Эксперимент как основной метод психологии

Использование метода эксперимента в психолого-педагогическом исследовании

Использование метода эксперимента

в психолого-педагогическом исследовании

Скачать:

Предварительный просмотр:

Использование метода эксперимента

в психолого-педагогическом исследовании

  1. Понятие «эксперимент»………………………………………………..3
  2. Основные особенности и задачи эксперимента…………………. …4
  3. Типы эксперимента……………………………………………….……6
  4. Понятие «психолого-педагогический эксперимент»………….……..7

Список использованной литературы…………………………………. …..12

Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями.

Суть экспериментального метода заключается в том, что экспериментатор намеренно создает и контролируемым образом изменяет условия, в которых действует изучаемый испытуемый, ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях.

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — исследовательская стратегия, которая характеризуется тем, что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы.

Для практических задач важно то, что, проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

Основные особенности и задачи эксперимента

Многие авторы в качестве ключевой особенности психолого-педагогического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования. Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние как на процесс своего изучения, так и на его результат. Поэтому к ситуации эксперимента в психологии предъявляются особые этические требования, а собственно эксперимент может рассматриваться как процесс общения экспериментатора с испытуемым.

Основные особенности эксперимента , обусловливающие его силу, заключаются в следующем.

1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать.

2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай.

3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей.

4) Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения. В результате эксперимента устанавливаются допускающие математическую формулировку количественные закономерности. В основном именно благодаря эксперименту естествознание пришло к открытию законов природы.

Основная задача психолого-педагогического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психолого-педагогической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных.

В психологии применяют два основных типа эксперимента :

— лабораторный эксперимент , который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента;

— естественный эксперимент, участники которого не знают о своей роли испытуемых.

Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится точность контролируемого эксперимента. То, что испытуемые не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию, обеспечивает естественность их поведения.

Вместе с тем, для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к лабораторному эксперименту.

В соответствии с задачей исследования экспериментатор подбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление интересующих его сторон психической деятельности.

Понятие «психолого-педагогический эксперимент»

Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент , или экспериментальное обучение , где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

Психолого-педагогический эксперимент был разработан в детской и педагогической психологии. Это своеобразная форма естественного эксперимента, так как проводят его в естественных условиях жизни и деятельности детей.

Существенная же особенность психолого-педагогического эксперимента та, что он имеет целью не только собственно изучение, но и активное, целенаправленное изменение, преобразование, формирование той или иной психической деятельности, психологических качеств личности.

Соответственно различают два его вида:

— обучающий психолого-педагогический эксперимент,

— воспитывающий психолого-педагогический эксперимент.

При этом особую роль в построении различных теорий психического развития играет обучающий эксперимент . Это — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов, прежде всего связанных с когнитивной сферой, происходит при их целенаправленном формировании .

Таким образом, психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент, — это применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.

Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.

Суть психолого-педагогического эксперимента заключается в том, что вначале изучают особенности психической деятельности детей (не только регистрация выделяемых фактов, но и раскрытие закономерностей, механизмов, динамики, тенденций развития). Затем на этой основе организуют специальное обучение, чтобы оптимизировать выявленные процессы и продвинуть их на более высокую ступень.

Психолого-педагогический эксперимент не просто устанавливает, уровень развития памяти и других сторон психической деятельности школьника, а изучает возможности и пути, которые обеспечивают совершенствование этой деятельности. Здесь изучение школьников совершается в процессе обучения, прослеживается влияние обучения и воспитания на развитие психической деятельности учащихся, на формирование тех или иных качеств личности. Именно поэтому он обеспечивает соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он еще и называется «формирующий»). Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

В психолого-педагогических исследованиях выделяют констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае педагог-исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факт связи, зависимости между явлениями. Когда же педагог-исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учеников определенных личностных качеств, на улучшение их учения, трудовой деятельности, говорят уже о формирующем эксперименте .

В ходе психолого-педагогического эксперимента и обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная.

Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества.

Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию.

Основные этапы проведения психолого-педагогического исследования включают в себя:

  • Изучение состояния проблемы. Постановку проблемы, выбор объекта и предмета исследования.
  • Разработку или уточнение общей исходной исследовательской концепции, выдвижение гипотезы.
  • Планирование исследования:
  • Определение целей и задач исследования.
  • Определение экспериментальных планов.
  • Выбор методов и методик исследования.
  • Определение математических методов обработки данных и др.
  • Сбор данных и их описание.
  • Обработку данных.
  • Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретацию результатов в рамках исходной исследовательской концепции.
  • Соотнесение результатов с соответствующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.

Обязательным для полноценного психолого-педагогического эксперимента является соблюдение следующих основных правил:

  • Четкая формулировка проблемы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез.
  • Установление критериев и признаков, по которым можно судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.
  • Точное определение объекта и предмета исследования.
  • Выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета исследования до и после проведения эксперимента.
  • Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.
  • Определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента.

