Грубит подросток

Воспитание ребенка

  • Психология ребенка
  • Воспитание ребенка
  • Развитие ребенка
  • Досуг и отдых
  • Конфликты и буллинг
  • Подготовка к школе
  • Обучение ребенка
  • Школьные вопросы
  • Здоровье ребенка
  • Родителям

Пять причин проявления неуважительного поведения подростков и варианты правильной реакции на него

Подросток грубит: как исправить ситуацию?

Существует много способов, с помощью которых ребенок выражает неуважение к взрослым: ругательства, дерзость, игнорирование просьб, сарказм и другие. Если вы сталкиваетесь с таким поведением своего ребенка, вы не одни: это большая проблема для родителей во всем мире.

Правда заключается в том, что таким образом дети (в особенности подростки) пытаются решить свои проблемы. Сталкиваясь с правилами и ограничениями, дети чувствуют бессилие, и с помощью неуважительного поведения они пытаются снова получить контроль над ситуацией. Если им удается спровоцировать спор с вами, он оказываются в выигрышном положении, ведь теперь вы спорите об их уважении к вам, а не о необходимости придерживаться распорядка или делать уроки.

Причины такого поведения заключаются в том, что ребенок растет и больше не считает себя маленьким. Подростки склонны стремиться к свободе, и неуважительное поведение – один из способов выразить это. Да, важно позволять подростку выражать свое стремление к независимости, но при этом следует указывать ему на то, что его поведение грубое, оно унижает и ранит другого человека.

Хотя неуважительное поведение и вполне логично в подростковом возрасте, не стоит смотреть на него сквозь пальцы, потому что от этого оно только усиливается.

Что вызывает неуважительное поведение у подростка

Рассмотрим пять наиболее вероятных причин неуважительного поведения подростка и попытаемся найти способы его избежать.

Причина № 1. Вы принимаете слова подростка на свой счет

Часто подросток выражает свою фрустрацию с помощью насмешек или сарказма в сторону родителей. И такое поведение очень ранит. Подростки ищут слабые места, чтобы втянуть вас в спор, заставить защищать себя и установленные вами правила. Если принимать всё это на свой счет, вам будет трудно справляться с таким поведением. Демонстрируя острую реакцию на реплики подростка, вы провоцируете его продолжать поступать так же. Это раздражает, но родителям не нужно сразу же пытаться исправлять подобное поведение.

Если подросток открыто не нарушает установленных правил, можно просто игнорировать мелкие проявления неуважительного поведения. В случае, когда подросток, выходя из комнаты, недовольно бормочет что-то себе под нос – это нормально. Но когда ребенок открыто проявляет неуважение к другим людям или демонстрирует неприемлемое поведение, стоит вмешаться.

Как поступать в таком случае? Определите для себя, с каким поведением подростка вы готовы смириться, а на какое следует обращать внимание. Помните, что неуважительное поведение не преследует цель вас обидеть. Для подростка это просто способ справиться с фрустрацией. Постарайтесь отнестись к поведению ребенка с максимальной объективностью. Это не означает, что вам нельзя раздражаться. Постарайтесь справиться со своими эмоциями, прежде чем реагировать на поведение подростка. Акцентируйте всё внимание на теме разговора.

Причина № 2. Злословие в адрес других людей

Иногда жизнь полна стрессов: начальник на работе требует невозможного, соседи шумят за стеной, родственники раздражают своими претензиями. Для вас это хорошая возможность показать своим детям пример того, как можно справиться со своим раздражением или возмущением. Дети многому учатся на нашем примере. Если мы злословим или плохо отзываемся о других людях, не стоит удивляться тогда, когда наши дети начнут поступать так же.

Как поступать в таком случае? Родителям стоит показывать хороший пример своим детям. Они наблюдают за вами, даже если делают вид, что им все равно. Если вы хотите привить ребенку уважительное поведение, уважайте других людей и научите этому своего ребенка.

Причина № 3. Взгляд на ситуацию глазами ребенка

Как можно смотреть на ситуацию глазами ребенка, когда речь идет о неуважительном поведении? Допустим, подросток жалуется на то, что ему в школе задают много заданий, обзывает учителя и отзывается о нем неуважительно. Вы даже можете согласиться с тем, что учитель действительно задает много заданий. Принимая сторону ребенка, вы часто замечаете, что и сами раздражаетесь на учителя. Вы соглашаетесь с тем, что заданий действительно слишком много, и учитель неправ. Тем самым вы даете понять, что не всегда уважительно относитесь к тому, кто неправ. Подросток начинает думать, что, если вы считаете кого-то неправым, то можно проявить грубость.

Как поступать в таком случае? На самом деле ни вы, ни ваш ребенок не обязаны соглашаться с кем-то, просто чтобы не показаться неуважительным. В любом случае следует найти приемлемый способ заявить о своем несогласии. Становясь взрослее, подросток встречает всё больше и больше людей, с которыми он не согласен. Поэтому ему нужно научиться выражать свое несогласие в спокойной манере.

Причина № 4. Акцентирование внимания на плохом поведении подростка

Родители подростков склонны думать: «Мой ребенок очень часто проявляет неуважение к людям. Нужно его все время контролировать, чтобы он исправился». В связи с этим родители постоянно одергивают ребенка и делают ему замечания. Иногда подросток пытается вести себя хорошо, но у него ничего не выходит. Постоянные замечания вызывают у него возмущение. Если подростку постоянно указывать на его недостатки, он может сделать вывод, что он просто не способен на хорошее поведение. Постоянное внимание родителей к недостаткам только усугубляет ситуацию.

Как поступать в таком случае? Дети хорошо реагируют на похвалу. Похвала дает ребенку не только положительные эмоции, но и важную обратную связь: он понимает, что родители одобряют его поведение. Когда вы замечаете хорошие поступки ребенка, говорите ему об этом: «Хорошо, что ты ушел в комнату, а не стал ругаться с сестрой. Я знаю, как ты стараешься контролировать свои эмоции. Я ценю это».

