Эмоции в конфликте

Основные этапы протекания эмоций и методы управления эмоциями в конфликте.

H. Н. Васильев выделяет следующие этапы в протекании эмоций в конфликте.

I. Процесс восприятия события, формирование психического образа и символизация его в сознании.

2. Эмоциональная оценка события.

3. Внутреннее эмоциональное переживание.

4. Внешняя эмоционально-насыщенная поведенческая реакция.

5. Эмоциональный след после выхода из ситуации.

Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребности субъекта.

Не все субъективные переживания относятся к эмоциям. А.Н.Леонтьев различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся специфическими двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными факторами. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.

Собственно эмоции выражают оценочное личное отношение к складывающейся или возможной ситуации. В отличие от аффекта они имеют более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать события, которые реально еще не наступили.

Предметные чувства – обобщение эмоций, связанных с представлением или идеей о каком–либо объекте. Они проявляются как устойчивые эмоциональные отношения.

Эмоция – специфическое состояние психической сферы, одна из форм целостной поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная как определенными мотивами, потребностями организма, так и уровнем возможного их удовлетворения.

* По образу: страх, гнев , радость

* По функциональности : положительные – отрицательные

* По воздействию: повышающие к действием , снижающие деятельность

* По силе : сильные – слабые

* По осознанности : осознанные – неосознанные.

🔸 Причины возникновения эмоций

* Натуральные ( врожденная чувствительность к факторам)

* Приобретенные ( сигналы важных для субъекта событий)

* “Сопоставительные” ( соответствуют или противоречат приобретенным)

Событие ➡восприЯтие ➡ образ ➡ оценка ➡ поведение

Положительная функция эмоций :

* В состоянии эмоционального подъема более активно работает интеллектуальная сфера организма, человека посещает вдохновение, повышается творческая активность.

* Способствуют сохранению высокой работоспособности и здоровья человека.

Отрицательные функции эмоций :

🔸Способы управления эмоций

Конфликт всегда сопровождается переживанием эмоций, ктр негативно влияют на наше состояние.

Причины, почему следует контролировать эмоции:

1. Стресс, сопровождающийся сильными эмоциональными переживаниями приводит к снижению контроля над поведение и к психологическому регресс2. по мере эскалации конфликта увеличивается эмоциональная вовлеченность участников , ктр ведет к росту конфликтности.

3. Длительное и регулярное пребывание в некоторых эмоциональных состояниях губительно воздействуют на состояние организма и приводит к возникновению соматических расстройств.Эмоция имеют структуру: событие – восприятие – образ – эмоциональная оценка – модель поведения – эмоциональный след.

Очень часто эмоции мешают продуктивной работе. С эмоциями необходимо работать. Существуют следующие техники работы с эмоциями:

– вентиляция эмоций – освобождение от эмоционального напряжения, через специально организованное выговаривание, крик, физическую активность.

– поделиться с проблемой

– вслух проговаривать трудные эмоции

Понятие, формы, функции коммуникации. Психологические роли (состояния) в коммуникации. 79. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Эффективная коммуникация. Техники активного слушания.

Коммуникации – это процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

2.Социальная функция – мировозрение,мнение.

3.Экспрессивная функция – выразить и понять эмоциональные переживания.

4.Прагматическая функция – регламентировать поведение и деятельность

5. Интерпретативная функция – понять партнера по коммуникации.

2.Кодирование и выбор канала

4.Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Оно включает восприятие (факт получения) послания получателем, его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял).

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь,слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации),а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы.

Структура невербальной коммуникации.

1.Акустическая система – трембор голоса, тон, частота, паузы

2.Кинесика – движения тела, жесты рук, движения глаз и мимику лица.

3.Такесика – рукопожатие, поцелуй, поглаживание, похлопывание.

4.Ольфакторная система базируется на обонянии человека и отражает искусственные и естественные запахи. Например, такие как запах тела, запах косметики.

Эффективная коммуникация – конгруэнтность и подстройка.

