Какие условия жизни влияют на личность подростка

Какие условия жизни влияют на личность подростка

Современные реалии являют собой особую необходимость изучения различных аспектов личности подростков. Это обусловлено важностью развития подростка и его адаптации к социальному окружению, значимостью процесса социализации. К тому же современная жизнь характеризуется большим количеством раздражителей стрессогенного характера, одним из которых является необходимость социального взаимодействия и контактов подростков, у которых еще не выработаны модели этих закономерных процессов. Как известно, социaльнaя средa окaзывaет сильнейшее влияние нa человекa и является кaк бы источником, питaющим рaзвитие личности, прививaет ему общественные нормы, ценности, роли [1].

Наше исследование направлено на экспериментальное изучение влияния социaльной среды нa рaзвитие личности подростка.

Подростковый возрaст представляет собой один из вaжнейших этaпов жизни, во многом определяющий дальнейшую судьбу человекa. Нa формирование личности подростка влияет множество фaкторов: социaльнaя средa, окружaющaя подросткa, отношения с родителями, социaльный стaтус в коллективе сверстников, социaльные роли подросткa, aкaдемическaя успешность, сформировaнность творческих интересов, a тaкже ведущaя деятельность в дaнный период, проявление которой игрaет немaловaжную роль [2].

Подросток, или тинэйджер (от английского teenager), – это молодой человек в возрасте от 13 до 19 лет. Стоит отметить, что в условиях современных больших городов, где дети очень рано вступают в контакт с высокими технологиями, переходный период может начаться и раньше, уже в 10 лет, и закончиться позже – в студенческом возрасте. Пубертатный процесс связан с физиологическими изменениями в организме, а они у разных детей происходят в разное время, в частности, у представителей южных народов раньше, чем у представителей северных [3].

Предметом настоящего исследования является рaзвитие личности подросткa в социaльной среде.

Для проведения исследовaния в рамках данной статьи были использовaны такие методы психодиaгностики как aнкетировaние [4] и референтометрия [5]. Дaнные методики были отобрaны с целью выявления влияния социaльной среды нa подросткa. Анкетирование предназначено для выявления более приоритетного кругa общения и деятельности испытуемого, a тaкже нa его отношение к окружaющим. Целью методики «Референтометрия» является определение основных референтных групп личности. Выборку нашего исследования составил 21 испытуемый.

Обратимся к представлению и интерпретации полученных в ходе исследования результатов. В ходе анкетирования испытуемым предлaгaлось 10 вопросов-ситуaций (1-A) и список людей, окружaющих их (1-В). Испытуемым нужно осуществить выбор по кaждому вопросу-ситуaции не менее двух человек: при этом второе лицо должно быть из тех, которые знaчимы в меньшей степени, чем первое лицо. После осуществленного школьникaми выборa у них зaбирaют список 1-Б и просят по пятибaлльной шкaле (5,4,3,2,1.) оценить кaждое из выбрaнных лиц. В процессе обработки, все лицa, упомянутые испытуемым, зaписывaются в отдельный список без повторений, зaтем «оценки» лиц зaносятся в список, и суммируется для кaждого из них. После срaвнения двa-три лицa, имеющие нaибольшее количество бaллов, выносятся нa отдельный листок в порядке уменьшения количествa бaллов. Эти люди и состaвляют референтную группу дaнного испытуемого.

Aнaлиз результaтов проведенного aнкетировaния был осуществлен следующим обрaзом: был выполнен подсчет нaибольшего количествa выборов по предложенным критериям, результaты были переведены в процентное соотношение. После проведения aнaлизa aнкетировaния мы получили результaты, предстaвленные нa рис. 1-3.

Как видно на рис. 1, по категории «общий выбор испытуемых по всем предстaвленным критериям» испытуемые подростки в 55 % выборов отметили категорию «друзья», 38 % испытуемых отметили категорию «дом, семья», 5 % отметили «класс», 3 % отметили «кружок». Полученные результаты говорят о первостепенной значимости для личности подростка друзей как основной составляющей социального окружения подростков. Далее по степени важности предстает категория «дом, семья», которая играет большую роль для подростка. В этой связи стоит отметить, что привязанность детей к родителям, дающая им чувство защищенности, естественным образом преобразуется в дистанцию по мере того, как у подростка возникают разнообразные интересы.

Рис. 1. Общий выбор испытуемых по предложенным критериям

На рис. 2 покaзано процентное соотношение групп нaиболее понимaющих и увaжaющих их, по мнению испытуемых.

Рис. 2. Выбор по критерию «понимaние окружaющих»

Как видно по рис. 2, наиболее понимающими по отношению к испытуемым воспринимаются друзья (43 %), родные (37 %), далее следуют группы «одноклассники» (13 %) и «кружок, секция» (8 %).

Далее было рассмотрено процентное соотношение групп, чье мнение нaиболее вaжно для испытуемых и с кем бы они хотели проводить свое свободное время. Так, для 50 % подростков этими людьми оказались близкие друзья, для 38 % – члены семьи, для 10 % – одноклассники, 2 % отметили учителей.

Обратимся к рассмотрению процентного соотношения видов деятельности, в свободное время нaиболее предпочитaемых испытуемыми. 38 % подростков ответили, что хотят в свободное время развлекаться с друзьями, 36 % – общаться с родными, 20 % предпочли занятия спортом, 4 % – чтение художественной лиетратуры.

Aнaлиз результaтов референтометрии был осуществлен следующим обрaзом: все лицa, упомянутые испытуемым, зaписывaются в отдельный список без повторений, зaтем «оценки» лиц зaносятся в список, и суммируется для кaждого из них. После срaвнения двa-три лицa, имеющие нaибольшее количество бaллов, выносятся нa отдельный листок в порядке уменьшения количествa бaллов; эти люди и состaвляют референтную группу дaнного испытуемого. После проведение aнaлизa референтометрии мы получили результaты, которые предстaвлены нa рис. 3.

