Как конфликт уладить

Как быстро уладить конфликт

Под завершением конфликта понимается всякое его окончание, прекращение. Оно может быть результатом как взаимного примирения сторон, достижения определенного согласия между ними, так и постепенного затухания противостояния или перерастания его в другой конфликт. Основная предпосылка завершения конфликта — устранение объективных и ослабление субъективных причин, породивших конфликтную ситуацию.

Конфликты в значительной степени влияют на весь производственный и управленческий процесс в организации. Известно высказывание Генри Форда: «Если бы научиться разрешать конфликты, то это позволило бы снизить себестоимость автомобиля больше, чем 25 лет технических нововведений».

Однако конфликт не всегда может быть разрешен. Более того, многие конфликты нуждаются не в разрешении, а в грамотном управлении ими, так как способны приносить пользу.

1. Метод ухода от конфликта

Это наиболее популярный метод управления. Его суть: стороны стремятся избежать конфликта, «покидая сцену» экономически, физически или психологически. Решение о применении метода принимается очень быстро.Метод используется, когда конфликт не нужен, он не подходит к ситуации, сложившейся в организации, или если издержки возможного конфликта будут очень высоки.

Среди других причин применения данного метода можно назвать:

  • тривиальность проблемы, лежащей в основе конфликта;
  • давление более важных обстоятельств;
  • «охлаждение» разгоревшихся страстей;
  • сбор дополнительной информации и уход от принятия немедленного решения;
  • ситуацию, когда предмет конфликта лишь косвенно затрагивает существо проблемы или указывает на другие, более глубокие причины;
  • страх перед противоположной стороной;
  • неудачное время надвигающегося конфликта.

Типичным в ходе применения этого метода является следующее поведение:

  • отрицается существование проблемы вообще в надежде на то, что она исчезнет сама собой;
  • затягивается решение проблемы;
  • применяются пролонгированные процедуры для подавления конфликта;
  • обращаются к существующим бюрократическим и юридическим нормам как основе разрешения конфликта.

Метод неприменим в следующих случаях:

  • важность проблемы;
  • перспектива длительного существования основ данного конфликта, поскольку метод эффективен лишь при скоротечных конфликтах;
  • когда потеря времени в перспективе приводит к потере инициативы и большим издержкам.

Считается, что результат конфликта при использовании такого метода вмещается в схему «выигрыш — проигрыш».

Разновидностью метода «уход от конфликта» является метод бездействия. Его суть: никаких действий не производить вообще. Данный метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий. Последствия применения этого метода предсказуемы и могут быть выгодными для конфликтанта.

2. Метод уступок и приспособления

Конфликтант идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний.Данный метод используется в случаях, когда:

  • конфликтант обнаруживает свою неправоту и когда ему полезнее прислушаться к предложениям противоположной стороны, т.е. показать свою рассудительность;
  • предмет столкновения более важен для одной стороны (т.е. когда важнее удовлетворить запросы другой стороны во имя будущей кооперации);
  • происходит формирование и накопление стратегического потенциала для будущих спорных ситуаций;
  • существует явное превосходство одной из сторон;
  • наиболее важна стабильность.

Наиболее вероятный результат применения этого метода — «проигрыш — выигрыш».

3. Метод сглаживания

Используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного коллективизма. Эффективен в случаях несущественных расхождений интересов и условий, характерных для типичных и привычных моделей поведения людей в коллективе.

Метод основан на подчеркивании общих интересов, когда различия приуменьшаются, а общие черты акцентируются: «Мы одна дружная команда, и не следует раскачивать лодку».

Вероятный результат этого метода предполагает наличие двух вариантов взаимодействия: «выигрыш — проигрыш», «выигрыш — выигрыш».

4. Метод быстрого решения

Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно.Данный метод используется:

  • при лимите времени для принятия решения;
  • когда одна из сторон конфликта меняет свою позицию под влиянием аргументов другой или в связи с получением новой «объективной» информации;
  • когда обе стороны желают участвовать в поиске более приемлемых вариантов соглашений;
  • когда отсутствует явное (опасное) обострение конфликтной ситуации и поэтому нет необходимости в тщательной выработке решений.

Наиболее вероятным результатом применения метода является формирование модели «выигрыш — выигрыш», но для этого потребуется взаимное согласие сторон.

Его суть в стремлении одной стороны навязать другой свое решение.Данный метод применяется:

  • когда необходимо быстрое, решительное действие (в условиях чрезвычайных обстоятельств);
  • в случае введения непопулярных решений (дисциплинарных ограничений, понижения размера зарплаты);
  • в жизненно важных для организации обстоятельствах;
  • когда одна из сторон имеет заведомо больше ресурсов для разрешения конфликта.

Вероятными моделями поведения при использовании этого метода являются:

  • навязывание стратегий типа «выигрыш — проигрыш»;
  • использование конкуренции;
  • использование властных ресурсов;
  • требование подчинения.

Важным фактором, который влияет на результативность завершения конфликта, является участие третьей стороны в его урегулировании, или медиация.

6. Метод компромисса

Под компромиссом понимается такой вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений по предмету конфликта. Его суть сводится к управлению конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон. Данный метод используют, когда:

  • цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще больше усилий на его продолжение или усиление нет необходимости;
  • оппоненты действуют с равными усилиями во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели;
  • необходимо достижение временных соглашений по комплексным проблемам;
  • необходимо достижение целесообразных решений в условиях ограниченного времени;
  • обе стороны считают, что их цели могут быть лучше реализованы с помощью переговоров на основе соглашений типа «дай — возьми»;
  • ресурсы конфликтантов ограниченны;
  • результат типа «выигрыш — проигрыш» нежелателен.

Ограничения для применения метода компромисса:

  • нереалистичность первоначально занятой позиции по причине ее неадекватной оценки;
  • принятое решение слишком аморфно и не будет эффективным;
  • в случае оспаривания участниками конфликта принятых ими обязательств.

Достоинства метода компромисса:

  • возможность определения и решения спорных вопросов для обеих сторон;
  • фокусирование внимания на взаимных интересах;
  • использование объективного критерия в ходе переговоров;
  • ведение переговоров на основе уважения достоинства обеих сторон;
  • разработка взаимовыгодных решений.

К недостаткам можно отнести трудоемкость процесса поиска компромисса.Результат компромисса — нет откровенно проигравшей стороны и нет явного победителя.

