Факторы влияющие на запоминание

Как запомнить информацию быстро и надолго?

Память есть у всех без исключения. Но у кого-то она развита лучше, а у кого-то – хуже. Если второй вариант вам ближе, не стоит расстраиваться – все исправимо. Существует много способов, методов запоминания. Почему бы не воспользоваться ими? Мы расскажем, как можно запомнить самую сложную информацию.

Память с точки зрения физиологии.

Процесс запоминания – одна из главных функций памяти. Без него невозможно дальнейшее ее функционирование. Запоминание позволяет человеку воспроизводить ранее увиденную или услышанную информацию, корректировать ее, использовать в дальнейшей жизни.

Иногда человек с трудом воспроизводит материал. Происходит обратный процесс – забывание. Такая ситуация естественна для людей любого возраста. Происходит это потому, что мозг отсеивает ненужную ему информацию, либо ту, которая давно не задействована. Зато механизм помогает концентрироваться на новом материале, запомнить его лучше.

Процесс запоминания (как и забывания) сугубо индивидуален, зависит от особенностей мозга.

Запоминание в психологии.

Запомнить — значит выстроить воображаемую связь чего-то с чем-то: например, имя человека с его стилем одежды, дату события с его содержанием и т.д. В психологии это называется «ассоциативные связи».

Выстраивание подобных связей обеспечивает поэтапное запоминание информации со всеми деталями. Множество методик основываются на ассоциациях.

Важно: определяем свой тип памяти.

Ставя цель запомнить «как можно больше и быстрее», мы часто забываем, что есть определённые факторы, влияющие на скорость, эффективность запоминания. Учтя их, можно упростить этот процесс.

  • Психологические особенности памяти. То есть определение, какой ее тип развит больше.
  • Характер материала для запоминания (текст, аудиотекст, событие, изображение).
  • Если это текст, стоит учесть его тематику, сложность композиции, объем, сюжет.
  • На какой период, как подробно нужно запомнить.

Чтобы определить, какой тип памяти преобладает, можно пройти тест. Для этого понадобится три листа бумаги, которые нужно пронумеровать. Следующий шаг – записать (или попросить кого-то об такой услуге) на каждом из листов по 10 слов. Например:

  • олень;
  • трава;
  • дом;
  • яблоко;
  • осень;
  • ночь;
  • журнал;
  • телевизор;
  • музыка;
  • папа.

Нужно прочитать слова вслух, после перевернуть лист, записать их по памяти.

Приступаем к следующему листу с новыми 10 словами. Теперь их нужно прочитать про себя, после перевернуть и записать.

Третий шаг, третий лист – чтение слов, записывание их в воздухе.

Теперь проверяем результаты: если наибольшее количество совпадений на листе 1 – это говорит о лучшей работе аудиальной (слуховой) памяти. Большие совпадения на листе 2 свидетельствует о хорошо развитой зрительной. Она преобладает у многих людей. Третий лист отвечает за кинестетическую память. Такая склонность достаточно редкая, но все же встречается.

Эффективные методы запоминания.

Сейчас существует не малое количество различных методик, упражнений, направленных на развитие памяти. Они базируются на психологических стратегиях или концепциях.

1. Метод мультисенсорной рецепции.

Чем больше рецепторов восприятия задействовано при процессе восприятия, тем эффективнее будет результат. Если цель состоит в запоминании названий предметов или объектов, лучше всего не просто читать, заучивать слова, а смотреть на их изображение. В этой же методике некоторые ученные рекомендуют связывать заучивание с элементами искусства, например, слушать классическую музыку при изучении текста.

2. Ассоциативная практика.

Ассоциирование помогает мозгу выстраивать логические цепи, связанные с запоминанием нужных объектов или событий. Связывая предмет со значимым событием или физическим его воплощением, запомнить что-либо проще.

3. Принцип сортировки материала.

Таким принципом руководствуются те, хочет сэкономить время. Заключается он в сортировке материала по блокам или темам, заучивание его частями. Это помогает запомнить материал быстро, качественно, прочно.

4. Методика шведского стола.

Такие методы запоминания полностью противоположны сортировочному принципу, заключаются в заучивании, повторении информации подряд, не разбивая ее на блоки. Многие чемпионы турниров по запоминанию пользуются данной методикой, утверждая, что лучше учить предметы, осваивая навыки разнообразных категорий. Ассоциируют технику с дегустацией различных блюд шведского стола, а не обычным заказом с помощью меню.

5. Способ отбрасывания слов.

Нужный материал для изучения переписывается вручную, с отбрасыванием некоторых слов (оставлять нужно только первую букву). После – читать текст, восстанавливая пропущенные моменты по памяти. Существуют специально созданные программы, которые после загрузки текста перекрывают части слов. Такой способ выручает при заучивании стихотворений.

6.Рифма.

Методика часто используется, чтобы запомнить правила. Может, словосочетание «правила в стихах» звучит по-детски, но зато можно надолго запомнить, что «Ударение в слове каталог падает на третий слог!».

7. Цифры.

Существует техника связывания слов с цифрами. Это разновидность техники ассоциаций. Например, 0-бублик, 2- лебедь, 8-очки … Такой прием можно применять при изучении слов с ребёнком, приводя подобные примеры для простого запоминания.

Метод Цицерона заключается в представлении предметов в знакомой обстановке. Техника действенна во время изучения языков. Когда возникает потребность вспомнить слово, ассоциация происходит со знакомой обстановкой: cat лежит на кровати, а wardrobe стоит в углу.

Как запомнить все без особых проблем: 8 секретов.

Эти детали помогут сконцентрироваться на нужной информации, сделают процесс запоминания интересным.

