Если хочешь быть счастливым будь им

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Новое на сайте

Реклама

Высказывания Козьмы Пруткова.

Прутков Козьма Петрович — литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и прочих выступали в 50—60-е годы XIX века поэты Алексей Константинович Толстой и братья Жемчужниковы (Алексей, Владимир и Александр Михайловичи). «Военные афоризмы»

• Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни.

• Жизнь нашу можно удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает челн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своем движении мелью и разбиваемый о подводный камень. — Нужно ли упоминать, что сей утлый челн на рынке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?

• Никто не обнимет необъятного.

• Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы величиною ещё большая. Нет вещи столь малой, в которую не вместилась бы ещё меньшая.

• Смотри в корень!; также «Зри в корень!»

• Лучше скажи мало, но хорошо.

• Наука изощряет ум; учение вострит память.

• Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

• Самопожертвование есть цель для пули каждого стрелка.

• Слабеющая память подобна потухающему светильнику.

• Влюблённый в одну особу страстно — терпит другую токмо по расчёту.

• Не будь портных, — скажи: как различил бы ты служебные ведомства?

• Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься?

• Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.

• Эгоист подобен давно сидящему в колодце.

• Гений подобен холму, возвышающемуся на равнине.

• Если бы тени предметов зависели не от величины сих последних, а имели бы свой произвольный рост, то, может быть, вскоре не осталось бы на всём земном шаре ни одного светлого места.

• Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти.

• Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться.

• Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному.

• Вытапливай воск, но сохраняй мёд.

• Пояснительные выражения объясняют тёмные мысли.

• Три дела, однажды начавши, трудно кончить; а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется.

• Прежде чем познакомишься с человеком, узнай: приятно ли его знакомство другим?

• Здоровье без силы — то же, что твёрдость без упругости.

• Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает.

• Не растравляй раны ближнего; страждущему предлагай бальзам… Копая другому яму, сам в неё попадёшь.

• Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц — ночью.

• Но, с другой стороны: солнце лучше тем, что светит и греет; а месяц только светит, и то лишь в лунную ночь!

• Щёлкни кобылу в нос — она махнёт хвостом.

• Не робей перед врагом: лютейший враг человека — он сам.

• На дне каждого сердца есть осадок.

• Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

• Не всё стриги, что растёт.

• Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза.

• Единожды солгавши, кто тебе поверит?

• Где начало того конца, которым оканчивается начало?

• Если хочешь быть счастливым, будь им.

• Что имеем — не храним; потерявши — плачем.

• Возобновлённая рана много хуже противу новой.

• В глубине всякой груди есть своя змея.

• Только в государственной службе познаешь истину.

• Чрезмерный богач, не помогающий бедным, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодающего дитяти.

• Человек раздвоен снизу, а не сверху, — для того, что две опоры надёжнее одной.

• Человек ведёт переписку со всем земным шаром, а через печать сносится даже с отдалённым потомством.

• Глупейший человек был тот, который изобрёл кисточки для украшения и золотые гвоздики на мебели.

• Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.

• Чувствительный человек подобен сосульке; пригрей его, он растает.

• Специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя.

• В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.

• Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!

• Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим.

• Всякая вещь есть форма проявления беспредельного разнообразия.

• Во всех частях земного шара имеются свои, даже иногда очень любопытные, другие части.

• Глядя на мир, нельзя не удивляться!

• Вакса чернит с пользою, а злой — с удовольствием.

• Пороки входят в состав добродетели, как ядовитые снадобья в состав целебных средств.

• В сепаратном договоре не ищи спасения.

• Советую каждому: даже не в особенно сырую и ветреную погоду закладывать уши хлопчатою бумагою или морским канатом.

• Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от неё засоряется.

• Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого.

• Лучшим каждому кажется то, к чему он имеет охоту.

• Издание некоторых газет, журналов и даже книг может приносить выгоду.

• Никогда не теряй из виду, что гораздо легче многих не удовлетворить, чем удовольствовать.

• Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою.

• Добродетель служит сама себе наградой; человек превосходит добродетель, когда служит и не получает награды.

• Вред или польза действия обусловливается совокупностью обстоятельств.

• Не будь цветов, все ходили бы в одноцветных одеяниях!

• На беспристрастном безмене истории кисть Рафаэля имеет одинаковый вес с мечом Александра Македонского.

• Друзья мои! Идите твёрдыми шагами по стезе, ведущей в храм согласия, а встречаемые на пути препоны преодолевайте с мужественною кротостью льва.

• Правда не вышла бы из колодезя, если бы сырость не испортила её зеркала.

• Глупец гадает; напротив того, мудрец проходит жизнь как огород, наперёд зная, что кой-где выдернется ему репа, а кое-где и редька.

• Век живи — век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.

• Не уступай малодушно всеобщим желаниям, если они противны твоим собственным; но лучше, хваля оные притворно и нарочно оттягивая время, норови надуть своих противников.

• Чиновник умирает, и ордена его остаются на лице земли.

• Отнюдь не принимай почётных гостей в разорванном халате!

• Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.

• Одного яйца два раза не высидишь!

• Пробка шампанского, с шумом взлетевшая и столь же мгновенно ниспадающая, — вот изрядная картина любви.

• И самый последний нищий, при других условиях, способен быть первым богачом.

• Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.

• Что есть хитрость? — Хитрость есть оружие слабого и ум слепого.

• Мудрость, подобно черепаховому супу, не всякому доступна.

• Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, а не страдания!

• Светский человек бьёт на остроумие и, забывая ум, умерщвляет чувства.