Как конфликт уладить
[link]hr-portal.ru[/link]

Как быстро уладить конфликт

Конфликты в значительной степени влияют на весь производственный и управленческий процесс в организации. Известно высказывание Генри Форда: «Если бы научиться разрешать конфликты, то это позволило бы снизить себестоимость автомобиля больше, чем 25 лет технических нововведений».

Однако конфликт не всегда может быть разрешен. Более того, многие конфликты нуждаются не в разрешении, а в грамотном управлении ими, так как способны приносить пользу.

1. Метод ухода от конфликта

Это наиболее популярный метод управления. Его суть: стороны стремятся избежать конфликта, «покидая сцену» экономически, физически или психологически. Решение о применении метода принимается очень быстро.Метод используется, когда конфликт не нужен, он не подходит к ситуации, сложившейся в организации, или если издержки возможного конфликта будут очень высоки.

Среди других причин применения данного метода можно назвать:

  • тривиальность проблемы, лежащей в основе конфликта;
  • давление более важных обстоятельств;
  • «охлаждение» разгоревшихся страстей;
  • сбор дополнительной информации и уход от принятия немедленного решения;
  • ситуацию, когда предмет конфликта лишь косвенно затрагивает существо проблемы или указывает на другие, более глубокие причины;
  • страх перед противоположной стороной;
  • неудачное время надвигающегося конфликта.

Типичным в ходе применения этого метода является следующее поведение:

  • отрицается существование проблемы вообще в надежде на то, что она исчезнет сама собой;
  • затягивается решение проблемы;
  • применяются пролонгированные процедуры для подавления конфликта;
  • обращаются к существующим бюрократическим и юридическим нормам как основе разрешения конфликта.

Метод неприменим в следующих случаях:

  • важность проблемы;
  • перспектива длительного существования основ данного конфликта, поскольку метод эффективен лишь при скоротечных конфликтах;
  • когда потеря времени в перспективе приводит к потере инициативы и большим издержкам.

Считается, что результат конфликта при использовании такого метода вмещается в схему «выигрыш — проигрыш».

Разновидностью метода «уход от конфликта» является метод бездействия. Его суть: никаких действий не производить вообще. Данный метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий. Последствия применения этого метода предсказуемы и могут быть выгодными для конфликтанта.

2. Метод уступок и приспособления

Конфликтант идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний.Данный метод используется в случаях, когда:

  • конфликтант обнаруживает свою неправоту и когда ему полезнее прислушаться к предложениям противоположной стороны, т.е. показать свою рассудительность;
  • предмет столкновения более важен для одной стороны (т.е. когда важнее удовлетворить запросы другой стороны во имя будущей кооперации);
  • происходит формирование и накопление стратегического потенциала для будущих спорных ситуаций;
  • существует явное превосходство одной из сторон;
  • наиболее важна стабильность.

Наиболее вероятный результат применения этого метода — «проигрыш — выигрыш».

3. Метод сглаживания

Используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного коллективизма. Эффективен в случаях несущественных расхождений интересов и условий, характерных для типичных и привычных моделей поведения людей в коллективе.

Метод основан на подчеркивании общих интересов, когда различия приуменьшаются, а общие черты акцентируются: «Мы одна дружная команда, и не следует раскачивать лодку».

Вероятный результат этого метода предполагает наличие двух вариантов взаимодействия: «выигрыш — проигрыш», «выигрыш — выигрыш».

4. Метод быстрого решения

Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно.Данный метод используется:

  • при лимите времени для принятия решения;
  • когда одна из сторон конфликта меняет свою позицию под влиянием аргументов другой или в связи с получением новой «объективной» информации;
  • когда обе стороны желают участвовать в поиске более приемлемых вариантов соглашений;
  • когда отсутствует явное (опасное) обострение конфликтной ситуации и поэтому нет необходимости в тщательной выработке решений.

Наиболее вероятным результатом применения метода является формирование модели «выигрыш — выигрыш», но для этого потребуется взаимное согласие сторон.

5. Метод силы

Его суть в стремлении одной стороны навязать другой свое решение.Данный метод применяется:

  • когда необходимо быстрое, решительное действие (в условиях чрезвычайных обстоятельств);
  • в случае введения непопулярных решений (дисциплинарных ограничений, понижения размера зарплаты);
  • в жизненно важных для организации обстоятельствах;
  • когда одна из сторон имеет заведомо больше ресурсов для разрешения конфликта.

Вероятными моделями поведения при использовании этого метода являются:

  • навязывание стратегий типа «выигрыш — проигрыш»;
  • использование конкуренции;
  • использование властных ресурсов;
  • требование подчинения.

Важным фактором, который влияет на результативность завершения конфликта, является участие третьей стороны в его урегулировании, или медиация.

6. Метод компромисса

Под компромиссом понимается такой вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений по предмету конфликта. Его суть сводится к управлению конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон. Данный метод используют, когда:

  • цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще больше усилий на его продолжение или усиление нет необходимости;
  • оппоненты действуют с равными усилиями во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели;
  • необходимо достижение временных соглашений по комплексным проблемам;
  • необходимо достижение целесообразных решений в условиях ограниченного времени;
  • обе стороны считают, что их цели могут быть лучше реализованы с помощью переговоров на основе соглашений типа «дай — возьми»;
  • ресурсы конфликтантов ограниченны;
  • результат типа «выигрыш — проигрыш» нежелателен.

Ограничения для применения метода компромисса:

  • нереалистичность первоначально занятой позиции по причине ее неадекватной оценки;
  • принятое решение слишком аморфно и не будет эффективным;
  • в случае оспаривания участниками конфликта принятых ими обязательств.

Достоинства метода компромисса:

  • возможность определения и решения спорных вопросов для обеих сторон;
  • фокусирование внимания на взаимных интересах;
  • использование объективного критерия в ходе переговоров;
  • ведение переговоров на основе уважения достоинства обеих сторон;
  • разработка взаимовыгодных решений.

К недостаткам можно отнести трудоемкость процесса поиска компромисса.Результат компромисса — нет откровенно проигравшей стороны и нет явного победителя.

[link]delovoymir.biz[/link]

Как избежать конфликты. Сущность и причины конфликтов. Как предупреждать конфликты и научиться навыкам бесконфликтного общения.

