Классификация методов психологии
Классификация методов в психологии
Реферат на тему Классификация методов в психологии
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет»
Явления, изучаемые в психологии, настолько сложны и своеобразны, в такой степени трудны для научного исследования, что на протяжении всей истории существования психологии как науки ученые постоянно не были удовлетворены имеющимися в их распоряжении методами исследования. Они были озабочены поиском методов, которые бы позволили получить объективные, надежные и достоверные знания о психических явлениях.
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Известно несколько классификаций методов психологии, поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения. Рассмотрим одну из достаточно коротких, но вполне развернутых классификаций, которая разработана одним из классиков отечественной психологии Б. Г. Ананьевым (1907 – 1972). В зависимости от использования на разных этапах исследования выделяются следующие группы методов: организационные, экспериментальные, интерпретационные.
Лонгитюдное исследование — изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет (этот период может доходить до 30—40 лет). Этот метод дает самые качественные результаты, является своего рода “высшим пилотажем” экспериментальной психологии. Метод очень трудоемкий, поэтому используется сравнительно редко, но известен давно — с середины ХIХ в. (Дарвин, Бехтерев наблюдали за своими детьми).
• выявить возрастные нормы (при достаточно большой выборке);
• провести исследования быстро и с меньшими методическими проблемами.
Сравнительно-генетический метод — исследовательская стратегия, использующаяся для изучения закономерностей психической деятельности за счет сравнения качественно особенных ступеней ее развития. Конкретизация данного метода происходит в следующих областях:
• филогенез психики (от простейших животных до человека);
• историческое развитие психики (от первобытнообщинного строя до современности);
• онтогенез психики (от рождения до смерти человека);
• психопатологическое развитие (от нормальной до нарушенной психики).
Комплексный метод представляет собой сочетание лонгитюдного и сравнительного методов в разных вариантах. Например, в ходе лонгитюдного исследования делаются одновременные поперечные срезы (сравнения) по всей исследуемой выборке.
Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента.
Объективное, т.е. внешнее, наблюдение – самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов исследования. Он широко применяется в психологии, так же как и в других науках.
некоторыми ограничениями: в искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, а лишь отдельные их фрагменты.
данных (математико-статистические методы) — это методы современной математической статистики, например факторный анализ.
В настоящее время можно выделить следующие направления использования статистических методов в психологии:
статистического вывода, используемая в психологических исследованиях для предсказания результатов по данным обследования выборок.
2. Принцип изучения всех психологических явлений в их развитии. Этот принцип предполагает активное воздействие на испытуемого, что позволяет рассмотреть не только результат, но и процесс, выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности исследуемого.
3. Аналитико-синтетический принцип. При аналитическом подходе изучаются отдельные проявления психики в различных условиях. Синтетический подход предполагает изучение связи отдельных проявлений между собой.
Классификация методов психологии
Известно несколько классификаций методов психологии, поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения. Приведем одну из достаточно коротких, но вполне развернутых и многоплановых классификаций, которая разработана одним из классиков отечественной психологии Б.Г. Ананьевым (1907-1972). В зависимости от использования на разных этапах исследования, перечисленных выше, выделяется четыре группы методов.
К первой относятся организационные методы, на основе которых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод «поперечных срезов»).
Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Это «продольный срез» во времени, аналогичный логике формирующего исследования. Комплексный метод состоит в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.
Вторую и самую обширную и разветвленную группу составляют эмпирические методы, с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование. Перечисление этих методов не может быть исчерпывающим, поэтому опишем некоторые основные.
Наблюдение — один из основных, часто употребляемых методов психологии, но, как и всякий другой метод, он требует для исполнения специальной подготовки, профессионализма. Ведь наблюдать можно и за пробегающим за окном поезда пейзажем, и за движением звезд с помощью новейшего телескопа. Научное наблюдение требует и постановки цели, и планирования, и протокола, и многого того, о чем написано выше.
Самое главное — это адекватная психологическая интерпретация результатов наблюдения, поскольку психика, как известно, не сводится к поведенческим реакциям. Очевидное преимущество метода наблюдения заключается в том, что деятельность человека протекает в нормальных, естественных для него условиях. Человек не знает, что за ним наблюдают, а потому «не подыгрывает» психологу хотя бы в данный момент, «в открытую».
