Гендерные роли и стереотипы

Взаимосвязь гендерных стереотипов и семейных ролей в представлениях подростков Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Размахнина Дарья Юрьевна

В статье приводятся результаты эмпирического исследования гендерных представлений подростков, проведенного с использованием авторской методики, основанной на психосемантическом подходе. Статья содержит некоторые теоретические аспекты проблемы, описание диагностической процедуры и результаты изучения взаимосвязанных представлений о гендерных стереотипах и семейных ролях в группах юношей и девушек из полных и неполных семей.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Размахнина Дарья Юрьевна

Interrelation of gender stereotypes and family roles in teenagers’ representation

This article presents an empirical research of gender representation of teenagers by using the author’s method based on psychosemantic approach. The article contains a theoretical basis for the research, a description of the diagnostic procedure and results of the studying interrelated representations about gender stereotypes and family roles that were obtained in the groups of boys and girls from complete and incomplete families.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь гендерных стереотипов и семейных ролей в представлениях подростков»

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ И СЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ

Тендер выступает одним из первых критериев категоризации в раннем детстве. Классификация окружающих взрослых на мужчин и женщин способствует формированию у ребенка схемы собственного пола, а также представлений, сценариев и планов действий, необходимые для реализации поведения, соответствующего тендеру. Идентифицировав свой пол, ребенок начинает впитывать информацию о правилах, нормах и моделях поведения людей своей социальной группы, т.е. тендерные стереотипы. Наиболее общими и универсальными являются гендерные стереотипы феминности и маскулинности. Это нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин [4].

Гендерные стереотипы существуют в виде схем, состоящих из двух взаимосвязанных уровней: информации о принятых в обществе нормативах феминности и маскулинности и более детальной «проработки» стандартов полоролевого поведения, характеризующих представителей своего пола. Эти схемы становятся основным фактором самосоциализации ребёнка, предопределяющим категоризацию им социальной реальности, «линзами», через которые ребёнок воспринимает окружающую социальную действительность [2].

Тесно связанным с понятием гендерных стереотипов является понятие гендерной роли. По сути, гендерные роли производны от сформированных в обществе стереотипных представлениях о маскулинности и фемининности и включают в себя установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каждого, имеющего определенный статус мужчины или женщины. В обобщенном виде они проявляются в разделении деятельности, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности и могут рассматриваться как внешние криетрии, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу [1]. Таким образом, гендерные стереотипы и соответствующие им семейный роли представляют собой единое семантическое пространство того или иного гендера.

Решающее значение для развития личности вообще и, в частности, в ее гендерном аспекте, имеет первичная социализация, которая осуществляется в семье. В рамках первичной гендерной социализации ребенок усваивает образцы поведения, соответствующие определенному полу, бессознательно ориентируюсь на доступные ему модели поведения родителей, которые выступают в качестве носителей социокультурных норм гендерного поведения и соответствующих ему ролей. Тендерная социализация ребенка в семье во многом зависит от его половой принадлежности и является дифференцированной для мальчиков и девочек. При этом, и гендер родителя определяет различия в воспитательных стратегиях – матери и отцы по-разному взаимодействуют с детьми своего и противоположного пола [3].

Таким образом, обращаясь к эмпирическому исследованию гендерных представлений в сознании подростков, наиболее актуальной задачей является изучение особенностей взаимосвязи гендерных стереотипов и соответствующих им семейных ролей у юношей и девушек из полных и неполных семей. Актуальность такого исследования определена тем, что в подростковом возрасте происходит активное осознавание сформированных в обществе норм поведения и интеграция общественных представлений с собственным жизненным опытом и личностными особенностями. На базе этой информации подростки формируют свой дальнейший жизненный путь, поскольку значение гендерного самосознания выходит далеко за рамки межличностных отношений и оказывает существенное влияние на все стороны жизнедеятельности личности.

При разработке приведенного в данной статье исследования учитывалось, что взаимосвязанные представления о гендерных стереотипах и соответствующих им гендерных ролях, составляющие гендерное сознание личности, закладываются в семье и по-разному представлены для детей разных полов. Таким образом, в основе исследования лежит предположение о том, что гендерные представления подростков тесно взаимосвязаны с совокупностью факторов пола и составом семьи.

