Категории психологии

Ведущие категории психологии

Кроме принципов на развитие психологии как науки влияет и формирование ее категориального строя, т.е. тех постоянных проблем (инвариант), которые составляют ее предмет и его содержание.

В настоящее время выделяют несколько основных категорий, которые являлись основой психологической науки на протяжении почти всей ее истории. Это категории мотива, образа, деятельности, личности, общения, переживания. В разные периоды развития психологии и в разных школах эти категории имели неодинаковое значение, однако всегда так или иначе присутствовали в психологических концепциях.

Одной из первых в психологии появилась категория образа, которая стала ведущей при изучении познания. Уже в античности ученые изучали как формируется у человека образ мира, впоследствии в центре внимания психологов оказался образ себя, самосознание человека, его содержание и структура. Если в первых психологических теориях образ себя рассматривался преимущественно как одна из областей сознания, то в современной науке образ-Я стал одним из ведущих.

Образ предмета рассматривался многими учеными как сигнал, на основе которого зарождается и начинает функционировать рефлекс, поведение человека. Образ как сенсорная основа мысли считался незыблемым постулатом учеными, которые рассматривали психику как сенсорную мозаику, состоящую из ощущений и представлений. Безобразный характер мышления стал в начале XX в. одним из важнейших открытий Вюрцбургской школы. Образ как основа восприятия, его целостный и системный характер стал ведущей категорией в психологической школе гештальтпсихологии.

Рассматривая развитие образа, психологи пришли к выводу о взаимосвязи чувственного и умственного образов. Изучение этой связи, так же как и сочетания умственного образа и слова, было и остается одной из важнейших проблем для психологии. Достаточно сказать, что такие великие ученые, как А.А. Потебня, Выготский, Г.Г. Шпет, Ж. Пиаже, Д. Брунер и другие посвятили свои наиболее значительные труды исследованию именно этой проблемы.

И чувственный, и умственный образы являются содержанием сознания, поэтому совокупность образов может рассматриваться как определенный аналог этой категории. Однако для психологии не менее важным является и вопрос о степени осознанности образов, так как и бессознательное, и надсознательное играют не менее важную роль, чем сознание.

С категорией мотива тесно связана другая категория — переживания, эмоционального отклика человека на явления внешнего мира и свои поступки и мысли. Еще Эпикур утверждал, что именно переживания направляют и регулируют поведение, в качестве таковых рассматривают их и современные психологи. Несмотря на то что проблема природы и динамики эмоциональных процессов не получила еще в психологии однозначного решения, сам факт важности эмоций и переживаний не только в регуляции активности, но и в присвоении знаний, идентификации с окружающим миром, в том числе и со значимыми людьми, не вызывает сомнения.

Большое влияние на развитие психологической науки оказал и подход к решению ключевых проблем психологии, изучающих природу психического, взаимоотношения психического и физического, телесного и духовного в психике. При этом на первый план выходили либо общие проблемы, т.е. соотношения психического и физического, либо более частные, связанные с исследованием связи организма (тела) с психикой (душой). Соответственно в первом случае эта проблема звучала как психофизическая, а во втором — как психофизиологическая.

С течением времени обостряется интерес ученых именно к психике человека. При это,м уже в исследованиях Платона постулировались качественные отличия психики человека от психики других живых существ. Таким образом, и законы, которые управляют психикой человека, являются уникальными и не могут ваться по аналогии с законами природы. Такой антропологический подход, при котором все рассматривается лишь с точки зрения человека, был характерен для многих не только психологических, но и философских школ. Однако и в античности, и в Средневековье было еще недостаточно данных для перевода психофизической проблемы в план психофизиологической, точнее — для научного решения этой проблемы.

С середины XIX в., с развитием биологии и медицины психология получила достаточно важный объективный материал, позволявший по-новому подойти к решению психофизиологической проблемы. Работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, У. Кеннона и других ученых дали возможность не только лучше понять биологическую природу психики, но и точнее разграничить области биологических основ психики и собственно психического. Тем не менее остается еще много вопросов, которые совместными усилиями психологов, философов, физиологов, медиков и других ученых предстоит решить, чтобы дать более полные ответы и на психофизическую, и на психофизиологическую проблемы.

Категории психологии

Категория – наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения предметов и явлений объективной действительности.

Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира. Это чувственная форма психического явления. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели.

Категория мотива. Мотив – это 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; 2) психический образ данного предмета. В широком смысле – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений.

Категория личность. Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Это связано с тем, что понятие "личность" является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты.

Личность в широком смысле – это конкретный человек, как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. В узком смысле – это качество индивида, которое формируется благодаря жизни человека в обществе, в процессе его социального развития.

Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.

Категория действие – единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели.

Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности.

Структура Действия включает 3 основных компонента: а) принятие решения; б) реализация; в) контроль и коррекцию.

Психологические категории делят на 2 группы:

• Базисные (образ, мотив, действие, отношение, переживание, индивид)

• Метапсихологические. (сознание, ценность, деятельность, общение, чувство, «Я»)

Психологические категории не существуют отдельно, независимо друг от друга, между ними существует связь и соотношение.

Категории психологии

2 Категории психологии

Категория – (греч. kategoria – высказывание, свидетельство) предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания. Они реальны для любых проявлений умственно активности, какие бы объекты ее ни поглощали.

В категориях представлены рабочие принципы мысли, ее содержательные формы, организующие процесс исследования. Категориальный аппарат психологии образует «остов» механизма «изготовления» психологических теорий и фактов. Категориальный аппарат не статичен. Он постоянно совершенствуется. К числу категорий психологии относятся: отражение, психика, сознание, деятельность, общение, образ, мотив, переживание, отношение, действие, личность.

Категория отражения. Отражение в широком смысле слова есть всеобщее свойство материальных объектов, состоящее в их способности реагировать, изменяться и сохранять след, отпечаток воздействия на них других материальных объектов. Отражение носит характер взаимодействия. Отражение (психическое) – свойство высокоорганизованной материи воспроизводить в форме субъективных образов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей и чувств) с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов в процессе активной деятельности. Характер отражения зависит от уровня организации материи, вследствие чего оно качественно различно в неорганической и органической природе, в мире животных и социальном мире, в более элементарных и высокоорганизованных системах.

Категория психики. Психика – (от греч. psyche – душа) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. Определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворение потребности в контактах с нею. Эти контакты, в свою очередь, по принципу обратной связи контролируют правильность отражения.

Категория сознания. Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно – историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность; как высшая форма отражения действительности, использующая системы понятий, категорий. Психология изучает происхождение, структуру, функционирование и развитие сознания индивида.

Сознание характеризуется: активностью; интенциональностью (направленностью на предмет); способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности. Сознание любого индивида уникально, но не произвольно — оно обусловливается внешними по отношению к сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид).

Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению (интериоризации) ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Принципиальная возможность подобного присвоения формируется на базе филогенетического (исторического) развития.

Категория общения. Общение — многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.

Общение включает в себя коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты.

Коммуникативный аспект общения связан с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к «движению» информации, но к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.

Интерактивный аспект общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. В общении люди ставят перед собой цель — оказать воздействие на другого человека. Это не исключает так называемого фатического общения (от лат. fatuus — глупый), т.е. бессодержательного использования коммуникативных средств с единственной целью поддержания самого процесса общения.

Перцептивный аспект общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Общение возможно только тогда, когда вступающие во взаимодействие люди могут оценить уровень взаимопонимания и составить представление о партнере по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам. «При общении вы, прежде всего, ищите и человеке душу, его внутренний мир», — рекомендовал К.С. Станиславский.

Однако эта реконструкция внутреннего мира другого человека — задача весьма сложная.

Категория образа. Образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность

Образ — субъективный феномен (продукт) целостного интегрального психического отражения кик познания реальной действительности, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности. Актуализация образа происходит на стыке индивидуального и общественного сознания.

Категория переживания. Переживание — испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни; наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям; форма активности, возникающая в связи с невозможностью достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, проявляющаяся в преобразовании его психологического мира и направленная на переосмысление своего существования.

Категория отношения. Отношение — момент взаимосвязи всех явлений; категория в различных общественных науках — философии, социологии, этике, экономике, психологии. Различают общественные отношения, производственные, нравственные отношения и т.д.

Категория действия. Категория действия претерпела сложный цикл преобразований. В теоретическом плане это получило отражение в таких понятиях, как интенциональный (лат. intentia — внимание, внутренняя направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым) акт сознания (Брентано и функциональная психология), отношение «стимул – реакция» (бихевиоризм), условный рефлекс (И.П. Павлов), компонент сенсомоторных структур (Ж. Пиаже), инструментальный, семиотический (сема — знак, признак) опосредованный акт (Л.С. Выготский).

Действие — одна из единиц деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью; произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Категория личности. Личность — человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Возникновение личности как системного качества определяется тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью (А.Н. Леонтьев). Личность характеризуется активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск и т.п.).

Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии.

Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний — философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях — под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

Научное познание требует не только описания фактов и явлений, но и их объяснения, что в свою очередь предполагает раскрытие законов и закономерностей, которым подчиняются факты и явления. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни. Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы. В качестве основных методологических принципов мы рассмотрели следующие: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма и принцип развития.

