как прижиться в новом коллективе

Как вживаться в новый коллектив?

Без роду, без племени

«В первый же день работы начальник зашел в кабинет, в котором сидели еще шесть человек, и отчитал меня при всех, — рассказывает менеджер по туризму Ирина. — У меня был шок, на прошлом рабочем месте директор никогда себе такого не позволял». Ирина говорит, что ее ни с кем не стали знакомить, просто посадили за компьютер и сказали «работай». «Никто со мной не разговаривает, все молчат. Я не знала, что делать, думала даже уходить. Но потом оказалось, что не так плохо и люди там работают хорошие, в том числе и руководитель», — вспоминает девушка. Ирина попала в компанию, где новый сотрудник принимается коллективом и начальством с подозрением. В такой ситуации, как говорят психологи, главное — не растеряться.

Для того чтобы правильно влиться в новый коллектив, важно знать общие законы адаптации в новом «офисе». «Сначала человек горит энтузиазмом, он готов горы свернуть, — говорит Дмитрий Савицкий, бизнес-тренер Центра томалогии, — но после первых двух недель происходит спад». Дмитрий утверждает, что психологический упадок сил продолжается еще пару недель, и это нормально. «У человека появляется чувство, что что-то не так, как будто фасад здания стоит, а внутри ничего нет», — объясняет он. Потом снова появляется желание работать. В целом, по словам г-на Савицкого, период адаптации длится от шести недель до нескольких месяцев. «Это зависит и от коллектива, и от человека, и не в последнюю очередь от руководства», — заверяет Дмитрий Савицкий.

Психолог Влада Красновская говорит, что дать совет на все случаи жизни по адаптации в коллективе сложно: «Все люди разные, в каждом коллективе есть свои правила и принципы, поэтому главное — ориентироваться по ситуации». Но все же стоит вооружиться некоторыми правилами и не попадаться на самые распространенные ловушки для новичков.

«Когда человек попадает в непривычную среду, он часто ведет себя неестественно, — говорит психолог Анна Василенко. — Из-за этого возникают иногда комичные, а иногда — откровенно неприятные ситуации». Если, например, новичок по натуре своей тихоня, то, по мнению психолога, бурная общительность будет выглядеть с его стороны наигранно и только оттолкнет людей. «Такому человеку лучше применять стратегию «тише едешь — дальше будешь» и знакомиться со всеми постепенно, — продолжает г-жа Василенко. — Так и ему будет комфортнее, и люди поймут, с кем имеют дело».

Если же работник, наоборот, бурлит от невысказанных эмоций, стоит их проявить — коллектив оценит. «Не нужно стесняться принести торт, организовать чаепитие по поводу выхода на работу, — советует Анжела Ястреб, директор консалтинговой компании Working People Group. — Очень полезно интересоваться у сотрудников нормами и правилами, принятыми в организации, в коллективе. Что здесь принято, как отмечают праздники? Как часто выходят на перекур, пьют кофе?». Анжела говорит, что вопросы — лучший повод начать общаться. Также будет полезно делиться новостями, советоваться с новыми коллегами. Так и завязываются связи.

«Но нужно быть очень внимательным, — предупреждает г-жа Ястреб. — В каждом коллективе есть свои неписанные правила и обычаи. Если люди мало общаются на рабочем месте, то не стоит пытаться навязать им свои привычки». Анжела рекомендует «войти в контакт» с коллективом, то есть делать как все, и постараться понять смысл происходящего. «В первую очередь нужно обратить внимание, за что в этой команде наказывают, а за что поощряют. Какой сотрудник считается здесь хорошим работником, а какой нет?», — продолжает г-жа Ястреб.

«На новом месте важно заслужить уважение новых коллег, доказать, что человек занял это место по праву, — считает Влада Красновская. — Для этого нужно показать себя профессионалом своего дела, вести себя солидно и сдержанно». Влада советует обязательно вступать в профессиональные споры. А за каждое порученное задание браться с явным желанием, даже если болит голова и хочется спать.

Правда, излишнее трудолюбие тоже может завести в тупик. «Я пришла работать в небольшую новую фирму, — рассказывает юрист Оксана, — и стала демонстрировать огромное рвение. Почти сразу же заметила, что сотрудники относятся ко мне очень настороженно, даже враждебно, и долго не могла понять, в чем дело». Оказалось, в фирме, куда пришла Оксана, привыкли работать в расслабленном режиме, с постоянными перерывами на перекур, кофе и общение. «И я со своим излишним старанием не вписалась в эту картину», — жалуется она. Психологи советуют в такой ситуации продолжать работать так, как удобно, но не слишком афишировать свое отношение к работе. «Другие чувствуют себя лентяями рядом с таким трудоголиком, — комментирует Анна Василенко, — а это вряд ли способствует налаживанию контактов».

