Экстремальная психология

Экстремальная психология

Присоединяйтесь к нам в группу

Факультет экстремальной психологии МГППУ основан в 2008 году.

Экстремальная психология

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «экстремальная психология» в других словарях:

Экстремальная психология — отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в… … Википедия

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в изменчивых (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в… … Профессиональное образование. Словарь

Экстремальная психология — [лат. extremus крайний] отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного… … Психологический лексикон

Психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука), наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Психология и право — (журнал) Специализация: проблемы юридической психологии и не только Периодичность: 4 раза в год Язык: русский Адрес редакции … Википедия

психология экстремальная — отрасль психологии, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных непривычных условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных… … Большая психологическая энциклопедия

Экстремальная (боевая) готовность — Экстремальные ситуации и различные изменения в них происходят обычно быстро, внезапно, радикально меняя условия и требования к действиям сотрудников. Возможность сотрудников действовать в таких условиях связана не только с экстремальной… … Энциклопедия современной юридической психологии

Психология деятельности руководителя ПОО в экстремальных ситуациях — Все экстремальные факторы, которые влияют на персонал (личный состав, рядовых сотрудников и военнослужащих ПОО), действуют и на руководителей, но к ним добавляется и много особых. Управленческая подготовленность и способности руководителя… … Энциклопедия современной юридической психологии

Психология необходимой обороны — НО является одним из древнейших институтов уголовного права; закрепляющие ее нормы существуют в современном законодательстве большинства государств. Согласно Уголовному кодексу РФ, источником, порождающим право на необходимую оборону, являются… … Энциклопедия современной юридической психологии

Толпы психология и общественный порядок — Толпа бесструктурное скопление людей на одном месте, лишенных изначально ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Начало научного изучения массовых скоплений людей… … Энциклопедия современной юридической психологии

Экстремальная психология

Экстремальная психология — отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах Земного шара (Арктика, Антарктика, высокогорье, пустыня), в подземелье и т. д. Экстремальная психология возникла в конце XX в., синтезировав конкретные исследования в области авиационной, космической, морской и полярной психологии.

В экстремальных условиях, характеризующихся измененной афферентацией, измененной информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует семь основных психогенных факторов: монотония, измененные пространственная и временная структуры, ограничения личностно-значимой информации, одиночество, групповая изоляция (информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность и др.) и угроза для жизни.

В генезе необычных психических состояний четко прослеживается антиципация в ситуации информационной неопределенности (этап стартового психического напряжения и завершающий этап); ломка функциональных систем анализаторов, сформировавшихся в процессе онтогенеза или длительного пребывания в экстремальных условиях, нарушения протекания психических процессов и изменения системы отношений и взаимоотношений (этап острых психических реакций входа и выхода); активная деятельность личности по выработке защитных (компенсаторных) реакций в ответ на воздействие психогенных факторов (этап переадаптации) или же восстановление прежних стереотипов реагирования (этап реадаптации). Раскрытие генеза необычных психических состояний позволяет отнести их к закономерным реакциям, укладывающимся в границы психологической нормы для измененных условий существования.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Экстремальная психология» в других словарях:

экстремальная психология — отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в изменчивых (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в… … Большая психологическая энциклопедия

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в изменчивых (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в… … Профессиональное образование. Словарь

Экстремальная психология — [лат. extremus крайний] отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного… … Психологический лексикон

Психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука), наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Психология и право — (журнал) Специализация: проблемы юридической психологии и не только Периодичность: 4 раза в год Язык: русский Адрес редакции … Википедия

психология экстремальная — отрасль психологии, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных непривычных условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных… … Большая психологическая энциклопедия

Экстремальная (боевая) готовность — Экстремальные ситуации и различные изменения в них происходят обычно быстро, внезапно, радикально меняя условия и требования к действиям сотрудников. Возможность сотрудников действовать в таких условиях связана не только с экстремальной… … Энциклопедия современной юридической психологии