  • Важные мысли должны фиксироваться. Записывая нужный материал, мы развиваем механическую память. Очень полезным окажется ведение письменного дневника. Ученые утверждают, что мозг способен прочно концентрироваться на отрицательных мыслях. «Выплескивание» плохих мыслей на бумагу перед началом заучивания хорошо повлияет на результат.
  • Природа помогает. Заучивание материала на природе повышает концентрацию внимания на 20%. Если выбраться на свежий воздух не получается, можно просто посвятить время себе и немного расслабиться.
  • Уровень громкости имеет значение. Произношение слов вслух и громко увеличивает эффективность запоминания на 10%. Особенно это касается заучивания иностранных слов.
  • Использование диктофона для записи своего голоса задействует сразу несколько видов памяти.
  • Смена обстановки поможет, когда мозг совсем не хочет работать, а слова «не лезут» в голову. Это говорит об общем переутомлении, а значит не стоит забывать давать организму отдых, менять окружение.
  • Здоровье – в первую очередь. Делая постоянные умственные нагрузки, нужно помнить о правильном образе жизни, занятиях спортом и крепком сне.
  • Стимулируйте себя приятным вознаграждением за пройдённый и выученный материал.
  • Повторение – неотъемлемая часть изучения любой информации. Особенно полезно повторение перед сном.

Факторы влияющие на запоминание
[link]wikigrowth.ru[/link]

Насколько быстро мы забываем?

Согласно кривой Эббингауза, уже в первый час после запоминания теряется 60% информации, 65% забывается в течение 10 часов, 80% — через 6 дней. То есть информация забывается сперва очень быстро, затем скорость забывания экспоненциально падает.

Итак, в течение первого часа теряется около 60% информации. Но что это значит на самом деле? В экспериментах Эббингауза речь шла о забывании последовательности слогов, но в реальной жизни мы обычно не запоминаем ни слоги, ни последовательности. Например, читая статью, мы запоминаем некоторые факты и образы, которые нарисовал наш мозг во время чтения, а также эмоциональное впечатление от текста и от фактов. И, конечно, мы не помним прочитанное слово в слово. Кривая забывания в данном случае означает следующее: если вас попросят пересказать статью близко к тексту сразу после чтения, то вы воспроизведёте Х информации, а если бы вас попросили сделать это через час, то вы бы воспроизвели только 0,4Х, то есть на 60% меньше. Попросят через неделю — останется 0,2Х.

То же самое касается разговоров, лекций, книг, фильмов и даже прожитых дней. Со временем в нашей памяти остается только самое «важное». Слово «важное» я беру в кавычки, потому что информация, которую наш мозг посчитал важной, не обязательно будет нам полезна в будущем. Например, попробуйте сейчас мысленно представить рядом с собой небольшого розового слона — размером с собаку. Слон протягивает шероховатый хобот и обвивает его вокруг вашей руки. Вы пытаетесь высвободить руку, но слон усиливает хватку. Информация о слоне, которую вы только что прочитали, не имеет никакой практической ценности для вас, и тем не менее, вы будете помнить об этом завтра. Может быть, вы запомните этого розового слона даже на несколько месяцев, а вот числовые данные о процентах забываемой информации могут забыться уже через час.

Какая информация запоминается легче всего?

Во-первых, очень хорошо запоминается образная информация, потому что на языке образов мы начали думать еще до того, как научились разговаривать.

Во-вторых, мы запоминаем то, что вызывает эмоции. Образ розового слона вызывает больше эмоций, чем, скажем, цифра 60.

В-третьих, мы запоминаем то, что имеет смысл, поддается логике. То есть мы можем понять и запомнить смысл кривой Эббингауза — скорость забывания экспоненциально уменьшается со временем, — но не запомним конкретные цифры.

В-четвертых, нам проще запоминать то, что можно связать с чем-то уже имеющимся в нашей памяти. Например, чтобы запомнить, что через час теряется 60% информации, можно провести ассоциацию — в часе 60 минут.

В-пятых, легче запоминается информация, которая встречается чаще. Розовый слон и цифра 60 какой раз уже мелькают перед вашим мысленным взором…

Есть ещё множество факторов, влияющих на запоминание. Я перечислил лишь основные из них в довольно обобщенной форме. Все эти факторы формировались в процессе естественного отбора тысячелетиями в условиях, заметно отличающихся от тех, в которых мы живем сейчас. Важно было запомнить, как выглядит хищный зверь и как от него спастись, а не какие-нибудь цифры или текст. Тем не менее, за счёт использования специальных приемов запоминания — мнемотехник — можно воспользоваться «слабостями» нашего мозга и подсунуть ему информацию в том виде, в котором он воспримет её как важную. И запомнит. Вопрос — на какое время.

Наскальные доисторические рисунки в пещере Шове, Франция. Источник: Википедия

Как я проверял, на какое время запоминается информация

Когда я решил запомнить 22 528 знаков числа пи, мне было интересно узнать, как долго я буду помнить все эти цифры. Надо сказать, запоминал я совсем не цифры, а образы, которые заранее подобрал для цифр. Например, образ розового слона, хватающего вас за руку, в моей системе кодирует число 7450. Подобным способом я закодировал все 22 528 цифр — закодировал теми самыми образами, которые так легко хранит наша память.

Что интересно по части образной информации — она не забывается так быстро, как слоги, по которым строилась кривая Эббингауза. Через час вы не забудете 60%, вы будете помнить ровно столько, сколько вы запоминали. На следующий день вы также ничего не забудете — должна пройти хотя бы неделя. Здравый смысл подсказывает, что образная информация всё-таки вписывается в кривую забывания, просто эта информация забывается не так быстро. Вместо часа должно пройти дня 3-4, вместо дня — месяц. Это мне и хотелось проверить — как будут забываться 22 тысячи знаков пи, переведенные в образы.

Поскольку я повторял число пи много раз (думаю, около 50 раз, и продержал его в памяти более полугода), кривая забывания для этой информации в теории должна была измениться: ведь скорость забывания экспоненциально уменьшается. В соответствии с данным принципом даже разработан метод интервального повторения, смысл которого в том, чтобы повторять информацию через увеличивающиеся промежутки времени.

На данной картинке, например, повторение проводят при забывании 10% информации. С каждым следующим повторением ждать этого момента приходится всё дольше, и в теории через несколько таких подходов срок следующего повторения будет настолько велик, что можно перестать беспокоиться о забывании. Например, вы запомнили 100 слов. Их нужно будет повторить через час, через день, через 3 дня, через 9 дней, через месяц, через 3 месяца и т.д. На двенадцатом подходе срок следующего повторения превысит сотню лет.

Если же повторять вы перестанете слишком рано, то информация продолжит забываться, хотя и не по такой крутой экспоненте, как если бы вы вообще не повторяли.

