Этапы развития психологии

Основные этапы развития психологии

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

В развитии психологии как науки можно выделить несколько этапов.

II этап развития психологии связан с ее пониманием как науки о сознании. Его начало совпало с периодом бурного развития естественных наук в 17 веке. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении (20 век). Основная задача психологии на этом этапе — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Таким образом, в настоящее время психология понимается как наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предметом ее исследования является определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта, т.е. основные закономерности возникновения и функционирования психической деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания, в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

2. НАЧАЛО РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. Одним из центральных звеньев в эволюции древнего мира явилось формирование научного взгляда на человека, его сознание и психику. Однако античные психологические традиции возникли не на голом месте. Уже к VI в. до н.э. греки поддерживали контакты со всеми центрами цивилизованного мира, а первые ионийские мыслители прошли обучение в Египте и Вавилонии, усвоив достижения восточной протонауки.

Исходным принципом толкования психологических проблем явилась попытка объяснения окружающего мира из присущих ему законов, отраженных на античном уровне. Ограниченность средств познания психических явлений отражалась в потенциях их объяснения. Это, в свою очередь, порождало не только жестко детерминистские концепции души, но и “очищенные” от опытной практики умозрительные теории, сыгравшие значительную роль в становлении психологического знания.

Отсутствие экспериментального исследования, созерцательность подавляющего большинства научных доктрин в совокупности с противоречивыми попытками презрения к “земной” деятельности и личности, с одной стороны, вместе с их обожествлением, с другой, ограничивали возможности античной психологии. Но, вместе с тем, они явились грандиозной попыткой построить рационализированную и систематизированную картину человека и его внутреннего мира, что является для современной психологической науки ключом к пониманию своего предмета.

Все это дает основания утверждать, что древние греки первыми интуитивно реализовали принцип дополнительности в объяснении душевных явлений. Благодаря этому принципу психическое с различной степенью адекватности отражалось в античной науке путем одновременного соположения, казалось бы, противоречащих друг другу понятий и образов. Возможность, а порой и необходимость использования различных способов описания явлений сознания сегодня уже не подлежит сомнению.

Античные психологические взгляды отражены довольно широким кругом теоретических концепций и представлены не меньшим спектром школ и ученых. Данное обстоятельство не позволяет отразить все многообразие психологического знания древнегреческого мира: такая задача по своей сути была бы абсурдной. Но даже описание концепций представленных в пособии авторов, их научного поиска, наследия и вклада в развитие учения о душе убеждает в безбрежности и актуальности для нашего времени античной мысли.

Основные этапы развития психологии как науки

В становлении и развитии психологических идей выделяют три основные этапа:

  1. Этап донаучной психологии, который связан с религиозными воззрениями, с мифологическим мышлением.
  2. Этап философской психологии, охватывающий более чем тысячелетнюю историю. Философская психология констатирует знания о душе посредством умозрительных рассуждений, посредством философских рассуждений.
  3. Этап научной психологии, возникший примерно во второй половине 19 столетия, основывается на систематическом, преимущественно экспериментальном исследовании.

Донаучный этап: Возникновение представлений о душе связано с анимистическим взглядами первобытных людей и относится к наиболее ранним этапам человеческой истории. Анимизм – вера в духовные существа, которые вселяются в различные объекты, растений, животных и влияет на жизнь людей. Помимо анимистического представления существовало мифологическое мышление. Душа представлялась в образах птицы, или бабочки, покидающей обездвиженное тело после смерти. Сновидения рассматривались как процесс, в процессе которого душа на время покидает тело и странствует. Образцом мифологического представления служил миф о Психее, которая являлась олицетворением души и дыхания. Она волею богов вовлекается в длительное приключение, символизирующее сложный и мучительный процесс самопознания.

Со временем анимистические и мифологические представления уступают место попыткам истолкования души в контексте натурфилософской картины мира. Так, согласно воззрениям Гераклита из Эфеса все вещи и явления предметного мира суть модификации огня. Все, что существует в мире, и телесное, и душевное, непрерывно изменяется, безостоновочно «течет». Гераклит впервые произвел ряд важных разграничений: он разделил психические и допсихические состояния в организме. Внутри психического им были выделены чувственное познание и мышление. Он признавал неразрывность индивидуальной души с космосом. В учении Гераклит прослеживаются зачатки генетического подхода к пониманию всего живого. В своем учении Гераклит пытался объяснить изменчивость мира.