Задачи конкретных экспериментов в области дидактики и методик обучения отдельным предметам чаще всего сводятся к следующим:

1. проверка определенной системы;

2. сравнение эффективности определенных методов обучения;

3. проверка эффективности системы проблемного обучения;

4. разработка систем мер по формированию у учащихся познавательных интересов и потребностей;

5. проверка эффективности мер по формированию у учащихся навыков учебного труда;

6. развитие познавательной самостоятельности школьников;

7. дидактические исследования, связанные с выбором оптимального варианта той или иной системы мер или педагогических действий:

— обновление системы мер по предупреждению неуспеваемости,

— выбор оптимального числа упражнений для формирования определенного умения,

— выбор оптимальных вариантов системы мер по формированию у учащихся навыков планирования,

— построение проблемного обучения слабоуспевающих школьников.

Все эти задачи в определенной мере переплетаются друг с другом, но каждая из них имеет и некоторый специфический акцент, определяющий особенности педагогического эксперимента.

Таким образом, круг задач, которые решаются с помощью педагогического эксперимента, весьма широк и разносторонен, охватывает все основные проблемы педагогики и психологии.

Список использованной литературы

  1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты [Текст] / Б.Б. Айсмонтас. — М.: Владос, 2002. – 208 с.
  2. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие. [Текст] / Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. — С.94
  3. Горбунова, В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах: Учебное пособие. [Текст] / В.В. Горбунова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 184 с.
  4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
  5. Зароченцев, К.Д. Экспериментальная психология: учебник [Текст] / К.Д. Зароченцев, А.И. Худяков. — М.: Проспект, 2005. — С. 30-51.
  6. Кондаков, И.М. Практикум по общей психологии. Учебник для вузов [Текст] / И.М. Кондаков. – М.: МГППУ, 2004. — 312 с.
  7. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. [Текст] / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002.– 381 с.
  8. Немов, Р.С. Психология. Психодиагностика. кн.3 [Текст] / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2001. –640 с.
  9. Никандров, В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. [Текст] / В.В. Никандров. — СПб.: Речь, 2002. — с.78.
nsportal.ru

—>Лекции по психологии —>

—> —>

Эксперимент, как метод психологического исследования

Эксперимент, как метод психологического исследования

Эксперимент – это метод психологического исследования, цель которого установление каузальных зависимости между явлениями. Эксперимент относится к эмпирическим методам исследования, то есть направлен на получение данных о том или ином свойстве.

Основное отличие эксперимента от других эмпирических методов – это установление причинно-следственных связей между явлениями посредством эмпирического воздействия.

Возможности вывода причинно-следственной связи: 1) исследователь меняет некоторые условия (манипулирует ими), т.е. осуществляет влияние; 2) исследователь контролирует определенные условия, поддерживает их неизмененными; 3) исследователь регистрирует последствия изменения отдельных факторов.

Виды эксперимента

I. В зависимости организации эксперимента:

2. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях для участников. Участники не проинформированы о воздействий;

3. Полевой эксперимент – это эксперимент по схеме естественного эксперимента. Может использоваться дополнительные оснащения. Участники проинформированы.

II. В зависимости от характера влияния:

1. Констатирующий – это эксперимент, цель которого установление причинно-следственных связей между явлениями;

2. Формирующий – это эксперимент, цель которого сформировать определенные явления (психолого-педагогический эксперимент).

III. В зависимости от цели исследования :

1. Поисковый эксперимент – направленный на установление каузальной связи;

2. Подтверждающий эксперимент – направлен на установление вида функционально количественной связи между явлениями.

IV. В соответствии реальности:

1. Идеальный – организован таким образом, что изменяется лишь одно условие, все остальные контролируется;

2. Реальный , в которой изменяется целый ряд условий, в силу естественного проведения;

3. Полного соответствия – все условия и их изменения отвечают реальности.

Структура эксперимента

1. Зависимые переменные – это предмет психологического экспериментального исследования. Это то явление изменения в котором обусловлены экспериментальным воздействием. В качестве зависимой переменой в эксперименте могут выступать: поведение, физиологические и эмоциональные реакции, личностные особенности. Изменения зависимой переменой можно зарегистрировать с помощью современных психологических инструментов. Изменения в зависимой переменой в результате экспериментального воздействия называется экспериментальным эффектом.

2. Независимые переменные – это экспериментальные условия которым управляет экспериментатор. Независимые переменные всегда имеет два или более вариантов проявления. Часто такими вариантами является воздействие и его отсутствие.

3. Внешние переменные – это условие, которое имеют место в эксперименте, но не явление ни предметности, ни условия воздействия.

3.1. контролируемые переменные – это условие, которое исследование поддерживается на неизмененном уровне;

3.2. случайные переменные – это рандомизированные условия, то есть те, которые меняются случайным образом и не зависят от воли исследователя;

3.3. посторонние переменные – это условие, которое влияют на зависимой переменной вместе с независимой переменой. Возникает в случае нарушении правил контролируемых и рандомизации.

Виды зависимых переменных

I . По способу измерения:

· Зависимые переменные которые наблюдается непосредственно. Это поведенческие проявления измерения, которые не требуют специальных инструментов.