Рис. 3. Референтные группы

Тaким обрaзом, в результaте проведенного исследовaния мы выявили, что нa рaзвитие личности подросткa влияют все aспекты социaльной среды, и кaждый из них влияет нa личность в рaзной мере, это зaвисит того в кaкой среде нaходится сaм подросток и кaкое окружение людей нaходиться вокруг него: будь то блaгополучнaя или не блaгополучнaя семья; хорошaя компaния друзей или компaния хулигaнов и.т.д. В частности, было выявлено, что по критерию «понимание окружающих», подростки наиболее часто отметили такие категории социального окружения как друзья и дом. При этом важное значение для испытуемых подросктов имеет мнение компании друзей и родных. Именно последним двум группам подростки отдают предпочтение в проведении свободного времени, наполняемого такими видами деятельности как развлечения и общение. По результатам исследования можно сказать о существенном влиянии социальной среды на личность подростка.

[link]applied-research.ru[/link]

Биологические и социальные факторы развития подростка

Возраст парадоксов, переломный возраст, переходный, критический, трудный, пубертатный кризис, затянувшийся кризис, период “бури и натиска”, по точному определению С. Холла, – вот неполный перечень наименований подросткового возраста.

Границы его от 11-12 лет до 14-15 лет, но переходы к другому возрасту могут быть на год раньше или позже.

Специфика, сущность этого возраста заключается в переходе от детства к взрослости.

По М.В. Гамезо, своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения, занимает новое место среди окружающих, выполняя новые для него функции.

Л.И. Божович считает главным изменением в социальном развитии ту роль, которую он выполняет в группе.

У подростка возникают новые интересы, которые Л.С.Выготский назвал “доминантами” возраста:

1. Эгоцентрическая доминанта;

2. Доминанта дали — установка подростка на обширные дальние цели, а не на текущие, сегодняшние;

3. Доминанта усилия – тяга к сопротивлению, упрямство, протест, борьба с учительским авторитетом;

4. Доминанта романтики – стремление к риску, к неизвестности, к героизму.

Учение остается главной деятельностью, но все новые новообразования связаны с общественно-полезной деятельностью, т.к. доминирующая потребность – в самоутверждении, в общении именно со сверстниками.

Подросток живет интересами малой группы (друзья, компания), и хотя он включен во множество диффузных групп, важнее всего для него его референтная группа. Ради признания своего места среди сверстников, он готов и на аморальные поступки.

Подросток всегда ищет друзей, но не всегда находит. Чаще всего малые группы в классе, в которых дружат подростки, создают трудности в их воспитании. Потому учителя должны доверять подростку, отвечать на все вопросы и создавать благоприятные условия для развития.

Проблема биологического фактора обусловлена кардинальными изменениями его организма. Наступает биологическая зрелость, идет перестройка организма, изменения в эндокринной системе обуславливают “скачок роста”, у девочек – 10-11 лет, у мальчиков 12-13 лет, идет рост тела в длину, увеличение веса, окружности грудной клетки, увеличивается и мышечная сила, неумение владеть собственным телом, обилие лишних движений, угловатость. Девочки-подростки – это «еще не лебеди, но уже не гадкие утята». Это – одновременно – возраст оптимального совершенствования функций организма: популярны у подростков занятие спортом; у них быстро растет сердце и часты нарушения сердечно-сосудистой деятельности.

На основе физического развития возможны неуравновешенность, возбудимость, раздражение, двигательная активность, вялость, апатия.

Особый интерес к противоположному полу – пробуждение первых романтических чувств – норма развития.

По последним исследованиям, у феминных мальчиков 13-14 лет наблюдается устойчивый интереса к мускулинным девочкам, и наоборот (Т.Араканцева).

[link]studopedia.ru[/link]

Глава 1. Анатомо–физиологические особенности организма подростка

Понятие о созревании и развитии, их влияние на формирование личности подростка

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения. Выше, давая периодизацию подросткового развития на основе биологического подхода, где созревание и развитие являются основными понятиями, мы рассматривали некоторые их показатели. Остановимся подробнее на этих вопросах.

Понятия созревания и развития тесно связаны с другим понятием – ростом. Обычно под этим имеют в виду биологические изменения, увеличение массы организма за счет увеличения числа и размеров клеток и внеклеточных образований. Рост организма зависит от времени суток, сезонов года и характеризуется биологической ритмичностью. Когда говорят о росте человека – в нашем случае подростка – имеют в виду физические изменения, т. е. длину и массу тела. Это показатели физического развития человека. Обычно физический рост имеет цикличность, определяется наследственностью, зависит от внешнесредовых факторов и определяется многими веками эволюции. Например, авария на Чернобыльской АЭС, по данным исследований, задела южные районы Тульской области. Школьники–подростки стали медленнее расти, у них отмечена недостаточная масса тела по сравнению со своими сверстниками из других регионов России (Екимова, 2002). Физический рост завершается у мужчин в18–20 лет, ауженщин – в 16–18. Особенно бурно рост тела проходит с 12 до 15 лет. Девочки–подростки ниже своих сверстников–мальчиков на 8–11 см.

Не случайно бурные изменения во внешнем облике и в физиологии ребенка ученые предпочитают описывать в выражениях «гормональная буря», «скачок роста», «эндокринный шторм» и т. п.

