Коммуникация и общение

Коммуникация и общение

1. Общение – процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление (развитие) отношений, взаимовлияние, регуляцию совместной деятельности.

В процессе общения происходит:

В общении выделяются:

— содержание (передаваемая информация),

— средства; могут быть естественными (жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения) и искусственными (языки, письменность, технические средства).

2. Общение и коммуникация – нетождественные понятия. Общение шире; под коммуникацией понимается лишь обмен информацией.

Структура общения по Г. М. Андреевой:

— коммуникативная составляющая – непосредственно обмен информацией,

— интерактивная составляющая – взаимодействие людей,

— социально-перцептивный аспект – восприятие и познание людьми друг друга.

Функции общения (по Борису Федоровичу Ломову):

— информационно-коммуникативную (передача информации),

— регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и организация совместной деятельности),

— аффективно-коммуникативная (передача эмоций).

Структура коммуникации по Гарольду Ласуэллу:

— кинетика (мимика, пантомимика),

— паралингвистика (интонация, паузы, покашливания и т. п.),

— проксемика (организация пространства и времени в общении),

— визуальное общение (контакт глаз).

Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным.

Часто невербальное общение помогает получить информацию:

— о признаках принадлежности человека к социальным группам,

— о физическом и психологическом состоянии человека,

— об эмоциональном отношении человека к чему-либо,

— о возможных вариантах поведения человека,

— о степени воздействия на человека тех или иных события,

— о психологическом климате в группе.

3. Коммуникативные способности – это умения и навыки общения, от которых зависит его успешность.

Этапы онтогенеза общения:

— до 2-3 месяцев – биологическое по содержанию, контактное общение, служащее удовлетворению органических потребностей ребенка,

— от 2-3 до 8-10 месяцев – начальный этап познавательного общения,

— от 8-10 месяцев до 1,5 лет – возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности,

— от 1,5 до 3 лет – появление простейшего делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры,

— от 3 до 6-7 лет – становление произвольности в выборе и использовании разнообразных средств общения, развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры,

5. Социальная перцепция – отражение социальной действительности и человека человеком (межличностная перцепция).

Социально-психологическая компетентность = межличностная компетентность + коммуникативная компетентность.

На глубину, всесторонность, объективность и скорость познания другого человека влияют:

— темперамент, экстра- и интроверсия,

— профессиональные и личностные особенности субъекта межличностного познания.

Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия?

Любой из членов человеческого общества взаимодействует с другими на двух уровнях: социальной жизни (полезной для всего общества, открытой по принципу «доступно всем») и жизни личной, которая выстраивается в зависимости от индивидуальных потребностей человека в общении.

Первый, социальный, уровень взаимодействия отличает тот факт, что общение на нем присутствует вне зависимости от желания индивидуума. От нормального функционирования этой системы зависит поддержание общественного порядка и привычного для всех мироустройства. Каждый человек вносит посильный вклад в работу системы, являясь потребителем или поставщиком услуг либо товаров, поддерживая институты правопорядка, медицины и образования.

Таким образом, общение – неотъемлемая часть социальной жизни любого человека. Термин «коммуникация» не совсем тождественен вышеописанному процессу. Вот почему стоит разобраться, чем же отличаются общение и коммуникация.

Повседневное общение большинство людей воспринимают как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее разделению на составные части. К примеру, попросив кого-то из домашних за завтраком подвинуть ближе кофейник, большинство людей свои действия не анализируют.

Психологи, напротив, дают процессу общения характеристику, выделяя основные его аспекты и составляющие. Общение разделяется на две области: объективную и субъективную. Первая находит свое выражение в таких сильных связях, как зависимость и созависимость, подчинение и стремление контролировать, взаимовыручка и кооперативность. Субъективная область общения – это не поддающиеся структуризации межличностные отношения участников процесса. Объективная и субъективная области общения непрерывно влияют друг на друга.

Общение – непростой процесс поддержания и налаживания социальных и межличностных контактов – происходит за счет коммуникации, восприятия собеседника и взаимодействия с ним.

Коммуникация – это процесс обмена информацией, являющийся неотъемлемой частью общения. Таким образом, коммуникация не тождественна не только общению, но и другим составляющим данного процесса. Важно уяснить, чем именно они различаются.

  1. Коммуникация и взаимодействие? Коммуникация – акт чисто теоретический, она не предполагает действий либо поступков для изменения взглядов оппонента либо мотивировки его на определенного рода активность.
  2. Коммуникация и взаимовосприятие? Коммуникация не включает индивидуальных ощущений субъекта общения. Однако изложенная с ее помощью информация может повлиять на процесс взаимовосприятия оппонентов, а коннотативная окраска и способы коммуникации могут претерпевать изменения в зависимости от восприятия друг друга субъектами общения.