Причина № 5. Стремление к уважению

«Я твоя мать, и ты должен относиться ко мне с уважением!» Знакомая фраза? Многие родители озадачены тем, что дети их совсем не уважают. Но уважение к родителям не возникает у детей автоматически. Более того, подростки обычно думают, что они умнее родителей – это типичное юношеское заблуждение. Поэтому невозможно заставить детей уважать вас. Уважение – это чувство, и нельзя заставить человека чувствовать что-либо. Но как же добиться от ребенка хорошего поведения, если у него нет даже уважения к вам? Для этого нужно акцентировать внимание на поведении, а не на чувствах ребенка, даже если эти чувства касаются вас.

Как поступать в таком случае? Вы не можете требовать, чтобы ребенок чувствовал уважение, но вы можете требовать от него уважительного поведения. Когда подросток плохо себя ведет, скажите ему: «Тебе может не нравиться правило, но его нужно выполнять», «Ты можешь чувствовать раздражение, но обзывать меня нельзя». Акцентируйте внимание на поведении, а не на чувствах.

Грубит подросток
[link]childdevelop.ru[/link]

Подросток хамит: Что делать родителям?

Когда у ребенка начинается переходный возраст, родители сталкиваются с серьезной проблемой. Подросток начинает хамить. Перестает слушаться. И постоянно устраивает конфликты. К сожалению, подобное поведение наблюдается у большинства подростков.

Родителям нужно быть готовыми к переходному возрасту. Чтобы встретить его во всеоружии. Мы расскажем о том, как проявляется хамство ребенка во время переходного возраста. А также рассмотрим то, как родителям нужно вести себя во время него.

Как родители ведут себя, когда ребенок начинает хамить?

Каждые родители воспринимают и реагируют на хамство ребенка по-разному. Существует две основные тактики их поведения:

  1. Родители пугаются, не знают, как правильно реагировать на хамство. И выбирают общение с позиции силы. Вводят для подростка запреты. Ограничения. Пытаются морально задавить его.
  2. Родители пытаются общаться с ребенком так же, как и до начала переходного возраста. Считают, что могут до сих пор решать за ребенка по всем вопросам. Навязывать ему, что нужно делать. А также заставлять ребенка слушаться их во всем. Тем самым устанавливая в семье диктатуру.

Оба варианта поведения родителей — неэффективны для переходного возраста. Они не приносят плодов. И вызывают еще больший протест у ребенка.

Вместо этого, родителям нужно действовать намного тоньше. Придерживаться определенной тактики. Она позволит наладить отношения с ребенком. И добиться понимания с его стороны даже во времена преобладания юношеского максимализма над здравым смыслом.

Рекомендации по тому, что делать, если подросток хамит

Когда подросток начинает хамить, вам нужно придерживаться ряда следующих рекомендаций. Они помогут сгладить углы. И нормализовать ваше общение.

Разрешите подростку проявлять эмоции

Подростки — тоже люди. Они имеют право проявлять эмоции. Пусть даже они чересчур яркие и бурные. И не всегда вам нравятся.

То, что ребенок во время переходного возраста хамит и пытается отстоять свои права — норма. Будьте готовы к тому, что подросток попытается всячески раскачивать лодку внутри семьи. Начнет:

  1. Провоцировать вас на конфликт.
  2. Устраивать конфликты самостоятельно.
  3. Делать вид, что не видит в папе с мамой авторитет.

А также многое другое. Через все эти, казалось бы, ужасные действия, необходимо пройти каждому взрослеющему человеку. Они запускают процесс сепарации. Отделения взрослого ребенка от своих родителей.

В рамках этого процесса, подросток становится самостоятельным. Он учится независимости. И тому, чтобы существовать отдельно от взрослых.

К сожалению, пройти через процесс сепарации мирно — невозможно. Взросление происходит только через конфликты, протесты и другие, казалось бы, не очень приятные действия. Но зато, когда переходный возраст заканчивается, ребенок снова начинает вести себя хорошо.

Принимайте то, что ребенок проявляет эмоции

Только лишь разрешать тинейджеру проявлять свои эмоции — недостаточно. Вы должны принимать их. И не злиться на то, что подросток ведет себя не так, как хочется лично вам.

Не обижайтесь на тинейджера, когда он:

  1. Обижается на некоторые ваши слова.
  2. Не прислушивается к вашим рекомендациям.
  3. Злится, когда вы говорите что-то не так, как ему хочется. Перестает разговаривать. С силой захлопывает двери.
  4. Не разрешает взрослым без спроса заходить в его личную комнату. Просит всегда стучать.
  5. Обижается на то, что вы смотрите его личные вещи.

И так далее. К сожалению, без проведения подобных действий не повзрослел еще ни один подросток. Воспринимайте их максимально спокойно. Проявляйте понимание. И тогда переходный возраст у ребенка пройдет без лишних проблем.

Если же тинейджер не проявляет протест, не хамит, и ведет себя так же, как раньше, то это серьезный повод насторожиться. Скорее всего, переходный возраст у него не наступил. И он еще не начал сепарироваться от родителей. А значит до сих пор в душе остается маленьким ребенком.

Не разрешайте ребенку переходить за красную линию

К неправильному поведению подростка действительно нужно относиться сдержанно. Но, несмотря на это, вы все равно должны очертить красную линию. Которую тинейджер ни в коем случае не должен переходить.

Ваша задача — продемонстрировать подростку, что, несмотря на его взросление, «политический уклад» внутри семьи не меняется. Вы с отцом по-прежнему остаетесь главными. Это право вам дали статусы «мамы» и «папы».

Ребенок должен понимать, что сдвинуть вас со звания главных — невозможно. Семейная иерархия остается прежней при любых обстоятельствах.

Ребенок также должен понимать и следующее: вы не реагируете на его хамство не потому, что «прогибаетесь». А потому, что понимаете, в каком состоянии он сейчас находится. И почему поступает так, как поступает.

Если ребенок перегибает, реагируйте

На обычные крики и истерики подростка реагировать действительно не нужно. Однако, если ребенок начинает оскорблять вас, то дайте ему словесный отпор. Поставьте на место. И скажите, чтобы не переходил красную черту.

Несмотря на подростковый возраст, тинейджер должен помнить, что родители имеют авторитет. И что их нельзя оскорблять ни при каких обстоятельствах.

Не давайте ребенку посылать вас

Ни в коем случае не позволяйте подростку посылать вас. Ни прямым текстом, ни намеками. Это очень опасно.

