Гендерные стереотипы это

Гендер – это. Разница между гендером и полом. Что такое гендерные роли

Гендер – набор характеристик, которые культура приписывает разным полам. Это модель поведения, которого общество ожидает от мужчины или женщины. Понятие «гендер» часто путают с понятием «пол».

Пол – это совокупность физических особенностей, которые помогают отличить мужскую особь от женской. Пол может быть женским или мужским, а гендер – это поведение и действия, которых ожидает от человека общество.

Проще говоря, пол – биологическое понятие, а гендер – культурное.

Гендерные роли и гендерные стереотипы

Ожидания общества от человека с той или иной гендерной принадлежностью называются «гендерной ролью». Во многих культурах существуют четкие разграничения допустимого и недопустимого поведения для мужчин, женщин и других гендеров. Обычно это выражается на бытовом уровне, например, в виде фраз: «Ты мужчина и должен служить в армии» или «Женщина всегда должна хорошо выглядеть». Подобные убеждения называются гендерными стереотипами.

Сотрудница отдела технического контроля ВАЗ Людмила Тюрина в салоне автомобиля ВАЗ-2101 “Жигули”. Источник: РИА Новости / Юрий Абрамочкин

Например, в западных культурах середины XX века женской гендерной ролью была роль домохозяйки и матери. Заниматься производственным трудом в этом случае считалось нежелательным. В тот же период гендерная роль женщин социалистических стран подразумевала и работу, и занятие хозяйством.

Источник: Getty Images

Выяснить, в какой степени гендерные роли определены физиологией, а в какой – созданы обществом, наука пока не может.

Гендерная идентичность: кто такие трансгендеры, цисгендеры и гендерквиры

Речь идёт о самоопределении человеком себя как представителя того или иного гендера. Если гендерная роль – это социальные ожидания от человека с той или иной гендерной принадлежностью, то его идентичность – это его самоощущение.

Когда гендерная идентичность человека совпадает с его биологическим полом, то он зовется цисгендером, если же нет – трансгендером.

Валентина Сампайо – бразильский трансгендер и модель. Источник: Instagram/valentts/

Трансгендерность бывает бинарной и небинарной.

Бинарные трансгендеры относят себя к полу, который противоположен их биологическому. Некоторые из них стремятся совершить трансгендерный переход – привести свое ощущение и гендерную роль к единству. Для этого можно пройти через операцию, поменять документы и имя.

Голубо-розово-белый флаг – символ трансгендеров. Источник: Depositphotos

Небинарные трансгендеры же изначально отрицают, что пол и гендер человека делятся только на мужской и женский. К примеру, агендеры не относят себя ни к мужчинам, ни к женщинам, а бигендеры могут ощущать себя и теми, и другими в зависимости от настроения, окружающей обстановки или собеседника. Люди, чья идентичность отличается от мужской или женской, называются гендерквирами.

Гендерные стереотипы это
anews.com

Гендерные стереотипы

Под стереотипом понимается набор черт, приписываемых членам определенной социальной группы [цит. по: 7, с. 147]. В отечественной литературе определение гендерных стереотипов было предложено в статье О. А. Ворониной и Т. А. Клименковой «Гендер и культура».

Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Гендерные стереотипы являются наиболее ярким и эффективным механизмом формирования традиционного гендерного поведения и социальных ролей [5, с. 16]. Сходное определение гендерных стереотипов предлагается американским психологом Д. Мацумото: «Гендерные стереотипы – психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо женщинам» [15, с. 189]. Отличие в этих определениях гендерных стереотипов связано с тем, что в первом определении акцент сделан на понимании гендерных стереотипов как компонента культуры, а во втором – как социально–психологической характеристики личности. Психологические и поведенческие характеристики мужчин и женщин, наполняющие гендерные стереотипы, на субъективном уровне становятся нормативными эталонами, с которыми субъект соотносит и характеристики своей гендерной идентичности, и личностные особенности мужчин и женщин, которые его окружают. В соответствии с традиционными взглядами на гендерные отношения следование данным стереотипным моделям поведения позволит реальным мужчинам и женщинам приблизиться к эталонам «настоящего мужчины и настоящей женщины» и обеспечит им социально–психологическую адаптацию и признание в социальном окружении.

Гендерные стереотипы, ориентируя мужчин и женщин на разные жизненные стратегии, а также пути и способы самореализации, задают и определяют для них неравноценные социальные позиции. Типично женские качества личности, семейные роли, репродуктивный характер деятельности – все это определяет социальный статус женщины как менее престижный в системе общественного устройства. Качества «настоящего мужчины», профессиональные успехи, созидательно–творческий труд – все эти составляющие определяют высокий социальный статус, престиж и признание.

Результаты исследований гендерных стереотипов свидетельствуют о том, что личностные черты, приписываемые типичным мужчинам и женщинам, в ответах одной группы мужчин и женщин практически полностью совпадают с традиционными (стереотипными) мужскими и женскими образами, а ответы другой группы мужчин и женщин лишь частично соответствуют стереотипным мужскими и женскими образам [12]. Это позволяет говорить о традиционных и модернизированных гендерных стереотипах.

Традиционные стереотипные образы мужчин и женщин изменяются в направлении уменьшения дифференциации характеристик: мужской образ включает фемининные характеристики (такие как любовь к детям, сочувствие, внимание к потребностям других), а женский – маскулинные (такие как самодостаточность, уверенность в себе, независимость, целеустремленность).

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о тенденции изменения гендерного стереотипа маскулинности/фемининности по направлению сокращения межполовой дифференциации за счет появления в образе типичной женщины качеств, традиционно приписываемых мужчинам, а в образе типичного мужчины – качеств, традиционно приписываемых женщинам.