Так вот, после нескольких десятков повторений числа пи и после установления рекорда (я допустил ошибку на одиннадцатой тысяче, но этого всё равно хватило для рекорда России) я был как раз в ситуации, как на последнем рисунке — повторять больше не нужно, и кривая должна была начать медленно опускаться вниз. Чтобы это проверить, я решил каждую неделю брать случайные 112 цифр и проверять, сколько из них я помню. 22 528 знаков у меня хранятся в Word-документе списком:

3,
1415 9265 3589 7932
3846 2643 3832 7950
2884 1971 6939 9375….

…и еще 1405 таких строк. 112 цифр — это как раз 7 строк. После проверки я помечал их цветом, чтобы потом не повторяться.

Первые 16 недель всё шло, как и планировалось — я допускал от 0 до 2 ошибок. За ошибку я считал неправильно названный или забытый образ, а также образы, расставленные не в том порядке (один образ — это 2 цифры, то есть в 112 цифрах 64 образа). В теории ошибки должны были увеличиваться постепенно, замедляясь во времени, ведь забывание экспоненциально замедляется. На практике же после 16-той недели я начал забывать число с увеличивающейся скоростью. Ниже представлен график за 50 недель с момента последнего повторения.

То есть забывание не замедлялось экспоненциально — оно экспоненциально ускорялось. Кроме того, если на первые попытки воспоминания 112 цифр у меня уходило секунд 40, то на последние могло уйти чуть ли не полчаса. Хотя я по-прежнему вижу некоторые образы, я вижу их очень тускло и я не уверен, в каком порядке они располагаются.

Не забудьте повторить

Моё исследование, конечно, нельзя назвать научным (а научных исследований о долгосрочном забывании образной информации, насколько я знаю, нет). Тем не менее, субъективно я могу сказать, что с течением времени забывается практически всё, причём совсем не так, как это выглядит в существующих теориях. Со временем образы становятся менее четкими, на их извлечение из памяти уходит всё больше и больше времени. Некоторые образы забываются вовсе.

В памяти остается только то, что вы повторяете. Возьмите в качестве примера свою собственную жизнь — вы прожили 365 дней за предыдущий год, каждый день вы проходили через десятки и даже сотни ситуаций, каждая ситуация включала в себя различные образы. Помните ли вы каждый образ? Нет. Вы помните только те, которые время от времени прокручивали в памяти — это и есть самые «важные» образы.

Чтобы убрать кавычки со слова «важный», нужно повторять информацию — ту, которая нужна нам в активной памяти. Лучший существующий для этого метод на сегодняшний день — метод интервального повторения. Хотя и неизвестно, каким должен быть максимальный интервал, можно ориентировочно ограничить его одним годом.

Автор: Артур Думчев, консультант LinguaLeo по вопросам запоминания, рекордсмен «Книги рекордов России», помнит число Пи с точностью до 22 528 знаков после запятой
Источник: Newtonew.com

Факторы влияющие на запоминание
[link]lingualeo.com[/link]

Основные факторы запоминания информации и научения

При изучении нового материала или в рамках работы над долгосрочным проектом важно понимать основные принципы приобретения новых навыков. Результатом поиска закономерностей стала таблица, приведенная нами в конце статьи. Мы надеемся постепенно пополнять ее в зависимости от появления у нас новых данных. Если у вас есть информация, которой можно дополнить данную таблицу, присылайте ее в комментариях и на нашу почту, и мы обязательно дополним таблицу, указав ваше авторство и участие в написании статьи.

Практика и прямо пропорциональный эффект

Первый базовый принцип в отношении новых знаний – это необходимость использования их на практике. Новая информация должна иметь отношение к выживанию, иначе она игнорируется мозгом. Большая часть мышления человека протекает бессознательно. Вам не удастся объяснить или внушить бессознательной части себя самих идею о том, что вам что-то нужно выучить или узнать, если в действительности вам это может никогда не пригодиться.

Можно попытаться обмануть себя и использовать целевую установку, но этот метод подойдет не всем. Легче всего погрузиться в предмет изучения на практике и сразу начать применять полученные знания, решая важную (акцент) задачу. Условия, где вам действительно понадобится на практике заниматься предметом, который вы хотите изучать, стимулируют запоминание. Чем больше времени вы потратите на практическое применение навыков или новых знаний, тем больше вероятность успеха в научении.

Стресс будет влиять на эффективность приобретения новых знаний

В 2016 году ученые из университета Виттен-Хердеке (Германия) поставили эксперимент [2]. Они воздействовали на испытуемых «острым стрессом», а именно помещали их руку на три минуты в ледяную воду. В ходе эксперимента добровольцам предложили придумывать себе интересные занятия на четыре дня каникул и запомнить их. На людей из второй, контрольной группы воздействовали тем, что помещали их руку в теплую воду.

После того, как испытуемые сообщали о том, что они придумали себе занятия, у них забирали их записи (черновики) и оставляли в покое. Через сорок минут каждый испытуемый должен был вспомнить, какие дела он запланировал и в какой последовательности на каждый из четырех дней, и мысленно совершить их. Выяснилось, что дела, запланированные на первые два дня, хорошо помнили почти все испытуемые. Разница оказалась значительной на память о планах на третий и четвертый день. Люди, прошедшие через стресс с ледяной водой, помнили свои планы гораздо лучше, чем испытуемые из контрольной группы.

Можно предположить, что такой результат обусловлен так называемым «эффектом первичности», заключающимся в том, что информация, запомненная ранее, удерживается в памяти лучше, чем информация, запомненная в середине или в конце. Вероятно, данные, запоминаемые позже во времени, отчасти подвергаются перезаписи. Острый стресс каким-то образом отключает этот механизм и возможности по запоминанию увеличиваются.

Открытый и важный вопрос, на который каждый должен ответить для себя самостоятельно: как постоянно создавать новый и полезный стресс в своей ежедневной деятельности?