Акти́вное слу́шание — техника позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

1) нерефлексивное слушание – да да, угу, киваем головой и при этом смотри на собеседника.

2) техника повторения (эхо техника) – дословное или слегка измененное повторение фраз собеседника

3) перефразирование – повтор слов собеседника своими словами

4) резюмирование – обобщение, краткий итог сказанного

5) выяснение, уточнение – если не хватает инфы (кто? что? когда? с кем?)

5) развитие идей

7) вентиляция эмоций – словесное озвучивание эмоционального состояния.

РОДИТЕЛЬ (Р) – уверенность в правоте своих моральных требований, авторитетный тон, покровительство и защита слабых, “наша совесть”, “автопилот, принимающий обыденные рутинные решения, и тормоза, автоматически удерживающие человека от опрометчивых поступков”, в то же время безапелляционность суждений, догматизм, сознание своего превосходства, присвоение права наказывать и т.д.Девиздолжен, нельзя.

Бывает: заботливый Р, контролируюший Р (критик).

ВЗРОСЛЫЙ (В) – расчет, контроль за собственными действиями, контроль за действиями двух других “Я”-состояний, трезвые оценки, понимание относительности догм, ориентация на действия, в то же время излишний скептицизм, скованность (недостаток импровизации), ограниченность фантазии, недооценка эмоциональных сторон жизни и т.п. Канал получения знаний, требующий волевого и физического усилия.Девиз – целесообразно, полезно.

ДИТЯ (Д) (или ребенок) – источник желаний, влечений, потребностей; радость, интуиция, творчество, фантазия, любознательность, спонтанная активность, доверчивость, а в то же время страхи, капризы, недовольство, робость, неуверенность, беспомощность, несдержанность. Эмоциональный канал, самый быстродействующий.Девизхочу, нравится.

Бывает: открытый миру; забитый Ре(нет инициативы, соглашательная политика), бунтующий Ре.

Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями) наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают :

Дополняющие[1][2], или параллельные, (англ. reciprocal/complementary) — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между людьми в одинаковых эго-состояниях (Взрослого).

Пересекающиеся (англ. crossed) — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.

Скрытые (англ. duplex/covert) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом.

Планирование переговорного процесса. Основные мероприятия плана подготовки и методы подготовки к переговорам

Переговоры – процесс, подразумевающий диалог коммуникации направленный на достижение определенных целей. Итог: выработка соглашения.

Этапы: подготовка-П.-послепереговорный этап.

Подготовка 1– содержательная: анализ своих П.,анализ П. партнера 1) интерес 2) повестка П. 3) предложение 2—организационная работа; работа с командой, П. о переговорах(лидер, эксперт, аналитик, секретарь, генератор идей, деятель)

Таблица подготовки к переговорам.

Мероприятия(этапы):1) место и время,2) уровень П. 3) повестка, название

Элементы подготовки к П.: информационная подготовка, психологическая подготовка, тактическая, фишер-лист баланса, «мозговой штурм», совещание, экспертная оценка деловая игра.

Задачи:

– проведение анализа проблем и разработка возможных альтернатив

– формулирование предложений и подготовка основной аргументации

– определение стратегии П.

Элементы подготовки к П.: 1) Интересы.Чего действительно хотят люди?2) Опции Каковы возможные соглашения или части одного соглашения? 3) Альтернативы Что я предприму, если мы не придем к согласию? 4) Легитимность Какие критерии я использую для того, чтобы убедить всех в том, что никто из нас не проиграл? 5) Коммуникация Готов ли я к тому, чтобы слушать и говорить эффективным образом? 6) Взаимоотношения Готов ли я к тому, чтобы контролировать устанавливающиеся взаимоотношения? 7) Обязательства К каким обязательствам необходимо стремиться?