Читайте также

Гендерные различия в последовательности развития мозга

Гендерные различия в последовательности развития мозга Самое глубокое различие между мужчинами и женщинами кроется не в какой-либо конкретной мозговой структуре, а скорее в последовательности развития различных мозговых областей. Различные области мозга у обоих полов

Гендерные роли

Гендерные роли Гендерные роли – это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола. Гендерная роль – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли – вид ролей

Гендерные конфликты

Гендерные конфликты Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности и группы людей соответствовать этим представлениям–требованиям.В

Гендерные представления

Гендерные представления Гендерные представления понимаются как обусловленные социальным контекстом понятия, взгляды, утверждения и объяснения относительно распределения ролей и статусных позиций мужчин и женщин в обществе. Гендерные представления как осмысленные

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы Под стереотипом понимается набор черт, приписываемых членам определенной социальной группы [цит. по: 7, с. 147]. В отечественной литературе определение гендерных стереотипов было предложено в статье О. А. Ворониной и Т. А. Клименковой «Гендер и

Гендерные предубеждения

Гендерные предубеждения Предубеждение в социальной психологии рассматривается как разновидность социальных установок. От обычной социальной установки предубеждения (предрассудки) отличаются, прежде всего, содержанием своего когнитивного компонента. Предубеждение –

Гендерные коллизии школьного класса

Гендерные коллизии школьного класса Как показала практика, многие конфликты между одноклассниками возникают из-за их принадлежности к разным полам. Избавиться от этого явления, как мы понимаем, невозможно, но знание психологических особенностей мальчиков и девочек,

Глава 4. Половые и гендерные стереотипы

Глава 4. Половые и гендерные стереотипы 4.1. Образы мужчин и женщин в массовом сознанииВеками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их

Глава 17. Гендерные особенности кризисов в семье

Глава 17. Гендерные особенности кризисов в семье 17.1. Снижение удовлетворенности бракомЮ. Е. Алешина (1985) отмечает, что как отечественные, так и зарубежные исследования показывают, что после рождения ребенка удовлетворенность браком супругов начинает уменьшаться. Пока

Глава 3. Гендерные роли

Глава 3. Гендерные роли В 1950-е годы, когда я только еще рос, жизнь казалась проще. В те времена у каждого были свои установленные традиционные роли: матери сидели дома с детьми, а отцы работали. Моя мать могла бы пойти работать, если бы пожелала, но предполагалось, что отец

Глава 15 Гендерные особенности в информационном культуризме

Глава 15 Гендерные особенности в информационном культуризме Особенности мужского и женского мозга Ученые давно проявляют интерес к особенностям мышления мужчин и женщин и изучают строение и работу их мозга с этой точки зрения.Выявлено, что у мужчин содержится почти в

Прививаем гендерные стереотипы

Прививаем гендерные стереотипы – Разве я похожа на мальчика? – Нет. Но вы и на девочку не похожи. «Чебурашка идет в школу». Эдуард Успенский. Спросите 20 любых своих знакомых о том, какие истинно мужские и истинно женские качества они могут назвать, какие социальные

psy.wikireading.ru

Гендерные стереотипы это

Содержание половых стереотипов составляет несколько групп поло маркированных качеств.

  1. Качества, связанные с деятельностью и активностью. Мужчинам приписывается предприимчивость, решительность, настойчивость, потребность в достижении цели, нонконформизм, жажда приключений, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, стремление к оригинальности, умение делать бизнес; женщинам — пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм, конформизм.
  2. Характеристики, соотносимые с позициями власти и управления. Мужскими качествами считаются стремление к лидерству, амбициозность, властность, сила, объективность, умение принимать решения, реалистичность; женскими — покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость, вера в превосходство мужского пола, пристрастность, необъективность.
  3. Качества, характеризующие когнитивную сферу. Логичность, рациональность, склонность к размышлению, объективность и критичность восприятия приписываются мужчинам; интуиция, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия и даже глупость — женщинам.
  4. Характеристики эмоциональной сферы: «мужские» хладнокровие, сдержанность, умение отделить рациональные доводы от эмоциональных противопоставляются «женским» эмоциональности, восприимчивости, внушаемости, чувствительности, способности к состраданию.
  5. Характеристики, связанные с процессом межличностного взаимодействия. Женскими считаются как позитивные качества (отзывчивость, жертвенность, доброта, заботливость, дружелюбие, тактичность, мягкость, нежность, любовь к детям), так и негативные (сварливость, хитрость, коварство и т. д.). В мужском стереотипе присутствуют как прямота, так и коррелирующие с ней бестактность, резкость, как самообладание, взвешенность суждений, справедливость, так и эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.
  6. Стереотипизации подвергается круг социальных ролей мужчин и женщин. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой, с участием в жизни общества, фемининность — с приватной (семья, дом, воспитание детей, быт). Мужчина воспринимается, в первую очередь, как работник и гражданин, а женщина — как жена и мать [1] .

Свойства половых стереотипов

Будучи видом социальных стереотипов, ПС обладают основными их свойствами.

Во-первых, ПС устойчивы. Вместе с тем они эволюционируют вместе с изменением прочих социальных представлений и норм (например, ушли в прошлое представления о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как слабом и беспомощном создании, что во многом обусловлено возрастанием роли женщины в производстве общественных благ и в социальной жизни в новейшее время).

Во-вторых, ПС оценочны. Оценочными являются суждения о женской слабости или мужской отваге, женской чувствительности или мужском самообладании. При этом имеет место андроцентризм восприятия: качества, определяемые как мужские, оцениваются как более позитивные по сравнению с теми, которые определяются как женские. В то же время образ женщины амбивалентен: он содержит не только негативную, но и позитивную оценку. Так, отличия женских когнитивных способностей от мужских могут расцениваться и как недостаток (женская нелогичность), и как достоинство (женская интуиция).

В-третьих, ПС схематичны: фиксируются лишь важнейшие черты представителей группы.

В-четвертых, ПС разделяемы внутри стереотипизирующих групп. Какое-либо представление считается стереотипным тогда, когда его разделяют не менее 75 % членов группы [2] .

В-пятых, ПС полярны, поскольку отражают взаимодействие лишь двух групп — мужчин и женщин. Бинарность кодирования мужского и женского (например, эмоциональное и рациональное, интуиция и логика, личное и политическое, мягкость и твердость) — это один из базовых принципов восприятия половых различий [3] .

Функции половых стереотипов

Различают психологические и социальные функции ПС [4] .

К психологическим функциям относятся:

Когнитивная функция. ПС, как и все социальные стереотипы, экономят усилия индивида при восприятии сложных объектов, упрощая и систематизируя знания, получаемые индивидом из окружающей среды. Кроме того, ПС помогают предсказать дальнейшее поведение группы или члена этой группы («это женщина, следовательно, она будет, скорее всего, заботливой по отношению к детям»).

Ценностно-защитная функция связана с созданием и поддержанием ценностей индивида и группы [5] . Так, стереотипные представления о мужском эгоизме и бездушности становятся фоном для того, чтобы женщины подчеркивали собственные заботливость и милосердие. На макроуровне ценностно-защитная функция стереотипов связана с оправданием и поддержанием социальной системы: ПС оправдывают дискриминацию индивида, основанную на его принадлежности к группе (или же дискриминацию целой группы) [6] . Поддерживая идентичность и ценности, стереотипы способствуют проведению четких границ между Своими и Чужими, в результате чего ингруппы получают позитивную оценку, а аутгруппы — негативную (ингрупповой фаворитизм, по Г. Тэджфелу). [7]

К социальным функциям, направленным на поддержание социального порядка, относятся:

Функция социального контроля. ПС не только объясняют существующие в обществе отношения половой иерархии, но и, неизбежно приобретая нормативность, поддерживают социально приемлемые образцы поведения. В силу особой значимости для индивида половой идентичности нормативность присуща половым стереотипам в большей степени, чем, например, этническим, возрастным, профессиональным.