В исследовании приняли участие 180 подростков 9-11х классов общеобразовательных школ Г.Москвы. Данная выборка была разделена на 4 равные подгруппы по критерию сочетания пола и состава семьи (по 45 человек): девушки из полных семей, юноши из полных семей, девушки из неполных семей, юноши из неполных семей.

Для решения данной эмпирической задачи был разработан соответствующий метод исследования, основанный на психосемантическом подходе.

Из 100 прилагательных, включающих типичные мужские и женские черты, а также широко распространенные одобряемые и неодобряемые личностные черты, не имеющие гендерной специфичности, подросткам предлагалось выбрать неограниченное количество тех, которые, по их мнению, характерны для представителей наиболее стабильных объектов гендерной системы. В качестве таких объектов были отобраны гендерные стереотипы «мужчина» и «женщина» и конвенциональные семейные роли – родительские «отец» и «мать», супружеские «муж» и «жена».

В результате проведенного исследования, нами были получены данные о содержании и особенностях взаимосвязи представлений о гендерных стереотипах и конвенциональных семейных ролях в каждой подгруппе. Анализ полученных данных проводился в три этапа. На первом этапе при помощи кластерного анализа сто прилагательных разбивались на несколько кластеров. Кластерный анализ проводился в Евклидовой метрике методом Уорда. Решение о количестве кластеров принималось по матрице аггломераций – выбиралось число кластеров, расстояние между которыми значительно превышало предыдущие расстояния. В результате данной процедуры было получены классификации прилагательных для всех исследуемых объектов (гендерных стереотипов и семейных ролей), каждая из которых включала от 3 до 5 кластеров. Затем рассчитывались общие показатели каждого испытуемого по каждому конструкту. На втором этапе анализировались частоты выбора прилагательных каждого кластера. Данные обрабатывались при помощи программ StatSoft Statistica 8.0 и SPSS 17.0. Таким образом, были получены описания, которые подростки каждой подгруппы используют применительно ко всем исследуемым объектам. На третьем этапе обработки данных проводился качественный анализ взаимосвязи содержания гендер-ных стереотипов и семейных ролей в представлениях испытуемых.

В результате исследования были получены следующие данные:

1. У девушек из полных семей отмечается сходство описаний всех женских объектов. Роли жены и матери, а также стереотип женщины характеризуются почти равным соотношением фемининной эмоциональности и маскулинных черт, связанных с деловой активностью, моральными принципами и волевой регуляцией. Практически все характеристики являются социально одобряемыми и, в итоге, женское гендерное пространство в восприятии данной группы испытуемых представляется гармонично андрогинным и, вероятно, достаточно идеализированным.

Представления о мужских объектах менее гомогенно. В нем отмечается сходство описаний между семейными ролями отца и мужа, которое выражается в противоречивости и неоднородности. Девушки из полных семей указывают и фемининные черты, которые применительно к мужским объектам приобретают нежелательную окраску, и одобряемые маскулинные качества, и неодобряемые черты, не имеющие гендерной принадлежности. А психологический портрет мужчины отличается использованием позитивных и одобряемых черт. Типичные маскулинные качества в нем доминируют, но они смягчены за счет использования черт фемининной эмоциональности.

2. Содержание представлений об объектах мужского и женского тендера у девушек из неполных семей существенно отличается от предыдущей группы. Стереотип женщины, роли матери и жены описываются по-разному и не имеют семантического единства. Мать описывается в основном с использованием негативных черт, типичных для мужчин и женщин. Роль жены в восприятии испытуемых является наиболее маскулинным из всех женских объектов, а стереотип женщины – гармонично андрогинным.

В пространстве мужского гендера, отмечается сходство в описании роли отца и стереотипа мужчины. Оба объекта представляют собой обезличенное размытое описание, в котором игнорируются как типичные черты того или иного гендера, так и социальная желательность/нежелательность черт. Вероятно, такое сходство представлений о данных объектах определяется тем, что модель поведения реального отца, отсутствующего в жизни девушек, неосознаваемо проецируется испытуемыми на представления о мужских объектах в целом. При этом, представление о роли мужа отличается наибольшим набором негативно окрашенных характеристик как маскулинного, так и фемининного типа, что вероятно указывает на супружеский конфликт родителей.

