Эффект белой вороны

Белая ворона: значение фразеологизма и примеры предложений

Белая ворона – это человек, отличный от большинства. Кто-то, кто выделяется из толпы. Белой вороной можно назвать эксцентричного чудака или человека с необычной системой ценностей – нонконформиста.

Эта девочка в классе считалась белой вороной.

В комедии «Горе от ума» Чацкий в доме Фамусова – белая ворона.

Не будь белой вороной, в армии этого не любят!

Синонимы: исключение, редкая птица, паршивая овца.

«Белая ворона» – история выражения

Эту метафору первым употребил римский поэт Децим Юний Ювенал, живший в I–II веках н.э. В своей седьмой сатире Ювенал сравнивал с белой вороной раба или пленника, который поднялся на самый верх:

Рок дает царства рабам, доставляет пленным триумфы.
Впрочем, счастливец такой реже белой вороны бывает.

На латыни «белая ворона» – albus corvus.

Как известно, оперение вороны имеет серый цвет. Как и у других видов, встречаются вороны-альбиносы с белыми перьями, но это большая редкость.

В биологии латинское название Corvus albus («Белая ворона») закреплено за пегим вороном. Пегий ворон живет в Африке, у него белое оперение на груди и плечах.

В русском языке используется дословная калька с латыни. В других европейских языках это выражение встречается реже. Англичане, например, обозначают выделяющегося из толпы человека словами «чёрная овца» (black sheep).

А мыслитель Нассим Талеб в 2007 году ввел в обиход выражение «черный лебедь» – так он назвал непредсказуемые случайности, способные изменить расстановку сил в мире или какой-то сфере. По мнению Талеба, люди заблуждаются, считая мир упорядоченным и предсказуемым, поскольку именно «черные лебеди» во многом определяют судьбу человечества.

«Белая ворона»: примеры предложений из литературы

Я, брат, в своем классе – белая ворона, и я тебе прямо скажу: не чувствуя внутренней связи со своей средой, я иногда жалею… даже болею этим…
Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина»

Вся школа сбежалась поглазеть на белую ворону.
Юлия Друнина. «С тех вершин»

А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»

Таким образом, в гимназии я не чувствовал себя белой вороной из-за своего происхождения.
С.М. Голицын. «Записки уцелевшего»

Теперь было самое время присмотреть себе объект для ухаживаний, чтобы не выглядеть белой вороной, поскольку все приглашенные мужчины были с дамами.
​Александра Маринина. «Не мешайте палачу»

На фоне своих предшественников и других политических деятелей той поры Горбачев выделялся как белая ворона.
Анатолий Собчак. «Дюжина ножей в спину»

Я, говорил Рашидик, среди вас, мусульман, белая ворона!
Андрей Житков. «Кафедра»

Эффект белой вороны
anews.com

«Белая ворона» вливается в стаю

Во все времена общество навязывало человеку свои стандарты, которые большинство считает единственно верными. Однако нередко встречаются и те, кто плывет против течения, действует нетривиально. Таких людей называют «белыми воронами». Часто они держатся обособленно и не стремятся к установлению близких контактов с обществом. Но что делать «белой вороне», которая хочет стать «своей»?

Новая жизнь белой вороны

«Белые вороны» часто живут вне общества. Как правило, такие люди проявляют себя еще в детстве. Непохожему на остальных ребенку трудно быть частью коллектива, учиться в классе с обычными людьми. Возникают сложности в общении, взаимное недопонимание. Подобная ситуация знакома первокурснице Александре:

«Когда я училась в школе, чувствовала себя неуютно среди одноклассников. Нет, надо мной ни в коем случае не издевались и не насмехались, я была обычным ребенком. Просто темы для разговоров моих сверстников, их увлечения казались мне неинтересными и банальными. Порой я даже говорила себе, что я должна пообщаться со своим классом, заставляла себя хотя бы делать вид, что у нас действительно есть какие-то точки соприкосновения».