ПС включаются и в санкции: как позитивные, так и негативные (например, оценки «он — настоящий мужчина», «у нее мужской характер», «она по-матерински заботлива»).

Социализационная функция, состоящая в обучении нормам взаимоотношений полов, содержащихся в накопленном обществом социальном опыте.

Интеграционная функция, заключающаяся в обеспечении интеграции социальной общности. Разделяемые представления о мужских и женских качествах способствуют созданию общего информационного пространства, позволяют почувствовать принадлежность к социуму и, следовательно, поддерживают стабильность, устойчивость социальной системы. Консенсус достигается за счет дискриминационных взглядов в отношении одной из групп — женщин. Обеспечиваемая стереотипами интеграция в одном отношении выполняет дезинтегрирующую функцию в другом: например, аутостереотипы русской женщины и русского мужчины выступают в роли эталона, заставляя оценивать, в какой степени та или иная конкретная личность соответствует этому аутостереотипу, включать или исключать из группы.

Функция установления и поддержания отношений власти и подчинения. Эффективным ресурсом власти, осуществляемой, как известно, не только через физическое насилие, но и через ценности и нормы, становятся стереотипные представления. В качестве процесса установления отношений власти и подчинения стереотипизация понимается в рамках теории дискурса. ГС включаются в дискурс в качестве общепринятого устойчивого кода, использование которого облегчает восприятие.

ПС становятся востребованными в различных сферах жизни общества — политической, экономической, социальной в силу ряда причин: пол легко идентифицируется индивидом; стереотипные представления о мужчинах и женщинах соотносятся с его или ее личным опытом; отношения полов воспринимаются как едва ли не самые очевидные, понятные, а потому легитимные. Кроме того, поскольку в качестве мужественных или женственных характеризуются не только индивиды, но и другие социальные факторы (нации, классы, социальные группы, политические партии и др. [8] ), то ГС принимают участие в установлении всего спектра социальных отношений и в производстве социальных иерархий.

История изучения половых стереотипов

В западной социологии повышенный интерес к проблеме ПС обозначился в 1970-е годы и сохраняется до настоящего времени. Одной из первых значимых работ о природе и содержании ГС стала статья коллектива ученых во главе с И. Броверман [9] . В ней были представлены результаты развернутого эмпирического исследования. На протяжении последующих десятилетий появились монографии (С. Бэсоу) [10] и статьи, рассматривающие различные аспекты половой стереотипизации (среди важнейших работ по теоретическим аспектам половых стереотипов статьи К. Дио и Л. Льюиса; Р. Д. Эшмора, Ф. К. дел Бока и А. Волерса [11] . В отечественной науке первыми к теме ПС обратились психологи, использовавшиеся для их обозначения термин «полоролевые стереотипы». Уже в 1980-х появился ряд работ, посвященных проблемам стереотипных представлений о качествах мужчины и женщины (труды В. С. Агеева, Т. А. Репниной [12] ), которые стимулировали дальнейшее исследование проблемы, в том числе и с помощью категориального аппарата других гуманитарных дисциплин. В социогуманитарном знании постсоветской России ПС стали предметом изучения не только психологов, но также социологов, культурологов, экономистов, этнографов, лингвистов. Среди наиболее исследуемых аспектов темы — анализ влияния использования ПС в масс-медиа и в рекламе на дискриминацию женщин [13] , роль ПС в политической, экономической сфере, сфере социальной политики [14] , национальная специфика половых представлений [15] .

