Конфликтность личности томус

Конфликтность

Конфликтность как качество личности – высокая частота и степень готовности к развитию и завершению проблемных ситуаций социального взаимодействия путем конфликтов, склонность к агрессивно-оборонительному стилю поведения.

Однажды к великому мастеру боевых искусств пришел ученик и спросил: “Что ты будешь делать, учитель, если окажешься на узкой горной тропе, где справа пропасть, а слева отвесные скалы, а сзади и спереди на тебя наступают твои давние враги, хорошо подготовленные и вооруженные?” “Я не понял тебя” – ответил мастер. Ученик в точности повторил все, что сказал в первый раз. “Тропа, скалы, пропасть, враги – всё это я понял, – сказал мастер, – Я не понял одного – как я окажусь на этой тропе?”

Конфликтность – это архитектор инцидентов. Подобно бойцовой собаке, она предрасположена к «драке». Конфликтность сама по себе не появляется. Нужно чтобы в человеке были проявлены обидчивость, гневливость, вспыльчивость и подозрительность. Обладая таким набором пороков, конфликтность во «всеоружии» агрессивно и воинственно настроена к окружающему миру. Если еще в ней много огня, темперамента, если она вдобавок ко всему некультурна, развязна и расхлябана, живет в невежественное среде, то всё, как в карточном пасьянсе, сложилось. Идеальный психологический портрет конфликтности готов.

Опытная конфликтность использует всякий шанс, чтобы «вздрогнула» Вселенная. Эгоистичная, повышенно возбудимая и внушаемая, она начинает «рвать тельняшку» даже если внешний мир не проявляет к ней никакой агрессии. Достаточно плохого настроения, утомления, страха, чувства неуверенности и неопределенности, и она грозовым ливнем обрушится на всякого, кто попадет ей под руку.

Как не парадоксально, человеку, зачастую нравится его конфликтность. Например, обидчивые люди постоянно ищут повода обидеться, ибо им по душе состояние обиды, через него они добиваются каких-то своих целей – привлечение к себе внимания, вызывание у другого чувства вины, исполнения своих прихотей. Обидчивость — одна из составляющих конфликтности. Другая ее составляющая – вспыльчивость предполагает склонность к неадекватным, чрезмерным реакциям — эмоциональной несдержанности, взрывной раздражительности на обычные раздражители. Конфликтность гневлива, ибо склонна быстро переходить к эмоции гнева в ответ на внешние раздражители, мешающие удовлетворению каких-то важных для нее потребностей либо нарушающие ее критерии и нравственные ценности. Подозрительность необходима для конфликтности, поскольку склонна отказывать людям в доверии, безосновательно усматривать их враждебные намерения, избегать привязанностей из опасений оказаться обманутым, предполагать обман в действиях контрагентов.

Обладатель конфликтности оценивается внешним миром как конфликтная личность. Люди уклончиво говорят: «У него сложный, тяжелый характер». Психологи выделяют шесть характерных типов конфликтных личностей: демонстративные, ригидные, неуправляемые, сверхточные, рационалисты и безвольные.

«Демонстративные» характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду. «Ригидные» отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость. «Неуправляемые» отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля.

Поведение — агрессивное, вызывающее. «Сверхточные» — это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям, подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни.

«Рационалисты» — расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьерных или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не «закачается кресло» под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя. «Безвольные» характеризуются отсутствием собственных убеждений и принципов. Их можно сделать орудием в руках лиц, под влиянием которых тот оказался.

В русской поэзии было два носителя конфликтности – Маяковский и Есенин. Первый провозглашал:

через лирические томики,

с живыми говоря.

Сыпь, гармоника. Скука… Скука…
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мною, паршивая сука,
Пей со мной.

Излюбили тебя, измызгали —
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Иль в морду хошь?

В огород бы тебя на чучело,
Пугать ворон.
До печенок меня замучила
Со всех сторон.

Вечные противники и антагонисты, оба, каждый по-своему, сотрясали общественные устои и предписания. Есенин любил называть себя хулиганом:

Дождик мокрыми метлами чистит
Ивняковый помет по лугам.
Плюйся, ветер, охапками листьев,—
Я такой же, как ты, хулиган.