Для успеха процесса коммуникации, который должен привести к оптимизации деятельности группы субъектов общения, все без исключения участники процесса должны использовать один ряд понятий и символов, быть заинтересованными во взаимодействии, и, кроме того, сосредоточенными на усвоении и принятии передаваемой информации.

Коммуникация осуществляется за счет следующих средств:

Коммуникация – важная, но далеко не единственная составляющая общения. Этот несомненно многогранный процесс приема и передачи информации не затрагивает сложных межличностных связей, непрерывно возникающих между субъектами общения. Также коммуникация не затрагивает образное мышление, которым пользуются все без исключения люди, общаясь друг с другом. И, в третьих, в нее не включены аспекты межличностного взаимодействия между людьми.

Коммуникация оптимизирует совместную деятельность общающейся группы, не являясь при этом деятельностью. Поступки не имеют никакого отношения к процессу обмена информацией, они лишь могут являться его последствиями. Обычно поэтому эффективное коммуницирование достигается в разы проще, чем успешное выполнение других стадий общения.

Для лучшего обмена информацией и идеями люди придумали множество инструментов: единый для всей группы язык и диалект, специализированные термины и понятия, ясные для каждого члена группы невербальные знаки и символы.

Эти средства приняты и закреплены в общении отдельно взятой группы людей, которых связывает один или несколько аспектов жизни (работа, национальность, хобби, идеи и так далее). Это могут быть, к примеру, друзья, члены одной семьи, спортивная команда, граждане одной страны, носители конкретного языка. Деление не всегда зависит от территории либо времени: своя система знаков может быть частью жизни, например, представителей одной субкультуры (панки, скинхеды, готы и так далее).

Коммуникация, взаимовосприятие и взаимодействие – части общения

Чтобы раз и навсегда выяснить, в чем отличия коммуникации и общения, следует сравнить характеристики трех вышеназванных процессов и возможные объекты их приложения.

Итак, коммуникация, как уже говорилось выше, преследует одну цель – обмен информацией. Успешно коммуницировать можно не только с человеком, но и с так называемым иллюзорным партнером (к примеру, животным, которое до определенной степени понимает человеческий язык) либо неживым объектом (книгой, компьютером).

Взаимодействие переводит процесс общения из теоретической плоскости в практическую. Это есть ни что иное, как совершение действий во имя общей цели, направленных на активность, выгодную для всех членов группы. Потенциальным объектом здесь уже не может выступать животное. Остаются человек либо неживой объект.

Взаимовосприятие подключает к процессу общения личностную составляющую. Это взаимное влияние на психологическое состояние субъектов общения, а также формирование личностного восприятия других членов группы. Данная составляющая общения доступна только парам «человек — человек».

Коммуникация и общение

Существуют три позиции специалистов по проблеме соотношения понятий «коммуникация» и «общение».

1. Отождествлении смысла/значения данных понятий ( = коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодействие между людьми).

2. Разграничение понятий «коммуникация» и «общение».

1) общение имеет и практически (материальный), и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом — передачей тех или иных сообщений;

2) Коммуникация есть субъект-объектная связь, где субъект передает некую информацию, а объект ее пассивно получает. К. является процессом однонаправленным. Общение представляет собой субъект-субъектную связь, при которой нет отправителя и получателя сообщений, а есть собеседники, соучастники общего дела. К. носит двунаправленный характер. Коммуникация — монологична, общение — диалогично .

По А.В. Соколову, общение — это одна из форм коммуникационной деятельности.

Г.М. Андреева рассматривает общение как более широкую категорию, чем чем коммуникация и выделяeт в структуре общения три взаимосвязанные стороны:

1) коммуникативную, или собственно коммуникацию, которая состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

2) интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;

3) перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Соотношение понятий коммуникация и общение рассматривается в зависимости от того содержания, которое в них вкладывается. Поэтому в одних случаях коммуникация выступает лишь как информационная сторона, аспект общения; в других, наоборот, общение выступает стороной, или формой, коммуникации.

Итак, что мы имеем?

Инвариантом большинства определений коммуникации выступает понятие информации или информационного обмена. Общение — это процесс, имеющий ярко выраженный информационный характер. Именно поэтому в зависимости от трактовки информации мы можем получить различные представления о коммуникации и общении и их соотношении.

