Эмоции и общение в психологии

Глава1.Общение и эмоции

Представление о общении и эмоциях

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в меж-индивидуальных контактах передается от одного живого существа другому, то есть от человека к человеку. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем групповом названии. Блейлер (1929) объединил чувства и эмоции под общим названием “эффективность”.

Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.

Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости) , пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов) , ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек “подавлен”. Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний.

На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) – возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) – ослабляющие.

Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.

Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение – сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение.

При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения.

При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального “замирания” наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.

Взрывчатые аффективные реакции, связанные с потерей самообладания, называют примитивными реакциями.

Описывая эмоции, можно расположить их по определенным координатным осям в соответствии с их свойствами. Например, в зависимости от их положительной или отрицательной окраски эмоции можно группировать попарно: любовь и ненависть, симпатия и отвращение, чувство безопасности и страх, подъем и безнадежность и т.д. Первые, как отмечает Хебб, желанны для субъекта, он к ним стремиться, в то время как вторых он старается избегать. Это подразделение сразу указывает на мотивационную роль, которую играет каждое из наших чувств.

Однако все это только слова, а слова слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Разве можно утверждать, что человек, говорящий “я люблю яблоки”, “я люблю маму”, “я люблю этого человека” или “я люблю этот город” выражает одинаковые чувства.

Функции и средства общения

Сложно найти человека, который мог бы прожить хотя бы день, не сказав ни слова. Но почему общение так необходимо для нас, какие психологические функции оно выполняет? Первое, что приходит в голову – необходимость взаимодействия с другими людьми, а без разговоров сделать это будет проблематично. На самом деле таких функций гораздо больше, причём исследователи пока не могут сойтись в их количестве и наименованиях, мы рассмотрим самую распространённую классификацию.

Чтобы рассмотреть переговоры с точки зрения поставленной цели, создана следующая классификация.

1) Контактная, направлена на установление взаимопонимания для последующей передачи информации и поддержание установленного контакта.

2) Информационная функция общения, как следует из названия, отвечает за непосредственный обмен знаниями, мнениями и решениями.

3) Побудительная – имеет своей целью стимуляцию партнёра для дальнейшего общения.

4) Координационная. Отвечает за согласование действий партнёров и их целей при организации совместной деятельности.

5) Функция понимания. Способствует адекватному восприятию сути проблемы, а также взаимному пониманию партнёрами состояния и целей друг друга.

6) Эмотивная (экспрессивная) функция общения. Нужна для обмена эмоциями – подстраивания своего настроения под партнёра или изменения его настроения в нужную сторону.

7) Функция социализации. Она помогает формироваться навыкам, требуемым для эффективного взаимодействия с обществом, чтобы жить по его правилам и нормам.

8) Интерактивная, нужна для коррекции и регуляции поведения во время организации взаимодействия людей.

Интересно посмотреть какие функции выполняет общение, если рассматривать его применительно управленческого взаимодействия. Тогда пунктов будет всего три: выдача необходимой информации; получение ответов на распоряжения; выдача информации о результатах реализации распоряжений.

Так набор функций видоизменяется всякий раз при смене угла зрения. Но особенностью любого общения является формирование отношений между людьми. Это происходит вне зависимости от выполняемых функций, благодаря использованию различных средств и стилей общения. Условно все средства разделяют на вербальные (с использованием слов) и невербальные. К первой группе относится устная речь, которая имеет диалогическую и монологическую манеру изложения, письменная речь. Последняя используется в случаях невозможности устного общения или при необходимости точности каждого слова. Невербальные способы общения включают в себя всевозможные знаки и жесты, мимику, походку, интонацию, взгляд и т.д. Все эти знаки разделяют на две большие группы:

1) интенциональные, осуществляемые специально для лучшей передачи информации;

2) неинтенциональные, которые случаются непреднамеренно.

Яркой иллюстрацией знаков второй группы могут служить признаки (бегающие глаза, дрожащие руки), особенности произношения (акцент, говор). Эти знаки могут многое сообщить о человеке и его текущем состоянии, поэтому очень полезно научиться их расшифровывать. Для оратора же следует научиться управлять собой, чтобы снизить проявление таких знаков, потому что они могут выдать настоящие чувства, что значительно повредит убедительности речи. Если говорить о знаках первой группы, то это приёмы, используемые оратором для усиления эффекта своей речи (утвердительные жесты, мимика или интонация, подчёркивающее значение сказанного). Важно следить, чтобы эти приёмы употреблялись уместно и не противоречили смыслу речи.