Примечания

  1. См. Рябова, Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема половых исследований / Т. Б. Рябова // Личность. Культура. Общество. — 2003. — Т. V. Вып. 1-2 (15-16).-С. 120—139. Еще одна типология делит поло маркированные качества на инструментальные (качества, связанные с действием и активностью) и экспрессивные (качества межличностного общения, в том числе забота, отзывчивость, мягкость и т. д.) (Broverman, I., Vogel, S. R., Broverman, D. M., Clarkson, F. E., Rosenkrantz, P. S. Sex Role Stereotype: A Current Appraisal / I.Broverman, S.R.Vogel, D.М.Broverman, F.E. Clarkson, P.S. Rosenkrantz // Journal of Social Issues. — 1972. — Vol. 28. — No.2. — P. 59-78).
  2. См., напр.: Ashmore, R. D.; Del Boca, F. K.; Wohlers A. J. Gender Stereotypes / R. D.Ashmore, F. K.Del Boca, A. J.Wohlers // The Social Psychology of Female-Male Relations: A Critical Analysis of Central Concepts / ed. by R. D. Ashmore, F. K. Del Boca. — Orlando: Academic Press, 1986. — P. 69-119. P. 71-74; Broverman, I.; Vogel, S. R.; Broverman, D. M.; Clarkson, F. E.; Rosenkrantz, P. S. Op. cit. — P. 61.
  3. Deaux, K.; Lewis, L.L. Structure of Gender Stereotypes: Interrelations among Components and Gender Label / K. Deaux, L.L. Lewis // Journal of Personality and Social Psychology. — 1984. — № 46. — P. 991—1004.
  4. Первый шаг в разработке этой типологии был сделан Г. Тэджфелом. Он предложил различать функции, работающие на индивидуальном уровне (когнитивную и защитную / ценностно-защитную) и на социальном уровне (идеологизирующую и идентифицирующую) Tajfel, H. Social Identity and Intergroup Relations / H.Tajfel. — Cambridge; N.Y.: Cambr. Univ. Press; Paris: Editions de la Maison des sciences de l’homme, 1982
  5. Allport, G. W. The Nature of Prejudice / G.W. Allport. — Cambridge, Mass., Addison-Wesley Pub. Co., 1954. — 537 p.- P. 14, 41; Tajfel, H. Op. cit. — P. 146, 150—154
  6. Bakanic, von. Prejudice: Attitudes about Race, Class, and Gender / Von Bacanic. Upper Saddle River, N.J.: Pearson/Prentice Hall, 2009. — P. 27-32
  7. Tajfel, H. Op. cit
  8. Рябов, О. В. «Россия-Матушка»: Национализм, пол и война в России XX века / О. В. Рябов. — Stuttgart, 2007. 290 с. ISBN 978-3-89821-487-2. ISSN: 1614-3515; Yuval-Davis, N. Gender and Nation / N. Yuval-Davis. — London; Thousand Oaks, Calif.: Sage Publications, 1997. 157 p. ISBN 0-8039-8663-7; Рябова, Т. Б. Пол власти: половые стереотипы в современной российской политике / Т. Б. Рябова. — Иваново: Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. 246 с. ISBN 978-5-7807-0730-1; 1985. 128 p. ISBN 0-85312-933-9; Cohn, C. Wars, Wimps, and Women: Talking Gender and Thinking War / C.Cohn // Gendering War Talk. / ed. by M. Cooke, A. Woollacott. Princeton, 1993. P. 227—246. ISBN 0-691-06980-8.
  9. Broverman I., Vogel S. R., Broverman D. M., Clarkson F. E., Rosenkrantz P. S. Op.cit
  10. Basow, S. A. Gender Stereotypes and Roles / S.A. Basow. — Pacific Grove , 1992. 447 p. 0-534-12120-9; Basow, S. A. Sex roles stereotypes: Traditions and alternatives/ S.A. Basow. — Belmont, Ca., 1980. 384 p.
  11. Deaux K., Lewis L. L. Structure of Gender Stereotypes: Interrelations among Components and Gender Label // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. № 45 (5); Ashmore R. D., Del Boca F. K., Wohlers A. J. Gender Stereotypes // The Social Psychology of Female-Male Relations: A Critical Analysis of Central Concepts / ed. by R. D. Ashmore, F. K. Del Boca N. Y., 1986.
  12. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопр. психологии. 1987. № 2; № 2; Репнина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопр. психологии. 1987. № 2.
  13. Ажгихина Н. половые стереотипы в современных масс-медиа // половые исследования. 2000. № 5; Воронина О. А. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ // Знамя. 1999. № 2; Грошев И. В. Образ пола в рекламе // Журнал прикладной психологии. 1999. № 1; Рябова, Т. Б. Пол власти; Селиванова О. С. Половые стереотипы как способ репрезентации патриархатной культуры: социально-философский анализ. Дис. … к. филос. н. Екатеринбург, 2006.
  14. Баскакова М. Е. Равные возможности и половые стереотипы на рынке труда М., 1998; Егорова Л. С. Половые стереотипы в управлении. Иваново, 2000; Римашевская Н. М. Половые стереотипы и логика социальных отношений // Половые стереотипы в современной России / Отв. ред. Назарова И. Б., Лобза Е. В. Москва, 2007. C. 7-24; . Ломова Т. Е. Стереотипы в половых установках современной российской молодежи. Дис. … к. культурол. н. Владивосток, 2004.
  15. Замфир Е. И. половые стереотипы русской традиционной культуры: Дис. … канд. культурол. наук. СПб., 2005; Кирилина А. В. Манифестация половых стереотипов в российской прессе: журналистская и читательская перспектива // Genderforschung in der Slawistik. Beiträge der Konferenz Gender — Sprache — Kommunikation — Kultur. 28.4.-1.5.2001. Institut für Slawistik — Friedrich Schiller-Universität Jena (Wiener Slawistischer Almanach; Sbd. 55). Wien-München, 2002; Половые стереотипы в прошлом и настоящем / Под ред. И. М. Семашко. М.: ИЭП РАН 2003; Рябов О. В. Русская философия женственности (XI—XX века). Иваново, 1999.

Литература

  1. Клецина, И. С. Самореализация личности и половые стереотипы / И. С. Клецина // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1998. — Вып. 2.
  2. Римашевская, Н. М. Половые стереотипы и логика социальных отношений // Половые стереотипы в современной России. — C. 7-24.
  3. Рябова, Т. Б. Пол власти: половые стереотипы в современной российской политике / Т. Б. Рябова. — Иваново: Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. 246 с. ISBN 978-5-7807-0730-1
  4. Рябова, Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема половых исследований / Т. Б. Рябова // Личность. Культура. Общество. — 2003. — Т. V. Вып. 1-2 (15-16).- С. 120—139.
  5. Ashmore, R. D.; Del Boca, F. K.; Wohlers A. J. Gender Stereotypes / R. D.Ashmore, F. K.Del Boca, A. J.Wohlers // The Social Psychology of Female-Male Relations: A Critical Analysis of Central Concepts / ed. by R. D. Ashmore, F. K. Del Boca. — Orlando: Academic Press, 1986. — P. 69-119. — ISBN 0-12-065280-3.
  6. Basow, S. A. Gender Stereotypes and Roles / S.A. Basow. — Pacific Grove, 1992. — 447 p. — ISBN 0-534-12120-9.
  7. Basow, S. A. Sex Roles Stereotypes: Traditions and Alternatives / S.A. Basow. — Belmont, Ca., 1980. — 384 p. — ISBN 0-8185-0394-7.
  8. Broverman, I., Vogel, S. R., Broverman, D. M., Clarkson, F. E., Rosenkrantz, P. S. Sex # Role Stereotype: A Current Appraisal / I.Broverman, S.R.Vogel, D.М.Broverman, F.E. Clarkson, P.S. Rosenkrantz // Journal of Social Issues. — 1972. — Vol. 28. — No.2. — P. 59-78.
  9. Deaux, K.; Lewis, L.L. Structure of Gender Stereotypes: Interrelations among Components and Gender Label / K. Deaux, L.L. Lewis // Journal of Personality and Social Psychology. — 1984. — № 46. — P. 991—1004.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Гендерные отличия
  • Гендиадис

Смотреть что такое “Гендерные стереотипы” в других словарях:

Гендерные стереотипы — cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.… … Термины гендерных исследований

Гендерные стереотипы в языке — Стереотип это суждение, в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающее определенному классу лиц некоторые свойства или, наоборот, отказывающее им в этих свойствах. Стереотипы рассматриваются как особые формы… … Термины гендерных исследований

Гендерные стереотипы в СМИ — Журналистика, как любое проявление массовой культуры и массового сознания, невозможна без стереотипных, устойчивых представлений о должном и не должном, дурном и праведном, положительном и отрицательным. Эти стереотипы складываются из устойчивых… … Термины гендерных исследований

Гендерные стереотипы в языковом сознании — см. Гендерные стереотипы в языке, Образы мужчины и женщины в языковом сознании … Термины гендерных исследований

Гендерные стереотипы в русском языковом сознании — см. Образы мужчины и женщины в языковом сознании … Термины гендерных исследований

ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ — (англ. gender род, пол), общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых … Энциклопедический словарь

Гендерные проблемы — (англ. gender род, пол) общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых… … Политология. Словарь.

ГЕНДЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — способы, механизмы, каналы формирования института пола и закрепления соответствующих половых идентификаций. Логика современного определения социального пола (см. Гендер ) указывает на неразрывную связь понятий пол дискурс власть . Г. т.… … Современный философский словарь

Гендерные различия — совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин. Гендерные различия основаны на половом диморфизме мужчин и женщин. Существует академический предмет «гендерная психология», который изучает и качественно и … Википедия

Гендерные отличия — Содержание 1 Гендерные различия 2 Гендерная идентичность 3 … Википедия

dic.academic.ru

Гендерные стереотипы

В последнее время активно обсуждается вопрос о гендерных различиях и я бы хотела продолжить эту тему.

Социальные нормы – это главные правила, которые устанавливают поведение человека в обществе. По мнению социальных психологов, объяснение многих гендерных различий нужно искать не в гормонах и хромосомах, а в социальных нормах, которые приписывают нам разнообразные типы поведения и интересы, соответствующие биологическому полу. Определенные наборы норм, которые содержат обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми гендерными ролями. Некоторая часть данных социальных норм вводится в сознание через СМИ, ряд других норм люди получают непосредственно, например, когда испытывают неодобрение со стороны общества, когда отклоняются от ожидаемого гендерно-ролевого поведения.

Мнение о том, что большая часть нашего поведения непосредственно зависит от социальных норм и социального контекста, давно принято наукой. Было выдвинуто предположение о том, что гендерные стереотипы, по сути, являются социальными нормами. Это означает то, что у всех нас имеются представления о том, что женщинам и мужчинам свойственны наборы определенных качеств и моделей поведения, что большая часть людей придерживается такой же точки зрения и что чаще всего мы отдаем себе отчет, какое конкретно поведение можно считать правильным для того или иного пола. Социальные психологи считают, что две главные причины, из-за которых люди стремятся соответствовать гендерным ожиданиям – это нормативное и информационное давление.

Роль нормативного давления
Термин «нормативное давление» описывает механизм того, как человек должен подстраиваться под общественные или групповые ожидания, чтобы общество его приняло. Нормативное давление имеет важную роль в нашей приверженности тендерным ролям.

Роль информационного давления
Информационное давление основывается на том, что, стремясь понять, какой именно позиции следует придерживаться различных социальных вопросах, мы по большей части основываемся не на собственный опыт, а на информации, предоставляемой окружающими. Иными словами, иногда мы подчиняемся не просто потому, что боимся порицания общества, а потому, что без направляющего влияния других мы действительно не знаем, что думать, делать и чувствовать. Для того чтобы определить, что именно является правильным, мы пытаемся узнать, что считают правильным другие, а свое поведение мы считаем правильным только до того момента, пока наблюдаем его у окружающих.

Такие же механизмы применяются и к гендерным ролям: когда мы видим, как мужчины и женщины совершают разные вещи, и слышим, как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают, насколько различны мужчины и женщины, мы делаем вывод, что так и есть на самом деле, и соответствуем данным ожиданиям. Информационное давление в сочетании с нормативным принуждением отчасти объясняет силу влияния гендерных норм на наше поведение.

Однако, гендерные стереотипы могут иметь и отрицательное влияние на самореализацию мужчин и женщин, выступать в качестве барьера в развитии индивидуальности личности. Самовыражение и самореализация невозможна, если деятельность осуществляется на основании чувства долга. В данной ситуации не учитываются личные интересы, теряется чувство «Я», формируется покорность и зависимость. Подобное самоощущение и самовосприятие не соответствует идеям свободного выбора и самореализации.

Дубликаты не найдены

Самое короткое доказательство

Законченность действия

Я вот замечаю, что для меня очень важна законченность действия. Например, жена решила сделать перестановку мебели в комнате . Ну ок: я все замерил, прикинул порядок действий по методу тетриса, определил, сколько времени у меня это займёт. Дело остается за малым: произвести простые механические действия, которые расположат каждый элемент в соответствии с его новым местоположением. И в этот момент. жена говорит :”А что если. ” Никаких если! Я уже в своей голове все действия по передвижению выполнил и уже представляю, как сижу на кухне и “обмываю” (не обязательно, конечно :)) успешно завершенную работу. Какие могут быть изменения в уже “выполненной” работе?

В ожидании паруса

Тревожное ожидание, ревность и одиночество — обычные жалобы женщин, связавших жизнь с представителями вахтовых профессий: моряками, нефтяниками, энергетиками. Первоначальная романтика быстро развеивается, когда оказывается, что быть Ассолью, высматривающей с берега алые паруса, не так уж и просто.

Работая над диссертацией, посвященной особенностям эмоциональной жизни жен вахтовиков, я выявил типичные проблемы, с которыми сталкиваются женщины, решившиеся принять на себя эту роль. Первая проблема — снижение уровня удовлетворенности браком по сравнению с обычными семьями. Понятно, что речь идет о статистическом показателе: конкретная семья моряка или шахтера может быть счастлива и довольна, но если смотреть по выборке в целом, то качество супружеских отношений «в среднем по больнице» будет ниже. И это понятно: специфический режим занятости и «жизнь на чемоданах» не добавляют душевного комфорта.

Семейная пара — это люди, совместно решающие проблемы. Союзники, объединившиеся для повышения общей эффективности. У вахтовиков с этим сложно: в период вахты каждый живет своей жизнью, и даже по возвращении мужа домой совместной деятельности у них немного. Мужу надо отдохнуть, прийти в себя после тяжелой работы, снять стресс и усталость. К тому времени, когда он готов войти в обычный ритм семейной жизни, ему пора собираться на следующую вахту. При этом жена ждет от него большей вовлеченности в общую деятельность, работу по дому, воспитание детей, и это приводит к конфликтам. Добавим сюда ролевую неопределенность: муж, вернувшийся домой, считает себя хозяином дома и главой семьи, в то время как в его отсутствие жена сама стала полноправной хозяйкой! Разрешить это противоречие они не могут. Отсюда новые конфликты и утрата сплоченности.

Чтобы договориться и понять друг друга, нужно время — но у вахтовиков его нет. Пора уезжать, а по возвращении процесс сближения приходится начинать сначала. Конечно, современные технологии облегчают коммуникацию, но ни телефон, ни видеосвязь не заменят живое общение. Чем дольше длится вахта, тем больше растет отчуждение.