Психологи и «кадровики» рекомендуют держать марку и не просить коллег о помощи в профессиональных вопросах. «Это может дискредитировать человека как «профи», возникнет впечатление, что он не на своем месте, — говорит Влада Красновская. — Со всеми серьезными вопросами по заданию следует обращаться к тому, кто это задание дал». Еще г-жа Красновская отмечает, что необходимо сразу очертить границы своего альтруизма и любви к ближнему. «Если сотрудники видят, что человеку можно сесть на голову, они обязательно это сделают, — объясняет она. — И хороший специалист рискует оказаться на побегушках у всего офиса». Такое положение дел навредит не только имиджу работника, но и самой работе. Поэтому надо сразу вежливо отказываться делать то, что не входит в рабочие обязанности.

Первое, о чем психологи и HR-специалисты советуют позаботиться, это запоминание имен новых коллег. «Чтобы стать своим в коллективе, очень важно обращаться ко всем по имени», — уверяет г-жа Василенко. Кроме того, она советует меньше говорить и больше слушать. «Интересоваться новыми людьми — это нормально. Стоит задавать вопросы, говорить о детях, о симпатиях, о процессе работы, — уточняет Анжела Ястреб. — Но, конечно, без перебора. Не стоит откровенно лезть в душу почти незнакомому человеку».

Не лишним будет привлечь немного внимания и к своей скромной особе. «Хорошо когда у человека есть в запасе пара интересных историй из жизни и необычных хобби», — говорит Анна Василенко. Дескать, все эти вещи создают новичку легенду, а все необычное притягивает. «Все мы с детства любим слушать «про войну» или про дальние страны. Но здесь тоже важно не переборщить, — настаивает Анна. — Иначе можно показаться хвастливым и заносчивым».

Г-жа Красновская добавляет, что не следует сразу стараться сблизиться с кем-то из новых сотрудников. «Некоторое время лучше держать дистанцию, — говорит она. — В коллективе чаще всего есть свои подводные течения, скрытые лидеры. Сначала нужно их выявить, а потом решать, с кем можно общаться ближе, чем с остальными». По словам психолога, даже если кажется, что все сразу ясно, не стоит верить этому обманчивому образу. «Первое впечатление чаще всего не самое надежное. Лучше подождать и проверить», — советует Влада Красновская.

«Я устроилась главным бухгалтером в компанию и радовалась, что нашла отличную работу, — рассказывает Инна Домаренко. — Но с первого же дня практически весь состав фирмы меня просто игнорировал. Люди здоровались сквозь зубы, разговаривали только между собой, как будто меня нет».

Но бывает, как ни старайся, найти общий язык с коллегами не выходит. В таких случаях специалисты советуют не мучиться, а поискать что-то более комфортное. «Если коллеги причиняют постоянный стресс, работа не будет ни нравиться, ни получаться, — уверена Анна Василенко. — Поэтому стоит подыскать другие варианты». Однако не стоит торопится и бросать новую должность, пока нет достойной альтернативы. По подсчетам HR-специалистов, в среднем на поиск нового места уходит 1—3 месяца, так что есть риск провести этот период на хлебе и воде.

Когда все прошло успешно, адаптация пройдена и контакт с коллективом налажен, можно начинать просить прибавки к зарплате. Обычно в период испытательного срока работник получает на 10—20% меньше, чем при полноценном вступлении в должность. А если коллеги подтвердят, что новый сотрудник незаменим и приятен в общении, то можно просить и все 30% прибавки.

Как найти свое место в новом коллективе

Все люди сталкиваются с работой в новом трудовом коллективе, в котором надо хорошо устроиться и прижиться. Некоторые эксперты считают, что только сам новичок должен прикладывать усилия к обеспечению комфортного будущего, другие же говорят, что это командная работа и весь коллектив в ответе.

Итак, на новом рабочем месте возникли проблемы с вливанием в коллектив. Не стоит сразу же расстраиваться и паниковать, в любом случае должно происходить привыкание к новой компании.

1. Настройтесь на позитивный лад.

Любое ваше положение в компании можно улучшить или попытаться улучшить. Даже если вы не смогли быстро найти общий язык с коллегами, это не значит, что надо прекращать пытаться: покажите всем, что вы готовы на контакт, что вы открытый человек. Чаще всего к новичкам относятся настороженно, но проходит время и оказывается, что отношение такое было необоснованным, оно меняется. Не надо принимать резкие движения, сначала присмотритесь к коллективу.

Если вас встретили настороженно, то, скорее всего, вас проверяют на прочность. Поэтому спокойно реагируйте на поведение, даже если оно кажется вам вызывающим, кроме того, изучите правила общения, которые приняты в организации. Через некоторое время все трудности, которые связаны с плохой реакцией коллектива на ваш приход, пропадут.