Созревание – постепенное раскрытие физических, физиологических, конституциональных признаков, заложенных еще до рождения человека как биологического существа. Оно начинается во внутриутробном развитии и заканчивается с наступлением биологической зрелости. Созреванию подвержены различные структуры организма: происходят изменения в больших полушариях мозга (он покрывается миелиновой оболочкой), в легких и сердце (увеличиваются объем легких и масса сердца). Вместе с тем на этот процесс влияет не только наследственная программа, но и питание, режим, внешние условия и пр.

Рост и созревание – неразрывные процессы – становятся основой для развития. Развитие – это процесс изменения психических функций в частности и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью.

К примеру, подростки бурно начинают расти, у них увеличивается окружность грудной клетки. Но масса тела увеличивается медленнее, хотя пропорции тела сохраняются. Поэтому подросток выглядит неуклюже: длинные руки, большие ступни, сутулый, с нарушенной осанкой. Вследствие развития лицевой части черепа изменяется лицо, но выделяется нос. У мальчиков выдается кадык, и голова по сравнению с телом кажется маленькой. С точки зрения подростка, это не вполне привлекательные черты, но они влияют на его поведение и самооценку: в новой обстановке он чувствует себя неуверенно, а потому застенчив. Конечно, подросток начинает сравнивать себя с другими и страдает от несоответствия идеалу.

Физиологическими изменениями, накладывающими отпечаток на развитие подростка, обусловлены противоречия в его личности (о них будет сказано ниже).

Примерно полвека назад был впервые отмечен сдвиг в физиологическом развитии и половом созревании подростка – акселерация (ускорение). Если в прежние времена деятельность гипофиза, передняя доля которого вырабатывает гормоны, отвечающие за рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции (щитовидной, половых, надпочечников), активизировалась в 11–13 и 1315 лет у девочек и мальчиков соответственно, то сейчас это происходит на три года раньше: в 8–10 лет у девочек и 10–12 – у мальчиков. Однако имеет место и противоположный процесс – ретардация,т. е. замедление физиологического развития примерно на 2–3 года.

Все физиологические изменения в организме подростка стали предметом обсуждения ученых различной теоретической ориентации. С точки зрения социологизаторского подхода можно сформировать любую черту личности, если только создать необходимые условия для ее появления. Те, кто придерживаются другого подхода – биологизаторского, полагают, что в личности детерминантой всего является только биологическое, врожденное. Второе утверждение присуще психоанализу. Но и первое и второе мнение не совсем верны. Тем не менее игнорировать значение бессознательного, т. е. врожденного, в формировании личности ребенка и подростка, на чем настаивали представители биологизаторского подхода, не целесообразно. Обратимся к некоторым исследованиям.

Основатель психоанализа З. Фрейд все изменения в личности подростка объяснял биологическими законами, которые, с его точки зрения, и создают кризисы, приводят к непослушанию. Поэтому трудности взросления обойти невозможно. Любопытно, что некоторые из представителей фрейдизма доказывали: бурление страстей служит признаком нормальности подростка, а отсутствие такого бурления становится признаком задержки психического развития. Например, А. Фрейд считала, что само по себе аномально быть нормальным в подростковый период. Очень многие реакции в подростке фрейдизм объяснял инстинктами. Например, агрессивность понималась как проявление инстинкта донатос (смерти и разрушения), если подросток не находил достойного сексуального замещения.

За рубежом и в нашей стране в последнее десятилетие стала популярной идея о том, что агрессивность подростка влияет на его социальное развитие и имеет последствия во взрослой жизни.

В Швеции были проведены исследования школьников–подростков в возрасте 10–15 лет. Мальчики с ранней агрессивностью и непоседливостью (гиперактивностью) совершали больше правонарушений и антиобщественных действий при переходе в юность – следующий жизненный период. Кроме того, раннее непослушание оказалось связанным с другими проблемами уже взрослых людей. Выяснилось, что существует прямая зависимость между ранним непослушанием и неуживчивостью (или другими взрослыми проблемами, такими как алкоголизм, суицидальные намерения и иные психиатрические диагнозы).

Другой подход, также традиционный, перепады настроения и непредсказуемость поведения подростка объясняет иначе. Представители культурной антропологии М. Мид и Р. Бенедикт доказали, что в культурах, где подростки рано принимают на себя обязанности взрослых, не происходит кризисов, нет и непредсказуемости в их поведении. К примеру, китайские подростки из Гонконга имеют меньше конфликтов с родителями, чем их сверстники из западных культур. Ученые объясняют это особенностями культурных традиций и хорошей адаптацией. У подростков, которые плохо приспосабливаются к меняющимся условиям, «буря и натиск» проявляются и на следующем этапе. Кроме того, Мид показала, что наличие кризисов и конфликтов не является неизбежным. Существует гармонический, бесконфликтный переход от детства к взрослости. Изучив подростков Самоа, она описала условия жизни и воспитание девочек. Наступление половой зрелости не является для них важным фактом, поскольку племя решает, стоит ли готовить их к брачной церемонии.

С точки зрения Р. Бенедикт, есть два типа перехода от детства к взрослости: 1) между детскими обязанностями и способами поведения взрослых существует разрыв; 2) нормы и требования к детям и взрослым схожи.

Представляет интерес портрет современного нормального подростка, составленный американскими психологами Р. Герригом и Ф. Зимбардо. Они просили подростков выразить согласие с предложенными утверждениями. На первом месте оказалось утверждение «При нормальных обстоятельствах я чувствую себя спокойно». C ним согласились 91 % подростков. Довольны жизнью и обычно владеют собой – по 90 %. Чувствуют себя сильными и здоровыми 86 % подростков, счастливы 85 %, способны радоваться любой шутке, когда плохое настроение, 83 %.