Далее представления о душе и целесообразности мира разрабатывались в работах Демокрита. В основе учения Демокрита лежит взаимодействие микроэлементов – атомов в живых организмах. По Демокриту, сами боги, устроители Вселенной, предстают как сферические скопления огненных атомов. Человек также создан из атомов разного сорта, самые подвижные из которых атомы огня, образующие душу.

Следующее направлении в развитии психологических идей – школы Пифагора и Платона. По мнению Пифагора, связь души с телом понималась как временное заточение идеальной сущности в темнице материи. Мироздание, по Пифагору, имеет не вещественную, а числовую, арифметическую структуру. Числа суть первоначала мира, а их соотношения выступают в качестве непреложных законов бытия. Согласно Платону, мир, воспринимаемый органами чувств, изменчив, несовершенен и является лишь смутным подобием, тенью истинного, умопостигаемого «мира идей». Центральная психологическая идея платоновского учения заключалась в том, что в нижних частях тела психологические и физиологические процессы изначально хаотичны и неуправляемы и они становятся упорядоченными благодаря влиянию разума.

Этап философской психологии: В эпоху Возрождения зарождается гуманистическая психология, в основе которой лежит интерес к человеческой личности. Личность представляется как конкретное и совершенное воплощение божественного разума, как субъект, стремящийся одновременно к самосохранению, самопознанию и саморазвитию.

Следующий решающий этап развития психологии приходится на 17-19 века и связан с именами таких мыслителей, как Декарт, Спиноза, Джон Локк, Спенсер и др. Декарт открывает рефлекторную природу поведения и одновременно закладывает философскую основу понимания души. Роль мышления в жизни человека, высказывание Декарта «Я мыслю, следовательно я существую». По его мнению тело устроено как автомат, постоянно нуждающийся в сознании, как организующем принципе.

Животным отказано в сознании и следовательно в душе, поэтому они телесные машины, механизмы, деятельность которых определяется рефлексами. Декарт не допускает существование бессознательной сферы психического. По мнению ученого – в дуще имеются лишь те восприятия, которые она осознает. С именем Декарта связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое – духовное – бытиё, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Декарт вводит понятиерефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий.

Лейбниц признавал существование неосознаваемых представлений (малых перцепций). Лейбниц разграничивает понятия перцепции (непосредственное восприятие органами чувств) и апперцепции (зависимость восприятия от прошлого опыта, от психики человека и его индивидуальных особенностей).

В этот период наблюдается становление философских представлений о воле и мотивации у человеческих поступков. Спиноза выделил три основных аффекта, лежащих в основе эмоциональных переживаний: радость, печаль и желание, которое в противоположность слепому влечению трактуется как осознанное стремление человека.

Дж. Локк формулирует «закон ассоциаций» — о закономерной связи всех душевных феноменов. По Локку, любое знание человека о мире основывается на опыте. Простые идеи соединяются ассоциируются в сложные так, что все разнообразие душевного опыта может быть объяснено как результат бесчисленных соединений (ассоциаций) идей. Так начал развиваться в психологии ассоцианизм.

Основные представители этого этапа в психологии – Вундт, Спенсер, Рибо, Джемс и многие другие. Примерно с этого времени возникает новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Однако сознание долго понималось как явление особого рода, обособленное от других естественных процессов. Ученые считали, что психическая жизнь – проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного для объективного научного анализа. Это подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания. Развитие психологии во второй половине 19 века осуществлялось в непрерывной борьбе сменяющих друг друга теорий. Однако почти все они разрабатывались в рамках интроспективной психологии.

Выделение психологии в самостоятельную науку, т.е. формирование научной психологии принадлежит Вильгельму Вундту (немецкий психолог). Он предложил цельную программу разработки экспериментальной психологии. Задачи психологии он сводил к изучению элементов сознания и установлению законов, по которым устанавливаются связи между элементами сознания. Вундта интересовала структура сознания, разработанная им теория известна в науке как теория элементов сознания. Основной метод, используемый Вундтом интроспективный.

Важную роль в его исследованиях занимало изучение сознательных умственных процессов, в частности, ощущение умственных процессов. Он утверждал, что явления, протекающие в сознании параллельны процессам нервной системы, а возникающие комбинации ощущений — это важные результаты нервных ответов. Им была создана первая экспериментальная психология, которая стала центром экспериментальной психологии. В ней изучались ощущения, время реакций на различные раздражители, изучались ассоциации, внимание, простейшие чувства человека.

