Коммуникативный тренинг это

Коммуникативные тренинги

Коммуникативный тренинг как форма активного обучения и психологического воздействия. Анализ целей, основных задач и направлений группы коммуникативного тренинга. Принципы и правила работы в группе. Перечень упражнений для работы тренинговой группы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Цели и задачи тренинга

2. Принципы и правила работы в группе

Список используемых источников

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются люди – это проблема взаимодействия с окружающими людьми. Выпадая из привычной социальной ниши, они испытывают дефицит общения. Для того, чтобы помочь людям преодолеть эти трудности, необходима групповая форма работы. Наиболее эффективным в этом плане, на наш взгляд, является коммуникативный тренинг.

Коммуникативный тренинг – это форма психологического воздействия, основанного на активных методах групповой работы, специально организованное общение, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.

Член группы может активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые, несвойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Таким образом, тренинг это интенсивная подготовка к более активной и полноценной жизни в обществе. Для эффективного функционирования группы тренинга организующему и проводящему занятия, необходимо осознать основные цели и задачи тренинга. коммуникативный тренинг группа упражнение

Данная контрольная работа представлена в трех частях. В первой части дается описание целей и задач тренинга. Вторая часть представлена принципами и правилами работы в группе, необходимыми для соблюдения экологичности в работе. Третья часть – собственно упражнения, используемые на занятиях. Упражнения могут быть использованы в разной последовательности (в зависимости от особенностей динамики в группе). Поэтому в деталях даем план лишь первого занятия (поскольку оно остается неизменяемым).

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

· тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;

· тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

· тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

· тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

– Повышение адекватности собственного представления о себе и восприятия других;

– Рост индивидуальной ответственности за достижение личных целей и решение актуальных коммуникативных задач;

– Актуализация индивидуальных ресурсов, психологическая самокоррекция – приближение к состоянию внутренней гармонии и сбалансированности;

– Рост коммуникативной открытости и качества общения;

– Овладение навыками конструктивного социального взаимодействия;

– Развитие способностей к адаптации и творчеству.

– Предоставить участникам группы профессиональную помощь в решении насущных внутренних конфликтов, преодолении актуальных трудностей и барьеров;

– Обеспечить участникам группы опыт конструктивного самоисследования (самоанализа) и самостоятельного решения актуальных внутренних задач.

– Предоставить участникам группы опыт полноценного общения друг с другом и группой, переживания коммуникативной общности, эффективного взаимодействия в процессе решения общих задач.

– Обучить навыкам конструктивного выявления и решения межличностных проблем и конфликтов, установления эффективных отношений с окружающими, навыкам достижения максимальной степени групповой общности и сплоченности.

– Обучить навыкам активного самостоятельного внутреннего поиска и решения насущных психологических проблем и конфликтов.

– Обучить навыкам получения и конструктивного использования «обратной связи» (информации о себе от окружающей коммуникативной среды).

Одной из основных задач группы коммуникативного тренинга является помощь участнику в выражении себя своими индивидуальными средствами, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:

1. Восприятие себя через соотнесение себя с другим, то есть человек рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. В этом случае человек смотрит на себя как бы со стороны.

Групповые занятия дают возможность идентифицировать себя с другими членами группы.

2. Восприятие себя через восприятие себя другими, то есть человек использует информацию, передаваемую ему окружающими. Это так называемый механизм «обратной связи». В группе коммуникативного тренинга постоянно действует обратная связь, что позволяет участникам узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт.

3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности, то есть человек сам оценивает, то, что он сделал. Это механизм самооценки, который может помогать развитию личности или мешает этому процессу. В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.

4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, то есть человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы: проникновение в своё «Я», получение опыта понимания своего внутреннего мира.

5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика, то есть человек принимает своё тело, своё физическое Я. В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть и, приняв его, развивать себя и свои возможности.

2. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

1) Принцип диалогизации взаимодействия, то есть равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

2) Принцип постоянной обратной связи, то есть непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. В группе должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников подавать обратную связь (говорить другим о них самих) и принимать ее (слушать других о себе). Такая намеренная обратная связь, то есть осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.