• Имея в виду какое-либо предприятие, помысли, точно ли оно тебе удастся.

• Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.

• Люби ближнего, но не давайся ему в обман!

• Купи прежде картину, а после рамку!

• Двое несчастных, находящихся в дружбе, подобны двум слабым деревцам, которые, одно на другое опершись, легче могут противиться бурям и всяким неистовым ветрам.

• Моменты свидания и разлуки суть для многих самые великие моменты в жизни.

• Если хочешь быть покоен, не принимай горя и неприятностей на свой счёт, но всегда относи их на казённый.

• И в самых пустых головах любовь нередко преострые выдумки рождает.

• Если бы хоть одна настоящая звезда упала на заслуженную грудь, то не осталось бы ни того человека, ни даже самых отдаленных его единомышленников.

• В спёртом воздухе при всем старании не отдышишься.

Если хочешь быть счастливым будь им

Директор Пробирной Палатки и поэт, драматург, философ Козьма Прутков – гениальная мистификация русской сатиры. Этот вымышленный персонаж так основательно утвердился в русской литературе, что ему мог бы позавидовать иной реально существовавший писатель. В настоящее время Козьма Прутков справедливо считается одним из классиков русской юмористической литературы.

Козьма Прутков завоевал народное признание. Многие выражения из стихотворений и афоризмов Козьмы Пруткова вошли в живую речь («Никто не обнимет необъятного», «Если хочешь быть счастливым, будь им», «Козыряй!», «Бди!», «Зри в корень!», «И терпентин на что-нибудь пригоден», «Что имеем – не храним, потерявши – плачем», «Век живи – век учись» и т. д.). В Пруткове во всем своем блеске обнаружился русский ум, умеющий взглянуть на себя со стороны да над собой же и посмеяться.

В 1988 году Козьма Прутков появился в кинематографе – режиссер Юрий Мамин поставил кинокомедию «Фонтан», начавшуюся афоризмом сочинителя: «Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану».

В 1998 году в городе Сольвычегодске прошел первый фестиваль Козьмы Пруткова, праздник сатиры и юмора под девизом «Глядя на мир, нельзя не удивляться».

23 апреля 2003 года – в день 200-летия Козьмы Пруткова учреждена пародийная премия юбиляра «Чугунный Козьма».

В сентябре 2004 года – в год 150-летия появления имени Козьмы Пруткова в печати – вышел сайт юбиляра с его полным собранием сочинений.

Но не всем известно, что начало литературному образу Козьма Прутков было положено на Липецкой земле летом 1851 года в усадьбе братьев Жемчужниковых Павловке (ныне Долгоруковский район), куда с визитом нагрянул Алексей Константинович Толстой. И единственный памятник гениальному Козьме установлен на долгоруковской земле. Автором памятника является Иван Александрович Христенко – краевед, бывший директор музея-усадьбы «Край Долгоруковский», ежегодно устраивающий Жемчужниковские чтения.

Портрет Козьмы Пруткова создали к несостоявшемуся изданию 1853/54 годов тогдашние студенты Академии художеств, занимавшиеся и жившие вместе: Лев Михайлович Жемчужников, будущий профессор Александр Егорович Бейдеман и Лев Феликсович Лагорио.

Стихотворение Козьмы Пруткова «Мой портрет», представляет наиболее характерные черты творчества и духовного облика поэта.

Когда в толпе ты встретишь человека,

Чей лоб мрачней туманного Казбека,

Кого власы подъяты в беспорядке;

Всегда дрожит в нервическом припадке, –

С кого толпа венец его лавровый

Кто ни пред кем спины не клонит гибкой,

В моих устах спокойная улыбка,

1 Вариант: «На коем фрак». (Примечание К. Пруткова.)

Согласно биографии, представленной авторами личности Козьмы Петровича Пруткова, «родился» всенародно любимый лирик, философ, острослов, тонкой души человек в начале XIX века. День рождения известен – 11 (23) апреля. Год рождения его еще точно не установлен. Один из его биографов называет 1803-й, другой – 1801 год. Он появился на свет в деревне Тентелевой Сольвычегодского уезда, входившего в то время в Вологодскую губернию, и происходил из незнатного, но весьма замечательного дворянского рода. Дед его, отставной премьер-майор и кавалер Федот Кузьмич Прутков, оставил потомству знаменитые «Гисторические материалы», которые, при всей их старомодности и неуклюжести слога, обладают несомненными достоинствами, содержат глубокие и остроумные мысли. Будучи уже зрелым литератором, Козьма Прутков опубликовал «Исторические материалы Федота Кузьмича Пруткова (деда)», скромно объявив в предисловии: «Весь мой род занимался литературою» – и пообещав, вслед за дедовыми записками, издать записки отца и свои собственные.

Причастен к литературе был и Петр Федотыч Прутков, отец писателя, создавший оперетту «Черепослов, сиречь Френолог», веселость, живость, острота и соль которой, по словам Козьмы Пруткова, одобрены были такими крупными поэтами, как Державин, Херасков, Шишков, Дмитриев и Хмельницкий, а Сумароков даже составил на нее эпиграмму. Становится понятной та неодолимая страсть к сочинительству, отличавшая Козьму Пруткова до конца дней его. При крещении будущую знаменитость нарекли Кузьмой, но впоследствии сам он переименовал себя в Козьму и даже в Косьму, чем подтвердил еще один собственный афоризм о том, что «всякая вещь есть форма проявления беспредельного разнообразия».