Если рассматривать информацию лишь как сведения, которыми обмениваются люди, то необходимо признать более широкий характер понятия «общение», включающего наряду с информационной стороной взаимодействия людей его интерактивную и перцептивную стороны. Однако, если рассматривать информацию как атрибутивное свойство материи, меру ее организации, отражение разнообразия в явлениях живой и неживой природы, то тогда всякое взаимодействие в материальном мире можно описывать в терминах коммуникации. В таком случае понятие коммуникации становится более широким, чем понятие общение.

3. Третий подход к проблеме соотношения указанных понятий состоит в том, что коммуникации – это любой информационный обмен, социальная коммуникация – информационный обмен в обществе, а общение — вербальный вид социальной коммуникации.

«Общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфически человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются прежде всего вербально, с помощью языка (речи или текста). Все информационные процессы в обществе можно обозначить термином «социальная коммуникация». Таким образом, самым общим понятием становится «коммуникация» (информационный обмен), менее широким — «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, наиболее узким, обозначающим особую разновидность «социальной коммуникации», осуществляющуюся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, — «общение».

Общение как коммуникация

Человек – существо социальное (то есть, коллективное). В процессе жизнедеятельности люди вынуждены взаимодействовать, обмениваться информацией в той или иной форме. Кроме того, люди могут вступать в коммуникацию и обмениваться информацией с другими существами (например, животными) и техническими устройствами.

Общение и коммуникация

Мы зачастую путаем понятия общения и коммуникации.

Различать два этих понятия несложно: слово «коммуникация» употребляется для выделения технико-информационной стороны общения, слово «общение» наиболее удобно определять как социально-психологическую сторону коммуникации.

Общение, как таковое может возникать лишь между двумя живыми субъектами, коммуникация же возможна и между неживыми объектами (то есть устройствами).

По большому счету, общение есть многоплановый процесс психической, интеллектуальной и речевой деятельности человека, с мотивацией на установление и развитие контактов с другими существами.

Коммуникация, по сути, является совокупностью вербальных и невербальных действий, обеспечивающих и обуславливающих обмен информацией (необязательно на межличностном уровне).

Коммуникативные процессы протекают в средах действия различных знаковых систем (различные системы письма, числовые и другие символы, дорожные и другие знаки, условные обозначения, цветовые и звуковые сигналы и обозначения). Основой функционирования любой знаковой системы, как системы обмена информацией является изначальная взаимная договоренность. Использование таких систем делает возможным дистанцированный (по времени и пространству) обмен информацией.

Общение как процесс коммуникации является такой формой межличностных отношений, которая сочетает в себе коммуникативные функции с перцептивными и интерактивными. Коммуникативный аспект общения рассматривает обмен информацией, перцептивный – регулирование восприятия субъектов друг другом, а интерактивный способствует организации взаимодействия личного, официального или делового характера между людьми.

Все мы (по крайней мере, большинство) вынуждены вступать в деловые взаимодействия, а потому, правильная организация делового общения как процесса коммуникации – важный вопрос практически для любого человека в любом социальном статусе. В данном случае общение выступает как средство организации коммуникации.

Эффективность коммуникации в процессе делового общения определяется, прежде всего, правильным использованием средств коммуникации (то есть, коммуникативных способностей, а именно: знаний, умений и социальных навыков). В деловом общении весьма важно владение культурой речи (в широком смысле и на разных уровнях). Также весьма важно уметь задавать вопросы, анализировать и оценивать ответы, делать выводы, осознавать и преодолевать различные возможные коммуникативные барьеры.

Обыкновенно содержание информации передается при помощи речи, что искажает ее смысл определенным образом. Это неизбежный побочный эффект. Чтобы максимально оптимизировать организацию процесса делового общения следует руководствоваться несколькими практическими правилами:

Источники:
Коммуникация и общение
коммуникация и общение 1. Общение – процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление (развитие) отношений, взаимовлияние, регуляцию совместной
http://dedovkgu.narod.ru/porm/porm19.htm
Коммуникация и общение 1
Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия? Любой из членов человеческого общества взаимодействует с другими на двух уровнях: социальной жизни (полезной для всего общества, открытой
http://vchemraznica.ru/kommunikaciya-i-obshhenie-chem-otlichayutsya-eti-ponyatiya/
Коммуникация и общение 2
Коммуникация и общение Существуют три позиции специалистов по проблеме соотношения понятий «коммуникация» и «общение». 1. Отождествлении смысла/значения данных понятий ( = коммуникацию можно
http://helpiks.org/5-87930.html
Общение как коммуникация
Общение как коммуникация Человек – существо социальное (то есть, коллективное). В процессе жизнедеятельности люди вынуждены взаимодействовать, обмениваться информацией в той или иной форме.
http://kak-bog.ru/obshchenie-kak-kommunikaciya

CATEGORIES