Всё это делает общение важнейшим элементом взаимодействия, без которого человечество не смогло бы существовать.

Виды эмоций, функции, чувства

Эмоции – это тот инструмент, с помощью которого наш мозг дает оценку происходящему извне и внутри нас. Абсолютно все эмоции – субъективны. Люди воспринимают и оценивают одну и ту же ситуацию диаметрально различно. Но в то же время – весь мир объединен языком эмоций, невзирая на культуру, воспитание, расу. Люди с разных концов света способны считать по тону, мимике и жестам эмоциональное состояние человека. Более того, это способны делать даже животные, и даже не рожденные дети в утробе матери.

Нет прибора, который смог бы записать все виды эмоций, ведь все они, сплетаясь друг с другом, создают неповторимую картину восприятия мира. Однако есть базовые эмоции: гнев, радость, горе, безразличие.

Далее в психологии различают следующие виды эмоций: положительные, отрицательные, нейтральные.

К положительным эмоциям можно отнести удовольствие, блаженство, радость, восторг, уверенность в себе, злорадство, доверие, благодарность, симпатия, гордость, а также половая любовь и привязанность.

К отрицательным эмоциям относят: гнев, злость, тревогу, обиду, ярость, ревность, скуку, досаду, разочарование, раскаяние, нетерпение и прочее.

С нейтральными эмоциями все проще – они выражают пустоту. Это – удивление, созерцание, любопытство и безразличие.

Ничто просто так, само по себе, не возникает. Эмоции – это не пустая раскраска наших жизней, а очень важные защитные и информационные функции нашего организма.

1) защитная функция заключается в том, что в момент опасности, эмоции – это моментальная реакция человека, которая может спасти от самых страшных последствий;

2) мотивационная функция – это одна из наиболее частых применений эмоций; эмоции могут нас мотивировать, побуждать к действиям, а также очень часто эмоции заменяют и мышление;

3) сигнальная функция эмоций заключается в том, что по проявлениям эмоций можно узнать о том, в каком состоянии находится человек, каковы его потребности.

Итак, с видами и функциями эмоций все понятно, а вот какая разница между эмоциями и чувствами?

По сути, эмоции – это временное переживание определенных чувств. Если человек любит футбол и свою команду (чувство любви), то при забитом голе он будет чувствовать не именно любовь, а разные эмоциональные вариации данного чувства: восторг, восхищение, радость, наслаждение, злорадство, удовлетворенность.

Чувства – это отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Есть высшие чувства – они состоят из тесно сплетенных эмоциональных ощущений. Например, влюбленность – это более простое чувство, нежели любовь.

Любовь предполагает проявление целого ряда эмоций: ревности, привязанности, нежности, дружбы, радости, горя.

То, что между видами чувств и эмоций существует лишь условная грань, позволяет нам любить и ненавидеть одновременно, страдать, и находится в приятном ожидании.

Но, тем не менее, психологам все же удалось систематизировать чувства: моральные чувства, практические чувства, интеллектуальные чувства, эстетические чувства.

К моральным мы относим любовь, дружбу, патриотизм, совесть. К практическим – все виды чувств, связанные с трудовой деятельностью. Так, удовлетворенность трудом способствует чувству трудолюбия, а не удовлетворенность вызывает ощущение каторги.

Интеллектуальные чувства – это познание, любознательность, удивление, радость открытия.

А к эстетическим чувствам нужно приучать с детства с помощью различных художественных кружков – рисования, музыки, танцев.

Эстетические чувства – это возможность и умение созерцать окружающую красоту.

studfile.net

Как влияют на общение эмоциональные состояния людей

Барьеры отрицательных эмоций

Эмоции могут как расцветить нашу жизнь всеми цветами радуги, так и сильно испортить. Не зря появилось стойкое мнение, что эмоции надо уметь контролировать. Именно они – главные механизмы, которые регулируют и психическую деятельность, и поведение.

Эмоции способны либо усилить, либо ослабить робость и скованность в общении. Однако барьеры в общении создают не случайные, одиночные, а – устойчивые отрицательные эмоции.

Вспомните: много ли полезной информации вы вынесли из общения на повышенных тонах? Нет, потому что аналитическая деятельность блокируется, человек переключает внимание не на смысл сказанного собеседником, а на его отношение к нам.