Другим крупным психологом того времени, внесшим большой вклад в становление научной психологии был Уильям Джеймс (американский психолог) и философ. Джеймс на животных изучал нервную систему, рефлексы животных, исследовал стрессы человека и влияние гипноза. Джеймс отвергал членение сознания на элементы, а предполагал о целостности сознания и его динамике («поток сознания»). Его теория потока сознания – это модель сознания, в которой оно наделено свойствами непрерывности, целостности и изменчивости.

Особое значение им придавалось активности и избирательности сознания. Его учение было альтернативно учению Вундта, который трактовал сознание как набор определенных элементов. Согласно учению Джеймса, предназначение души заключается в том, что она позволяет индивиду более гибко и совершенно приспосабливаться к миру. Эдвард Титченер (американский психолог) так же как и Вундт считал предметом психологии сознание, изучаемое посредством расчленения на элементы и, что любой психический процесс. Он различал три категории элементов: ощущение, образ и чувство, выдвинул предположение согласно которому, знание об объекте строится из совокупности чувственных элементов.

В конце 19 – начале 20 века в психологии происходит теоретико-методологический кризис, который был вызван понимаем ограниченности интроспективного метода. Появляются исследования предпринимающие попытки выйти за пределы сознательного и открыть миру доступ к бессознательным процессам и образованиям психики. В психологии укрепляются такие направления как психоанализ и бихевиоризм («поведенческая психология»).

В начале 20 века возникло новое направление в психологии предметом, которой была не психика, не сознание, а поведение. А именно психология должна была наблюдать и изучать двигательные реакции человека. Это направление получило название «бихевиоризм», что в переводе с английского означает поведении. Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующего к окружающей его среде.

Единицей анализа в бихевиоризме признается не содержание сознания, а связь внешнего стимула и вызываемой им условно-рефлекторной реакции. Подчеркивался исключительно поведенческий аспект человека. При этом человеческая психика и психика животных признаются единообразными и подчиняются идентичным законам. Предпосылкой развития этого направления в психологии послужили труды Павлова. Это течение психологии активно развивалось в течение одного десятилетия. В конце 18-начале 19 веков параллельно с бихевиоризмом развивается психоанализ, благодаря существенному вкладу Фрейда.

В начале 20 века, в период развития психодиагностики, психотерапии предметом изучения психологии становится личность. Всесторонне исследуется её структура, уровни функционирования, факторы развития, аномалии, защитные и адаптивные функции. Начало систематического изучения личности было положено У. Джемсом, который разграничивал познаваемое (эмпирическое) и познающее Я. Выделил физические, социальные и духовные элементы личности, описал механизмы самооценки и самоуважения. Позже образовалось течение персонализма. Научные представления о личности дифференцировались в процессе развития психодиагностических методов исследования, психоанализа и т.д. Теории личности постепенно образовали фундамент, на котором базируются современные школы психотерапии и психологического консультирования.

Длительным и противоречивым было становление психологии как науки о процессах, функциях и механизмах психики. Наиболее ранняя естественная модель психики, как единой системы рефлекторного типа принадлежит Сеченову.

Согласно его учению, рефлекторность, как основной закон психического, предполагает:

1) первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике,

2) закономерный переход от активности воспринимающих структур психической системы (анализаторов) к активации исполнительных (эффекторов), в целесообразность двигательных реакций и их «обратное» влияние на формируемый психикой образ окружающего мира.

В рефлексах головного мозга Сеченов выделил три звена: начальное звено – внешнее раздражение и его преобразование органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено – процессы возбуждения и торможения в мозгу и возникновение на их основе ощущений и др. психических явлений; конечное звено – внешние движения.

Сеченов пришел к выводу о причинной обусловленности всех действий и поступков человека внешними воздействиями. Сеченов первым сформулировал идею единства сенсорных и моторных процессов, об активном характере психического отражения, о том, что формирование образов действительности осуществляется в ходе непрерывного взаимодействия со средой. Идеи Сеченова получили дальнейшее развитие в исследованиях Павлова, Бехтерева и других психофизиологов. Павлов открыл условный рефлекс как механизм научения и приобретения опыта. Он выделил два типа рефлексов, выдвинул учение о двух сигнальных системах, разработал учение и типах высшей нервной деятельности, определил качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животными и многое другое.

