Как справиться с чувством вины перед умершим

О чувстве вины перед умершим

Зарегистрирован: 29 мар 2012, 15:03

Откуда: Сумы, Украина

Вот всегда ли в таких случаях надо отговаривать горюющего — убеждать его что он не виноват? — Ведь не секрет, что утешающие люди часто говорят горюющему об отсутствии вины даже в случаях, когда понимают, что эта вина у человека имеет для себя основания — в поступках или словах по отношению к умершему. И вот в таких случаях, когда есть реальная вина, не делаем ли мы «медвежью услугу» для горюющего, убеждая его в том, чего нет? Может правильнее и честнее в таких случаях согласится с горюющим, признать что он действительно виноват, а потом постараться разделить с человеком это нелегкое чувство своим состраданием и участием, разобрать с ним уже конкретную ситуацию, как горюющий ее видит, в чем он действительно виноват, в чем он преувеличивает вину. посоветовать человеку что-то из своего личного опыта, о том как от чувства вины освободится?

Воскрес Христос — и Жизнь вступила в свои права (св. Иоанн Златоуст)

Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:09

Верующий человек понимает, что любовь песком не станет, со смертью человек не исчезает, его душа остается живой.

Зарегистрирован: 29 мар 2012, 15:03

Откуда: Сумы, Украина

Нередко таким образом человек попадает в замкнутый круг, повторяя движение по которому, усугубляет свое душевное состояние. Танечка, а может ли человек, застрявший в круге "чувство вины — невозможность попросить прощения у умершего — самобичевание — усугубление чувства вины. " самостоятельно выйти из этого круга, без помощи другого человека?

Да, приходилось сталкиваться с таким поведением горюющих близких. — Но если такая ситуация имеет место, как правильно вести себя? Стоит ли пытаться пробудить в сознании горюющего осознание, легализацию этого скрытого чувства вины? Или все же лучше оставить все так, как есть, из опасения причинить человеку еще большую травму?

Воскрес Христос — и Жизнь вступила в свои права (св. Иоанн Златоуст)

Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:09

Очень трудно сказать однозначно, каждый случай уникален и индивидуален. Но ключевой характеристикой, которая делает этот круг замкнутым является — безысходность, от чего усугубляется страдание. Но здесь вспоминаются слова В. Франкла: "Именно в тех случаях, когда человек сталкивается с невыносимой и неизбежной ситуацией, когда он имеет дело с судьбой, которую невозможно изменить, например с неизлечимой болезнью, стихийным бедствием или утратой близкого, ему дается шанс осуществить высшую ценность, постичь глубочайший смысл, смысл страдания. Ибо самое важное – это наше отношение к страданию, отношение, благодаря которому мы принимаем это страдание, берем его на себя".

Возможность восстановиться горюющему во многом будет зависеть от его стремления найти смысл своего страдания, своего состояния, процессов происходящих внутри. и как писал В. Франкл "Страдание каким-то образом перестает быть страданием после того, как обнаруживается его смысл, – такой, например, как смысл жертвенности".

Нередко это состояние тупика и безысходности является сигналом состояния человека. В такие моменты важно остановиться и обратить внимание на те качества, которые заставляют человека заниматься самобичеванием. Почему он это "действие" повторяет, вместо того, чтобы обратить взоры на нуждающихся рядом людей в его помощи и поддержке ,вместо того, чтобы остаться наедине с собой, своими мыслями и заглянуть внутрь: какие страсти в душе затаились? Что мешает быть лучше?

В свое время ,когда доверие между собеседниками установится, в ходе диалога можно отследить четкие противоречия в характеристиках, которые дает горюющей близкому. Мягко и очень ненавязчиво можно на эти характеристики обратить внимание, но не пытаться убеждать человека, что он имеет те или иные чувства по отношению к кому-либо. Собеседник со 100% уверенностью может говорить только о своих чувствах: "Я почувствовал(а) раздражительность (страх, гнев, тревогу и т.д.) в Ваших словах. Я прав(а) или я ошибаюсь?".