3. Найдите причину ваших проблем.

Выжидать – это не значит отказаться от рефлексии. Вы должны постоянно думать о том, чтобы выйти из ситуации, но сразу важно разобраться в том, что послужило причиной конфликта. Ведь проблема может оказаться гораздо глубже, чем просто проверка на прочность. Если вы не будете знать скрытые пружины, то можете совершить все ошибки, которые только возможно. Например, вы сказала, что вам нравится идея одного проекта, а оказалось, что из-за него уже давно идет война между двумя подразделениями. Таким образом, вы быстро нашли себе врагов на новом месте работы.

4. Решите собственные коммуникативные или психологические проблемы.

Если вы довольно часто меняете место работы и каждое следующее для вас такое же плохое, как и предыдущее, то стоит заглянуть в себя, может, ошибка в вас? Увольняться не надо, лучше поработайте над устранением собственных недостатков.

Возможно, вы себя неправильно оцениваете. Если вы считаете себя слабым человеком, то и весь коллектив будет придерживаться такого же мнения, то есть, ведите себя как герой, тогда вы им и станете.

6. Найдите неформального лидера.

Налаживать отношения на работе будет гораздо проще, если найти неформального лидера, ведь вы можете случайно спровоцировать ненужную ситуацию, если выскажитесь неосторожно или сделаете что-то, что не понравится главе.

Как прижиться на новом месте работы

Влиться в коллектив — это очередной экзамен!

Желательно следовать внутреннему дресс-коду в компании. Лучше в первый рабочий день прийти в костюме. А там уже присмотреться и определиться. Аккуратная светлая рубашка или блузка и отглаженные брюки (юбка, но не мини!) — отличная одежда для первого знакомства с коллективом.

В нормальных компаниях принято представлять новичка всем сотрудникам. Если у шефа нет на это времени или желания, настаивать не нужно. А то подумает, что вы несамостоятельный человек. Не старайтесь перезнакомиться со всеми сразу! Все равно не запомните такое множество имен. Для начала узнайте всех коллег по отделу. Определитесь, в какой манере принято общаться: расслабленно-дружеской на «ты» или строго-деловой, исключительно на «вы».

Согласно западной моде коллег и партнеров принято называть по имени. На «вы» или на «ты» — зависит от возраста и предпочтения самих сотрудников. Не начинайте с панибратства. На «ты» переходят только при неформальной беседе в курилке или за обедом. Естественно, своего руководителя лучше величать по имени-отчеству.

Сразу углубляться во все детали работы не стоит. Для начала уясните общие принципы и структуру управления компании. Если вам в первый же день поставили конкретную задачу, не стесняйтесь переспрашивать. Правда, чрезмерное любопытство и назойливость раздражают не меньше, чем беспомощность и стеснительность.

Чтобы плавнее и основательнее вписаться в коллектив, потребуется «провожатый» — то есть старший товарищ. Лучше всего сразу подружиться с каким-нибудь старожилом компании, который проработал в ней солидный срок, знаком со всеми и имеет авторитет в глазах сотрудников.

В каждом коллективе, особенно небольшом, есть свои нормы поведения: манера говорить, одеваться, общаться с сослуживцами и т. д. Первое время новичку лучше присматриваться и подстраиваться под эти негласные правила. Не нужно тупо копировать интонации и походки. Просто хотя бы не рассказывайте о том, как вы славно напились с друзьями в выходные, в то время как весь отдел обсуждает новую постановку в Большом театре. И наоборот.

Не стоит критиковать порядки в компании. Например: «Я вот работал в одной конторе, там массаж во время обеда предусмотрен. А у вас из удобств только курилка. » Избегайте резких слов и интонаций, иначе будете раздражать ваших коллег. Помните: в каждом, даже самом приятном на первый взгляд коллективе найдется товарищ. э. так скажем, любящий поболтать с шефом на различные темы. В том числе и о настроениях в компании.

Источники:
Как вживаться в новый коллектив?
Как вживаться в новый коллектив?. Издание «Робота і навчання сьогодні».
http://robotazp.com.ua/info/note/23/
Как найти свое место в новом коллективе
Все люди сталкиваются с работой в новом трудовом коллективе, в котором надо хорошо устроиться и прижиться. Некоторые эксперты считают, что только сам новичок должен прикладывать усилия к обеспечению
http://para.by/articles/text/kak-najti-svoe-mesto-v-novom-kollektive
Как прижиться на новом месте работы
Влиться в коллектив — это очередной экзамен! Желательно следовать внутреннему дресс-коду в компании. Лучше в первый рабочий день прийти в костюме. А там уже присмотреться и определиться.
http://www.profy-kem.ru/articles/49.html

CATEGORIES