Психология деятельности руководителя ПОО в экстремальных ситуациях — Все экстремальные факторы, которые влияют на персонал (личный состав, рядовых сотрудников и военнослужащих ПОО), действуют и на руководителей, но к ним добавляется и много особых. Управленческая подготовленность и способности руководителя… … Энциклопедия современной юридической психологии

Психология необходимой обороны — НО является одним из древнейших институтов уголовного права; закрепляющие ее нормы существуют в современном законодательстве большинства государств. Согласно Уголовному кодексу РФ, источником, порождающим право на необходимую оборону, являются… … Энциклопедия современной юридической психологии

Толпы психология и общественный порядок — Толпа бесструктурное скопление людей на одном месте, лишенных изначально ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Начало научного изучения массовых скоплений людей… … Энциклопедия современной юридической психологии

Экстремальная психология»

Департамент образования города Москвы

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет повышения квалификации

Утверждено Ученым советом

__________, протокол №________

Учебная программа курса профессиональной переподготовки «Экстремальная психология»

Авторы и составители программы:

к.пс.н., доц. Л.В.Сенкевич,

Категория слушателей: студенты старших курсов психологических, педагогических, юридических, социологических и медицинских факультетов; клинические, педагогические, социальные и экстремальные психологи; социальные педагоги; социальные работники; врачи скорой помощи, реаниматологи, психиатры; кадровые и управленческие работники предприятий, организаций и ведомств, связанных с повышенным риском труда; журналисты; сотрудники силовых структур и представители других экстремальных профессий.

Общее количество часов: 516

Длительность курса: 8 месяцев

Количество часов в неделю: 18

Данный курс профессиональной переподготовки предназначен для для специалистов различных структур и ведомств, работающих в кризисных и экстремальных ситуациях, в условиях повышенного риска и опасности, а также для всех, желающих получить профессиональную переподготовку по данной специализации: студентов ВУЗов старших курсов факультетов психологии, педагогики, социологии, социальной педагогики, юриспруденции, медицинских факультетов разнообразной направленности; клинических, педагогических, социальных и экстремальных психологов, врачей скорой помощи, реаниматологов, психиатров; социальных педагогов; кадровых и управленческих работников предприятий, организаций и ведомств, связанных с повышенным риском труда, сотрудников силовых структур и ведомств и представителей разных экстремальных профессий.

Данный курс профессиональной переподготовки создаётся в связи с ростом кризисных и чрезвычайных ситуаций в нашей стране, имеющих место вследствие как социально-политического, так и морально-психологического кризиса. Экономические, социальные, морально-ценностные и другие трудности кризисного периода развития общества, – порождают экстремальные экономические и социально-психологические условия и ситуации жизнедеятельности народонаселения. Среди явных последствий такого положения – распад многих семей и возрастание насилия в семьях, эскалация насилия на различных производствах и на улицах, риск увеличения террористических актов, ухудшение здоровья и благосостояния населения из-за негативных экологических условий проживания, природных и техногенных катастроф, возрастание психоэмоциональной нагрузки у специалистов профессий экстремального профиля и пр.

Для подготовки специалистов – экстремальных психологов в программу предлагаемых курсов профессиональной переподготовки включены теоретические и практические занятия по пато- и нейропсихологии экстремальных состояний, психологии аддиктивного поведения и суицидологии, психологии горя и утраты, психологии агрессии и терроризма. Слушатели ознакомятся с основами стрессологии и самыми современными методами стресс-менеджмента, овладеют методами диагностики, коррекции и психотерапии острых и посттравматических стрессовых расстройств.

Специалисты, прошедшие переподготовку, смогут оказывать психологическую помощь людям, попавшим в кризисные и экстремальные ситуации: потеря близких, распад семьи, безработица, неизлечимые заболевания, вынужденная миграция, религиозно-этнические и социальные конфликты, природные, техногенные и экологические катастрофы, военные действия, террористические акты.

