Формула конфликта

Вопрос № 4. Методы разрешения конфликтов.

С чего начать разрешение конфликта? C установления его причины. Опыт разрешения конфликтов показал, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта:

Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие первопричину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт – это открытое протиборство как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт – это значит:

а) устранить конфликтную ситуацию;

б) исчерпать инцидент.

Бывают случаи, когда конфликтную ситуацию устранить невозможно по объективным причинам. Формула конфликта показывает: чтобы избежать конфликта, следует проявить максимальную осторожность, не создавать инцидента. Конечно, первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.

Данная ситуация дополняет первую формулу, в соответствии с которой каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой. Разрешить конфликт по этой формуле – значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.

Приведенная выше схема возникновения конфликта, первая и вторая их формулы позволяют оценить степень неизбежности конфликта:

Классификация конфликтов по степени их неизбежности[11, с. 250]:

Тип А: Конфликты этого типа случайны. Во-первых, потому что первый конфликтоген нередко случаен. Во-вторых, не всякий конфликтоген приводит к конфликту. И, в-третьих, может не последовать ответного конфликтогена.

Тип Б: Если не работать над устранением конфликтной ситуации, то конфликт рано или поздно произойдет. Ведь при наличии конфликтной ситуации накопившихся противоречий для возникновения конфликта достаточно инцидента. Им может быть любой конфликтоген.

Тип В: В случае наличия нескольких конфликтных ситуаций, если не устранить их, конфликт неизбежен.

Для успешного разрешения конфликтов, руководителю, прежде всего, следует реалистически оценить конфликтную ситуацию.Это предполагает:

¨ различать повод конфликта и его причины;

¨ определить предмет разногласий (производство или личные взаимоотношения конфликтующих сторон);

¨ уяснить мотивы вступления людей в конфликт.

В.П. Шейновым сформулированы правила, позволяющие с достоверностью установить первопричину конфликта:

1. Помнить, что конфликтная ситуация – это то, что надо устранить. Следовательно, не годятся формулировки типа: «КС – в этом человеке», «в социально-экономической ситуации» и т.п., ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще, социально-экономическую обстановку в одиночку ни один из нас не изменит.

2. КС всегда возникает раньше конфликта.

3. Формулировка должна подсказывать, что делать.

4. Задавать себе вопросы «почему?» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие.

5. Сформулировать КС своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.

6. В формулировке обойтись минимумом слов [11, с. 250-251].

Существует не один метод управления КС. Все методы можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

К структурным методам относят следующие:

1. разъяснение требований к работе (каждый работник должен знать об ожидаемом уровне результатов, о том, кто предоставляет и получает различную информацию, системе полномочий и ответственности и т.п.);

2. выявление потребностей работников и создание условий для максимального их удовлетворения;

3. формирование рабочих групп с учетом личной совместимости, применение адекватного стиля руководства;

4. использование координационных и интеграционных механизмов. Если два подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, то конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предложив ему принять решение. Т.е. установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей. Конфликт между двумя производственными подразделениями можно разрешить, если создать промежуточную службу, координирующую работу этих подразделений.;

5. направление усилий всех участников на достижение общих целей;

6. создание системы вознаграждений (вознаграждение благодарностью, премией, признанием или повышением по службе можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей).

К межличностным методам относят следующие:

I. Уклонение – это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. Предлогом здесь могут быть ссылки на недостаток времени, полномочий, ресурсов, незначительность проблемы или неверно выбранный адресат. Девиз такого поведения «Не стоит из мухи делать слона». Цель обвиняемой стороны – отложить решение конфликта (как-нибудь само собой утрясется), дать возможность противнику обдумать свои претензии. Целесообразно использовать, если не особо важны ни цель, ни отношения.

II. Сглаживание – это удовлетворение интересов другой стороны через «приспособление», чаще всего оно предполагает незначительное удовлетворение собственных интересов. Действуют здесь по принципу «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». Причиной такого поведения может быть стремление сделать «жест доброй воли», завоевать расположение партнера на будущее, желание избежать разрастания конфликта, понимание того, что правота на стороне «противника». К такой тактике разумно прибегнуть, когда отношение намного важнее, чем цель. Это та ситуация, о которой говорят «Стоит ли ссориться из-за пустяков?».

III.Компромисс – это открытое обсуждение мнений и позиций, направленное на поиск решения, наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон. Преимущество такого исхода – взаимная уравновешенность прав и обязанностей и легализация претензий. Компромисс, действительно, снимает напряженность, помогает найти оптимальное решение. Партнеры, идущие на компромисс, исходят из того, что совместный выигрыш выгоден, что компромисс в одном может дать выигрыш в другом, что плохое решение лучше, чем отсутствие решения.

IV. Конкуренция может привести к доминированию и в конечном итоге уничтожению одного партнера другим: «Чтобы я победил, ты должен проиграть». Это неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта. Конкуренция чаще всего возникает при переоценке себя и недооценке противника. Конкуренция может быть вызвана потребностями защитить свои интересы, жизнь, семью, а также желанием всегда брать верх, пренебрежением к другим. Когда важна цель, а взаимоотношения имеют меньшее значение, наилучшим выходом из конфликта может оказаться доминирование.

V. Сотрудничество – это форма разрешения конфликта, при которой удовлетворение интересов обеих сторон более важно, чем решение вопроса. Сотрудничество подразумевает, что интересы одной стороны не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены интересы и другой, по крайней мере частично. Без сотрудничества не обойтись, когда важны и цель, и отношения. Если Вы решились на сотрудничество, то первое, что нужно сделать – это отказаться от тактики самообороны, ведущей к неравенству и изоляции сторон. Отношения с партнерами должны быть позитивными с акцентирование того, что объединяет, а не разъединяет.