Он искал вдохновения то в изысках имажинизма, то в народной песне, буянил в кабаках и женился на стареющей танцовщице. Маяковский начинал громко как талантливый кубофутурист, жил в странной «семье на троих» с Лилей Брик и ее мужем. Один носил косоворотку и нелепый цилиндр, другой – желтую кофту. Оба, Маяковский и Есенин, приняли и поддержали Октябрьскую революцию. Обоих она, в конце концов, и погубила, приготовив для одного разочаровавшегося петлю, а для другого – пистолет.

podskazki.info

Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»

Опросник «Стиль поведения в конфликте» разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делает акцент на следующих аспектах: исследование формы поведения в конфликтных ситуациях, характерных для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях автор применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3. компромисс
4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Инструкция: В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

  • А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  • Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
  • А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
  • Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
  • А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
  • Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  • А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
  • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
  • А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
  • Б. Я стараюсь добиться своего.
  • А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  • Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  • А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
  • Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
  • А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
  • Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
  • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  • Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
  • А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
  • Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
  • А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
  • Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
  • А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
  • Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
  • А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
  • Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
  • А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
  • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  • А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  • Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
  • Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  • А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
  • Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
  • А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  • Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
  • А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
  • Б. Я отстаиваю свои желания.
  • А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
  • Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  • А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
  • Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
  • А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
  • Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
  • А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
  • Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
  • А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
  • Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Обработка результатов.

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.

world-psychology.ru

Оценка способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас)[9]

Оценка способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас)[9]

Методика определяет типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько педагог склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе, в школьном классе, стремится к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их, а также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

Текст опросника

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить конфликт с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя. б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со време-нем решить его окончательно. б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если

он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять

б) Я даю другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь склонить другого на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Обработка результатов

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с «ключом».

Ключ опросника

Соперничество — 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а. Сотрудничество — 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б. Компромисс — 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а. Избежание — 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б. Приспособление — 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

Выводы

Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Семейная расстановка в детской психиатрии: обогащение терапевтической работы. Томас фон Штош

Семейная расстановка в детской психиатрии: обогащение терапевтической работы. Томас фон Штош В дневной стационар психиатрического отделения для детей и подростков принимаются дети в возрасте от трех до семи лет. Как правило, их проблемы связаны с разнообразными

Убеждения в конфликте

Убеждения в конфликте Нам предстоит заняться тем, каким образом привести в гармонию две подобные конфликтующие идентичности или системы убеждений. Конфликты в системе убеждений возникают, когда два и большее число убеждений ведут к конфликтному поведению. Подобного

КП, или Поведение в семейном конфликте

КП, или Поведение в семейном конфликте Все жены — смертны. Детский сказочник Е.Шварц (наверное, после семейной ссоры) КП — это Конфликтный Посыл или Конфликтное Поведение, когда один задевает другого, делает ему неприятно (а мог бы не задевать, не делать…). Кто-то из

Правила поведения в конфликте

Правила поведения в конфликте В нашем обществе человеку приходится сталкиваться с конфликтами довольно регулярно. Поэтому всем полезно освоить приемы, которые могут способствовать снятию напряжения у конфликтующих.Таблица 11.1 Стоит обратить внимание на то, что все

Оценка реагирования

Оценка реагирования Контроль состояния — одна из двух больших трудностей исследования младенцев. Вторая из них — выявление реакций, по которым можно было бы судить о возможностях малыша.Рассмотрим самый трудный случай: исследование новорожденных. Новорожденный не

Томас Вольф

Томас Вольф Томас Вольф, известный писатель из Эшвилл, был подвержен страшному влиянию подсознания на свою писательскую деятельность и за свою короткую жизнь написал несколько миллионов слов, которых никто никогда не напечатал. Однажды он сообщил, что написал большую

ВИДЫ СТРЕССОВ ПРИ КОНФЛИКТЕ

ВИДЫ СТРЕССОВ ПРИ КОНФЛИКТЕ Состояние стресса может возникнуть как следствие конфликтной ситуации, а может быть причиной или поводом для начала конфликта.Стресс характеризуется психофизиологическими параметрами и проявляется индивидуально. У каждого человека

Самый короткий путь к известности Лоуэлл Томас

Самый короткий путь к известности Лоуэлл Томас Эта биографическая справка о Дейле Карнеги написана как введение к оригинальной редакции книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Она помещена в данном издании, чтобы предоставить вниманию читателей

Схема 7.1.5 Медиаторы в конфликте

Схема 7.1.5 Медиаторы в конфликте Официальные: ? государственные правовые институты; ? правительственные и др. государственные комиссии; ? руководители предприятия, учреждения; ? общественные организации; ? профессиональные

Как вести себя в конфликте

Как вести себя в конфликте Зная все это, вы можете принять решение о том, как вам участвовать в назревающем конфликте. Вариантов может быть много.Вы можете увернуться от конфликта — промолчать, уйти куда-нибудь, отделаться шутками. В этом случае вампир не получит своей

psy.wikireading.ru

Тест Томаса «Поведение в конфликтной ситуации»

Тест Томаса (Kenneth Thomas) на поведение в конфликтной ситуации является одним из самых популярных среди подобных. Идея модели двухмерного урегулирования конфликтов была создана в соавторстве с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann), из-за чего методику также называют тестом Томаса-Килманна. Авторы считали, что люди должны не стремиться избежать конфликта любой ценой, а грамотно управлять ими.