Закономерности работы памяти, обнаруженные Германом Эббингаузом [1]

  1. Эффект края. Лучше всего воспроизводится начало и конец запоминаемого материала.
  2. Паузы и повторы. Запоминание идет лучше, если дважды повторить материал: сначала через несколько часов, а второй раз – через несколько дней.
  3. Установка. Установка на использование материала в дальнейшем ведет к его лучшему запоминанию.
  4. Эмоция. Чем проще событие и чем больше эмоций оно вызвало, тем более сильный след оно оставит в памяти. Сложная информация, а также события, не вызвавшие эмоции у человека, плохо запоминаются и быстро забываются.
  5. Новизна. Редкие, странные и необычные события запоминаются лучше, чем привычные и часто встречающиеся.
  6. Искажение памяти. Память о тех или иных событиях постепенно меняется, так как эта информация вступает в связь с новой поступающей информацией и подвергается изменениям.
  7. Сложность и простота. Потеря и восстановление памяти происходят по одному принципу: при потере памяти сначала теряются более сложные и недавние события, а при восстановлении памяти, наоборот, сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, и только потом – более сложные и недавние.

Закономерности работы памяти, обнаруженные гештальтпсихологами

В своих экспериментах Б. В. Зейгарник обнаружила, что в два раза чаще испытуемый мог вспомнить незавершенные задания, чем завершенные. Вероятно, из своих экспериментов с памятью Зейгарник сформулировала идею о таком явлении, как незакрытый гештальт. Незакрытый гештальт – это событие в прошлом, которое не пришло к своему логическому завершению, острое желание, которое не сбылось и запечатлелось в бессознательной или сознательной памяти. Человека в связи с этим могут преследовать чувство незавершенности, неудачи, повторяющиеся негативные сценарии развития ситуаций, ощущение утраты контроля над происходящим и т.п.

Закономерности работы памяти, обнаруженные психоаналитиками

Представители психоанализа обратили внимание на то, что лучше всего запоминаются эмоционально позитивные события, а негативные «вытесняются» в «подсознание» и на сознательном уровне воспроизводятся хуже или вообще могут полностью забываться.

Закономерности работы памяти, обнаруженные бихевиористами

Представители бихевиоризма обратили внимание на важность подкрепления при запоминании. А также на то, что лучше запоминаются события, в которых принимал участие испытуемый, чем те, в которых он был сторонним наблюдателем.

Наиболее благоприятные факторы для приобретения новых навыков

Применение знаний на практике

Интенсивность формирования нейронных связей обусловлена вовлечением крупных мышц.

Публичные выступления или публикация этапов работы

Публичные выступления вызывают сильный стресс, по мнению многих, следующий по интенсивности за страхом смерти. Делая свою работу публичной, вы заставляете себя более старательно и эффективно учиться чему-то новому, если от этого зависит результат публичного выступления.

Тяжелые физические упражнения или экстремальные виды спорта

Тяжелые физические упражнения или экстремальные виды спорта параллельно с основным видом деятельности или целевым приобретением какого-либо навыка заставляют организм поддерживать высокий уровень нужных для обучения гормонов и стимулируют запоминание.

Литература:
  • 1. Щербатых Ю. В. Общая психология, 2008, Питер ISBN: 978-5-388-00230-3
  • 2. K. Glienke, M. Piefke Neurobiology of Learning and Memory Acute social stress before the planning phase improves memory performance in a complex real life-related prospective memory task, 2016

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Факторы влияющие на запоминание
[link]psychosearch.ru[/link]

Факторы, влияющие на запоминание

Запоминание — это закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.

С точки зрения физиологии это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения. Запоминание — необходимое условие получения индивидом новых знаний, форм поведения, оно всегда избирательно. В соответствии с целями деятельности различают непроизвольное и произвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание — это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Человек при этом не ставит цели запомнить, не затрачивает волевых усилий.

Произвольное запоминание — это продукт специальных мнемических действий. Человек ставит перед собой цель — запомнить, т.е. затрачивает волевые усилия.

Можно выделить несколько факторов влияющих на запоминание. Это, во-первых, особенности самого материала, подлежащего запоминанию: чем более осмысленной и значимой для субъекта является информация, тем лучше она запоминается. Поскольку не существует двух индивидуумов, деятельность которых была бы во всём тождественна, имеет свои особенности. Это означает, что один и тот же запоминаемый элемент для каждого человека имеет свой смысл и значение. Важную роль играет повторение, позволяющее увеличивать время обработки поступающего в память материала.

Сохранение — одна из традиционно выделяемых составляющих целостного акта памяти. Под сохранением понимается способность удерживать материал в течении более или менее длительного времени, вплоть до момента его актуализации при вспоминании.

Сохранение тесно связано с забыванием. По сути дела, это две стороны единого процесса (например, при неполном сохранении говорят о частичном забывании, и наоборот). Поэтому факты, закономерности и гипотезы, привлекаемые для характеристики забывания, с полным правом могут быть отнесены и к сохранению.

Возможны две точки зрения на сохранение. Первая рассматривает сохранение как достаточно пассивный процесс хранения следа впечатлений. Вторая трактует сохранения более широко — как сложный, динамический и активный процесс, включающий в себя наряду с собственно хранением многообразные операции по переработки материала: его классификацию, систематизацию, обобщение и тому подобное.

Забывание — процесс, приводящий к утрате чёткости и уменьшению объёма закреплённого в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта.

Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека и в дальнейшем не играет роли в его деятельности.

Забывание особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания. Эта закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается более медленно, чем, например, последовательности цифр или бессмысленности слогов. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведёт к более длительному его сохранению. Материал, связанный потребностями, с целями действий человека, забывается медленнее, а многое из того, что имеет для данного субъекта особое значение, не забывается совсем. Забывание не сводится только к количественному уменьшению объёма заученного материла, наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала; в связи с этим сохраняемый в памяти материал приобретает со временем всё более обобщённый, схематичный характер.

Воспроизведение — один из процессов памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, чувства, движения.

В отличие от узнавания, воспроизведение осуществляется в отсутствие объектов, вызвавших, когда то соответствующие следы в памяти. Различается воспроизведение:

В первом случае происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определённых следов памяти. При непроизвольном — прошлые впечатления вспоминаются без определённой задачи на актуализацию.

Существенной особенностью воспроизведения является его избирательный характер.

Особенно чёткой избирательностью характеризуется произвольное воспроизведение. В зависимости от задачи человек не только определяет то, что нужно воспринимать, но и стремиться воспроизвести требуемое более полно или, наоборот, выборочно, в прежней или иной последовательности.