У еще одной первокурсницы, Дарьи, во время обучения в школе была похожая проблема:

«Находить общий язык с одноклассниками мне было очень сложно. Уж слишком разными мы были. Я буквально хотела провалиться под землю от одного их презрительного взгляда в мою сторону. Звонок с последнего урока был для меня как камень с души».

К счастью для наших героинь, в школе нельзя учиться вечно. Девушки прошли все испытания ЕГЭ и тяготы поступления и стали студентками Высшей школы экономики. Поступление в университет всегда означает новый этап в жизни. Ты встречаешь людей со схожими с твоими интересами и целями в жизни (не зря же вы поступали на одну специальность). Нередко вчерашние «белые вороны» начинают обращать внимание на новое окружение и даже пытаются проявлять к нему интерес. Однако преодолеть строившиеся годами предрассудки подчас очень непросто.

«Поначалу я не могла избавиться от недоверия к новым одногруппникам, – рассказывает Даша, – могла перекинуться парой слов с двумя-тремя девочками, а потом уезжала домой, игнорируя совместный досуг группы».

«Белым воронам» неинтересны шумные компании. Как правило, такие люди – меланхоличные интроверты. Однако классификация по психотипам порой не выдерживает обывательского подхода к вопросу: иногда все зависит от окружающей человека среды. Как «белой вороне» найти общий язык с окружающими? Справившиеся с подобной ситуацией девушки дали несколько советов.

Два рассказа героинь объединяет одна важная деталь. Обе девушки попали в новое окружение, где с нуля выстраивали круг общения. Если кто-то не оценил твою индивидуальность, или же ты не чувствуешь желания пойти на сближение с окружающими, почему бы не попытать счастья с другими людьми? В наше время существует множество клубов по интересам, где ты легко найдешь единомышленников. Каждый человек в силах сам найти себе окружение, где он будет чувствовать себя «в своей тарелке». В новом круге общения ты сможешь начать все «с чистого листа» и занять ту роль в коллективе, которую выберешь сам.

Главное – не бойся изменить свое окружение и не стесняйся больше общаться с новыми людьми. Ведь в новом коллективе о тебе еще не сложилось четкого мнения, а значит, когда, если не сейчас, ты сам можешь создать представление о себе?

Шаг навстречу

Белые вороны обладают нетривиальным умом, который так же нередко соседствует с эгоцентризмом. Или же такие люди сами с детства привыкают к своему статусу и утрачивают способность преодолевать свои комплексы и предубеждения. Выход из зоны комфорта становится действительно важным этап социализации для «белых ворон».

«Честно говоря, идя на первый вводный тренинг для первокурсников, я искренне считала, что буду вести себя так как, как было когда-то в школе, – говорит Саша, – но в каком же восторге я была от своей группы! Мне сразу захотелось подружиться с ними. И вскоре я поймала себя на мысли, что стена, которой я огораживалась много лет, рушится. Я стала не пропускать ни одного мероприятия с группой, проводить с новыми друзьями как можно больше времени. Постепенно я сама не заметила, как познакомилась и сблизилась и с ребятами с других факультетов. Сейчас я пытаюсь посчитать и понимаю, что мой круг общения вырос примерно втрое».

Принятие общества таким, какое оно есть

Часто «белые вороны» сами отказываются принимать «других». Им сложно принять как норму то, что у каждого из нас свои ценности и интересы. Собственная категоричность становится для «белых ворон» серьезным препятствием на пути к налаживанию контакта с обществом.

«Мне казалось чуть ли не варварством, что большинство моих одноклассников, например, не читали ни одного произведения Булгакова, – говорит Даша, – Для меня до сих пор является загадкой, о чем можно говорить с такими людьми». К слову, психологи подтверждают: «белые вороны» часто являются книголюбами и читают буквально взахлеб.

Не стоит отвергать мнение людей, если оно не совпадает с твоим. Если ты действительно хочешь найти общий язык с окружающими, научись слушать и принимать во внимание их слова. Доброжелательность и открытость ни в коем случае не умалят твоей уникальности, но сделают тебя приятным человеком в глазах общества.