Также они будут профессионально работать со спасателями, психологами, пожарными, врачами, военными, сотрудниками милиции, то есть со всеми специалистами, которым приходится работать в условиях экстремальных ситуаций.

Базы учебно-ознакомительной, учебно-производственной и преддипломной практики: Институт медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, психиатрические клинические больницы № 4 им. П.Б.Ганнушкина и № 13 г. Москвы, детские дома и школы-интернаты, антикризисные и консультативные центры г. Москвы и Подмосковья, поликлиника ГУВД МО.

Текущий контроль успеваемости обеспечивается проведением зачётов и экзаменов.

Итоговый контроль обеспечивается итоговыми экзаменами и защитой дипломных работ слушателей. Требования к дипломным работам соответствуют требованию нормативных документов в части переподготовки специалистов.

По окончании обучения факультетом повышения квалификации Московского городского психолого-педагогического университета выдается диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, дающий право работы в рамках специализации психологии кризисных и экстремальных ситуаций, а также выдаются эксклюзивные методические материалы и психологический инструментарий для дальнейшей работы.

Раздел 1. Введение в психологию

Тема 1. Развитие психологической мысли и общие представления о научной психологии.

Тема 2. Основы психодиагностики и экспериментальной психологии.

Тема 3. Семинар «Стандартизированные самоотчеты»

Стандартизованный многофакторный метод исследования личности (модифицированный ММРI) и опросник Кеттелла как примеры многофакторных опросников. Типологический подход к исследованию личности. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО). Методика «Семантический дифференциал» И. Осгуда как пример шкальной техники. Методика С. Розенцвейга как пример стандартизованной проективной методики.

Тема 4. Семинар «Проективные методики».

Тест тематической апперцепции (ТАТ). Процедура проведения, схема анализа и интерпретации. Общее представление о Тесте Роршаха. Метод незаконченных предложений. «Дом. Дерево. Человек», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного» как примеры рисуночных методик. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера

Айзенк Г. Структура личности/ Г. Айзенк. СПб: Ювента. 1999.

Анастази А. Психологическое тестирование /А. Анастази, С. Урбина. СПб., 2001. С.16-47.

Белый Б.И. Тест Роршаха /Б.И. Белый. СПб.,1992.

Бурлачук Л.Ф. Словарь–справочник по психодиагностике /Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб., 1999.

Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. — М.: Изд. Российское педагогическое агентство, 1997.

Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия/ Сост. Л.В. Куликов. СПб: Питер, 2000.

Реан А.А. Практическая психодиагностика личности /А.А. Реан. СПб., 2001.

Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное изд-во, 2004.

Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). – М.: Изд-во МГПУ, 1999. – 277 с.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2007.

Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера /Л.Н. Собчик. СПб., 2002.

Солсо Р. Когнитивная психология. — СПб. 1996.

Контрольные вопросы к разделу 1.

Дайте определение психологии как науки.

Расскажите об общих закономерностях развития психологиче­ских знаний в античности и в Средние века.

Психологическая мысль в эпоху Возрождения

Расскажите о психологических концепциях, развивающихся с началом Нового времени.

Философская система Гегеля и ее значение для системной психологии

Три источника психологии как науки

Общее и особенное в законах физики и психофизики

Рождение экспериментальной психологии. Система В.Вундта

Интроспективный метод в психологии

Динамика предмета психологии от В.Вундта до наших дней

Раскройте суть психологических концепций бихевиоризма и необихевиоризма.

В чем заключается метод психоанализа 3. Фрейда?

Психологические идеи К.Левина. Теория поля

Расскажите о развитии российской психологии в конце XIX — начале XX вв.

В чем заключаются основные положения теории деятельности А.Н. Леонтьева?

Какие факторы повлияли на развитие когнитивной психологии?

В чем суть системного подхода в психологии?

Какие психодиагностические методы исследования личности и познавательных процессов Вы знаете?

Расскажите об основных математических методах исследования в психологии.