· Зависимые переменные которые требуют физического измерения – это психофизиологические реакции для измерения которых необходимы специальные оборудование.

· Зависимые переменные которые требуют психологического измерения с помощью специальных психологических методов.

II. По количеству признаков

v Одномерные зависимые переменные представлена единственным параметром, изменения в котором изучается в эксперименте.

v Многомерная зависимая переменная – переменная сборного характера, которую можно представить в виде совокупности параметров.

v Фундаментальная зависимая переменная – переменная комплексного характера, параметры которой выступают как аргументы, а собственно зависимая переменная как функция (агрессивность как функция от мимики).

Характеристики зависимой переменой

Валидность – адекватность зависимой переменой теоретической модели эксперимента и условиям его организации и проведения.

Надежность – постоянство зависимой переменой на протяжении всего эксперимента.

Сензитивность – чувствительность зависимой переменой к экспериментальным манипуляциям.

Виды независимой переменой

I . Управляемые независимые переменные:

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.gif» /> Ситуативные независимые переменные – особенности экспериментальной ситуации, те переменные, которые, непосредственно не входят в структуру экспериментального задания.

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.gif» /> Инструктивные независимые переменные – непосредственное экспериментальное задание, способ его выполнения.

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.gif» /> Личностные независимые переменные – это особенности состояния участника эксперимента, которые может менять исследователь.

I. Субъективные независимые переменные – это константные (постоянные) личностные особенности участников эксперимента, которые не подаются изменениям.

II. В зависимости от представления шкал: качественные независимые переменные, количественные независимые переменные.

III. В зависимости от количества уровней проявления: двухмерные независимые переменные, многоуровневые независимые переменные.

psychology.ucoz.de

Метод эксперимента в психологии

Психология как наука имеет свои предмет и методы изучения закономерностей, механизмов и психических фактов. Знание метод и умение с их помощью изучать особенности психического развития человека — путь к познанию его психологических особенностей для использования этих знаний в практической деятельности. Метод — это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. ЭКСПЕРИМЕНТ — основной метод психологического исследования. Эксперимент (от лат. «проба, опыт») — ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Он направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

В отличие от наблюдения, эксперимент — активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет нам ответить на вопросы «Как? Каким образом нечто происходит?», то эксперимент даст возможность найти ответ на вопрос другого рода — «Почему это происходит?»

Одно из основных понятий при описании эксперимента — переменная. Так называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено. Экспериментатор манипулирует переменными, тогда как наблюдатель ждет, пока возникнет то изменение, что экспериментатор производит по своему усмотрению.

— независимая — это та, которую изменяет экспериментатор.

— зависимая — фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной.

— промежуточные переменные — неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными, опосредующие их влияние друг на друга. Например, физиологическое или психологическое состояние испытуемых (стресс, усталость, интерес к работе, безразличие и др.). Логика эксперимента требует, чтобы такого рода характеристики не были упущены из виду, так как они способны существенно изменить поведение испытуемых, повлиять тем самым на качество полученных результатов.

— контролируемые переменные — те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться. Иначе нарушится правомерность эмпирического доказательства: динамику зависимой переменной можно будет объяснить не влиянием переменной независимой, а иными, незапланированными и незамеченными самим экспериментатором воздействиями.

Таким образом, экспериментировать — это, значит, изучать влияние независимых переменных на зависимые при константных характеристиках контролируемых переменных и учитываемых промежуточных.

В науке различают два плана проведения экспериментов:

— традиционный, где меняется только одна независимая переменная;

— факторный, где меняется одновременно несколько независимых переменных.

Разумеется, психолог не имеет возможности непосредственно, «напрямую» управлять психической реальностью испытуемых. Он может воздействовать лишь через внешние условия ситуации, вводя те или иные независимые переменные. И изменять последние будет либо по одной (традиционный план), либо по несколько взаимосвязанных между собой (факторный план). Но, в любом случае, исследователь стремится варьировать только независимые переменные. Эксперимент, где такое условие соблюдено, называют «чистым». Чрезвычайно важно заранее, еще при планировании опытов, выделить независимые переменные и изолировать их от всех других.

К примеру, изучая влияние освещенности рабочего места на скорость возникновения состояния утомления у испытуемых, мы не вправе задействовать используемую на телевидении мощную осветительную аппаратуру. Дело в том, что телевизионные прожекторы испускают интенсивные тепловые лучи, значительно изменяя температуру помещения. Поэтому мы не сможем в дальнейшем однозначно интерпретировать возникновение утомления только через изменения освещенности. А если сделаем это, то результаты нашего эксперимента будут оспорены.

Гипотеза — так называют научное предположение, которое необходимо проверить. Выбор конкретной гипотезы во многом обусловлен целью исследования. Главное, чтобы гипотеза, во-первых, поддавалась проверке, а во-вторых, была сформулирована предельно точно и недвусмысленно.