3) Принцип самодиагностики, то есть самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие человеку познавать себя, особенности своей личности. У члена группы должна быть возможность увидеть себя в разных ситуациях, где от него требуется принятие определенного решения и его осуществление.

4) Принцип оптимизации развития, то есть от ведущего требуется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация психологического состояния отдельных участников и группы в целом, а активное вмешательство в происходящее на тренинге с целью оптимизации условий, необходимых для их развития. Используя специальные упражнения, ведущий может стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.

5) Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенность, в большей мере доверять партнерам, становится более гуманными по отношению друг к другу. Но, с другой стороны, тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы – обсуждение событий. Главная форма такой интеллектуальной деятельности групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.

6) Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так и в отдельных упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы.

7) Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, то есть в ней постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.

8) Принцип свободного пространства. Тренинги проводятся в изолированном помещении, чтобы работе группы ничто не мешало. В помещении для занятий должно быть предусмотрено место для игр, упражнений, и свободного передвижения участников, их расположения по кругу и объединения в микрогруппы по 3-5 человек. Расположение участников по кругу позволяет всем хорошо слышать и видеть друг друга, давая тем самым возможность воспринимать широкий спектр невербальных проявлений.

Необходимо отметить, что при наборе группы важно учитывать возраст участников, желательно, чтобы он был приблизительно одинаков.

Для того, чтобы работа в группе была более эффективной и экологичной, разработан ряд правил, которые принимаются в зависимости от особенностей группы.

1. Правило именной карточки

Каждый участник группы носит на груди именную карточку все время

работы тренинга. На карточке участник пишет то имя, которым будут называть его все остальные члены группы.

Карточки позволяют членам группы и ведущему решить проблему запоминания друг друга. С другой стороны, поскольку участники группы обязуются называть каждого именно так, как он сам того хочет, это правило «работает» на ощущение психологического комфорта членов группы. И, кроме того, возможность называть себя вымышленным именем способствует ослаблению стереотипного самосознания и поведения участников.

2. Правило «здесь и теперь»

Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т.п. Это срабатывает механизм психологической защиты. Основная же идея тренинга – превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности.

Поэтому необходимо говорить о тех проблемах, которые волнуют сейчас (если даже они происходили раньше).

Второй аспект этого правила состоит в том, что необходимо обсуждать те процессы, которые происходят в группе (стиль обращения, взаимоотношения, конфликты и т.п.).

3. Правило «обратной связи»

Во-первых, стремитесь дать почувствовать говорящему, как вы относитесь к его сообщению. Во-вторых, говорящий должен стремиться «уловить» представляемую ему «обратную связь».

4. Правило недопустимости непосредственных оценок человека

При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия (высказывания). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты говоришь много и неконкретно…» или вместо фразы «Ты мне не нравишься» лучше сказать «Мне не нравится твой тон обращения» и т.п.

Психологически важно подчеркнуть, что вместо оценок другого человека, мы говорим о своих чувствах, которые он (или его действия) у нас вызывает.

5. Правило присутствия на тренинге

Это означает, что не допускаются опоздания и пропуски занятий. Это правило обычно вызывает самые серьезные затруднения и возражения. У всех находятся очень важные дела, объективные обстоятельства, и все просят смягчить правило. Но для неукоснительного выполнения этого правила есть веские причины. Участие в тренинге не может не отразиться на каждом его участнике. Со временем члены группы все более доверяют друг другу, раскрываются друг перед другом и все больше привыкают к языку и стилю общения в психологической группе. Даже при однократном пропуске занятий участник как бы выпадает из этого процесса и воспринимается другими как «посторонний». Да и сам он не сразу включается в работу, не понимает, что происходит в группе.

6. Разговоры на тренинге

7. Запрет на обсуждение процедуры тренинга до окончания работы в группе

Не разрешается обсуждать технологию тренинга с людьми, не участвующими в работе группы, а участникам группы не разрешается обсуждать процедуру между собой до окончания работы в группе. Ведущий отказывается отвечать на вопросы по процедуре, типа: «А почему мы делаем именно это упражнение?», «А зачем это надо?», «А это надо было сделать по- другому».