Самонаблюдение (интроспекция) — исторически первый метод изучения души и психики. Это «внутреннее» наблюдение человека за собственными психическими явлениями, которое при всей кажущейся житейской простоте является в действительности очень сложным и многофакторным процессом. Такому отражению самого себя человека нужно специально учить. Квалифицированная интроспекция, сопоставленная с результатами других методов, всегда полезна, порой необходима.
Эксперимент является основным методом современной психологии, находится исторически у ее истоков. Хотя необходимо признать, что ввиду специфики своего предмета психология остается наукой в значительной мере описательной. Не над всем в психике возможен эксперимент в его классическом понимании. Например, действия психотерапевта или психоконсультанта нельзя называть собственно экспериментальными. Однако особое значение экспериментального метода обусловлено рядом его несомненных преимуществ.
Во-первых, эксперимент позволяет задействовать у испытуемого любой интересующий исследователя процесс или состояние. Не нужно ждать, к примеру, проявления воли, а можно создать для этого экспериментальные условия.
Во-вторых, экспериментатор, предварительно выделив все условия, влияющие на исследуемое явление, может планомерно менять их: увеличивать, уменьшать, исключать, т.е. целенаправленно организовывать течение изучаемого процесса.
В-третьих, управляемое варьирование факторов дает возможность достоверно выявить меру влияния каждого из них на исследуемо.е явление, т.е. обнаружить объективные закономерности, зависимости. Это путь от живого явления, факта к познанию сущности.
В-четвертых, полученные материалы позволяют и с необходимостью предполагают строгую количественную обработку, математическое описание и моделирование изучаемого явления в целом.
Однако из перечисленных преимуществ эксперимента неизбежно вытекает его основная трудность — ограничение. Как психическая, так и внешняя деятельность испытуемого протекает как бы искусственно, в навязанной последовательности, в необычных условиях. Человек знает, что это не реальная практика, а лишь эксперимент, который, например, по его желанию может быть прекращен. Отсюда встает методологическая проблема адекватности переноса результатов эксперимента на практику.
По разным основаниям выделяется множество видов эксперимента: аналитический и синтетический, констатирующий и формирующий, психолого-педагогический, моделирующий, обучающий, лабораторный, полевой. Особое место в этом ряду занимает естественный эксперимент, предложенный знаменитым русским психологом А.Ф. Лазурским (1874-1917).
Суть его заключается в том, что исследуемая деятельность испытуемого протекает в привычных для него условиях, он не знает о проведении эксперимента. Но строго дозированному экспериментальному воздействию подвергаются изучаемые условия и факторы. Конечно, организация и проведение такого эксперимента сопряжены с немалыми трудностями противоречивого соединения «экспериментальности» и «естественности». Вместе с тем значительно упрощается проблема переноса выводов из лаборатории в реальную практику.
Следует заметить, что по ряду причин современная психология, к сожалению, становится все менее экспериментальной. Чуть ли не единственными методами психологического исследования остаются различные тесты, опросы, интервью. Экспериментом неоправданно называют порой любое вносимое и неконтролируемое изменение. Это обедняет методический и теоретический аппарат психологической науки, упрощает понимание ее предмета.
Тест (испытание, проба) также используется научной психологией в течение ста лет и в последние годы получает все большее распространение. Существует множество видов и классификаций тестов по их построению, задачам, исполнению. Это относится к особому разделу психологического знания и практики, называемому психодиагностикой, хотя последнее понятие шире, чем учение о тестах. Не всякое психологическое испытание, проба, вопрос являются тестами.
Для последних необходима стандартизованность, надежность, валидность, психометрическая состоятельность, четкость психологической интерпретации. Например, стандартизация теста — это не просто предъявление всем испытуемым одинаковой словесной формулировки вопроса. Стандартизация — подбор, статистическая подгонка степени сложности вопроса, вследствие которой распределение ответов в большой выборке испытуемых будет иметь форму нормальной кривой Гаусса.