Немецкий психолог и философ Э. Шпрангер рассматривал подростка в культурном аспекте. Он стремился доказать, что переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в деятельности «Я». Подросток в этой связи движется к объективному духу истинности, полезности, самовыражению, общественной деятельности, власти как к ценностям и смыслу жизни. Подросток «врастает» в культуру тремя способами. Первый – резкий, бурный, кризисный. Это своего рода второе рождение подростка, когда он понимает свое «Я». Второй – плавный, постепенный, бескризисный. Подросток приобщается к культуре и взрослой жизни без потрясений. В третьем случае он начинает воспитывать себя сам, так как обладает высокой сознательностью.

Исследования других ученых, например М. Мид, показали, что биологические факторы у всех подростков в разных культурах остаются неизменными, а изменениям подвержены прежде всего интересы и направленность личности. Было установлено, что подростки в культурах Запада и Востока значительно различаются психологически Б. Заззо, изучая подростков–буржуа и подростков–рабочих, обнаружила существенную разницу между ними: вторые взрослели иначе, их беспокоило и тревожило совсем не то, что их сверстников из обеспеченных семей. Это беспокойство было обусловлено разным социальным положением подростков.

Исследования М. Кле также показали, что процессы развития обусловлены обществом и связаны с развитием тела, мышления, с социальной жизнью и самосознанием. Ученый отождествлял развитие подростка с развитием юноши и полагал, что это последовательное изменение тела, мышления и его самосознания.

Таким образом, социальные обстоятельства определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей взросления и особенности перехода от детства к взрослости. То есть в личности подростка чисто природное наполняется социальным и психологическим содержанием, а чем становится та или иная природная особенность, зависит от выполняемой деятельности (например, высокий рост может побудить заняться баскетболом).

Итак, главное в подростке одни ученые видели в биологических, естественных особенностях, другие – в социальных условиях его жизни. Между тем независимо друг от друга они не проявляются. На это обращала внимание Л. И. Божович, полагавшая, что биологическая особенность на каждом этапе выступает с приобретаемой социальной в единстве и по–новому.

Что лежит в основе периодизации подросткового возраста и какие особенности подростка непременно следует отметить? Мы будем опираться на критерии, разработанные отечественными психологами.

Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский выделил основные новобразования подростков, выявил социальную ситуацию развития, где происходит формирование личности в ведущей деятельности, каковой является учение, сделал акцент на отношениях взрослых и подростков, занимающих в мире взрослых определенное место. На последнее положение следует обратить особое внимание, потому что путь к взрослому состоянию лежит через обретение определенных прав и выполнение конкретных взрослых обязанностей.

Обратимся к особенностям развития всех систем организма подростка.

[link]bookap.info[/link]

Идеальный шторм: как меняется характер человека в подростковом возрасте

Как влияют на характер подростка огромные изменения, которые происходят в его теле и сознании? И как помочь нашим детям развить положительные черты личности?

Автор фото, David Motosa

Эмоциональная неустойчивость и стресс, который приходится довольно часто переживать в период пубертата, влияют на мозг и формируют личность подростков.

Мои четырехлетние двойняшки во многом похожи: оба очень компанейские и задиристые. Хотя различия характера уже начинают проявляться. Сын, к примеру, довольно неплохо понимает что такое время и интересуется будущим, дочь много играет сама с собой.

Как исследователь, изучающий психологию личности, и как их отец, я с восторгом наблюдаю за развитием их черт характера.

Конечно, они еще очень маленькие, и хотя наша личность начинает формироваться в раннем детстве, много изменений произойдет позже, прежде всего, в подростковый период.

  • Как развод влияет на нашу личность
  • Как определить характер человека по его разговору

Это время крупнейших и самых быстрых изменений в нашем организме. Именно поэтому когнитивный нейрофизиолог и эксперт по подростковой физиологии Сара-Джейн Блейкмор называет изменения, которые претерпевает организм подростка, «идеальным штормом».

Внезапным и драматическим изменениям в то же время подвергается гормональная система и нейронная, меняется социальная жизнь и уровень ответственности. К этому списку можно добавить и кардинальные изменения личности.

В детстве наша личность и характер постепенно становятся более стабильными, мы усваиваем более или менее последовательный образ мышления, поведения и чувств.

Устойчивость личности снова начинает развиваться в подростковом возрасте и продолжается до полного взросления.

Автор фото, David Motosa

12-15-летние мальчики менее добросовестны, но это временные изменения

Но в переходном возрасте психология ребёнка меняется стремительно, как в калейдоскопе. Большое значение имеет то, на чем этот круговорот остановится.

Как свидетельствуют долгосрочные исследования, черты характера, приобретенные в юношестве, во многом определяют нашу дальнейшую жизнь — от успехов в учебе до риска остаться без работы.

Хотя исследования в этой области находятся на начальной стадии, выводы ученых — очень важны. Если мы будем понимать, как формируется личность подростков, мы сможем помочь им выбрать более здоровый и успешный жизненный путь.

Характер меняется не только в подростковом возрасте. Вообще в течение всей жизни человека положительные качества характера человека постепенно увеличиваются. Мы меньше волнуемся, приобретаем более высокий уровень самоконтроля, становимся менее консервативными и более доброжелательными.

Психологи называют это «принципом зрелости». Закомплексованному и тревожному юноше будет приятно узнать, что с возрастом резкие черты его личности приобретут мягкость.

Автор фото, David Motosa

В детстве характер человека становятся более устойчивыми, но в подростковом возрасте эта стабильность нарушается

Впрочем, на ранней стадии переходного возраста юношам приходится пережить то, что исследователи называют «разрушением».

Нидерландские ученые в течение шести-семи лет проводили тесты на личность у тысяч подростков в возрасте от 12 лет. Они заметили, что в раннем подростковом возрасте у мальчиков временно снижаются аккуратность и самодисциплина.