Вопросы такого типа и вообще акцентирование внимания на процедурных моментах означают наблюдательскую позицию участника. Наблюдая за группой со стороны, оценивая работу ведущего и других участников, человек не включается в работу и вместо того, чтобы испытывать и анализировать собственные чувства и переживания, занимается анализом и оценкой поведения других людей. Это опять же снижает эффективность участия в группе. Поэтому ведущий не имеет права давать себя втягивать в эти, не имеющие отношения к смыслу разговоры.

8. Правило конфиденциальности

Участники группы должны понимать, что нельзя выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они получат о ком-то из участников группы в ходе работы. Только «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»!

Это правило (или право) в основном распространяется на ведущих группы, которые несут основную ответственность за «экологичность» работы. Ведущий, наблюдающий процесс, который может навредить либо отдельному участнику, либо группе в целом, имеет право прервать этот процесс.

Приведенный перечень правил, которые могут быть использованы для работы на тренинге, далеко неполный. Каждый ведущий, планируя начало занятий, ориентируется в подборе правил и на особенности участников, и на специфику группы в целом, и на свое представление о целях занятий.

Во время обсуждения правил, психолог дает возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения, замечания и обсудить их.

Опыт работы показывает, что каждая группа индивидуальна так же, как индивидуален и каждый ее участник, поэтому нам не представляется возможным заранее предложить жесткий сценарий тренинга. Мы предлагаем план и содержание первого занятия, а предоставленный ниже перечень упражнений поможет вам в планировании следующих занятий, т.к. цели и ход занятий зависят от индивидуальных потребностей участников группы.

Ведущий сам определяет, какие упражнения и в какой последовательности использовать для достижения результата, тем более что это зависит и от группы, в которой проводится тренинг.

1. Вступление: что такое коммуникативный тренинг, для чего он нужен.

2. Правила группы:

– общение по принципу «здесь и теперь»;

– конфиденциальность всего происходящего в группе;

– правило «стоп» для участников группы;

– правило «вето» для руководителя группы.

3. Упражнение «Я – мой сосед»

Участникам группы необходимо разделиться на пары. Задание заключается в следующем, в течение 15 минут участники в парах общаются друг с другом, пытаясь узнать друг о друге максимально больше информации. Важно помнить, что необходимо не только говорить о себе, но и слушать, что рассказывает напарник. Через 15 минут вы по очереди начинаете представлять нам вашего напарника, но от своего имени. При этом вы должны максимально точно передать все то, что вам было поведано в ходе вашей беседы. А так же ответить на вопросы, которые могут быть заданы вам участниками группы. После этого ваш партнер должен будет сделать то же самое. Затем каждый из вас расскажет, насколько партнеру удалось точно и правдоподобно передать информацию, которую вы ему говорили.

Инструкция ведущего: – Каждый из вас сейчас может дать объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов. Вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Следует только помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться, чтобы именно ваше привлекло внимание. Время на подготовку десять минут.

Спустя отведенное время ведущий предлагает развесить листы на стенах. Подписывать их не нужно. Участники группы читают объявления. Каждый может нарисовать кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание, и он готов связаться с его подателем.

– Теперь можно снять листы с объявлениями. Посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество кружков на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовет количество доставшихся ему выборов. Ведущий предлагает обсудить вопросы:

Чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов? Что помешало вам откликнуться на другие объявления? ( Речь идет об объявлениях, не получивших ни одного выбора, – если такие окажутся.)

Все участники тренинга встают в круг, плотно друг к другу. Один из участников встает в центр этого круга. Играющий в центре расслабляется, а остальные вытягивают руки перед собой и покачивают из стороны в сторону центрового, поддерживая его и не давая упасть. По желанию можно проделатьэто упражнение с несколькими участниками или со всеми. Далее все садятся в круг, и проводится обсуждение. Вопрос всем: кто действительно смог расслабиться, снять зажимы, не побоялся упасть, кто доверился участникам?

