Клише для сочинения по литературе в декабре

ЕГЭ и ОГЭ

ЕГЭ и ОГЭ / ГИА. Информационный образовательный портал. Подготовка к экзаменам

Клише для итогового сочинения: наборы фраз к вступлению, основной части, заключению

Клише к итоговому сочинению 2016-2017 по литературе. Готовые решения для следующих элементов:

Вступление Ключевые слова: Природа. Война. Дружба. и т.д.

Общие рассуждения по теме

1. Никто не станет отрицать важности . в жизни людей.

2. Каждый из нас сталкивался с .

3. С давних времен человек размышлял о .

4. Как часто мы слышим о .

5. Мы знаем о . из книг и фильмов, рассказов близких.

6. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о .

7. Приём «Цитата». «. » — писал известный . . В этих словах звучит . Действительно, .

8. Приём «Ключевое слово», а) Определить тему текста, б) Выделить ключевое понятие, в) Раскрыть смысл этого понятия.

9. Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо конкретным примером.

Вопросы по теме

1. Что же самое главное .

2. Зададимся вопросом: почему. В чем же причина .

3. Невольно задаешься вопросом: зачем.

4. Почему же нужно .

5. Как мы должны относиться к .

6. Задумаемся:должны ли мы. 7

1. Всем известно; что . Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди. Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст . тоже посвящен .

2. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О . размышляет в своей статье . .

3. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что . . Другие подчёркивают . . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье.

4. «. »- в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста .

5. Люди часто размышляют о том, что . (О том, что . люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

6. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности . . Кто-то считает, что . Кто-то.

7. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с . (Риторические вопросы).

8. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») -так начинается статья . .Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О. много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают . (Определить проблему в виде вопроса).

9. (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.

3. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к .

4. Обратимся к произведениям художественной литературы

5. За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

6. Размышляя о . я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором.

7. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: . (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

1. Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме.

2. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе. (автор, название).

3. Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении. (автор, название).

4. Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и . (имя писателя) в. (название произведения).

5. Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении. (автор, название).

6. Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе. (автор, название).

7. Вспомним героя повести. (автор, название).

8. Обратимся к роману. (автор, название).

9. Лирический герой стихотворения . (автор, название) тоже размышляет об этом.

1. Автор повествует о.

2. Автор описывает.

3. Автор подчеркивает.

4. Поэт показывает.

5. Писатель размышляет о.

6. Писатель обращает наше внимание на.

7. Он ставит нам в пример.

9. Он акцентирует внимание читателя на.

10. Он утверждает.

1. Писатель считает, что.

2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о.

1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод.

2. Невольно напрашивается вывод.

3. Обобщая сказанное, хочу сказать, что.

4. Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что. 5.

6. Заканчивая рассуждение на тему «. », нельзя не сказать, что люди должны.

7. (Цитата)«. » — писал . В этих словах выражена мысль о . Автор текста тоже считает, что .

8. В заключение хочется выразить надежду на то, что.

9. Итак, можно сделать вывод, что.

10. В заключение хочется призвать людей к. Так давайте не забывать о . Будем помнить о.

11. К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «. »? Думаю, надо.

Источник:
ЕГЭ и ОГЭ
Клише к итоговому сочинению 2016-2017 по литературе. Готовые решения к вступлению, основной части, заключению
http://egeigia.ru/2190/

Использование речевых клише при подготовке к сочинению по литературе в формате ЕГЭ

Использование речевых клише при подготовке к сочинению по литературе в формате ЕГЭ

При подготовке к ЕГЭ по литературе учащиеся испытывают определенные трудности при написании сочинений как по заданным конкретным прозаическим эпизодам или поэтическим отрывкам и целым стихотворениям, так и по сопоставительному анализу их с «аналогичными» произведениями, выявляя их сходства или отличия.

Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ четко определяют элементы содержания как по теории и истории литературы, так и древнерусской литературы, а также литературы XVIII – XX веков.

В процессе подготовки к экзамену целесообразно, на наш взгляд, вести словарь литературоведческих клише, который поможет выпускникам в написании как «малых» сочинений(С.1 – С.4), так и полноценных сочинений по произведениям(С.5). Эта своеобразная шпаргалка, которая снимет многие трудности в написании творческих работ, поможет систематизировать знания учеников, отработать их умения и навыки письменной речи.