А у девочек временно возрастает невротичность, то есть они становятся более эмоционально нестабильными. Эти выводы вполне согласуются с распространенными стереотипами об ужасном беспорядке в комнате мальчика-подростка или перепадах настроения у девочек.

К счастью, эта регрессия непродолжительна, и уже к концу пубертатного периода положительные черты характера подростка возвращаются.

Как родители, так и их дети-подростки признают, что их личность претерпевает коренные изменения. Но какие именно, зависит от того, кто их оценивает.

Если многие подростки в ходе исследования называют себя экстравертами, то их родители придерживаются кардинально противоположной точки зрения, считая своих детей абсолютными интровертами.

«И подавляющее большинство родителей считает, что их дети стали менее приятными в общении», — приходят к выводу исследователи. С другой стороны, взрослые не считают, что добросовестность их детей снизилась так резко, как полагают сами подростки.

Автор фото, David Motosa

Положительные черты личности временно ослабляются в подростковом возрасте

Это расхождение, однако, не должны удивлять, ведь отношения между родителями и детьми также претерпевают большие изменения. Подростки стремятся к большей самостоятельности и приватности без участия взрослых.

Кроме того, во время тестов взрослые и дети, как правило, по-разному оценивают изменения. Родители сравнивают своих детей с взрослыми, а подростки оценивают себя, сравнивая со сверстниками.

Впрочем, общее представление о подростковом возрасте как годах «разрушения» положительных черт личности в целом является достаточно точным.

Хотя понятно, что исследования не учитывают индивидуальные различия. На самом деле, психологи только начинают осознавать сложное сочетание наследственных и внешних факторов, влияющих на становление каждой отдельной личности.

В течение нескольких последних десятилетий Сара-Джайн Блейкмор и другие исследователи доказали, что в мозге подростка происходят важные физиологические изменения.

Автор фото, David Motosa

Личность человека начинает формироваться еще в раннем детстве

МРТ-сканирование мозга детей пубертатного возраста показало, что подростки, которые набрали высокие баллы по показателю добросовестность, имели меньшую плотность нейронов коры головного мозга, что является признаком большей зрелости мозга. Подобным образом эмоциональная стабильность напрямую связана с уровнем зрелости коры головного мозга.

Это позволило ученым сделать вывод, что индивидуальные особенности характера могут частично быть связаны с созреванием коры головного мозга у подростков.

Другими словами, изменение объема серого вещества в пубертатный период влияет на наше поведение и самочувствие.

Конечно, на изменения личности в подростковом возрасте влияют и внешние факторы, например, стресс или трагические события. К примеру, пережитый ребенком развод родителей или ДТП повышали уровень невротичности как у подростков, так и у взрослых.

Интересно, что проблемы, виной которых был сам подросток, например отчисление из школы за плохую успеваемость или поведение, влияли на его личность еще больше.

Автор фото, David Motosa

Переходный возраст связан со многими стрессами, проблемы, которые приходится пережить подростку, воздействуют на определенные изменения в его личности

В таких ситуациях невротичность увеличивается, добросовестность и доброжелательность снижаются. По мнению исследователей, проблемы, которые возникают в результате действий самого подростка, переживаются им труднее, и следовательно, вредят развитию его личности.

Это означает, что адекватная эмоциональная помощь ребенку, который переживает стрессовую ситуацию, может предотвратить негативные изменения его личности.

Впрочем, на личность подростка влияют не только негативные внешние факторы. Выводы некоторых исследований показывают, что возможность самостоятельно принимать решения, чувство контроля над своей жизнью и понимание, чего от него ожидают, способствуют вере подростка в свои силы, а также развитию положительных черт, например, эмоциональной стабильности и добросовестности.

Другое исследование показало также, что существует устойчивая связь между верой в свои силы в школе и положительным развитием личности.

Важность этих исследований трудно переоценить. Ведь благоприятная среда, созданная взрослыми, помогает подросткам развить положительные черты своей личности, что в результате оказывает огромное влияние на их дальнейшую жизнь.

Наблюдение за 4 тысячами учеников британских школ показало, что риск стать безработным во взрослой жизни был вдвое выше у подростков с низким уровнем добросовестности.

Мы прилагаем много усилий, чтобы наши дети получили достаточно знаний и успешно сдали экзамены, хотя, очевидно, мы должны уделять не меньше внимания воспитанию их личности.

А поскольку я отец двух замечательных двойняшек, эта область исследований является предметом моего пристального внимания.

Прочитат ь оригинал этой статьи на английском языке вы можете на сайте BBC Future .

Следите за нашими новостями в Twitter и Telegram

[link]www.bbc.com[/link]

«Доверие»

Центр психолого-педагогической помощи населению
Забайкальского края

  • Главная
  • О центре
    • Структура
      • Отделение методического сопровождения по…
    • Противодействие коррупции
    • Видеоматериалы
    • Наши достижения
    • Психологи
    • Социальные партнёры
      • Попечительский совет
    • Специалисты центра
    • Нормативно-правовые документы
      • Нормативно-правовые акты, сопровождающие…
  • Направления работы
    • Проекты и программы
      • “Дорога, которую я выбираю”
      • “Матрица карьеры”
    • Клубы
      • “Академия раннего развития”
      • “Видео клуб”
      • “Метаморфозы”
      • “Сударушка”
      • “Точка возврата”
      • “Я – лидер!”
      • “Развивайка”
    • Услуги
      • Индивидуальное консультирование
      • Профессиональное консультирование
      • Семинары для родителей
      • Тёмная сенсорная комната
  • Школа родителей
    • Школа подготовки приемных родителей
      • Формы устройства детей в семью
      • Школы подготовки приемных родителей в г.…
      • Органы опеки и попечительства в г. Чита
      • Перечень документов, необходимых для…
    • Методическое сопровождение специалистов
  • Ресурсный Центр
    • Аттестация
      • Аттестация на квалификационную категорию
      • Внутренняя аттестация сотрудников…
    • Методическая страница
      • Статьи специалистов
      • Банк верных решений
      • Профессиональный вестник
      • Профилактика употребления ПАВ среди…
    • Новости Ресурсного центра
    • План работы
    • Повышение квалификации
    • структура РЦ
  • Контакты

Факторы, влияющие на формирование личности подростка

В современной литературе выделяют три группы факторов, влияющих на формирование личности подростка: СЕМЬЯ, ШКОЛА, УЛИЦА.