Твое окружение – твои учителя

Каждого из нас окружают люди, которые способны поддержать дискуссию и обладают разносторонними увлечениями. Присмотрись – наверняка твои знакомые могут рассказать тебе что-то новое, например, поделиться впечатлением от книги, которую ты еще не читал, или посоветовать познавательный документальный фильм. Умей слушать и слышать – это всегда высоко ценится собеседником.

Каждому приятно чувствовать интерес со стороны другого человека, и, если ты попробуешь побольше узнать об увлечениях и предпочтениях окружающих, это обязательно расположит общество к тебе.

Кроме того, ты сам узнаешь много нового о том, что раньше не входило в область твоих интересов, и, может быть, даже найдешь новое увлечение.

Твоя индивидуальность – твое преимущество

Этот банальный совет как нельзя лучше подходит для подобных ситуаций. Человека ценят в первую очередь за его уникальность, и ни в коем случае не стоит подстраиваться под окружающих.

«Конечно, во время учебы нельзя абсолютно изолироваться от общества, – завершает свой рассказ Даша, – и со своими одногруппниками, несмотря на изначальное недоверие, я старалась быть дружелюбной и милой. Я люблю готовить, и для меня стало настоящим удовольствием угощать тех, кто устал от «Дошираков» в общежитии. К счастью, я обнаружила, что новые знакомые могут поддержать беседу по многим интересным мне темам, и часто у нас возникают увлекательные дискуссии, в которых я не стесняюсь высказывать свое мнение. И мне очень приятно, что меня слушают и слышат. От былого недоверия не осталось и следа, и я с радостью преодолела свой страх».

Эффект белой вороны
thevyshka.ru

«Белые вороны» в современном обществе

«Белым воронам никогда не живётся хорошо… Зато белых ворон любит Бог. Думаю, за это стоит пострадать. За это счастье…»

Цитата из произведения «Звёздочка» современной писательницы Елены Лагутиной кратко, но достаточно ёмко отражает смысл феномена под названием «белая ворона». Этой актуальной во все времена теме посвящена не одна статья по психологии.

Люди, которых окружающие окрестили «белыми воронами», регулярно подвергаются агрессивным атакам и встречают непонимание, а зачастую и осуждение, по сути, в лице своих собратьев – «чёрных ворон». Возникает естественный вопрос: почему.

Сейчас в СМИ активно обсуждают чудовищный инцидент, произошедший недавно в городе Гусев Калининградской области. Напомню: две 14-летние школьницы жестоко избили свою ровесницу. Молодой человек, присутствовавший в момент зверской расправы, снимал происходящее на видеокамеру. После чего ролик был «выложен» в интернет на обозрение всей страны.

Пострадавшая девочка является инвалидом. Данный факт, разумеется, отличает её от других детей. И хотя причины агрессии юных монстров по отношению к жертве до конца не выяснены, а главное – не поняты социумом, есть все основания полагать: трагедию во многом спровоцировала непохожесть ребёнка на окружающих.

Случай в тему. Вера была единственной отличницей в классе. И единственной, кто не курил, не употреблял алкоголь и не вёл разгульный образ жизни. Одноклассники не любили Веру, но в какой-то мере зависели от неё: в случае чего она всегда давала списать домашнее задание и подсказывала верный ответ задачки на контрольной работе. Поэтому им приходилось скрывать своё истинное отношение к девушке, хоть это и плохо получалось.

Но в один «прекрасный» день Вера зашла в класс по звонку на урок и увидела: одноклассницы без спроса залезли в её сумку, извлекли из неё тетрадь с выполненным накануне домашним заданием по физике и без зазрения совести списывают, сидя прямо за её партой. Появление хозяйки тетради никак не отразилось на поведении наглых девиц. Более того, возмущение Веры было воспринято с непониманием и вызвало бурную ответную реакцию негативного характера.