Однако дальнейшие исследования показали, что рефлекторность – важнейший, но не единственный принцип функционирования психики. Наряду с физиологическими механизмами, обеспечивающими связь психики с её материальным носителем – мозгом, огромную роль в психическом развитии индивида играют механизмы социализации – поэтапного включения личности в систему социальных отношений. Становление психики человека всегда осуществляется в конкретном социокультурном пространстве, под формирующим воздействием социальных норм, знаковых систем, символов, традиций, ритуалов и т.д. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, высшие психические функции – характерны только для человека, высшие формы психической деятельности не запрограммированы генетически, но складываются по мере усвоения индивидом социального опыта, в процессах обучения, общения и взаимодействия с другими людьми

Бехтерев основал первую экспериментальную психологическую лабораторию в Казани, а затем Психоневрологический институт – первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественнонаучную теорию поведения, внес существенный вклад в развитие отечественной экспериментальной психологии.

В первой половине 20 века в отечественной и зарубежной психологии возникли многочисленные отрасли прикладной психологии, которая с тех пор перестала быть «чистой» наукой и нашла широкое применение в практике. Широко стала развиваться психология труда, педагогическая, возрастная психология, медицинская психология, социальная, дифференциальная психология и т.д. Научная и прикладная психология развивались по разным направлениям, кризис в большей степени был преодолен. Во второй половине 20 века в связи с развитием научно-технической революции активно начинают применяться в психологии математические методы, информационные технологии и т.д.

Во второй половине 20 века продолжается конкретизация и уточнение предмета научной психологии, в качестве основного выделяют: познание и познавательные психические процессы, систему деятельности (деятельностный подход в психологии, А.Н. Леонтьев), процессы общения и межличностные отношения, процессы групповой динамики.

В современной отечественной психологии проблема изучения психики сводится к 4 проблемам:

  1. Проблема психофизическая: характер взаимосвязи психики и её телесного субстрата.
  2. Проблема психодиагностическая: отношение чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими действительности.
  3. Проблема психопрактическая: закономерности формирования психики в процессе практической деятельности.
  4. Проблема психосоциальная: характер зависимости психики от социальных процессов, норм, ценностей.

Этапы развития психологии

Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки

С позиций методологии науки история психологии может быть описана как последовательность этапов становления представлений о ее предмете, методе и принципах в рамках научных парадигм (таблица 1).

1-й этап. На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний, прежде чем стать наукой, изучающей процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

В древности считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм» (от лат. anima – душа, дух). Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. В дальнейшем анималистическое представление о душе уступило место гилозоизму (от гр. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь). У ионийских натур-философов – Фалеса, Анаксимена и Гераклита – душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.) и идеалистическая Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Согласно Демокриту, душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Этапы развития психологии как науки

По мнению мыслителя, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» из предметов. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. Из вышесказанного следует, что материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Душа, по его мнению, не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено философом в форму мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели. Покидая тело после смерти человека душа, в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, устремляется или в идеальный мир, или обречена на вечные скитания вблизи земли.

Люди должны верить, что после смерти душа ответствует за все действия тела. Эта вера заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен. Платон является родоначальником дуализма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала. Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который определил память как самостоятельный психический процесс. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания.

Идея Сократа (ок. 470 – 399 гг. до н.э.), одного из самых замеча-тельных мыслителей Древней Греции, состояла в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределенных пред-ставлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Философ рассматривал широкий круг «житейских понятий»: о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа «Познай самого себя» подразумевал анализ поступков, нравственных оце-нок и норм человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Все это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древне-восточные врачи.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 370 гг. до н.э.) – осново-положник научной медицины, обогативший медицинскую психологию врачебной этикой, а психологию учением о темпераментах. В Ш в. до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга. Римский врач Гален (II в. до н.э.) расширил представление о физиологической основе психики, приблизился к понятию сознания, расчленил движения на произвольные и непроизвольные.

Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и мн. др.

Мостиком, связующим античную философию и философию Средневековья, явилось неоплатоническое учение Плотина (III в.), впослед-ствии развитое Августином Блаженным (IV – V в.). В учении последнего понятие души приобретает религиозное содержание и понимается им как божественная, вечная и независимая от материи сущность.

В эпоху Средневековья значительных успехов достигла ара-боязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. Крупнейшими представителями являются Авиценна (Ибн-Сина, 980 – 1037) и Аверроэс (Ибн-Рушд, 1126 – 1098). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни и воспитания. Душа отныне становится объектом исследования медиков.

С усилением роли религии (христианства католического) в общест-венной жизни Европейского континента понимание сознания, психики человека начинает приобретать все более идеалистическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средневековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции.

