаются убедить других в своей правоте, даже если нет никаких аргументов в пользу этой точки зрения. Предрасположенность к такому поведению бывает заметна даже в раннем возрасте.

Признак 9 — неадекватное восприятие критики

Конфликтные личности практически не могут воспринимать даже малейшую критику. Они не способны найти в критических замечаниях конструктивное зерно и использовать его на пользу.

Любой, кто критикует конфликтную личность, рискует немедленно нарваться на скандал, даже если критика высказана в очень мягкой форме.

В целом, можно сказать, что определений конфликтной личности достаточно много. Признаки, которые были приведены выше, однозначно указывают на то, что человек достаточно конфликтен, и в общении с ним могут возникнуть серьезные сложности.

Конфликтная личность — всегда серьезная головная боль для коллег и работодателей. Тем не менее, если сам человек понимает, что он достаточно конфликтен, и готов работать над собой, то есть вероятность изменить свои поведенческие особенности, оказать влияние на развитие своей личности, измениться. Со временем проявления конфликтности могут сходит на нет, и человек сможет стать более успешным в социуме.

Конфликты личностные
blog.wikium.ru

Конфликты личностные

Личностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление. Крылов А.А учебник «Психология» 2-е издание. Год издания 2004.752с.

Разбираясь, какие именно аспекты затрагиваются противоречиями можно различать конфликты в мотивационной, когнитивной или деятельной сферах. Наиболее изучены мотивационные мотивы, то есть конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, которые разнонаправлены и несовместимы, вследствие чего человек попадает в стрессовую для себя ситуацию. Наиболее популярное описание конфликтов – мотивов принадлежит К. Левину Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д.А. Деонтьева, Е.Ю. Патяевой]. — М.: Смысл, 2001. 568с., который выводит эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида.

· Первый тип конфликта – это когда человек должен выбрать между двумя привлекательными для него вариантами, но взаимоисключающими друг друга. Примером может служить ситуация когда молодой муж, мать и жена которого находятся во враждебном друг к другу состоянии и ему ставят условия выбора между дорогими ему людьми.

· Второй тип можно охарактеризовать как выбор меньшего зла. Такая ситуация когда человек должен выбрать между двумя непривлекательными вариантами.

· Третий тип конфликтной ситуации, когда человеку приходится по многу раз перебирать все плюсы и минусы обоих вариантов, когда они являются в одно время чем-то привлекательными и в тоже время настораживающими.

В основе когнитивных конфликтов – столкновение несовместимых представлений. Согласно идеям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт из-за возникающих противоречий, рассогласований. Например, некто, с кем, вы полагали, вас связывают вполне дружеские отношения, совершает несовместимый с этим поступок. Возникает противоречие двух представлений – «он мой друг» и «друзья так не поступают».

Данная проблематика описывается в психологии теорией когнитивного диссонанса Л. Фестингера Фестингер Л. «Теория когнитивного диссонанса» 320с. 1999 год. В соответствии с ней люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания» (понятия, мнения), психологически противоречивых (несогласованных). Это и есть когнитивный диссонанс. Каждый, кто хоть раз читал о теории Фестингера, наверняка запомнил его пример о человеке, который знает, что курить вредно, но продолжает курить.

Чем сильнее диссонанс, что в свою очередь, определяется значимостью его составляющих для человека, тем больше он будет стремиться к ослаблению этого диссонанса или его устранению. Ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после принятия решения, если он не уверен в нем: любому из нас, наверное, знакомо состояние «уговаривания» или «убеждения» себя в правильности принятого решения с помощью дополнительных аргументов, повторяемых доводов и т.д. Диссонанс возникает как следствие противоречия двух «знаний»: «Я принял решение» и «Я не уверен, что это правильное решение». Д. Майерс Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд — Спб.: Питер, 2007. — 794 с. приводит разнообразные примеры ослабления диссонанса после принятия решения, в том числе и экспериментальные доказательства того, что принятое решение «создает собственные опоры для поддержки – причины, которыми мы оправдываем целесообразность». Таким образом, когнитивный диссонанс затрагивает и такие важные явления, как оправдание собственных действий (мы сознаем, что поступили в разрез со своими принципами) или аргументация выбора (приняли решение вопреки логике).