Современная жизнь наполнена стрессом, частой причиной которого оказываются конфликты с окружающими людьми. Из-за них приходится напрягать моральные силы для поиска выхода. В данной ситуации залогом душевного и физического здоровья станут знания о том, как избежать конфликты.

Человеческая жизнь многогранна и непредсказуема. Всем нам хочется выстроить доверительные и устойчивые отношения с близкими людьми, важным моментом которых является стремление избегать ссор и обид.

Наилучшим способом достижения этого будет предупреждение конфликтных ситуаций, благодаря чему не придется постоянно искать нужный способ примирения.

Содержание

  1. Понятие и сущность конфликта.
  2. Причины и виды конфликтных ситуаций.
  3. Этапы протекания конфликта.
  4. Какие бывают исходы.
  5. Как предупредить конфликт.
  6. 8 навыков бесконфликтного общения.
  7. Следует ли всегда избегать конфликтов.

Понятие и сущность конфликта

Психология определяет конфликт как наиболее острый этап в совместном решении проблемы. Иными словами, это возникновение яркого противоречия при столкновении мнений и интересов разных людей.

Основная причина состоит как раз в различных взглядах на данную ситуацию – на цель и способ ее разрешения. Весь процесс взаимодействия сопровождается отрицательными эмоциями.

Любой конфликт подразумевает определенные характеристики, присущие ситуации противоречия. Зная их, легче понять, как избежать конфликты или быстрее найти способ их разрешения.

Сущность конфликта подразумевает:

• структуру конфликтной ситуации. Включает объект (то, из-за чего возникли споры), субъектов (те лица, чьи мнения не совпали), масштаба противоречия, условий, поведения участников и, наконец, исхода конфликта.

• динамику борьбы интересов в виде определенных этапов. Вначале возникает объективно проблемная ситуация. Далее ее участники не могут разрешить ее мирным путем, возникает конфликт. Последним шагом становится полное или неполное разрешение (исход).

• функции конфликта могут способствовать как положительному, так и отрицательному исходу. Если говорить о диалектической (умении договариваться) или конструктивной (достичь цели через напряжение ситуации) задаче, то они рассматриваются в позитивном ключе. Деструктивная функция способствует разрушению добрых отношений и мешает решить проблему.

• управление конфликтной ситуацией возможно внешним или внутренним усилием. Со стороны ссору может уладить начальник или авторитетный человек. Иногда сами участники могут урегулировать ситуацию. Если приложат определенные усилия по изменению своего поведения.

Причины и виды конфликтных ситуаций

Существует несколько классификаций конфликтов по тому, какой структурный элемент доминирует в данной ситуации. Так, противоречие может возникнуть из-за споров относительно объекта – вещи, ценностей или чувств участников.

Чаще всего в такой конфликт люди вовлекаются неосознанно, вне зависимости от желания.

В других случаях, причиной может стать провокация, сознательное давление какой-либо из сторон. Чаще всего такие люди пытаются самоутвердиться за счет других.

Вызвав у оппонента напряжение и отрицательные эмоции. Они испытывают удовлетворение, как если бы управляли человеком и влияли на его поведение. Кроме того, по отношению к субъекту выделяют внутренние и внешние конфликты.

Их особенности таковы:

  • внутренние характеризуют состояние самого человека, они возникают при появлении противоречий между его желаниями и возможностями;
  • внешние являются противодействием человека и окружающей действительности в виде других людей. В зависимости от особенностей участников они могут быть межличностными (в конфликт вступают два индивида), межгрупповыми (между группами) и между личностью и группой.
  • Также разделяют конфликты семейные, рабочие, личные, подростковые и конфликт поколений. Они имеют свои особенности возникновения, развития и разрешения.

    Этапы протекания конфликта

    Несмотря на различия в причинах, участниках и исходах у всех конфликтов общими остаются этапы развития. Понимание их поможет остановиться в нужный момент и не довести ситуацию до крайности, когда вернуться назад будет тяжело.

    Психологи выделяют такие стадии:

    Осознание его (меняется настроение участников и их высказывания).Ответные действия оппонента.

    На любой стадии участники могут осознать приближение бури и предпринять усилия по недопущению ее развития.

    Какие бывают исходы

    Вариантов исхода может быть несколько в зависимости от того, насколько участники спорной ситуации заинтересованы в благоприятном окончании ссоры.

    Варианты разрешения конфликтов:

    • уход от конфликта (не замечает проблему или делает вид);
    • сглаживание противоречий (один из участников соглашается с претензиями, обычно оправдываясь);
    • компромисс (взаимные уступки);
    • развитие напряженности различной остроты на неопределенное время;
    • подавление оппонента силой, заставив принять свою точку зрения.

    Как видно, окончания конфликтов могут быть продуктивные и перспективные, либо нейтральные либо отрицательные (разрушительные).

    Как предупредить конфликт

    Самое правильное поведение при выстраивании отношений с другими людьми – не допустить возникновения и развития конфликта. В психологии был выработан ряд определенных правил общения и взаимодействия, которые помогают этого достичь.

    Правило №1

    Необходимо научиться сдерживать себя в моменты раздражения и гнева. Это непросто, но нужно учиться. Умение сдерживать себя очень важно для предотвращения конфликтов.

    Правило №2

    Не стоит решать за других и указывать как им поступать так, а не иначе. Лучше направить усилия внутрь себя, разобраться в своих переживаниях.

    Правило №3

    Об этом часто забывают, но лучшее время для разговора – когда человек отдохнул, сыт и спокоен. Очень много конфликтов разгорается именно по причине физиологии, когда трудно контролировать себя.

    Правило №4

    Для успешного разрешения спорной ситуации нужно направить свое внимание на причину возникшего разногласия. На деле часто получается наоборот – оппоненты бесконечно обсуждают процесс ссоры, ее детали, когда стоило бы разобраться в том, почему это вообще произошло.

    Правило №5

    Не нужно копаться в прошлых обидах. Это прямая дорога к усилению взаимных претензий. Необходимо сосредоточиться на текущем моменте и направить силы на его разрешение.

    Правило №6

    Важно не накапливать большое количество нерешенных проблем, а решать их, как только они появились. Чем больше проблем, тем более высока вероятность конфликта. Ни когда не стоит возвращаться к закрытым темам.