Образование Козьма Петрович получил домашнее, освоив науки с помощью приходского священника Иоанна Пролептова. При этом по упражнению на счетах Кузьма получил у своего учителя отметку «смело-отчетливо», а по русской словесности – «назидательно-препохвально», что предрекало успех Пруткова на избранных им впоследствии поприщах.

Изучая афоризмы Козьмы Пруткова, мы находим в них отражение некоторых событий его жизненного пути. «Если хочешь быть красивым, поступи в гусары», – писал он, и это обстоятельство, возможно, побудило его в 1820 году начать службу юнкером в одном из лучших гусарских полков. Однако уже через два года с небольшим он оставил службу, увидев во сне голого бригадного генерала в эполетах. Сон этот оказал большое влияние на всю жизнь Козьмы Пруткова и послужил объектом пристального внимания многих исследователей жизни и творчества поэта, в том числе и зарубежных.

Тотчас после отставки, последовавшей в 1823 году, К. П. Прутков определился на службу по министерству финансов, в Пробирную Палатку, где оставался до смерти. Здесь он удостоился получить все гражданские чины, до действительного статского советника включительно, и орден св. Станислава 1-й степени. Всего этого К. П. Прутков добился без особой протекции, руководствуясь принципом, что «усердие все превозмогает».

Впоследствии он писал: «Мой ум и несомненные дарования, подкрепляемые беспредельною благонамеренностью, составляли мою протекцию». Все биографы отмечают безукоризненное управление К. П. Прутковым Пробирной Палаткой. Подчиненные любили, но боялись его, поскольку он был справедлив, но строг.

На 25-м году жизни Козьма Петрович соединил судьбу свою с судьбой Антониды Платоновны Проклеветантовой, от коей имел множество детей (в живых осталось 4 дочери и 6 сыновей).

Семья проживала в Петербурге в большой казенной восемнадцатикомнатной квартире в доме № 28 на Казанской улице, что берет свое начало от Невского проспекта у Казанского собора. Там находилась и Пробирная Палатка Горного департамента министерства финансов.

Но как бы ни были велики служебные успехи и семейные достоинства К. П. Пруткова, они одни не доставили бы ему даже сотой доли той славы, какую он приобрел литературною своею деятельностью. Между тем он пробыл в государственной службе (считая гусарство) более сорока лет, а на литературном поприще действовал гласно только пять лет (в 1853-54 и в 1860-х годах).

До 1850 года, именно до случайного своего знакомства с небольшим кружком молодых людей, состоявшим из нескольких братьев Жемчужниковых и двоюродного их брата, графа Алексея Константиновича Толстого, – Козьма Петрович Прутков и не думал никогда ни о литературной, ни о какой-либо другой публичной деятельности. Он понимал себя только усердным чиновником Пробирной Палатки и далее служебных успехов не мечтал ни о чем. В 1850 году граф А. К. Толстой и Алексей Михайлович Жемчужников, не предвидя серьезных последствий от своей затеи, вздумали уверить его, что видят в нем замечательные дарования драматического творчества. Он, поверив им, написал под их руководством комедию «Фантазия», которая была исполнена на сцене Александринского театра, в высочайшем присутствии, 8 января 1851 года. В тот же вечер, однако, по особому повелению она была изъята из театрального репертуара.

Эта первая неудача не охладила начинавшего писателя ни к его новым приятелям, ни к литературному поприщу. Он, очевидно, стал уже верить в свои литературные дарования. Упомянутый Алексей Жемчужников и брат его Александр ободрили его, склонив заняться сочинением басен.

Делая эти первые шаги в литературе, Козьма Петрович Прутков не думал, однако, предаться ей. Он только подчинялся уговорам своих новых знакомых. Ему было приятно убеждаться в своих новых дарованиях, но он боялся и не желал прослыть литератором; поэтому он скрывал свое имя перед публикою. Первое свое произведение, комедию «Фантазия», он выдал на афише за сочинение каких-то «X и Z». Его басни выходили в журнале «Современник» в 1851-1852 гг. инкогнито.

Слава Козьмы Пруткова установилась так быстро, что в первый же год своей гласной литературной деятельности (в 1853 г.) он уже занялся приготовлением отдельного издания своих сочинений с портретом. Для этого были тогда же приглашены им трое художников, которые нарисовали и перерисовали на камень его портрет, отпечатанный в том же, 1853 году, в литографии Тюлина, в значительном количестве экземпляров. Но тогдашняя цензура не разрешила выпуска этого портрета; вследствие этого не состоялось и все издание.

После 6-летнего перерыва (1854-1860) публикации возобновились, последним его опубликованным сочинением стал «Проект о введении единомыслия в России».

Козьма Прутков писал басни, эпиграммы, лирику, баллады. Не чужды ему были драматические жанры: комедия, водевиль, драма, мистерия, естественно-разговорное представление. В его прозе можно усмотреть автобиографический, публицистический, исторический и эпистолярный жанры. Он писал полемические статьи и проекты. И, наконец, своими афоризмами прославился как философ.

13 (25) января 1863 года в Петербурге в 2 часа и три четверти – написав последние стихи, «умер» за рабочим столом директор Пробирной Палатки Козьма Петрович Прутков.

Козьма Петрович Прутков – одно из удивительных и ярких порождений русской литературной и общественной жизни. Как известно, его самого, со всей биографией и родословной, с баснями, стихотворениями, пьесами, афоризмами, придумали поэт Алексей Константинович Толстой и его двоюродные братья – Алексей и Владимир Жемчужниковы. Свою лепту внесли и другие Жемчужниковы – Александр и Лев, а также поэт Петр Павлович Ершов (1815-1869). Лев Жемчужников вместе с художниками Бейдеманом и Лагорио придумали живописный образ Пруткова, создав его портрет.