[link]studwood.ru[/link]

Факторы, влияющие на процесс запоминания

В процессе обучения умственно отсталых школьников большая роль принадлежит повторению как одному из основных факторов закрепления знаний. В психологии повторение трактуется как вос­произведение усвоенных знаний и действий с целью облегчения их запоминания. Повторение, т. е. возвращение к уже имеющимся знаниям, воспроизведение их в памяти или повторное восприя­тие, способствует углублению знаний и умений. Возвращение при повторении к ранее усвоенному материалу дает возможность уче­никам увидеть в нем новые стороны, ранее не замеченные. Одно­временно с этим осуществляется исправление ошибок усвоения, восстановление забытого, предупреждение возможности забыва­ния.

В одних случаях повторения могут быть однообразными. Обыч­но такой вид повторения используют при заучивании наизусть небольшого по объему словесного материала (правил, стихотво­рений и пр.). В других — повторения модифицируются. Напри­мер, при повторении ранее пройденного материала изменяют формулировки вопросов, используют новые примеры, новые опыты и т.д.

Исследований, непосредственно направленных на изучение роли повторения в процессе обучения умственно отсталых школь­ников, немного. Это работы Л.В.Занкова, Б. И. Пинского, X. С. Замского. Наряду с этим в целом ряде работ, посвященных проблеме памяти учащихся-олигофренов (выполненных как в 40-е, так и в более поздние годы), имеются сведения о влиянии повто­рения на мнемическую деятельность.

Известно, что воспринятый материал необходимо многократ­но повторять для более прочного его закрепления. Полное, пра­вильное и прочное запоминание учебного материала после одно­кратного его восприятия — одноразового чтения или прослуши­вания — достигается в редких случаях. Для того чтобы запомнить тот или иной материал, учащимся с интеллектуальным недораз­витием, особенно младших классов, требуется значительно боль­шее число предъявлений с последующим повторением, чем их нормально развивающимся сверстникам. Правда, и такое запоми­нание, осуществляемое на основе многократных, однообразных повторений, малопродуктивно для умственно отсталых школьни­ков всех возрастов. Даже после десяти предъявлений небольшого по объему вербального материала некоторые ученики младших классов не могут его точно воспроизвести. Умственно отсталые подростки после четырех предъявлений рассказа точно репроду­цируют только 40% слов текста.

И все-таки увеличение числа предъявлений и следующих за этим повторений в определенной мере способствуют повышению продуктивности запоминания. Если после однократного восприя­тия словесного материала воспроизведения учеников-олигофре­нов очень несовершенны, фрагментарны, состоят из отдельных слов, словосочетаний, предложений, то после многократного предъявления материала увеличивается объем репродукций, воз­растает их точность, уменьшается число привнесений.

Так, после первого предъявления стихотворного текста учени­ки как младших, так и старших классов воспроизводят небольшое количество строк (в III классе – 3-4%, b V- 3-6%, в VII – 13-16 %). После шестикратного восприятия текста результаты за­учивания, особенно у старшеклассников, значительно повыша­ются. Ученики III класса точно репродуцируют от 46 % до 54 % словесного материала, в V — от 58 до 76%, в VII – 76-84%.

Объем воспроизводимого материала, однако, не находится в прямой пропорциональной зависимости от количества повторений. Например, после одного прочитывания школьники воспро­изводят 13 % материала, а после четырех повторений — 32 %, т.е. при увеличении числа повторных восприятий в 4 раза объем реп­родуцируемого материала увеличивается всего в 2,5 раза.

Существенное влияние на качество запоминания оказывает первое воспроизведение. Установлено, что, несмотря на большое число предъявлений словесного материала, многие умственно отсталые школьники повторяют в своих воспроизведениях ошиб­ки, допущенные в первых репродукциях. Первое воспроизведение ведет к закреплению в памяти учеников как правильных, так и ошибочных высказываний. В этом проявляется характерная для данной категории детей инертность нервных процессов.

Во многих исследованиях (Л. В. Занков, Г. М. Дульнев,) отмечается, что повто­рение является более эффективным средством запоминания ма­териала для старших умственно отсталых школьников. Это связа­но с тем, что у учеников младших лет обучения отсутствуют не­обходимые навыки самоконтроля. Они не замечают своих ошибок и, сделав их однажды, повторяют в дальнейших репродукциях.

Успешность запоминания зависит и от содержания предъявля­емого материала, его структуры, степени его понимания школь­никами. Большую роль играет также задача, стоящая перед учени­ками при запоминании (что именно следует запомнить), их уме­ние пользоваться рациональными мнемическими приемами и интерес к воспринимаемой информации.

Так, если детям следовало текст запомнить дословно, репро­дукции после многократных предъявлений были сравнительно полными и точными. В тех случаях, когда задача иная — словес­ный материал репродуцировать близко к тексту, т. е. своими сло­вами, результаты запоминания оказывались хуже.

Отмечено, что запоминание слов, не связанных между собой по смыслу, протекает у учащихся со значительно меньшим успе­хом и требует большего числа повторений, чем запоминание слов, между которыми существуют смысловые связи.

Известно, что эффективность запоминания зависит не только от количества повторных восприятий, но и от распределения их во времени, и от способа повторения. По данным X. С. Замского, повторение должно проводиться чаще в первые дни после зна­комства учеников с материалом, когда забывание наиболее ин­тенсивно. Оно, конечно, не должно прекращаться и в дальней­шем, но количество повторений может быть уменьшено. Психо­логи рекомендуют переходить от повторного восприятия к по­вторному воспроизведению словесной информации как более со­знательному и активному процессу, т.е. варьировать способы по­вторения.