Упражнение проводится в парах. Каждому участнику выдается по десять спичек. Люди садятся в каждой паре спиной друг к другу. Один является ведущим, другой выполняет его инструкции. Ведущий в паре из этих спичек выстраивает фигуру и пытается объяснить это другому. В результате фигуры должны быть одинаковыми. Потом участники меняются ролями. В конце проводится обсуждение.

«Прокурор и адвокат»

Группа делится на две подгруппы (адвокаты и прокуроры), которые рассаживаются в виде полукруга друг напротив друга. Один участник садится в центр. Задача адвокатов – говорить об этом человеке только хорошее, прокуроров – только плохое. Главное – психологическое обоснование позиции и тех, и других. При смене участника в центре – меняются местами «прокуроры» и «адвокаты».

Любой участник группы (по желанию) садится в круг и просит всех остальных участников (или нескольких по выбору) дать ему обратную связь.

Задача членов группы – говорить искренне.

Упражнение выполняется в парах. Члены пары садятся друг против друга и закрывают глаза на одну минуту. Задача участников упражнения как можно полнее почувствовать и осознать свои мышечные зажимы, болевые ощущения, напряжения и т.д. Через минуту они рассказывают друг другу об этом, начиная словами: «Во внутреннем плане я ощущал…» После этого они передают те мысли, которые сопровождали вышеописанные ощущения, начиная со слов: «В это время я думал…» Результаты упражнения обсуждаются в кругу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2. К. Фопель Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. 3-е изд.стереотип. Генезис, 2002 г., 256 с.

3. Н. Козлов Лучшие психологические игры и упражнения: Екатеринбург, 2004 г.

4. В.А. Кан-Калик Тренинг профессионально-педагогического Общения (методические рекомендации). – М., 2002 г. – 31 с.

5. Игры. Обучение. Досуг. Тренинг (под ред. В.В. Петрусинского). М.,Г.Ц.

Размещено на Allbest.ru

Специфические особенности групповых методов, воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления. Динамика создания доверия в группах социально-психологического тренинга, состав группы, обратная связь как элемент межличностного общения.

Понятие социально-психологического тренинга. Развитие социально-психологического тренинга как активного группового метода психологического воздействия. Соотношение понятий “социально-психологический тренинг”, “психотерапия”, “психокоррекция”, “обучение”.

Анализ особенностей групповых форм психологической работы. История возникновения тренинга. Гуманистическая концепция К. Роджерса. Факторы, влияющие на эффективную работу группы. Цели групповой терапии. Правила проведения тренинга. Внутригрупповая этика.

Деловая игра как метод социально-психологического тренинга. Составление программы обучающего корпоративного тренинга “Сплочение поликультурного коллектива международной компании” – из важнейших процессов в становлении профессионального коллектива.

Тренинг как совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков саморазвития. Методы развития способностей к обучению и овладению сложными видами деятельности. Групповая динамика и этапы работы группы.

Рассмотрение социально-психологического тренинга как одного из основных методов активного обучения. Виды групповых методов развития творческих способностей: дискуссионные, игровые и сенситивный тренинг. Имитационные и неимитационные методы обучения.

Сущность и принципы социально-психологического тренинга общения. Характеристика подходов развития группового психологического тренинга: гештальт-модель, психодрама, трансактная модель. Принципы организации, методические приемы и техники тренинга.

Процесс переживания личностью кризиса. История появления тренинга как метода, его специфические черты и принципы. Структура и этапность социально-психологического тренинга. Роль тренинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности офицера.

Классификация социально-психологических тренингов как одной из областей применения активных групповых методов. Категории активных групповых методов. Группы трансактного анализа и бихевиористской терапии. Основные цели социально-психологического тренинга.

Общительность человека и её роль в социальной среде. Социально-психологический тренинг, принципы и этапы его проведения. Примеры проведения социально-психологического тренинга, его закономерности и оценка полученных результатов, анализ эффективности.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2017, ООО «Олбест» Все права защищены

Коммуникативный тренинг

Коммуникативный тренинг – это тренинг, направленный на развитие способности общаться с людьми. Коммуникативный тренинг развивает навыки обмена информацией с другими людьми, создания условий для наиболее эффективной передачи информации.