    Правило №7

    Часто конфликты образуются из-за того, что люди не проговаривают своих обид. Они долго носят их в себе, а потом происходит взрыв в виде скандала. Конечно, нужно научиться высказывать претензии корректно и без провокаций, иными словами, не забывать про воспитанность.

    Правило №8

    Продолжением предыдущего способа является соблюдение культуры общения. Как бы ни раздражал человек, не стоит опускаться до оскорблений и ругани. Уладить разногласие это не поможет, наоборот, спровоцирует более бурное выяснение отношений.

    Правило №9

    Кроме того, следует следить за тоном, которым произносятся слова беседы. Иногда речь правильна и культурна. Но ее манера такова, что влечет за собой вспышку гнева и агрессии со стороны собеседника.

    Правило №10

    Важным проявлением выдержки является способность не впадать в истерику по любому поводу. Безусловно, этим поведением можно добиться результата. Только он будет временным, а постоянные манипуляции не нравятся никому.

    8 навыков бесконфликтного общения

    Неважно где, в семье или на работе, каждому человеку просто необходимо выработать в себе определенные качества бесконфликтности. Они помогут не только быстро выходить из конфликтов, но и предупреждать их появление.

    Таким людям в будущем проще вступать в отношения и сохранять их, заводить друзей, успешно продвигаться по службе.

    Вот навыки присущи бесконфликтным людям?

    1. Это способность к анализу поведения окружающих людей и их взаимоотношений.

    2. Самокритичность – внимательно следить за своими поступками и словами.

    3. Уважительное и вежливое отношение ко всем людям которые их окружают, а не только к старшим наставникам и родителям.

    4. Стремление понять мотивы поведения окружающих, уважение и принятие их выбора.

    5. Проявление в беседе искреннего интереса к личности собеседника, внимательное отношение к его рассказам.

    6. Бесконфликтные люди стараются быть на одной волне с оппонентом. Они частично перенимают их стиль общения. И это способствует откровенности и, соответственно доверию.

    7. Обсуждая ситуацию, такие люди не осуждают других. Они е сплетничают и не поднимают неприятные для собеседника темы, чтобы не провоцировать негатив.

    8. Поддержание в разговоре нейтрального или располагающего тона без осуждения собеседника и указаний на его ошибки, недопущение пренебрежительности или высокомерия.

    Люди, которые стараются не допускать ссор, сознательно или неосознанно руководствуются «золотым правилом нравственности.- относятся к другим людям таким образом, как хотели бы, чтобы относились к ним самим.

    Это применимо ко всем сферам жизни, как личной, так и общественной.

    Многие думают, что действенный способ как избежать конфликты – просто уйти от обсуждения. Это не верно. Данная позиция воспринимается окружающими как равнодушие и часто провоцирует еще больший скандал.

    Следует ли всегда избегать конфликтов

    Конечно, конфликт – это всегда болезненная ситуация, в которую совсем не хочется попадать. Но не все так просто.

    Любой конфликт имеет свою предысторию, он формируется некоторое время, соответственно, имеет определенные причины. Благодаря некоторому столкновению становится возможным эти причины озвучить.

    Как в семейной, личной, так и общественной жизни нельзя копить в себе претензии и обиды. Конечно, говорить о них нужно спокойно и решать ситуацию, насколько это возможно, мирно.

    Но иногда именно конфликт помогает увидеть существующие проблемы в отношениях. И при правильном подходе найти выход из ситуации. Часто именно отсутствие конфликтов говорит о том, что нет душевной близости между людьми.

    Таким образом, конфликт – важная составляющая человеческих взаимоотношений. Конечно, стоит научиться обходиться без них и не допускать их возникновения.

    Как конфликт уладить
    [link]otnoshenija.ru[/link]

    Как разрешить конфликт: эффективные способы и практические рекомендации

    В любых человеческих отношениях время от времени бывают разногласия. И на работе, и в семье, и в отношениях между влюбленными случаются конфликтные ситуации. Многие люди переживают их довольно болезненно. И совершенно напрасно. Нужно научиться правильно относиться к таким ситуациям и знать, как грамотно разрешить конфликт.

    Психологи советуют относиться к конфликтным ситуациям позитивно — как к возможности прояснить и даже модифицировать отношения.

    Учимся разрешать конфликты

    При возникновении конфликта обязательно нужно дать партнеру выпустить пар: постараться выслушать все его претензии спокойно и терпеливо, не перебивая и не комментируя. В таком случае внутреннее напряжение снизится и у вас, и у вашего оппонента.

    После того как эмоции выплеснуты, можно предложить обосновать претензии. При этом надо следить за ситуацией, чтобы противоположная сторона конфликта снова не перешла с конструктивного обсуждения проблем на эмоциональное. Если же это происходит, нужно тактично направлять спорщика на интеллектуальные выводы.

    Притушить негативные эмоции партнера можно сделав ему искренний комплимент или напомнив ему о чем-то хорошем и приятном из общего прошлого.

    Уважительное отношение к оппоненту – обязательное условие того, как разрешить конфликт правильно. Оно произведет впечатление даже на чрезвычайно разгневанного человека. Если же в такой ситуации партнера оскорбить, перейти на личности, разрешить конфликт точно не удастся.

    Что делать, если оппонент не сумел сдержать себя и перешел на крик? Не сорваться на ответную ругань!

    В случае если чувствуете виноватым в конфликте себя, не бойтесь извиниться. Помните, что на это способны только умные люди.

    Некоторые приемы поведения в конфликтной ситуации

    Есть несколько проверенных приемов, касающихся того, как разрешить конфликт.

    Прием №1. Попробуйте представить себя комментатором, наблюдающим за ссорой. Посмотрите на конфликт как бы со стороны, и прежде всего – на себя.

    Мысленно отгородитесь непроницаемым колпаком или бронежилетом – сразу почувствуете, что колкости и неприятные слова оппонента словно разбиваются о поставленную вами преграду, и уже не ранят так остро.

    Увидев с позиции комментатора, каких качеств не хватает вам в конфликте, наделите ими себя в воображении и продолжайте спор так, как будто они у вас есть.

    Если так делать регулярно, недостающие качества действительно появятся.

    Прием №2. Как разрешить конфликт между спорящими? Этот очень простой прием часто помогает не только снять напряжение, но и вовсе избежать противостояния. Нужно просто отойти или отодвинуться подальше от противника. Чем ближе конфликтующие стороны физически, тем накал страстей сильнее.