1. Сатирическая галерея образов

Ханжа и невежда

Не абстрактные, а конкретные персонажа

Ярый враг просвещения

Гонитель русских ученых

«На хулящих учения»

Истоки русской сатиры

«Первый на Руси свел поэзию с жизнью»

Произведения «отцов церкви»

Памятники агиографического жанра

Реальные исторические деятели

3. Древнерусская литература

Литература одной темы и одного сюжета

Сюжет – мировая история

Тема – смысл человеческой жизни

«Слово о полку Игореве»

Поход против половцев 1185г.

4. Радикальные перемены в русской литературе

Перестройка структуры литературы

Расширение количества жанров

Опыт передовой литературы

5. Русский сентиментализм

Наиболее яркие характерные произведения

Гуманистический идеал эпохи

«и крестьянки любить умеют»

Анализ психологии героев

6. Связь драматургии с театром

Основной конфликт пьесы

7. Пылкий правдолюбец

Косная общественная среда

«Век нынешний» и «век минувший»

Единство места, времени и действия

8. любовная и общественная интриги

Две жизненные позиции

Два типа мировоззрения и поведения

«приспособленчество» фамусовском мире

Тема женского начала

Обобщенная картина целой Москвы

9. «лакейский» мундир камер-юнкера

Борьба с силами реакции

«Эхо русского народа»

Основная тема – Россия

Поэт русского народа

«Народность в писателе есть достоинство»

10. Стихотворный роман

«энциклопедия русской жизни»

Высший свет Петербурга и Москвы

Патриархальное «уездное» дворянство

Молодая дворянская интеллигенция

Идеалы декабристского дворянства

Баловень судьбы и природы

11. «английский сплин»

«Болезненные» явления западноевропейской действительности

Залог величия его..»

Протестующие и тоскующие аристократы

12. Историческая трагедия

«одна из самых драматических эпох»

«благородная простота и безыскусственность слога»

13. Достоянный преемник

Природа повторенийи самоповторений

Размышления о скоротечности жизни

портретность любовной лирики

14. проблема «героя времени»

человек, потерявший свое лицо

безнравственно измельчавшее общество

тема «суетного света»

образ «светского маскарада»

незаурядные деятельные силы

поиски личного самоутверждения

15. Тема уязвленной гордости

«униженный и оскорбленный» герой

«невидимые миру слезы»

«Печально я гляжу на наше поколение…»

16. Форма повествовательных циклов

романтическая повесть – в реалистический роман

Источник:
Использование речевых клише при подготовке к сочинению по литературе в формате ЕГЭ
Использование речевых клише при подготовке к сочинению по литературе в формате ЕГЭ При подготовке к ЕГЭ по литературе учащиеся испытывают определенные трудности при написании сочинений как по
http://aplik.ru/ref/5987/

Клише, которые можно использовать в сочинении

написано об этом!

Но этой, казалось

С интересом прочитал

Фамилия ….. известна нам с детства. Его произведения захватывают,

заставляют задуматься над…. Интересен в этом смысле

и очерк, лежащий передо мной.

Здесь писатель обратился к проблеме, которая вышла сейчас на одно из первых мест, к проблеме….

Культура… Система ценностей… Эти слова мы часто слышим по телевизору, они встречаются нам в газетах, на страницах книг. Но каждый понимает их по-своему. Для одного культура – это просто

манера поведения, для другого – это литература и живопись, для третьего – образование… Так что же такое культура? Что такое культура как система ценностей? Именно об этом размышляет В. Непомнящий в данном тексте.

Нет сомнения в том, что…. (Анализируется проблема (Проблема чего? Круг каких проблем?).Дается истолкование (Чего?), описание (Чего?), критика, критическая оценка (Чего?),

характеристика основных черт (Чего?). Излагается история (Возникновения, формирования, зарождения, развития, создания(Чего?)). Исследуется комплекс вопросов (Каких?).

Подвергается критике (Что?), рассмотрению (Чего?), анализу (Что?). Характеризуется состояние (Чего?).Показывается важная роль (Чего?), огромное значение (Чего? Для чего?).

Что такое ………? Почему……? Возможно ли……….? Именно об этом заставляет задуматься нас писатель. (Размышления автора заставляют каждого из нас еще раз задуматься о ……

II позиция писателя и её комментарий (проблемный пересказ с комментарием)

Раскрывая своё отношение к проблеме, автор рассказывает, описывает , приводит (сравнивает, анализирует, доказывает)… Он считает, что… (стремится показать… автор утверждает, что….)