Организационная подготовка предполагает определение места и времени встречи, формирование делегации и назначение ее главы, повестка П, ранжирование тем П, общее время работы, перерывов, времени докладов, число участников П, проверка полномочий, отношение к гласности, политика конфиденциальности, правила вежливости, дальнейшие действия, в случае остановки П.

mydocx.ru

Правила конфликта без обид

  • Какие ошибки поведения в конфликте ведут к тупику;
  • Три этапа конфликта без обид;
  • Эффективная обратная связь с собеседником;
  • Лучшие способы избежать конфликта;

Чуть ли не каждый человек испытывал это желание – в порыве гнева или обиды, не выбирая выражений, высказать все, что приходит на ум.

Выпуская пар, мы зачастую говорим все то, что приходит к нам в голову, включая допущения, прошлые обиды, негативные эмоции. Поступая таким образом, мы создаем эмоциональный вихрь и часто, захваченные этим потоком неконтролируемых слов, упускаем, что именно хотели сказать собеседнику.

Поддаваясь течению, мы не замечаем, как приходим к нежелательным результатам. Злость, обида, чувство вины на себя и другого – все это усугубляется еще и отдалением, разрушением отношений с человеком. Хотели как лучше, хотели выразить свои эмоции, переживания, наладить ситуацию – а получилось как всегда. Вместо ожидаемого облегчения – тупик.

Нас больше не слышат

Можно ли выплеснуть негатив и при этом не развязать конфликт? Если да, то каким образом? Давайте по порядку разберем, какими действиями мы формируем подобные тупики. Поддаваясь вихрю эмоций и слов, мы сами создаем ситуацию, когда наш собеседник закрывается и больше не слышит нас.

Есть ряд главных ошибок коммуникации с нашей стороны, которые приводят собеседника к данной реакции:

  • наши обвинения – вместо констатации факта о том, что именно нас обидело;
  • отсутствие у нас понимания того, что мы хотим донести в нашем сообщении до собеседника;
  • отсутствие представления, как именно обеим сторонам вести себя в другой раз, чтобы не повторить конфликтной ситуации;
  • выпускание нами пара в присутствии других людей, а не наедине.

Избежать этих ошибок поможет конструктивная обратная связь – с четкой структурой и моделью того, что, в какой последовательности и как надо говорить. Само словосочетание «обратная связь» происходит от англ. feedback (feed – «давать», «кормить», back – «обратно»). Возвращать обратно. Конструктивная – потому что мы в обращении к человеку подаем суть своей претензии конструктивно: без лишних слов, без эмоций, четко, этап за этапом.

Без обид: возвращаем обратно

Итак, как же конструктивно изложить все, что чувствуешь, когда эмоции негатива зашкаливают? Здесь будет очень полезна модель, научившись применять которую, обидеть человека просто невозможно. Она состоит из трех этапов, последовательность которых необходимо соблюдать, потому что каждый из этих шагов имеет определенное значение.

Констатируем факт. Факт – это действие, которое произошло. Его всегда можно найти, ответив на вопрос, что именно сделал человек. Именно об этом действии мы и заявляем. Например, «То, что ты делаешь. » (разобрасываешь носки, не убираешь за собой и т.д.).

Также убираем «ярлыки» и личные интерпретации. Например, фраза «Ты неаккуратный» и подобные являются вашей интерпретацией, которая в первую очередь и обижает человека. Важно избегать обобщений, например «ты вечно», «ты всегда».

Проговариваем эмоцию, которую данная ситуация у нас вызывает. Например, «У меня это вызывает раздражение», «Мне обидно, когда ты так поступаешь». Проговаривая эмоцию, мы делаем шаг навстречу собеседнику, тем самым открываясь первыми.

Обозначаем желаемое поведение собеседника в будущем. Например, «Мог бы ты в следующий раз класть носки на свое место?».

На данном этапе мы говорим собеседнику о поведении, которого от него ожидаем. Перед тем как сказать, подумайте, что вы хотите, чтобы ваш собеседник делал по-другому. Если желаемой замены поведения нет, то цель вашего разговора как минимум не имеет смысла.

Также бессмысленно упоминать то, что человек не может изменить:

  • его физические данные. Например, «из-за маленького роста тебе трудно. »;
  • что-либо, что находится вне зоны контроля человека. Например, рейсы отменены, а мы обвиняем партнера, что он не рядом;
  • минувшие события. Например, «С тех пор как десять лет назад ты накричал на меня, я уже не могла поступать иначе».