    Прием №3. Удивите оппонента в момент конфликта нестандартной фразой или шуткой. Это просто замечательный способ того, как разрешить конфликт. С человеком, настроенным шутить, ругаться сложно!

    Прием №4. Если абсолютно понятно, что собеседник сознательно провоцирует конфликт, оскорбляет и просто не дает шанса ответить, в такой ситуации лучше уйти, сказав, что не желаете продолжать разговор в таком тоне. Лучше перенести его «на завтра».

    Взяв тайм-аут, вы успокоитесь, получите передышку, чтобы найти правильные слова. А человек, который провоцировал ссору, за это время потеряет свою уверенность.

    Чего нельзя допускать при конфликте

    Хорошее владение собой – залог успешного выхода из конфликтной ситуации.

    Нужно научиться сдерживать эмоции и сохранять спокойствие. При конфликте с партнерами или клиентами категорически запрещены:

    • раздражительный тон и ругань;
    • явная демонстрация собственного превосходства;
    • критика оппонента;
    • отыскивание в его действиях негативных намерений;
    • снятие с себя ответственности, обвинение во всем партнера;
    • игнорирование интересов оппонента;
    • преувеличивание своей роли в общем деле;
    • давление на «болевые места».

    Лучший способ выйти из конфликта — не доводить до него

    Психологи советуют относиться к конфликту как к позитивному фактору. Если в самом начале построения отношений, заметив конфликтные моменты, не замалчивать их, можно на корню пресечь серьезные ссоры.

    Нужно постараться «затушить пожар» еще до того, как он разгорелся. Поэтому лучший способ того, как разрешить конфликт — не доводить до него. Ведь в жизни и без того немало сложностей, и нервные клетки еще пригодятся.

    Часто причиной противостояния становится накопление невысказанного негатива. Человека что-то раздражает в поведении коллеги или просто выводит из себя какая-то привычка любимого, но он не знает, как сказать об этом, чтобы не испортить отношения. Поэтому терпит и молчит. Эффект получается прямо противоположным. Накопленное раздражение рано или поздно выплескивается в неконтролируемой форме, что может привести к серьезному конфликту. Поэтому очень важно не доводить до «точки кипения», а спокойно и тактично высказать свои претензии сразу же, как только они возникли.

    Когда не стоит избегать конфликта

    Но бывают случаи, когда избегать конфликтной ситуации не стоит, потому что именно она поможет разрешить проблему. Сознательно идти на конфликт можно, если:

    • нужно разрядить обстановку, выяснив наболевшее с близким человеком;
    • есть необходимость разорвать отношения;
    • уступить оппоненту означает для вас предать свои идеалы.

    Но нужно помнить, что намеренно идя на конфликт, выяснять отношения надо интеллигентно.

    Памятка «Как грамотно разрешить конфликт»

    Чтобы выйти из конфликтной ситуации как можно быстрее и с наименьшими потерями, предлагаем такую последовательность действий.

    1. Прежде всего существование конфликта нужно признать. Нельзя допускать ситуации, когда люди чувствуют противостояние и действуют согласно выбранной ими тактике, но открыто об этом не говорят. Разрешить такой конфликт без совместного обсуждения сторон не получится.

    2. Признав конфликт, необходимо договориться о переговорах. Они могут быть как с глазу на глаз, так и с участием посредника, который устраивает обе стороны.

    3. Определить, что именно составляет предмет противостояния. Как показывает практика, стороны конфликта зачастую видят суть проблемы по-разному. Поэтому нужно найти точки соприкосновения в понимании спора. Уже на этом этапе важно определить, возможно ли сближение позиций.

    4. Разработать несколько вариантов решений, учитывая все возможные последствия.

    5. После рассмотрения всех вариантов, остановиться на том, который устроит обе стороны. Зафиксировать решение письменно.

    6. Реализовать решение. Если этого не сделать сразу, конфликт только углубится, а вести повторные переговоры будет намного сложнее.

    Как конфликт уладить
    [link]fb.ru[/link]

    Как урегулировать конфликт? 5 эффективных приемов

    Даже самые комфортные в общении люди и лучшие специалисты время от времени попадают в конфликтные ситуации. Устранить возникшие сложности с начальником, коллегой, клиентом и в семье не так и трудно — для этого используйте правильную тактику общения.

    Урегулировать конфликтную ситуацию при сильной раздраженности собеседника помогут доброжелательность, спокойствие и психологические хитрости

    Если в вашей жизни нет конфликтов, то проверьте — есть ли у вас пульс. Недоразумения возникают при разных обстоятельствах, например: человек «на взводе», поэтому агрессивно реагирует на всё или же, действительно, вами была допущены ошибка, не выполнено обещание, не выдержаны сроки. К сожалению, не все инциденты можно предотвратить — некоторые приходится «утрясать». Протестируйте 5 простых и эффективных приемов по урегулированию конфликтов, которые помогают быстро нивелировать проблемы.

    Локализуйте конфликт

    Когда человек начинает очень эмоционально высказывать свои претензии (обоснованные или нет) — немедленно локализуйте распространение скандала. Другими словами, вычлените носителя возмущений из общей массы сотрудников или клиентов.

    Данный шаг необходим, чтобы не «разогревать публику», которая не имеют отношения к происходящему. Поэтому в первые же минуты недоразумения вежливо пригласите оппонента в другой кабинет или в комнату для переговоров, словом, в любое служебное помещение, где нет или минимум лишних «ушей и глаз». Для этого обязательно скажите: «Я вас сейчас внимательно вас выслушаю, но, пожалуйста, давайте перейдет в соседний кабинет».

    Далее — распределите поток возмущений недовольного визави между собой и одним или двумя коллегами. Ведь, когда чувствуешь поддержку, значительно легче начинать мероприятия по урегулированию инцидента.

    Ставьте блоки

    Напомню принцип динамита: если прикрепить взрывчатую смесь к скале, то ударная сила всегда будет направлена в сторону сопротивления, а не открытого пространства. Аналогичное действие происходит при конфликтных ситуациях — чем больше мы спорим или доказываем что-то, тем больше аргументов поучаем в ответ.