3. У юношей из полных семей в описании ролей матери и жены используются только одобряемые черты, но образ матери несколько более маскулинен по сравнению с представлениями о роли жены. В отличие от семейных ролей, стереотип женщины в данной группе испытуемых наделяется прежде всего неодобряемыми чертами как маскулинного, так и фемининного типа. В психологическом портрете женщины используются некоторые позитивные черты, не имеющие гендерной принадлежности и противоречащие по смыслу основному набору прилагательных.

Среди мужских объектов выделяется сходство представлений об отце и мужчине -они описываются с использованием исключительно маскулинных одобряемых качеств, и, в итоге, оказываются идеализированными и достаточно шаблонными. По всей видимости, реальный отец в полных семьях выступает для юношей моделью, по которой строится восприятие мужчин. Представление о роли мужа существенно отличается – данная роль воспринимается противоречивой, наравне с одобряемыми маскулинными чертами задействованы и неодобряемые прилагательные, типичные как для мужчин, так и для женщин.

4. Особенность представлений о женских объектах у юношей из неполных семей состоит в том, что роль матери, жены и стереотип женщины сходно наделяются преимущественно негативными чертами, лишенными гендерной специфичности.

В пространстве мужских объектов у данной группы испытуемых выделяется сходство представлений об отце и мужчине. Роль отца и стереотип мужчины сходны за счет указания негативных черт маскулинного и фемининного плана, игнорирования одобряемых черт, типичных для представлений о мужском гендере и использования фемининных характеристик, связанных с мягкостью и бесконфликтностью. Образ мужа являются сбалансировано андрогинными, в них используются только одобряемые характеристики.

В результате исследования были выявлены отличительные особенности содержания и взаимосвязи гендерных представлений подростков, связанные с их полом и составом семьи, которые наиболее полно выявляются при анализе сочетания двух указанных факторов. Юноши и девушки из полных и неполных семей, в основном, имеют различную информацию о гендерных стереотипах и гендерных ролях, наиболее явно это прослеживается при анализе взаимосвязи между представлениями об исследуемых объектах. Таким образом, предположение о том, что гендерные представления подростков связаны с совокупностью факторов пола и состава семьи подтверждено.

[1]. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001.

[2]. Бем С. Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. – М.: РОССПЭН, 2004. .

[3]. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Учебное пособие. М.: Гардики, 2005.

[4]. Уэст К., Циммерман Д. Создание гендера / Пер. с англ. Е. Здравомысловой // Тендерные тетради: Труды Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН. Вып. 1. – СПб., 1997.

cyberleninka.ru

Гендерные стереотипы

Рубрика: Педагогика и психология

Дата публикации: 18.11.2016 2016-11-18

Статья просмотрена: 586 раз

Библиографическое описание:

Заблоцкая, В. С. Гендерные стереотипы / В. С. Заблоцкая, Н. Е. Сорокина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 6 (9). — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/young/archive/9/589/ (дата обращения: 08.12.2020).

Казалось бы, на дворе двадцать первый век, в котором общество едва успевает следить за появлением новых технологий и развитием науки, но, несмотря на прогресс внешний, в головах людей по-прежнему существует множество «тараканов», имя которым «Стереотипы». Особенно стоит выделить гендерные стереотипы, являющиеся разновидностью социальных стереотипов, складывающихся в процессе общественной коммуникации и передающиеся индивидом в процессе социализации. Иными словами, навязываются обществом. Они также играют важную роль в поддержании гендерной стратификации как вертикальной (мужчина «выше» на социальной лестнице, женщина — «ниже»), а не как горизонтальной (на основе гендерного равенства) [1].

Пушкарёва Наталья Львовна, доктор исторических наук, профессора, заведующая сектором гендерных исследований Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, выделяет три группы гендерных неравенств.

