Дошкольная психология курс лекций

Возрастная психология. Лекция: «Дошкольный возраст»

Лекция по теме «Дошкольный возраст» по Возрастной психологии для группы 2 СОЦ специальности «Социальная работа»

Просмотр содержимого документа
«Возрастная психология. Лекция: «Дошкольный возраст»»

Тема: Дошкольное детство.

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудер­жимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих от­ношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, ко­нечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития

Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, води­теля, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ним цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Как указывает B.C. Мухина, специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соот­ветствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрос­лой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как са­мостоятельность, гибкость и пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы показатели развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия.

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас ребенка. Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; речь становится особым видом произвольной деятель­ности, формируется сознательное отношение к ней.

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются, произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

зрительное восприятие становится одним из ведущих;

воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (Освоение сенсорных эталонов);

совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.

В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания— речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте:

значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;

складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

внимание становится опосредованным;

внимание связано с интересами ребенка к деятельности;

появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процёссе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный матёриал. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоми­нания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании. ,

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Воображение

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:

замысел в форме наглядной модели;

образ воображаемого объекта;

образ действия с объектом.

Эмоциональная сфера

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспы­шек и конфликтов по незначительным поводам. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.

Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

Развитие мотивационной сферы

Самым важным личностным механизмом, формирую­щимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются: —

интеллектуальная готовность (или, шире, — готовность познавательной сферы);

multiurok.ru

курс лекций Основы дошкольной психологии

Предмет, принципы и методы детской психологии. Общая характеристика психического развития и особенностей развития трудовой, бытовой и игровой деятельности ребенка от рождения до 7 лет. Познавательные процессы дошкольника: внимание, речь и память.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

  • посмотреть текст работы
  • полная информация о работе

Подобные документы

Этапы развития представлений о предмете психологии. Отрасли психологии и методы психологических исследований. Мир психических явлении: процессы, свойства, состояния и образования. Экстерорецептивные ощущения, произвольное внимание, память и запоминание.

тест [19,1 K], добавлен 13.05.2010

Исторические аспекты становление детской психологии как науки в трудах зарубежных психологов. Методы оценки волевых возможностей ребенка. Становление и развитие детской психологии и педологии в России. Краткий обзор теорий психического развития ребенка.

курсовая работа [359,5 K], добавлен 01.08.2011

Предмет, задачи психологии, ее принципы и методы и история развития. Функции и компоненты психики. Психические познавательные процессы человека. Методология и методы педагогических исследований. Виды образования. Теоретические основы и принципы обучения.

курс лекций [72,3 K], добавлен 18.01.2009

Предмет и задачи детской психологии. Особенности психологических наблюдений над детьми. Рисунок как средство изучения семейной микросреды ребенка. Близнецовый метод изучения детской психики. Закономерности и движущие силы психического развития ребенка.

шпаргалка [45,1 K], добавлен 15.11.2010

Предмет, характеристика, теоретические и практические задачи возрастной психологии как науки. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии, наблюдение и эксперимент как методы эмпирического исследования психики ребенка.

курсовая работа [70,0 K], добавлен 14.10.2010

Анализ истории развития и оценка особенностей современного состояния психологии на основе отечественных и зарубежных исследований. Предмет, объект и задачи психологии как научного знания. Изучение основных методов психологии, их достоинств и недостатков.

курсовая работа [51,4 K], добавлен 06.10.2014

Познавательные психические процессы (память, внимание, ощущение, восприятие). Понятие и типы личности. Особенности темперамента, взаимосвязь с характером. Волевые процессы. Эмоции и чувства. Структура и виды общения. Значение деятельности и активности.

Дошкольная психология курс лекций
otherreferats.allbest.ru

Лекции по детской психологии.

Лекции по детской психологии. 1

ПРЕДМЕТ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. 1

ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. 2

ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ. 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 7

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИГРЫ КАК ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 12

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 13

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ. 16

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ. 24

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. 27

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 31

ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА. 53

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ. 56

Консультации на тему: 57

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА. 57

Основные достижения раннего возраста. 58

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ. 58

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО. 60

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. 60

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК. (7- 10 лет). 69

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. (11- 15 лет). 70

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИИ ВОЗРАСТНЫХ ИНТЕРВАЛОВ (с 10 до 17 лет) 70

Ранняя юность (14- 17 лет). 77

МОЛОДОСТЬ 20-23 до 30 лет. 77

ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ 30-35 лет. 78

ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ 35-50 лет. 78

Особенности памяти у пожилых людей. 81

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. 87

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ. 88

ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЬИ 90

ХАРАКТЕРИСТИКА РОДИТЕЛЕЙ-НАСИЛЬНИКОВ 91

Предмет детской психологии.