Механизм ослабления когнитивного диссонанса «работает» не только на ослабление или преодоление внутренних конфликтов, но и позволяет нам «уходить» от межличностных осложнений. Так, в приведенном нами примере об «измене друга» человек может пересмотреть свое отношение к его поступку, предположив, что он был, не так уж плох, как сначала показалось. Можно также попытаться примирить два несоответствующих друг другу представления («он мой друг» и «друзья так не поступают») с помощью их включения в новую систему рассуждений о своих завышенных требованиях к людям, об изменившихся временах и т.д. Конечно, в реальности эти изменения во внутренней системе представлений происходят нелегко, поскольку сопровождаются эмоциональными переживаниями, которые могут быть болезненны.

Но все эти проявления принимают характер конфликта только в том случае, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности и потому делающая ее решение тяжелым.

Наконец, противоречивые проблемы, затрагивающие деятельную сферу жизни личности, могут переживаться как ролевые конфликты.

Принято различать два основных вида ролевых конфликтов:

1. Межролевой, когда разные ролевые позиции личности оказываются несовместимы. Пример выбора человеком работа либо семья, когда ты уделяешь одной своей роли больше внимания и тем самым принижаешь другую.

2. Внутриролевые, возникающие между требованиями роли и возможностями личности. Такие случаи когда человек обязан что то делать, но в силу своих психофизических особенностей он не может, например, быстро принимать решения или эффективно общаться с другими людьми.

Далее мы разберём различные теории психологов, философов, социологов и психоаналитиков и их взгляды на внутриличностные и межличностные конфликты.

studbooks.net

Конфликты личностные

Есть люди общение с которыми каждый раз становится испытанием на прочность и стрессоустойчивость, а тщательная подготовка и попытки вести конструктивный диалог сводятся к конфликту. Хорошо, когда есть возможность ограничить общение с конфликтными людьми, но если такой возможности нет, то вам обязательно нужно понимать, с каким именно типом конфликтной личности вы имеете дело и как защититься от негативного влияния данной конкретной личности.

Ниже приведем основные типы личности, их поведенческие характеристики, а также способы противодействия им.

Демонстративный тип личности

Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо.

Налицо поведение эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо.

Как противодействовать:

  • Игнорирование такого поведения
  • Загрузить адекватной, полезной работой
  • Изолировать

Ригидный тип личности

Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам.

Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Как противодействовать:

  • Взаимодействие через документы (должностные обязанности, правила и т.д)
  • Объяснение правил, их необходимости
  • Если нет определенного статуса, то дать его
  • Снять страх к любым изменениям (объяснить, что это не страшно)

Неуправляемый тип личности

Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь.

Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало уроков.

Как противодействовать:

  • Не давать той реакции, которую он ждет (испуга, страха, агрессии), а дать обратную, неожиданную – холодность, спокойствие
  • Отсутствие такой же эмоциональной реакции, как у него (такие люди крайне чувствительны к тому, как вы реагируете, им важен ваш страх, возмущение и т.п.)
  • Чувство юмора – такие люди боятся быть смешными

Сверхточный тип личности

Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся обиды. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Как противодействовать:

  • Нельзя давать власти, контроля над другими людьми – заездит.
  • Можно дать поручение с ориентацией на предмет – например ответственный за журнал и т.п.
  • Такие делают выводы из ситуации и даже чересчур преувеличенно
  • Объяснение: «Нет хорошего и плохого, есть выход из ситуации…»; «Ты не сделал этого, но научился чему-то..»
  • У таких людей проблемы с вариативностью.

Бесконфликтный тип личности

Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Излишне стремится к компромиссу.

Не обладает достаточной силой воли. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих

Как противодействовать:

  • отправить на тренинг личностного роста
  • объяснить нормы поведения в конфликте

Тип личности «Танк»

Грубый, бесцеремонный человек, идущий на пролом, презирающий тонкости взаимоотношений и чужие чувства. Эгоистичен и уверен в своей правоте. Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу. Не любит, когда кто-то ставит под сомнение его правоту. Озабочен своим авторитетом. Болезненно самолюбив. Настороженно относится к шуткам, которые по содержанию перекликаются с текущей ситуацией. В каждой шутке он усматривает скрытую атаку на его личность и достоинство.