Если вы будете позволять подростку посылать вас, то сначала это может выглядеть безобидно. Но затем перерастет в серьезную проблему. Подростковый возраст закончится. Но ребенок все равно будет продолжать посылать вас. Поскольку вы ему это однажды уже позволили.

Если ребенок послал вас, то проведите серьезную беседу. Спокойным голосом скажите, что разговаривать подобным образом с вами — недопустимо. Ребенок должен понять, что совершил ошибку. И извиниться. Тогда в следующий раз он эту границу переходить не будет.

Во время разговора ни в коем случае не кричите. И не оскорбляйте ребенка. Поскольку проявление эмоций покажет вашу слабость.

Не оскорбляйте ребенка

Чтобы спокойно переждать переходный возраст, родителям нужны очень крепкие нервы. Реагировать на слова и действия ребенка без криков — очень сложно. В моменты конфликтов тинейджера очень хочется оскорбить.

Однако, делать этого мы не рекомендуем. Оскорбительные слова не принесут своих плодов. Единственное, что они сделают — обидят ребенка. Вызовут у него очередной протест. А также могут снизить его самооценку.

Помните, что подростковый возраст рано или поздно пройдет. Ребенок начнет снова вести себя так, как прежде. А слова, сказанные вами в этот период, отложатся в памяти. Если из ваших уст будут выходить плохие высказывания, то подросток может запомнить их на всю жизнь. И станет неуверенным в себе молодым человеком.

По любому вопросу пытайтесь договориться с подростком

Некоторые подростки ведут себя хамовато потому, что хотят добиться определенного решения в свою сторону. Сделать так, чтобы родители учли их интересы. И прислушались.

Мы рекомендуем периодически общаться с ребенком. И договариваться. Для того, чтобы избавиться от конфликтных ситуаций.

Перед тем, как начать переговоры с ребенком, вам нужно изменить свое поведение. Осознать, что тинейджер уже подрос. Является полноценной личностью. А значит вам нужно учитывать его интересы при общении.

Поэтому мы рекомендуем вам учитывать мнение тинейджера. Помнить о его потребностях. Пытаться найти компромиссы по любым вопросам. Вообщем, делать все для того, чтобы диалог состоялся.

Вам нужно поступать следующим образом:

  1. Спрашивайте, как ребенок хочет провести выходные. Не хочет ли он куда-либо отправиться с вами.
  2. Спрашивайте, хочет ли ребенок пойти на дополнительные занятия куда-либо. Предлагайте ему варианты. И давайте возможность самостоятельно выбрать то, что по душе.
  3. Спрашивайте, хочет ли ребенок отправиться с вами в гости к друзьям. Или хочет остаться дома.

Ваша задача — спрашивать о любых действиях, которые каким-либо образом затрагивают ребенка. Ни в коем случае не ставьте его перед фактом. В противном случае, это спровоцирует еще один конфликт.

Заключение

Грубит подросток
[link]www.vikids.ru[/link]

Грубое поведение ребенка в переходном возрасте: как исправить?

Многие родители теряются, когда их некогда ласковый и дружелюбный ребенок всё чаще в ответ на самые безобидные замечания и вопросы может хлопать дверью, грубить и огрызаться. «Что случилось?! Почему он так ведет себя? Неужели я что-то упустила в его воспитании?!» – этими вопросами задается почти каждая мама. Попробуем разобраться, с чем связана грубость в поведении подростков.

Особенности переходного периода

В первую очередь стоит упомянуть о возрастных особенностях переходного возраста: в период с 10-11 до 16-17 лет происходит стремительная перестройка организма. Пик эмоциональной нестабильности приходится на 11-13 лет у мальчиков и 13-15 лет у девочек.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками. Подростки развиваются и познают мир через призму общения друг с другом: они ссорятся, мирятся, влюбляются, общаются.

Родители, пережившие «кризис трех лет» у своих детей, наверняка помнят, как малыш тянулся к самостоятельности и отказывался принимать помощь взрослых. Подростковый кризис очень напоминает это время, ведь подростки, как и трехлетки, рвутся к самостоятельности и независимости и не признают своей слабости и неопытности там, где объективно справиться с ситуацией не в состоянии. Только вот трехлетку можно поднять на руки и унести, дать любимую игрушку или отвлечь игрой, а с подростком такой фокус уже не пройдет. Подросток может не только нагрубить, разозлить, но и сам обидеться и даже сбежать из дома.

Почему подростки грубят?

Гормональная перестройка организма.

Всем известно, что гормоны, вырабатываемые нашим организмом, имеют непосредственное отношение к настроению. Особенно это касается женщин и подростков. В переходном возрасте происходит настоящий гормональный взрыв, который нередко вызывает у подростков совершенно непредсказуемые поведенческие реакции. Чаще всего тинейджеры и сами не рады тому, что нахамили родным, но управлять своими эмоциями в тот момент они действительно не могли.

Конфликт отцов и детей.

Как бы ни хотелось нам сохранить доверительные отношения со своим ребенком, конфликт поколений неизбежен. В первую очередь потому, что он необходим для развития ребенка. Подросток требует независимости и самостоятельности, чем часто провоцирует родителей на запреты. Дальше начинается противостояние, через которое подросток изучает границы допустимого, собственные возможности и ресурсы.

Отрицательный пример.

Что уж греха таить, многие взрослые позволяют себе грубое поведение. Подростки смотрят фильмы, где присутствует грубость, читают книги с нецензурной бранью, а уж если родители позволяют себе грубо разговаривать в присутствии ребенка или даже допускают грубости в его адрес, нет ничего удивительного, что он начинает вести себя так же. И хотя в подростковом возрасте авторитет родителя резко падает, пример матери и отца все равно остается одним из важнейших в жизни ребенка.

Низкая способность к самоконтролю.

В силу отсутствия опыта, возрастных и некоторых индивидуальных особенностей распространенная проблема у подростков – отсутствие навыков саморегуляции. Подростки импульсивны: они сначала делают, а потом думают, не всегда осознавая последствия своих поступков. Самоконтролю, как и любому другому навыку, необходимо обучать с детства.

Как минимизировать грубость подростка?

Все родители пытаются исправить поведение тинейджера, и, действительно, оно поддается коррекции, хоть и не стопроцентной.