Коммуникативный тренинг включает в себя теорию и практику управления социальными коммуникациями, то есть общением с другими людьми. В ходе коммуникативного тренинга вырабатываются и выстраиваются эффективные для общения процессы, формируется и поддерживается имидж человека и его отношение к другим людям, развиваются навыки достижения согласия, сотрудничества и признания.

Общение – это обязательный компонент жизни человека. Какой бы образ жизни человек ни вел, чем бы он ни занимался профессионально – в любом случае определяющим условием его успеха является коммуникация – процесс обмена информацией.

Коммуникативный тренинг направлен на гармонизацию отношений и связей человека с другими людьми, установление и оптимизацию связей с людьми в соответствии со своими целями.

Для успешного общения человек должен владеть двумя основными направлениями коммуникации: внешним и внутренним, то есть сначала человек должен научиться понимать себя, слышать себя, договариваться с собой, управлять собой, а затем – выстраивать общение с другими людьми. Поэтому коммуникативный тренинг носит, в первую очередь, психологический характер, а во вторую – технологический.

Коммуникация (лат. communicatio), буквально означает «общее» или «разделяемое всеми». Под коммуникацией принято понимать общение, передачу информации от человека к человеку, специфическую форму взаимодействия людей в процессе их деятельности. В практическом плане – это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.

Основной целью коммуникативного тренинга является внедрение в деятельность человека эффективного механизма восприятия и понимания информации, кодирования, передачи и обмена.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре основных компонента.

1. Отправитель, лицо, которое создает информацию и передает ее.

2. Сообщение, собственно информация, закодированная и переданная с помощью языковых символов.

3. Средство передачи информации.

4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее и понимает.

В то же время эти компоненты коммуникации определяют и этапы обмена информацией:

1. Зарождение идеи. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение хочет передать. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи.

2. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Для эффективного кодирования необходимо понимать как языки вербального общения, так и невербального, владеть пониманием создания и бессознательных процессов.

3. Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения получателю. Общение может быть устным, письменным, или с помощью взгляда, или прикосновения, можно передать сообщение с помощью средств связи или вживую. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций.

4. Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информации на этом должен завершиться, либо продолжиться обратной связью.

В ходе коммуникативного тренинга осуществляется работа над каждым из этих элементов и над каждым этапом.

  1. Осознается вся система общения, сложные взаимосвязи между людьми, система управления коммуникациями.
  2. Человек познает себя, свои особенности, сильные и слабые стороны, осознает особенности своего восприятия, кодирования информации.
  3. Развиваются навыки самопрезентации и разговора.
  4. Развиваются навыки эффективного создания сообщений, как вербальных, так и невербальных.
  5. Изучаются средства передачи информации и их особенности для умения выбирать подходящее средство в той или иной ситуации.
  6. Развиваются навыки понимания других людей, прогнозирования поведения, понимания причин и мотивов, умения слушать и слышать.
  7. Развиваются навыки обратной связи.

Коммуникация человека выполняет четыре основные функции:

  1. информационная (обмен сообщениями);
  2. экспрессивная (обмен и выражение эмоций);
  3. прагматическая (координация совместных действий);
  4. интерпретативная (понимание других людей).

Информационная функция реализуется тогда, когда основная цель общения – обмен значимой для обоих участников информацией. Ради ее получения они и вступили в коммуникацию.

Экспрессивная функция подразумевает, что основная цель общения – поделиться впечатлениями, выразить свою точку зрения на предмет, дать ему субъективную оценку, выразить свои чувства и эмоции.

Прогматическая функция позволяет людям координировать совместную деятельность, договариваться о совместных действиях. Эта функция может предполагать влияние на других людей с целью направить их усилия в определенное русло, или ограничение и контроль.

Интерпретативная функция служит прежде всего для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний.

В коммуникативном тренинге участники обучаются технологиями эффективного исполнения всех функций общения.

Таким образом, коммуникативный тренинг имеет следующее содержание:

  • психология общения, в том числе познание себя, понимание других людей;
  • технологии управления коммуникацией: планирование и управление процессом общения, в том числе разработку стратегий личного общения, самопрезентации, контроль, оценку эффективности коммуникации и прочее;
  • организацию эффективного диалога (как психологически, так и технологически);
  • информационное представление, понимание законов передачи и приема информации, освоение приемов;
  • формирование и усиление доверия и симпатии, управление эмоциями;
  • приемы коммуникации в различных ситуациях.