Требование валидности теста означает наличие уверенности в том, что измеряет он именно то, на что предназначен, например оценивает мотивацию, а не мотивировку, текущее настроение, а не чувство. За каждым тестом стоит некая теория, авторская трактовка психики. За одинаковыми терминами может скрываться разное содержание, например одноименные типы темперамента по И.П. Павлову и по Г.Ю. Айзенку (род. 1916).
Поэтому в интерпретации результатов тестирования необходимо строго придерживаться авторской семантики, не менять заданной трактовки слов. Это особо актуально для проективных тестов, где свободный ответ испытуемого рассматривается как проекция особенностей его личности, которые объясняются с позиций исходной теории. Тест можно рассматривать как предельно упрощенную модификацию экспериментального метода. В условиях грамотного применения он дает возможность получения большого количества эмпирических данных, возможность предварительной градации испытуемых.
Анкеты и различные вопросника — это всевозможные вариации тестов, составление, использование и интерпретация которых также требуют должного профессионализма. Здесь важна не только формулировка вопроса, но и очередность его предъявления. В психологии и в социологии, например, или в педагогике вопросники должны быть разными. Особый по направленности вид вопросников составляют социометрические методики, с помощью которых исследуются межличностные отношения в группе, выявляются отношения лидер — ведомый.
Метод беседы также предполагает специальную подготовку психолога, свои правила проведения и поведения исследователя. Здесь идет индивидуальная психологическая работа. Одно дело — это знаменитая «клиническая беседа», разработанная в школе Ж. Пиаже. Совсем другое — психоаналитическая беседа, третье — беседа в процессе психологического консультирования.
Набор праксиметрических методов разработан преимущественно в рамках психологии труда при изучении различных человеческих движений, операций, действий, профессионального поведения. Сюда входят хронометрия, циклография, составление профессиограмм, психограмм.
Анализ продуктов деятельности используется во многих разделах психологии: от общей до возрастной и представляет собой комплексное изучение результатов труда как материализации психической деятельности. Это относится и к детскому рисунку, и к школьному сочинению, и к произведению писателя, и к «картине», нарисованной обезьяной.
Биографический метод предполагает психологический анализ жизненного пути, биографии человека. Личность развивается, меняется, поэтому имеет свою историю, определенные психологические вехи, поворотные пункты, кризисы. С.Л. Рубинштейн писал, что человек, сделавший нечто значительное, сам при этом в известном смысле меняется. Это анализ представлений человека о собственном жизненном пути-, о прошлом и будущем; психология жизненных планов; психологические стратегии поведения и жизни.
Метод моделирования имеет самые разнообразные варианты. Модели бывают структурными, функциональными, физическими, знаковыми, логическими, математическими, информационными. Любая модель беднее исходного оригинала, выделяя в нем какой-то определенный аспект и абстрагируясь от других сторон изучаемого явления.
Третью группу (по Б.Г. Ананьеву) составляют методы обработки полученных результатов. Это органичное единство количественного и качественного, содержательного анализа. Обработка результатов — это всегда творческий, поисковый процесс, предполагающий подбор наиболее адекватных и чувствительных математических средств.
Наконец, четвертую группу составляют так называемые интерпретационные методы, направленные на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления или свойства. Здесь всегда существует комплексный, системный набор различных вариантов генетического, функционального и структурного методов, замыкающих общий цикл психологического исследования.
Классификация методов психологии
Ниже представлена классификация методов психологии, созданная на основе целостного цикла психологического исследования, начиная от его планирования и организации и заканчивая интерпретацией полученных результатов (рис. 3).
Психологическое исследование может быть организовано тремя различными способами: как сравнительное, что предполагает выявление сходства или различия в выраженности какого-либо психического явления у разных людей или групп людей путём единовременного сравнения; как лонгитюдное, что выражается в длительном «наблюдении» за развитием того или иного психического явления; как комплексное, что выражается в сочетании двух первых методов.
Эмпирические методы наиболее многочисленны и разнообразны, поскольку представляют собой способы выявления, оценки и диагностики психических явлений в реальной действительности, в жизни.
Биографический метод (от греч. biographia — описание жизни) представляет собой изучение личности путём анализа её биографии (по имеющимся документам, рассказам самого человека либо дневникам, мемуарам, автобиографии).
