Формы делового общения

Сущность, виды и формы делового общения

Деловое общение– это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Значительную часть делового общения занимает служебное общение, т.е. взаимодействие людей, осуществляемое в рабочее время, в стенах организации. Однако деловое общение – понятие более широкое, чем служебное, так как включает в себя взаимодействие и наемных работников, и собственников-работодателей, происходит не только в организациях, но и на различных деловых приемах, семинарах, выставках и пр.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.

Различают два вида делового общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение (от лат. verbalis — словесный) осуществляется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации являются позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и пр.

Деловое общение может осуществляться в различных стилях. Выделяют три основных стиля общения:

• ритуальный стиль, в соответствии с которым главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. В ритуальном общении партнер – лишь необходимый атрибут, его индивидуальные особенности несущественны, в отличие от следования роли – социальной, профессиональной, личностной;

• манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути, любое обучение, убеждение, управление всегда включает манипулятивное общение;

• гуманистический стиль, который направлен на совместное изменение представлений обоих партнеров, предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Гуманистическое общение детерминируется не столько снаружи (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением, отношением к партнеру). В данном общении больше, чем в других видах, прослеживается зависимость от индивидуальности. Партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества. Вместе с тем существуют ситуации, когда данное общение и даже его отдельные элементы неуместны.

Кроме того, каждому человеку присущ свой индивидуальный стиль, или модель поведения и общения, который накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях. Индивидуальный стиль общения зависит от индивидуальных особенностей и личностных черт, жизненного опыта, отношения к людям, а также от характерного для данного общества вида общения.

Деловое общение реализуется в различных формах:

Деловая беседа – речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

Основные функции деловой беседы:

– взаимное общение работников одной деловой сферы;

– совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;

– контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;

– поддержка деловых контактов;

– стимулирование деловой активности.

Деловые переговоры – это вид совместной деятельности с партнерами, направленной на решение проблемы и предусматривающий заключение договоров, сделок, контрактов. Переговоры всегда предполагают, по крайней мере, двух участников, интересы которых частично совпадают, а частично – расходятся.

Для обеспечения эффективности переговоров следует соблюдать определенные правила:

– самое главное на переговорах – это партнер, которого нужно убедить в принятии предложения и на которого нужно ориентировать весь ход переговоров, всю аргументацию;

– переговоры – это сотрудничество; любое сотрудничество должно иметь общую базу, поэтому важно найти «общий знаменатель» для различных интересов партнеров;

– редкие переговоры проходят без проблем, поэтому важна склонность к компромиссу;

– любые переговоры должны быть диалогом, поэтому важно уметь задать правильно вопрос и уметь выслушать партнера;

– переговоры считаются завершенными, если их результаты подверглись тщательному анализу, на основе которого сделаны соответствующие выводы.

Деловые совещания (собрания) являются способом обсуждения производственных, экономических, научно-технических проблем. Основное назначение совещаний – помочь в подготовке и реализации управленческих решений.

Совещания могут быть полезны в том случае, если позволяют:

– максимально использовать коллективные усилия и творческий потенциал;

– разносторонне рассмотреть проблему и различные варианты ее решения;

– несмотря на затраченное время более оперативно подготовить пути решения проблем;

– лучше изучить личностные и деловые качества подчиненных (выявить их интеллект, умение анализировать ситуацию, способность к поиску новых решений и т.д.);

– стимулировать работу над собой самого руководителя.

Публичные выступления – это выступления на совещаниях, семинарах, конференциях, презентациях, собраниях, в лекционных залах, на учебных занятиях с персоналом и т.д. Умело исполненная публичная речь может склонить к своей точке зрения не только малые группы, но и большие массы людей. Трудность публичной речи заключается, прежде всего, в том, что часто приходится обращаться ко многим людям, которые различаются по интересам, интеллекту, психическому состоянию, этической воспитанности.

В значительной мере эффективность публичного выступления зависит от его подготовительного этапа, который состоит из следующих элементов:

– поиск и подбор необходимого материала;

– составление плана выступления, систематизация и логическое упорядочение собранных сведений;

– содержательное насыщение и литературная обработка речи;

– репетирование выступления с необходимой интонацией, мимикой, жестами.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку.