Горюющий может подтвердить Вашу гипотезу или ее отклонить. Он будет честен с собеседником только в том случае если диалог будет протекать в атмосфере взаимного доверия, достижение которого может потребовать много времени.

Зарегистрирован: 29 мар 2012, 16:16

потому что как бы то не было ты начинаешь осознавать что на земле ,в этой жизни уже никогда не сможешь исправить что то ,что связанно с умершим родным человеком . не извинится ,не обнять ,не посмотреть в глаза и никогда не получить от него прощения . именно от него .

всё в памяти о родном человеке так ярко ,так остро и каждое обидное слово сказанное когда то ему всплывает в памяти ,все разногласия .

и чувство вины начинает жечь изнутри . начинаешь ругать себя ,да ,самобичевать -потому что ничего ,никогда в этой жизни не исправить перед ним .

чувство вины обостряется особенно в те моменты когда спустя некоторое время сам начинаешь постепенно улыбаться чему то ,когда начинаешь вновь оглядываться вокруг и понимать как прекрасен мир .

чувство вины за то что ты можешь всё это видеть ,чувствовать ,жить ,а он умер ,его здесь нет и ты не знаешь хорошо ему сейчас или плохо ? где он ?

Зарегистрирован: 29 мар 2012, 15:03

Откуда: Сумы, Украина

Таня, а ведь существуют определенные упражнения, техники, имитирующие этот процесс — попросить прощения у умершего. Учитывая, что речь идет о прощении от умершего, то наверняка многие из этих техник носят эзотерический и оккультный характер. А есть ли эффективные и в тоже время духовно-безопасные психологические способы/упражнения попросить прощения у умершего, помогающие горюющему освободиться от чувства вины?

Да, такое часто встречается. Но ведь это совершенно необоснованное чувство вины — когда человек чувствует себя виноватым перед умершим за то, что потихоньку начинает радоваться жизни, идя по дороге переживания горя. И такая необоснованная вина наверняка является серьезным фактором, ведущим к застреванию в горе.

Вот что можно посоветовать горюющему, который чувствует себя виноватым перед умершим за появляющиеся радость, интерес к жизни?

Воскрес Христос — и Жизнь вступила в свои права (св. Иоанн Златоуст)

Зарегистрирован: 29 мар 2012, 16:16

а сам себя простить не можешь ?потому что это личное восприятие ситуаций в жизни .

самопрощению научится как ? или это не правильно прощать самого себя ?

Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:09

Зарегистрирован: 29 мар 2012, 15:03

Откуда: Сумы, Украина

Таня, это действенный путь, наверное единственный — который может принести стабильные результаты. Но он требует веры, терпения, постоянства, и конечно же времени.

И как правило как раз такие люди наиболее тяжело переживают чувство вины перед умершими. Уже одна интенсивность такого переживания очень подрывает и отнимает душевные силы человека, которые ему так понадобятся на пути к вере и работе над собой.

И получается как-бы замкнутый круг — когда чувство вины усиливает ощущение безысходности, а она в свою очередь подрывает слабую веру, или же усиливает неверие. Это наверное не такие уж редкие случаи среди переживающих горе.

Тут наверное прежде всего нужна какая-то психологическая помощь, которая позволит человеку хоть немного стабилизировать свое состояние, перевести дух. Как можно помочь такому человеку? Что ему делать? Или же тут невозможно дать каких-либо универсальных советов?

Воскрес Христос — и Жизнь вступила в свои права (св. Иоанн Златоуст)

Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:09

И как правило как раз такие люди наиболее тяжело переживают чувство вины перед умершими. Уже одна интенсивность такого переживания очень подрывает и отнимает душевные силы человека, которые ему так понадобятся на пути к вере и работе над собой.