Раздел 2. Типология кризисных и чрезвычайных ситуаций

Тема 1. Соотношение понятий «кризисные» и «чрезвычайные ситуации»

Психология экстремальных ситуаций как психологическая дисциплина и причины ее возникновения. Предмет, разделы, задачи психологии экстремальных си-туаций и ее связь с другими отраслями психологии.

Различные подходы к определению понятия «чрезвычайная ситуация». Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий». Чрезвычайная ситуация (ЧС). Риски и источники ЧС. Российская система

предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Организационные структуры, силы и средства РСЧС. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях. Определения ЧС в психологических науках.

Различные подходы к определению понятия «кризис». ЧС как фактор кризиса. Кризис как источник ЧС. Определение понятия «кризисная ситуация» в психологии. Последствия воздействия кризисной ситуации на человека. Понятия «психотравмирующий фактор», «психическая травма». Типология психотравмирующих факторов.

Ключевые понятия: «стрессовая ситуация», «напряженная ситуация», «экстремальная ситуация», «критическая ситуация», «жизненное событие». Жизненные события: внешние и внутренние, позитивные и негативные.

Виды напряженных и экстремальных ситуаций. Прямые и косвенные экстремальные факторы.

Тема 2. Классификация кризисных и чрезвычайных ситуаций.

Разделы экстремальной психологии: Психоадаптология. Психотанатология. Стрессология. Виктимология. Суицидология. Подходы к определению экстремальной ситуации.

Типология экстремальных ситуаций: по содержанию действующих факторов, по характеру возникновения, по продолжительности действия, по возможности разрешения, по последствиям, по сфере жизнедеятельности людей.

Эпидемии. Природные катастрофы и их последствия (землетрясения, наводнения, сходы ледников, селевые потоки, тайфуны, цунами, разрушения жилищ, административных зданий, водопроводов и канализационных систем). Техногенные катастрофы: аварии на атомных станциях, взрывы газа, авиа–, железнодорожные и автокатастрофы Влияние природных и техногенных катастроф на психологические особенности поведения человека.

Социальные катастрофы: военные действия, межэтнические конфликты, теракты, захват заложников, бандитские нападения. Влияние социальных катастроф на психологические особенности поведения человека.

Психологический анализ конкретных случаев экстремальных ситуаций. Авария на Чернобыльской АС. Теракт в Беслане.

Физическое и психическое насилие. Насилие в семье. Изнасилование. Насилие детей. Инцест. Буллинг (школьная травля). Психологические последствия насилия. Стигматизация как элемент психического и социального насилия. Психологические последствия стигматизации.

Экономические кризисы и их последствия. Безработица. Экономическая депривация.

Социальная депривация. Дети в условиях сиротских учреждений.

Экстремальные ситуации в предметно-профессиональной деятельности и повседневно-бытовой жизни Превышение обычного адаптивного потенциала человека: жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, травматические события, нежелательные события, жизненные кризисы. Основные экстремальные факторы, воздействующие на человека. Социальные и психологические последствия.

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч.: В 6 т, Т. 2, 1982. — С. 291-437.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» // База нормативной документации: .

Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. — М., 2005.

Миняев А.С. Психологические аспекты подготовки детей и подростков к действиям в экстремальной ситуации // Материалы пятой городской научно-практической конференции молодых ученых учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. — М., 2006.

Мухина В.С. Волосников А.В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений ФСБ // Развитие личности. – М., 1999, № 1. С. 87-104.

Мухина В.С. Личность и этносы в условиях столкновения цивилизаций // Мир психологии. – М., 2001, № 4. — С. 114-127.

Мухина В.С. Террористическая атака в Беслане — глобальная трагедия человечества // Развитие личности. – М., 2004. — № 4. — С. 203–207.

Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.

Рыбалкин Н. Н. Философия безопасности. — М., 2006.

Соловьева С.Л. Психология экстремальных ситуаций. – СПб.: ЭЛБИ, 2003. – 128 с.

Контрольные вопросы к разделу 2.