Гендерные неравенства. Первая группа — это стереотипы «мужественности» и «женственности»: эталоны, или, точнее, нормативные представления о том, какими психологическими и поведенческими свойствами должны обладать мужчины и женщины. Так, например, считается, что мужчины более активны, настойчивы, чем женщины, роль которых исключительно пассивна. Всё мужское заведомо считается лучше женского. Также к «женским» качествам приписывается эмпатия, чувствительность и прочие, в то время как мужчины обязаны быть эмоционально стойкими. Такие повседневные фразы, которые можно услышать на улице «не плачь, ты ведь не девочка» и «распустил нюни как баба» наглядно демонстрируют давление гендерных стереотипов. В раннем возрасте это особенно опасно, поскольку может привести к искажению восприятию своих эмоций и внутреннего «я». Ребёнок может начать замыкаться в себе, усваивать заведомо ложные общественные рамки, ничем не оправданные.

Вторая группа гендерных стереотипов закрепляет семейные и профессиональные роли в соответствии с полом. Половые роли как существующие в обществе стереотипы бытуют в виде представлений и ожиданий, которым каждый человек должен соответствовать, чтобы быть понятым и принятым.

Например, для женщины отводится роль матери, а для мужчины — состоявшегося в карьере деятеля. Никого не интересуют их настоящие желания.

И, наконец,третья группа стереотипов касается различий в разделении труда. Согласно концепции «естественной дополнительности полов» удел женщин — дополнительный обслуживающий характер (экспрессивная сфера социальной жизни), а область деятельности мужчин — творческий, созидательный, руководящий труд (инструментальная сфера социальной жизни).

Если и удастся обобщать все группы, то можно поместить всё в одну ячейку с названием «место на свалке истории». Давно доказано, что женский разум ничем не отличается от мужского. Пресловутый материнский инстинкт едва ли тоже не становится навязанным обществом, ведь почему-то у мужчин не возникает желания броситься на защиту кого угодно, нуждающегося в этом. Зачастую от мужчин самих нужна защита. Так что «материнское» предназначение женщины стоит оставить в прошлом. Тем более что на Земле вот-вот наступит перенаселение, да и главной целью человека не должно являться беспрестанное размножение (в конце концов, homosapiens на то и разумный вид, чтобы мыслить не на уровне животного). Здесь движение child-free однозначно выигрывает.

Непосредственный смысл гендерных стереотипов кроется в принижении «слабого» пола, женского. Если углубляться в философию, мифологию и религии, то станет очевидно — идея разделения «мужественности» и «женственности» существовала издавна. Однако если раньше было крайне сложно противостоять набору навязанных обществом, верой стереотипов, то теперь допускать одну мысль о принижении «женского» и возвышении «мужского» является чертой не слишком образованных людей. Потому никакого разделения исключительно на два гендера не существует (да и цифрой 2 количество гендеров не ограничивается, но об этом в следующей статье), особенно если дело касается какой-либо работы.

«Армия и шахтеры». Аргументы против этого сводятся обычно к армии и бедным шахтёрам. Последних упоминают в ожесточенных битвах за гендерные стереотипы настолько часто, что создаётся ощущение — каждый представитель мужского пола, вне зависимости от своих желаний, физических возможностей и прочих факторов, обязательно трудился с десяток часов в сутки на угольных шахтах, без сна и отдыха, не видя белый свет. Увы, но не каждый знает, что шахтёрами были и женщины!

Например, в 19-м веке женщины нередко работали в шахтах по двенадцать и более часов. В некоторых шахтах от них требовалось поднимать на поверхность корзины с углем, в других — тянуть за собой вагонетку груженую чёрным золотом, которая привязывалась к талии с помощью цепи. Для этого приходилось передвигаться на четвереньках. Подобное имело место быть в Великобритании, а как же было у нас?

Стоит для начала рассказать о дореволюционной России, в которой, как и в большинстве стран на тот период, гендерные стереотипы возводились на законодательный уровень (к сожалению, список запрещенных профессий до сих пор существует). Женщины работали повсеместно, а их труд был значительно дешевле, чем мужской. Существовали законы, запрещавшие или ограничивавшие применение женского труда в ряде профессий. Согласно 952-ой статье Горного Устава женщины и дети не допускались к подземным и ночным работам.