Установите четкие границы допустимого поведения, обсудите их с подростком и убедитесь, что он правильно их понял. Можно ли строить недовольную гримасу, хлопать дверьми, кидать вещи, обзываться? Каждая семья индивидуально подходит к решению этого вопроса, но важно, чтобы все ее члены следовали этим правилам.

Уважайте право ребенка на плохое настроение, негативные эмоции, нежелание говорить, потребность в уединении. Подростковый возраст – период, когда мир имеет лишь два цвета – черный и белый, причем черный преобладает. Договоритесь, что тинейджеру, для того чтобы вы не трогали его какое-то время и дали ему возможность попереживать и подумать, достаточно сказать вам: «Мам, у меня плохое настроение – я хочу побыть один и послушать музыку».

Избегайте грубости сами. Не обзывайте ребенка, не умаляйте значимость его переживаний и чувств, не грубите в ответ на его грубость. Если вы потеряли контроль и нахамили ребенку, искренне извинитесь перед ним.

Расскажите подростку о своем опыте переходного кризиса. Наверняка вы помните, как вам тоже казалось, что мир рушится и никто вас не понимает. Поделитесь с подростком, какие чувства и эмоции вы испытывали, как переживали свой опыт. Не стоит говорить «Я знаю, что тут чувствуешь», ведь на самом деле вы этого не знаете. Просто расскажите об аналогичном опыте и поддержите подростка.

В конфликтной ситуации не ведите диалог на повышенных тонах. Если подросток распыляется и кричит, скажите: «Я не могу с тобой разговаривать в таком тоне – давай мы оба успокоимся и затем продолжим». Может пройти буквально несколько минут – ребенок успокоится и будет готов снова вести диалог.

Если грубиян вас обидел или обозвал, не оценивайте его, а скажите о своих чувствах: «Ты замечательный человек! Я очень люблю тебя, но сейчас мне очень больно слышать такие слова от тебя». Диалог на чувственном уровне – залог взаимопонимания с подростком.

Развивайте у тинейджера самоконтроль, если грубость стала частым гостем в вашем доме. Существует множество тренингов для подростов, специализирующихся на развитии навыков саморегуляции. Здорово, если у вас есть возможность посетить психолога и предложить подростку посетить такой тренинг – они действительно хорошо помогают. Если такой возможности нет, занимайтесь дома самостоятельно. Для начала подойдет простая игра из детства «Да/нет не говори, черный/белый не бери». Она прекрасно обучает навыкам саморегуляции: подростку приходится контролировать сказанное и быть более внимательным. Дальше можно усложнять, добавлять движения для того, чтобы контроль был еще и поведенческим.

Грубость – проблема комплексная, на формирование которой влияет множество факторов. В совокупности они дают отрицательную поведенческую реакцию, которую можно и нужно корректировать.

Будьте внимательнее к растущим детям, любите их, цените и наслаждайтесь возможностью наблюдать за их стремительным развитием!

[link]www.ya-roditel.ru[/link]

Если подросток грубит?
материал на тему

Несколько полезных рекомендаций для родителей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Как себя вести, если подросток грубит?

Дети растут — растут и проблемы, связанные с их воспитанием. Только недавно главной проблемой было то, как и чем накормить этого »нехочуху». А сегодня подросток уже сам учит нас жить и часто своим поведением ставит взрослых в тупик.
Одна из наиболее острых проблем, связанных с воспитанием подростков грубость детей и неуважение родителей.
С неё и начнем…

«Грубость, неуважение к старшим. Мой ребенок все время РАЗДРАЖЕН»

Пример «Подростку 13 лет, он рос добрым и спокойным воспитанным мальчиком. Сейчас он уже, по его словам, полностью ощущает себя взрослым, но с этой взрослостью в нем появились совершенно новые черты — он перестал слушаться, все время грубит, пререкается, что бы ему ни сказали. Постоянно говорит: «Ага, сейчас!», «Ты мне не указывай!», «Что ты вообще понимаешь?»».
Психологическая причина такого поведения: появление необходимости почувствовать себя взрослыми. Желание чувствовать себя взрослым есть, а истинной взрослости еще нет. Ребенок-подросток еще не может пользоваться теми привилегиями, которые дает человеку статус взрослого, но он уже потерял те преимущества, которые у него были в детстве. Вот подросток и не знает, как ему проявить свою «взрослость». И находит самый простой путь — грубость, дерзкие фразы, которые раньше он не мог себе позволить. Взрослым очень важно правильно повести себя, чтобы не просто наорать и «задавить» авторитетом, а исправить ситуацию.
Правило 1.
Если ваш ребенок грубит, сразу же укажите ему на это, чтобы он всегда знал, что перешагнул черту. Направляйте свои замечания на поведение, а не на саму личность ребенка. Например: «Когда я говорю с тобой, ты закатываешь глаза. Это проявление неуважения. Не надо так больше делать», «Говорить мне «отстань», когда я с тобой разговариваю, недопустимо. Постарайся сделать так, чтобы я больше это не повторяла».

Как научиться слышать друг друга?

Правило 2.
Научитесь говорить с ребенком на равных, не сюсюкайте и не подавляйте — дайте ему почувствовать свою значимость, чтобы он не искал другие способы для получения этого ощущения. Почаще советуйтесь с ним в разных семейных вопросах — не исключено, что он предложит какое-нибудь свежее решение, да и грубить в такой ситуации нет никакой надобности, более того, грубость здесь будет выглядеть по-детски.
Правило 3.
Разъясняйте ребенку, как правильно, а как нет, что можно, а что нельзя. Не думайте, что ребенок сам знает, как надо правильно себя вести. Ваш авторитет ему еще очень нужен. Только постарайтесь сделать это не в виде нравоучения, а во время дружеской беседы, еще лучше — на примере собственного опыта.