Таким образом, конфликт преодолевается различными средствами и успех его разрешения зависит от характера противоборства, степени его затянутости, стратегии и тактики конфликтующих сторон.

Предупреждение конфликтов в коллективе и их эффективное разрешение требуют определенной социально-психологической информации:

1. Информация о людях:

· о неформальных группах и лидерах.

2. Информация о мнениях людей:

· об условиях труда;

· о политике организации.

Основные методы получения социально-психологической информации: наблюдение, устный опрос (интервьюирование), письменный опрос (анкетирование).

[link]infopedia.su[/link]

Практикум по конфликтологии (7 стр.)

Тема 3. Теории механизмов возникновения конфликтов

Уяснение сути того, как именно возникают конфликты, имеет существенное значение для определения способов их разрешения. В настоящей теме практикума мы рассмотрим некоторые из простейших механизмов, которые были описаны в работах отечественных и зарубежных авторов.

Материал для самостоятельного изучения

Формулы конфликта

Один из отечественных исследователей в области конфликтологии В. П. Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» приводит три формулы конфликтов (А, Б и В). Практическое значение формул конфликтов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить анализ многих конфликтов и находить пути их разрешения. При этом следует помнить, что приводимые ниже формулы не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов. Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами.

Первая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ).

Конфликтогены– это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.

Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.

Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно выразить следующим образом:

КФГ 1 → КФГ 2 → КФГ 3 → … → КФ,

где КФГ 1 – первый конфликтоген; КФГ 2 – второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ 3 – третий конфликтоген, ответный на второй, и т. д.

При этом важно иметь в виду, что КФГ 2 > КФГ 1 , КФГ 3 > КФГ 2 и т. д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).

Конфликты, возникающие по первой формуле, условно будем называть конфликтами типа А. Важно отметить, что, по наблюдениям специалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия.

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Для успешного применения сформулированных правил важно знать конкретные проявления конфликтогенов. В табл. 3.1 дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми.

Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

Классификация конфликтогенов

Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.

Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следующим образом:

КС 1 + КС 2 +… + КС n = КФ, при этом n ≥ 2

Словами эту формулу можно выразить так:

Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

Конфликты, возникающие по третьей формуле, условно будем называть конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.

Конфликты и трансактный анализ

Теория трансакционного (трансактного) анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах ХХ века. Основные положения этой теории изложены им в книге «Люди и игры» и широко используются в психотерапии при лечении различных психических расстройств, а также в работе психологов по коррекции поведения человека.

Теория трансактного анализа может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии (МЛВ).

Основные положения теории трансактного анализа

Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является «трансакция».

Трансакция – это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.

Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение во взаимодействии (трансакциях). Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя). В дальнейшем сокращенно мы их будем обозначать соответственно буквами: Р, В и Д.

Поведенческие характеристики основных трансакций

Ребенок– проявляет чувства (обиды, страха, вины и т. п.), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы: «Почему я?», «За что меня наказали?», извиняется в ответ на замечания и т. п.

Родитель– требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т. п.

Взрослый– работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т. п.

Алгоритм трансактного анализа

1. Составить матрицу:

2. Выделить субъекты МЛВ (S и – инициатор, S м – «мишень»).

3. Уяснить, с каких позиций выступает каждый из субъектов МЛВ: Р, В, Д.

4. Уяснить направленность позиции каждого субъекта МЛВ и обозначить стрелками в матрице.

5. По матрице определить сумму расхождений в позициях.

6. Сделать вывод:

а) сумма расхождений равна нулю – отсутствие конфликтной ситуации;

б) сумма расхождений от одного до четырех свидетельствует о наличии конфликтной ситуации.

Примеры

1. На переговорах одна сторона заявляет другой: «Вы сорвали нам поставки, в результате мы понесли ощутимые потери». Другая сторона: «Нет, это вы виноваты, задержав предоплату».

Сумма расхождений составляет четыре, что свидетельствует о наличии серьезной конфликтной ситуации между участниками переговоров.

2. Студент обращается к экзаменатору: «Почему вы поставили мне четверку, а не пятерку?». Экзаменатор: «Давайте разберемся». И, используя аргументы, обосновывает выставленную оценку.

Сумма расхождений равна нулю, что свидетельствует об отсутствии конфликтной ситуации.

Источники для углубленного изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 16, 17.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.; М.: «Университетская книга» АСТ, 1998.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 3.

Контрольные вопросы

1. Что такое конфликтогены?

2. В чем суть закона эскалации конфликтогенов (первая формула конфликтов)?

3. Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, вытекающие из закона эскалации конфликтогенов.

4. Назовите основные типы конфликтогенов и формы их проявления.

5. Сформулируйте правила возникновения и способы разрешения конфликтов по второй формуле.

6. Сформулируйте правила возникновения и способы разрешения конфликтов по третьей формуле.

7. Что такое трансакция? Основные виды трансакций и их поведенческие характеристики.

8. Перечислите поведенческие характеристики Родителя.

9. Перечислите поведенческие характеристики Взрослого.

Формула конфликта
[link]mir-knig.com[/link]

Управление конфликтами. Последствия конфликтов

Опыт разрешения конфликтов показал, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта.

Первая формула конфликта: Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия (первопричина конфликта)

Инцидент – повод для конфликта.

Конфликт – открытое противоборство.

Разрешить конфликт – это значит:

а) устранить конфликтную ситуацию;

б) исчерпать инцидент.