После революции 1917 года законы рухнули, а в дальнейшем стране была нужна рабочая сила, и речь зашла о расширении женского рабочего труда. Таким образом, «список работ, к которым допускаются женщины» постепенно увеличивался, пополнялся новыми возможностями. Как известно, после войны любые половые рамки были сняты. Известно, что с 1943-го по 1947 годы на подземных работах в шахтах Донбасса работало, примерно, до 80 % женщин. Лишь в 1966 году женщины расстались с непростой работой, которую нелюбимые адекватными людьми знатоки с гордостью называют мужской и угрожают каждой испытать на себе этот труд в случае достижения полного гендерного равенства.

Аргумент же с армией можно опровергать бесконечно. Для этого достаточно посмотреть лишь на военные подвиги, совершаемые женщинами (также стоит отметить, что не все мужчины, навещенные стереотипами духовной силы и мужества, вели себя в соответствии с основной базой стереотипов. Предательство имело своё место быть, ровно как и трусость). Тема войны, должно быть, понятно всем. Воевали, как умели и совершенно не важно, каков твой пол (если только командир не решит отказаться от боевых солдат ради своих же надуманных аргументов). А как же обстоит с армией сейчас? Готовы ли женщины, браво выступающие за феминизм, идти в армию? Довольно странный вопрос, ведь не каждый юноша (практически каждый встречный) добровольно желает служить. Отвечу исключительно со своей позиции: если гендерное равенство подразумевает военную службу, не вижу ничего страшного в этом, ведь в Израиле девушки как-то живут и ничего, не сбежали.

Феминизм. Когда речь заходит о гендерных стереотипах, необходимо не только спорить с самой концепцией закрепленных в разуме выдумок, но и вспоминать о главной действующей силе, о феминизме, благодаря которому в XIX и начала XX веков женщины сумели совершить немыслимый ранее прорыв. Они получили право голосовать, и путь был отнюдь не лёгким.

− Феминизм — женское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

«Первая волна» феминизма поднимала вопросы голосования и частной собственности замужних женщин (ранее всё принадлежало мужу). «Вторая волна» способствовали идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х годов до 1980-х и выступало за полное юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. Феминистская активистка и публицистка Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное — это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной». Феминистки «второй волны» считали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой; они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.

«Третья волна» началась в 1990-х и являлась реакцией на ряд неудач «второй волны». Также именно в это время произошёл глубокий раскол феминистического движения на антипорнографический феминизм и сексуально-позитивный феминизм.

Отдельно выделим вопрос феминистической теории, которая включает в себя исследования в области антропологии, социологии, экономики, литературоведения, искусствоведения, психоанализа, философии.

Современная феминистская теория основывается на теории социального конструктивизма*и рассматривает «пол» (а также «расу») не как природные сущности, а как политические конструкты — продукты устоявшихся способов мышления, поддерживающих отношения власти между социальными группами. Она критикует обыденные представления о поле и расе как объективных данностях, существующих вне истории и политики.

− *Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского.

Один из ключевых элементов современной феминистской теории — теория интерсекциональности, согласно которой различные формы угнетения (сексизм и патриархат, расизм, капитализм, гомофобия и другие) носят системный характер, пронизывают всё общество, все социальные институты и уровни социального взаимодействия, укрепляют и поддерживают друг друга.

− Интерсекциональность — это исследование пересечения различных форм или систем угнетения, доминирования или дискриминации.

Стоит отметить, что феминизм — не единая идеология, внутри него существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами.

Отдельно выношу пункт, что феминизм борется за равные права с мужчинами, а не за доминирование. Никто не ущемляет мужчин, да и невозможно это сделать в патриархальном обществе. Да, как бы сильно нам не хотелось думать о прискорбности ситуации, мы живём в мире ещё не избавившимся от сексистских убеждений. Доказательством тому служит существование гендерных стереотипов в цивилизованном обществе.