Выведенная авторами двухмерная модель урегулирования конфликтов состоит из двух измерений:

  • Поведение личности, учитывающее интересы других людей
  • Поведение личности, игнорирующее интересы и цели других людей и направленное на защиту собственных интересов

Таким образом, на основе различных комбинаций выраженности измерений выделяются 5 способов урегулирования конфликтов:

Соперничество

Как правило соперничество выражается в активном навязывании предпочтительного для Вас исхода второй стороне конфликта. Иногда оно бывает оправданно, например, когда принятое решение приведёт к выгоде для всех окружающих, а не только одному или нескольким людям, или когда предложенное решение явно более конструктивное. Также соперничество часто используется при недостатке времени для уговаривания оппонента и оспаривания его доводов.

Соперничество стоит проявлять в опасных, экстремальных ситуациях когда времени на убеждение второй стороны нет и нерешённый вопрос может привести к опасным последствиям.

Приспособление

Приспособление может проявляться в добровольном или вынужденном отказе от продолжения борьбы и сдача своих позиций полностью или частично. Например, это может произойти от:

  • осознания своей неправоты
  • значительной зависимости от оппонента
  • незначительности проблемы
  • желания сохранить хорошие отношения с оппонентом
  • уже полученного урона и нежелания потерять ещё больше
  • угрозы ещё более негативных последствий
  • влияния третьей стороны, вмешавшейся в конфликт
  • осознания отсутствия шансов на победу

Одним из примеров такого поведения в конфликте можно привести знакомое всем автомобилистам «правило трёх Д» — «Дай Дорогу Дураку».

Компромисс

Часто оппоненты готовы частично пожертвовать своими интересами и завершить конфликт без перехода в состоянии полномасштабной войны, где останется только один, но с огромными потерями. Таким образом происходит готовность простить оппонента, отказаться от части первоначальных требований, частично признать правоту оппонента.

Компромисс крайне эффективен, когда обе стороны понимают, что обладают примерно равными возможностями, взаимоисключающими интересами. Или удовлетворяются частичным и, возможно, временным решением перед угрозой потерять всё.

В настоящее время компромисс — это наиболее часто используемое средство для завершения конфликтов.

Избегание

Избегание можно также назвать уходом от решения проблемы, когда одна из сторон пытается выйти из конфликта при минимуме действий и ущерба. Обычно используется уже после неудачных попыток отстоять свою правоту. Конфликт в таком случае остаётся не разрешённым, но затухает на какое-то время или навсегда. Избегание может оказаться вполне правильной и нужной реакцией на затянувшийся сверх всякой меры конфликт.

Также стараться избегать продолжения конфликта можно при стремлении потянуть время, выработать новую стратегию поведения, отсутствия желания решать проблему вообще и отдать решение на волю оппонента, а также просто при отсутствии или нехватке времени и сил продолжать начатое.

Сотрудничество

Наиболее конструктивное и эффективное поведение в практически любом конфликте. К сожалению, работает только при обоюдном желании оппонентов и готовность рассматривать противоположную сторону не как врага, которого нужно уничтожить любыми способами, а как союзника для эффективного решения проблемы к выгоде обеих сторон.

Стратегия сотрудничества эффективна когда:

  • все участвующие стороны понимают важность решения проблемы,
  • зависят друг от друга
  • не имеют предубеждений против друг друга

К. Томас полагал, что при избегании конфликта успеха не добьётся ни одна из участвующих сторон. При таком поведении, как компромисс, конкуренция, приспособление, проигрывают или обе стороны, так как уменьшают свои требования и идут на уступки, или только одна из сторон конфликта, а вторая выходит чистым победителем. И только в случае взаимного сотрудничества обе стороны выигрывают, получая всё требуемое и даже больше.

Инструкция к тесту Томаса «Поведение в конфликтной ситуации»

Вам будет предложено 30 пар вариантов различного поведения в конфликте. В каждой из пар необходимо выбрать одну наиболее близкую Вам. Правильных или ошибочных ответов нет, старайтесь отвечать вдумчиво и правдиво, т.к. только от этого зависит достоверность результата теста.