К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента, так как часто невозможно устранить конфликтную ситуацию по объективным причинам. Поэтому, чтобы избежать конфликта следует проявлять осторожность и не создавать инцидента.

Пример 1: между двумя сотрудниками не сложились отношения. В разговоре между собой один употребил какие-то неудачные слова. Второй обиделся, хлопнул дверью и написал жалобу на первого. Вышестоящий руководитель вызвал обидчика и заставил его извиниться. «Инцидент исчерпан», — заявил руководитель удовлетворенно, имея в виду, что конфликт разрешен. Так ли это?

Анализ ситуации: конфликт здесь – жалоба; конфликтная ситуация – несложившиеся отношения; инцидент – случайно высказанные неудачные слова. Заставив извиниться руководитель исчерпал инцидент, но конфликтная ситуация осталась, так как обидчик не считал себя виноватым, но должен был извиниться. Пострадавший, понимая фальшивость приносимого извинения, не улучшил своего отношения к обидчику.

Пример 2: 17-летний молодой человек хорошо учится, среди однокурсников слывет «ходячей энциклопедией», но в остальном ничем не выделяется. Однажды приходит из техникума с плохим настроением. Причина – никто из сокурсников не сказал ему о месте и времени встречи для совместного похода на дискотеку.

Анализ ситуации: Для подростков характерно желание самоутвердиться и обратить на себя внимание. В ход идут экстравагантные одежды, прически, поведения, превосходство в физической силе и т.п. Способ самоутверждения, выбранный героем этой ситуации, включает элемент превосходства над другими, а это не очень нравится сокурсникам, в этом состоит конфликтная ситуация. Инцидентом является случай с дискотекой.

Вторая формула конфликта: Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой. Разрешить конфликт по этой формуле – значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.

Пример 1: Некоторые курильщики выходят покурить на балкон. Один из них, живущий на 7-м этаже, курил сигарету, периодически поплевывая вниз. Докурив, он сплюнул последний раз и удалился. Волею случая плевок попал в соседа, который жил на 6-м этаже. Он поднял голову, но никого не увидел. Решив, что это может быть только Леха с 8-го этажа, он поднялся и позвонил в дверь лехиной квартиры. Дверь открыл Леха, только что вышедший из ванны. Сосед накинулся на него с руганью, тот ничего не мог понять. Однако, разозлившись, ответил ему тем же. Завязалась ссора, закончившаяся дракой.

Анализ ситуации: Здесь проявляется эскалация конфликтогенов. Конфликт возник помимо воли участников (до злополучного плевка никто из них не собирался драться).

Первая конфликтная ситуация – бескультурное поведение курильщика.

Вторая конфликтнаяситуация – низкий имидж Лехи: плохая репутация приводит к тому, что при всяком происшествии неопределенность будет толковаться не в его пользу.

По способу разрешения конфликты подразделяются на:

— продуктивные (конструктивные)

— непродуктивные (деструктивные).

Деструктивные конфликты – это конфликты, разрушающие межличностные связи, резко снижающие эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным.

Конструктивные конфликтыне выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения:

Последствия конфликтов:

1) функциональные (положительные):

— проблема решена, приемлемым для 2-х сторон путем;

— стороны расположены к сотрудничеству;

— конфликт привел к росту сплоченности группы.

2) дисфункциональные (отрицательные):

— неудовлетворенность, плохое психологическое состояние;

— снижение производительности труда;

— нежелание сотрудничать в будущем;

— представление об оппоненте как о враге;

— прекращение общения между конфликтующими сторонами;

— большое значение придается победе, а не решению проблемы.

Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 4630 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

[link]studopedia.su[/link]

Формула конфликта

Формулы конфликтов.

Один из отечественных исследователей в области конфликтологии В. П. Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» приводит три формулы конфликтов (А, Б и В). Практическое значение формул конфликтов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить анализ многих конфликтов и находить пути их разрешения. При этом следует помнить, что приводимые ниже формулы не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов. Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами.

Первая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от кон-фликтогенов (КФГ).

Конфликтогены — это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту.

Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.

Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно выразить следующим образом:

где КФГ1 — первый конфликтоген; КФГ2 — второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 — третий конфликтоген, ответный на второй, и т. д.

При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ(, КФГ3> КФГ2 и т. д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликто-генов).

Конфликты, возникающие по первой формуле, условно будем называть конфликтами типа А. Важно отметить, что по наблюдениям специалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия.

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Для успешного применения сформулированных правил важно знать конкретные проявления конфликтогенов. В табл. 3.1 дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми.

Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.

Понятие управления конфликтом.

Если бы мы понимали конфликт только как патологическое явление в обществе, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации — отмене, подавлению, скорейшему разрешению. Признание же конфликта закономерным явлением в обществе, более того, движущей силой развития, расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Эта проблема становится многолановой. Понятие «управление конфликтом» выражает ее сущность. При его определении следует учитывать противоречивость влияния конфликтов на общество: конструктивное (стимул созидательной деятельности) и разрушительное (дезинтеграция системы, затраты ресурсов на противоборство).

Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач.

Управление конфликтом — это перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на общественный процесс. Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и лодавление конфликтов; регулирование и разрешение. Каждый из названных видов действий представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие.

Способы разрешения конфликтов.

Конструктивные способы разрешения конфликтов:

Проблема решается путем, устраивающим все стороны, т.е. теоретически максимально правильно и эффективно.

Коллегиальное решение проще реализовать, т.к. устраняются препятствия, в том числе и скрытые.

Оппоненты приобретают опыт сотрудничества и поиска консенсуса.