Психологи рекомендуют в такие моменты использовать приемы личной психологической защиты:

  • мысленно анализируем особенности партнера в этот момент («глаза-то как вылупил» или «вены-то как вздулись, вот-вот лопнут»);
  • представить, что у партнера на голове шапочка с бубенчиками, и «услышать» их звон в соответствии с движениями его головы;
  • в деловом общении лучше всего использовать вербальные средства, например, сказать: «Если вы будете говорить спокойно, я лучше вас пойму». Фраза не вызовет ответной агрессивной реакции партнера, зато поможет ему перестроиться на корректное общение.

Но вернемся к эмоциям и рассмотрим главные из них, способные на великие «подвиги»: страдание (горе), страх, гнев, отвращение, презрение, вина и стыд, плохое настроение, дефекты речи и др.

В соответствии с этим к личностным барьерам отрицательных эмоций можно отнести:

  • барьер страдания,
  • барьер страха,
  • барьер гнева,
  • барьер отвращения,
  • барьер презрения,
  • барьер вины и стыда,
  • барьер плохого настроения,
  • барьер речи и т.д.

Влияние эмоций на общение и как преодолеть барьеры

Барьер страдания вызывается трагическими событиями, физическими болями, сильно заниженной самооценкой, застенчивостью, неудовлетворенностью своим социальным статусом и иными подобными причинами. Он снижает уровень общительности как человека, который переживает страдания, так и тех, кто пытается с ним контактировать.

Чтобы справиться с ним, надо прежде точно определить причину страданий.

Барьер страха – из самых труднопреодолимых. С человеком, который стал источником страха, контакты сводятся к минимуму: его избегают, стараются не попадаться на глаза, не оставаться наедине.

Но страх, как известно, притягивает то, чего боимся: мы все время об этом думаем. Потому важно избавиться от страха, преодолеть его.

Барьер гнева – еще один их труднопреодолимых барьеров. Гнев провоцирует на злые выходки, унижения, оскорбления. Он способен удвоить физическую и психическую энергию: чем сильнее гнев, тем активнее человек изливает его через слова и агрессивные действия.

Это как раз тот момент, когда нужно уметь «взять себя в руки», контролировать негативные эмоции. Но лучше всего – не допускать сильных гневных реакций. На мой взгляд, помочь в этом способно умение принимать мир таким, каков он есть. Я обычно напоминаю себе: всё, что ни происходит, – к лучшему, просто я пока не вижу этого лучшего.

Барьер отвращения и брезгливости возникает из-за нарушений кем-либо элементарных норм этики поведения или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека.

Этот барьер могут спровоцировать:

  • небрежная, излишняя жестикуляция партнера, подергивание;
  • отталкивающие манеры (грубый цинизм, пальцы во рту, ушах, носу, демонстрация неприличных звуков и т. п.);
  • нарушение психологической дистанции общения;
  • мятая, грязная одежда и обувь;
  • гигиенически неприятные действия (почесывание, сморкание без использования носового платка, харкание, слюнотечение и т. п.);
  • мокрые, потные ладони и грязные ногти протянутой для рукопожатия руки, неприятные запахи изо рта, от тела, ног, гнилые передние зубы и пр.

Обычно окружающие на физические дефекты перестают обращать внимание очень быстро, а вот гигиенические отклонения не приемлют всегда. Такие отклонения провоцируют стойкий барьер для общения. Однако его вполне можно избежать, если следить за своими манерами, внешним обликом и гигиеной тела.

Барьер презрения. Как и барьер отвращения, барьер презрения ограничивает контакты с человеком, который вызывает такие отрицательные эмоции.

Могут вызвать презрение:

  • аморальные поступки человека;
  • предрассудки;
  • неприемлемые черты характера (трусость, скупость);
  • предательство и т. д.

Барьер вины и стыда возникает:

  • в результате осознания неуместности происходящего события,
  • как реакция на критику;
  • как реакция на неумеренную похвалу, лесть, ухаживания;
  • из боязни показаться неловким или быть уличенным в чем-то содеянном;
  • от осознания глубокой вины перед кем-либо и т. д.

Обычно человек краснеет, отводит в сторону глаза от партнера по общению либо опускает их, у него меняется голос, он старается минимизировать контакты или вовсе уйти от общения.