Рассмотрим фактор «Семья». Отношения в семье имеют наибольшее воспитательное значение для подростка, для формирования его как личности. В настоящее время во многих семьях дети воспитываются одним из родителей, чаще всего матерью, что сказывается на отсутствии надлежащего надзора над подростками, ему не хватает моральной поддержки, заботы, внимания – все это в итоге отрицательно сказывается на формировании личности. В других семьях родители злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни, подавая дурной пример подростку, постепенно втягивая его в такую же жизнь. Подросток видит, как поступают взрослые, и старается им подражать. Подрастая, юноша или девушка, может быть, и начинает понимать, что так поступать нельзя и ясно уже сознает, что родители для него не являются нравственным идеалом. Формирующийся и закрепляющийся стереотип поведения входит в привычку, становится чертой характера. Обычно такие дети вырастают грубыми, циничными, пренебрежительно относятся к труду. Как правило, такие несовершеннолетние имеют извращенное представление о дружбе, смелости, самостоятельности и чаще других подростков совершают правонарушения.

Подавляющее большинство семей трудных подростков живут в неблагополучных семьях. Обычно, говоря о семейном неблагополучии, отрицательно воздействующим на подростка, называют множество причин, заостряя особое внимание на неполных, распавшихся семьях. Не отрицая криминогенной значимости такого признака, как проживание подростка в неполной семье, надо подчеркнуть, что многие трудные подростки воспитывались в формально полной семье с нормальными материальными и жилищными условиями, т.е. решающим оказывается не положение и не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между членами семьи, взрослыми и окружающими, взрослыми и детьми. Именно неблагополучные взаимоотношения в семьях делают положение подростков исключительно тяжелыми.

Есть также семьи, где родители избирают неправильные методы воспитания или равнодушны к внутреннему миру детей: с детства все делают за ребенка, удовлетворяют все его желания и капризы, что является своеобразной формой ущемления самолюбия, достоинства ребенка.

Имеется категория малообеспеченных семей. Подросток из такой семьи болезненно переживает, что одет «скромнее» других, в результате этого у ребенка зачастую возникает комплекс своей «неполноценности». Наличие этих факторов в сочетании с другими обстоятельствами могут привести несовершеннолетнего к совершению преступления.

Рассмотрим фактор «Школа». Здесь выступают в качестве ведущих отношения между учителями, одноклассниками и так называемыми трудными подростками, отношение последних к учебе. Отношения некоторых педагогов с трудными подростками характеризуются стремлением пресечь плохое поведение, а не устранить порождающие его причины. Неумение, а подчас и нежелание увидеть сложные душевные переживания подростков со стороны педагогов вызывает, в свою очередь, своеволие и грубость. Конфликтные отношения с педагогами усугубляются еще и тем, что трудные подростки часто оказываются изолированными в классе, чувствуют себя чужыми, как правило, трудные подростки плохо учатся. Изоляция трудновоспитуемых подростков в классном коллективе является одной из ведущих причин, способствующих их становлению на путь правонарушений.

Третий социальный фактор – «Улица». Не найдя поддержки и внимания в семье и в школе, несовершеннолетний ищет другую микросферу, где он может удовлетворить свою потребность в общении. Восполнить недостаток общения подросток, как правило, пытается на улице. Если здесь он попадает под «дурное» влияние, то его формирование может принять отрицательный характер. Как правило, такие подростки не имеют постоянных интересов и увлечений, не заняты в спортивных и других кружках и секциях, обречены на бесцельное времяпрепровождение. Ребят прельщает то, что они предоставлены сами себе, за ними нет контроля со стороны взрослых. Подростки находят опору друг в друге, отдельно каждый из них, может быть, никогда не совершил бы какого-либо правонарушения, но, видя, что так делают «все», он поступает «как все», чтобы не прослыть трусом, не потерять авторитет в глазах товарищей.

Кроме того, далеко не все несовершеннолетние правонарушители понимают значение уголовного закона. Подростка не интересует вред, который он причинил, он только старается привлечь внимание, доказать, что он «взрослый». Зачастую они не осознают всей серьезности последствий, которые возникают либо могут возникнуть в результате их действий. Совершая правонарушения, подростки не думают об ответственности, которая может наступить за совершенные ими действия.

Таким образом, каждый подросток обладает индивидуальным характером и жизненным опытом; все эти обстоятельства следует учитывать и в зависимости от них строить тактику работы с несовершеннолетним.

Специалист по социальной работе

ГУСО ЦПППН «Доверие»

при Ингодинском районном суде г. Читы Т.А. Безотечество

ГУСО ЦПППН «Доверие»

при Ингодинском районном суде г. Читы Л.А. Савельева

[link]chita-doverie.ru[/link]

Какие условия жизни влияют на личность подростка

Формирование личности — это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы [27,56].