Необходимо также спрашивать разрешение на обратную связь у вашего собеседника, перед тем как приступать к первому шагу. Можно спросить: «Могу ли я дать тебе обратную связь?».

Распознание эмоций, понимание, какого поведения мы ждем от собеседника, структурирование сообщения по пошаговой трехэтапной системе – все это колоссальная работа над собой.

Если наработать данный навык, он станет не только инструментом эффективной коммуникации, но и способом доступно выражать свои негативные эмоции.

Используя эффективную обратную связь, мы также:

  • обозначаем свою жизненную позицию;
  • делаем шаг навстречу, когда делимся своей эмоцией;
  • проявляем готовность работать над улучшением отношений;
  • легче достигаем целей;
  • даем волю своим эмоциям;
  • не сдерживаем себя, выражаем себя;
  • не накапливаем в себе злость, проясняем ситуацию.

Стоит отметить, что конструктивная обратная связь – это всегда выход из зоны комфорта. Приучая себя выходить из нее, мы учимся формировать здоровые отношения вокруг себя, выражать себя корректно, превращая комментарии о так называемом негативе в обычный конструктивный разговор.

Антиконфликтные секреты

Каких только способов выплеснуть негативную энергии не придумано: побегать; выплеснуть злость через разрывание на клочки бумажек; выписывать слова злости на листиках и т.д. Возможно, свой способ есть и у вас. Но что происходит с отношениями при таком высвобождении энергии? Временное высвобождение – да, состоится, но без прямой коммуникации и проговаривания корректировки поведения мы накапливаем неудовлетворение до того момента, пока наше терпение не лопнет и не вырвется криком.

Есть еще некоторые секретики, которые помогут избежать конфликта:

  1. Все, что мы хотим сообщить, говорим от себя, то есть вместо «ты» говорим «я», «ты обманщик» заменяем на «я тебе не могу доверять». Это не вызывает у адресата сообщения протеста, так как каждый человек имеет право на любые мысли и чувства.
  2. Отделяем личность и ее поступок, избегаем ярлыков. Сообщаем о реальном действии, которое стало причиной конфликта. «Ты неряха» заменяем на «ты оставил грязную посуду».
  3. Даем обратную связь как можно скорее после события.
  4. Говорим о конкретной ситуации.

Эмоции в конфликте
kolesogizni.com

ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ КОНФЛИКТЕ

Эмоциональные процессы и переживания личности

Для понимания эмоциональной специфики конфликтных взаимоотношений будет полезным определить эмоции и их функции в человеческой деятельности и общении, так как конфликт затрагивает жизненно важные процессы человека, деформируя или нарушая их течение и вызывая у человека особые эмоциональные состояния.

Эмоциональные процессы отражают в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процессам и результатам его деятельности. К эмоциональным процессам относятся настроения, чувства, аффекты, страсти и т.д. Они включены во все психические процессы и состояния. Любые проявления человеческой активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Как известно любому человеку на основании собственного жизненного опыта, эмоциональные процессы чаще всего окрашены позитивно или негативно. Это имеет прямое отношение к вопросу реализации человеческих потребностей. «Основной исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, заключается в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, – с другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия». С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. Т.2., М., 1989. С.141.

Таким образом, эмоции выполняют, прежде всего, роль индикатора правильности, с точки зрения организма, хода событий. Правильный ход событий для любого живого организма – это приближение к реализации собственных потребностей. Эмоция в этом смысле выражает активность человека в мире. Если понимать конфликт как фрустрацию потребностей, то, очевидно, что фрустрированное состояние должно быть для человека эмоционально крайне неприятным. Эмоции будут «кричать» ему о том, что он далек от удовлетворения собственных потребностей.

Эмоциональные процессы выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую функцию. Кроме того, можно отметить, что эмоциональные процессы связаны с деятельностью и общением человека по типу обусловливания. «Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею. Характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от нее». С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. М.,1989. С 149.