В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к бур-жуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться естественные, биологические и медицинские науки, возрождаться и преоб-разовываться различные виды искусств. Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Было создано общество естество-испытателей, возрос интерес к психологии творчества, человеческой личности. Приоритетное значение в науке получило экспериментирование.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. Формируются принципы научного познания, которые переносятся и на изучение человека. Отныне природа рассматривается как грандиозный механизм, действующий по физическим законам, а человек – как особый механизм, в котором уже нет места для мистической души. Выдающийся мыслитель нового времени Френсис Бэкон (1561 – 1626) обосновал идею о решающей роли эксперимента в научном познании, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обобщения.

Попытку преодолеть дуализм и механические представления Р. Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 – 1716), который отстаивал идею единства мира, считая, что сознание является такой же реальностью, как и материальный мир. Б. Спиноза утверждал, что «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он убедительно обосновал один из ведущих принципов научной психологии – принцип детерминизма.

Выдающийся немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.

В XVII – XIX вв. широкое распространение получила так называемая эмпирическая психология. Одним из родоначальников эмпиризма является английский философ Джон Локк (1632–1704), исповедовавший опытное происхождение всей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Сознание, по Локку, – это восприятие человеком происходящего в его уме. Этот постулат Локка стал исходной базой двухвекового господства в психологии парадигмы интроспекционизма.

Д. Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия «ассоциация», под которой понимались сочетание, связь идей. После Д. Локка в психологии утвердился всеобщий объяснительный принцип чело-веческой психики – принцип ассоциации (связи) идей, образов. Понятие об ассоциации стало наиболее простым и универсальным объяснительным механизмом формирования и приобретения человеком опыта.

В XVIII в. появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именем Дейвида Гартли (1705 – 1757). Уста-новленные им закономерности образования ассоциаций – смежность воз-действия и частота их повторения – стали, по существу, первыми зако-номерностями психологии. Д. Гартли обогатил психологию многими осно-воположениями, а его научные идеи оказали решающее влияние на последующее развитие психологии.

Немецкий ученый Христиан Вольф (1705 – 1757) издал первые крупные научно-психологические труды «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) и ввел в научный оборот термин «психология».

Крупные достижения в психологии в XVIII в. неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными изменениями в мировоз-зрении, философском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как закономерного исторического процесса. Появляются первые ростки понимания культурно-исторической обусловленности индивидуальной психики.

Отныне психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, не только с окружающей средой, но и с культурно-историческим развитием общества.

Конец XVIII – начало XIX в. характеризуется крупными изме-нениями в исследовании нервной системы, физиологии головного мозга, органов чувств.

Кардинальное значение в этой области имели исследования чешского физиолога Йиржи Прохазки (1749–1820). Он впервые дал клас-сическое определение рефлекса и показал, что рефлекс возникает лишь на те раздражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Й. Прохазки установил, что по рефлекторному принципу функционируют все отделы нервной системы (как низшие, так и высшие), и все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды, подчиняясь общему закону «сохранения живого тела». Психика понимается им как способность дифференцировать внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на основе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия. На основе исследований и концептуальных обобщений, сделанных Й. Прохазкой, нейрофизиологи обратились к изучению «рефлекторной дуги».

Огромную популярность приобретает френология (от гр. «френ» – душа, ум), автором которой является австрийский анатом Франс Галль (1758–1829). Он предложил карту мозга, в соответствии с которой различные способности размещены в определенных участках. Френология побудила ученых к экспериментальному изучению размещения, локализации психических функций в головном мозге. Ф. Галль считал, что извилины в коре больших полушарий головного мозга и являются местом локализации «умственных сил».

Теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 – 1882), появившаяся в середине XIX столетия, анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В своих трудах («Проис-хождение человека», 1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872) Ч. Дарвин анализирует психику человека, сравнивает ее с психикой животных и приводит убедительные доводы к доказательству того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных.

В рамках дарвинизма возникла одна из основных категорий психологии – категория поведения. В работе «Происхождение видов» (1859) ученый показал роль приспособительных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом развитии. Под влиянием дар-винизма возникают новые отрасли психологии: зоопсихология, гене-тическая, сравнительная.

Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественнонаучными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной отрасли знаний.

Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832 –1920), создавший в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию, ставшую вскоре Международным центром психологических исследований. Благодаря исследованиям В. Вундта к концу XIX столетия экспериментальная психология получила развитие во многих странах мира. Впоследствии в Германии были открыты еще несколько лабораторий

(в Геттингене, Бонне, Берлине, Бреславле и Мюнхене).