Гендерные стереотипы. Также не нужно обделять внимание пункт изучения гендерных стереотипов. Впервые учёные занялись этим в пятидесятые годы XX века, когда основной целью исследований психологов и социологов было выявление типологических представлений мужчин о женщинах и женщин о мужчинах. По результатам было выяснено, что мужчинам приписывают рационализм и активность, в то время как образ женщины ассоциировался с эмоциональностью и поддержкой. Исследователи того времени не брались объяснить причину возникновения и существования гендерных стереотипов, ограничиваясь лишь констатацией факта их наличия.

Далее люди продолжали углубляться в изучение столь непростых, сформировавшихся со временем гендерных стереотипов. Например, американские психологи Кэй До и Тима Эмсвейлер провели эксперимент: студентов и студенток познакомили с весьма успешными результатами, которых добился их коллега (мужчина или женщина) при выполнении сложного задания. После этого испытуемых просили высказать собственное мнение о том, что, с их точки зрения, послужило причиной успеха. Оказалось, что и студенты, и студентки приписывали достижения мужчины почти исключительно его способностям, в то время как на успехи женщины, по оценкам обеих групп, больше повлияла удача.

Можно назвать и множество других стереотипов такого рода. Так, например, стереотипное представление о мужчине как лидере в равной степени характерно и для мужчин, и для женщин.

И. Броверман с соавторами попросили юношей и девушек дать характеристику типичному мужчине и типичной женщине [2]. В результате для тех и других выявился различный набор качеств:

− Мужчины — агрессивные, предприимчивые, доминирующие, независимые, неэмоциональные, легко принимают решения, самодостаточны;

− Женщины — тактичные, нежные, разговорчивые, интересуются собственной внешностью, нуждается в защите, аккуратные, спокойные.

Это исследование Броверман проводил в 1972 году. В наше время эти качества уже не так категорично делятся на мужские и женские, хотя общая тенденция сохраняется, что не может не печалить.

Заключение. Следует отметить, что гендерные стереотипы — бич нашего времени, проблема, которую необходимо решать. Необходимо не внушать детям с детства, что мальчики обязательно защитники, которым нужно скрывать чувства, а девочки истерички и непременно все будущие матери. Достаточно лишь принять несколько фактов, два из которых стоит зазубрить наизусть: люди равны и есть гораздо больше гендеров, чем существующие в коллективном сознании два.

Будьте разумными людьми и освобождайтесь от стереотипов.

  1. Краснова О. В. Стереотипы и аттитюды к пожилым людям: (опыт соц.-психол. исслед.). — М.: Прометей, 2004. — 303 с.
  2. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с.

Гендерные роли и стереотипы
moluch.ru

Что такое гендерные стереотипы и как с ними бороться

Что такое гендерные стереотипы?

Гендерные стереотипы — это устойчивые, стереотипные представления общества о том, какими должны или, наоборот, не должны быть представители того или иного гендера — женщины и мужчины.

Как правило, гендерные стереотипы касаются или внешности мужчин и женщин — то есть внешних проявлений феминности или маскулинности, или распределения гендерных ролей в обществе.

А что такое гендерные роли?

Гендерные роли — это модели ожидаемого поведения женщин и мужчин в социуме в соответствии с теми социокультурными условиями, в которых они живут. То есть это особенности, которые более характерны то ли для мужчин, то ли для женщин.

Так, например, стереотипным является представление о том, что женщины должны быть нежными и хрупкими, а мужчины — сильными и не должны публично проявлять эмоции, плакать и пр.

Можно еще несколько примеров?

Самый яркий пример — это разделение мужских и женских ролей по принципу “берегиня” и “охотник”. На основе этого формируются представления о распределении семейных обязанностей: якобы главная обязанность женщины — рожать детей и организовывать быт, а мужчина, в свою очередь, должен обеспечивать семью деньгами, едой.

Подобные представления закладываются с детства посредством воспитания родителей, игры и досуга: общепринятой считается мнение о том, что девочки с детства должны играть куклами, а мальчики — машинками.