Формы делового общения

Деловое общение – это самый прагматичный вид человеческой коммуникации, ведь интересы дела всегда ставятся выше личных предпочтений (если, конечно, деловые переговоры ведутся настоящими специалистами).

Во время делового общения, невзирая на формы и виды, всегда происходит обмен информацией, опытом, предложениями между собеседниками. Так как главная цель понятна – выгода каждой из сторон, то поговорим о других аспектах, которые хоть и находятся в тени, всегда играют не менее важную роль в деловом мире.

Деловое общение обязательно должно привести к разумному обоюдному решению, если таково возможно. Главное, с точки зрения перспективы – это не испортить отношения между партнерами, а также произвести наиболее благоприятное впечатление на всех участников переговоров. Именно это должно быть приоритетом для дальновидных деловодов.

Переговоры, как форма делового общения, безусловно, занимает лидирующую позицию в значимости при исходе дела. Переговоры делятся на:

  • вертикальные – переговоры с вышестоящими органами;
  • горизонтальные – переговоры внутри компании;
  • несанкционированные – или внеурочные;
  • высший уровень – это переговоры между руководителями заинтересованных сторон;
  • расширенный стол – переговоры в рабочих группах, специализированных комиссиях.

В любом случае, для успешного ведения переговоров, мало знать теорию, формы и виды делового общения. В устных переговорах, в отличии от корреспонденции или косвенных бесед, следует владеть качествами лучших ораторов, чтобы после вашей речи, у оппонента вопросов больше не осталось.

Беседа как форма делового общения – это самая неформальная, простая и широко применяемая тактика для убеждения собеседника в своей правоте. Понятие деловой беседы очень широко – это, в принципе, любой устный контакт между уполномоченными лицами, который осуществляется для достижения общих решений.

Самым сложным в ведении беседы является ее начало, ведь собеседники прекрасно знают все то, о чем хотят говорить, однако как приступить к теме тактично и своевременно, создав благоприятную атмосферу непринужденности, знают далеко не все. Для этого, по меньшей мере, надо быть хорошим психологом, и понять, кто ваш собеседник и что он собой представляет. В противном случае можно «дошутится» до того, что дело случайно дойдет до кулаков.

Дискуссия как форма делового общения – это вид коллективного обсуждения поставленной задачи, методом сопоставления различных точек зрения. Результатом и итогом любой дискуссий должно быть принятие решения.

Из всех основных форм делового общения дискуссия наиболее эмоциональна, ведь за счет эмоционально-интеллектуального толчка соревновательный темп дискуссии не стихает до самого конца.

Участники дискуссии должны соблюдать общепринятый мировой этикет ведения дискуссии, то есть:

  • не говорить слишком долго и часто;
  • не перебивать собеседников;
  • относится уважительно ко всем участникам дискуссии;
  • не критиковать своих ответчиков.

Наиболее грамотное построение дискуссии – это чередование преимуществ и недостатков, именно этот стиль ведения и приводит к успешному разрешению вопроса.

Главная прелесть делового общения не в наборе малопонятных нормальному человеку слов, а в тактичности и уважении, которые должны исходить от каждой сказанной вами фразы. Корень слова «деловой» – это дело, и если вы действительно хотите иметь дело с вашим собеседником, если хотите побудить в нем такое же желание, ваше общение должно основываться на обоюдной симпатии (пусть только наружной), на понимании и уступках. Ведь деловое общение – как танец, если партнер наступает партнерше на ноги, дисквалифицируют не его одного, а их пару.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Источники:
Сущность, виды и формы делового общения
Сущность, виды и формы делового общения Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение
http://megaobuchalka.ru/4/26088.html
Формы делового общения
Формы делового общения Деловое общение – это самый прагматичный вид человеческой коммуникации, ведь интересы дела всегда ставятся выше личных предпочтений (если, конечно, деловые переговоры
http://womanadvice.ru/formy-delovogo-obshcheniya

CATEGORIES
Share This