Подростковый кризис — ищем компромисс

Правило 4.
Старайтесь не вступайте в пререкания. Не надо демонстративно вздыхать, пожимать плечами, показывать, что вы рассержены, уговаривать, ругаться — такая тактика только усугубляет подобное поведение. Практика показывает, что дети-подростки перестают грубить, дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения внимания взрослых. Так что держитесь нейтрально, не отвечайте. Например, смотрите отстраненно на что-нибудь, а если не помогает, закройтесь в другой комнате. Просто откажитесь продолжать разговор, пока ребенок грубит, и делайте так всегда.
Правило 5.
Даже если подросток неправильно и грубо себя ведет, делайте ему замечание только с глазу на глаз, а не в присутствии других взрослых или подростков. Подростки очень болезненно воспринимают любую критику в свой адрес, это может привести к оппозиционному поведению и лишь усилит грубость.

рекомендации для родителей трудновоспитуемых подростков

Отнеситесь к проблеме «трудного» ребенка, прежде всего с позиции понимания трудностей самого ребенка.
Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.
К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть «легкие» дети. Воспитание ребенка — дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.
Остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка.
Наконец, будьте оптимистичны! (У меня трудный ребенок, но я верю в его перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема наполовину уже решена).

Непосредственно программы индивидуальной и групповой психокоррекции рассчитаны как на взрослых-родителей, учителей, так и на детей и подростков. Для родителей и педагогов — это прежде всего социально-психологические тренинги, психодраммы, позволяющие преодолеть ригидность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке воспитанников, затруднения в общении, понимании и восприятии детей и подростков, а так же родителей и коллег.

Для детей и подростков, наряду с групповыми социотренингами, можно применять аутотренинги по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, снятия синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции низкого социометрического статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками, представителями противоположного пола. Необходимость научно-обоснованной, воспитательно-профилактической работы с «трудными» подростками ставит на повестку дня создание специальных центров социальной реабилитации, повсеместно действующих консультационных пунктов, психологических служб, оказывающих органам профилактики помощь в диагностике, определении характера трудновоспитуемости, состояния нервно-психологического здоровья, уровня интеллектуального развития, в определении наиболее оптимальных коррекционно-реабилитационных программ.

Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей педагогизации и психологизации деятельности органов профилактики, культурного развития семьи, своевременного привлечения медицинской помощи, расширения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, нужно подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении трудновоспитуемости отводится мерам общего социально-педагогического характера. То есть, совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и прежде всего условий их семейного воспитания.

И последнее: пожелания взрослым, работающим с детьми и подростками: Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на наш взгляд, тайна, доверенная нам, либо доверительный разговор должны остаться между нами. Иначе нам никогда не стать в глазах наших подопечных человеком, достойным доверия и уважения. Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотим найти в родителях союзника, надо научиться не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, уметь видеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» подростке хорошие стороны.
«Трудный подросток». Что же делать родителям?

Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.

Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы.

Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.

Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

Пригласите его(ее) подружку(друга) к себе, познакомьтесь — это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

Расскажите им о себе, вашей истории первой любви — это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.

Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.

Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой — стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что касается отличия подростка от взрослого, то оно далеко не столь очевидно. История пестрит примерами активного участия 12-13 летних молодых людей в общественной и культурной жизни своего времени.

Несколько советов для родителей подростков ссо сниженной мотивацией к учебе.

Подростков врет? Этому есть объективные причины, которые взрослому необходимо знать.

Профилактика девиантного поведения.

Если у вас возникли предположения, что подросток употребляет пав.

Трудный подросток? Почему он такой? Обычно определение «трудные» относится к тем детям, которые не только плохо учатся, но и при этом такж.

[link]nsportal.ru[/link]

Переходный возраст: почему подростки хамят своим родителям?

Ни кнут, ни пряник

Ушел. Не попрощался. Хлопнул дверью. И так два года: то хамит, то «сю-сю-сю, почеши за ушком», то засядет в комнате с телефоном – на двери объявление «Занято!».

Единственное, что постоянно и неизменно, – отрок категорически, абсолютно не учится.

Стас не трудный подросток. У нас хорошая семья. До 14 лет он прекрасно учился, играл на пяти различных флейтах и занимался футболом. Все поломалось вдруг, за одну четверть. Да так, что спасу нет. На словах ему вроде все понятно, на деле – «не хочу, не буду». А вскоре и слова пришли в соответствие с поступками.

– Стас, зачем меня физик вызывает?

– Не знаю. Соскучился, наверное.

– А может, там двоек немерено?

– Может, – буркает мой Митрофанушка, уходя в себя и к себе.

Дневник теряется. Из наших карманов убывает мелочь (в Стаськиных – прибывают сигареты). В комнате бардак: носки, диски, незастеленная кровать. Переговоры проходят с переменным успехом: то поссоримся, то нет. На учебу это не влияет, учебы как с начала года не было, так и нет. Кнут и пряник тоже действуют практически одинаково – никак.

Штормит

Мальчик растет, как сорная трава. Мы же – розы-гладиолусы – оказались по другую сторону баррикад. И не достучаться! Что дальше?

– Дальше подростковая перестройка неизбежно закончится, – обнадежила меня психолог-консультант Наталья Панфилова. – Чем закончится – во многом зависит от семьи. Постарайтесь понять сына. Гормональные всплески раскачивают его не только в физическом, но и в психоэмоциональном отношении. Его штормит, кидает из стороны в сторону. Только что он был, как в детстве, ласковый, мягкий, пушистый. И вдруг – все «не»! Неуравновешен, неуправляем, неконтактен. Вам кажется это отклонением, а это норма. В 13–15 лет у ребят формируются взрослые ценности, но всегда с издержками. Именно с этой позиции нужно рассматривать и нежелание учиться.

Молчание ягнят

Не ждите, что ваше подросшее чадо само сформулирует свои проблемы. Он, если что в себе и угадает, будет нем как рыба. Это не значит, что родители должны вести с ним с утра до вечера воспитательные беседы. Лучше прислушайтесь, о чем в действительности ваша детка молчит, вопит и даже хамит.

Замкнулся и ничего не рассказывает. Малоперспективно требовать у подростка в таком состоянии отчета по учебе. Разговорить его легче косвенно: начните советоваться по взрослым проблемам – от покупки шкафа до взятия кредита. Доверие всегда сближает.

Несет чушь о своем будущем: «Я буду великим, вы еще увидите…» Только не говорите: «Лучше хоть тройку по русскому получи», не обрубайте крылья! Попробуйте постепенно привязывать эту мечту к действительности. Задавайте вопросы типа: «Как, по-твоему, в какой области тебе будет интереснее?»