На следующий день с девушкой перестал разговаривать практически весь класс. Только две школьницы не приняли условия большинства и продолжали общаться с Верой. Кроме бойкота «стая» всячески издевалась над «не такой, как все»: мазали стул, на котором сидела жертва, чернилами, мелом, подкладывали кнопки, прятали вещи, прожгли рукав куртки, висящей в раздевалке, и даже столкнули Веру в овраг, правда, без последствий для здоровья.

Это был девятый класс – уже не маленькие дети, а вполне взрослые люди, отдающие отчёт своим поступкам, действующие заодно, сплоченно, задавшиеся целью «забить» непохожего на них человека. Знаете, что самое страшное в такой ситуации? Люди, кидающие все силы на уничтожение одного, не чувствуют себя виноватыми. Напротив: считают нормой своё поведение.

У этой истории хороший конец: вовремя вмешались родители Веры, за ними – педагоги. В итоге участники травли попросили прощения у девушки и бойкотирование с издевательствами было окончено раз и навсегда. Но до конца учёбы в школе, до последней секунды одноклассники тихо ненавидели Веру за то, что она «не такая, как все»…

Звучит как диагноз, правда? Термин «белая ворона» у многих людей ассоциируется с выражениями «не от мира сего», «странный», «ненормальный». Между тем в данных словах заключается суть отличающегося от большинства человека. Попытаемся разобраться, а заодно выделить причины негативного отношения к «белым воронам» со стороны окружающих.

«Не от мира сего» – намёк на то, что индивидуум принадлежит другому пространству-времени если не телом, то уж точно душой и мыслями. Он как гуманоид, иной. Данное утверждение прекрасно отражает сущность «белой вороны», действительно чувствующей себя в земном мире чужой. Может быть, поэтому люди, о которых говорят, что они «не от мира сего», зачастую несут в себе искру Божью, то есть, наделены редкими талантами, кого-то восхищающими, а у кого-то вызывающими зависть. Последний аспект – одна из причин нелюбви к «белым воронам».

Слово «странный» происходит от родственного ему слова «сторона». Значит, называя человека «странным», имеют в виду, что он пришлый, чужой, неместный, со своими собственными убеждениями, моральными устоями и жизненными правилами.

Наконец, слово «ненормальный» является антиподом выражению «нормальный». Норма – это общепринятый набор качеств и стиль поведения, которому должны соответствовать все члены общества. «Должны? Кому должны?» – возмутится кто-то и будет прав. Норма придумана человечеством, а всё, что выходит за её рамки, считается неправильным, ненормальным. Но какое право имеют люди рассуждать о нормальности того или иного индивидуума? Природа закладывает в любого человека то, что считает нужным. Смеем ли мы, простые смертные, осуждать её творение? (Следует отметить, что это не касается из ряда вон выходящих действий, как то преступления, дебоши и т. п. Данные несоответствия норме ничем нельзя оправдать).

Таким образом, ещё одна причина неприятия «белых ворон» «стаей» – приверженность социальному стереотипу под названием «быть как все» и восприятие малейшего отклонения от него как дефективность.

А что, если посмотреть на данную проблему глазами «белых ворон»? Поставить себя на их место и попробовать понять: что чувствуют они – люди, выделяющиеся из серой массы?

Так вот, «белые вороны» делятся на две категории. Представители первой, страдая от непонимания окружающих, изо всех сил пытаются наладить с ними контакт, стараясь «совпадать» с большинством. В итоге им удаётся в какой-то степени «замаскироваться» под «чёрную ворону», но такие люди всё равно выделяются из толпы и воспринимаются как индивидуумы, убегающие от самих себя.

Представители второй категории не только осознают свою исключительность, но и гордятся ею, всячески подчёркивают её, не упуская ни малейшей возможности лишний раз доказать окружающим их убогость. Такие «белые вороны» нередко являются закоренелыми «нарциссами» и эгоистами, но, тем не менее, добиваются в жизни определённых высот. Если же их планы терпят крах, они всё равно противопоставляют себя окружающим и с достоинством носят титул «непризнанное Совершенство».