Сложность еще и в том, что в период вахты муж привыкает к изоляции, к ограниченному кругу общения, к простым и понятным формам взаимодействия с коллегами. Приезжая домой, он вынужден заново учиться общаться с женой, детьми, широким социальным окружением. Нередко ему приходится буквально восстанавливать навыки коммуникации. Жена, в свою очередь, ощущает нехватку чуткости и заботы, ей кажется — и часто вполне обоснованно — что муж ее не понимает.

Все вместе создает высокий уровень стресса, который фиксируется у обоих партнеров. Вахтовый труд с его повышенными физическими и психологическими нагрузками сам по себе является серьезным стрессовым фактором. Стресс провоцирует в муже раздражение, агрессию и желание, чтобы от него отстали. Приезжая домой, он встречает жену, которая тоже пребывает в хроническом стрессе, вызванном долгим ожиданием и тревогой. А что происходит между двумя людьми, «заряженными» стрессом? Конфликт, выяснение отношений и спор, кто тут большая жертва. Интересно, что своего максимума уровень стресса супругов достигает именно накануне возвращения или отъезда мужа на вахту. Потому что это событие делит жизнь на две половины, заставляя заново приспосабливаться к изменившимся условиям.

Нельзя обойти вниманием и тему измен. Ревность — естественный спутник многих вахтовых семей. Любой моряк знает истории про разбитных подружек, ждущих в порту, и про жен, коротающих одинокие вечера в обнимку со школьным другом. Тот, кто решился на измену, борется с чувством вины и сам начинает подозревать партнера. Взаимное недоверие и тревога подтачивают брак изнутри, усугубляя и без того непростые отношения.

«Надоело ждать его, как Хатико», «Иногда так хочется плакать, что сил нет сдерживаться», «Обнимаю подушку и представляю, что это он», — так жены вахтовиков описывают свое эмоциональное состояние. Можно ли с этим что-то сделать? Формат статьи не позволяет осветить этот вопрос подробно, но несколько рекомендаций дать можно.

Первое. Нужно развивать собственную автономность. Учиться быть счастливой самой с собой. Если даже вы не работаете, сидите с ребенком и в материальном плане полностью зависите от мужа, это не значит, что у вас не может быть собственной, интересной и плодотворной деятельности. Физкультура и спорт, хобби и творчество, образование и самообразование — современный мир предлагает массу возможностей для самореализации, многие из которых требуют минимума материальных затрат или не требуют вовсе. Если вам нечем себя занять, проблема не в отсутствии рядом мужчины, а в том, что вы сами не умеете наполнить свою жизнь. Счастье — это процесс достижения личностно значимых целей в ходе осознанной деятельности. Создайте такую деятельность.

Второе. Расширяйте круг общения. Многие женщины, вступив в брак, перестают общаться с кем-либо, кроме мужа и общих знакомых. Рождение ребенка еще больше усиливает эту изоляцию. Нужно из нее выходить. Каким образом? Возвращаемся к первому пункту. Если у вас есть дело, которым вы увлечены — скорее всего, появятся друзья, разделяющие эти интересы. Не стоит забывать и о тех, с кем вы общались до замужества. Даже самый любящий супруг не сможет удовлетворить все ваши социальные потребности. То, что он стал спутником жизни, не означает, что у вас не может быть других спутников — пусть и менее значимых.

Третье. Общаясь с мужем дистанционно, старайтесь сделать разговор приятным для вас обоих. Рассказ о том, как вы решили проблему, гораздо ценнее, чем жалобы и обиды; веселая история из жизни интересней, чем бесконечное пережевывание взаимных претензий друг к другу. Частота общения — отдельная тема: если чувствуете, что вам нечего сказать, возможно, стоит звонить друг другу не каждый день, а раз в одну-две недели. Разговор по телефону вообще многим дается тяжело. Тут стоит вспомнить сексологов: лучше, чтобы контакт инициировал тот, кто хочет его реже — тогда ни у кого из партнеров не возникнет ощущение, что второго «слишком много».

Четвертое. Совместная деятельность. Хорошо, когда она есть. Плохо, когда она интересна лишь одному из участников. Не нужно тащить мужа в театр, если он ненавидит театры. Не нужно вообще его никуда тащить, если он только позавчера вернулся с вахты! Дайте человеку побыть наедине с собой. Ищите формы совместного досуга, комфортные для обоих. Если мужчина не хочет никуда с вами идти, незачем его к этому принуждать и тем более обвинять. Обвинения и обиды не создают желание провести вместе время, а лишь еще больше отталкивают. Привлекает предвосхищение удовольствия. «Дорогой, давай погуляем в парке, я возьму с собой кофе и твои любимые бутерброды с палтусом» — согласитесь, сложно отказать человеку, который хочет тебя порадовать?

И, наконец, пятое. Самое важное. Вы вышли замуж за определенного человека. У него есть свои желания, интересы, черты характера. Странно требовать от него измениться — личность не меняется по требованию. Понимание, любовь и близость — хрупкие цветы, которые не растут на почве обид и скандалов. Ключ к семейному счастью выкован из сплава взаимного уважения, признания границ и свободы друг друга. Два взрослых, самодостаточных человека способны договориться, даже если их разделяют тысячи километров.

Гендерные стереотипы это
pikabu.ru

Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции

Понятие «гендерные стереотипы»

Стойкость наших верований, представлений и мыслей дробит наш творческий потенциал, самовыражение как представителей пола и всего рода человеческого.

Френк Д. Карделл. 1

Интерес к проблеме гендерных стереотипов обозначился в западной социологии в 70-е годы и сохраняется до настоящего времени. Работы по гендерным стереотипам в трудах западных, прежде всего американских исследователей-феминистокв значительной степенистимулировали дальнейшее развитие общей теории стереотипа.

Социальный стереотип (от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) – стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, представление о социальном объекте [85].

Понятие стереотипа было введено американским журналистом У.Липпманом в работе «Общественное мнение» (1922). У.Липпман понимал под стереотипами создаваемые культурой образы людей из других групп, которые призваны объяснить поведение этих людей и дать ему оценку. Он трактовал стереотипы как избирательный и неточный способ восприятия действительности, ведущий к ее упрощению и порождающий предрассудки. Вместе с тем, Липпман высказал идею о том, что стереотипы являются неизбежными, так как являются необходимым условием взаимодействия человека с окружающей действительностью и проекцией на мир его собственных чувств, ценностей.

Социальные стереотипы проявляют себя как стереотипы мышления и поведения личности. Индивид может, не имея достаточно сведений об объекте, выносить свое суждение о нем, подкрепляя это суждение чувствами и действиями. В результате вероятностный характер сведений о реальности трансформируется в категорическое суждение – так рождаются стереотипы.