    Поэтому всегда помните: нельзя отвечать на повышенную интонацию (даже на крик) и размахивания руками возмущенного человека такими же действиям. Ведь ваш громкий голос разозлит оппонента еще сильнее. Словом, как бы на душе ни кипело, сохраняйте выдержку, доброжелательное выражение лица и отвечайте спокойным тоном.

    Научитесь ставить блоки, но не жестко. Сдержанно произнести: «Вы совершенно неправы, так как не учитываете следующие моменты… (назовите их)», — затем приведите объективные аргументы. Другими словами, вместо повышенного тона, демонстрируйте доброжелательность и весомое сопротивление.

    Используйте психологическое айкидо

    Прием простой — сначала внимательно выслушайте визави и обязательно согласитесь с ним: «Да, действительно есть проблема». И тут же приведите аргументы в свою пользу, то есть объясните обстоятельства, на которые вы не могли повлиять. Например: «Да, извините, не было возможности своевременно выполнить обязательства». Также объясните, в чем состояла проблема. Затем добавьте «но» и расскажите, как и когда будет исправлена ситуация. Вот эти «да, но…» крайне важны, ведь именно они, когда вы соглашаетесь, обесточивают оппонента, блокируя отрицательные эмоции и напряжение.

    Используйте метод словесной манипуляции

    Для того чтобы было легче урегулировать конфликт: на несколько секунд отвлеките и переключите внимание недовольного руководителя, коллеги или клиента от спорной ситуации. Достаточной произнести простую фразу: «А не могли бы вы мне помочь». Причем просьба должна быть абсолютно не напрягающей, например, пододвинуть папку с документами или файлами с другого конца стола, приоткрыть окно или дверь (если собеседник находится рядом с ними), одолжить на секунду авторучку…

    Работает данный прием следующим образом: когда человек «выставляет» свои требования — призыв о маленьком и ничего не значащим одолжении звучит неожиданно для него. Казалось бы, вы и сами в состоянии это сделать, но обращаетесь за содействием. Такой ход снимает напряжение и всегда приносит хорошие результаты, то есть разряжает обстановку и позволяет начать конструктивный разговор.

    Не провоцируйте и не придется урегулировать конфликты

    Достаточно часто люди начинают высказывать претензии и свое недовольство тогда как мы полностью уверены, что действовали абсолютно правильно и корректно. Проблема в следующем: каждый из нас не замечая может сам провоцировать раздражающие визави сигналы. Так, например, вроде бы ничего не произошло: не было ошибочных действий, задержек в работе, обидных слов… Однако ваш тон или выражение лица собеседник трактовал, как «что ты от меня хочешь» или «как мне все надоело». На одних, подобное не произведет впечатления. Но если человек в силу каких-то обстоятельств нервничает или в плохом настроении, то это может стать, как говориться, последней каплей и он тут же выплеснет свою обиду. Поэтому изначально сами не предоставляйте повода для инцидентов, то есть думайте, как выглядите, каким тоном говорите и как действуете — это и есть профессионализм.

    [link]vc.ru[/link]

    Пять способов уладить конфликт

    Нам всем приходится быть свидетелями конфликтов между чужими детьми, между детьми и взрослыми. Если ты мама, то невольно делаешь для себя какие-то «зарубки». Например, думаешь: надо запомнить эту историю и рассказать своим детям, им пригодится. А вот так нельзя вести себя ни в коем случае: будет только хуже. И конечно, надо учиться гасить конфликты. Хочу поделиться своими наблюдениями и опытом в этом вопросе.

    Способ 1. Сменить картинку

    Даша vs Аня

    Чаще всего улаживать конфликты между детьми приходится маме и учителю младших классов. Мама сама разбирается со своими чадами – так, как считает нужным, как умеет. Мнение учителя её при этом не волнует. Учителю сложнее: ему надо и детей примирить, и родителям угодить.

    В статье «Ты не дома!» я рассказывала о конфликте между двумя четвероклассницами. Мама Ани запретила дочке приводить домой подружек в отсутствие родителей. Причиной этого запрета стало поведение одной из одноклассниц – не в меру любопытной Даши. Бывая в гостях у Ани, она заходила в спальню, копалась в вещах. Без спросу брала из холодильника продукты. В результате запрета Даша перестала бывать у Ани дома, но в школе начала цеплять Аню и настраивать против неё одноклассниц. Подключились и мамы обеих девочек, одинаково возмущённые. Мне пришлось немало постараться, чтобы разрулить этот конфликт. Расскажу, как это было.

    Маленькие девочки тоже бывают стервами. Давайте это признаем. Да, звучит плохо, особенно из уст педагога. В своё оправдание могу сказать, что по профессии я не учитель, а моя педагогическая деятельность была временной. Думаю, именно поэтому я не успела «возлюбить» или «возненавидеть» детей настолько, чтобы потерять объективный взгляд на их поступки. Да простят меня кадровые учителя.

    Итак, уязвлённая Даша начала сочинять небылицы. Она рассказывала другим девочкам, что у Аниных родителей в платяном шкафу между стопками белья спрятаны… бутылки с водкой. А ящики комода забиты дырявыми носками. В холодильнике у них продукты всегда несвежие: один раз она отравилась колбасой, а второй раз – красной икрой (!). Анина мама запекает в духовке кур в перьях: Даша сама соскабливала эти перья с противня, чтобы печь на нём пиццу. Ну и дальше всё в таком же духе.

    Обиженная Аня пересказала маме Дашины фантазии. Анина мама сначала просто посмеялась, но так как Аня была очень расстроена (девочки её дразнили), всё же пришла в школу и отчитала Дашу при других девочках. Дело было в школьном дворе, я при этом не присутствовала. Когда я вышла в школьный двор, Аня с мамой уже ушли, а девочки окружили Дашу и слушали её «контраргументы». Я велела всем идти по домам, а Даше сказала: «Дашуня, ты сама виновата. Не надо сочинять всякую ерунду». Девочки сразу отодвинулись от Даши, кто-то хихикнул. В этом возрасте они больше верят учителю, чем подружкам. Много раз с помощью одной прямой фразы мне удавалось пресекать мелкие конфликты в зародыше. И я считаю, что если ребёнок не просто фантазирует, а наводит поклёп на людей, тогда пусть знает, что его могут взять за язык.