В любом случае родиться «белой вороной» – это и награда свыше, и наказание одновременно. Человека, удостоенного звания «Избранный», наделённого незаурядным духовным миром и правом украшать собой земную действительность, «разбавлять» человеческую одинаковость, Высшее начало обрекает на муки и сердечные терзания. Далеко не каждому по вкусу и под силу чувствовать себя на протяжении всей жизни бельмом в глазу большинства. Некоторые ломаются, опускаясь на самое дно. И изменить что-либо невозможно, ведь сказано в Библии: «Кого люблю, того и наказую»…

uzoranet.livejournal.com

Трудно быть «белой вороной»: как общество влияет на взгляды и поступки каждого человека

Почему солдаты порой подчиняются бесчеловечным приказам, а люди повально следуют модным тенденциям.

Человек нуждается в обществе. Ему важно осознавать, что он – часть чего-то большего, будь то сплочённая футбольная команда, работники одной фирмы или участники общего сайта. Такая «принадлежность» даёт возможность почувствовать себя увереннее, найти соратников с общими взглядами, побуждает к желанию саморазвиваться и выглядеть достойно в собственном окружении.

Однако быть частью общества не всегда легко. Пойти против большинства, высказав противоположную точку зрения или не исполнив приказ, достаточно тяжело. Такое поведение может привести к непониманию, упрёкам и отторжению. Гораздо чаще работает обратная установка: человек наблюдает за действиями и высказываниями своей группы, а затем им следует. Даже если порой они противоречат его собственным суждениям. Такое изменение поведения называется конформизмом. Именно ему индивид обязан своими поступками в обществе.

Эксперимент Шерифа

Турецкий психолог Музафер Шериф хотел понять, насколько люди внушаемы, а групповые нормы устойчивы. В 1935 году он провёл следующий эксперимент: испытуемового помещали в тёмной комнате на расстоянии пяти метров от светящейся точки. Спустя какое-то время точка начинает медленно передвигаться, пока вовсе не исчезнет. Затем у испытуемого спрашивали, на какое расстояние сместилась точка. Из-за иллюзии движения (автокиннетический эффект) возникали проблемы с ответом: иногда участник отвечал 15 сантиметров, иногда 20-25.

Всё это время точка оставалась неподвижной, а эффект её перемещения основывался на иллюзии движения и восприятия.

На следующий день испытуемый сидел в обществе нескольких человек. Их поместили в тёмную комнату и провели аналогичный эксперимент, после окончания которого попросили назвать свои предположения о перемещении точки. Один испытуемый назвал два сантиметра, другой пять, а третий пятнадцать.

Эксперимент повторили в течение следующих двух дней в том же составе. Но ответы участников изменились – сложилась некая групповая норма. Оценки тремя испытуемыми расстояния, на которое якобы смещалась световая точка, от опыта к опыту сближались, пока не достигли отметки в пять сантиметров.

Позднее, в 1961 году, психологи Роберт Джейкобс и Дональд Кэмпбелл изучали расспространение ложных убеждений в обществе. Они повторили эксперимент Шерифа, только в этот раз подсадили к испытуемым своего помощника, чтобы тот давал завышенные оценки «смещению» точки. Затем они убрали ассистента, а с каждым повтором эксперимента на его место приглашали нового. Завышенное смещение продержалось пять следующих смен, после чего немного уменьшилось. Учёные решили, что наши представления о действительности в том числе строятся на выводах других людей. И даже ложные представления в обществе достаточно устойчивы, чтобы пережить несколько следующих поколений.

Похожая внушаемость проявляется и в повседневной жизни: работающие вместе люди часто пребывают одновременно в приподнятом или подавленном настроении. Внушаемость в массовом масштабе выражается в форме коллективных заблуждений, которые способны привести к массовой истерии.

К яркому примеру относится проблема суицидов. В США число суицидов увеличивается после освещения СМИ новости, где известный человек покончил с собой.