Грубит, заводится с пол-оборота, провоцирует конфликты. Подросток очень раним. И защищается иногда неумело, нелепо – например, хамством. Вы, возможно, думаете, будто он вас обижает, а на самом деле это его кто-то или что-то уязвило. Будьте великодушны.

Подозрительно часто болеет. Конечно, это может быть связано с желанием прогулять контрольные, к которым он, как всегда, не готов, но может быть и нет. В пубертатный период нервная система требует от организма столько сил, что ослабляет иммунную. Возможно, нужны витамины, иммуномодулирующие и даже успокаивающие средства – посоветуйтесь с врачом.

Его бросает в крайности: то чрезмерно активен и весел, то скисает из-за пустяков. Сильные перепады настроения могут быть вызваны гормональными сбоями – запишитесь к детскому эндокринологу. Но главное – постарайтесь понять: сегодня и для взрослых характерны страхи, панические атаки, депрессия. Умножьте все это на 10 – и вы получите уровень тревожности подростка. Поддержите его. Иногда достаточно просто прикоснуться – например, взъерошить волосы.

Невероятно ленив, «тормозит». Надел одну штанину и замер? «Тупит», стоя у окна? Полчаса собирает рюкзак? Все нормально. Он думает. Только темпоритм его сейчас переменчив, как и все остальное. Если ваш подросший ребенок никуда не опаздывает, не дергайте его.

Не желает учиться. Это не причина, а следствие. Главное сейчас – не отметки. И тем более не диагнозы иных педагогов. Намного важнее ценности, которые обретает подросток, его попытки понять, что есть деньги и что есть счастье. Учеба когда-то была обязанностью, а теперь может быть только средством для достижения цели. Какой – вот что важно!

Познакомьте его с разными людьми и разными историями. Только вполне конкретными, не выдуманными. Отведите сына к психологу, он поможет ему выяснить мотивацию и разработать стратегию. А оценки в дневнике – дело тактики.

Личное мнение

Ольга Прокофьева:

– Я считаю, что хамство подростков – это проблема нас, взрослых. Мы очень плохие подаем примеры, поэтому они хамят. Конечно, бывают моменты, когда ребенка надо пожурить, не всегда же «пряником» его воспитывать, но, общаясь со своим чадом, следует быть осторожным и не употреблять очень резких выражений.

[link]aif.ru[/link]

Хамит, не учится, торчит в телефоне: что делать с трудным подростком

Что делать с подростком, если кончились воспитательные методики, а ситуация окончательно зашла в тупик? Известный петербургский психолог Екатерина Мурашова рассказывает об этом в своей новой книге «Дети взрослым не игрушки». Публикуем на «Матронах» главу из издания.

Два шага назад!

Поэтому я попробую еще раз. Подробно и по порядку. Во-первых, откуда название?

Когда я была маленькой, в нашем «дворе объедков» в са­мом центре Ленинграда каждый день на много часов соби­рался и как-то внутри себя взаимодействовал довольно раз­ношерстный детский коллектив. Дети были 1) разного возра­ста (от 6-ти до 16-ти); 2) из семей разного достатка и разных «уровней интеллигентности»; 3) разные по национальности, воспитанию, умственному развитию; 4) с разными темпера­ментами и степенью агрессивности. Далеко не все дети лю­били друг друга или даже относились нейтрально. Многие кого-то недолюбливали, а некоторые так и прямо враждовали между собой. Но двор у нас был на всех один, кроме врагов, в нем играли друзья и приятели, и пойти «после школы» ку­да-то еще (или тупо сидеть дома) было просто невозможно — вся детская внешкольная социальная жизнь протекала внизу, прямо под окнами. Существовали еще два «соседних двора», но там были свои коллективы, с которыми у «нашего двора» были отдельные, достаточно ксенофобические отношения.

Перечисленных пунктов, я думаю, достаточно, чтобы понять: конфликтов при детском дворовом взаимодействии возникало множество, и самых разных.

Часть из них разрешалась быстро и сразу, без всякого вмешательства со стороны. Кто-то обиделся и ушел (до за­втра), кого-то согласно выгнали из игры за нарушение правил, кто-то кого-то стукнул, а потом помирились и играют дальше. Кто-то с кем-то «раздружился на всю жизнь» (опять же до по­недельника). Потом образовались две временные, враждую­щие и не общающиеся друг с другом коалиции, разрушенные через неделю или месяц чьим-то «предательством» или двумя «перебежчиками».

Все это, описанное выше, похоже на жизнь обычной се­мьи, не правда ли? Разные возраста, характеры, в одном пространстве, далеко не все и не всегда сгорают от любви друг к другу… Ну и по времени также, если не больше: мы же про­водили во дворе, в тесном межличностном взаимодействии по четыре-семь часов в день. А сколько часов в день вы плотно общаетесь не со своим гаджетом, а со своими домашними?

Где-то у меня были результаты моего же собственного эксперимента: среднее время общения родителей со своими детьми-подростками (в благополучных семьях!) — одинна­дцать минут в день.

Могу сказать за себя: два-три раза в неделю по часу с деть­ми и мамой — по телефону, около часа в день лично — с мужем. Еще около двух часов в день — с собакой, сурикатом и прочей живностью. Во дворе своего детства — вот ей-же-ей — я об­щалась гораздо больше.

Иногда (и не сказать чтоб очень редко) в этом дворе за­кручивался спиральный узел общего и нерешаемого на вид конфликта. Все орут, кто-то кого-то валтузит, кто-то пытается их растащить, кто-то уже размазывает юшку по физиономии, в воздухе висят оскорбления по национальному признаку, оценки уровней умственного и физического развития про­тивников и обещания сношений в особо извращенной форме.