Список использованных источников

1 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. СПб., 2001 – ISBN 5-7695-0684-9

2 Андреева Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект – пресс, 2004 — ISBN 5-7567-0138-9

3 Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович . – М., 1997. — 352с. – ISBN 978-5-699-24415-7

4 Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования [Текст] /Б.С. Волков. – 5-е изд. – М.: Академический проект, 2006 — ISBN 5-8291-0471-7

5 Корнилова Т.В. Методологические основы психологии [Текст] /учеб.пособие / Т.В. Корнилова. – Спб: Питер, 2008 — ISBN 5-94807-015-8

6 Лубовский Д.В. введение в методологические основы психологии [Текст] / учеб.пособие для вузов /Д.В. Лубовский – 2-е изд. – М.:МПСИ, 2007 — ISBN 978-5-9770-0216-5

7 Немов Р.С. Психология Кн. 2. [Текст] / Р.С. Немов – М.: «ВЛАДОС», 1998. – 640с. – ISBN 5-691-00112-4

8 Нуркова В.В. Психология [Текст] / В.В. Нуркова.- М., 2004. Гл. 1 – ISBN 5-04-010498-7

9 Слободчиков В.И. Психология человека [Текст] / В.И. Слободчиков — М, 1995 — ISBN 5-8291-0291-9

10 Шарков Ф.И. Методология и методы психологического исследования [Текст] / Ф.И. Шарков. – М.: Академический проспект, 2006 — ISBN 5-8291-0725-2

Основные категории и принципы психологии

Научные категории, принципы, закономерности психологии, их применение в практической деятельности. Психологические методы, приемы и способы познания человека и человеческих общностей. Социогенез личности, темперамент, характер; психология развития.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Методологические основы психологии

— О единстве внешней материальной деят-ти, и внутренней психич.деят-ти;

— О социальной обусловленности развития психики чел.;

— О психике, как функции головного мозга;

— О сознании как высшем этапе развития психики. Этими вопросами занимается общая псих. методология. Методологические основы психологии: диалектико-материалистический подход к пониманию окружающей действительности

— представление о первичности материи и вторичности сознания;

— представление о движущих силах развития окруж. действиях и психики;

— о сознании социальной обусловленности развития психики;

— понимание единства внешней матери внутр. псих. деят-ти.

Методология психолог. науки имеет своим объектом ее важнейшие антологичные (научные) категории, принципы, закономерности, а предметом — способы их применения в конкретных исследовательских или практических целях в деятельности психолога. Цель — реализация философских принципов познания, применительно к конкретной области психологии и разработка псих-го способа познания человека и человеческих общностей, разработка псих-их методов и приемов, исследование этих приемов.

2. Проблема объективности научного знания в психологии

Б данные +данные метод.=объект научн. информации.

3. Основные категории психологии. Рубинштейн, Леонтьев, Асмолов, Петровский

4. Основные принципы психологии. Леонтьев, Рубинштейн

5. Психофизическая и психофизиологическая проблема

6. Психология психологического эксперимента

7. Процедура и основные характеристики эксперимента

оборудования в ситуации близкой естественной. Испытуемые не знают о своем участии в эксп. Экспериментатор сам создает ситуацию и смотрит, как люди реагируют на нее.

Преимущества: 1. позволяет распространять рез-ты на другие ситуации; 2.т.к. испытуемые не знают о своем участии, то снижается вероятность предчувствия оценки; З.т.к. эксп-т контролирует независимую переменную, то можно установить причинно-следственные связи.

Недостатки: I. т.к.ситуация естественна для ч-ка, то многие тонкие реакции остаются незамеченными; 2.экспер-ор практически не контролирует действие внешних факторов, кот. могут оказывать влияние на рез-ты; 3. проблемы, связан. с незнанием о своем участии со стороны испытуемых.

Внутренняя валидность показывает действительно-ли экспериментаторное воздействие привело к изменениям в ходе эксперта; внешняя показывает можно ли обобщать получен. рез-ты на другие ситуации и других людей.

Требования к эксперименту: 1. произвольность — экс/р должен иметь возм/ть вызывать изучаемое явление; 2.повторяемость — эксп/р должен иметь возм-ть вызывать изучаемое явление несколько раз; З.изменяемоть — эксп/р должен иметь контроль над независимой переменной. Дополн. условия организации — система экспер/ых условий должна макс. соотв. объективной реальности, эти условия должны легко поддаваться управлению, результаты эксп/го вмешательства должн. быть наблюдаемы, измерит. инструмент должен быть чувствительным.