Попытки обсудить с ним его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны. Все без исключения ваши претензии будут приписаны вашему дурному характеру – ведь многие, с кем он общается, с ним согласны.

Такой человек нацелен на дело, люди для него – инструмент

Как противодействовать:

Защититься от «Танка» непросто, защитить других тоже очень сложно – он все равно найдет, кого под себя подмять.

Рекомендации для общения:

  • Спокойно держитесь своей точки зрения.
  • Богатство аргументации и ораторское искусство не имеют никакого значения и не дадут никакого эффекта.
  • Если начнутся открытые оскорбления, – скажите, что не намерены продолжать разговор, поскольку «Танком» нарушены правила приличия. Можно сделать некоторые уступки, но в главном нужно стоять на своем, без упреков, обвинений, срывания масок.

Противостоять таким людям особенно трудно, где силен дух тоталитаризма, где распространено давление в межличностных отношениях.

Тип личности «Пиявка»

«Пиявка» не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, труднее направить мысли в нужное русло. Не считает, что доставляет какие-то неприятности собеседнику, он дарит свое общество и благодарен себе за то, что проявляет инициативу в общении. Если он вял и молчалив, то все равно доволен собой, все должны ценить, что он многое прощает. Умеет подключать собеседника к своим проблемам и заставляет переживать отрицательные эмоции.

Как противодействовать:

В конце разговора нужно сказать «Пиявке» о своих ощущениях, состоянии, о том, как оно менялось по ходу общения. Без оценок и упреков опишите ему, что с вами происходит, как вы себя чувствуете.

Тип личности «Вата»

Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом часто возникают проблемы: «Вата» не выполняет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее. У такого типа постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного. Не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.

Как противодействовать:

Прояснить с ним отношения основательно довольно трудно, потому что он во всем соглашается. При таком разговоре можно почувствовать себя неуютно, когда приходится упрекать вроде бы доброжелательного и сговорчивого человека. Тем не менее, надо вспомнить несколько его поступков и показать ему, что слова слишком далеки от дел.

Тип личности «Обвинитель»

Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей: соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, сослуживцев, начальников, чиновников правительства. Критикует увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать. Если вы попытаетесь прервать бесконечную обвинительную речь, скорее всего, агрессии не будет. Будет легкое раздражение: либо вызванное вашей, конечно же, неумелой попыткой обвинять лучше, чем он, либо “вашей близорукостью” и тщетной попыткой оправдать кого-либо.

Как противодействовать:

“Обвинителем” движет страстное желание выговориться и быть услышанным. Пытаться сбить его бесполезно, слов своей песни он не забывает. Безусловно, для ушей приятнее настоящая музыка. Но что делать? Можно научиться и под музыку обвинительных речей заниматься какими-нибудь делами.

Обычно после одного– двух часов неутомимого раскрытия истины «обвинителю» становится легче и тогда его можно перебивать, переводить разговор в другое русло. Только не вздумайте хоть малым намеком дать понять, что он в чем-то не прав или вам показалось, что он высказал не все доводы. Он повторит еще два или три раза. Тогда следующей передышки в речи вы будете ждать не менее трех часов.

Тип личности «Всезнайка»

Постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство в компетентности и свою занятость.

Как противодействовать:

Наилучший способ справиться с ним – считаться с его мнением (нередко он и в правду бывает компетентен). Лучше не спорить с ним и не настаивать на продолжение встречи, если уж он утверждает что ему некогда.

Тип личности «Пессимист»

Может создать немалые трудности. Стоит внимательно отнестись к его критическим замечаниям, т.к. нередко в них есть рациональное звено.

Как противодействовать:

Пессимисту необходимо дать время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрировать те трудности, которые он видит. Полезно опередить пессимиста в негативных высказывания, найти полезное в его позиции. Скорее всего, тогда он станет вашим союзником.