И получается как-бы замкнутый круг — когда чувство вины усиливает ощущение безысходности, а она в свою очередь подрывает слабую веру, или же усиливает неверие. Это наверное не такие уж редкие случаи среди переживающих горе. Все же для обретения памяти смертной нужна определенная стабильность и крепость души, которых в таких случаях недостает. Ведь нередки случаи, когда мы советуем знакомому человеку страдающему от чувства вины, пойти на исповедь. — Он идет, но это ему не помогает. И понятно, что не помогает — ведь нет должной веры. Но от этого человек отчаивается еще больше.

Тут наверное прежде всего нужна какая-то психологическая помощь, которая позволит человеку хоть немного стабилизировать свое состояние, перевести дух. Как можно помочь такому человеку? Что ему делать? Или же тут невозможно дать каких-либо универсальных советов?

Предположим, что горюющий — маловоцерковленный человек. И сконцентрируемся просто на чувстве вины. Здесь можно перейти в плоскость рационального анализа.

Часовой пояс: UTC + 2 часа

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Вы не можете отвечать на сообщения

Вы не можете редактировать свои сообщения

Вы не можете удалять свои сообщения

Вы не можете добавлять вложения

Чувство вины перед умершим: «Мамочка, прости за все…»

Длинный больничный коридор. Стою в самом его конце, крепко держа за руку маму, лежащую на каталке. Время застыло. Наконец доктор приглашает войти в кабинет. Отдает заключение. Впиваюсь в него глазами, читаю несколько раз и не могу понять ни слова. Поднимаю умоляющий взгляд на врача. «Максимум месяц. Мы бессильны. »

Ровно через месяц, когда бросала горсть земли в могилу, внезапно накрыло неподъемное ощущение вины перед умершей мамой. Думала, постепенно все пройдет, время лечит. Однако чувство вины перед умершим человеком только усугублялось с каждым днем, пока не стало понятно, что произошло полное истощение психики и дальше так жить невозможно.

Начали одолевать болезненные состояния, вызванные психосоматикой. Но разве это может все сравниться с бесконечными душевными терзаниями?

Тогда, погружаясь все глубже в вязкое болото, не представляла, как преодолеть постоянное переживание вины перед умершим.

Утром, едва открыв глаза и еще не проснувшись, чувствовала, как окутывало и начинало грызть жуткое чувство вины. Постепенно отчаянье переросло в глубокую апатию. Исчезли все желания. Не было даже слез. Не было ничего. Полный уход от действительности в прошлое.

Сколько ошибок, досадных мелочей, грубых слов и недосказанностей. Чувство обиды и вины накрывало с новой силой. Теперь ничего не исправить. Можно сколько угодно страдать, просить мысленно прощения. Но никто уже не простит. Некому.

Классическая психология об этапах формирования чувства вины

На вопрос, что такое вина, психология отвечает: «Это эмоция, когда человек чувствует, что причинил кому-то вред. Это тяжелое чувство, не дающее полноценно жить. Возникает желание искупить свою вину. Часто появление такого чувства — манипуляция другого человека, который желает внушить ощущение вины, таким образом — управлять другим.»

Как же быть в случае, когда не дает покоя чувство постоянной вины перед умершим? Как суметь избавиться от чувства вины перед умершим? Почему одни не терзаются подобными мыслями, прощаются с близкими и живут со светлой печалью, а у других возникает постоянное чувство вины перед умершим? Как справиться со своими мыслями и деструктивным чувством непоправимой ошибки?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана отвечает на все вопросы и помогает вернуться к полноценной жизни.

Кто попадает в капкан вины? Честный, порядочный человек, который всегда стремится к справедливости. Когда что-то идет не так, его настигает чувство обиды (недодали) или вины (я недодал). Не напрасно: геометрия комфорта человека с анальным вектором — это квадрат. Если квадрат дал перекос, начинает терзать досада, мучает злость или, как в нашей ситуации, возникает ощущение вины перед умершим.