Только в 19 веке изменили точку зрения на детей. Стало ясно, что у детей качественно своеобразный внутренний мир.

Предметом детской психологии являются законы психического развития ребенка.

Специфика изучения человека, ребенка в возрастной психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Она показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких- либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в тоже время изменение уже существующих форм психики.

То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности личности и познания. Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок.

Следовательно, развитие психики- не простое повторение пройденного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.

Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений.

Детская психология изучает: 1. Особенности отдельных психических процессов. 2.Разных видов деятельности. 3.Личности ребенка в целом.

1.изучение отражательной деятельности и ее развития у детей в разные периоды их жизни.

2. В основе психики лежит высшая нервная деятельность.

3. Исторический подход к объяснению процесса формирования сознания.

4. Принцип детерминизма (причинная обусловленность всех явлений, анализ всех условий, факторов, обстоятельств).

Значение для воспитателя.

Помогает понять закономерности психического развития, знание эмоциональных и умственных особенностей.

Понять причины поведения отдельных детей и причины отдельных отклонений.

Взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Проектировать развитие личности и предупреждать отдельные ошибки.

studfile.net

Психологические основы дошкольного воспитания

В курсе «Психологические основы дошкольного воспитания» читателям предстоит познакомиться с психологическими понятиями, являющимися ключевыми для дошкольной педагогики, научиться определять разные с точки зрения психологии аспекты воспитания дошколят, попробовать отыскать решения наиболее типичных и часто встречающихся на практике проблем маленьких детей. Опирается этот курс на два неизменных постулата. Первый: обучение должно вести за собой развитие. Второй: то, что ребенок может сделать сегодня с помощью взрослого, завтра он сделает самостоятельно.
Это своеобразное введение в возрастную и педагогическую психологию, без знания которой работа с детьми оказывается малоэффективной.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Лекция № 1

Роль психологии в построении дошкольного образования

1. Проблемы реального воплощения психологических теорий;
2. Различные функции двух партнеров педагогического процесса — психолога и педагога;
3. Основные характеристики психологии дошкольного возраста.

Цикл лекций, предлагаемых слушателям курсов повышения квалификации, посвящен психологическим основам дошкольного образования. Эта тема кажется сегодня достаточно актуальной: более глубокое знакомство с психологией ребенка-дошкольника, понимание проблем, которые с этим связаны, может существенно помочь практику в работе, позволят ему взглянуть на себя, на свою профессию и на свои педагогические возможности под новым углом зрения.

Говорить о психологических основах в дошкольном образовании, с одной стороны, очень просто, с другой стороны — очень трудно. Среди читателей «Дошкольного образования», наверное, нет человека, который не знал бы имен Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Список можно продолжать достаточно долго. Все они говорили и много писали о психологических основах дошкольного образования, о психологических характеристиках дошкольного возраста. Но, к большому сожалению, многие идеи этих замечательных ученых остаются просто замечательными идеями — и только. Мне часто приходится знакомиться с работами практиков, в которых они пытаются обосновать свою деятельность. Эти работы, как правило, пестрят «психологическими» словами: «зона ближайшего развития — то, что ребенок может сделать завтра», «игра — ведущая деятельность дошкольников», «надо учить детей с помощью игры». Но когда дело доходит до реального воплощения теорий, возникают непреодолимые практические трудности: какие-то понятия практики слышали, но не поняли, что действительно за ними стоит. Ведь сказать «Я учу с помощью игры» — одно дело, а действительно так учить — совершенно другое. Поэтому мне хотелось бы поговорить о некоторых общих теоретических и методологических основах, которые лежат в основе обучения и воспитания дошкольников, неразделимых в дошкольном возрасте.

В последние годы многие специалисты говорят о необходимости более глубокого и разностороннего использования психологии в практике обучения и воспитания детей. Не обошла стороной эта идея и дошкольное образование. Во многих дошкольных учреждениях введены ставки психологов, педагогические университеты и колледжи специально готовят специалистов-психологов для работы в детских садах. Однако, как показывает анализ, далеко не всегда помощь психолога повышает уровень обучения детей дошкольного возраста, и, помимо этого, зачастую руководители дошкольных образовательных учреждений, да и сами психологи не представляют, каковы их функции в обеспечении детям условий для их полноценного развития.