«Пассивно-агрессивный» тип личности

Он не возражает и не сопротивляется, открыто, но старается достичь своих целей за счет других. Его враждебное отношение то и дело в чем-то проявляется, но вывести его на чистую воду довольно трудно. Например, он может сделать работу только наполовину, не так, не вовремя или небрежно. Этому у него всегда найдутся вполне логичные, псевдоразумные объяснения типа: «Я не знал», «Я забыл». Пассивно – агрессивный человек внешне часто демонстрирует готовность к сотрудничеству и даже предлагает свою помощь. Однако на деле все кончается невыполнением работы.

Как противодействовать:

По возможности лучше не связываться с подобными людьми, или, по крайней мере, не рассчитывать на них при выполнении каких-то важных задач. Важно не принимать близко к сердцу их проделки, не проявлять внешне гнев и разочарование – это как раз и есть тот выигрыш, которого они добиваются.

Если же вы вынуждены иметь дело с «пассивно-агрессивным» человеком, добейтесь, чтобы он точно записал, что от него ожидается. Идеально, если вы сохраните копию обязательства для себя, чтоб потом предъявить ему. Четко обрисуйте ему значимые для него последствия невыполнения данной задачи. Контролируйте ход невыполнения обещанного. Очень важно держать себя в руках и не предъявлять претензий до того пока человек такого типа еще не сделал ничего плохого, не «программировать» его на невыполнение. Если вы сталкиваетесь с пассивно-агрессивным типом, который практикует перешептывание за вашей спиной, то важнее всего обнаружить, «обнародовать» его, сохраняя при этом хладнокровие. Он силен только сидя в «кустах». Задайте ему напрямую, возможно, в присутствии других, вопросы о том, чем он недоволен, чего хочет. Скорее всего, он стушуется и растеряется.

«Сверх покладистый» тип личности

Может выглядеть очень похоже на пассивно-агрессивного тем, что со всем соглашается. Более того, он настойчиво предлагает свою помощь, но почти ничего не выполняет. Ссылаясь на перегруженность и другие обстоятельства. При этом он склонен обижаться в ответ на высказанное ему по этому поводу замечание, т.к. думает, что хотел помочь от чистого сердца, а его чистый порыв не оценили. Чаще всего это человек, который хочет всем нравиться, и не видит другого способа, кроме как быть полезным.

Как противодействовать:

Конфликты личностные
pochueva.com

Личностные конфликты

В зависимости от того, какие именно аспекты личности затрагиваются противоречиями, целесообразно различать три вида конфликтов: в мотивационной, когнитивной или деятельностной сферах.

Первый вид – мотивационные конфликты – это конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых.

Возникновение и развитие этого конфликта обусловлено психологическими закономерностями принятия решения по значимым для него ценностным ориентациям в результате восприятия окружающей действительности инстинктом, рассудком или сознанием.

Мотивационные конфликты в психологии рассмотрены достаточно полно. Классическим подходом к их изучению считается работа американского психолога Курта Левина. Его основная заслуга в проблемах конфликта заключается в том, что он обосновывает причины возникновения конфликтной ситуации в конкретной обстановке, которая воздействует на человека. Следовательно, противоречия существуют объективно, а не рождаются психикой, хотя в процессе восприятия эта объективность подвергается существенному анализу, в результате чего каждый человек оценивает её по-своему, в соответствии с тем образом объективного мира, который отражает его психика.

В соответствии с исследованием Курта Левина все внутриличностные конфликты подразделяются на три типа:

Конфликт мотивов – это когда человек выбирает между одинаково привлекательными, но взаимоисключающими друг друга альтернативами.

Не будем отрицать возможность такого парадокса, хотя по отношению к ослу она навряд ли правомерна. А вот человек может довести себя до такого состояния, что не притронется к пище и умрёт с голоду в силу каких-то внутренних убеждений.

Внутриличностный конфликт может проявляться в различных формах. Одна из самых распространённых форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

Например, курсант вместо подготовки к заступлению в наряд, выполняя приказание командира роты по сдаче накопившихся задолженностей по учёбе, не смог приготовиться к несению службы и был наказан. В результате у него возник внутренний конфликт, по его мнению, из-за противоречивых требований командира роты. Хотя в действительности конфликт был порождён неумением курсанта распоряжаться своим временем, так как вместо того, чтобы решать проблемы поочерёдно, он пытается их совместить. А совмещать несовместные действия, как утверждают представители абсолютного детерминизма, дело безнадёжное.