«. Ход собственной деятельности породит у субъекта положительную или отрицательную эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием». Там же. С.149.

Кроме того, в деятельности каждого человека бывают предвидимые им критические пункты. При приближении к ним нарастает напряжение, по минованию такого пункта происходит разрядка. Деятельность также может характеризоваться разной степенью противоречивости и, соответственно, протекать более или менее спокойно или на фоне эмоционального возбуждения. Эти три измерения эмоциональных процессов зафиксированы в теории эмоций В.Вундта. Проиллюстрируем это графической Схемой 1.

Схема 1. Параметры измерения эмоций по В.Вундту

В системе координат, задаваемой этими тремя измерениями, можно расположить и по соответствующим параметрам характеризовать все известные эмоциональные процессы и состояния.

В.Вундт не ограничился только попыткой классификации эмоций в соответствии с приведенной схемой, но еще предложил гипотетические кривые, выражающие, типичную динамику изменения эмоциональных состояний по каждому из названных измерений. Если в соответствии с этими кривыми рассмотреть различные виды эмоциональных процессов, то они будут сильно отличаться друг от друга по обоим измерениям. Наименьшая амплитуда вертикальных колебаний этих кривых будет, вероятно, связана с настроениями, а наибольшая — с аффектами. По горизонтальной же линии соотношения будут обратными: дольше всего будут сохраняться настроения, а меньше всего — аффекты. Проиллюстрируем это положение Схемой 2.

схема 2. Гипотетические кривые эмоциональных изменений В.Вундта

Таким образом, теория В.Вундта охватывает все многообразие эмоциональных процессов с учетом их характеристик.

Эмоции функционируют особенным образом, отражая не объективное состояние внешней реальности, а, скорее внутреннее состояние личности и ее отношение к окружающему. При проявлении личностью пассивности – эмоции отражают состояние, при проявлении активности – отношение. «В эмоциях отношение к окружающему, так же как и выражение состояния, дано в непосредственной форме переживания».Там же. С.164.

Не всякая эмоция – переживание, но всякое переживание имеет эмоциональную сущность. Любой человек, прежде чем принять важное решение, изменить что-то в жизни проходит путь более-менее интенсивных переживаний, и жизненные события вспоминает, восстанавливает именно как свои переживания по поводу. Выбор человека изменить себя или окружающее связан с ростом и развитием личности и индивидуальности человека. «Эмоциональность. в той или иной мере входит с ними [событиями] в построение личности» Там же. С.165.

С.Л. Рубинштейн описал виды человеческих переживаний, выделяя три их уровня: аффективно-эмоциональной чувствительности, предметные чувства, обобщенные мировоззренческие чувства.

На уровне аффективно-эмоциональной чувствительности эмоциональный тон приобретают ощущения. Отражают, в общем-то, органическое самочувствие человека. Эти эмоциональные состояния носят неопредмеченный характер.

На уровне предметных чувств чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Обычно чувства подразделяют по предметной сфере, к которой они относятся. Они подразделяются на интеллектуальные, эстетические и моральные. Ценность этих чувств зависит от того, к какому объекту и какое отношение они выражают. Согласно нашей теме, наибольший интерес представляют моральные чувства, которые С.Л. Рубинштейн характеризует как слияние в переживании чего-то объективно-общественно значимого вместе с личностно значимым.

Мировоззренческие чувства человека выражают его мировоззренческие установки. К мировоззренческим чувствам относятся чувство юмора, чувство трагического, чувство иронии и т.п.

Наряду с основными переживаниями человека, С.Л. Рубинштейн рассматривает аффекты и страсти.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. В момент аффективного взаимодействия происходит сужение сознания. Аффекты препятствуют разумности поведения. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке.

Страсти – очень сильные стойкие чувства с ярко выраженным волевым моментом стремлений. Представляет собой единство эмоциональных и волевых стремлений. Сближается с чувствами по интенсивности эмоционального возбуждения.