Время прохождения теста: 5 – 10 минут

Предполагаемая аудитория: взрослые люди, возможно прохождение старшеклассниками

Стоимость теста: бесплатно

Количество вопросов: 30

Конфликтность личности томус
proforientatsia.ru

Типология проведения личности в конфликте

(вариант интерпретации по методике К. Томаса)

Адаптированный вариант В.А. Хащенко[143]

В.А. Хащенко предложены новые, более широкие возможности использования и интерпретации теста К. Томаса. Его достоинствами являются компактность, быстрота в проведении и обработке результатов, универсальность – пригодность для использования на разных контингентах испытуемых. Вместе с тем, тест К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной имеет ряд недостатков.

1)Прежде всего они связаны с его недостаточными интерпретационными возможностями. Из ответов испытуемых не ясно, чем определяется предпочтение того или иного способа поведения: ситуативными факторами, наличным опытом конфликтного взаимодействия, состоянием человека или его устойчивыми личностными характеристиками.

2)Представленная в тесте интерпретация основных способов поведения позволяет оценивать как идентичные различные по своей мотивационной наполненности тенденции поведения. Например, выбор “соперничества” может наблюдаться как в случае личностной агрессивности, так и отстаивания человеком собственной точки зрения, а предпочтение “компромисса” – интерпретироваться и как взаимные уступки и как соглашательство, беспринципность.

3)Существенным является отсутствие в методике Томаса процедуры обработки и интерпретации, позволяющей давать интегральную оценку поведенческому профилю человека в ситуации конфликта, т.е. относить его к определенному психологическому типу.

Задачи работы по улучшению психодиагностических возможностей методики включали разработку: индивидуально-психологической интерпретации основных способов поведения в конфликте, процедуру обработки и интерпретации поведения в конфликте в рамках его психологических типов

Работа проводилась в 1990-1993 гг. на базе исследований лаборатории психологии малых групп Института психологии РАН.

Предложенная В.А. Хащенко типология расширяет психодиагностические возможности опросника К. Томаса, ориентируясь при интерпретации на поведенческий профиль личности, на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени – на абсолютную величину показателей по основным факторам поведения в конфликте. Преимущества данного способа интерпретации над существующим заключается в том, что он позволяет давать интегральную оценку поведения испытуемого с учетом его индивидуальных характеристик.

Работа с исследуемыми проводится, согласно процедуре адаптированного Н.В. Гришиной варианта методики К. Томаса, направленной на изменение личностной предрасположенности к той или иной тенденции поведения в конфликтной ситуации.

Процедура обработки и интерпретации данных.

Сравнительный анализ эмоционально-волевых и коммуникативных особенностей лиц, предпочитающих те или иные тенденции поведения в ситуации конфликта по К.Томасу, показал, что каждый способ поведения сочетается с определенным симптомокомплексом психологических характеристик, полученных с помощью других психодиагностических тестов.

Индивидуально – психологическая интерпретация основных способов поведения в конфликте.

Соперничество (F).

При его доминировании проявляются следующие личностные особенности: доминантность, активность, решительность в поступках, независимость, склонность к конфликтным проявлениям, низкая подчиняемость, завышенный уровень притязаний и самооценки, чувство собственного превосходства над окружающими, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное же возводится в ранг догмы и категорически отстаивается. Высокая экстрапунитивность сочетается с акцентированным чувством ответственности, поэтому иногда личность берет на себя роль “борца за справедливость”. Неудовлетворенность своей позицией в группе, сверхчувствительность к замечаниям в свой адрес, как правило, склонность к построению “сверхценных” умозаключений, связанных с убежденностью в недоброжелательности окружающих.

Выражение почтения и восхищения со стороны окружающих воспринимается как должное, тогда как отсутствие их проявления не вызывает сомнения в собственных способностях и объясняется враждебностью, некомпетентностью и недобросовестностью окружающих.

В ситуации конфликта данные лица проявляют болезненную обидчивость, повышенную чувствительность по отношению к действительной или мнимой несправедливости. Конфликт вызывает у них враждебность в высказываниях и поступках, повышенную напряженность в отношениях. Они практически никогда не приспосабливаются к интересам других. Эмоциям не хватает тепла, а поступкам – конформности.

Сотрудничество (P-S).

Данный способ поведения обнаружил близость к таким личностным характеристикам, как низкая ориентированность на собственные интересы, ригидность установок, упорство в достижении цели, повышенное чувство справедливости в сочетании с убежденностью в собственной правоте, непосредственность и прямолинейность в высказываниях. Легко загорающееся чувство обиды к критическим замечаниям окружающих, особенно, в случае, ущемляющем престиж личности, сочетается у лиц, предпочитающих данный способ поведения в конфликте, с низкой доминантностью, высоким следованием социальным нормам и требованиям, заботой о впечатлении, которое они производят на окружающих, своем престиже, общественной репутации. Они стремятся быть в центре внимания, ищут поддержки и признания окружающих. Выбор поведения “сотрудничества” объясняется не столько наличием высокой доброжелательности по отношению к окружающим, сколько честолюбием, потребностью в подтверждении собственной значимости, стремлением поддержать высокий социальный престиж, следуя существующим социальным стандартам поведения.