Рис. 3. Классификация методов психологии
Моделирование (от англ. model — модель) — исследование объектов познания на их моделях. Моделирование как метод используется во многих науках. В психологии он применяется в том случае, когда исследование интересующего учёного явления путём других методов затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства; на этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Анализ процессов и продуктов деятельности представляет собой метод, широко используемый в психологии в целом и являющийся одним из основных методов исследования в психологии труда, инженерной и профессиональной психологии. Под продуктом (от лат. productus — созданный) подразумевается результат деятельности человека, который может иметь различные формы (предметные, вещественные или идеальные, нематериальные) в зависимости от вида деятельности (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной, профессиональной и пр.) и способов её осуществления (физических, мыслительных усилий). Данный научный метод реализуется в нескольких более частных методах.
Например, в психологии труда и профессиональной психологии метод анализа процесса деятельности специалиста определённой профессии является ведущим в комплексе методов, необходимых для построения профессиограммы (описания профессии, от лат. professio — специальность, занятие и греч. gramma — запись). Профессиограмма включает в себя несколько «блоков», в том числе психограмму — описание личностных особенностей, сенсорно-перцептивных свойств, особенностей мышления и памяти, моторных функций специалиста данной профессии, описание группы наиболее важных для профессии качеств и противопоказаний к деятельности. Впоследствии на основании этих сведений разрабатываются процедуры профессионально-психологического отбора, предназначенные для определения профессиональной пригодности (соответствия требованиям профессии) людей, желающих освоить данную профессию.
Обсервационные методы являются общенаучными, традиционными для психологии. Самонаблюдение (или «интроспекция», от лат. introspectare — смотреть внутрь) используется в тех случаях, когда исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании (например, образы, чувства, мысли).
Наблюдение является центральным психологическим методом, при котором необходимая информация об изучаемом явлении получается в результате его прямого зрительного восприятия. Объектом наблюдения является «наблюдаемый» (человек либо группа людей, событие, процесс и пр.), предметом (тем, что наблюдается) — внешние проявления психического явления. К достоинствам метода относят то, что он позволяет фиксировать события в момент их протекания, получать информацию о действиях тех или иных людей вне зависимости от их установки на желательное, «одобряемое» поведение. К основным недостаткам метода относят субъективизм, возможности искажения, ошибок наблюдателя. Поэтому метод наблюдения в психологических исследованиях рекомендуют дополнять другими, более объективными методами. Существует несколько разновидностей данного метода и, соответственно, возможностей его классификации (рис. 4).
В случае активного наблюдения перед исследователем стоит задача — наблюдать; при пассивном варианте такой задачи нет — нечто происходит как бы само собой, человек не старается ничего «выделить» из текущего события, запомнить либо проанализировать. При опосредованном наблюдении, в отличие от непосредственного, исследователем используются дополнительные средства (например, аудио- или видеоаппаратура). «Поле» является условным термином, означающим работу психолога в естественных для участвующих в исследовании человека или группы людей условиях. Наблюдение лабораторное предполагает работу в искусственно созданных, смоделированных для изучаемых человека либо группы условиях, контролируемых исследователем. При включённом наблюдении исследователь сам становится частью наблюдаемого процесса; невключённое наблюдение называется также «сторонним».
Рис. 4. Классификация видов наблюдения
Под «упорядоченностью» подразумевается «порядок» по отношению к объекту, предмету, частоте наблюдения. Например, при исследовании взаимоотношений в производственном коллективе можно случайно выбрать некоторых его членов или некоторые события из жизни коллектива и проводить наблюдение только за ними; можно наблюдать сразу за всеми и всё подряд (сплошное наблюдение); можно сделать «выборку» (небольшую группу людей из всего коллектива) по какому-либо критерию и на основе наблюдения только за её членами пытаться понять взаимоотношения в коллективе в целом. И, наконец, можно проводить наблюдение на основе некоторой системы — например, в качестве «системообразующего признака» можно использовать положение человека в коллективе или характер событий, которые в данном коллективе случаются.