Поэтому, прежде чем конкретно говорить о психологических основах дошкольного образования, представляется целесообразным поговорить, что дает психология образованию.

Рассмотрение роли психологии в организации образования детей (и взрослых) с самого начала наталкивает на одно чрезвычайно важное противоречие, в котором необходимо разобраться. Так, можно сказать, что психология и педагогика по отношению к ребенку оказываются разнонаправленными процессами. Педагогика направлена на воспроизводство членов общества. Именно поэтому, как многократно подчеркивал Д.Б. Эльконин, учитель является прежде всего представителем этого общества. Даниил Борисович даже указывал, что ношение определенной формы учителями гимназии имело под собой очень важный психологический смысл. Учитель — это не просто человек, который обучает, он выступает по отношению к ребенку прежде всего в своей социальной роли. (Только при этом не надо забывать, что большинство детей поступало в гимназию в 9—10 и более лет и что современные 9—10-летние дети по своим личностным особенностям оказываются гораздо моложе своих дореволюционных сверстников.)

В противовес учителю психолог всегда представляет не общество, но конкретного ребека. Он знает закономерности развития психики и личности в онтогенезе (прижизненном развитии), он представляет, что и как нужно сделать, чтобы ребенку было интересно учиться, он понимает, что надо изменить в жизни (обучении) ребенка, чтобы облегчить ему путь развития.

Эти существенно различные функции психолога и педагога не противоречат друг другу. Они дополняют друг друга, и поэтому создание условий для полноценного развития ребенка прямо и непосредственно связано с тем, как взаимодействуют педагог и психолог.

Более десяти лет назад была разработана программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик». Не останавливаясь подробно на особенностях ее построения, отметим лишь один факт, который имеет непосредственное отношение к теме нашего разговора. В программе «Золотой ключик» с детьми одновременно работают два педагога. При этом один педагог предстоит ребенку (то есть является по своей психологической функции педагогом), а другой находится рядом с ребенком или даже немного позади него. К примеру, первый педагог предлагает «путешествие» на Север для того, чтобы найти там потерявшегося медвежонка, а второй спрашивает, какая погода на Севере или совместно с ребенком находит Северный полюс на карте и необходимые для путешествия сведения.

Эта, названная с легкой руки одного из журналистов, «парная педагогика» оказалась чрезвычайно эффективной для обучения дошкольников. Если же теперь мы проанализируем, что представляет собой «парная педагогика», то увидим, что второй педагог фактически выполняет функции психолога.

Почему такая педагогика помогла детям лучше и эффективнее обучаться? Да в первую очередь потому, что второй педагог, выполнявший роль (функцию) психолога, отождествлялся с ребенком и делал его более умным, смелым, находчивым, развитым.

К сожалению, далеко не во всех дошкольных учреждениях есть квалифицированные психологи. Поэтому в большинстве садов, где внедрялась программа «Золотой ключик», педагоги проходят специальное психологическое обучение. Конечно, они не становятся профессиональными психологами, но вполне способны обеспечить дошкольнику адекватные условия для его обучения и развития.

Гораздо обиднее становится тогда, когда в детском саду есть психолог, который видит свою основную роль в диагностике детей. Представляется, что модель, где психолог и педагог дополняют друг друга, поможет не только воспитателям, но и психологам детских садов.

Работая много лет с самыми разными дошкольными учреждениями, я пришла к выводу о том, что наиболее важным для построения дошкольного образования (и, кстати, наиболее трудным) является понимание особенностей ребенка.

Один из выдающихся детских психологов XX века приводит пример, когда у ребенка спрашивают, почему солнце светит, а он отвечает, потому, что оно круглое. При этом взрослые видят в этом отсутствие логики, а сверстники ребенка вполне с ним соглашаются.

Как-то пришлось быть на уроке у детей шестилетнего возраста. На вопрос учителя, как можно проверить слово корова, дети не смогли дать верный ответ, что это словарное слово и его просто надо запомнить. Зато один из мальчиков, сидящий на последней парте, нимало не сомневаясь, сказал, что корова пишется с буквой «О» потому, что она дает молоко. Как ни смешно, но практически все учащиеся остались этим вполне довольны и запомнили это лучше, чем отнесение слова «корова» к словарному.

Ж.Пиаже и его современник Л.С. Выготский неоднократно подчеркивали, что ребенок — это не маленький взрослый, что он другой. Если взрослый поймет, чем ребенок отличается от него самого, в чем его специфика, то тогда ему будет достаточно легко строить дошкольное образование.