Так, если начальник пришел в офис в плохом настроении, автоматически оно портится у подчиненных. Если в семье жена постоянно недовольна и бурчит, вряд ли муж сможет полноценно радоваться жизни.

Однако плохое настроение легко поднять, если, например, знать, что именно нас радует. Чашка бодрящего кофе, запах свежей булочки, теплый плед, заботливо наброшенный на плечи, радуга за окном, уход за комнатными цветами… Мелочи? Но приятно же!

Барьер речи возникает вследствие допущенных речевых ошибок. Он может искажать, а то и полностью делать непонятными слова говорящего.

Барьер возникает вследствие:

  • эмоционального возбуждения;
  • неправильного выбора слов;
  • ошибок в построении сообщения;
  • неверной оценки способностей партнера понять передаваемую информацию;
  • слабой аргументации высказываний и т. д.

Постарайтесь понять, что именно послужило тому, что вас не поняли.

Барьеры эмоций создают трудности в общении. Однако практически все они преодолимы. Главное – знать незримого «врага» в лицо и уметь сделать его своим другом или хотя бы нейтрализовать, а также проявлять искренний интерес и внимание к собеседнику. Помогут также уверенность в себе и терпимость по отношению к другим людям.

Я уверена: каждый человек способен наладить бесконфликтное общение, которое, в свою очередь, принесет много положительных эмоций.

Эмоции и общение в психологии
panisvetlana.ru

Роль эмоций в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение роли эмоций в общении. В соответствии с данной целью необходимо решить ряд задач:
изучить общие представления об эмоциях, их виды и свойства;
рассмотреть роль эмоций в коммуникативной сфере;
понять как управлять эмоциями, при взаимодействии с людьми.

Прикрепленные файлы: 1 файл

эмоцииъ.docx

В настоящее время технического прогресса, когда роль человеческого общения отходит на второй план, а взамен приходит «машинное общение», люди всё реже встречаются друг с другом, предпочитая живому общению компьютерное, но не смотря на это, роль эмоциональных переживаний для человека сохраняют свою ценность, как один из источников обогащения внутреннего мира личности, и познания окружающей действительности.

Эмоции (франц.emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.

Одними из первых о важной роли эмоций в поведении людей высказались Липер, ведущий специалист по теории личности, и Маурер, выдающийся специалист по психологии наущения. Маурер утверждал, что «эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, которые мы называем «научением» [Ильин Е.П. «Эмоции и чувства» стр.69 2008 год].

Человеческое поведение обусловлено не только действием элементарных потребностей и инстинктов. Эмоции отражают окружающий мир и в соответствии с этим регулируют наше поведение. Этим и объясняется актуальность моей темы.

Цель данной работы – изучение роли эмоций в общении. В соответствии с данной целью необходимо решить ряд задач:

  1. изучить общие представления об эмоциях, их виды и свойства;
  2. рассмотреть роль эмоций в коммуникативной сфере;
  3. понять как управлять эмоциями, при взаимодействии с людьми.

Общее представление об эмоциях.

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.).

Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (от греч. stenos – сила), повышающие жизнедеятельность организма и астенические – ослабляющие её. Эмоции делят также на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные. Филогенетически наиболее древними являются переживания удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений), которые направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. Более сложными являются другие положительные (радость, восторг) и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. П. В. Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»).

В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции. Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение – это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.

Собственно эмоции – это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект – быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект). При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он не помнит себя, находился в беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном. Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.

1.1 Физиологические основы эмоций.

Эмоции человека имеют важное значение в оптимизации всей деятельности
организма. Отрицательные эмоции являются сигналом нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов. Положительные эмоции- своеобразная “награда” организму за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Тем самым положительные эмоции- сильнейшее средство закрепления полезных для организма условно- рефлекторных реакций (П.В.Симонов). Следовательно, положительные эмоции- сильнейший стимул эволюции, нарушитель покоя и стабилизации, без которого невозможен был бы и сам общественный прогресс. Действительно, у человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности, например сделанным научным открытием, отличной оценкой на экзамене.

Эмоции способствуют концентрации всех резервов организма, необходимых для быстрейшего достижения полезного эффекта. Такая концентрация всех сил организма помогает нам успешно справляться с трудностями. Особенно это важно в стрессовых ситуациях, возникающих в результате действия на организм сверхсильных раздражителей, например факторов, опасных для жизни, или больших физических и умственных нагрузок.