Следствия эффективного освоения технологий общения для участников:

  1. улучшается взаимодействие с другими людьми;
  2. сокращаются дистанции между людьми, устанавливаются близкие отношения;
  3. появляется осознание самого себя, смелость в презентации и подаче себя в обществе;
  4. увеличивается известность человека, расширяются связи с людьми, появляется больше знакомых;
  5. формируется позитивный образ человека, качественно меняются отношения с другими;
  6. устанавливается взаимное доверие с людьми;
  7. изменяется общественное мнение о человеке;
  8. увеличивается количество позитивных решений о сотрудничестве с другими людьми.

С программами коммуникативных тренингов Вы можете ознакомиться в этом разделе.

Заказать коммуникативный тренинг для Вашей компании – здесь.

Коммуникативный тренинг это

4.6. Специфика коммуникативного тренинга

Ситуация в области тренинга иная. Классическое традиционное обучение никогда не доминировало в этой сфере. Те сегменты тренинга, которые выросли из сферы производственного обучения, изначально были предрасположены принять компетенциарный подход, так как в них всегда была сильно выражена ориентация на отработку навыков с опорой на стандарты выполнения и обучение на основе пошаговых инструкций. Коммуникативный тренинг в своей значительной части является продолжением традиций Т-групп и тренинга сензитивности, в которых изначально понятие опыта ставилось во главу угла. Естественно, что идеи экспериентального обучения, т. е. обучения, основанного на опыте, встретили здесь благодатную почву. Когда появились тренинговые программы синкретического характера, т. е. пытающиеся «соединить сильные стороны» обоих подходов (например, «тренинг продаж»), возникли проблемы идейного и концептуального свойства. Навык можно формировать, отрабатывать и шлифовать, опираясь при этом на стандарты, критерии и «лучшие образцы». Опыт можно преумножать, трансформировать и обогащать. Таким образом, в одном случае задействуется метафора сужения, а в другом – расширения. На практике иногда можно встретить случаи удачного симбиоза обоих подходов (часто это происходит тогда, когда различные программные модули реализуются по схемам, имеющим различное идеологическое происхождение). Трудности возникают при попытках осмысления процесса, а в совсем уж практическом плане – при подготовке тренерского корпуса. И еще при попытках ответить на «каверзные» вопросы проницательных и дотошных участников тренинговых групп.

Концептуально противостояние осмысливалось в разное время по-разному: как «тренинг конкретных умений» и «тренинг личностного роста», как универсализирующий и специализирующий тренинги, как дидактический и интерактивный тренинги. В современных условиях, когда стал господствовать прагматический принцип использования всего того, что «хорошо работает», прежнее противостояние школ и подходов «интериоризировалось» и превратилось в источник внутренних противоречий, заложенных почти в каждой конкретной тренинговой программе.

Другой особенностью коммуникативного тренинга является двойная представленность социальности в процедуре тренинга. Имеется в виду то, что коммуникативный тренинг имеет и социальную форму, и социальное содержание. Внутригрупповое взаимодействие служит не только способом, но зачастую и предметом анализа опыта, осваиваемого участниками. Этот факт, практически не рефлексируемый всеми участниками процесса, как несет в себе преимущества, так и создает трудности. Преимущества состоят в том, что многие эффекты, которые для других видов группового тренинга выступают как побочные или сопутствующие (улучшение взаимопонимания, совершенствование умений говорить и слушать, повышение са мо контро ля), для коммуникативного тренинга могут быть целевыми. Трудности заключаются в возрастающей сложности отделения эффектов программы от эффектов группы. Таким образом, возрастает вероятность ошибки, заключающейся в том, что причины позитивных или негативных эффектов будут приписаны не тем факторам, и начнется работа по внесению изменений в содержание программы, хотя содержание может не иметь отношения к происходящему, которое обусловливается, к примеру, групподинамическими процессами.