8. Виды психологических исследований

9. Структура, логика и этика псих. исследования

10. Психологическая теория деятельности: основные понятия и принципы

12. Характеристика внимания. (Ланге, Гальперин)

Внимание — это избират. направ-ность сознания чел. на определен, предметы и явления. В. не имеет такого спец. нервного центра, как зрительные, слуховые и др. ощущения и восприятия.

Физиологически В. обусловлено раб-ой тех же самых нервн. центров, с помощ. котор. осущес-ся сопровож-мые В-ем психич. процессы. Но оно означ. налич. уч-ов с повыш. и пониж. возбудимостью, взаимосвяз. в своей деят-ти по закону отриц. индукции: когда в каком-то определ. уч-ке коры голов, мозга начин. сильное возбуж-ие, то в др. уч-ках коры гол. мозга, не связанных с выполнен, данной деят-ти, возник. торможение, затухание или даже полное прекращение нервн. процесса, в результ. чего одни центры оказ-ся возбужденными, др. — заторможенными. В. обеспеч-ся за счет налич. в каждый данный момент в коре больш. полушар. гол. мозга уч-ка с повыш. нервн. возбуд-тью, доминирующ, над остальными частями коры, в результ. чего и осущ-ся сосредоточение сознания человека на определен, предметах и явлениях. Свойства В.

Концентрация В. — способность чел. сосред-ся на глав. в его деят-ти, отвлекаясь от всего, что наход. в данный момент за пределами решаемой задачи. Избирательность В. — сосредоточение его на более важных предметах.

Распределение В. — возможность чел. иметь в сознании одновремен. несколько разнородных объектов или выпол. одновремен. множ-во операций. Объем В. харак-ся кол-вом объектов или их элем-ов, котор. могут быть одновременно восприняты с одинаков. степенью ясности и отчетливости в один момент.

Интенсивность В. харак-ся больш. затратой нерв, энерг. на выпол-ние данного вида деят-ти, в связи с чем, участвуют, в этой деят-ти психич. процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой. Устойчивость В. — это его способн. задержив. на восприят. данного объекта. Отвлекаемость В. явл. следс-ем отсутствия волев. усилия и интер. к объекту или деят-ти. Виды В. В. может быть преднамеренным, сосредоточенным и непроизвольным. Каждый из видов внимания зависит от ряда условий, в которых он осуществляется.

Непроизвольное внимание — внимание, вызываемое внешними причинами — теми или иными особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, и новизна и необычность объекта, и его динамичность. Интенсивность раздражения заключается в более сильном действии объекта (сильный звук, яркий свет), который привлекает к себе внимание. Новизна и необычность объекта, даже если не вызывается интенсивностью своего действия, также становится стимулом внимания. Резкая смена, динамичность объекта, наблюдающегося при сложн. и длительн. дейст-ях (спортивные сорев-ния, кинофильм), всегда вызывают особое внимание.

13. Понятия об ощущениях, нх виды. (Леонтьев, Запорожец, Вебер-Фехнер)

Ощущения — это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Органы чувств — это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:

рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов находящиеся на периферии центральной нервной системы;

проводящих, центростремительных нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передаются в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;

центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществляется по физиологическому механизму ((рефлекторного кольца», обеспечивающего постоянную обратную связь человека с окружающим миром. Принцип обратной связи, открытый Сеченовым и разработанный затем в трудах И.П. Павлова, П.К. Анохина, позволяет понять начало и завершение процесса ощущения по закономерностям рефлекторной деятельности.

Существует три вида ощущений: экстерорецептивные, интерорецептивные, проприоцептивные. 1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды. С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними. С помощью слуховых ощущений он воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д. Обонятельные ощущения помогают различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи. Вкусовые — определяют качественные особенности принимаемой пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода.

Температурные ощущения — это ощущение тепла и холода.

Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек ощущ. качественные особенности предметов — их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов.

Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния. Ощущения равновесия обеспечивает вертикальное положение человеческого тела. Они возникают в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора. Ощущения ускорения отражают развивающиеся при движении человека центробежные центростремительные силы.

3. Проприоцептивные ощущения — это ощущения, отражающие движение нашего тела.

С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, взаимном расположении всех его частей, сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.п. Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает разнообразные по качеству ощущения: раздражение рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполнении движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий, раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и быстроты движений.