1.2. Свойства и виды эмоций.

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению. В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность, различаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства. В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические (И.Кант). Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения стимулируют человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.

В структуре деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие цели деятельности, ее стратегические направления, и производные от них операциональные эмоции.

Базовые эмоции определяют направленность жизнедеятельности индивида, а операциональные – его отношение к различным условиям деятельности, реальным достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, то, что препятствует, – отрицательные.

Классификация базовых эмоций совпадает с классификацией основных потребностей индивида. Производные же эмоции не поддаются классификации – они так же многообразны, как многообразны условия жизнедеятельности людей. Производные эмоции определяют наиболее эффективные направления в достижении поставленной цели, наиболее значимые для этого средства и условия.

Ведущий эмоционально-регуляционный механизм – эмоция успеха–неуспеха. Эмоция успеха усиливает исходное побуждение к цели, эмоция неуспеха тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность. Все возможные проявления радости, восторга, удовольствия, с одной стороны, огорчения, расстройства, стресса и аффекта – с другой, представляют собой модификации базовой эмоции успеха–неуспеха. Человек способен эмоционально предвосхищать свои возможные успехи и неуспехи Это устраняет ненужные пробные действия. Человек обобщает опыт своих удач и неудач, радостей и огорчений. Он всегда способен с определенной мерой достоверности определить, “стоит ли игра свеч”. В экстремальных ситуациях эмоция успеха–неуспеха трансформируется в аффект восторга, страха или гнева.

Таким образом, все эмоции выстраиваются по вектору биологической или социально обусловленной значимости различных явлений для данного индивида.

По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды:

1) эмоциональный тон ощущения;

2) эмоциональный отклик;

4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация;

5) высшие эмоции – чувства.

Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т. д) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения – это наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов. К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение – идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом).

Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и представления.

Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации

Эмоциональный отклик – оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. (Вы увидели красивый пейзаж – возникает эмоциональный отклик.) Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов эмоционального отклика является синтония – сопереживание эмоционального состояния других людей – важнейшее социальное качество человека.

Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания. Люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта либо пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному сопереживанию.

Настроение – это ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение – эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая общий тонус (строй) его жизнедеятельности. Оно вызывается теми влияниями, которые затрагивают личностные стороны индивида, его основные жизнеощущения, успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием и т. д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается.

В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их влияние на деятельность человека. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным или отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий – апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, есть состояние расстроенности.

Необходимо уметь блокировать плохое настроение и всегда помнить, что после “черной полосы” неизбежно наступление радости жизни и подъема творческих сил. Нередко пониженное настроение может быть вызвано простейшими биохимическими процессами в нашем организме, атмосферными обстоятельствами или эмоциональными циклами данного индивида.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью (от лат. tolerantia – терпение).

В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Необходимо дорожить хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует к активной плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми. Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая сознание на положительных сторонах жизни, перспективах ее улучшения.

Эмоции в коммуникативном взаимодействии.

Исследования зарубежных ученых уже давно доказали, что высокий уровень общего интеллекта (IQ) не гарантирует его обладателю успеха в карьере или счастья в личной жизни. Несмотря на то что наша культура до сих пор сконцентрирована на получении академических знаний и совершенно игнорирует эмоциональный интеллект (EQ), именно от него зависит успех каждого топ-менеджера в бизнесе.

Факты подтверждают, что эмоционально адаптированные люди – те, кто хорошо справляются со своими чувствами и понимают чужие, – имеют преимущества во всех сферах, где важно быстро разобраться в негласных правилах, будь то романтические отношения, политика или бизнес. Они подключают к разуму эмоции, используя его эффективнее. Люди, которые не могут упорядочить свою эмоциональную жизнь, постоянно находятся в состоянии внутренней борьбы, что мешает им сконцентрироваться на работе и ясно мыслить.

Если IQ уже имеет столетнюю историю исследований, то способ измерения EQ до сих пор не найден. Более того, эксперты и сейчас расходятся во мнениях, давая определение эмоциональному интеллекту.

Приведем наиболее общую формулировку: EQ – способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации своих целей. В этом случае IQ – это система познавательных способностей (ощущения, восприятие, память, мышление, все умственные знания и умения).