Двойная представленность коммуникативных процессов содержится и в основном инструменте тренинга – обратной связи. Обратная связь в коммуникативном тренинге есть одновременно и основной метод работы с коммуникативной компетентностью, и важная часть ее содержания (предмета). Что опять-таки создает проблемы при теоретическом анализе и затрудняет работу по практическому совершенствованию тренинговых техник и технологий.

Наиболее важной и в то же самое время плохо проработанной проблемой тренинга является проблема его эффективности [Никандров, 2003, с. 160–163]. И суть не в том, что тренинг в целом недостаточно эффективен в деле совершенствования коммуникативной компетентности (на сегодняшний день здесь ему нет альтернативы), а в том, что нет достаточно четкой картины причин тех или иных эффектов тренинга, а следовательно, и возможности осмысленно проводить работу по его совершенствованию. Более того, и сама совокупность эффектов тренинга недостаточно изучена, что затрудняет анализ процессов приобретения коммуникативного опыта и не дает возможности эффективно позиционировать тренинг в системе методов и путей развития коммуникативной компетентности.

Неясность относится не только к картине эффектов и их причин. Столь же непроясненными являются и технологические составляющие тренинговых процессов, важнейшие из которых – способы структурирования групповой активности и обратная связь. Проблеме эффективности и эффектов коммуникативного тренинга, а также задачам совершенствования коммуникативной компетентности посвящены последующие разделы главы.

Что такое коммуникативный тренинг?

Специалисты в области психологии говорят о том, что коммуникативные навыки надо специально тренировать. Если у вас в запасе будут наработанные разные варианты общения, вы сможете их использовать в различных условиях. Так вы будете чувствовать себя уверенно в любой ситуации и в любой компании.

Коммуникативный тренинг – это эффективный инструмент для развития коммуникативных навыков у того, кому это необходимо.

На занятиях тренера ставят задачи, которые можно решить только путем переговоров. Кроме того участникам дополнительно предлагают условия, которые осложняют общение. Именно из таких ситуаций они и должны найти выход.

Также новые навыки и варианты коммуникативного общения нарабатываются в игровой форме. Например, задается определенная тема и характер диалога с собеседником, основная задача которого заключается в стимулировании творческого подхода своего оппонента.

Одна из основных целей коммуникативного тренинга – заменить неправильные и неэффективные стереотипы общения и научиться менять позицию, когда это необходимо.

На таких занятиях психологи учат слушателей видеть слабые стороны аргументации партнера, а затем использовать их, применяя не только логику, но и личностные качества.

Другая задача коммуникативного тренинга – совершенствовать и довести до автоматизма новые схемы поведения. Имеется в виду не только умение говорить, но и невербальные приемы общения.

В результате таких занятий тренинг коммуникативных навыков выводит его участников на новый, более высокий, уровень коммуникабельности.

Источники:
Коммуникативные тренинги
Коммуникативный тренинг как форма активного обучения и психологического воздействия. Анализ целей, основных задач и направлений группы коммуникативного тренинга. Принципы и правила работы в группе. Перечень упражнений для работы тренинговой группы.
http://revolution.allbest.ru/psychology/00560092_0.html
Коммуникативный тренинг
Коммуникативный тренинг Ксении Швецовой помогает людям научиться устанавливать и развивать позитивные отношения с другими людьми, понимать себя и других людей, управлять процессом коммуникации.
http://akme.su/biznes-obuchenie/kommunikativnyy_trening/
Коммуникативный тренинг это
Author: Болотова Алла + Жуков Юрий, 4.6. Специфика коммуникативного тренинга – Психология коммуникаций, Genre: психология, Year: 2015 г.
http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1044092/21/_Bolotova_-_Psihologiya_kommunikaciy.html
Что такое коммуникативный тренинг
Несмотря на широкое использование социальных сетей, ценность межличностных коммуникаций сегодня возрастает. Развитая коммуникабельность позволяет быстрее решить свои проблемы, успешно учиться, быстро подниматься по карьерной лестнице
http://finance.bigmir.net/career/education/48773-Chto-takoe-kommunikativnyj-trening-

CATEGORIES
Share This