В пауке выделяют три разновидности гипотез:

1)о наличии феноменов;

2) о наличии связи между феноменами;

3) о существовании причинно-следственной связи феноменов. Гипотезы последнего вида считаются собственно экспериментальными. В них, как правило, указаны независимая переменная, зависимая, характер отношений между ними, а также даны описания других переменных.

Обычно в эксперименте участвуют две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная. В работу первой из них вводится независимая переменная (одна или несколько), а в работу другой — не вводится. Если все остальные условия эксперимента одинаковы, а сами группы похожи по-своему составу, то можно доказать, что гипотеза является истинной или ложной.

Ранее мы упоминали о том, что для эксперимента является характерным активное вмешательство исследователя в ситуацию. Однако это вмешательство проявляется по-разному. Перейдем к описанию видов экспериментов.

1. В зависимости от условий деятельности данный метод подразделяется на лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных. При этом обычно применяются технические средства и специальная аппаратура. Действия испытуемых полностью определяются инструкциями.

Эксперименту такого рода присущи свои достоинства и недостатки. Вот их примерное перечисление:

1. Обеспечивается высокая точность результатов;

2. Создаются оптимальные условия для исследований психологических явлений;

3. Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными;

4. Возможны повторные исследования в аналогичных условиях.

1. Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальным;

2. Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований.

Естественный эксперимент проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения.

Естественный эксперимент, направленный на решение задач педагогики и педагогической психологии, обычно называют психолого-педагогическим.

Значительный вклад в методику организации такого рода экспериментов внес отечественный ученый Александр Федорович Лазурский (1910). К примеру, до настоящего времени используется предложенная им схема экспериментального развития психологических качеств, включающая:

— измерение проявлений особенностей личности испытуемых;

— социально-педагогическое воздействие на них в целях повышения уровня отстающих качеств;

— повторное измерение проявлений личностных свойств испытуемых;

— сравнение результатов первого и второго измерений;

— выводы об эффективности осуществленных воздействий как педагогических приемов, приведших к зафиксированным результатам.

2. По характеру действий исследователя различают констатирующий и формирующий эксперименты.

Констатирующий эксперимент предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровней развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.

Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития.

3. Далее в зависимости от степени разработанности проблемы выделяют эксперименты:

— поисковые, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области. Такие эксперименты проводятся, когда неизвестно, существует ли причинно-следственная связь между независимой и зависимой переменной, или в тех случаях, когда не установлен характер зависимой переменной;

— уточняющие, целью которых является определение границ, в пределах которых распространено действие данной теории или закона. При этом обычно по сравнению с исходными экспериментами варьируются условия, методика, объекты исследования;

— критические, организуемые в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами;

— воспроизводящие, предусматривающие точное повторение экспериментов предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных ими результатов.

Кратко опишем содержание основных этапов экспериментального исследования.

1. Теоретический этап, включающий в себя определение темы исследования, предварительную постановку проблемы, изучение необходимой научной литературы, уточнение проблемы, выбор объекта и предмета исследований, формулирование гипотезы.

2. Подготовительный этап, предусматривающий составление программы эксперимента, в том числе выбор независимых и зависимых переменных, выявление круга контролируемых и учитываемых переменных, анализ путей достижения «чистоты» эксперимента, определение оптимальной последовательности экспериментальных действий, разработку способов фиксации и анализа результатов, подготовку необходимого оборудования, составление инструкций испытуемым. В том случае, если эксперимент обещает быть длительным, дорогостоящим или трудоемким, подготовка к нему обычно предполагает осуществление пилотажного исследования, способного выявить грубые ошибки и несоответствия в экспериментальной программе.

3. Экспериментальный этап, объединяющий всю предусмотренную заранее совокупность исследовательской работы от инструктирования и мотивирования, испытуемых до регистрации результатов и постэкспериментальной беседы с участниками процедуры.

4. Интерпретационный этап, содержанием которого является формулирование вывода о подтверждении или опровержении гипотезы на основе процедур анализа полученных результатов, а также подготовка научного отчета.

studbooks.net

Метод эксперимента в психологии

Сдай свою работу и заработай

  • Метод эксперимента в психологии — что это за подход
  • На какие типы делится метод эксперимента
  • Что является отличительной особенностью
  • Возможности и ограничения эксперимента как метода
  • Пример использования эксперимента
  • Метод эксперимента в психологии — что это за подход
  • На какие типы делится метод эксперимента
  • Что является отличительной особенностью
  • Возможности и ограничения эксперимента как метода
  • Пример использования эксперимента

Метод эксперимента в психологии — что это за подход

Метод эксперимента в психологии — метод, который используется для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

При проведении такого рода опыта необходимо соблюдение строгой логики доказательства и использование достоверных фактов в качестве основы.

Проведение эксперимента заключается в создании некоторой искусственной ситуации. Исходя из этого в последствии можно выделить причины изучаемых явлений, оценить и проконтролировать следствия этих причин, а также понять связь между явлениями, которые исследуются при проведении опыта. Методика включает в себя систему способов и приемов, которые нужны для осуществления эффективного экспериментального исследования.