Как показывают многочисленные исследования, а также прак­тика работы специальных школ VIII вида, умственно отсталые учащиеся не умеют пользоваться рациональными приемами по­вторения. Чаще всего они пассивно повторяют материал много раз подряд, что не приводит к успеху. Школьников с интеллекту­альной недостаточностью, особенно младших классов, надо учить приемам повторения. В зависимости от объема и сложности сло­весного материала его следует по-разному заучивать: целиком, по частям, комбинируя способы запоминания в процессе повторе­ния. По мнению некоторых психологов и педагогов, наиболее ра­циональным является комбинированный способ заучивания, при котором воспринятый текст сначала осмысливают в целом, затем выделяют его отдельные части, потом эти части заучиваются и, наконец, материал снова повторяется целиком. Другие исследо­ватели считают, что при заучивании небольшого по объему тек­ста целесообразнее использовать целостный метод. Внимание ум­ственно отсталых учеников следует обращать на то, что любой заучиваемый материал требует предварительного ознакомления. С этой целью текст нужно прослушать или прочитать целиком несколько раз. Затем постараться мысленно разбить его на части, удобные для запоминания. Потом в процессе многократного по­вторения, соединяя части одна с другой, воспроизвести все це­ликом.

Как уже отмечалось выше, повторения материала могут быть однообразными или варьироваться. Однообразные повторения мало помогают осмысливанию запоминаемого. Варьирование по­вторений, предусматривающее внесение новых элементов в со­держание запоминаемого материала, осуществление при повто­рении разного рода сравнений, использование различных спо­собов воспроизведения учебного материала и разнообразие усло­вий практического применения знаний создают возможность рас­смотреть изучаемое с разных сторон, лучше его осмыслить. Варь­ирование повторений придает большую динамичность всему учеб­ному процессу, повышает к нему интерес. Внося в каждое повто­рение какие-то новые элементы, педагог, опираясь на имеющиеся у школьников знания, формирует у них новые представления и понятия.

Как считает X. С.Замский, новые вариации повторяемого ма­териала должны не вытеснять прежде созданные обобщения, а дополнять их. Варьирование повторений обеспечивает сохранность знаний у умственно отсталых школьников на более длительный срок. Знания учеников становятся более прочными и глубокими, выстраиваются в системы. Преимущества варьированных повто­рений над однотипными объясняются тем, что модификация по­вторений в большей мере сопряжена с активной работой мыш­ления учеников и не сводит усвоение знаний к простому их заучиванию. Она требует от учеников сознательности и самостоя­тельности, так как предусматривает новые по характеру зада­ния.

К многочисленным факторам, влияющим на процесс запоми­нания умственно отсталыми школьниками учебного материала, относится способ его восприятия. Используя разнообразный ма­териал (ряды слов, небольшие прозаические и поэтические про­изведения, большие тексты), психологи обнаружили особеннос­ти в мнемической деятельности этой категории школьников при прослушивании материала (восприятии с голоса учителя), чте­нии вслух и про себя (молчаливое чтение).

Так как прослушивание, громкое и молчаливое чтение явля­ются основными способами знакомства школьников с программ­ным материалом, рассмотрим, в каком возрасте каждый из ука­занных способов является наиболее эффективным.

В младших классах самые развернутые и правильные пересказы наблюдаются после прослушивания материала с голоса учителя. При таком способе восприятия материала дети точно запоминают значительно больше слов из услышанного текста, чем при само­стоятельном его прочтении. В пятых классах некоторые ученики успешнее запоминают материал, читая его самостоятельно вслух. Однако большинство пятиклассников предпочитают воспринимать его с голоса учителя. К старшим классам громкое самостоятель­ное чтение в наибольшей степени способствует успешному запо­минанию материала. Пересказы становятся полнее и заметно точ­нее, сокращается количество слов, ошибочно включенных в от­веты. Такая закономерность обнаруживается не только при работе с большими текстами (150 слов), но и при запоминании ряда слов и небольших текстов (от 4 до 10 слов), а также при заучива­нии стихотворений, состоящих из двух четверостиший.

Чтение является очень сложным процессом. При любом виде чтения (вслух или про себя) человек мысленно повторяет звуко­вой образ читаемого. Без этого материал не может сохраняться в памяти и осмысляться. После прочтения вслух детям легче мыс­ленно воспроизвести прочитанное, поскольку звучащий текст фик­сируется слуховой памятью. Кроме того, движения, осуществляе­мые артикуляционным и голосообразующим аппаратом, закреп­ляются в их двигательной памяти. Все это позднее помогает вос­создать звуковые словесные образы. При молчаливом чтении уче­ник воссоздает слуховой образ воспринятого материала без опоры на непосредственно слуховую и речедвигательную память. Следо­вательно, нужно, чтобы ученик имел достаточный опыт в гром­ком чтении.

Ученикам, слабо владеющим громким чтением, не удается спра­виться с молчаливым чтением, и они переходят на чтение вслух, менее сложное и более для них привычное. Чтение текста про себя доступно учащимся только среднего и старшего возраста.

Рассмотрим, в чем именно проявляются трудности запомина­ния вербального материала при чтении вслух и про себя у умственно отсталых учащихся средних и старших классов и в чем отличие их пересказов от пересказов учеников такого же возраста с нормальным интеллектуальным развитием.

Ученики с нормальным интеллектуальным развитием при чте­нии вслух текста в 156 слов точно запоминают и используют в своих пересказах в среднем около 73 слов. Умственно отсталые учащиеся средних классов в аналогичных условиях могут точно репродуцировать всего около 33 слов. Соответственно и качество их воспроизведений в целом значительно хуже.

После прочтения текста такого же объема про себя дети с нор­мальным интеллектом воспроизводят около 60 слов, а умственно отсталые школьники – 28-29, т.е. несколько меньше, чем при громком чтении. К старшим классам и у тех и у других эти показа­тели повышаются, но их соотношение остается прежним. Трудно­сти запоминания словесного материала, осмысления фактов и со­держания в целом у умственно отсталого школьника остаются.

По данным ряда психологов, для учащихся младших классов наиболее продуктивным является восприятие словесного матери­ала с голоса учителя, а для старшеклассников — самостоятельное прочитывание текста вслух. Дети лучше осмысливают словесный материал, легче его анализируют, дают большее число правиль­ных ответов, если им предлагаются вопросы по содержанию про­читанного. Пересказ при этом бывает более последователен, с мень­шим числом пропусков и замен. Наибольшее число ошибок, свя­занных с особенностями работы памяти умственно отсталых школь­ников, приходится на репродукции, полученные после молчали­вого чтения материала. Этот способ чтения малодоступен учени­кам с интеллектуальной недостаточностью.