Далее он рассказывает о… Для доказательства своей мысли автор обращается к … По его мнению, …. Подтверждается эта мысль конкретным примером…. В заключении автор приходит к выводу, что…(Всем содержанием текста он утверждает, что … подводит нас к мысли, что…в заключение можно сказать, что… ) следует отметить, что.

  • необходимо признать, что.
  • надо подчеркнуть, что.
  • хочется выделить.
  • автор дает оценку
  • автор выявляет сущность
  • автор излагает свой подход к.
  • автор исходит из того, что.
  • автор разграничивает понятия
  • автор обращает внимание на то, что.
  • приведенные примеры автор характеризует, как.
  • автор убедительно доказывает, что.
  • подчеркивая актуальность проблемы, автор обращает внимание на то, что.
  • по мнению автора, важное значение имеет…

Чувствуется, что автор… обеспокоен, восхищается …(чем?),(негодует по поводу….(чего?), Приём пронизывает весьтекст, что позволяет автору подчеркнуть главное… Лаконичным и естественным ( ярко и образно, простым и доступным, искренне) языком автор излагает свои мысли., используя приёмы …….. ( Это яркий образец…..(публицистики, художественного стиля, научно-популярного стиля) Чувствуется ярко выраженная авторская позиция и индивидуальность манеры высказывания

III выразить свое собственное мнение Прочитав текст, начинаешь понимать, что …(Думается, что трудно не согласиться с автором. По-моему,….) (Читая текст…, я вспомнила…Невозможно не согласиться с автором текста в том, что… …Мне кажется, что…Наверное, автор…Но мне никогда не приходило в голову…Автор текста заставил меня задуматься об этом, разбудил воспоминания… Как жаль, что…Как прекрасно, что есть писатели, способные напомнить об этом. Теперь уже невозможно не думать о… , и эта переоценка произошла во мне благодаря статье…)

  • нельзя не согласиться с автором в том, что.
  • трудно не согласиться с такой точкой зрения автора на проблему о.
  • по-моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что.
  • мне кажется, что автор не прав, утверждая, что.
  • не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автора.

IV сделать вывод по представленному тексту.

n 1. Хочется отметить в заключение , что автор в небольшом тексте смог поставить проблему, над которой стоит задуматься каждому: …..

n 2. Споры о …. будут всегда. Но мне точно известно, что …..

Источник:
Клише, которые можно использовать в сочинении

http://5splusom-school.ru/klishe_kotorye_mozhno_ispolzovat_v_sochinenii/

Клише для сочинения по литературе в декабре

? На всю работу отводится 3 часа 55 минут.

? Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, выдаваемым членами комиссии.

? Темы сочинений будут отличаться в зависимости от часового пояса, а узнают их выпускники только во время экзамена.

? 20 ноября в не менее 30% школ будет проводиться пробное сочинение.

? Школьное итоговое сочинение в дальнейшем может быть учтено при приеме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.

? За 15 минут до проведения сочинения темы итогового сочинения будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru, fipi.ru).

? Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.

1. Творчество М.Ю. Лермонтова (к 200-летнему юбилею писателя).

Своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова, особенности проблематики его произведений, специфика художественной картины мира, характерные черты лермонтовского героя и т.п. Особое внимание уделить стихотворению «Бородино».

2. Вопросы, заданные человечеству войной.

Причины войны, влияние войны на судьбу человека и страны, нравственный выбор человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.

Эстетические, экологические, социальные и другие проблемы взаимодействия человека и природы.

4. Спор поколений: вместе и врозь.

Семейные ценности, различные грани проблемы взаимоотношений между поколениями: психологическая, социальная, нравственная

и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Ценностные ориентиры человека и человечества, этико-нравственные, философские, социальные аспекты бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

1. Соответствие теме.

Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

2. Аргументация и привлечение литературного материала.

Приводя примеры конкретных работ школьников, эксперты дают понять, что не слишком приветствуется схематичность трактовки образов, упрощенность, важно понимание и осмысление учеником произведения. Литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

3. Композиция и логика рассуждения.

Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

4. Качество письменной речи.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок.

«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Источник:
Клише для сочинения по литературе в декабре
Начиная с учебного года 2014/15 гг. для допуска к ЕГЭ необходимо написать итоговое сочинение.
http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/news/soch/2014-11-06-193

COMMENTS