Вытесненная агрессивность, негативное отношение к критике, маскируется у них повышенным демонстрированием в конфликте сотрудничества и конвенциональности. Данные лица хорошо контролируют свои эмоции и поведение, поэтому их отличает рациональность поведения в конфликте.

Компромисс (С).

Испытуемые данного типа поведения в конфликте характеризуются низким самоконтролем поведения, импульсивностью, непостоянством, слабой волей, асоциальностью, отсутствием стремления к выполнению социальных требований. Их поведение не отличается планомерностью. Они часто теряются и действуют хаотично, не умеют организовать свое время и порядок действий. Как правило, такие люди редко берут на себя ответственность при решении групповых проблем. Легкомысленность и небрежность в выполнении социальных требований может сочетаться у этих лиц с проявлением недружественности, отсутствием стремления к сотрудничеству.

Чрезмерная склонность к компромиссам маскирует легкость заимствования чужих представлений и взглядов, ориентацию на сиюминутные требования ситуации, отсутствие видения перспективы. Неустойчивость оценок и непоследовательность поступков являются ведущими характеристиками этих людей.

Таким образом, следующие эмоционально-волевые особенности личности, как подверженность чувствам, асоциальность поведения обуславливают предпочтение в ситуации конфликта компромиссного способа его решения. Вместе с тем, эти личностные особенности определяют и высокую подверженность поведения влиянию случая и обстоятельств. Поэтому как правило, компромисс предпочитается в ситуации неопределенности исхода конфликта.

 

Избегание (W).

Наиболее существенной индивидуальной характеристикой этого способа поведения являются следующие особенности интерперсонального взаимодействия личности с окружающими. Лица, предпочитающие “избегать” ситуации конфликта, отличаются неуверенностью, низкой настойчивостью в достижении цели и невысокой поведенческой активностью в группе.

Низкая ориентация на собственное мнение, повышенная мнительность, опасение неуспеха являются основой мотивационной направленности этого способа поведения. Их поведение не отличается непосредственностью и прямолинейностью, наоборот, чаще всего в контактах с людьми они проявляют расчетливость, скептицизм и эмоциональную сдержанность. Поэтому и ситуации конфликта они очень осторожны и корректны, но держат себя всегда отстраненно.

Наличие у этих лиц некоторой непластичности поведения обуславливает их нежелание участвовать в разрешении возникающих противоречий, стремление уйти от проблемы. Зачастую эти люди склонны оправдывать подобное поведение, находя рациональное объяснение своим поступкам.

Ситуация конфликта не является для них фрустрирующей. Она рассматривается как нечто неизбежное, преодолимое со временем. Они никогда не ищут виновных за случившиеся и не предъявляют к другим высоких требований.

Приспособление (S).

Этот способ поведения обнаружил выраженную близость к следующим личностным чертам: низкая враждебность и подозрительность по отношению к окружающим, высокая интрапунитивность поведения, конформность, невысокая ориентация на себя и свои интересы. Лица, выбирающие данный способ поведения, по своим личностным особенностям полярны тем, кто выбирает в качестве ведущего способа разрешения конфликта “соперничество”. Ситуация конфликта рассматривается как фрустрирующая, но не подлежащая осуждению.

Вину за создавшуюся ситуацию человек берет на себя, требования к окружающим по ее разрешению не предъявляет. Для этих лиц характерна некоторая “жертвенность”, отсутствие прагматичности поведения. В ситуации конфликта их поведение сопровождается угрызением совести и чувством вины за создавшуюся ситуацию.

Для описания поведения человека в ситуации конфликта В.А. Хащенко предложена трехмерная модель, основополагаюшими измерениями которой являются: стремление к сохранению отношений — стремление к изменению отношений; активность – пассивность; агрессивность – толерантность. Каждое измерение представляет собой полярный фактор, полюса которого характеризуют противоположные тенденции поведения, а нулевая точка является началом двух направлений оценки. Таким образом, модифицированный Хащенко вариант методики позволяет определить шесть тенденций поведения человека в ситуации конфликта (дополнительные к основным показателем, предложенным К.Томасом).

megaobuchalka.ru
CATEGORIES
Share This