Эксперимент Аша

В 1951 году психолог Соломон Аш решил проверить силу конформизма в группах. Он попросил студентов поучаствовать в опыте на проверку зрения.

В испытуемой группе было семь участников. Всех, кроме одного, заведомо попросили назвать одинаковый, но неправильный ответ. Так Аш хотел проверить реакцию одного студента на ошибочное мнение большинства.

В аудитории всем участникам по порядку показывали две карточки. На первой изображалась одна вертикальная линия, а на второй – три. Студентов просили найти на второй карточке линию, которая по длине равна линии из первой карточки. Всего показывали восемнадцать пар карточек.

На первый и второй вопрос все давали правильные ответы. Но на третий вопрос актёры отвечали одинаково неверно. Последний из участников оказался в замешательстве: довериться собственным глазам или большинству? Если испытуемый отвечал правильно, то он испытывал сильный дискомфорт.

В ходе экспериментов Аша в подобной ситуации оказывались десятки студентов. Поодиночке, в 99 случаях из 100 они давали правильные ответы. Но доля ошибок в группе составила 37%. На ответы влияли условия и задачи актёров: например, когда кому-то из них поручали отвечать только правильно, количество ошибок у испытуемых значительно снижалось. С отсутствием единогласия у большинства возрастало количество правильных ответов.

Однако в методике Аша не хватало бытового реализма. Никто из испытуемых не находился под внешним давлением: не было ни вознаграждений за «командную игру», ни наказаний за «индивидуализм».

Эксперимент Милграма

Американский психолог Стэнли Милгрэм проявлял научный интерес к Холокосту и его основоположнику Адольфу Эйхманну. Милгрэма интересовало, что происходит с людьми, когда приказы наделённых властью лиц расходятся с требованиями их собственной совести. Другими словами, сколько страданий готовы причинить люди, если это входит в их рабочие обязанности.

Стэнли Милгрэм проводил эксперимент в психологической лаборатории Йельского университета. Участвовали три человека: экспериментатор, испытуемый и актёр. Экспериментатор говорил, что в лаборатории проводится новаторское исследование — изучается влияние наказания на обучение. Один из участников («учитель») должен был заставить другого («ученика») запомнить перечень парных понятий, наказывая за ошибки ударами электрического тока возрастающей силы.

Путём подставного голосования актёру достаётся роль ученика, и он удаляется в другую комнату. Испытуемый («учитель») получает несильный «ознакомительный» удар током, чтобы убедиться в правдивости эксперимента. После чего он наблюдает за тем, как «ученика» усаживают в кресло, привязывают к нему и закрепляют электроды на запястье.

Перед испытуемым стоит излучатель тока, показатели которого начинаются с 15 вольт и заканчиваются на 450. На шкале также сделаны пометки «Слабый удар», «Очень сильный удар», «Опасно: сильнейший удар!». Экспериментатор пояснял «учителю», что при нажатии на каждый из переключателей через тело ученика проходит электрический ток соответствующего напряжения, при отпускании переключателя ток не поступает.

После инструктажа начинался эксперимент. «Учитель» зачитывал список слов, которые «ученик» должен был запомнить. Затем он задавал вопрос и предлагал четрые варианта ответа. «Ученик» выбирал правильный вариант и нажимал соответствующую кнопку под рукой. Его ответ отображался на световом табло перед учителем. В случае ошибки «учитель» сообщал, что ответ неверен, говорил силу удара тока и нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика». С каждым неправильным ответом сила тока увеличивалась.

Если «учитель» продолжает эксперимент, он при 75, 90 и 105 вольтах слышит стоны «ученика». При 120 вольтах «ученик» кричит, что ему больно. При 150 вольтах умоляет избавить его от мучений: «Экспериментатор, выпустите меня отсюда! Я не хочу больше участвовать в вашей работе! С меня хватит!». При 270 вольтах его протест выливается в вопли агонизирующего человека, и он продолжает требовать, чтобы его выпустили. В интервале от 300 до 315 вольт он кричит, что отказывается отвечать, а после 330 наступает тишина.