Экспериментальная психология не является отдельным видом психологии, а представляет собой общий методологический подход, находящий применение в разных областях психологической науки. Данные, полученные в ходе опыта, используются для конструирования не только общей психологии, но и специальных отраслей науки:

  • психофизиология;
  • инженерная психология;
  • возрастная психология;
  • клиническая психология;
  • психология управления.

Главной задачей эксперимента в психологии является превращение внутреннего психологического явления или процесса в доступный объективному наблюдению. В таких случаях необходимо достичь адекватного и однозначного проявления явления во внешнем поведении. Это возможно благодаря тщательному контролю условий возникновения и протекания этого явления.

Структура эксперимента в психологии выглядит следующим образом:

  • испытуемый (группа или объект);
  • экспериментатор (исследователь);
  • стимуляция (способ воздействия на участника, который выбрал исследователь);
  • ответ на стимуляцию от испытуемого (его реакция);
  • условия опыта (все, что может дополнительно повлиять на поведение объекта).

На какие типы делится метод эксперимента

Эксперименты подразделяются на несколько видов на основе разных характеристик.

  1. Лабораторный эксперимент проводят в специализированных условиях. В данном случае на объект исследования происходит целенаправленное и плавное воздействие на объект изучения со стороны исследователя. Главное преимущество лабораторного исследования заключается в строгом контроле над участниками и использование специализированной аппаратуры для измерений показателей. Однако, перенос полученных данных на реальные условия нередко создает трудности при таком типе экспериментов. Трудности связаны с тем, что при лабораторном варианте испытуемый осознает свое участие в нем, что может повлечь за собой мотивационные искажения.
  2. Естественный эксперимент имеет место в реальных условиях. Преимущество этого метода заключается в том, что изучение объекта происходит в обыденной жизни, благодаря чему перенос данных на реальность происходит легко. Испытуемых не всегда информируют о том, что они участвуют в опыте, что исключает мотивационные искажения. Недостатком такого формата является невозможность контроля всех условий, непредвиденные помехи и искажения.
  3. Полевой эксперимент схож по своей схеме с естественным, однако, допускает использование аппаратуры для регистрации данных, а участников информируют об их участии в исследовании. При этом знакомая обстановка положительно сказывается на уровне искажений, значительно его снижая.

Существуют и другие классификации экспериментов. Исходя из цели исследования, различаются:

  • поисковый;
  • пилотажный;
  • подтверждающий.

Характер влияния определяет эксперименты как:

  • констатирующие;
  • формирующие;
  • контрольные.

Возможность влияния разделяет на спровоцированный и эксперимент, на который ссылаются.

Что является отличительной особенностью

Отличительные особенности эксперимента в области психологии позволяют рассматривать его обособленно от экспериментального метода исследования в других науках. Эти особенности заключаются в следующем:

  1. Психика человека как конструкт не поддается объективному наблюдению, ее деятельность становится очевидной только при ее проявлениях, например, при определенном поведении.
  2. В ходе изучения психических процессов не предполагается возможным выделить какой-то один из них, потому что любой раздражитель воздействует на психику в целом.
  3. При проведении опытов с участием людей неизбежно динамическое взаимодействие испытуемого и экспериментатора.
  4. При некоторых воздействиях испытуемый имеет инструкции, которые не предполагаются в случае естественнонаучных опытов.

Возможности и ограничения эксперимента как метода

Выделяются следующие возможности эксперимента как метода исследования:

  • выбор момента начала события;
  • повторение изучаемого события;
  • сознательная манипуляция переменными, которая позволяет изменять результаты.

В то же время существуют ограничения, которыми сопровождается эксперимент:

  • субъект-субъектное отношение, нарушающее научные правила;
  • психика отличается спонтанностью, непостоянством и уникальностью;
  • психика является сложным объектом для исследования;
  • этические ограничения — изучение некоторых проблем экспериментальным путем может быть расценено как аморальное или нести риск для испытуемых;
  • все участники эксперимента должны быть заранее проинформированы об аспектах исследования, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие.

Пример использования эксперимента

Один из наиболее известных исследований в этой области — это Стэндфордский тюремный эксперимент, проведенный американским психологом Филиппом Зимбардо в 1971 году.

Опыт был направлен на изучение реакции людей на условия тюремного заключения, ограничение свободы, а также то, как на них влияет навязанная социальная роль. Спонсором исследования стали военно-морской флот США. Им важно было понять источники конфликтов в морской пехоте, а также исправительных учреждениях ВМФ.

Испытуемых мужчин разделили на «заключенных» и «охранников». Участники эксперимента быстро вжились в роль, что спровоцировало появление опасных ситуаций в импровизированной тюрьме. Группа, назначенная охранниками, сама выбрала себе форму и дубинки, а также ее участники носили очки, скрывающие глаза. В отличие от заключенных им было позволено уходить домой на выходные и работать по сменам.

Все вышло из-под контроля очень быстро. Треть группы «охранников» проявила садистские наклонности, издеваясь и мучая «заключенных», а «заключенные» получили моральные травмы. Участникам было отказано в праве покинуть исследование. Эксперимент пришлось завершить раньше назначенного времени — шесть дней вместо двух недель.