При свободном наблюдении заранее не определено, что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения и как их интерпретировать; оно может менять предмет или объект наблюдения в зависимости от пожелания исследователя. При поисковом наблюдении присутствует общая цель наблюдения, но отсутствует выделенная система признаков-единиц анализа предмета наблюдения. При аналитическом наблюдении система признаков есть, однако не определено, как эти признаки оценивать и интерпретировать, в связи с чем исследователь в ходе наблюдения производит их анализ. При стандартизированном наблюдении заранее чётко определено, что наблюдать, как наблюдать, с какой регулярностью наблюдать, как фиксировать, обрабатывать и интерпретировать результаты наблюдения.
Суть эксперимента сводится к трём основным действиям экспериментатора: варьирование независимой переменной, регистрация изменений зависимой переменной, контроль внешних (побочных) влияний (рис. 5).
Рис. 5. Общая схема эксперимента
Организация настоящего научного психологического эксперимента является непростой задачей, как в связи со сложностью изучаемых явлений, так и из-за весьма жёстких требований, предъявляемых к такого рода исследованиям. Одним из важных принципов психологии, обеспечивающих достоверность результатов современных психологических исследований, является принцип единства теории, эксперимента и практики — эксперимент, обосновываясь теорией, её проверяет и уточняет и, проверяясь практикой (т.е. реальной жизнью) как высшим критерием истины, служит психологической теории и улучшает её.
Психологическая диагностика, или психодиагностика (от греч. di- agnostikos — распознавание, способный распознавать) — область психологической науки, разрабатывающая принципы, приёмы, методы и методики выявления, оценки и измерения индивидуально- психологических особенностей человека. Существует несколько видов классификации психодиагностических методов и методик, которые можно представить в виде следующей схемы (рис. 6).
Опрос — метод психологического исследования, основанный на получении от человека информации в ответ на заданные ему вопросы. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведёт опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей, но его недостатком является отсутствиевозможности учёта, особенно при заочном варианте, индивидуальных реакций людей на содержание вопросов.
Рис. 6. Классификация психодиагностических методов
Анкета является разновидностью письменного опроса; предназначена для получения такой информации о человеке, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. Наиболее типичные вопросы анкет относятся к уровню и характеру образования человека, специальным навыкам, которыми он владеет, и другим относительно объективным показателям. В психодиагностике такие анкеты позволяют получать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей других методик. Выделяют различные типы анкетного опроса: сплошной и выборочный, индивидуальный и групповой, очный и заочный.
Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа является свободным диалогом между исследователем и собеседником. Как диагностический метод беседа даёт богатый материал для изучения и анализа, позволяет получить информацию о внутренних процессах, субъективных переживаниях и особенностях поведения человека, которые не могут быть обнаружены с помощью объективных методов. Беседа всегда проводится индивидуально, часто — в отдельном помещении, поскольку служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником и может использоваться не только как диагностический, но и как психотерапевтический метод.
Тест (от англ. test — проба, испытание, проверка) — фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.
Часто все психологические методики называют тестами, однако это не совсем корректно. Тесты имеют строгую, проверенную, обязательную для соблюдения процедуру применения, включая одинаковость даваемой инструкции и бланков обследования, заранее установленный, стандартный способ регистрации, обработки и интерпретации результатов, а также «нормы теста» (усреднённые показатели уровня развития психологического качества, оцениваемого с помощью теста). Благодаря своей стандартизированности тесты применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Процедура стандартизации определённой методики, т.е. «превращение» её в тест — длительный и трудоёмкий процесс, требующий усилий многих исследователей. Далеко не все методики поддаются стандартизации, в наименьшей степени — проективные.
Ещё одним способом классификации методик психологической диагностики является их деление на те, в которых задания предполагают правильный ответ — так называемые «объективные» тесты (они являются «проверкой» в прямом смысле слова), и те, где правильного ответа быть не может. В последнем случае оценивается лишь частота и направленность ответов; обычно по такому принципу построены личностные опросники — методики, диагностирующие выраженность той или иной черты, того или иного свойства личности.
По величине охвата психологических характеристик методики могут быть одномерными (когда оценивается только одно какое-то качество или свойство) и многомерными (когда с помощью одной методики можно диагностировать сразу несколько свойств или качеств).