И вот в этом-то случае неформальные лидеры двора (обычно это были два-три старших подростка, один из них по­чти всегда во дворе присутствовал в качестве «смотрящего») применяли методику, о которой я веду речь. Они несколько раз особым образом хлопали в ладоши (согнутые чашечкой ладони, получается очень громко, что-то вроде акустического удара) и дико орали: «Все! Сделали! Два! Шага назад!» Задача услышавшего этот призыв была проста. Нужно было немед­ленно прекратить то, что ты делаешь (бить, вопить, отнимать, растаскивать и т. д.), поднять голову, мысленно оценить, где центр потасовки, и от этого центра два раза шагнуть или от­ползти на адекватное двум шагам расстояние (если уже ле­жишь) . Если кто-то призыва не услышал (не захотел ему по­следовать) и продолжал агрессировать, то он моментально оказывался в вакууме (например, молотящим кулаками воз­дух) и тоже, конечно, прекращал — выглядеть невменяемым дураком никому не хочется даже в детстве.

На некоторое время (обычно минута-две) сцена замирала. Кто-то выдыхал, кто-то оглядывался удивленно, кто-то всхли­пывал, кто-то медленно поднимался с асфальта и отряхивал пальто и рейтузы, кто-то продолжал беззвучно бормотать ос­корбления или оправдания себе под нос. Потом лидеры двора шли между замершими фигурами и разбирались (признаю, очень поверхностно — главная их задача была все-таки в оста­новке конфликта, а не в психологическом анализе ситуации): «Это твой мяч? Ты его даешь в общее пользование? Не да­ешь? Тогда вот забирай его и уходи. Это ее битка? Отдай ей! Кто тебе очки разбил? Не видел? И нечего было в очках в кучу-малу соваться! Иди сейчас домой, скажи, с качелей упал…»

Ну и? — спросит читатель. Все это, конечно, мило-этнографично, даже где-то ностальгично, и немного жалко, что се­годня дворов вашего ленинградского детства нет и в помине, а есть только паблики «Вконтакте» и френдлента в «Фейсбуке». Но какое отношение все это имеет к тому, что мой ребенок меня ни в грош не ставит, хамит мне ежедневно, бабушку, которая его вырастила, недавно матом послал и школу про­гуливает, сидя за компьютером по ночам?

Никакого не имеет, если у вас опять — «сделайте так, чтобы он…».

А вот если «делаю я» — тогда самое прямое отношение. Я не знаю, что вы там у себя в семье делали и делаете сейчас, но ситуация однозначно зашла в тупик. Вы уже тысячу раз ему объясняли, «разговаривали по-хорошему», пытались догово­риться и даже по совету какого-то психолога «писали договор и вешали его на стенке» (там было про то, что он каждый день выносит мусор, делает уроки и сидит в компьютере не больше двух часов в день). Однажды вы не выдержали и разбили его телефон об стенку, а он швырнул в вас стаканчиком с каран­дашами. Все бесполезно! Ничего не помогает!

Тогда и именно тогда — «методика двух шагов» со двора моего детства.

— Ситуация зашла в тупик! — признаете и объявляете вы. — Я делал(а) то и это, и оно не помогает — и все мы это видим! Становится только хуже и хуже! Поэтому я для начала просто прекращаю делать все то, что делал (а). Явочным порядком, просто договорившись со всеми взрослыми членами семьи (они наверняка устали от конфликтов не меньше вашего). А ребенка честно проинформировав: не могу больше! Исчер­палась. Устала. Все. Все! Сделали! Два! Шага назад!

Водили до школы под конвоем — перестали водить. Тре­бовали по вечерам показать дневник — не требуем. Отнимали гаджет — не отнимаем. Давали гаджет в обмен на что-то — перестали давать. Орали каждый вечер — перестали орать. Поднимали в школу ведром холодной воды на голову — пе­рестали поднимать. Ласково уговаривали — перестали угова­ривать. Никогда не говорили о чувствах — начали говорить (не ему, в пространство). Задолбали всех своими чувствами — заткнитесь. Простая закономерность: перестали делать все то, что делали на этом поле до того. В пределе:

— Доброе утро, Петенька!

— Спокойной ночи, Петенька!

Назначили себе (и всем остальным) срок: две, три недели.

Вы (и остальные домашние) в эти недели просто отды­хаете. Встаете с асфальта, оглядываетесь, отряхиваете пальто, вытираете юшку. Разговаривать при этом «о природе, погоде и видах на урожай», разумеется, можно. Если ребенок сам вы­шел на вас с вопросом или проблемой — принять, четко и ко­ротко ответить. Если вопрос: купи мне восьмой айфон, — от­вет: не куплю (это в ваших силах). Если вопрос: можно я поеду к друзьям на дачу с ночевкой? — ответ: я бы не хотела, чтобы ты ехал, но насильно задержать тебя физически не могу (это не в ваших силах), а орать и конфликтовать у меня больше нет сил, решай. Если решение принято в вашу пользу, не за­будьте дать положительную обратную связь — шансы есть, ребенку, подростку ведь тоже хочется удержать, закрепить больше чем на две недели непривычное бесконфликтное су­ществование.

Вот и вся методика.

Сама по себе она не решает ника­ких проблем, но она реально позволяет разорвать «порочный круг» самовоспроизводящихся, изнуряющих и не ведущих ни к чему конструктивному семейных конфликтов.

Но, отдыхая от конфликтов, умственно вы, конечно, ра­ботаете. За эти три недели вам (и домашним) надо сформи­ровать план: как жить дальше? Причем план должен быть на все время, оставшееся до взросления ребенка. Если ему, например, сейчас 14 лет и он учится на твердое два, то план— «до армии», на четыре года. Понять для себя: что вы делаете и чего не делаете? И еще раз: там, в этом плане, нет ничего про «он должен», там есть только то, что делаете вы (и дру­гие родственники). Например: если ты учишься в технику­ме, мы кормим тебя до его окончания. А если не учишься, то в 16 лет даем паспорт в зубы, и идешь устраиваться на ра­боту. Устраиваешься, живем мирно, как взрослые люди, — все нормально, хотя мы, конечно, за образование и всячески будем способствовать, если ты соберешься. Если на работу не устраиваешься, мы минимально кормим (без оплаты ин­тернета) до восемнадцати и до тех пор, пока не сумеем раз­менять квартиру и выделить тебе комнату. Дальше уезжаешь туда, и встречаемся по-американски, на рождественскую ин­дейку. Любая попытка как-то нормально обустроиться в жиз­ни: работа, учеба и т. д. — можешь рассчитывать на нашу все­мерную поддержку.

Или любой другой удобный и выполнимый для вас (се­мьи) план.