Рассмотренный тип конфликта мотивов предполагает необходимость выбора, обеспечивающего положительную мотивацию. Но возможны также ситуации, когда приходится выбирать из двух зол меньшее. Представим ситуацию, в которой оказался курсант Н. Завтра последний срок сдачи задолженности зачёта по специальности. Нужно сдавать, иначе может быть поставлен вопрос об отчислении из института.

Третий тип конфликта мотивов случается тогда, когда перед человеком возникает цель в равной мере и привлекательная, и отрицательная. Внутренняя борьба в этом случае связана с постоянным решением жизненных проблем и принятием ответственных решений. В какой институт поступать учиться? Какой факультет выбрать? Какую специальность осваивать?

Эти ситуации могут превращаться и в мучительный жизненно важный выбор: например, продолжать существовать в устроенном мире сложившихся отношений, стабильной учёбы, привычного образа жизни или, потеряв все, начать сначала?

Все описанные типы конфликтов являются мотивационными, поскольку их содержанием является борьба мотивов.

Следующий вид – когнитивные конфликты, в основе которых находится противоречие между представлением (воображением) и реальностью. Согласно идеям когнитивной психологии человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т. д. и испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований. Например, некто, с кем, как вы полагали, вас связывают вполне дружеские отношения, совершает несовместимый с этим поступок. Возникает противоречие двух представлений: «он мой друг» и «друзья так не поступают», эмоциональное переживание которого знакомо многим.

Данная проблематика описывается в психологии теорией когнитивного диссонанса. В соответствии с ней люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния диссонанса, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания» (понятия, мнения), психологически противоречивых (не согласованных). Типичные способы уменьшения когнитивного диссонанса – либо изменить одно из противоречащих представлений так, чтобы они более-менее соответствовали друг другу либо прийти к некоему новому представлению или «знанию», которое, например с помощью обобщения, примирит, снимет противоречие между ними. В приведенном нами примере человек может пересмотреть свое отношение к своему другу – «он мне не друг» (что соответствует второму – «друзья так не поступают»); пересмотреть свое отношение к его поступку, который, может быть, не так уж и плох, как сначала показалось; наконец, можно попытаться примирить два несоответствующих друг другу представления с помощью их включения в новую систему рассуждений о своих завышенных требованиях к людям, об изменившихся временах и т. д. Конечно, в реальности эти изменения во внутренней системе представлений происходят нелегко: они могут быть болезненны, связаны с большими потерями и соответствующими эмоциональными переживаниями.

Следующий вид – ролевые конфликты (противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни личности).

Одним из способов описания жизнедеятельности человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей.

Традиционно различаются два основных вида ролевых конфликтов, возникающих на внутриличностном уровне.

Это, во-первых, межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и, соответственно, требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми, что превращается для человека в серьёзную психологическую проблему.

Например, противоречие между ролью курсанта и ролью молодого не обременённого семьёй человека. Само по себе это противоречие в известном смысле неизбежно: чем больше времени посвящается учёбе, тем меньше возможностей для самосовершенствования вне военной системы. В этой ситуации внутренний конфликт может разрешиться компромиссным вариантом. Но в зависимости от обстановки он может превратиться в тупиковый вариант с тяжёлым выбором одного или другого решения.

Второй вариант ролевых конфликтов – это внутриролевые конфликты, т. е. противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда или из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли (например, быстро, без колебаний принимать решения) или из-за его нежелания делать это опять возникает проблема выбора (выбрать роль и изменить себе или отказаться от роли, а, может быть, найти компромиссный способ снятия или ослабления этого противоречия).

Как видим, каждый из рассмотренных видов внутриличностных конфликтов – мотивационный, когнитивный и ролевой имеет своё содержание и свою специфику. Но в зависимости от характера основного противоречия они могут разрешаться по-разному, в том числе и по компромиссному варианту.

Необходимо подчеркнуть, что все внутриличностные конфликты характеризуются определённой интенсивностью эмоциональной напряжённости, которая проявляется в личностной тревожности, фрустрации и стрессе.