В результате эксперимента были сделаны выводы о том, насколько восприимчивы и покорны люди в случаях, когда идеология, поддерживаемая обществом и государством, оправдывает их поступки. Исследование также называют иллюстрацией к теории когнитивного диссонанса и влияния власти авторитетов. Результаты эксперимента применяются для демонстрации преимущества влияния ситуативных факторов поведения человека против личностных.

wiki.fenix.help

Эксперимент как метод психологического исследования

Вы здесь

Все методы, применяемые для получения эмпирического материала, можно условно разделить на:

  • активные (лабораторный эксперимент и его различные модификации, квазиэксперимент);
  • пассивные (наблюдение, клинический метод, метод анализа продуктов деятельности, измерение и корреляционные исследования, метод сбора информации (servey research), «архивное исследование» и т.д.).

Применяя методы первой группы, исследователь активно вызывает явление или процесс, воздействуя на объект. Используя же методы второй группы, он лишь довольствуется регистрацией естественного процесса.

Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных.

Обычным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испытуемых.

По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования:

  • исследовательский (поисковый) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии зависимости между переменными А и В. Например, есть ли связь между чтением классики и коэффициентом интеллекта?
  • подтверждающий эксперимент проводится, если существует информация о качественной связи между двумя переменными; тогда выдвигается гипотеза о виде этой связи. Например, умные люди не обязательно читают больше классической литературы, но можно попытаться выяснить, что чаще всего они читают.

В психологической исследовательской практике для характеристики различных видов экспериментального исследования используются также понятия: «критический эксперимент», «пилотажное исследование» («пилотажный эксперимент»), «полевое исследование» («естественный эксперимент»).

Критический эксперимент проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы. Подтверждение одной из них ведет к опровержению всех других возможных альтернатив. Постановка критического эксперимента в психологии требует не только тщательного его планирования, но и высокого уровня разработки научной теории.

Термин «пилотажное исследование» применяется для обозначения пробного, первого эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным исследованием, чтобы потом не тратить деньги и время попусту. Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки, связанные с выдвижением гипотезы, планированием исследования, контролем переменных и т.д. Например, при создании нового опросника проводится пилотажное исследование с целью выяснить, как на него реагируют респонденты и т.п.

«Полевое» исследование проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни (например, между статусом ребенка в группе и количеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате). По своей сути полевое исследование (или полевой эксперимент) относится к квазиэкспериментам, так как при его проведении нет возможности строго контролировать внешние переменные, отбирать группы и распределять внутри них испытуемых, управлять независимой переменной и точно регистрировать зависимую переменную. Но в некоторых случаях «полевой», или естественный, эксперимент — единственно возможный способ получения научной информации (в психологии развития, социальной психологии, в клинической психологии или психологии труда и т.д.).

Алгоритм экспериментального исследования в целом выглядит так:

  1. Выдвигается гипотеза о причинной связи А и В.
  2. Проводится поисковый эксперимент.
  3. В случае опровержения гипотезы выдвигается другая гипотеза и проводится новый поисковый эксперимент; если же качественная гипотеза подтверждается, выдвигается количественная функциональная гипотеза.
  4. Проводится подтверждающий эксперимент.
  5. Принимается (или отвергается) и уточняется гипотеза о виде связи между переменными.

Приведем основные этапы психологического экспериментального исследования и кратко рассмотрим их содержание.

1. Определение темы исследования.
2. Работа с научной литературой. Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления.
3. Уточнение гипотезы и определение переменных. Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: «Если. то. ».

Определение переменных — очень ответственный этап, ведь от того, насколько корректно они подобраны, зависит правдоподобность и валид-ность, т.е. достоверность полученных данных. Иначе говоря, переменная -это параметр психической или социальной реальности, который исследует экспериментатор.

В эксперименте выделяют несколько видов переменных, которые фиксируются в процессе проведения:

  • зависимая
  • независимая
  • побочные — те, чье влияние может изменить результаты эксперимента
  • внешние — пол, возраст и иные характеристики испытуемых, которые нужно учитывать при проведении эксперимента.

4. Выбор экспериментального инструментария. Исследователь должен выбрать такой инструмент, который позволял бы ему:

  • управлять независимой переменной;
  • регистрировать зависимую переменную.

Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента.

5. Планирование экспериментального исследования — центральный этап всей процедуры. В первую очередь речь идет о выделении внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную. Планирование необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента. Специалисты рекомендуют многочисленные техники контроля внешних переменных.

6. Выбор экспериментального плана. При ограниченности времени и ресурсов (в том числе финансовых) выбирают максимально простые экспериментальные планы. Исследователь может проводить эксперимент и при участии одного человека. В этом случае он применяет какой-либо из планов исследования для одного испытуемого. Если исследователь работает с группой, то он может выбрать ряд планов с использованием экспериментальной и контрольных групп. Простейшими являются планы для двух групп (основной и контрольной). Существуют и более сложные экспериментальные планы.