Интерпретируются результаты психологических исследований также двумя способами: путём привлечения сведений о развитии какого-либо психического явления (генетические методы) либо путёмвыявления классов, типов данного психического явления на текущий момент времени (структурные методы).
Классификация методов психологии
1.4. Классификация методов психологического исследования
Наиболее развернутую классификацию методов психологии в середине ХХ в. предложил Г.Д. Пирьов. [22] Его классификация во многом соответствовала состоянию научного аппарата психологии того времени. Пирьов выделил: а) основные методы – наблюдение, эксперимент, моделирование; б) вспомогательные методы; в) синтетический методический прием – психолого-педагогическую характеристику; г) специальные методические подходы.
Следует отметить, что классификация методов Б.Г. Ананьева сохраняет свое значение до настоящего времени.
Классификация методов психологических исследований на современном этапе. М.С. Роговин и Г.В. Залевский предложили новую классификацию методов. [24] Метод, по их мнению, – это выражение некоторых соотношений между субъектом и объектом познания. Основные психологические методы можно разделить на шесть видов:
1) герменевтический (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны);
2) биографический (выделение целостного объекта познания в науке о психике);
3) наблюдение (дифференциация объекта и субъекта познания);
4) самонаблюдение (превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации);
5) клинический (на первый план выходит задача перехода от внешненаблюдаемого к внутренним механизмам);
6) эксперимент (активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания).
В.Н. Дружинин предлагает объединить все разнообразие методов психологического исследования в три класса: [25]
1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования;
2) теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования);
3) интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (таблицами, графиками, схемами).
Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояние объекта. В результате применения теоретических методов формируются знания о предмете в языковой, знаково-символической или пространственно-схематической форме. В результате интерпретации и описания рождаются научные факты и эмпирические зависимости. Интерпретационные методы играют важнейшую роль в целостном психологическом исследовании – именно от них зависит успех всей научной программы.
В.Н. Дружинин является автором еще одного подхода к классификации эмпирических методов психологического исследования. [26] Он располагает все психологические эмпирические методы в двумерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования: 1) наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия.
Взаимодействие максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (когда исследователь и испытуемый – одно лицо); 2) объективированность и субъективированность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и «чистое» понимание поведения другого человека путем «вчувствования», эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий.
Эти два специфических признака, разделяющие психологические методы на типы, можно охарактеризовать следующим образом: первый признак образует ось «два субъекта – один субъект» или «внешний диалог – внутренний диалог», а второй образует ось «внешние средства – внутренние средства» или «измерение – интерпретация». В секторах, образованных этими осями, можно расположить основные психологические эмпирические методы (рис. 1).
Интересна еще одна классификация эмпирических методов – на основе исследовательской цели. [27] Здесь выделяют группы описательных, корреляционных и каузальных методов. К описательным методам относятся беседа, наблюдение, тестирование, биографический метод и др. – они описывают данные. Корреляционные методы — измерение и методы обработки данных – позволяют установить связь между явлениями. С помощью каузальных методов устанавливают причинно-следственную связь между явлениями – это уже эксперимент.
Источники:
Классификация методов в психологии
Тема: Классификация методов в психологии. Тип: Реферат. Язык: русский. Разместил (а): KinoAkter. Размер: 27 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Явления, изучаемые в психологии, настолько сложны и своеобразны, в такой степени трудны для научного исследования, что на протяжении всей истории существования психологии как науки ученые постоянно не были удовлетворены имеющимися в их распоряжении методами исследования’
http://www.coolreferat.com/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D0%B2_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8
Классификация методов психологии
Известно несколько классификаций методов психологии, поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения.
https://studopedia.ru/18_21996_klassifikatsiya-metodov-psihologii.html
Классификация методов психологии
2.1. Классификация методов психологии
http://txtb.ru/146/6.html
Классификация методов психологии
Автор: Коновалова Марина, 1.4. Классификация методов психологического исследования — Экспериментальная психология: конспект лекций, Жанр: философия
http://www.e-reading.club/chapter.php/97792/6/Konovalova_-_Eksperimental’naya_psihologiya__konspekt_lekciii.html