Конфликты между руководителем и подчиненным, которые решены конструктивно, побуждают подчиненных и далее занимать активную профессиональную позицию, а не становится бездумным исполнителем воли руководителя.

Сотрудники перестают рассматривать возникающие разногласия, как негативный факто, мешающий работе.

Деструктивные способы разрешения конфликтов:

Испорченные отношения между конфликтующими сторонами.

Неэффективное сотрудничество, скрытая борьба и противодействие, препятствующее решению производственных задач.

Необъективное представление о позиции оппонента, как о заведомо неправильной.

Ошибочное убеждение, что одержать победу в споре важнее, чем решить реальную проблему.

Негативные эмоции сторон конфликта, обиды, неудовлетворенность, стресс, плохое настроение, текучесть кадров.

[link]people-in-side.blogspot.com[/link]

Формула конфликта

Понятие конфликта имеет множество определений и толкований, но все они подчёркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. Деловое общение — это, прежде всего, взаимодействие партнёров, обмен информацией, согласование позиций и точек зрения, и здесь мы также сталкиваемся с конфликтами и конфликтными ситуациями.

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

Поясним смысл входящих в формулу составляющих.

Конфликт — это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, содержащие первопричину конфликта.

Инцидент — это стечение обстоятельств, явившихся поводом для конфликта.

80% конфликтов возникает помимо осознанного желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придаёт им значения.

Разрешить конфликт — это значит:

  1. устранить ситуацию;
  2. исчерпать инцидент.

Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно.

Случай из практики. Между двумя сотрудниками за несколько лет совместной работы так и не сложились доброжелательные отношения. В разговоре между ними один из них в спешке употребил какие-то неудачные слова. Второй обиделся, хлопнул дверью и написал жалобу на первого. Вышестоящий руководитель вызвал обидчика и заставил извиниться. «Инцидент исчерпан», — заявил руководитель после вымученного формального «извинения» удовлетворённо, имея в виду, что конфликт разрешён. Но так ли это?

Конфликтная ситуация не только осталась, но и усугубилась. Действительно, обидчик не считал себя виноватым, но должен был извиниться, отчего антипатия его к пострадавшему только увеличилась. И тот, в свою очередь, понимая фальшивость приносимого извинения, не улучшил своего отношения к обидчику.

Таким образом, своими формальными действиями руководитель не разрешил конфликт, а только усилил конфликтную ситуацию и тем самым увеличил вероятность новых конфликтов между работниками.

Сложность здесь в том, что именно истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать организатора конфликта не с лучшей стороны.

Наглядная аналогия. Конфликт между людьми можно уподобить сорняку на грядке: конфликтная ситуация — это корень сорняка, а инцидент — та часть, что на поверхности.

Понятно, что, оборвав ботву сорняка, но не тронув корень, мы только усиливаем его работу по вытягиванию из почвы питательных веществ. Да и найти после этого труднее. Так же и с конфликтом: не устранив конфликтную ситуацию, мы создаём условия для углубления конфликта.

Правила формулирования конфликтной ситуации

Ключевую роль в разрешении конфликта играет правильное формулирование конфликтной ситуации, то есть первопричины конфликта.

Чтобы побудить конфликтующих к продуктивным действиям по разрешению конфликта, приведём правила, делающие эту процедуру наиболее эффективной. Приводимые правила получены эмпирически и за многие годы их применения доказали свою полезность.

  • Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация — это то, что надо устранить.

Следовательно, не годятся формулировки, которые часто предлагаются участниками практических занятий по конфликтологии: «конфликтная ситуация — в этом человеке», «в социально-экономической ситуации». Возможно, что это и так отчасти, но мы не сможем «устранить» человека, а в одиночку социально-экономическую обстановку ни один из нас не изменит. Прямая выгода здесь заглянуть в себя, что в нас такое произошло, что привело к состоянию дискомфорта.

  • Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.

Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту, и инциденту.

Не случайно в формуле конфликта на первом месте стоит конфликтная ситуация, затем инцидент и уже потом как следствие — конфликт.

  • Правило 3. Задавайте себе вопросы «почему?» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой происходят другие.

Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не вырывайте только часть корня, оставшаяся часть всё равно воспроизведёт сорняк. Задавая вопросы «почему?», мы находим всё более глубокие причины конфликта.

  • Правило 4. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из рассказа о произошедшем.

Суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, то есть о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения (объединения) разнородных составляющих. Так и появляются в её формулировке слова, которых, возможно, не было в первоначальном описании. К тому же, повторяя вслух или про себя негативные слова, которые были использованы нами и другой стороной в конфликте, мы снова испытываем отрицательные эмоции.

  • Правило 5. В формулировке обойдитесь минимумом слов.

Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы. Здесь уместен афоризм «качество — категория противоположная количеству». Каждое лишнее слово даёт новый смысл, а их комбинация добавляет к этому ещё что-то. И вот, со своей стороны мы сделали, что считали необходимым.

  • Правило 6. Формулировка должна подсказывать, кто и что должен сделать.

Сформулировав первопричину конфликта, можно приступать к его разрешению, но необходимо учесть, что другая сторона конфликта могла и не проводить такой глубокой работы над собой. Если она (сторона) нам интересна (выгодна), готовимся как специальной операции, восстанавливаем утраченные позиции. Если не интересна, то, как говорится, «умнее будем» на будущее.

В заключение, можно обратить внимание на следующее: конфликтная ситуация — это диагноз болезни под названием «конфликт».

Только правильный диагноз даёт надежду на исцеление.

[link]samopoznanie.ru[/link]

КОНФЛИКТОГЕНЫ

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Происхождение этого слова объяснено ранее.

Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.

Слово «могущие» является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что он не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, поэтому и допускается многими с мыслью о том, что «сойдет». Однако часто не «сходит» и приводит к конфликту.

Природу и коварность конфликтогенов можно объяснить так. Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть даже такой афоризм: «Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами». На самом деле этим грешим все мы, а не только представительницы прекрасного пола.

Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.

Закон эскалации конфликтогенов

Еще большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности — эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем.

На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Эскалацию конфликтогенов можно объяснить следующим образом. Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому появляется желание от возникшего раздражения ответить обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее и для уверенности он делается «с запасом». Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтобы впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

Житейская ситуация.
Муж зашел на кухню и, случайно задев стоящую на краю стола чашку, уронил ее на пол.
Жена: «Экий ты неуклюжий. Всю посуду в доме перебил».
Муж: «Потому что все не на своем месте. Вообще в доме бардак».
Жена: «Если бы от тебя была хоть какая-то помощь! Я целый день на работе, а тебе с твоей мамочкой только бы указывать!»

И т.д. Результат неутешителен: настроение и того и другого испорчено, конфликт налицо и вряд ли супруги довольны таким поворотом событий.

Фактически этот эпизод состоит сплошь из конфликтогенов. Неловкость мужа — первый из них. Действительно, этот конфликтоген может привести, а может и не привести к конфликту. Все зависит от реакции жены. А она, действуя по закону эскалации, не только не пытается разрядить ситуацию, но и в своем замечании от частного случая переходит к обобщению, » на личность «. Пытаясь оправдаться, муж поступает так же, действуя по принципу «лучшая защита — нападение». И так далее — по закону эскалации.

Почему это так

К сожалению, мы устроены весьма несовершенно, болезненно реагируем на обиды и оскорбления, проявляем ответную агрессию.

Безусловно, требованиям высокой морали более отвечает умение сдержаться, а еще лучше — простить обиду. К этому призывают все религии и этические учения, однако, несмотря на все увещевания, воспитание и обучение, число желающих «подставить другую щеку» не множится.

По-видимому, это объясняется тем, что потребность чувствовать себя в безопасности, комфортно и достойно относится к числу основных потребностей человека, и потому покушение на нее воспринимается крайне болезненно.

За что ратует автор

Автор хочет обратить внимание читателя на то, что действительно необходимо научиться противиться эскалации конфликтогенов и как этого достичь.

Игнорирование закономерности эскалации конфликтогенов — это прямая дорога к конфликту. Хотелось бы, чтобы каждый постоянно помнил, об этом. Тогда конфликтов будет меньше — в особенности тех, в которых по большому счету не заинтересован ни один из его участников. Ибо первый конфликтоген может быть (а чаще всего и бывает) непреднамеренным, результатом стечения обстоятельств — как было, в частности, и в обоих рассмотренных выше житейских ситуациях.

Правила бесконфликтного общения

Правило 1. Не употребляйте конфликтогенов.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Вспомните, что если не остановитесь сейчас, то позднее сделать это будет практически невозможно — так стремительно нарастает сила конфликтогенов!

Чтобы выполнить первое правило, поставьте себя на место собеседника: не обиделись бы вы, услышав подобное? И допустите вероятность, что положение этого человека в чем-то уязвимее вашего?

Способность ощутить чувства другого человека, понять его мысли называется эмпатией. Таким образом, мы пришли еще к одному правилу.

Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.

Есть понятие, противоположное понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес партнера по общению. Это все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение и т.д.

Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.

Несколько слов о гормональных основах наших состояний. Конфликтогены настраивают нас на борьбу, поэтому сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего нашему поведению агрессивность. Сильные конфликтогены, вызывающие гнев, ярость, сопровождаются выделением норадреналина.

Наоборот, благожелательные посылы настраивают нас на комфортное, бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых «гормонов удовольствия» — эндорфинов.

Каждый человек нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий благожелательными посылами, становится желанным собеседником.

Наиболее часто встречающиеся конфликтогены

Правила 1 и 2 бесконфликтного общения легче выполнить, когда знаешь, что может послужить конфликтогеном. Этому способствует их определенная классификация.

Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:

1) стремление к превосходству,
2) появление агрессивности,
3) проявление эгоизма,
4) стечение обстоятельств.

Объединяет все эти типы то, что конфликтогены представляют из себя проявления, направленные на решение психологических проблем или для достижения каких-то целей (психологических или меркантильных).

Перечислим наиболее распространенные конфликтогены каждого из типов.

Стремление к превосходству

Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм.

Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайся», «Успокойся», «Как можно этого не знать?», «Неужели не понимаешь?», «Вам русским языком сказано», «Ты умный человек, а поступаешь. «. Одним словом, забвение известной мудрости: «Если ты умнее других, то никому не говори об этом». Конфликтогеном является и снисходительный тон.

Муж похвалил жену за вкусный обед. А она обиделась, потому что сказано это было снисходительным тоном, и она почувствовала себя кухаркой.

Хвастовство, то есть восторженный рассказ о свих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание «поставить наместо» хвастуна.

Категоричность, безапелляционность, являются проявлением излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности и предполагают свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в частности такие, как «Я считаю», «Я уверен». Вместо них более безопасно употреблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: «Я думаю», «Мне кажется», «У меня сложилось впечатление, что. «.

Конфликтогенами данного вида являются и безапелляционные фразы типа «Все мужчины — подлецы», «Все женщины — обманщицы», Все воруют», «. и закончим этот разговор «.