Следует отметить, что все крупные достижения в развитии психологии были неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными сдвигами в мировоззрении, новым философским осмыс-лением бытия.

3-й этап. Важную роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знания сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наб-людению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.

4-й этап. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Особенности развития психологии как науки отражены на рис.

Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсем не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.

Этапы развития психологии

Предмет истории психологии – закономерности формирования и развития взглядов на психику, на основе а

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по истории психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по истории психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Факторы: — логика развития психол знаний – этот фактор связан с изменением ее предмета, влиянием сме

2. Философский, VII— VI вв. до н.э. — конец XVIII-на-чало XIX в.—

Душа-источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения

Специальных методов нет, используются методы других наук — философии, медицины, математики -при исследовании содержания и функций души. достиж.: Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека.

Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Появление собственно психологического метода –интроспекции. Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс.

Психология Возрождения и Нового времени

Сознание -его содержание и пути его формирования

Интроспекция и частично логика -методы индукции, дедукции,анализа и т. д.

Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное

3. Ассоциани-стическая психология, конец XVIII-на-чало XIX в. -середина XIX в.

Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии — прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение

Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения)

Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественнонаучного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного.

4. Экспериментальная психология, середина XIX — начало XX в.

Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы

Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом,по-явление первых тестов

Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса

5. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10-30-егоды XX в.

Появление нескольких предметов психологии. Вначале -элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем — глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихоло-гия), высшие психические функции и деятельность (советская психология)

Появление новых методов, важнейшие из которых -психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальт-психология), инструментальный метод (советская пс-я)

Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии.

6. Дальнейшее развитие психологических школ, 40-60-е годыXX в.

Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология)

Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта

Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии,разви-тие и совершенствование психотерапевтических технологий.

7. Современная психология, 60-е годы -конец XX в

Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ. Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик. Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.

Этапы развития психологии. 1. Донаучный, до VII-VI вв. до н.э.? Душа — без раскрытия ее конкретного содержания и функций. методов нет. достижения.

Основные различия житейских и научных знаний. Этапы становления психологии как науки. Изменение предмета психологии в течение ее развития.

Основные тенденции развития психологии на современном этапе. На данный момент можно выделить несколько актуальных тенденций развития современной психологии.

Основные этапы развития представлении о предмете психологии. Психология прошла длительный путь развития, в котором можно выделить следующие этапы

Философский этап развития психологии в XVII–XIX вв. – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку.

Этапы психического развития человека. Развитие ребенка – сложный диалектический процесс. В психологии выделяют следующие периоды развития ребенка и школьника.

Предмет истории психологии – закономерности формирования и развития взглядов на психику, на основе а. подробнее ». Этапы развития психологии.

Прошло несколько десятилетий, прежде чем интерес данной научной концепции возник вновь. Второй этап развития экономической психологии начался в.

Основные тенденции развития психологии на современном этапе. На данный момент можно выделить несколько актуальных тенденций развития современной психологии.

Этапы психологического развития личности подростка. В подростковом возрасте наблюдается неравномерность развития отдельных органов и систем.

найдено похожих страниц:10

Источники:
Основные этапы развития психологии
Тема работы: Основные этапы развития психологии по предмету Психология. Размер: 45.45 КБ. Содержит 47614 знаков, 0 таблиц и 0 изображений. .1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ .В развитии психологии как науки можно выделить несколько этапов. .На I этапе психология выступает как наука о душе,
https://www.kazedu.kz/referat/197768
Основные этапы развития психологии как науки
В становлении и развитии психологических идей выделяют три основные этапа: Этап донаучной психологии, который связан с религиозными воззрениями, с мифологическим мышлением. Этап
https://studopedia.ru/1_104598_osnovnie-etapi-razvitiya-psihologii-kak-nauki.html
Этапы развития психологии
Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки С позиций методологии науки история психологии может быть описана как последовательность этапов становления представлений о ее
https://studopedia.ru/3_62638_etapi-razvitiya-psihologii.html
Этапы развития психологии
1. Донаучный, до VII-VI вв. до н.э.? Душа — без раскрытия ее конкретного содержания и функций. методов нет. достижения: Общее представление об охранительной и активной роли души2. Философский, VII— VI
https://cribs.me/istoriya-psikhologii/etapy-razvitiya-psikhologii_

CATEGORIES