Настроения как переживания не предметны, а личностны. Представляют собой краткосрочные общие эмоциональные состояния.

Часто в качестве эмоционального процесса проявляющегося в конфликте рассматривают стресс. Полагаем, что это не так. В конфликте содержится стрессогенная возможность и стресс является последствием конфликтной ситуации для личности. Но эмоциональные процессы и стресс все же различны. «Развести» их сейчас важно для дальнейшего хода наших рассуждений. «В пользу разделения механизмов стресса и эмоций говорят следующие данные:

Эмоции разнонаправлены (положительные и отрицательные), их механизмы различны, а стресс всегда однонаправлен – на мобилизацию жизненных сил организма, независимо от последующей направленности («знака») эмоций.

Величина стрессовой реакции прямо зависит от силы стрессора, а иногда и превышает ее. У эмоций эта зависимость более многозначна и значительно менее жестка.

При всем внешнем сходстве исполнительных структур мозга конкретные зоны их инициации различны.

Стресс и эмоции выполняют разные функции». Г.Г.Аракелов. Стресс и его механизмы//Вестник МГУ, сер.14,Психология. № 14,1995.

Индивидуальность переживаний проявляется в содержании человеческих чувств, в том, на что они направлены и на чем сосредоточены. Также различия эмоциональных особенностей личности выражаются в эмоциональной возбудимости и эмоциональной устойчивости. Эти различия существенно характеризуют темперамент человека. Чувства характеризуются силой, глубиной, широтой распространения, прочностью.

Эмоциональные процессы проявляют себя, прежде всего, в важнейшей сфере человеческой жизни – общении. Хорошо известно, что люди способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга. Это возможно потому, что качество эмоционального переживания неизменно, независимо от пола, возраста, национальности человека, хотя в последнем случае имеются некоторые национально-культурные различия. «Ассоциации между чувствами и мыслями, действительно, подвержены изменениям. Они меняются по мере взросления и становления человека, под влиянием тех или иных событий и зависят от множества причин, но само переживание конкретной эмоции, будь то эмоция радости, печали или гнева, остается неизменным». К.Изард. Психология эмоций. СПб, 2002. С.93.

Эмоции в конфликте
studbooks.net

Эмоциональное реагирование в конфликте и саморегуляция

Конфликт является лакмусом для человеческих взаимоотношений именно благодаря эмоциональному реагированию: одни люди проявляют в таких ситуациях «суровую сдержанность», другие впадают в ажиотаж, одни плачут, ищут защиты, покровительства, другие срывают свой гнев на окружающих. Есть и такие, кто сочетает в себе обе эти реакции – сначала проявляют агрессию, а затем сожалеют об этом.

Умение наблюдать за своими действиями, за собой со стороны, да еще в ситуации аффекта – задача практически невозможная. Возможна, однако, постоянная тренировка собственной толерантности как профилактика. Поскольку в конфликте проявляются все достоинства и недостатки человека, то самопознание и самовоспитание – это самое важное условие развития внутренней толерантности.

Эмоции играют значительную роль в ситуации конфликта. По сути, эмоцииявляются основной причиной перехода инцидента в конфликт. Порой наши эмоции, переполняя сознание, способны заставить нас действовать нерационально. При любых взаимоотношениях может возникнуть раздражение. Попытки выразить его могут привести к новым обидам, а собственное раздражение может подпитывать раздражение другого человека. Эмоции перестают выполнять позитивные функции и начинают тормозить и затруднять разрешение конфликта. Искусство управления собственными эмоциями состоит в умении направлять их в нужное русло: не следует потакать своим чувствам, но и не надо их подавлять.

Все мы знаем, что настроение влияет на непосредственные эмоциональные реакции: меняет направление мыслей, восприятие и поведение человека. Практически все негативные эмоции – страх, горе, стыд, гнев, вина, возбуждение, злость и каждая из них может вылиться в форме агрессии. Если человек, обиженный кем-нибудь, очень расстроен или раздражен, то он находит тысячу поводов для неудовольствия, нетерпения, страха и др., особенно если повод к этому он может найти в том человеке, который был причиной его первичной реакции, или в чем-нибудь, с ним связанном.