В отличие от IQ, уровень которого во многом определен генами, уровень EQ зависит от усилий самого человека. Развитие эмоционального интеллекта – сложная работа, но именно она повышает личную эффективность. EQ позволяет, например, в потоке негативных эмоций увидеть причину негатива, причину этой причины и т. д., после чего трезво оценить ситуацию и разумно на нее отреагировать.

www.referat911.ru

Учимся выражать свои эмоции (Краткое практическое руководство)

Предположим, я скажу своей девушке – “Ты заставляешь меня чувствовать себя глупо.”

Как вы думаете, правильно ли я выразился? Конечно нет! Моя девушка вряд ли меня поймёт, да ещё и скорее всего разозлится.

Грамотное выражение эмоций и чувств – залог хорошего общения. В начале – нам предстоит научиться осознавать собственные чувства. Следом – их выразить. И начнём мы с первого этапа.

Осознание собственных чувств.

И первое, что мы тут сделаем – признаем свои чувства. Это самый важный пункт первого этапа. Если мы не научимся признавать свои чувства, то работа дальше не пойдёт. Это все чувства которые мы:

– Подавляем и пытаемся избавиться

Для этого нам нужно принять одну простую истину – мы люди, и мы имеем право испытывать весь спектр чувств и эмоций. Они все законны, что бы не предписывала нам культура и устои.

Следующее, что нам нужно сделать, это научиться отличать эмоции от мыслей и оценок которые мы путаем. И вы даже не догадываетесь, насколько часто это происходит. Поясню:

– Я чувствую, что безразличен людям, с которыми работаю.

Что тут не так? Безразличен людям – это оценочное суждение, такого чувства не существует. Правильно это будет звучать так:

+ Я чувствую страх, о том что я ни кому не интересен на работе.

Более того, представьте, что вы скажете первый, неправильный вариант на работе. Она будет восприниматься другими как обвинение, в голове ваших коллег это будет выглядеть так – “Я вам безразличен”. Это лишь будет строить стену между вами. Ещё пример:

– Я чувствую, что меня игнорируют. (“Игнорируют” это не чувство, это умозаключение)

+ Я испытываю раздражение, уязвлённость и беспокойство, в связи с тем, что меня не понимают.

Для этой работы нам может помочь дневник или блокнот в вашем смартфоне – туда мы будем выписывать наши эмоции и проверять, не подставили ли мы туда случайно оценку или умозаключение. Так же не маловажно будет указывать и причину ваших чувств.

Ну что, с пониманием чувств, мы с вами разобрались, теперь самое время учиться их выражать.

И начнём мы с того, что будем учиться с вами начинать выражение с местоимения – я. Вместо того, чтобы говорить – ты.

– “Ты заставляешь меня чувствовать…”

Основные положения таковы:

Я высказывание: Оценивает себя, не обвиняет, не требует, не учит.

Ты высказывание: оценивает собеседника, обвиняет, требует, поучает.

Следом мы добавляем причину, что бы собеседнику было всё понятно:

“Я чувствую себя подавлено в последнее время, после той ссоры, я полагаю, что мы ещё не всё проговорили.”

Это всё это требует от нас определённой внимательности, и самообладания, что бы не вспылить в стрессовой ситуации. Однако, практика решает всё. Подумайте, какое чувство я имел в виду в самом начале, и переформулируйте это выражение в правильную форму.

Узнавайте себя и других. До новых встреч!

Дубликаты не найдены

В параллельном мире теоретических психологов всё так и работает. Куда смотрят санитары?

Возможно, диванные практические психологи просто не могут отработать данную методу?) У Маршала Розенберга всё работало на ура почему то, да и мой опыт это подтверждает)

Возможно, то что не работает на практике – шинема?

Вы проверьте сначала) Я вам на прошлый коммент уже ответил

Тема актуальная. Мне всегда казалось, что несложно выразить свои чувства, но когда общаешься с откровенным манипулятором и газлайтером, как тот прыщ, с которым у меня регулярные стычки на работе – приходится следить за тем, как бы не получить своими же словами под дых. Приходится строить предложения с двойной обороной.

Каждый пусть сам подумает))))

В таком случае, у меня для вас плохие новости)
Ваш собеседник не учитывает ваши чувства.

Если я на мужа обижена, он это моментально узнает))).

Молчаливый сын, много текста, но я рада что решилась на первый пост

Пишу, потому что очень интересно узнать мнение и взгляд пикабушника, на мамских сайтах уж как бы помягче сказать. Странноватые мнения обо всем.