В ответ на просьбу «учителя» прекратить эксперимент исследователь говорит, что отсутствие ответа будет приравнено к неверному, и, чтобы заставить его продолжать, использует четыре фразы:

  • «Пожалуйста, продолжайте»;
  • «Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжили»;
  • «Эксперимент должен быть продолжен — это очень важно»;
  • «У вас нет выбора, вы должны продолжать».

Эти фразы произносились по порядку, начиная с первой, когда «учитель» отказывался продолжать эксперимент. Если «учитель» отказывался после четвёртой фразы, исследование прерывалось.

В эксперименте принимали участие 40 мужчин разного возраста и профессий. До отметки в 450 вольт дошли 26 человек. Все они подчинялись команде экспериментатора «Продолжать!» до тех пор, пока после двух ударов он сам не останавливал их.

Готовность взрослых пойти почти на всё по приказу авторитета является главным выводом исследования и фактом, который настоятельно требует объяснения. Обычные люди, просто выполняя свою работу, могут стать участниками ужасного разрушительного процесса. Более того, когда деструктивные последствия их работы становятся очевидными и их просят выполнять действия, несовместимые с основными положениями морали , относительно мало людей находят в себе силы для сопротивления власти.

Милгрэм рассчитывал получить результаты, свидетельствующие о преобладании неподчинения, и затем повторить эксперименты в Германии, чтобы оценить роль культурных различий. Однако итог его обескуражил. Он отложил поездку в Германию, а в эксперимент добавил несколько введений. Теперь «учитель» слышал фразу «ученика» о «больном сердце», и реплику экспериментатора о том, что «хоть удары и могут быть болезненными, необратимых изменений в тканях они не вызывают».

Эксперименты Милгрэма вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Критики утверждали, что многих «учителей» заставляли действовать вопреки их желаниям. Это вызывало нервную дрожь, икоту, а порой даже истерический хохот. Жена одного из испытаемых сравнила учёного с Адольфом Эйхманном.

Стэнли Милгрэм со своей стороны старался привлечь внимание к урокам, которые можно вынести из исследования. Он также подчеркнул, что многие испытуемые были рады участвовать в эксперименте и не испытывали никакого стресса по этому поводу в дальнейшем.

Последствия для самооценки участников этих экспериментов сопоставимы с последствиями для самооценки студентов обычных экзаменов, которые они сдают с более низкой оценкой, чем та, которую им хотелось бы получить. Складывается такое впечатление, что когда речь идёт об экзаменах, мы воспринимаем как должное и стресс, и напряжение, и их возможные последствия для самооценки. Но как же мало толерантности мы проявляем, когда речь идёт о приобретении новых знаний!

Человек и общество

В 1971 году режиссёр Феликс Соболев снял документальный фильм «Я и другие». Картина состоит из психологических экспериментов, которые показывают как люди поддаются мнению большинства.

Большую популярность приобрёл эксперимент с детьми дошкольного возраста на комформизм. Исследователь ставила на стол две одинаковые пирамидки, а затем просила каждого из четырёх детей назвать цвет. Все дети дают правильный ответ. Затем исследователь меняет белую пирамидку на чёрную, и повторяет эксперимент. По договорённости, три ребёнка продолжают называть обе пирамидки белыми. Под давлением мнения большинства четвёртая девочка также называет обе пирамидки белыми. Но когда её просят из двух выбрать чёрную — она делает правильный выбор.

Конформизм проявляется в людях с самого детства. Со временем человек растёт, учится жить в обществе. У него появляются обязанности и нормы, которым надо следовать, даже если они противоречат личным взглядам. Подобный внешний конформизм называется уступчивостью. Чтобы избежать наказания или получить поощрение, человек уступает требованиям окружающих. Крайняя форма уступчивости — подчинение, когда приходится следовать полученному приказу.