Несмотря на разнообразие теоретических подходов к трактовке процесса психического развития ребенка, все они так или иначе рассматривают влияние двух основных факторов развития — наследственности и среды, а также степень их взаимодействия, выражающуюся в активности самого субъекта. Действие фактора наследственности проявляется в индивидуальных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития. В свою очередь, среда(социализация), т.е. окружающие человека социальные, материальные и духовные условия его существования, определяет, какие именно предпосылки и в какой мере будут развиваться. Третьим фактором развития ребенка в семье служит активность самого ребенка, влияющая на формирование родительского поведения по отношению к нему. Ребенок является активной стороной взаимодействия в семье. Процесс развития осуществляется как совершенствование человека — биологического существа.

В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала. Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами [15, 21].

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать — это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку — один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать [31, 57-58].После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Современные научные исследования, проводимые специалистами различных направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в развитии плода еще в утробе матери. К ним относятся:

— сенсорные способности плода ;

— эмоциональная связь[Андре Бертин, Воспитание в утробе матери].

Фактор среды также играет особую роль в формирование личности подростка. Социолог М. Мид стремилась показать ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей. Сравнивая особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, она подчеркивала зависимость этих процессов в первую очередь от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Введенное ею понятие инкулътурации как процесса научения в условиях специфической культуры обогащает общее понятие социализации[26,67].

Американский психолог и социолог Дж. Болдуин был одним из немногих в то время, кто призывал изучать не только познавательное, но и эмоциональное и личностное развитие. Социальная среда, наряду с врожденными предпосылками, рассматривалась им как важнейший фактор развития, поскольку формирование системы норм и ценностей, самооценки человека происходит внутри общества. Болдуин одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни в системе сложных социальных отношений.

Немецкий психолог Штерн считал, что личность — это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной. Он исходил из того, что психическое развитие — это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок.

Среда помогает ребенку осознать себя, организует его внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям.

Говоря о влиянии среды на формирование личности подростка, следует особо остановиться на специфике общения со сверстниками. Общение — это главный вид деятельности подростка. Потребность общения со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, с возрастом усиливается.

Во-первых, общение со сверстниками — это очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые веще, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчинятся коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, общение со сверстниками — это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайное важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для подростка решающее значение

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становится самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянным и находясь в равных отношениях с товарищами, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу у подростков появляются два других вида отношений слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские и дружеские. В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни[20,90].

В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

Таким образом, личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Выводы по I главе

В первой главе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния дисфункциональных семей на развитие личности подростка.

Дети, выросшие в неблагополучный семьях, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, правила которых им были навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль — положительная или отрицательная — она в равной степени негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.

Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.

Подростковый возраст — это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.

Личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Таким образом, исследование дисфункциональных стилей воспитания показало огромное влияние на искажение личности подростка. Духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия и стабильности, то есть необходимых условий для полноценного духовного и психического развития детей. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном процессе. Поэтому несомненно существует много путей оптимизации личности подростка, например, беседа, всевозможные тренинги, направленные на развитие личности подростков.

[link]studbooks.net[/link]

Образ жизни современных подростков

Сегодня в мире сложилась такая ситуация, что подрастающему поколению практически неинтересен вопрос о здоровом образе жизни. Интернет-зависимость, алкоголь, курение, наркотики практически захлестнули большую часть подростков в том числе и нашей страны. Статистика подтверждает, что с каждым годом процент здоровых детей неуклонно снижается, а количество инвалидов и нетрудоспособного населения, наоборот, возрастает. Увеличивается и число молодых людей, непригодных к службе в армии по состоянию здоровья, неуклонно растет заболеваемость гастритами, бронхиальной астмой и прочими распространенными заболеваниями, связанными с неблагоприятной экологической обстановкой и неправильным образом жизни. Наблюдается также и увеличение количества подростков, поступающих в больницы в состоянии наркотического и алкогольного отравления. И с каждым годом данная ситуация имеет тенденцию к ухудшению.

По статистике на 2012 год, в большинстве своем российские подростки начинают курить с 10 – 11 лет (70 %), а к окончанию школы примерно 40 % из них имеют зависимость. Причем отмечается резкое увеличение именно курящих девушек-подростков. Не исключается и алкогольная зависимость среди подростков. Так, данные статистических исследований показывают, что в возрасте 14 – 16 лет алкоголь принимают не менее двух раз в неделю примерно 20% подростков, причем алкогольная зависимость начинает развиваться с регулярного употребления пива и газированных алкогольных напитков, называемых энергетиками, которые чрезвычайно популярны среди подростков. Этому способствует также и то, что, как правило, многие подростки вовсе не считают эти напитки алкоголь-содержащими, к тому же их продают повсеместно без возрастных ограничений. Немалую роль в наличии вредных привычек играет также и распространение алкогольных и табачных лозунгов в средствах массовой информации и в магазинах. Только недавно введенные законы на ограничение рекламы этих продуктов немного присмирили данную ситуацию. Тем не менее подобная рекламная кампания приводит к ошибочному мнению многих подростков о собственной взрослости.

Резкими темпами растет и распространение наркотиков среди молодежи. По данным ВЦИОМ на 2012 год, в нашей стране зарегистрировано примерно 0,1-0,2 % подростков, употребляющих наркотики.

Отрицательно влияет на физическое развитие подростка в целом и компьютерная зависимость среди школьников 12 – 16 лет, которую многие ученые называют подростковой чумой XXI века.

Все эти факторы в той или иной степени сегодня входят в образ жизни современного подростка и значительно ухудшают прогнозы на развитие интеллектуально-развитого, социально-адаптированного подрастающего поколения.

Но существует и обратная сторона медали: многие из курящих подростков и принимающих алкоголь, помимо того, желают получить качественное образование и иметь государственную поддержку в плане трудоустройства и достойной зарплаты. Это приводит к мысли о том, что для реализации подобных благоприятных целей необходимо с раннего возраста формировать здоровый образ жизни подростка, чтобы сохранить здоровье будущих поколений.