Недостатки памяти отрицательно сказываются на развитии мыслительной деятельности, а низкий уровень развития мышле­ния неблагоприятно влияет на качество запоминания. Если ум­ственно отсталым учащимся предложить для запоминания два тек­ста — один с простым, а другой с более сложным содержанием, то четко прослеживается снижение результатов запоминания более сложного.

Умственно отсталые ученики полнее и точнее запоминают небольшие по объему тексты, чем отдельные группы слов, объединенные одной ситуацией, а те, в свою очередь, лучше запоминаются, чем группы односложных слов, не связанных по смыслу (В.Я.Василевская, В.А.Сумарокова).

Продуктивность запоминания вербального материала значительно выше в тех случаях, когда причинные связи в тексте выражаются союзом «потому что» или словом «поэтому». В тех случаях, когда такие слова-связки отсутствуют, текст запоминается с мень­шей точностью (М.С.Левитан).

Школьники успешнее запоминают повествовательные тексты, чем описательные, так как по характеру содержания первые бо­лее доступны для понимания.

При заучивании стихотворных и прозаических текстов сходно­го содержания и одинаковой величины их структурная организа­ция существенно влияет на точность запоминания, на количество и характер ошибок, возникающих в процессе репродуцирования. Заучивание стихотворений протекает у учащихся успешнее, чем запоминание прозы, что обусловлено наличием в поэтическом тек­сте рифмы и ритма, облегчающих этот процесс.

Наличие в вербальном материале эмоциональных компонен­тов: эпитетов, сравнений, метафор и др. — создает определенный эмоциональный фон текста. Уже после однократного прочтения как поэтического, так и прозаического текста некоторые умственно отсталые дети достаточно полно репродуцируют те его фрагмен­ты, которые содержат в себе эти компоненты.

[link]studopedia.ru[/link]

8.5. Факторы, влияющие на эффективность запоминания

Факторы, влияющие на продуктивность памяти, можно разделить на две группы – объективные и субъективные (рис. 8.3). Первая группа касается в первую очередь особенностей самого запоминаемого материала, а вторая – человека, запоминающего эту информацию.

Рис. 8.3. Факторы, влияющие на продуктивность памяти

Исследования психологов выяснили, что на прочность запоминания больше всего влияют два фактора: активность и осмысленность (рис. 8.4).

Рис. 8.4. Факторы, способствующие успешному запоминанию материала

Закон забывания Г. Эббингауза (выведенный при запоминании бессмысленных трехбуквенных слогов). «В течение 1 часа забывается 60 % информации, а через 6 дней остается менее 20 % информации».

Закономерности запоминания, обнаруженные Г. Эббингаузом, показаны на рис. 8.5.

Рис. 8.5. Кривая запоминания Эббингауза

Закономерности работы памяти, обнаруженные Г. Эббингаузом

При запоминании материала лучше всего воспроизводится его начало и конец – «эффект края».

Запоминание идет лучше, если дважды повторить материал: сначала через несколько часов, а второй раз – через несколько дней.

Установка на использование материала в дальнейшем ведет к его лучшему запоминанию.

Чем проще событие и чем больше эмоций оно вызвало, тем более сильный след оно оставит в памяти. Сложная информация, а также события, не вызвавшие эмоции у человека, плохо запоминаются и быстро забываются.

Редкие, странные и необычные события запоминаются лучше, чем привычные и часто встречающиеся.

Память о тех или иных событиях постепенно меняется, так как эта информация вступает в связь с новой поступающей информации и подвергается изменениям.

Потеря и восстановление памяти происходят по одному принципу: при потере памяти сначала теряются более сложные и недавние события, а при восстановлении памяти, наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, и только потом – более сложные и недавние.

8.6. Представление о памяти с точки зрения различных психологических школ

Различные направления психологии внесли свой вклад в понимание процессов памяти. Эти закономерности представлены в табл. 8.3.

Таблица 8.3. Закономерности работы памяти, выявленные в рамках различных направлений психологии

Особое внимание процессам памяти уделяет когнитивная психология, в центре интересов которой лежат все познавательные процессы. В когнитивной психологии память рассматривается как один из аспектов общего процесса переработки информации у человека. При этом используется метафора «компьютера» – сложного устройства, предназначенного для обработки информации, и состоящего из ряда составных блоков (центрального процессора, блока оперативной и долговременной памяти и т. д.). Важнейшей задачей, стоящей перед психологами сегодня, является понимание того, как информация, полученная человеком из эпизодической памяти, превращается в базовые знания.

С точки зрения когнитивной психологии сенсорная информация сначала перерабатывается в периферических видах памяти, затем попадает в вербальную кратковременную память, где происходит предварительная обработка и сохранение информации о текущих событиях, дальше после детальной и последовательной обработки информации происходит долговременное запоминание, относительно больших объемов информации в течение достаточно длительного времени. Нужно сказать, что за последнее время когнитивная психология достигла определенных успехов в изучении процессов памяти, хотя не все виды памяти носят чисто информационный характер. Действительно, образная и словесно-логическая виды памяти относятся к сфере познавательных процессов, и здесь мы смело можем оперировать понятиями только когнитивных процессов. А вот память эмоциональная и двигательная может быть отнесена к эмоциональным и регуляционно-волевым процессам, и там нельзя все свести только к информационным потокам.

Факторы влияющие на запоминание
[link]studfile.net[/link]

Факторы запоминания

Как известно, память в целом обладает рядом определенных характеристик:

— готовность к использованию сохраненной информации.

От работы запоминания зависят все эти характеристики памяти. Объем памяти — важнейшая интегральная характеристика памяти — связан с возможностями запоминания информации. Говоря об объеме памяти, обычно в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации (наблюдаемых объектов).

Быстрота запечатления характеризует способность человека оперативно запоминать информацию. Быстрота запоминания зависит от ряда факторов, в том числе от подвижности нервной системы, общего тонуса человека в настоящее время (психического состояния). Способ запоминания имеет очень большое значение для быстроты запечатления. Некоторые способы замедляют этот процесс, но делают его более качественным, другие — наоборот.