В письме к А. Н. Пыпину Владимир Жемчужников писал: «Когда писались упомянутые басни, то в шутку говорилось, что ими доказывается излишество похвал Крылову и др., потому что написанные теперь басни не хуже тех. Шутка эта повторялась и по возвращении нашем в Санкт-Петербург и вскоре привела меня с братом Алексеем и графом А. Толстым (брат Александр был в то время в Оренбурге) к мысли писать от одного лица, способного во всех видах творчества. Эта мысль завлекла нас, и создался тип Козьмы Пруткова». Там же: «Нравственный и умственный образ К. Пруткова создался, как говорит мой брат, не вдруг, а постепенно, как бы сам собою, и лишь потом дополнялся и дорисовывался нами сознательно». В. М. Жемчужников, служа в 1854-1855 годах в Тобольске, познакомился там с известным сочинителем сказки «Конек-Горбунок» Петром Павловичем Ершовым и привлек его к участию в создании очень смешной оперетты «Черепослов, сиречь Френолог». П. П. Ершов передал ему несколько своих куплетов, написанных в 1837 году, с просьбой куда-нибудь их поместить, что и было сделано, они были помещены во вторую картину оперетты. Впоследствии произведение это представлено было публике под авторством Петра Федотыча Пруткова, отца Козьмы. Так явился на свет в своем роде единственный во всей русской литературе поэт-чиновник, имеющий свою родословную и обремененный многочисленной родней.

В 1852 году возникающий автор стал называться Кузьмой (по имени жемчужниковского камердинера) Прутковым (Козьмою он стал лишь в 1876 – об этом позаботился проказливый брат Александр). В это же время Кузьма Петрович получил невысокий, но вполне солидный чин «по министерству финансов», сделавшись директором Пробирной Палатки (таковая действительно имелась, хотя и в другом ведомстве) и обрел две главнейшие черты: полное отсутствие чувства юмора и не ведающее границ усердие («усердие все превозмогает», – гласил один из его афоризмов).

Для читающей публики имя Козьмы Пруткова появилось впервые в 1854 году в «Литературном ералаше» – юмористическом приложении к «Современнику», где были опубликованы «Досуги Козьмы Пруткова». Это было целое собрание, включающее не менее половины всего творческого наследия Пруткова. После «Досугов» Козьма Прутков надолго умолк. Лишь через пять лет в «Современнике» появилось небольшое дополнение к «Досугам» под названием «Пух и перья. К Досугам Козьмы Пруткова». В том же 1860 году в четырех номерах сатирического журнала «Искра» печатались «Мысли и афоризмы» и анекдоты «Из записок моего деда», которые тоже представляют собой добавление к «Досугам». Заключительная публикация Козьмы Пруткова появились в 1863 году в последнем, девятом номере «Свистка».

До 1917 года сочинения Пруткова выдержали 12 изданий. В советское время издания «Полного собрания сочинений Козьмы Пруткова» выходили много раз, дополнялись новыми материалами.