В конце 70-х годов американский ученый Г. Тэшфел, обобщив теоретические и эмпирический данные в области изучения социального стереотипа, сформулировал следующие выводы.

  • Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.
  • Социальные стереотипы изменяются в соответствии с социальными, политическими и экономическими изменениями, но этот процесс происходит крайне медленно.
  • Стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения у них ясных представлений о тех группах, к которым они относятся [5, с. 95].

Выполняя положительные функции, стереотипы существенно облегчают человеку жизнь. Они ускоряют восприятие, задают критерии для оценок, приобретают форму полезного знания, ориентируют в социальных ценностях. Они также лежат в основе общего взгляда людей на различные проблемы и создают благоприятную почву для взаимопонимания. Одновременно с этим, стереотипам присуща и реакционно-искажающая роль. В этом случае они сужают восприятие, формируют неточное или даже ложное мнение.

В настоящее время гендерные стереотипы, как часть социальных стереотипных представлений находятся в центре внимания ученых самых разных специальностей – социологов, психологов, политологов и т.д.

Однако, несмотря на немалое количество ценных работ, где затрагивается эта тема, серьезных трудов, в которых бы рассматривались универсальные механизмы гендерной стереотипизации и функционирования гендерных стереотипов в российском обществе, пока недостаточно.

В определении гендерных стереотипов, нет единства. Ряд исследователей в своих определениях делают упор на личностные характе­ристики мужчин и женщин.

Гендерные или полоролевые стереотипы – это схематизиро­ванный набор представлений о персональных характеристиках мужчин и женщин [123].

Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения, чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское»[53]

В другой группе определений акцент приходится на гендерные отношения.

Гендерные стереотипы – определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин [43].

Наконец, еще одна группа определений берет за основание сами концепты маскулинности и фемининности.

Гендерные стереотипы – это схематизированные, обобщенные образы маскулинности и фемининности [161].

Некоторые авторы высказывают мнения о том, что гендерные стереотипы – это в сущности социальные нормы, предписывающие различные типы поведения, убеждения и интересы людям в соответствии с их биологическим полом [135].

По мнению Рябовой Т.Б. [94] наиболее корректными является определение данное Unger R.K: «Гендерные сте­реотипы — это социально конструируемые категории «маскулинность» и «фемининность», которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным рас­пределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов; и которые поддер­живаются психологическими потребностями человека вести себя в социально желаемой манере и ощущать свою целостность, непротиворечивость» [169].

В определении указано происхождение гендерных стереотипов, они социально сконструированы. Оно охватывает содержание гендерных стереотипов – социальные представления о мужских и женских качествах, поведении мужчин и женщин, занятиях и социальных ролях. Определение отражает роль гендерных стереотипов в формировании и сохранении идентичности личности. И, наконец, оно учитывает присутствие в концепте «гендер» не только социальной, но и культурно-символической составляющей, предполагающей – соотнесение с мужским и женским началами вещей, свойств и отношений, непосредственно с полом не связанных. Например, феминизации или маскулинизации могут подвергаться нация или страна, социальный класс, политический противник [93], элементы ландшафта и т.д. В дальнейшем мы намерены придерживаться этого определения.

Классификация гендерных стереотипов

Все приведенные определения, сходятся в одном, они утверждают, что гендерные стереотипы есть ни что иное, как социальные представления общественного сознания. В связи с этим, гендерные стереотипы следует рассматривать с двух позиций: во-первых, в сознании мужчин и женщин, во вторых, в коллективном сознании.

Исследователи К. Уэст и Д. Зиммерман [103], проведя анализ содержания гендерных стереотипов, объединили их в три группы. (Таблица 1.)

Первая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин главными социальными ролями являются профессиональные роли. Для женщин – семейные роли (мать, хозяйка). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин по наличию семьи и детей.

Вторая группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда. Мужчине предписывается выполнение инструментальной роли, согласно которой, сферой его деятельности является творческий, созидательный, руководящий труд. Он осуществляет поддержку семьи (в основном финансовую) и обеспечивает связи между семьей и внешним миром. Удел женщин – исполнительский и обслуживающий характер труда – экспрессивная сфера деятельности, назначение которой является регулирование отношений внутри семьи, где женщине отводится вспомогательная роль жены, матери, домохозяйки.

Широкому распространению данного стереотипа в социальных науках способствовала концепция «естественной» функциональной взаимодополнительности полов. Ее авторы Т. Парсонс, Р. Бейлз, М. Мид утверждают, что, не смотря на противоположности, коими являются мужчины и женщины, они могут взаимодействовать, выполняя предназначенные им роли и достигать согласия [157].

studopedia.ru

Стереотипы отношений

Чувства и эмоции управляют межличностными связями в рамках социальных штампов и стереотипов в отношениях. К примеру, каждая компания или культура имеет свое представление о методах коммуникации, степени приветливости и дружелюбия, а также других подобных аспектах взаимоотношений. Однако социальный стереотип и шаблон обычно имеет не слишком жесткие рамки. А значит, определенная свобода в отношениях обязательно существует. Конечно, определенные границы играют роль социальной дистанции. Но она находится в диапазоне. И человек может сам выбирать вид общения, что и является выражением межличностных взаимоотношений. Так как существует эмоциональный стереотип управления межличностными отношениями, то во внимание принимаются чувства и эмоции обеих сторон. Лидер в межличностных отношениях получает запланированный результат. Обычно ленивых и пассивных людей ждет участь отношений, заданных активными партнерами.

Гендерные стереотипы в семье

  • только для мужчин;
  • только для женщин;
  • для обоих полов.

Но иногда женский пол подвергается осуждению за следование мужским нормам. К примеру, когда женщины отдают предпочтение занятию карьерой, пренебрегая своей главной ролью в семье. Ведь главная гендерная роль женщины – хранительница семейных отношений и очага. И выбор не в пользу семьи естественно подвергается осуждению. Относительно гендерной роли и стереотипа мужчины, то это может касаться физической силы, «железного» здоровья и высокого уровня дохода. Однако так бывает не всегда. Мужчины также болеют, могут зарабатывать не очень большие деньги. Но ведь они не перестают быть мужчинами, требуют к себе уважения и любви. Зачастую на сознание окружения влияют гендерные стереотипы без его осознания. Но бывает, что для человека признание и одобрение социумом важнее всего, и он готов подстроиться под определенные гендерные стереотипы. Это может обеспечить комфортные условия существования, но такое постоянное следование гендерным стереотипам ограничивает развитие обеих полов.