Личностная тревожность может восприниматься окружающими в виде беспокойства, опасения, страха. Но она может переживаться и незаметно для окружающих. В этом случае её влияние сказывается только на поведении и деятельности данного конкретного человека положительно или отрицательно.

Если же внутренний конфликт становится заметным, то он может порождать другие внутриличностные конфликты, а также межличностные и межгрупповые конфликты. В сложных условиях и опасной боевой обстановке его влияние может стать причиной тяжёлого коллективного беспокойства, даже страха и паники.

Как черта личности тревожность формируется и закрепляется в раннем детстве.

Она проявляется в типичной, ситуационно устойчивой, т. е. возникающей независимо от конкретной социальной обстановки, реакции человека – состоянии повышенного беспокойства – на угрожающую его личности ситуацию или кажущуюся таковой. Она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких, например, как: мотив избегания неудачи, стремления уходить от ответственности, боязнь вступать в дискуссию с другими людьми.

Мотив избегания неудачи – это стойкая тенденция человека делать все от себя зависящее не для того, чтобы в каком-то деле добиться значительного успеха, а для того, чтобы выполнить его просто не хуже большинства других. Человек, имеющий такой мотив, не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее. Следовательно, с личностной тревожностью у человека обычно связан целый комплекс других отрицательных черт, и малую группу, порождающую у личности тревожность, следует рассматривать как препятствующую развитию данной личности.

Ситуационная тревожность – это внешнее проявление тревожного поведения индивида в конкретной ситуации, которое, однако, не связано с наличием у него личностной тревожности. Она может проявляться у разных людей в самых различных ситуациях, причем в одних из них она выступает отчетливо, а в других не проявляется вовсе. Например, есть люди, которые обнаруживают специфическую тревожность, повышенное состояние беспокойства на экзаменах, а в других случаях жизни ведут себя более уверенно и смело.

Личностная и ситуационная тревожность связаны таким образом, что первоначально у человека возникает только ситуационная тревожность, а потом она может перерасти при неблагоприятных условиях в личностную.

При неблагоприятных условиях тревожность может способствовать возникновению фрустрации. В психологии фрустрация понимается как временное состояние эмоционального расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении поставленной цели или тщетностью усилий, прилагаемых для ее достижения. Фрустрация часто сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой и отчаянием; она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации. В групповых отношениях фрустрация нередко способствует возникновению межличностных конфликтов.

У разных людей в состоянии фрустрации может быть различная реакция, которая может выступать в форме агрессивности, апатии, регрессии. Агрессивные действия нередко возникают тогда, когда внутренняя напряженность, порожденная неудовлетворенным желанием, ищет внешней разрядки и находит точку ее приложения в другом человеке, который фрустрируемым воспринимается как причина его отрицательного эмоционального состояния.

Объектом агрессивности фрустрированного, раздраженного человека может стать все, что окажется под рукой в данный момент времени, в том числе и другой человек. Часто объектом вымещения агрессивности для фрустрированного человека становятся другие члены его малой группы, которые раздражают фрустрированного и не способны дать ему отпор. Такое агрессивное поведение обычно называют «смешанным», так как объектом акта агрессии становится не фрустратор, а некоторый другой, случайно оказавшийся рядом объект.

Агрессивные реакции, порожденные фрустрацией, могут оказаться направленными не только на внутригрупповые, но и на межгрупповые отношения.

Если в силу сложившихся обстоятельств агрессия оказалась вымещенной на каком-либо объекте или по истечении значительного периода времени вызванная ею внутренняя психологическая напряженность сама спала, то следующей типичной психологической реакцией, наступающей за агрессией, является апатия – состояние, характерное эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к окружающим событиям и ослаблением побуждений и интересов. Быстрота ее возникновения вслед за агрессией и глубина могут быть индивидуально различными, по-разному проявляться в различных социальных группах. Но чем больше группа приближается к высокоразвитому коллективу, тем быстротечное и менее выражено это негативное состояние.

Апатия может иногда сопровождаться специфическим состоянием расстройства поведения и снижения уровня способностей, называемых регрессией. Регрессия представляет собой временное возвращение личности на более низкий уровень психологического развития.

medinfo.live
CATEGORIES
Share This