  • Прутков К. Полное собрание сочинений / А. М. и В. М Жемчужниковы. – Пб., 1884. – 353 с.
  • То же. – 12-е изд. – Пб., 1916. – 256 с.
  • Прутков К. Полное собрание сочинений / вступ. ст. и примеч. П. Н. Беркова. – Доп. и сверенное по рукописям. – М.-Л. : Академия, 1933. – 637 с.
  • Прутков К. Полное собрание сочинений / вступ. ст., ред. и примеч. Б. Я. Бухштаба. – Л. : Сов. писатель, 1949. – 408 с. – (Б-ка поэта. Большая серия).
  • То же. – 2-е изд. – М.-Л., 1965. – 479 с.
  • Прутков К. Сочинения / вступ. ст. Д. И. Заславского; подгот. текста и примеч. А. К. Бабореко. – М. : Гослитиздат, 1955. – 419 с.
  • Прутков К. Сочинения / вступ. ст. В. Сквозникова; примеч. А. К. Бабореко. – М. : Худож. лит., 1974. – 448 с.
  • Прутков К. Сочинения Козьмы Пруткова / сост., предисл., примеч. и словарь Д. А. Жукова; рис. Н. В. Кузьмина. – М. : Дет. лит., 1983. – 303 с.: ил.
  • Прутков К. Сочинения Козьмы Пруткова / вступ. ст., коммент., Вл. Новикова. – М. : Книга, 1986. – 414 с.
  • Прутков К. Сочинения / вступ. ст. В. Сквозникова; коммент. А. К. Бабореко; ил. Н. Кузьмина. – М. : Правда, 1986. – 416 с. : ил.
  • Прутков К. Сочинения Козьмы Пруткова / предисл. Ф. Кривина; примеч. А. Бабореко. – М. : Худож. лит., 1987. – 335 с. – (Классики и современники. Русская классическая литература).
  • Прутков К. Сочинения Козьмы Пруткова. – М. : Терра, 1996. – 399 с.
  • Прутков К. Избранные произведения / вступ. ст., ред. и примеч. В. Десницкого. – Л. : Сов. писатель, 1939. – 396 с. – (Б-ка поэта. Малая серия).
  • Прутков К. Драматические произведения. – М. : Искусство, 1974. – 160 с.
  • Прутков К. Плоды раздумья: мысли и афоризмы. – М. : Худож. лит., 1990. – 319 с.
  • Прутков К. Пух и перья: мысли и афоризмы. – М. : Эксмо-Пресс, 2000. – 399 с. – (Антология мудрости).
  • Прутков К. Пух и перья : мысли и афоризмы. – М. : Эксмо, 2004. – 400 с. – (Антология мудрости).
  • Прутков К. Проект введения единомыслия в России. Любовь и Силин / вступ. ст. П. К. Губера. – П.-М. : Радуга, 1923. – 48 с.
  • Заславский Д. Козьма Прутков и его родители // Литературное наследство. – М., 1932. – Т. 3. – С. 197-201.
  • Берков П. Н. Козьма Прутков директор пробирной палатки и поэт : к истории русской пародии / П. Н. Берков. – Л. : Академия наук СССР, 1933. – 225 с.
  • Жуков Д. Козьма Прутков и его друзья. – М.: Худож. лит., 1983. – 384 с.
  • Морозова М. К. Мои воспоминания : [о семье Жемчужниковых] // Наше наследие. – 1991. – № 6. – С. 94.
  • Христенко Н. Историческая ответственность за Козьму Пруткова : [братья Жемчужниковы и А. К. Толстой] // Сельские зори [Долгоруков. р-н]. – 2001. – 16 мая.
  • Елецких А. Нравится ли землякам сатира : [Козьма Прутков и Долгоруков. р-н] // Сельская жизнь. – 2001. – 11 сент. – С. 4.
  • Боков Н. Козьма Прутков родился под Ельцом : [о братьях Жемчужниковых] // Липецкий меридиан. – 2003. – 12 апр. (№ 2). – С. 4.
  • Шальнев Б. Как звали Козьму Пруткова? // Липецкая газета. – 2006. – 23 февр. – С. 7.
  • Варфоломеев П. Где родился Козьма Прутков? // Труд. – 2006. – 3 мая. – С. 3.
  • Зорин В. Потомок Гоголя, предок Чехова : [о Козьме Пруткове и его «родителях», А. М. и В. М. Жемчужниковых] // Добрый вечер. – 2008. – 26 марта-1 апр. (№ 13). – С. 15.
  • Павлова (Дедяева) Т. Память детства хранит : [учитель с. Верхний Ломовец об имении Жемчужниковых в Долгоруков. р-не – Павловке] // Сельские зори [Долгоруков. р-н]. – 2011. – 12 марта.
  • Гришаев А. Козьма Прутков родился на Павловской даче: [д. Павловка Долгоруков. р- на – родовое имение Жемчужниковых] // Регион. Вести. – 2011. –7 июля (№ 27). – С. 7.
  • Русские писатели 1800-1917: биогр. словарь. – М.: Просвещение, 1990. – Т. 2. – С. 171-173.
  • Козьма Прутков // Козьма.ру: персональный сайт сочинителя: официальный сайт русского абсурда в мировом хаосе и не менее официальный сайт Оргкомитета премии «Чугунный Козьма». – Режим доступа : http://www.kozma.ru.
  • Козьма Прутков, вымышленный писатель : сайт. – Режим доступа : http://www.prutkov.org.ru/.
  • Прутков Козьма : сайт. – Режим доступа : http://prutkov.lit-info.ru/.
  • Козьма Прутков : сайт. – Режим доступа: http://kozmaprut.narod.ru/.
  • Козьма Прутков // Лучшие русские поэты и стихи : сайт. – Режим доступа: http://er3ed.qrz.ru/prutkov.htm.
  • Прутков Козьма Петрович: Сочинения // Lib.ru: «Классика» : сайт. – Режим доступа : http://az.lib.ru/p/prutkow_k_p/.
  • Время подобно искусному управителю, непрестанно производящему новые таланты взамен исчезнувших.
  • Не растравляй раны ближнего, страждущему предлагай бальзам. Копая другому яму, сам в нее попадешь.
  • Не все стриги, что растет.
  • Чрезмерный богач, не помогающий бедным, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодающего дитяти.
  • Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою.
  • Человек, не будучи одеян благодетельною природою, получил свыше дар портного искусства.
  • Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти.
  • Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно.
  • Жизнь – альбом. Человек – карандаш. Дела – ландшафт. Время – гумиэластик: и отскакивает, и стирает.
  • Добродетель служит сама себе наградой; человек превосходит добродетель, когда служит и не получает награды.
  • Не всякому человеку даже гусарский мундир к лицу.
  • Если ты голоден и наг

Будь всегда справедлив, но строг.

  • Глядя на мир, нельзя не удивляться!
  • Глупейший человек был тот, который изобрел кисточки для украшения и золотые гвоздики на мебели.
  • Почти всякое морщинистое лицо смело уподоблю груше, вынутой из компота.
  • Вещи бывают великими и малыми не только по воле судьбы и обстоятельства, но также по понятиям каждого.
  • Хорошего правителя справедливо уподобляют кучеру.
  • Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться.
  • Единожды солгавши, кто тебе поверит?
  • Никто не обнимет необъятного.
  • Принимаясь за дело, соберись с духом.
  • Умная женщина подобна Семирамиде.
  • В спертом воздухе при всем старании не отдышишься.
  • Не во всякой игре тузы выигрывают!
  • Почти всякий человек подобен сосуду с кранами, наполненному живительною влагою производящих сил.
  • Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.
  • В летнее время, под тенью акации

    Персоналии

    Поэт. Родился в городе Воронеже.

  • Писатель, издатель, переводчик. Родился в г. Ельце, в купеческой семье.

  • Поэтесса и прозаик, член Союза писателей «Воинское содружество». С 1972 г. живет и работает в г. Липецке.