Эмоции и общение в психологии
pikabu.ru

Эмоции и общение в психологии

Реализация потребности в общении или, напротив, неудовлетворенность общением вызывают соответствующие эмоции и чувства.

Эмоции – особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами. Эмоции человека – продукт общественно-исторического развития. Они являются субъективной формой выражения потребностей, поэтому предшествуют деятельности, побуждая и направляя ее. Эмоции выражаются в непосредственном переживании удовольствия, радости, удовлетворения, неудовольствия, огорчения, страха и т.д. Благодаря эмоциям человек регулирует свое поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение. Эмоции имеют и специальную функцию – выступают средством общения.

Высший продукт развития эмоций человека – устойчивые чувства.

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности. Чувства порождаются объективной действительностью, но при этом они субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.

Чувство может реализовываться в различных эмоциях. Чувство всегда направлено на объект. В общении людей чувства определяют характер устанавливаемых отношений. По силе и качеству чувств человека можно судить о том, каков уровень его развития: высокий или примитивный. Чувства человека высокого уровня развития всегда пронизаны интеллектом, поскольку обязательно включают оценки, ценностные ориентации, объясняющие социальный смысл этих чувств.

Исходя из объекта чувств, их подразделяют на соответствующие виды. Различают: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические чувства.

Моральные чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения нравственных ценностных ориентации, выработанных обществом. Такие чувства возникают при наличии у человека не только представлений о долге, но и потребности соответствовать нравственным требованиям общества, когда нравственные ценности стали сущностью самой личности. Развитое чувство долга творит совесть – нравственную ответственность за свое поведение перед другими людьми, обществом.

Предметом моральных чувств является сам человек. К области моральных чувств относится все то, что определяет общение людей: отношение к самому себе, к другим. Сюда относятся: сочувствие, чувство доверия и расположения к людям, чувство товарищества, дружбы, любовь. Моральные чувства переживаются индивидуально каждым человеком, но такого рода переживания при совпадении нравственных ценностей объединяют людей и дают им чувство солидарности.

Эстетические чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения эстетических ценностей, выработанных человечеством на протяжении всей истории и представленных многообразием национального и художественного творчества.

Предметом эстетических чувств могут быть явления социальной жизни, природа, художественные произведения и сам человек. Прекрасное как ценность создает соответствующие ориентации людей на эстетические чувства.

Люди в своей культуре вырабатывают эстетические эталоны поведения человека в общении с другими, его внешнего вида, его эмоциональных состояний.

Непременным условием развития эстетических чувств выступает искусство. При восприятии произведения искусства человек испытывает разнообразные переживания, связанные с содержанием сюжета и со способами изображения этого сюжета. Такого рода переживания не только обогащают нравственный опыт человека, но и расширяют диапазон его эстетических чувств. Эстетические переживания могут достигать высокого уровня развития. В многообразии эстетических чувств выделяют чувство возвышенного, чувство комического, чувство трагического и др. Переживаются эти чувства субъективно, но разделенные переживания объединяют и обогащают людей.

Интеллектуальные чувства испытывает человек, когда направленно приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни. Эти чувства связаны с решением проблемных, познавательных и жизненных ситуаций и задач. Человеческое познание сопровождается особого характера переживаниями: простым любопытством, интересом к возникающей проблеме, сомнением в достоверности предположения или полученного ответа, уверенностью в точности вывода и, наконец, радостью и уверенностью в результате изысканий.

Предметом интеллектуальных чувств является процесс мышления человека, продукт мышления, радость от процесса мышления и его результата, разделенная с другим человеком. Интеллектуальные чувства, как и все высшие чувства, переживаются человеком сначала индивидуально, а затем разделяются с другими людьми. Испытывая тягу к познанию, человек ищет и того, с кем он мог бы пережить интеллектуальные чувства вместе и как бы заново. Такое совместное переживание придает интеллектуальному чувству особую значимость.

Практические чувства испытывает человек, включенный в ту или иную практическую деятельность. Успех вызывает переживания радости от проявленных сноровки и усилий. Неуспех – противоположные чувства, но в то же время порождает желание человека реализовать себя в деятельности.

Объектом практических чувств являются такие виды деятельности, как труд, учение, спорт, игра и общение.

studbooks.net
CATEGORIES
Share This