Категоричность родителей может оттолкнуть от них детей: суждения о принятой в среде молодежи музыке, одежде, манере поведения. Или такой разговор. Мать говорит дочери: «Твой новый знакомый тебе не пара». Дочь в ответ нагрубила матери. Не исключено, что она и сама видит недостатки своего знакомого, но именно категоричность вердикта рождает протест. По-видимому, другой резонанс вызвали бы слова матери «Мне кажется, он несколько самоуверен, берется судить о том, в чем плохо разбирается. Но, может быть, я ошибаюсь, время покажет».

Навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства.

Так, например, женщина-водитель троллейбуса в порядке инициативы взяла на себя дополнительную обязанность во время следования по маршруту просвещать пассажиров по разным темам: правила дорожного движения, правила хорошего тона и т.п. Динамик в салоне не умолкает, бесконечно повторяя прописные истины. Пассажиры выражали дружное возмущение таким навязчивым «сервисом», многие жаловались, что выходили из троллейбуса в скверном настроении.

Перебивание супруга. А сколько советов отпускают друг другу члены семьи?! Перебивание супруга, повышение голоса или когда один поправляет другого. Тем самым показывается, что его мысли более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать.

Утаивание информации. Информация — это необходимый элемент жизнедеятельности. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги.

Особенно это болезненно в семье, где сосредоточены жизненно важные для человека интересы. Отсутствие откровенности порождает худшие подозрения.

Нарушения этики, намеренные или преднамеренные.

Один из супругов обидел другого, да еще и не извинился. Забыл поблагодарить за сделанное ему добро. Не поздоровался. Не сказал «Доброе утро». Не пожелал спокойной ночи. Муж не пропустил жену в двери вперед. Не подал руку, выходя из автобуса. И т.д. и т.п.

Подшучивание. Обычно его объектом становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор. Любители насмешек, видно, забывают, что уже в древности осуждался порок злого языка. Так, в первом псалме Давида насмешки осуждаются наряду с безбожниками и грешниками. И не случайно: осмеянный будет искать возможность сквитаться с обидчиком.

Обман или попытка обмана есть средство добиться цели нечестным путем и является сильнейшим конфликтогеном.

Напоминание (тем более о какой-то проигрышной для супруга ситуации).

Перекладывание ответственности на супруга (супругу). Этот конфликтоген встречается очень часто в семейных ссорах.

Проявление агрессивности

Латинское слово aggressio означает «нападение». Агрессия может проявляться как черта личности и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства.

К счастью, людей, агрессивных от природы, — меньшинство. У подавляющего большинства природная агрессивность в норме, а проявляется лишь ситуативная агрессивность.

Проверить свою природную агрессивность каждый может по предлагаемому в конце главы тесту на агрессивность. Отвечать нужно как можно более искренне, ибо «скорректировав» свои ответы, вы получите больше вреда, чем пользы. Ведь не только завышенная агрессивность, но и та, что ниже нормы, осложняет жизнь.

Человек с повышенной агрессивностью конфликтен, является «ходячим конфликтогеном».

Человек с агрессивностью ниже средней рискует добиться в жизни намного меньше, нежели он достоин.

Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или с бесхарактерностью, ибо означает отказ от борьбы. Вспоминается, к примеру, главный герой фильма » Осенний марафон»: мучается сам, мучает близких ему людей — и все из-за слабоволия, неспособности отстоять свое мнение.

Ситуативная агрессивность.

Возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности (личные или по работе), плохое настроение и самочувствие, а также как ответная реакция на полученный конфликтоген.

Отметим, что конфликтогены типа » стремление к превосходству» и «проявление эгоизма» можно также отнести к некоей форме агрессии — скрытой агрессии. Ибо они представляют собой посягательство, хоть и завуалированное, на достоинство человека, его интересы.

В силу эскалации конфликтогенов скрытая агрессия получает отпор в виде явной, более сильной агрессии.

Проявления эгоизма

Слово «эгоизм» имеет корнем латинское ego, обозначающее «я».

Всевозможные проявления эгоизма являются конфликтогенами, ибо эгоист добивается чего-то для себя (обычно за счет других), и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.

Эгоизм — это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладанием своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей. Проявление эгоизма присуще отношению к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей.

Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания. Завышенная самооценка и эгоцентризм личности закрепляются еще в детском возрасте, в результате чего в расчет принимаются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном «я», себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру других людей приводит к отчуждению. «Эгоизм ненавистен, — говорил Паскаль, — и те, которые не подавляют его, а только прикрывают, всегда достойны ненависти «.

Противоположным эгоизму понятием является альтруизм. Это ценностная ориентация личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственности являются интересы других людей.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

С чего оно начинается?

С установления причин конфликта. Сложность здесь в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны.

Опыт разрешения конфликтов показал, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта.

Первая формула конфликта

Конфликтная ситуация + Инцидент -> Конфликт

Поясним смысл входящих в формулу составляющих.

Конфликт — это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт — это значит:

1) устранить, конфликтную ситуацию и
2) исчерпать инцидент.

Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.

Наглядная аналогия

Конфликт между людьми можно уподобить сорняку в огороде: конфликтная ситуация — это корень сорняка, а инцидент — та часть, что на поверхности.

Понятно, что оборвав ботву сорняка, но не тронув корень, мы только усилим его работу по вытягиванию из почвы питательных веществ, так необходимых культурным растениям. Да и найти корень после этого труднее. Так же и с конфликтом: не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для углубления конфликта.

Вторая формула конфликта

Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

Конфликтные ситуации предполагаются независимыми, не вытекающими одна из другой.