    Установлена на доме, где жил и работал писатель.

  • Памятник был открыт в 1995 году к 125-летию со дня рождения И. А. Бунина. Установлен на улице Маяковского по.

  • Установлена на здании железнодорожного вокзала.

    © 2013-2017 Литературная карта Липецкой области. Все права защищены.

    Если хочешь быть счастливым будь им

    У каждого из нас свое представление о том, что такое счастье. Для кого-то это может быть тихая и спокойная семейная жизнь, кто-то ищет возможность реализовать себя в творчестве, а кому-то для счастья необходимо помогать бездомным животным. Для индейцев южноамериканского племени пираха состояние счастье вообще является некой данностью (эти триста-четыреста человек проживающих в долине реки Мэйки едят максимум дважды в день, спят урывочно по полчаса несколько раз в сутки и называют нас, людей просвещенных и развитых, сдвинувшимися с ума существами), такой же, как для большинства населения современного мира является уверенность в том, что жизнь полна проблем и часто бывает, трудна и невыносима. Вот только в отличие от пираха, считающихся самым беззаботным народом населяющим Землю и неспособных ответить на вопрос что такое счастье, великие и самые яркие умы цивилизованного человечества уже на протяжении ни одной тысячи лет пытаются объяснить это странное состояние и дать ему определение.

    Все мы хотим достичь именно «своего» счастья, но все-таки будет не лишним узнать, что такое счастье в понимании выдающихся личностей.

    Американский режиссер, продюсер и автор сценариев Альфред Хичкок считал, что счастье представляет собой созидательное творческое бурление

    Господин Хичкок считает, что счастье – это состояние, напоминающее чистый горизонт, в котором нет необходимости о чем-то беспокоиться. Это момент, когда есть только те составляющие жизни, которые имеют лишь созидательный, а не деструктивный характер. Альфред Хичкок полагает, что ненависть являет собой потраченную энергию. Ненавидеть кого-то или что-то в крайней степени непродуктивно.

    Господин Хичкок, по его словам, был чрезвычайно ранимым человеком. Любое резкое слово, сказанное в его адрес близкими, ранило его на длительный период. Альфред Хичкок утверждает, что все испытывают отрицательные эмоции, поскольку они, якобы, являются вполне приемлемой составной частью нашего существования. Однако когда весь негатив покидает вашу жизнь, вы можете смело смотреть вперед и приступать к какому-либо действию.

    Именно такое состояние, в котором хотелось бы пребывать всегда, Альфред Хичкок считал счастьем.

    Американский филосов и писательница Айн Рэйнд в понятие счастья вкладывает некоторое состояние, достижимое посредством личных усилий

    Айн Рэйнд, отвечая на вопрос, что такое счастье, утверждает, что каждый человек имеет право на таковое. Она говорит, что очень важно иметь чувство собственного достоинства.

    Писательница считает, что призыв любить всех абсолютно абсурдный, поскольку, когда ты любишь каждого без разбора лишь по факту его существования, — это полнейший нонсенс. Айн Рэйнд говорит, что можно любить людей за их добрые дела и достоинства, и вас никто никого не просит любить.

    Писательница говорит, что мы любим людей не за то, что делаем для них, и не за то, что делают для нас они. Мы любим их исключительно за те достоинства, которые они смогли достичь собственными силами. Любить нужно лишь того, кто действительно этого заслуживает.

    Французский физик, математик, философ и литератор Блез Паскаль, озвучивая свои мысли о счастье, сказал, что оно возможно в данную конкретную минуту в настоящем

    Блез Паскаль утверждает, что никто не знает абсолютно точно, что представляет собой счастье. Самое распространенное мнение о том, что такое счастье, гласит, что оно эквивалентно удовольствию. Блез Паскаль полагает, что второе является ничем иным как иллюзорным счастьем. К примеру, удовольствие человек получает от употребления наркотических средств, при этом полностью отрешаясь от мира и растворяясь в приятных ощущениях. Наркоману кажется, что он счастлив здесь и сейчас, но при этом он забывает, что скоро наступит момент тяжелого похмелья, физического и морального страдания. Поэтому разные люди отвечают на вопрос, что такое счастье, по-разному.

    Большой процент людей отождествляют с счастьем максимальное удовлетворение своих потребностей. У многих понимание счастья и смысла жизни ассоциируется с тем, чтобы жить богато, что делает многие духовные и физические удовольствия доступными.

    Определенная доля человечества считает, что счастье – это успехи в карьере. К примеру, политический успех открывает такие земные блага, как власть, возможность управлять людьми, шанс быть постоянно на виду у публики. Однако практика показывает, что мало кто из власть имущих может сказать честно, что он счастлив. Политика очень быстро развращает и опустошает личность.

    Забвение, наслаждение, удовлетворение любых потребностей и даже власть, судя по всему, не дают ощущения счастья, а лишь создают его слабую имитацию. После пресыщения человек полностью разочаровывается.

    Многие мудрецы полагали, что единственный возможный путь стать счастливым и успешным – это жизнь в согласии с собой, без напрасных мечтаний и надежд, без страха. Счастливый человек спокойно и ясно видит все свои невзгоды и проблемы. Рассуждение о том, что такое счастье, приводит нас к довольно простому ответу. Оно представляет собой внутреннюю умиротворенность и понимание ценности каждой прожитой минуты. Счастливый человек не концентрируется на заботах и собственных страхах. Он наслаждается красотой окружающего мира, что отражается в его душе.