Есть также и отдельная категория стереотипов, касающихся внешних проявлений “мужественности” или “женственности”. Это, например, представление о том, что девушки должны любить розовый цвет и носить одежду с блестками или бантами, в то время как мальчиков традиционно одевают в синие, голубые цвета сдержанных фасонов.

Бывают ли другие ролевые модели, которые тоже являются стереотипными?

К примеру, есть несколько стереотипных ролевых моделей для женщин, например: мать, любовница-соблазнительница, карьеристка — “железная леди”, женщина-украшение. В зависимости от того, к какой категории относится женщина, формируются определенные ожидания по отношению к ней.

От карьеристки, к примеру, часто ожидают, что она обладает “стальным” характером, привыкла все делать сама и не просит о помощи и часто жертвует личной жизнью ради работы. “Женщины-украшения”, которые могут тратить большие ресурсы на достижение “идеальной внешности”, нередко воспринимаются как “недалекие”, обладающие слабым интеллектом и пр.

Подобные стереотипы существуют и относительно мужчин. Один из самых популярных на русском звучит как: “Сила есть — ума не надо”. Имеется в виду, будто сильный мужчина с ярко выраженной маскулинностью — например, боксер или “качок” из спортзала — зачастую недостаточно развит интеллектуально.

Что является причиной возникновения таких стереотипов?

Часто причинами являются устаревшие представления о мире: люди формируют свои представления о тех или иных вещах, применяя знания, которые получили от представителей старших поколений. Однако мир меняется и, вполне возможно, что то, что было актуально несколько десятилетий назад, уже не является актуальным сейчас.

Так, например, ранее брюки считались сугубо мужским элементом одежды, который не могли носить женщины. Сегодня этот элемент одежды больше не является “чисто мужским” вариантом. Так же за сто лет существенно эволюционировал и женский купальный костюм: в начале ХХ века австралийскую актрису и плавчиху Анетт Келлерман арестовали за то, что она позволила себе выйти на публику в купальном костюме с обнаженными руками и ногами — до этого женщины могли купаться в платьях с длинными рукавами. Однако тогдашние понятия “нормы” и “морали” явно устарели в нынешнее время.

Эти представления о “мужском” и “женском” отличаются также и в зависимости от географических и социокультурных особенностей общества. То есть, в основе гендерных стереотипов могут быть заложены определенные народные верования, традиционные для того или иного региона представления о мире и пр. Условно говоря, представление коренных народов Африки о “женственности” и “красоте” могут отличаться от европейских представлений о тех же вещах.

И как бороться с гендерными стереотипами?

Лучший способ преодолеть любые стереотипы — продемонстрировать противоположное на конкретных примерах. Показать, что женщины так же могут быть сильными и содержать семью, а мужчины — уходить в декретный отпуск вместо своих жен. Демонстрировать это можно на любом уровне: как на уровне разговоров на кухне с друзьями, так и посредством публичных мероприятий и информационный кампаний.

Довольно распространенный способ тиражирования гендерных стереотипов в масс-медийном пространстве — это реклама. Для привлечения внимания аудитории бренды часто используют стереотипные изображения мужчин и женщин. Однако во многих странах мира с такой рекламой уже борются на законодательном уровне — путем запрета.

Так, например, в 2019 году в Великобритании впервые запретили рекламу из-за гендерных стереотипов в ней. Речь идет о рекламных видеороликах американской компании Mondelez и немецкого автопроизводителя Volkswagen. Зрители возмутились из-за того, как распределяют в этой рекламе социальные мужчин и женщин. В одной рекламе женщине отведена пассивная роль матери с коляской, в то время как мужчины занимаются спортом и покоряют космос. В другом ролике мужчин представляют как плохих родителей, которые не способны присмотреть за младенцами.

В Украине тоже можно бороться с сексистской рекламой с помощью закона. В частности, Закона о рекламе. В июле 2019 года, к примеру, из-за этого оштрафовали сеть магазинов Цитрус — судебный иск подала организация по защите прав женщин Гармония Равных. Суд этот иск удовлетворил, обязав Цитрус уплатить штраф в 6,8 тыс. грн.

nv.ua
CATEGORIES
Share This