Формы делового общения
Сущность, виды и формы делового общения
Деловое общение– это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Значительную часть делового общения занимает служебное общение, т.е. взаимодействие людей, осуществляемое в рабочее время, в стенах организации. Однако деловое общение – понятие более широкое, чем служебное, так как включает в себя взаимодействие и наемных работников, и собственников-работодателей, происходит не только в организациях, но и на различных деловых приемах, семинарах, выставках и пр.
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.
Различают два вида делового общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение (от лат. verbalis — словесный) осуществляется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации являются позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и пр.
Деловое общение может осуществляться в различных стилях. Выделяют три основных стиля общения:
• ритуальный стиль, в соответствии с которым главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. В ритуальном общении партнер – лишь необходимый атрибут, его индивидуальные особенности несущественны, в отличие от следования роли – социальной, профессиональной, личностной;
• манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути, любое обучение, убеждение, управление всегда включает манипулятивное общение;
• гуманистический стиль, который направлен на совместное изменение представлений обоих партнеров, предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Гуманистическое общение детерминируется не столько снаружи (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением, отношением к партнеру). В данном общении больше, чем в других видах, прослеживается зависимость от индивидуальности. Партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества. Вместе с тем существуют ситуации, когда данное общение и даже его отдельные элементы неуместны.
Кроме того, каждому человеку присущ свой индивидуальный стиль, или модель поведения и общения, который накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях. Индивидуальный стиль общения зависит от индивидуальных особенностей и личностных черт, жизненного опыта, отношения к людям, а также от характерного для данного общества вида общения.
Деловое общение реализуется в различных формах:
Деловая беседа – речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.
Основные функции деловой беседы:
— взаимное общение работников одной деловой сферы;
— совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;
— контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;
— поддержка деловых контактов;
— стимулирование деловой активности.
Деловые переговоры – это вид совместной деятельности с партнерами, направленной на решение проблемы и предусматривающий заключение договоров, сделок, контрактов. Переговоры всегда предполагают, по крайней мере, двух участников, интересы которых частично совпадают, а частично – расходятся.
Для обеспечения эффективности переговоров следует соблюдать определенные правила:
— самое главное на переговорах – это партнер, которого нужно убедить в принятии предложения и на которого нужно ориентировать весь ход переговоров, всю аргументацию;
— переговоры – это сотрудничество; любое сотрудничество должно иметь общую базу, поэтому важно найти «общий знаменатель» для различных интересов партнеров;
— редкие переговоры проходят без проблем, поэтому важна склонность к компромиссу;
— любые переговоры должны быть диалогом, поэтому важно уметь задать правильно вопрос и уметь выслушать партнера;
— переговоры считаются завершенными, если их результаты подверглись тщательному анализу, на основе которого сделаны соответствующие выводы.
Деловые совещания (собрания) являются способом обсуждения производственных, экономических, научно-технических проблем. Основное назначение совещаний – помочь в подготовке и реализации управленческих решений.
Совещания могут быть полезны в том случае, если позволяют:
— максимально использовать коллективные усилия и творческий потенциал;
— разносторонне рассмотреть проблему и различные варианты ее решения;
— несмотря на затраченное время более оперативно подготовить пути решения проблем;
— лучше изучить личностные и деловые качества подчиненных (выявить их интеллект, умение анализировать ситуацию, способность к поиску новых решений и т.д.);
— стимулировать работу над собой самого руководителя.
Публичные выступления – это выступления на совещаниях, семинарах, конференциях, презентациях, собраниях, в лекционных залах, на учебных занятиях с персоналом и т.д. Умело исполненная публичная речь может склонить к своей точке зрения не только малые группы, но и большие массы людей. Трудность публичной речи заключается, прежде всего, в том, что часто приходится обращаться ко многим людям, которые различаются по интересам, интеллекту, психическому состоянию, этической воспитанности.
В значительной мере эффективность публичного выступления зависит от его подготовительного этапа, который состоит из следующих элементов:
— поиск и подбор необходимого материала;
— составление плана выступления, систематизация и логическое упорядочение собранных сведений;
— содержательное насыщение и литературная обработка речи;
— репетирование выступления с необходимой интонацией, мимикой, жестами.
Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку.
Формы делового общения
Деловое общение – это самый прагматичный вид человеческой коммуникации, ведь интересы дела всегда ставятся выше личных предпочтений (если, конечно, деловые переговоры ведутся настоящими специалистами).
Во время делового общения, невзирая на формы и виды, всегда происходит обмен информацией, опытом, предложениями между собеседниками. Так как главная цель понятна – выгода каждой из сторон, то поговорим о других аспектах, которые хоть и находятся в тени, всегда играют не менее важную роль в деловом мире.
Деловое общение обязательно должно привести к разумному обоюдному решению, если таково возможно. Главное, с точки зрения перспективы — это не испортить отношения между партнерами, а также произвести наиболее благоприятное впечатление на всех участников переговоров. Именно это должно быть приоритетом для дальновидных деловодов.
Переговоры, как форма делового общения, безусловно, занимает лидирующую позицию в значимости при исходе дела. Переговоры делятся на:
- вертикальные – переговоры с вышестоящими органами;
- горизонтальные – переговоры внутри компании;
- несанкционированные – или внеурочные;
- высший уровень – это переговоры между руководителями заинтересованных сторон;
- расширенный стол – переговоры в рабочих группах, специализированных комиссиях.
В любом случае, для успешного ведения переговоров, мало знать теорию, формы и виды делового общения. В устных переговорах, в отличии от корреспонденции или косвенных бесед, следует владеть качествами лучших ораторов, чтобы после вашей речи, у оппонента вопросов больше не осталось.
Беседа как форма делового общения – это самая неформальная, простая и широко применяемая тактика для убеждения собеседника в своей правоте. Понятие деловой беседы очень широко – это, в принципе, любой устный контакт между уполномоченными лицами, который осуществляется для достижения общих решений.
Самым сложным в ведении беседы является ее начало, ведь собеседники прекрасно знают все то, о чем хотят говорить, однако как приступить к теме тактично и своевременно, создав благоприятную атмосферу непринужденности, знают далеко не все. Для этого, по меньшей мере, надо быть хорошим психологом, и понять, кто ваш собеседник и что он собой представляет. В противном случае можно «дошутится» до того, что дело случайно дойдет до кулаков.
Дискуссия как форма делового общения – это вид коллективного обсуждения поставленной задачи, методом сопоставления различных точек зрения. Результатом и итогом любой дискуссий должно быть принятие решения.
Из всех основных форм делового общения дискуссия наиболее эмоциональна, ведь за счет эмоционально-интеллектуального толчка соревновательный темп дискуссии не стихает до самого конца.
Участники дискуссии должны соблюдать общепринятый мировой этикет ведения дискуссии, то есть:
- не говорить слишком долго и часто;
- не перебивать собеседников;
- относится уважительно ко всем участникам дискуссии;
- не критиковать своих ответчиков.
Наиболее грамотное построение дискуссии – это чередование преимуществ и недостатков, именно этот стиль ведения и приводит к успешному разрешению вопроса.
Главная прелесть делового общения не в наборе малопонятных нормальному человеку слов, а в тактичности и уважении, которые должны исходить от каждой сказанной вами фразы. Корень слова «деловой» — это дело, и если вы действительно хотите иметь дело с вашим собеседником, если хотите побудить в нем такое же желание, ваше общение должно основываться на обоюдной симпатии (пусть только наружной), на понимании и уступках. Ведь деловое общение – как танец, если партнер наступает партнерше на ноги, дисквалифицируют не его одного, а их пару.
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник
Источники:
Сущность, виды и формы делового общения
Сущность, виды и формы делового общения Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение
http://megaobuchalka.ru/4/26088.html
Формы делового общения
Формы делового общения Деловое общение – это самый прагматичный вид человеческой коммуникации, ведь интересы дела всегда ставятся выше личных предпочтений (если, конечно, деловые переговоры
http://womanadvice.ru/formy-delovogo-obshcheniya