    Счастье может быть лишь в настоящем. Однако мысли человека постоянно направлены в прошлое или в будущее. Мало кто думает о настоящем, а ведь наслаждение каждой минутой жизни и является истинным счастьем. Человек, который постоянно думает о будущем, лишь собирается жить счастливо, при этом теряя мгновение, которое имеет место здесь и сейчас.

    Словенский социальный философ и культуролог Славой Жижек рецепт счастья видит в поиске того, что вам действительно нужно

    Славой Жижек говорит, что для него счастье – это конформистская категория. Психоанализ утверждает, что люди на самом деле не прилагают много усилий к тому, чтобы быть счастливыми. При этом культуролог считает, что это хорошо. Славой Жижек говорит, что, когда человек находится в творческом порыве, он может быть далеко не счастливым. К такому состоянию счастье не имеет никакого отношения. К примеру, некоторые ученые во время исследований готовы были умереть от радиации.

    Счастье, по словам философа, не представляет собой этическую категорию. В действительности люди не хотят добиться того, к чему активно стремятся. В качестве примера можно привести банальную ситуацию, когда у мужчины есть жена и отношения с ней холодно-безразличные. При этом у него есть любовница, и мужик постоянно мечтает о том, чтобы его жена куда-нибудь исчезла, и о том, как бы он зажил новой, прекрасной жизнью со своей истинной возлюбленной. Психоаналитики нередко сталкиваются с ситуаций, когда от мужчины уходит-таки жена и одновременно куда-то пропадает и любовница. В такой момент человек осознает, что он не хотел жить с любовницей, а лишь желал мечтать о ней и воспринимать как недосягаемый объект обожания. Стоит отметить, что подобная ситуация далеко не исключение. Многое из того, что мы, как нам кажется, всем сердцем желаем, совершенно нам не нужно.

    Немецкий философ, социолог и социальный психолог Эрих Фромм, отвечая на вопрос, что такое счастье для человека, утверждает, что оно являет собой готовность к творческой взаимосвязи с окружающим миром

    Эрих Фромм говорит о том, что радость от созидания – это удовольствие, которое испытывали средневековые ремесленники. К примеру, в современной Мексике можно найти немало профессиональных работников, понимающих всю прелесть этого чувства.

    Единственный метод оценки человеком себя самого – это сравнение с другими тем же способом, как он сравнивает разные предметы. На данный момент счастье для людей – это чувство удовлетворения от того, что он имеет больше, нежели другие.

    В действительности же счастье представляет собой то, что формирует созидательную, настоящую и всестороннюю связь с людьми и природой, а также с восприимчивостью к ним. Люди иногда испытывают счастье или грустят. Значим лишь их отклик.

    Канадский писатель и мотивационный оратор Экхарт Толле считает, что счастье являет собой освобождение от рамок личного эго

    Экхарт Толле, отвечая на вопрос, что такое настоящее счастье, говорит, что нет ни будущего, ни прошлого, и называет это процессом «обретения себя». Это собственное «я» никак не связано с вечно бормочущим «маленьким я».

    В момент, когда вы встречаете другого человека, у вас есть возможность ощутить всю его суть. Вы начинаете понимать, что знаете его, как родного или даже как самого себя. Его суть бесформенна и просвечивает сквозь другую форму. При этом она чувствуется вашей собственной. Ее ощутить можно лишь после того, как вы найдете ее в себе. Любовь и есть узнавание другого человека как самого себя.

    Экхарт Толле считает, что это узнавание того, что называется «цельностью», «единством». Оно представляет собой отказ от формы, когда вы можете жить в их мире и играть с ними, при этом не отождествляя себя с ними. Данное состояние и можно назвать истинным счастьем.

    Трактовка счастья древнегреческим философом Аристотелем звучит как душа, живущая в добродетели

    Аристотель считал, что счастье представляет собой совпадение добродетели человека и внешней ситуации, а не жизнь, бесцельно растраченную на наслаждения и развлечения, почести и богатство.

    Великий философ высоко ценил разумную мудрость, практическую мудрость, мужество, рассудительность, честность, дружелюбие, любезность, щедрость и умеренность. Иными словами, счастье – это обеспечение высшего человеческого блага. Оно определяется как деятельность на основе лучших добродетелей, формирующихся через внешние и телесные блага, такие, как богатство и здоровье.

    Самоубийство — лучший способ сохранить природу

    Автор: Tim_duke · Published 18.07.2017

    Автор: Perlin45 · Published 28.01.2015

    Следите за нами:

    Рубрики

    Bad Russians © 2014. Сайт может содержать материалы 18+

    Если хочешь быть счастливым будь им

    Выполним ли этот совет?

    Изложите, что такое счастье.

    Человек часто ссылается на обстоятельства: трудная жизнь, плохая работа, безответная любовь, бедность… Этими «временными трудностями» Он мотивирует себя в дальнейшем на депрессии, отчаяние, уныние, тоску. «Временными» они являются потому, что изменяемы, но опять-таки это зависит от отношения человека к проблеме.

    Гармония человека с самим собой; не нужно иметь чего-то много, надо, что бы хотя бы тот минимум, что есть, находился в равновесии, гармонии. В таком положении нет отрицательных состояний, спокойствие станет постоянным спутником.

    Бывает, проходя по улице мимо серых хмурых лиц, встречаешь глаза наполненные слезами счастья. Улыбку, дарящую тепло и свет. И невольно сам наполняешься ими. А кто те люди? Они не проходили каких-то обрядов или посвящений в стан счастливых. Семейное или финансовое положение, не во многом лучше и недостижимее чем у нас самих. Тогда в чем причина? Они просто берут от жизни то, что она дает, хорошее запоминается, плохое забывается.