Эта формула дополняет первую формулу, в соответствии с которой каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой.

6 правил формулирования конфликтной ситуации

Во многих конфликтах можно найти не одну конфликтную ситуацию или сформулировать ее многими способами. Назовем правила, делающие эту процедуру наиболее полезной для разрешения конфликта.

Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация — это то, что надо устранить.

Следовательно, не годятся формулировки типа: «конфликтная ситуация — в этом человеке», «в социально-экономической ситуации», «в нехватке автобусов на линии» и т.п., ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще, социально-экономичесую обстановку в одиночку ни один из нас не изменит и числа автобусов на линии не увеличит.

Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.

Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту, и инциденту.

Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать.

Правило 4. Задавайте себе вопросы «почему?» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой произрастают другие.

Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не вырывайте часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.

Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.

Дело в том, что в рассказе о конфликте обычно много говорится о видимых сторонах конфликта, то есть о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения (объединения) разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании.

Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов.

Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т.п. Вот уж как нигде уместен афоризм «краткость — сестра таланта».

Записка от слушателя:
«Муж, возвратившись из командировки в 5 часов утра, решил не беспокоить семью и открыл дверь своим ключом. В прихожей увидел мужские сапоги, а в спальне на кровати — и хозяина этих сапог рядом с женой. Он взял сковородку, раскалил ее на плите и приложил к мягкому месту каждого из них. На истошные крики потерпевших вбежала жена и пояснила, что это ее сестра с мужем, приехавшие вечером».

Конфликтная ситуация в данном случае — недоверие мужа к жене. Он был в какой-то степени готов к мысли о возможной измене. Иначе шок для него был бы настолько сильным, что он долго бы приходил в себя, а потом заставил бы себя проверить — не ошибся ли он.

Инцидентом в данном случае было случайное стечение обстоятельств: приезд в неурочный час, приезд гостей, о котором он не знал, размещение их в спальне и т.д.

Этот случай приведен для того, чтобы читатель имел возможность убедиться, что при формулировании конфликтной ситуации важны все 6 названных правил.

[link]www.fund-intent.ru[/link]

Формула конфликта: истинный или ложный

Жизнь — это процесс разрешения бесконечного числа конфликтов. Мы не способны их избежать, а потому должны решать — прямо или косвенно. Но как определить формулу конфликта? Есть ли способ отличить истинное разногласие от ложного? Ответ на эти вопросы дает психология. В нашем материале будет рассказано о конфликтологии — важнейшем направлении в области психологии.

Понятие конфликта

Латинское слово conflictus означает «столкновение». Происходит борьба противоположных интересов, целей, мнений или взглядов, одни элементы жизни вступают в противостояние с другими. На этом базируется все существующее сегодня: конфликт — это обязательное условие прогресса, без него нельзя представить развитие.

Общество, каким бы развитым и современным оно не было, не может обойтись без конфликтов. Это вполне естественно, а потому оправдано. Разногласия меняют свой вид вместе с социальной эволюцией. Они становятся менее заметными и поддаются процессам гуманизации. Однако формула конфликта остается неизменной: у нескольких субъектов нет согласия.

Формула возникновения конфликта

В основе любого столкновения лежит противоречие. Оно может вести к конструктивным или деструктивным последствиям. Позитивные изменения, вызванные противоречием, крайне маловероятны. Во всяком случае, ждать их придется долго. Более вероятным является деструктивный исход событий — когда в результате конфликта согласие так и не достигается, а все субъекты несут определенные потери.

Формула конфликта проста. Накопившиеся противоречия складываются в спорную ситуацию. Для возникновения «взрыва» к такой ситуации нужно присовокупить инцидент — определенное стечение обстоятельств, которое послужит поводом для появления конфликта.

Из схемы видно, что инцидент и спорная ситуация не зависят друг от друга. Один элемент не является проявлением или следствием другого. Что позволяет понять формула конфликта? Разрешить противоречие можно, исчерпав инцидент и устранив спорную ситуацию. Необходимо, таким образом, решение сразу двух проблем.

Причины противоречий

Представленная выше формула конфликта не является единственной. Психология насчитывает несколько подобных схем, где инцидент и спорная ситуация меняются местами или дополняются новыми элементами. Так, вторая знаменитая формула выглядит следующим образом:

конфликт = спорная ситуация + спорная ситуация.

Опять же, оба элемента не зависят друг от друга. Ситуации возникают не обязательно одновременно, но обязательно раньше самого конфликта. Чтобы исчерпать противоречие, нужно докопаться до его сути. Придется задавать себе вопрос «Почему?». Делать это придется до тех пор, пока не будет найден точный ответ.

Наконец, третья классификация показывает нам три компонента любой формулы конфликта: А, Б и В.

А. Противоречие, столкновение позиций. Субъекты конфликта должны чувствовать, что выигрыш одной стороны будет проигрышем для другой.

Б. Не совпадающие представления и интересы.

В. Противодействие, возникающее при попытке решить спорную ситуацию.

Это базовая структура любого конфликта. Противоречие могут также дополнять так называемые конфликтогены — различные слова, действия или отсутствие действий, которые способствуют формированию или развитию конфликта. В зависимости от того, как выстраивается цепочка конфликтогенов, меняется вид противоречия. Так, он может приобрести случайную, конструктивную, смещенную, истинную или ложную форму.

Истинное противоречие

Разобрав три формулы конфликтов, следует обратить внимание на основные виды противоречий. В психологии распространено их деление на истинные и ложные. Такая систематизация особенно актуальна в связи с тем, что она указывает на первоисточник противоречия: есть ли он вообще или это лишь иллюзия? Если человек понимает, что конфликт ложный, то и решение его становится бессмысленным.