Причины возникновения психологии экстремальных ситуаций.

Предмет, разделы и задачи психологии экстремальных ситуаций.

Что понимается под словосочетанием «чрезвычайная ситуация».

Дайте общую характеристику экстремальных ситуаций в парадигме «среда-условия».

Что понимается под словосочетаниями: «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация», «экстремальная ситуация».

Общие и отличительные особенности стрессовой ситуации (СС), напряженной ситуации (НС), экстремальной ситуации (ЭС).

Жизненное событие и его виды.

Классификации напряженных и экстремальных ситуаций, их критерии.

Внешние и внутренние факторы эмоциогенности НС и ЭС.

Экстремальные ситуации в предметно-профессиональной деятельности и повседневно-бытовой жизни.

Первичные реакции человека на экстремальные ситуации.

Что понимается под психологической включенностью человека в чрезвычайную ситуацию, и в каких феноменах она находит свое выражение.

Попытайтесь обосновать или, напротив, опровергнуть утверждение о том, что решающая роль в положительных или негативных реакциях людей в экстремальных ситуациях принадлежит их личностным, ин­дивидуальным особенностям.

Сравните алгоритмы переработки информации человеком в нормальных и экстремальных ситуациях.

К каким болезненным нарушениям психической деятельности может привести экстремальная неподготовленность человека.

Перечислите принципы диагностики экстремальности ситуации.

Раздел 3. Психология возрастных и экзистенциальных кризисов

Тема 1. Возрастные кризисы детства, взрослости и пожилого возраста.

Тема 2. Экзистенциальные кризисы и основы кризисной психотерапии.

Ситуационный кризис. Экзистенциальный кризис. Множественный кризис. Духовный кризис. Теория экзистенциальных кризисов И. Ялома. Нормальное и патологическое течение кризисных состояний. Типы, этапы и фазы кризисных состояний. Диагностика кризиса и его этапа и фазы в интервью. Основные стратегии работы на каждом из этапов кризиса. Кризисные интервенции, основные принципы, использование различных методов психотерапии. Преодоление кризиса. Диагностика психической боли. Принципы терапии психической боли. Терапевтическая работа с фрустрацией трех мета-потребностей: безопасности, привязанности, манипулировании. Трудности в работе с кризисными клиентами. Травма развития и тяжелые расстройства личности – особенности терапевтических отношений, перенос и контрперенос, агрессия в контрпереносе.

Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: Исследования геронтопсихологии: Учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов. – М.: Изд. центр "Академия", 2002.

Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии.: Учеб. пособие для студентов студ. вузов. М.: Академия, 1999.

Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001.

Баканова А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте//Безопасность жизнедеятельности – профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт — Петербург, 19-20 ноября 2002 г. – СПб., 2002. С. 82-84.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: Учеб. пособие. – М: Изд-во "Ось-89", 1999. – 176 с.

Визель Т.Г., Сенкевич Л.В., Янышева В.А., Железнова А.К. Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты: Монография. – Тула, ТПГУ, 2007. – 326 с.

Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. – М., 2003.

Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.

Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2006. – 126 с.

Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000.

Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2002.

Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.

Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге 21 века. – Дубна, 2003.

Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. – М.: Акад. проект, 2000. — 240 с.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М., 2001.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — М.: Академия, 2000.

Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Акад. Проект; Трикста, 2005.

Источники:
Экстремальная психология
Факультет Экстремальной психологии МГППУ
http://www.pe.mgppu.ru/
Экстремальная психология
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 . Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г.
https://psychology.academic.ru/3520/%d1%8d%d0%ba%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b0%d1%8f_%d0%bf%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%8f
Экстремальная психология
Экстремальная психология — отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования: во время
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1347045
Экстремальная психология»
Категория слушателей: студенты старших курсов психологических, педагогических, юридических, социологических и медицинских факультетов; клинические, педагогические, социальные и экстремальные психологи; социальные педагоги; социальные
https://refdb.ru/look/1700939.html

CATEGORIES