Группа единомышленников вегетарианства убеждены в его полезности. Иногда другие люди также начинают следовать подобному питанию и присоединяются к группе. Они отстаивают свои интересы, и от этого ещё больше в них верят. Такой внутренний и искренний конформизм называется одобрением.

Учёные Роберт Циалдини и Ноа Голдштейн подчёркивали, как сильно самооценка влияет на конформизм. Люди часто стараются следовать поведению и убеждениям других, чтобы повысить, укрепить или восстановить собственное мнение о себе. Для людей, чья самооценка строится на внешних достижениях, конформизм более привычен. Если человек уверен в себе и своих суждениях, то он реже прислушивается и следует мнению большинства. Уровень интеллекта, самоуважения и потребности в одобрении также мотивируют на проявление конформизма.

Когда люди сильно отличаются от окружающих, им неуютно. Но терять собственную индивидуальность тоже никому не хочется. Своим поведением человек нередко старается отстаять право на уникальность. Если социальное давление становится слишком сильное, он нередко проявляет несогласие и бунтует. Именно поэтому некоторые люди склонны действовать против окружающих, публично высказывая несогласие и протест. С помощью нонконформности они стараются защитить свою уникальность.

Любое психологическое событие зависит как от состояния человека, так и от среды, хотя их относительная значимость в разных ситуациях различна.

Но помимо личностных, существуют ещё и внешние факторы. К одним из самых значимых относят культуру, среди которой вырос индивид. Например, культура азиатских стран веками строилась на коллективизме, поэтому конформность там выявляется больше, чем в западных странах. В Японии до сих пор сильна приверженность традициям, а семья стоит на первом месте. Поэтому, если человек оступается или идёт против общества, страдает вся его семья. Носители коллективистских культурных традиций более открыты влиянию окружающих.

Конформизм сильно зависит и от особенностей группы. С большим числом участников проявление конформизма пропорционально увеличивается. Происходит это также под условием, что в группе все единодушны. Если же хоть один участник высказывает мнение, отличное от большинства — несогласие в группе разрастается. Чем сильнее сплочённость членов группы, тем сильнее группа влияет на них.

Этническая группа нередко довлеет над своими членами, вынуждая их разговаривать, вести себя и одеваться так, как принято «у нас». Афроамериканцы, которые ведут себя как белые, и белые, подражающие афроамериканцам, порой вызывают насмешки своих товарищей.

В работе, чем выше статус человека, тем более заметно его влияние. Если руководитель обладает высоким статусом, то его влияние на подчинённых будет достаточно велико. Именно поэтому участники эксперимента Милгрэма продолжали нажимать на кнопки подачи тока — они находились под влиянием репутации Йельского университета и статуса его преподавателей.

Даже Эйхман чувствовал тошноту, когда объезжал концентрационные лагеря. Но ему оставалось только сидеть за столом и тасовать бумаги. В то же время солдат в лагере, который фактически пускал газ в камеры, мог оправдывать своё поведение тем, что он только выполнял приказы сверху. Таким образом, происходит фрагментация всего человеческого действия; никто не сталкивается с последствиями своего решения или совершением плохого поступка. Никто не берёт на себя ответственность. Возможно, это наиболее распространённая характеристика социально организованного зла в современном обществе.

Конформизм нельзя отнести ни к чему-то плохому, ни к хорошему. Человеку важно почувствовать себя частью чего-то большего, но при этом не потерять свою уникальность. Склонность к конформизму — свойство личности, которое временами может принести вред. Но также оно способно побудить к ответственности за свои поступки и уважению ко всем окружающим.

Мы как личности должны стремиться к балансу между независимостью и привязанностью к другим людям, между личной жизнью и жизнью общественной, между индивидуальностью и социальной идентичностью.

Основные источники:

  • Соломон Аш, «Социальная психология»;
  • Дэвид Майерс, «Социальная психология. Интенсивный курс»;
  • Гюстав Лебон, «Психология народов и масс».

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

tjournal.ru
CATEGORIES
Share This