Отрицательные эмоции влияют и на процесс мышления. Страх сковывает мысль, стыд делает человека чувствительным к оценкам других, а желание избежать стыда в будущем активно направляет мышление в соответствующее русло. Вина стимулирует огромное количество мыслей, отражающих озабоченность своей ошибкой.

Восприятие конфликтной ситуации и поведение человека в конфликте зависят от прошлого опыта, в том числе и от опыта эмоциональных переживаний.

Способы эмоциональной разрядки. Агрессивные состояния имеют и биологическую основу, которую необходимо учитывать. Как известно, изменение гормонального фона, выделение адреналина и норадреналина являются сильными конфликтогенами. Состояние гнева, ярости всегда сопряжено с выделением норадреналина. Гнев требует выхода, но, выплеснувшись, он возвращается, словно бумеранг.

Способы снятия агрессии

Пассивный способ предполагает возможность кому-то поплакаться, выговориться. Слёзы облегчают страдания, снимают внутреннее напряжение. Сами того не ведая, мы осуществляем психотерапевтическую помощь, когда выслушиваем других.

Активный способ состоит в двигательной активности. Адреналин – спутник агрессии – сгорает от физической нагрузки. Работа топором, пилой, косой очень полезна. Можно использовать и такие формы, как ручная стирка, уборка квартиры, а также танцы, спорт.

Логический способ годится не всем и не всегда. Он приемлем только людей сугубо рациональных, желающих во что бы то ни стало докопаться до сути. Эта аналитическая работа позволяет посмотреть на ситуацию с внешней позиции, и, кроме того, сам процесс требует энергии, что способствует разрядке и успокаивает.

Ситуационные задачи

Ситуация 1. Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете? (выберите ответ, назовите эту стратегию поведения).
Ответ:
1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть.
2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший.
3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется.
4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя.
5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели.

Ситуация 2. Андрей пришел домой после ссоры с приятелем. Никого не поприветствовав, сразу прошел в свою комнату и хлопнул дверью. Мама тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей в ответ грубо ей ответил. Предложите варианты выхода из конфликта.

Ситуация 3.Подружки играли на улице в снежки, барахтались в сугробах, всем было очень весело. Случайно одна из подруг толкнула Свету так, что та упала в сугроб лицом вниз. Все расхохотались, а Света обиделась. Предложите варианты выхода из конфликта, исходя из стратегий поведения.

Ситуация 4.Кирилл рассказал лучшему другу Илье, что боится кататься с высокой горы. Собираясь на прогулку, Илья рассказал об этом одноклассникам. Один из них стал высмеивать Кирилла. Предложите варианты выхода из конфликта.

Ситуация 5.Катя попросила у подруги линейку и случайно забрала ее домой. Утром в школе решила отдать, но обнаружила, что где-то ее потеряла. На вопрос подруги ответила, что ничего у нее не брала. Предложите варианты выхода из конфликта.

Ситуация 6.На контрольной работе Лена попросила соседку помочь решить задачу. На следующем уроке выяснилось, что подсказка соседки была неверной, и Лена получила «двойку». Она обвинила в этом свою соседку. Предложите варианты выхода из конфликта.

Ситуация 7. Между двумя сотрудниками возник конфликт, который мешает успешно работать. Каждый из них в отдельности обращается к непосредственному начальнику с просьбой разобраться и поддержать её позицию. Как наиболее эффективно разрешить данную ситуацию?

Задача 8. Вспомните конфликтную ситуацию из своей жизни или ситуацию, свидетелем которой вы были, и проанализируйте, ответив на следующие вопросы:

Алгоритм анализа ситуационных задач:
1. Определите вид конфликта.
2. Кто был инициатором конфликта?
3. Какая, по вашему мнению, была причина конфликтной ситуации?
4. Как разрешился данный конфликт?
5. Можно было бы избежать этого конфликта и, каким образом?

poisk-ru.ru
CATEGORIES
Share This