Еще одна составляющая. Для такого человека семья, традиции — самое главное в жизни. Разрыв связей между поколениями для него очень тяжелый удар. К тому же остаются какие-то незавершенные, недосказанные дела. И что-то поправить, изменить при таких печальных обстоятельствах уже невозможно.

А ведь именно люди с анальным вектором — перфекционисты, которые всегда доводят дела до идеального завершения. И вот тут возможны манипуляции чувством вины и обиды. Ведь эти люди погружены в прошлое, именно там для них все самое лучшее, чего в настоящем они лишены. Они ощущают огромное чувство сожаления, а себя — жертвой обстоятельств. Жизнь превращается в нескончаемую боль и обиду.

Как избавиться от чувства вины и снова начать жить

Жизнь без вины перед умершим. Спокойная, светлая печаль вместо нескончаемых терзаний — это достигается пониманием своей векторальной принадлежности. Только осознание своих врожденных свойств, глубинных причин возникновения вины перед умершим поможет понять, как бороться с такой непростой проблемой.

Люди, годами страдающие от чувства неподъемной вины, освободились от этой тяжести и вернулись к полноценной жизни с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

«…У меня была сильная Обида на родителей, и, как я ни старалась наладить отношения, у меня ничего не получалось. После их смерти эта надежда ушла совсем, и меня разрывало чувство обиды и вины, что так и не смогла их простить. После тренинга эти состояния ушли полностью, и я наконец-то обрела душевный покой…»

«…Незадолго до этого я похоронила мужа, с которым прожила 24 года. Кто когда-нибудь терял близких, хорошо понимает эту боль, это ноющее чувство вины, обиды на жизнь, невозможность возврата. После тренинга стало легче, пришло глубинное понимание, что в уходе людей никто не виноват…»

«…Тренинг подарил мне возможность участвовать в моей жизни. Строить ее, любить ее. Теперь на какое-либо обвинение все чаще и чаще я не впадаю в жуткое чувство вины с примесью страха, а появляется мысль: «Позвольте, а с чего вы так решили? Давайте перепроверим, и если все так, как вы говорите, то мы обязательно найдем способ все разрешить.» И самое смешное, что, как правило, обвинения беспочвенны, это просто попытка человека снять внутреннее напряжение, в чем я его тоже могу понять. Думать, думать и думать. Мир красив в своей логичности…»

Чтобы избавиться от тяжелых мыслей, первым делом нужно вспомнить, что ты нужен семье, родным и близким. Твоя собственная жизнь не стоит на месте, пока не живешь, а медленно и мучительно тлеешь. Бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана поможет избавиться раз и навсегда от затянувшейся вины перед умершим.

Сними оковы отрицательных эмоций. Регистрируйся сейчас.

Автор Виктория Семибратская

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

3 Responses to Чувство вины перед умершим: «Мамочка, прости за все…»

Пронзительные слова, цепляющие за живое.

Если бы не тренинг, знаю свой характер, испытывала бы невыносимые страдания и чувство вины, сожаления, когда не стало моей мамы.

Сейчас светлая грусть

Как всё это печально. Спасибо, накрыл ужас именно от мысли — связи анальной психики родственные, кровные — и оттого разрыв так беспросветно горек. У кожных иначе, потому и живут они потом все-таки жизнью,а не виной.

Как всё это печально. Спасибо, накрыл ужас именно от осознания мысли — связи анальной психики родственные, кровные — и оттого разрыв так беспросветно горек. У кожных иначе, потому и живут они потом все-таки жизнью,а не виной.

Источники:
О чувстве вины перед умершим
О чувстве вины перед умершим — Практическая помощь в горе — Советы психолога — Смерти нет! — 0
http://smertinet.ru/forum/viewtopic.php%3Ft%3D240
Чувство вины перед умершим «Мамочка, прости за все…»
Психология вины — системно. Чувство вины перед умершим не дает спокойно жить: можно ли от него избавиться
http://myvektor.ru/psixologiya-cheloveka/chuvstvo-viny-pered-umershim-mamochka-prosti-za-vse/

CATEGORIES