    Если хочешь быть счастливым, то просто стань им. Захотеть — первый шаг. Нет правил и догм, трактующих как таким быть, есть состояние, которое достигается с желанием оного.

    Что мы знаем о счастье? Что оно есть. Порыв высоких эмоций, душевный подъем, как будто тело и душу наполнили чистейшей энергией. Но это всего лишь слова. Как можно описать то, что не осязаемо? Или все же счастье — это вполне реальное состояние, а слова о высоком — всего лишь ложь.

    Одна из точных наук нашего мира держится за счет постулатов равновесия и сохранения. Энергия не уходит в никуда и не появляется из неоткуда. На этом устроена наша жизнь. Может счастье, похоже? Человек, как батарейка, имеет энергию и постоянно куда то её вкладывает, применяет. Как объект, человек переходит из одной крайности в другую. А если представить на минуту, что он в состоянии покоя, что достигнуто равновесие. Что, как бы силы не действовали на человека, они не тревожат его. Может это и есть счастье? Ничего лишнего, спокойствие, гармония.

    Строение головного мозга не исследовано до конца. Много вопросов терзают ученых этой сферы до сих пор. Человек очень сложен в строении и не легко давать ответы на вопросы по типу «что такое счастье?». как говорилось выше, человек в постоянном движении. И вокруг него постоянно протекают реакции. Эти реакции ни что иное, как обычное событие или взаимодействие относительно человека. На каждую такую реакцию человек реагирует по-разному, в связи с его личностными физиологическими способностями. Страх — разные люди испытывают его по разному. Болевой порог тот же пример разности биофизики человека. Почем у же тогда счастье или может печаль не могут быть такими же характеристиками человека, выраженных научным медицинским языком?

    При определенных воздействиях или реакции человека на то или иное событие, происходит выделения веществ, как индорфин, адреналин. Индорфин так и называют гормон счастья. Вступая в сложные химические реакции, человек доходит до кондиции «счастья».

    То есть, счастье ни что иное, как химическая реакция протекающая в организме человека под впечатлением того или иного события.

    Что же такое счастье?

    Каждый индивидуум будет искать свой ответ. Но каждый придет в стремлении к душевному подъему, ведущему в последствии к спокойствию и гармонии. В зависимости от жизненных позиций взглядом, приоритетов для каждого уникума счастье выражено в своих уникальных единицах.

    Близость любимого человека, богатство, власть, карьера – некоторая малость того, что может считаться счастьем. Список бескрайне огромен и перечислять займет бесконечно огромное количества времени. Но смысл вполне улавливается : есть человек, есть его взгляд на жизнь, есть его мечта, его стремление, его достижение цели. Кульминация, голевой момент, когда он достиг цель, он будет считать счастьем. Человек будет счастлив и после, если достигнутая им цель будет все так же на том уровне, который он считает приоритетным.

    Говоря о счастье, хочется затронуть теологический вопрос понимания. Религия это как отдельный мир и все в нем не как в мире нашем – бренном. Говоря о религии, можно полагать, что счастье это соединение, или даже воссоединение с богом или высшим духовным миром – рай, нирвана.

    Достижение оной цели разнообразны, но суть сводиться к одному, к поиску к вратам дома своего сюзерена, коем является божество.

    Хочется подвести итог и высказать в общем случае. Счастье. Оно может быть осязаемо и объяснено, как научно, так и религиозно, так и высоким слогом. Как две, а порой и много больше, сторон одной монеты. Относительность взглядов не меняет саму суть предмета. Счастье, оно есть. Но как его принимать дело отдельно каждого человека. Быть заядлым прагматиком и все подвергать сомнению и науке, или верующим послушником и каждое слово брать за чистую истину. Этот выбор делает каждый сам.

    Но как бы счастье не воспринималось, последствия, что немало важно, остаются во всех случаях, одинаковы. Ощущение подъема с одновременной гармонией внутри себя. При которых с каждым шагом готов взлететь, а с каждым усилием перевернуть мир.

    Разглагольствовать можно бесконечно долго, вечный вопрос — что такое и как быть?

    Но лучше прежде стремиться к нему, стать счастливым.

    Итогом хочу сказать: счастье – недостающий пазл нашей жизни (A.)

    Источники:
    АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ
    Козьма Прутков цитаты. Высказывания Козьмы Пруткова.
    http://moudrost.ru/avtor/kozma-prutkov.html
    Если хочешь быть счастливым будь им
    Если хочешь быть счастливым будь им Директор Пробирной Палатки и поэт, драматург, философ Козьма Прутков – гениальная мистификация русской сатиры. Этот вымышленный персонаж так
    http://lounb.ru/lipmap/index.php/personalii/zhili-prebyvali-v-lipetskom-krae/248-kozma-prutkov
    Если хочешь быть счастливым будь им 1
    Русский топ новостей: самое интересное про Россию. Куда поехал Путин — свежие комментарии даёт Лавров, зачем нужна армия, авиация и флот, памятник жертвам США, русская политика и экономика, наше оружие, авто и мото, вежливые люди в top news.
    http://topru.org/2081/esli-xochesh-byt-schastlivym-bud-im/
    Если хочешь быть счастливым будь им 2
    Если хочешь быть счастливым будь им Выполним ли этот совет? Изложите, что такое счастье. Человек часто ссылается на обстоятельства: трудная жизнь, плохая работа, безответная любовь,
    http://www.proza.ru/2011/04/03/1714

  • CATEGORIES