14. Основные свойства восприятия. (Узнадзе)

Восприятие — это отражение в сознании чел. непосред-но воздействуют, на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. (Узнадзе)

В зависим, от цели существует преднамеренное восприятие, которое характеризуется тем, что в основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека. Непреднамеренные — восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

В зависимости от степени организации выделяют организованное восприятие (наблюдение) — организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие — это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Физиологические основы восприятия. По сравнен. с ощущен, восприятие явл. высш. формой аналитико-синтетической деят-ти мозга. Без анализа невозможн. осмысленное воприят. Анализ обеспечив, выделение объекта восприят, на основе котор. осушествл-ся синтез всех свойств объекта в целостный образ. «Рефлекс на отношение» — физиолог. механизм восприят., в котор. сигнальн. значен, имеют качество раздражит-лей и особен-ти отнош. между ними. В конечн. итоге в мозгу формир. отчетлив, образ, получ. в результ. анализа одноврем-ого воздейстув. многочислен, раздражит.

Большое значение в функционировании восприятий и проявлен. их свойств играют физические характер-ки самих предметов и психофизич. закономерн-ти их проявления в ходе собственно восприятия чел-ком. По этой причине пространство, форма, величина, глубина, удаленность, линейная и воздушная перспектива должны правильно отражаться органами чувств.

15. Общая характеристика памяти, (Зинченко, Симонов)

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Память имеет свои особенности, свидетельствующие о ее продуктивности.

Объем — это важная характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации. Быстрота — способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования.

Точность — характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражая ее основное содержание. Длительность — важнейшая характеристика памяти в целом и ее процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию. В связи с этим различают кратковременную, долговременную и оперативную память. Кратковременная память — это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Долговременная — память в интересах длительного сохранения информации, которая часто запоминается после многократного повторения. Оперативная память — это сохранения материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.

Готовность — одна из важнейших характеристик памяти, свидетельствующее о подражательности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию. Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокупности в целом и конкретного человека в частности.

16. Понятие о мышлении. Виды мышления. (Рубинштейн, Брушлинский, Тихомиров)

17. Процессы мышления

Мышление — это психич. познавательный процесс отражен. существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. (Рубинштейн, Брушлинский, Тихомиров) Различают следующие процессы М.: Понятие — отражение в сознании чел. общих и существенных свойств предмета и явления. Высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического мышления. П. может быть конкретным и абстрактным.

Суждение — основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Психология изучает развитие суждения как формы абстрактного и логического мышления.

Умозаключение — выделение из одного или нескольких суждений нового суждения на основе логики. Различают умозаключение индуктивное (это движение знаний от единичного к общим положениям, движение анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами . строением мыслительной деят-ти), дедуктивное (движения знания от более общего к менее общему, частному), по аналогии. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий.

18. Понятие о воображении, виды воображения

(Выготский, Тихомиров) Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:

вычисление из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства (представление о величине палки, как средстве удлинить руку);

изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличения или преуменьшения ее по сравнению с действительностью (великаны, гномы);

соединение в своем воображении вычлененных их разных объектов их частей или элементов и создание мысленного образа, представления нового, не существующего ранее в природе предмета (кентавр, сфинкс, человеко-бык);

конструирование предмета в зависимости от его назначения;

мысленное усиление какого-либо свойства или качества, наделение его несоразмерно большим или особым значением в характеристике объекта (хитрость лисы, трусость зайца);

мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, объекта;

создание нового образа в результате обобщения черт.

Физиологическую основу воображения составляют остаточные процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности возникают новые, не имеющие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.

Непроизвольное воображение — создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека. Наиболее ярко непроизвольное воображение выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное воображение — создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта — образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Творческое воображение — это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.д.). Писатели, художники не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь отражается в наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем, эти образы отражают личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание им окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение — это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда раньше им не воспринимался. Н-р: человек никогда не видел моря, он прочитал описание в книге и может себе представить его.

19. Сознание и психика. Леонтьев, Рубинштейн

Источники:
Ведущие категории психологии
Кроме принципов на развитие психологии как науки влияет и формирование ее категориального строя, т.е. тех постоянных проблем (инвариант), которые составляют ее предмет и его содержание. В
https://psyera.ru/5007/vedushchie-kategorii-psihologii
Категории психологии
шпаргалки по праву, экономике, истории, психологии, философии, логике, культурологии, экологии, педагогике, биологии, литературе
http://shporiforall.ru/shpory/sp-ekzpsixologii/3-osnovnye-kategorii-psixologii-ix-xarakteristika.html
Категории психологии
Читать тему online: Категории психологии по предмету Психология. Размер: 29.23 КБ.
https://www.kazedu.kz/referat/139050/1
Основные категории и принципы психологии
Научные категории, принципы, закономерности психологии, их применение в практической деятельности. Психологические методы, приемы и способы познания человека и человеческих общностей. Социогенез личности, темперамент, характер; психология развития.
https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00303767_0.html

CATEGORIES