Например: да делай ты что хочешь, пока жива, буду тебе по утрам кофе в постель приносить и гаджет включать, а как помру, уж сам обустраивайся, я все равно этого не увижу.

Грубит подросток
[link]www.matrony.ru[/link]

Что делать, если ребенок-подросток срывается на вас

Рано или поздно каждый ребенок становится подростком, а его родители с ужасом понимают, что все предыдущими их проблемы, связанные с его воспитанием, были лишь цветочками. Самая распространенная проблема, с которой сталкиваются родители подростков – это хамство и неуважительное отношение со стороны последних. Почему примерные и послушные дети в один миг становятся агрессивными, какие есть объяснения этому явлению, и как с этим справиться, читайте далее.

Когда речь идет о проблемах в отношениях родителя и подростка, то подразумевается не проблемы курения, алкоголя, безобразного поведения в школе, этот перечень проблем довольно актуален, но сегодня речь пойдет немного о другом. Что делать родителям, когда они сталкиваются с черствым, неуважительным отношением к себе со стороны одного из самых близких члена семьи – со стороны ребенка?

Примеры бытового хамства подростков

В основном родители стараются игнорировать эти ситуации, стараясь их не замечать, но это не значит, что им это дается легко. Когда папа старается начать разговор просто ни о чем с сыном, вспоминает и рассказывает какие-нибудь моменты из детства или юношества, но в ответ от сына слышит молчание или ленивое “угу”, пока тот только и думает о том, как бы быстрее вернутся к своим занятиям, и о том, насколько ему не интересен его отец как человек.

Когда подросток-дочь уходит гулять, а мама никак не может ей дозвониться. Время идет, уже наступает вечер, а телефон дочери все так же недоступен. Мама волнуется, но сама дочка мало переживает о чувствах матери. Ей наскучила эта опека. По возвращению домой, она скажет: “Ну телефон у меня разрядился, и что такого?”. На вопрос матери, почему нельзя было взять телефон у подруги и не позвонить домой, дочка делает раздраженное лицо и молчит.

Мама возвращается домой поздно вечером после тяжелого рабочего дня, отец тем временем в сутках, а дочь лежит на диване, лениво листая ленту новостей Вконтакте. Все бы ничего, но мама замечает, что забыла купить хлеб по дороге. Смотря на то, как дочка не занимается ничем важным, она просит ее быстренько сбегать в круглосуточный магазин прямо возле дома, по времени это займет у нее не более 10 минут. Но дочери некогда, почему она должна куда-то собираться и идти, если это не ее вина, что мать забыла купить хлеб. Казалось бы мелочь, но дочку не волнует, устали ли мама после работы, что ей нужно заняться готовкой ужина для семьи, доделать дела дома, и лечь отдохнуть.

Таких примеров незначительного повседневного хамства целое множество. Родители стараются не зацикливаться на этом, обвиняя во всем “дурной” возраст ребенка: “Вырастет – поумнеет”. В основном так и происходит, но никто этого гарантировать не может. Что же делать, если ситуация в отношениях родителей и ребенка не изменится, а только будет ухудшатся со временем?

Почему же подростки начинают себя вести подобным образом? Дело не только в буйстве гормонов, но и в потери авторитета у родителей. Родителям очень легко потерять авторитет у подростка: мало денег у семьи, маленькая зарплата, неправильный образ жизни, некрасивая внешность, жизненные неудачи, слабохарактерность или чрезмерная любовь властвовать. Но случается и такое, что подросток перестает уважать трудолюбивого, ответственного и доброго родителя.

Как родителям справиться с этим?

Сперва рассмотрим эту проблему, начиная с ее корня – с раннего детства ребенка. Едва научившись разговаривать, ребенок уже начинает понимать, что он делает, в его поступках проявляются эгоистичные нотки.

Конкретно в этом случае, эгоизм не является чем-то плохим. Эгоизм – это нормальное явление для совсем маленького ребенка, которому еще не понятны нормы морали.

Маленькие дети быстро понимают, кому в семье можно сесть на шею, а кому лучше не стоит, кого следует обязательно слушаться, а кого можно игнорировать, кого надо уважать, а кого не следует воспринимать серьезно.

Потому необходимо начать уделять внимание воспитанию ребенка как можно раньше. Несмотря на возраст ребенка, нельзя допускать проявление неуважение с его стороны к себе или к кому-нибудь из членов семьи. Если он проигнорировал вашу просьбу – в будущем ответьте тем же. Грубо ответил – перестаньте вести с ним дальнейший разговор. Решил опозорить вас при людях – не обращайте на это внимание, пока не вернетесь домой.

Не стесняйтесь поскандалить лишний раз. Ребенок нередко пользуется добротой своих родителей, считая, что все его выходки могут сойти ему с рук. Многие родители боятся сильно ругать и наказывать своих детей, думая, что впоследствии они будут меньше их любить. Но не стоит этого бояться. Следует разделять любовь ребенка и его уважение к вам.

С подростками же дела обстоят намного сложнее. Начнем с того, что сложившиеся отношения с подростком изменить практически невозможно. А сами причины их неуважения могут куда более глубокими. В силу своего максимализма, подростки судят своих родителей очень строго. Подросток, услышав впервые за все время своей жизни, как на него кричит мать, сразу заклеймит ее истеричкой.

Какие же следует предпринять действия, если ваш ребенок-подросток срывается на вас?

  1. Всегда держите в уме, что вы взрослый, а он еще ребенок. Вы должны управлять ситуацией, а не идти на поводу у подростка.
  2. Показывайте на живом примере, как должны поступать взрослые люди. Обиды, крики, издевки и отказ от общения работают только на маленьких детях.
  3. Спокойно объясните подростку свои чувства. Даже до самых отпетых и неконтролируемых можно достучаться, если вы объясните, какие негативные чувства вы испытываете, сталкиваясь с хамством со стороны собственного ребенка.
  4. Поймите, что иногда хамство – это способ докричаться до взрослых, которые не слышат или не хотят услышать подростка. Яркий пример: когда вы спрашиваете у сына, хочет ли он кушать, после чего слышите отрицательный ответ, но все равно готовите обед на него, вновь приглашая его за стол.

Грубит подросток
[link]detki.guru[/link]

CATEGORIES