Пожалуй, большинство людей предъявляют к своей памяти требование — чтобы она работала максимально точно, не давая сбоев, то есть, чтобы характеристика памяти — точность воспроизведения — была на высоте. На точность воспроизведения оказывает большое влияние ряд факторов. Например, органические поражения головного мозга могут значительно снизить точность воспроизведения. На точность воспроизведения, как уже было отмечено выше, большое значение оказывает и способ запоминания. Так, если при запоминании какой-то порции информации, человеко воспользовался тем или иным мнемотехническим приемом, точность воспроизведения может быть гарантирована на многие годы вперед.

Важнейшей характеристикой памяти является длительность хранения информации, она отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Процесс запоминания тоже оказывает значительное влияние на длительность хранения информации. Например, если студент торопится, «глотает» главу за главой из учебника, не делая пауз и не обдумывая прочитанное, то, очевидно, такая информация не сможет удержаться в памяти дольше двух-трех дней. Это обстоятельство может кому-то показаться забавным, но если представить сколько вокруг ходит таких «специалистов», успешно сдавших все экзамены в своем вузе, но не помнящих из учебников и лекций практически ничего.

Однако это совсем не значит, что для лучшего процесса запоминания надо дозировать знания как лекарство. Да, необходима размеренность и последовательность, но, тем не менее, иногда бывает очень полезным устраивать «мозговые штурмы» для глубокого проникновения в проблему. Для многих дисциплин, особенно для точных и естественных наук, бывает очень полезным глубоко проникнуть в проблему. Это сильно облегчает понимание и — соответственно — запоминание.

Условия, в которых происходит запоминание, имеют большое значение для последующего воспроизведения информации. Каждому знакомо, когда сначала долго не можешь вспомнить какую-либо информацию, тебе кажется, что ее хорошо забыл, но потом она всплывает в сознании как бы сама собой, часто — тогда, когда необходимость в ней уже отпала. Для облегчения запоминания можно пользоваться ассоциациями с окружающей средой. Известен ораторский прием — чтобы запомнить речь, надо ходить по комнатам, останавливаться у тех или иных предметов обихода. Потом, когда придет время произнести речь, надо представить в уме процесс хождения по квартире.

Если человек запоминал какую-то информацию в спокойной обстановке, ему потом будет сложнее ее вспомнить в стрессовой ситуации. Во время закрепления информации (например повторения в уме стихотворения) не будет лишним, скажем, пройти по шумной улице и повторить это стихотворение там.

Запоминание — процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания:

— непреднамеренное (непроизвольное) запоминание,

— преднамеренное (произвольное) запоминание.

Непроизвольное запоминание

Непреднамеренное запоминание связано с тем, что наши глаза обычно открыты в состоянии бодрствования, а уши вообще открыты всегда, в том числе и в состоянии сна. Поэтому то, что без задействования нашего произвольного внимания воздействовало на органы чувств, сохраняет некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Например, после прогулки по лесу или после посещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание. В принципе, каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздействия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их прочности бывает различна. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека:

— связанное с привычками, интересами и склонностями,

— связанное с психическим состоянием (если мы расстроены, то с большей вероятностью заметим в толпе тоже расстроенное лицо),

— связанное с текущими целями и задачами деятельности,

— просто ассоциированное с какими-то другими значимыми ситуациями.

Произвольное запоминание

Произвольное запоминание это не просто антоним к непроизвольному запоминанию. Оно представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить то, что надо. Бывает так, что человек напрягает все свои мыслительные способности, — ради запоминания. Произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели в области запоминания. Самое характерное такое действие — заучивание, то есть многократное повторение заучиваемой информации. Это может быть повторение какого-то текста или повторение музыкантом музыкального опуса, а танцором — заучиваемого танца. Заучивание — сугубо человеческое достижение. Только человек сознательно использует этот механизм, потому что знает, что «repetitio — mater studiorum» («повторение — мать учения»).

Характерная особенность произвольного запоминания — проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. Многое из того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. Но если поставить перед собой эту задачу и выполнить все необходимые для ее реализации действия, запоминание протекает с относительно большим успехом и оказывается достаточно прочным.

Постановка специальных задач играет существенную роль в запоминании. Под ее влиянием может меняться сам процесс запоминания. С. Л. Рубинштейн считал, что запоминание очень сильно зависит и от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Он полагал, что нельзя делать однозначные выводы о большей эффективности произвольного или непроизвольного запоминания. Преимущества произвольного запоминания со всей очевидностью выступают лишь на первый взгляд. Исследования известного отечественного психолога П. И. Зинченко убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности процесса запоминания. В определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.

Мнемическая деятельность

Мнемическая деятельность — специфически человеческий феномен, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание — специальной формой сознательной деятельности. При этом человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений. Мнемическая деятельность, таким образом, всегда носит избирательный характер.

Осмысленное и механическое запоминание

Осмысленное не следует путать с произвольным запоминанием. Произвольное запоминание может быть и механическим, и осмысленным.

Основой для механического запоминания являются ассоциации по смежности: одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени или пространстве. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторение материала.

Осмысленное запоминание обычно продуктивнее механического. Однако не всегда оно возможно. Если просто нужно запомнить несколько адресов, по которым предстоит разослать письма, то как не понимай, а все равно не поймешь, какая связь между «улицей Ленина, дом 119, кв. 22» и «проспект Петрова-Водкина, дом 7, кв. 84». Волей-неволей, придется многократно повторить эти адреса, чтобы не забыть. Можно использовать «псевдопонимание», то есть те же самые мнемотехнические приемы. Например, можно «понять», что бывший проспект Ленина разжаловали до улицы, и сделано это было «службой 911» (но только наоборот) 22-го числа, перед Днем защитника Отечества.

Механическое запоминание обычно неэкономно, требует многих повторений и при этом не дает гарантию на то, что важная информация оказалась запомненной. Нам может показаться, что мы хорошо запомнили номер телефона (благо он не сложный), но потом этот номер совершенно «вылетает» из головы. Если же мы используем понимание или псевдопонимание (мнемотехнику), нам не составляет труда проверить, правильно ли мы запомнили информацию.

В экспериментах было показано, что при механическом запоминании в памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколько часов — всего 20 %. В случае же осмысленного запоминания 40% материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Осмысление материала

Осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение общих положений и правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т. п. Существуют и другие приемы осмысления.

[link]azps.ru[/link]

CATEGORIES