Истинный конфликт обладает рядом особенных признаков. Во-первых, инцидент и спорная ситуация в нем имеют реальный характер. Столкновение интересов объективно, оно осознается обеими сторонами.

Виды истинного конфликта

Объективное противоречие имеет четкую структуру. Однако субъекты, задействованные в конфликте, могут не до конца осознавать происходящее. Из-за этого истинное противоречие имеет несколько форм:

  • Случайное противоречие — возникает по недоразумению или стечению обстоятельств.
  • Конструктивное противоречие — возникает на основе реальных и осознанных споров между субъектами.
  • Неверный конфликт — в нем присутствует виновник, который остается «за кулисами» противоборства. Задействованные в споре субъекты на самом деле не имеют отношения к образовавшемуся противоречию.
  • Смещенное противоречие — возникает на ложном основании. Истинная причина конфликта есть, но она скрыта.

Несмотря на множество примеров формулы конфликта, структура истинного конфликта одна: есть инцидент или спорная ситуация. Ни того, ни другого нет в ложном противоречии. О нем будет подробно рассказано далее.

Ложное противоречие

Считается, что ложные противоречия по большей части деструктивны. Обе стороны намерены совершать агрессивные, нежелательные или неправомерные деяния.

Такие конфликты делятся на четыре основных вида:

  • каждая сторона полагает, что противник действует незаконно и неправильно. Мнение о незаконности действий одной из сторон может быть как истинным, так и ошибочным.
  • Сторона полагает, что противник действует законно и правильно.
  • Сторона полагает, что находится в правоотношениях с другой стороной. На самом деле это не так.
  • Сторона полагает, что не находится в правоотношениях с другим лицом.

Погасить ложное противоречие куда сложнее, чем истинное. А все из-за сложной формулы развития конфликта. Обязательных элементов конфликта либо нет вовсе, либо же они напластовываются друг на друга. Устранение почвы для противоречия возможно лишь с привлечением профессионала, например, юриста.

Другие виды противоречий

Деление формулы конфликта на истинную и ложную является самой популярной в психологии. Однако это не единственная классификация в системе.

Следует также упомянуть:

  • внутриличностный конфликт. Речь идет о состоянии неудовлетворенности человека какими-то обстоятельствами своей жизни. Например, человек не доволен собственными интересами, потребностями, стремлениями и т.д. Все это может быть обусловлено как истинными, так и ложными сигналами. Внутриличностные противоречия нередко приводят к апатии, стрессу или даже депрессии.
  • Межличностный конфликт. Самый распространенный вид противоречия. Чаще всего вызван борьбой за ограниченные ресурсы — материальные или духовные. Решить такой конфликт можно только путем нахождения компромиссов.
  • Конфликт между группой и личностью. Одна персона, выступающая в роли нонконформиста, вынуждена бороться с целой группой людей. Причины такой борьбы заключаются, опять же, в борьбе за материальные или духовные ресурсы.
  • Внутригрупповой или межгрупповой конфликт. Похож на межличностное противоречие, но с большим числом участников.

Последствия конфликтов

Итоги создавшихся противоречий могут быть функциональными и дисфункциональными. В первом случае образовавшаяся состязательность пошла на пользу всем участникам. Во втором случае конфликт лишь усугубил и так непростые отношения.

Психологи говорят о нескольких методах разрешения межличностных конфликтов, которые особенно эффективны на рабочем месте. Вот некоторые из них:

  • применение интеграционных и координационных механизмов. Суть метода заключается в создании определенных требований начальства к подчиненным.
  • Разъяснение требований к работе. Это способ превентивного предотвращения дисфункционального противоречия.
  • Составление системы вознаграждения за соответствие требованиям.

Формула конфликта
[link]fb.ru[/link]

Формулы конфликтов

Для того чтобы понять сущность конфликта, а затем и эффективно разрешить его, необходимо в первую очередь установить причины конфликта. Сложность здесь заключается в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны. Кроме того, затянувшийся конфликт (не являющийся к тому же конструктивным) втягивает в свою орбиту все новых и новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин.

Опыт разрешения конфликтов показывает, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта.

Итак, формула первая:

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт.

Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих.

Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт — это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Из формулы наглядно видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт — значит: устранить конфликтную ситуацию, исчерпать инцидент.

Практика показывает, что в жизни много случаев, когда конфликтную ситуацию устранить невозможно по объективным причинам. Из формулы конфликта следует: чтобы избежать конфликта, следует проявлять максимальную осторожность, не создавать инцидента.

К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.

Вторая формула конфликта:

Конфликтная ситуация + Конфликтная ситуация +. = Конфликт.

Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту. При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой.

Данная формула дополняет первую (здесь каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой). Разрешить конфликт по этой формуле — значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.

Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки. Именно по этой причине ключевую роль в разрешении конфликта играет умение правильно определить и сформулировать конфликтную ситуацию.

Важно помнить, что конфликтная ситуация — это диагноз болезни, имя которой «конфликт». Только правильный диагноз дает надежду на исцеление. Для того чтобы сделать эту процедуру наиболее эффективной, приведем следующие несложные для запоминания правила:

  • · помните, что конфликтная ситуация — это то, что необходимо устранить;
  • · конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта;
  • · формулировка должна подсказывать, что делать;
  • · задавайте себе вопросы «почему?» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие;
  • · сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности, не повторяя слов из описания конфликта;
  • · в формулировке обойдитесь минимумом слов.

[link]studwood.ru[/link]

CATEGORIES