7. Отбор и распределение испытуемых по группам, проводимые в соответствии с принятым экспериментальным планом. Всю совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обозначают как популяцию, или генеральную совокупность.

Множество людей или животных, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распространяются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки.

8. Проведение эксперимента. В ходе эксперимента исследователь организует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия и др.), проводит сам или с помощью ассистента регистрацию поведения испытуемого.

9. Выбор методов статистической обработки, ее проведение. Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше — при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую.

10. Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В».

Основные характеристики эксперимента: переменные, выборка, валидность

Экспериментальные переменные делятся на зависимую, независимую, побочные и внешние.
Независимая переменная — та, которую варьирует экспериментатор с целью обнаружения ее влияния на зависимую переменную. Центральная проблема при проведении экспериментального исследования — выделение независимой переменной и ее изоляция от других переменных.

В качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать:

  1. характеристики заданий;
  2. особенности ситуации (внешние условия);
  3. управляемые особенности (состояния) испытуемого.

Характеристика задания — то, чем может манипулировать экспериментатор более или менее свободно. Он может варьировать стимулы или материал задания, изменять тип ответа испытуемого (вербальный или невербальный ответ), менять шкалу оценивания и т.д.

К особенностям ситуации следует отнести те переменные, которые непосредственно не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым. Это может быть температура в помещении, обстановка, наличие внешнего наблюдателя и т.д.

Управляемые особенности испытуемых могут быть представлены:

  • физическими параметрами ситуации: расположение аппаратуры, внешний вид помещения, освещенность, звуки и шумы, температура, размещение мебели, окраска стен,
  • временем проведения эксперимента (время суток, длительность и т.д.) при условии, что это не является экспериментальным стимулом, • социально-психологическими параметрами: изоляция — работа в присутствии экспериментатора, работа в одиночку — работа с группой и т.д.,
  • особенностями общения и взаимодействия испытуемого (испытуемых) и экспериментатора.

К «организменным переменным», или неуправляемым характеристикам испытуемых, относятся физические, биологические, психологические, социально-психологические и социальные признаки.

Зависимая переменная — та, которая изменяется под влиянием экспериментального воздействия.

Психологи имеют дело с поведением испытуемого, поэтому в качестве зависимой переменной часто выбираются параметры вербального или невербального поведения. Исследователь должен максимально конкретизировать зависимую переменную, т.е. добиться того, чтобы она была операционализирована, поддавалась регистрации в ходе эксперимента (нельзя в качестве зависимой переменной выбрать то, что не наблюдаемо: мысли, оценки и т.д.).

Проблема фиксации качественных особенностей поведения решается посредством:

  • обучения наблюдателей и разработки карт наблюдения;
  • измерения формально-динамических характеристик поведения с помощью тестов.

Зависимая переменная должна быть валидной и надежной. Надежность переменной проявляется в устойчивости ее регистрируемости при изменении условий эксперимента в течение времени.

Валидность зависимой переменной определяется только в конкретных условиях эксперимента и применительно к определенной гипотезе.

Можно выделить три типа зависимых переменных:

  1. одномерную, при которой регистрируется лишь один параметр, и именно он считается проявлением зависимой переменной (между ними существует функциональная линейная связь), например, при изучении времени простой сенсомоторной реакции;
  2. многомерную — например, уровень интеллектуальной продуктивности проявляется во времени решения задачи, качестве решения, трудности решенной задачи;
  3. фундаментальную. Когда известно отношение между отдельными параметрами многомерной зависимой переменной, эти параметры рассматриваются в качестве аргументов, а сама зависимая переменная — в качестве функции. Например, фундаментальное измерение уровня агрессии F(a) рассматривается как функция отдельных ее проявлений: мимики, пантомимики, брани, рукоприкладства и др.

Существует еще одно важное свойство зависимой переменной, а именно сензитивность (чувствительность) зависимой переменной к изменениям независимой.

Побочные переменные — все те, чье влияние может изменить результаты эксперимента (например, освещение в комнате, чувство голода у испытуемого, тревога и пр.). К числу побочных, полностью не устранимых переменных, относят влияние фактора времени, фактор задачи, фактор индивидуального различия.

Поскольку в эксперименте значительно влияние экспериментатора, принято говорить о контроле за переменными в ходе эксперимента.

Контроль независимой переменной состоит в ее активном варьировании или знании закономерности ее изменения.

Контроль зависимой переменной заключается в ее четкой фиксации.

Самая большая проблема заключается в контроле побочных переменных, которые могут исказить результаты эксперимента. Существует несколько основных приемов контроля за внешними («побочными») переменными:

  • элиминация внешних переменных;
  • константность условий;
  • балансировка;
  • контрбалансировка;
  • рандомизация.

Элиминация. Наиболее простой по сути, но не по возможностям осуществления, «радикальный» способ контроля. Экспериментальную ситуацию конструируют таким образом, чтобы исключить какое-либо присутствие в ней внешней переменной.

Создание константных условий. Если внешние переменные не удается исключить из экспериментальной ситуации, то исследователю приходится делать их неизменными.