    После моих слов Даша побежала домой и поспешила нажаловаться своей маме, что Анина мама обвинила её в воровстве, а «Ярослава Александровна тоже сказала, что я виновата». Разъярённая Дашина мама на следующий день примчалась ко мне. Я позвонила Аниной маме и попросила её подойти тоже.

    Привожу разговор двух мам.

    – Что украла у тебя моя дочь?

    – Тогда в чём ты её обвиняешь?

    – Я не хочу, чтобы твоя дочь лазила у меня по шкафам.

    – У тебя из шкафа что-то пропало?

    – Тогда в чём дело?

    – Как в чём дело? Почему она вообще заходит к нам в спальню, роется в вещах?

    – У тебя что-то пропало из вещей?

    И дальше пять раз по кругу. Кажется, мама Ани готова врезать своей визави промеж глаз. И я её хорошо понимаю, мне самой уже хочется это сделать. Пора мне вмешаться. Надо хотя бы объяснить Дашиной маме, что если хозяева обнаружат пропажу, то подумают в первую очередь на Дашку. Она это осознаёт? Но я смотрю на лицо этой женщины и понимаю, что доказывать ей что-либо бесполезно. Единственным результатом станет мой расшибленный лоб. Поэтому я переключаю её внимание:

    – Насколько я поняла, Даша любит готовить? Она что-то готовит сама дома?

    Обе мамы с удивлением смотрят на меня. Дашина мама отвечает сначала недовольно, потом более спокойным тоном:

    – Да, пиццу печет. И печенье. Салаты делает.

    – Кто её научил готовить? Вы?

    – Хочу организовать на весенних каникулах кулинарный кружок. Через неделю скажу детям расписание и время занятий. Информация будет у каждого в дневнике. Надеюсь, вы обе запишите своих дочек. Теперь подведём итог вашей беседе.

    Я повернулась к маме Даши.

    – Три девочки слышали разговор Аниной мамы с Дашей. Обвинения в воровстве не было. Вас ведь волновал только этот вопрос, правильно? Он снят.

    Потом обратилась к маме Ани.

    – Даша больше не приходит к вам домой. Значит, теперь у вас не будет повода для таких претензий. Ведь так?

    И добавляю ледяным тоном, пока они не начали опять скандалить:

    – Прошу вас. Инцидент исчерпан. Поговорите дома с дочками. Пусть они не дружат, если не хотят, но и враждовать им в классе я не позволю. Атмосфера в классе должна быть нормальной. Всего хорошего, до встречи на родительском собрании.

    После этих слов Дашина мама обрушилась на меня с критикой, обвинив в том, что я «слишком молода, чтобы её учить жизни», и повторив несколько раз: «Знаю я эти ваши журналистские штучки». Анина мама, явно обиженная на меня, сухо попрощалась и вышла из класса.

    А я приступила ко второму этапу улаживания конфликта. Идея с кулинарным кружком пришла мне в голову спонтанно, как отвлекающий манёвр. Теперь я была вынуждена заняться её реализацией.

    Обратилась за помощью к мамам моих учеников, они согласились меня поддержать. Детей разделили на группы по 4 человека. Занятия проходили на домашней кухне «шеф-поваров», в роли которых выступили четыре мамы и я сама. Смысл «кулинарного кружка» был в том, чтобы отвлечь девочек от конфликта, сблизить их за общим делом. И нам это удалось. Уже на втором занятии Аня с Дашей дружно чистили орехи и не вспоминали прежние обиды.

    P. S. (в качестве небольшого дополнения к предыдущей теме)

    В первый день новой четверти дети принесли в класс печенье, которое испекли сами. В дополнение к «угощению» мы поговорили о том, как надо вести себя в гостях. Я показывала им картинки с изображением разных помещений квартиры (взяла из английского лото) и просила ответить, что входит в гостевую зону, а что – в приватную, куда без приглашения хозяев заходить нельзя. Нескольких детей мои вопросы поставили в тупик…

    Дашу я не спрашивала, но она сидела насупленная (надеюсь, дошло).

    Тем же вечером ко мне зашёл 13-летний сосед Никита, как он сам сказал – на минутку, только за книжкой. Я достала книгу с полки в гостиной и вернулась в прихожую. Никита, заглядывая с порога в спальню, ткнул пальцем и с любопытством спросил: «Ой, а что это у вас такое синее на тумбочке?» (ночник необычной формы)…

    Выйдя из невольного ступора, я ответила ему, что любопытной Варваре на базаре нос оторвали. И в двух словах объяснила насчет приватной зоны хозяев. Никита ухмыльнулся, взял книжку и ушёл. Хорошо хоть спасибо сказал.

    А я в очередной раз убедилась: мы учим детей многому, забывая иногда об элементарном. А зачем? Это же и так понятно, прописные истины…

    Способ 2. Показать мелочность проблемы

    Мама в форточке

    Моя 17-летняя племянница в очередной раз поссорилась с матерью и прибежала ко мне излить душу. Голос у неё дрожал, в глазах стояли слёзы. А мне надо было закончить очень срочную работу.

    – Слушай, Марья, извини, у меня аврал, я не могу тебя выслушать, – сказала я ей. – Вот возьми лист бумаги и напиши свои претензии к маме. Потом я прочту, и мы вместе обсудим, как лучше поступить.

    Через полчаса я услышала за спиной тихий смех. Маруся сидела на диване по-турецки, вокруг валялись скомканные листы бумаги – штук семь.

    – Да ну, ерунда какая-то получается. Вот послушай, я составила список:

    «1. Звала меня домой из форточки.

    2. Сказала, что для такой юбки надо иметь задницу.

    3. Обозвала мою подругу соплёй…»

    На этом она закончила зачитывать список материнских грехов, потому что мы обе стали громко смеяться.

    – А что значит «звала из форточки»? – поинтересовалась я, вытирая выступившие от смеха слёзы.

    – Я во дворе с друзьями гуляла и телефон выключила, чтобы она мне не названивала. А она в форточку по пояс высунулась…

    Дальше Марья повалилась на диван, дрыгая ногами от смеха.

    – Нет, правда, на бумаге это так смешно выглядит…

    – Всегда вспоминай это, когда будешь обижаться на мать. Включай спасительное чувство юмора.

    Способ 3. Не вестись на провокацию

    Над кем поржать?