Тем не менее, направления развития современного мира всегда трудно предугадать не только с медицинской точки зрения, но и точки зрения политической, это приводит к полному незнанию желаний и целей современной подростковой молодежи. Можно сказать, что многие факторы современной жизни делают из нынешних подростков некую бесформенную массу, которая в целом не имеет своих конкретных целей, а в большом количестве потребляет блага цивилизации, ничего при этом не отдавая взамен.

Если говорить о состоянии здоровья современных школьников 12 – 16 лет в целом, то к основным факторам риска нарушений их здоровья следует отнести и низкий уровень санитарно-эпидемиологического благополучия в общеобразовательных учреждениях, под которым подразумевается неполноценное и несбалансированное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима отдыха, учебы, сна и прогулок, а также огромное количество психотравмирующих факторов современного общества. Большую роль в ухудшении состояния здоровья подростков играет и недостаточная эффективность нынешней системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у молодежи умений и навыков здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью.

Исследования, проведенные Министерством здравоохранения и социального развития в прошлом году, показывают, что в настоящее время подростки имеют большую свободу в выборе собственного образа жизни. По их данным, на сегодняшний день полностью здоровы только 14 % школьников, 50 % имеют функциональные отклонения, а 35 – 40 % — хронические заболевания. Так, среди подростков 12 – 15 лет за последние пять лет в пять раз выросла частота нарушений органов зрения и нарушений осанки, в четыре раза увеличилось количество нервно-психических расстройств, в три раза возросло наличие отклонений в здоровье органов пищеварения и мочеполовой системы.

Помимо этого, согласно проведенному опросу ВЦИОМ среди подростков, самыми опасными для себя они считают две основные болезни — это СПИД и гепатит (73,1 %); пятая часть опрошенных называют опасными для себя все существующие болезни, и 11,5 % не дали ответа на вопрос. При этом ни один из них не мог перечислить способы предупреждения названных болезней.

Как правило, в вопросах полового воспитания подростки мало осведомлены и не знают, какие существуют меры профилактики нежелательной беременности. При этом большинство (80,8 %) считают, что здоровье нужно беречь и укреплять. И лишь десятая часть подростков вовсе еще не задумывались над этим. При ответе на вопрос о том, знают ли они, что такое здоровый образ жизни и его основные компоненты, только 46,2 % считают, что здоровый образ жизни — это не пить, не курить, заниматься спортом и не иметь ни одной вредной привычки.

Эта многолетняя тенденция снижения здоровья у подростков неизбежно влечет за собой последующее его ухудшение во всех возрастных группах, что позже отрицательно сказывается на качестве трудовых ресурсов и воспроизводстве поколений. Согласно данным статистики, в среднем общая доля здоровых детей к окончанию школы составляет 20 – 25 %. К тому же снижается и уровень физической подготовленности у подростков: около 50 % учащихся старших классов не выполняют предусмотренных нормативов, в 20 % детей и вовсе имеют освобождение от занятий физкультурой. Все это приводит к тому, что в призывном возрасте около 20 % молодых людей признаются непригодными к службе в армии.

В целом, согласно данным Минздравсоцразвития РФ, полученным различными специалистами в последние годы, только 10 % подростков в возрасте 12 — 16 лет можно признать практически здоровыми. Среди подростков, у которых не выявлено каких-либо хронических заболеваний, почти половина находится в так называемом третьем состоянии, то есть между здоровьем и болезнью. Это разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма, повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Несоблюдение дополнительных требований к условиям и образу жизни, характеру нагрузки, определяемых данной группой риска, неизбежно приводит к переходу человека из этой группы в группу больных в хронической или острой формах.

Но врачи-педиатры, родители, учителя и воспитатели, каждодневно сталкиваясь с проблемами неблагополучия детского здоровья, не всегда грамотно действуют, помогая подростку справиться с его болезненным состоянием. Сами же подростки, как юноши, так и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограничения свободы, поскольку болезнь в их понимании – это стесненная в своей свободе жизнь, и очень нуждаются во внимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.

Однако различные профилактические меры в виде бесед с родителями, лекции врачей и педагогов о вреде алкоголя, наркотиков и курения практически не приводят ни к каким результатам. Некоторые психологи считают, что для эффективности данных профилактических мер следует начинать просветительскую работу с раннего детства. Но, если курить ему или нет, человек все-таки решает сам, то проблему пассивного курения сейчас обсуждают повсеместно. Подросток оказывается в такой ситуации, когда выбора просто нет, ведь куда ни приди, во всех кафе или ресторанах, а также прочих общественных местах можно стать жертвой травли табачным дымом.

Следовательно, можно констатировать, что на сегодняшний день имеются существенные риски ухудшения здоровья современных подростков, которые обусловлены прежде всего их образом жизни, а именно распространенностью вредных привычек. Этот фактор относится к управляемым: проблема уменьшения распространенности вредных привычек среди подростков является неотложной и заслуживает пристального внимания, требует объединения усилий врачей, педагогов, родителей, социологов и общества в целом, в том числе и со стороны политики государства. Так, за последние два года наши законодатели обратили внимание на необходимость в ограничении социально опасной рекламы табачной иалкогольной продукции.

Крайне важным в формировании здорового образа жизни у подростков является воспитание у них понимания личной ответственности за свое здоровье, формирование устойчивых стереотипов «здоровье-сберегающего поведения». Но профилактика, которая декларируется как приоритет здравоохранения, до настоящего времени не подкрепляется существующими приоритетами в работе лечебно-профилактических учреждений, направленными на оказание лечебной помощи российским подросткам.

Е.В. Болотова, журналист

[link]www.uroweb.ru[/link]

CATEGORIES