Балансировка. В тех случаях, когда отсутствует возможность создать константные условия проведения эксперимента или константности условий недостаточно, применяют технику балансировки эффекта от действия внешних переменных. Она состоит в том, что в дополнение к экспериментальной группе в план эксперимента включается контрольная группа. Экспериментальное исследование контрольной группы проводится в тех же условиях, что и исследование экспериментальной. При балансировке каждый испытуемый получает лишь одно экспериментальное воздействие: внешняя переменная балансируется за счет выявления эффекта ее действия на членов экспериментальной группы по сравнению с эффектом, полученным при исследовании контрольной группы.

Контрбалансировка. Этот прием контроля побочной переменной чаще всего применяют тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий. Испытуемый оказывается в разных условиях последовательно, и предыдущие условия могут изменять эффект воздействия последующих условий. Техника контрбалансировки заключается в том, что каждый испытуемый получает более чем один вариант воздействия (АВ или ВА) и эффект последовательности целенаправленно распределяется на все экспериментальные условия.

Рандомизация. Это процедура, которая гарантирует равную возможность каждому члену популяции стать участником эксперимента. Каждому представителю выборки присваивается порядковый номер, а выбор испытуемых в экспериментальную и контрольную группы проводится с помощью таблицы «случайных» чисел. Рандомизация является способом, позволяющим исключить влияние индивидуальных особенностей испытуемых на результат эксперимента.

psyera.ru

Эксперимент как основной метод психологии

Классификаций методов психологии существует великое множество. Здесь приведены самые распространенные.

Классификация С.Я.Рубинштейна предполагает 4 звена: первое наблюдение и эксперимент, второе изучение продуктов деятельности, третье беседа и четвертое анкета.

Г. Пырьев расположил методы так: собственно методы (наблюдение, эксперимент, анкеты, опросники), вспомогательные методы (математические, биохимические) и методические подходы (генетический и психофизиологический)

Классификация методов психологии по Б.Г.Ананьеву:

Типы психологических экспериментов

Эксперимент – это проведение исследований в специально созданных управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.

Особенность экспериментального метода:

4)выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия, но и их количественные соотношения, т.е., в результате эксперимента можно получить количественные закономерности. И основная задача психологического эксперимента — сделать доступным для внешнего наблюдения особенности внутреннего психического процесса.

Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:

3)проведение эксперимента, сбор экспериментальных данных.

Другие методы психологического исследования

Виды (типы) наблюдений.

Включенное наблюдение (участвующее наблюдение) — наблюдатель принимает участие в активности группы, становясь ее членом. При этом его роль исследователя-наблюдателя также может быть

  • явной, известной (исследователь сам создает ситуации, поведение людей (или животных) в которых представляет для него интерес. По возможности подобные искусственные ситуации маскируются под реальность.)В психологии это чаще называется естественным экспериментом. Даже в лаборатории можно достичь искусной маскировки «под реальность» (в школе К. Левина это искусство довели до совершенства).
  • скрытой, неизвестной членам наблюдаемой группы (исследователь не воздействует на ситуацию активно и его возможное влияние на ход и результат эксперимента рассматривается как своего рода вынужденная погрешность.

Кроме того, Внешнее наблюдение можно дифференцировать по др. признакам: напр., по применению (или неприменению) записывающей, регистрирующей, измерительной аппаратуры; по длительности, периодичности и т. п. признакам. Принципиальное значение в психологии имеет деление на внешнее (экстероспективное) и внутреннее (интроспективное) наблюдение.

Наблюдение в психологии

Классификация психодиагностических методик

Критерий

Наменование методики

Краткая характеристика

По типу применяемых тестовых задач

Используются вопросы, адресуемые испытуемым

Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться

Применяют собственную творческую продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную

Задание выполнить нек-рый комплекс практических действий

П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических р-ций организма

По адресату используемого тестового материала

Апеллирующие к сознанию испытуемого

Направленные на неосознаваемые реакции человека

По форме представления тестового материала испытуемым

Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.)

Тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе, или ч/з иные технические устройства

Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств

По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики

Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора

Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример — интроспекция

По наличию в методике тестовых норм

Имеющие тестовые нормы

Не имеющие тестовых норм

По внутренней структуре методики

В них диагностируется и оценивается единственное качество

Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека

По типу анализа экспериментальных данных

Диагностируемое св-во описывается ч/з известные научные понятия

Диагностируемое св-во описывается ч/з относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми

Классификация тестов

Признак группы

Название вида теста

Краткая характеристика вида теста

По предмету тестирования

(какое качество оценивается)

Предназначены д/оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь.

Связаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.

Оценивают чел. отношения в различных социальных группах

По особенностям используемых задач

Практические тестовые задания

З-чи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями.

Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями.предполагают активное использование воображения.

Задания на оперирование словами.определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания разл. слов, и т. п.

По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым

Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.

С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ.

По объекту оценки

Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.

Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др.

Тесты состояний и свойств

Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др.

Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многознвчных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д.

www.sites.google.com
CATEGORIES
Share This