Семья является территорией, на которой мужчины и женщины обязаны сосуществовать, как две половинки, понимать и поддерживать друг друга во всем. Семейные отношения наиболее ярко отражают гендерные связи, которые предполагают определенные роли в семье.

Стереотипы о семье

Наше существование определяет разное отношение к стереотипам, окружающим нас повсюду. И даже самые стойкие к внушениям люди часто попадают под их влияние. И сами того не понимая, переносят негативные проявления на окружение и семью. Но разрушительный стереотип, разрушающий семью, можно победить.

Рассмотрим несколько стереотипов о семье.

  • Муж исполняет роль добытчика денег, а жена – роль красавицы. Такая ситуация предполагает постоянное нахождение кормильца семьи на работе, а жена в это время живет в свое удовольствие и только делает то, что ей нравится. Но так как все планируют и мечтают о чем-то, что требует обоюдных усилий, то и все необходимо делать совместно.
  • В идеальной семье не бывает скандалов. Такой семейной идиллии отношений просто не бывает. Накопленные и скрытые обиды, которые вызвало поведение одного из семьи, могут впоследствии разрушить семейные узы. Редкие ссоры приемлемы.
  • Кто любит, тот не видит изъяны в любимом человеке. Этот семейный миф отношений навязан романтичными изданиями и социальными сетями. Такой девиз только для семейной пары из сказки. А в реальности все по-другому.
  • Дети должны получать все лучшее из того, что приходит в семью. Этот семейный принцип отношений разрушил много браков. Отдавая все лучшее детям, супруги, забывая о своих нуждах, убивают семью. Лучше своим примером семейных ценностей показывать ребенку, какая должна быть любовь и забота в счастливой семье.

Существуют стереотипы преимущественно в семье, члены которой подвержены влиянию общественного мнения. И они портят существование. И чтобы семья жила счастливо, нужно избавляться от такого влияния.

Стереотипы об отношениях и гендерных особенностях

Стереотип межличностный, так же как и гендерный и семейных отношений, является адаптивным механизмом, позволяющим с огромной скоростью и эффективностью проявлять реакцию в незнакомой обстановке, новых условиях. Роль стереотипов двойственная. Иногда они даже могут помогать. Но чаще мешают. Так как они сформированы очень давно, не могут адекватно применяться в современности. К примеру, в ситуации, кода женщины мечтают и пишут на форумах о желании самореализации, всегда находятся «доброжелательные» комментаторы. Пишут, что ей отведена в семье роль любящей заботливой супруги и матери. Здесь могут иметь место как гендерные, так и стереотипы семейных отношений. Ведь стереотипы в семье и гендерные стереотипы связаны между собой.

Гендерное своеобразие обусловлено женским стремлением к долговременным крепким связям. Женский пол идеален на роль создателя семейства. Стереотипы поведения мужчины и женщины в обществе очень разные. Мужскому полу хочется играть подольше роль обольстителя большого количества женщин. Здесь отражается эволюционная женская роль. При помощи ее традиционализма, консервативности сохраняются семейные крепкие отношения. Ведь наблюдается гендерное различие генетических ролей. Роль самцов — отвечать за улучшение жизни популяций. А сохранять знания о взаимодействии между членами семейств – роль самки. Но кроме этого мужчины должны исполнять роль защитников.

Еще один стереотип гендерный утверждает, что мужчины отдают предпочтение сексу, а женщины – чувствам. Это еще одно гендерное различие. Но представители полов часто меняются ролями.

А гендерный стереотип о том, что мужчины сильнее женщин, вообще теряет позиции. Спора нет, что женщины не должны быть в роли тяговой лошади. Но они и не требуют опеки и контроля вселенских масштабов. Роль физической мощи в наше время в условиях естественного отбора склонна к уменьшению. А важность роли статусного и финансового положения увеличивается. Современной женщине отводят роль финансово независимой представительницы человечества. А значит, такие гендерные стереотипы поведения не совсем актуальны.

Такие гендерные утверждения и стереотипы, как только мужчины должны быть руководителями и женщины не справятся с техникой, в наше время также постепенно утрачивают актуальность. Роль отличного руководителя давно уже по плечу большинству женщин. Они могут быть даже в роли президента или канцлера. А пользоваться техникой и разбираться в инструкциях может большинство женщин не хуже мужчин.

Гендерные роли и стереотипы семейных отношений

  • роль главы семейства принадлежит мужчине – в реальности можно утверждать, что это правда наполовину;
  • большинство мужского пола считает, что должен брать на себя роль главы – но здесь тоже все не совсем так, некоторых женщин это не устраивает;
  • преимущественно женщина должна брать на себя роль воспитателя детей – такой гендерный стереотип в семье работает очень давно;
  • также в роли хозяйки дома видят преимущественно женщину, такой семейный кодекс отношений устраивает многих;
  • распределяя гендерные роли среди супругов, большинством людей в возрасте и имеющих детей выбираются для роли домохозяйки женщины, а мужчины должны исполнять роль добытчика денег и защитника;
  • однако более образованные люди ничего плохого не видят, когда в роли домохозяина выступает представитель сильного пола, здесь гендерный фактор роли не играет;
  • в странах Запада гендерные роли имеют более стертые границы, там нет большой разницы, кто зарабатывает, а кто занимается хозяйством;
  • гендерные роли в странах СНГ распределяются немного иначе, большинству мужчин легче и престижней исполнять роли добытчика и защитника;
  • а вот роли повара и распорядителя кухни большинство отдает женщинам, хотя много мужчин прекрасно готовят;
  • так распределять гендерные роли более склонны сельские жители и люди старшего возраста;
  • гендерные стереотипы в семье среди молодежи менее актуальны, для них гендерный фактор для поведения в семье становится менее влиятельным;
  • мужчины считают, что женщины не должны указывать, как им проводить свой досуг, но это принимается большинством женщин;
  • и также гендерный фактор просматривается в ситуации со свободным временем женщины, многие считают недопустимым пренебрежение обязанностями по дому в пользу собственных дел;
  • высокая поддержка старших поколений и менее обеспеченного населения принадлежит утверждению с гендерным подтекстом о недопустимости обременения мужчин домашними обязанностями;

Но радует, что повышение уровня образованности уменьшает роль гендерного распределения обязанностей. Познавая себя и других, можно улучшить свою жизнь, отношения и убрать с дороги любой негативный стереотип. Специалисты Центра arcanum.ru готовы помочь разобраться в этих аспектах.

CATEGORIES
Share This