    Моя соседка Дина – мать-одиночка. Она увидела на мне туфли лимонного цвета и попросила одолжить их её 16-летней дочке. «В школе майская вечеринка для старших классов. У Иры есть платье такого цвета, будет очень красиво». А спустя час принесла туфли обратно, потому что дочка внезапно передумала идти на вечеринку. «Лежит в своей комнате и рыдает. Не признаётся, что случилось. Зайди к нам. Может быть, она тебе расскажет».

    Вдвоём нам удалось разговорить Иру. Вот что произошло. Позвонила подружка Оля и сообщила, что слышала, как их одноклассник сказал: «Я очень хочу, чтобы Ира пришла на вечеринку. Хоть будет над кем поржать».

    Напрасно Дина объясняла, что не стоит лишать себя праздника из-за этого дурака. Ира наотрез отказалась идти.

    К тому же выяснилась ещё одна деталь: девочки договорились встретиться во дворе, чтобы идти на вечеринку вместе, но когда Ира выглянула с балкона, она увидела удаляющиеся спины своих трёх одноклассниц. Они не стали её ждать. Это было обиднее всего.

    – Ира, ты не ссорилась с девочками? – спросила я.

    – Нет, но теперь буду считать, что мы в ссоре! Я им всё выскажу завтра в школе.

    – Погоди. Ты проанализируй ситуацию. Девчонки почему-то (подумай сама, почему) решили тебе насолить. Они действовали по плану. Сначала Оля передаёт тебе слова вашего одноклассника. Возможно, это неправда, он такого не говорил. Ты же сама не слышала. Потом девочки уходят раньше назначенного часа, не дожидаясь тебя. Сейчас они, безусловно, ожидают твоей бурной реакции. И уже готовятся «поржать». А ты не устраивай скандал. Обхитри их.

    – Не говори, что ты видела их с балкона. Приди на вечеринку и скажи, что тебя что-то задержало. Веди себя естественно. Не доставляй им удовольствия, на которое они рассчитывают. Уйди от конфликта. Переиграй их.

    Полчаса ушло на то, чтобы привести Иру в порядок, скрыть следы слёз. На вечеринку она пошла в моих туфлях. Танцевала и веселилась. Девочкам сказала, что опоздала, потому что к ним зашла в гости мамина сотрудница с сыном. «Неудобно было сразу убегать, они с тортиком пришли, я кофеёк сварила. Та-а-кой мальчик, завтра мы с ним в кино идём». Короче, Ира была на высоте. Конфликта не случилось. Вечер не был испорчен. А спустя два дня одна из подружек проболталась: Оля обиделась на бестактность, сказанную Ирой, и подговорила девчонок проучить её. Не вышло… А за два дня и обида Олина прошла. Ира ведь не нарочно…

    Способ 4. Проявить великодушие

    Рюкзак на шее

    Старшеклассники собрались в актовом зале на лекцию. Стульев всем не хватило, позади заднего ряда стоят несколько человек. Я замечаю среди них Леру – довольно вредную девятиклассницу. Даже удивительно, что она осталась без места, на неё это не похоже. Переминается с ноги на ногу, лицо недовольное. Явно ищет, кого бы согнать с места. На моих глазах Лера поднимает с пола свой рюкзак и кладёт его на шею сидящей впереди девочки. Это Лена из параллельного класса, тоже не робкого десятка. Я предвижу бурное выяснение отношений.

    Лена резко поворачивается, смотрит на Леру. И вдруг говорит: «Давай я твой рюкзак подержу».

    После паузы обезоруженная Лера произносит: «Да ладно, спасибо. Я его на пол кину».

    Способ 5. Погасить эмоции

    Не нагнетай!

    17-летний Дима, сын моей сотрудницы Кати, нахватал двоек по физике. Наняли репетитора. Первое занятие должно состояться в понедельник вечером. Утром мама несколько раз напомнила сыну, что сегодня придёт Валентина Ивановна, в пять ты должен быть дома. Он клятвенно обещал не забыть. И вот в 16.55 репетитор звонит Кате на мобильный и говорит, что я, мол, тут стою возле вашего подъезда, нажимаю кнопки домофона, никто мне не отвечает. Катерина начинает испуганно тараторить в трубку, что сейчас всё будет о’кей, наверное, сын выскочил за хлебом, она ему позвонит и узнает, через сколько секунд он появится. Набирает сына – временно недоступен. Идёт красными пятнами от волнения, причитает, что я ж ему целую лекцию утром прочла, лентяюга он безответственный. Это он точно поехал в бадминтон играть.

    Мы сочувственно наблюдаем за её паникой. Она вновь звонит сыну – безуспешно. В нашей комнате находится один хладнокровно мыслящий человек – Светлана, мама троих детей. Она подходит к Кате и говорит:

    – Звони репетитору, дико извиняйся и говори, что произошла накладка, сын застрял в пробке, но ты заплатишь ей за этот несостоявшийся урок, пусть уходит. Даже если твой оболтус ответит на звонок, пройдёт много времени, пока он доберётся до дому. Не будет же она его ждать.

    Катя послушно звонит репетитору, извиняется и обещает заплатить за урок. Потом, продолжая кипеть от негодования, ругает сына. Спустя пять минут ей звонит муж – отчим Димы. Очень правильный и категоричный человек. Это он нашёл репетитора, договорился с ней на понедельник. Катя, всё ещё разгорячённая, смотрит на экран телефона, и обреченно произносит:

    – Это Николай. Наверное, звонил домой, а там никто не берёт трубку. Вот что я ему скажу?!

    – Слушай, погаси эмоции, – говорит Светлана. – Не надо жаловаться на сына. У него и так с отчимом отношения напряжённые. Возьми всё на себя. Скажи, что репетитор поменяла время на 16.00, а ты забыла предупредить Димку. Только говори спокойным тоном, не нагнетай!

    Катя делает глубокий вдох, отвечает на звонок и безмятежно произносит:

    – Нет, милый, сегодня урока не было. Репетитор не смогла. Мы договорились на среду.

    – Да, я куплю хлеб. Целую.

    Ф-ф-ух! Катя выдыхает, и мы вместе с ней.

    – Вот видишь, – говорит Света. – Ничего страшного не случилось. Деточки такое могут вытворить, что твой случай – ерунда. Только предупреди Димку, чтобы он не проговорился. Береги мир в семье.

    Как конфликт уладить
    [link]materinstvo.ru[/link]

    CATEGORIES