В этом контексте я вижу смысл данного курса, в первую очередь мне хочется, чтобы взрослые, работающие с детьми дошкольного возраста, хотя бы на некоторое время могли стать на позицию своих воспитанников. Именно тогда и можно будет говорить о психологических основах дошкольного образования.

Итак, что такое психологические основы? Л.С. Выготский, а затем его ближайший ученик и сотрудник Д.Б. Эльконин говорили: детство «вершится» по определенному закону, в соответствии с определенной периодизацией личностного развития. В развитии человека существуют некоторые периоды, отличающиеся друг от друга специфическими чертами. Каждый период, каждый психологический возраст имеет свою особую характеристику. Вот с этими специфическими характеристиками дошкольного периода и связаны психологические основы образования в этом возрасте.

Л.С. Выготский вводит четыре термина для характеристики каждого возраста: социальная ситуация развития, центральная психическая функция, центральное психологическое новообразование и ведущая деятельность.

Нам предстоит выяснить, что значат эти характеристики применительно к ребенку дошкольного возраста, — построить своеобразные мостики от психологии к педагогике, от теории к практике.

1. Как по-вашему в семье проявляется и реализуется «парная педагогика»?
2. Что вы понимаете в тезисе «ребенок не маленький взрослый»?
3. Что психология дает педагогу дошкольного образования?
4. Зачем психологу дошкольного учреждения дошкольная педагогика?
5. Нужно ли педагогу и психологу дошкольного учреждения знать и понимать особенности психического развития ребенка на других этапах развития? Почему?
6. Какие области психологии необходимо знать (понимать) педагогу дошкольного учреждения?

Психологическое значение детства и дошкольного периода

Материал для дополнительного чтения

Едва ли необходимо доказывать важность этого вопроса! Скорее, следует спешить приступить к самому вопросу и начать его разрабатывать, чтобы сколько-нибудь заполнить огромный пробел воспитания. Необходимо без замедления обратиться к фактической стороне дела и изучать. и изучать детей, которых мы все любим и которых так мало знаем. Первым шагом на этом новом пути должно быть установленное право гражданства за психологией детства и за детской биографией!

Никто не сомневается в том, что в жизни взрослого человека все события представляют неразрывную цепь и одни из других вытекают, созидая, таким образом, историю личности — историю человеческой души! Оценка множества историй показывает, что человеческая жизнь представляет собою такой стройный исторический цикл событий и такое художественное здание, что научное изучение этой истории и даже частное — история своей собственной души — представляет предмет глубочайшего интереса и таковой же глубокой пользы. Оглянуться назад и увидеть, как в зеркале, свою собственную жизнь — какой глубокий интерес для мыслителя и для обыкновенного смертного! А для педагога в этом не только интерес, но и поучительный урок. Однажды умное дитя, забавляясь зеркалом на руках у матери, произнесло такую наивно-философскую фразу: мама, ты мне все показываешь мое личико — отчего ты не покажешь моей изнанки? Подобно этому крошечному философу, зрелый человек с разным правом может сказать: покажите мне мое детство; поставьте предо мной зеркало прошедшего! И это — законченное право каждого, а может быть, более чем право — это долг! В этом кроются психические основания создавшейся в наши дни психологической биографии. Просто биография человека, особенно человека выдающегося, полна великого интереса, но биография психологическая — это изнанка человеческой души или человеческого лица, по выражению крошечного философа — может представить такой всеобъемлющий интерес, что ему и цены не сложить! Несколько психологических биографий, опубликованных в последнее время, представляют выдающееся явление — такова психологическая биография Ренана, Гамбетты и др. Здесь брошен психологический взгляд на жизнь великого человека и разъяснены детские годы великих людей и значение этих годов в цикле дальнейшей жизни. Этого значения никто, без сомнения, никогда не отрицал. Но от такого платонического признания важности знания детского возраста до его изучения и до его подробного прагматического исследования — большое расстояние, как показывает известный эпизод с учителем латинского языка, не соглашавшимся на выдачу аттестата зрелости окончившему гимназию Вихрову, который мало знал латинскую грамматику, — но еще меньше знал способности своего ученика его учитель.

«Я утверждаю, что Вихров навсегда останется ослом», — доказывал ярый учитель-латинист. Будущее очень зло посмеялось над этим предсказанием: Вихров впоследствии стал не только великим ученым, но и великим латинистом. Незнаменитый учитель гимназии так мало понимал психологию своего знаменитого ученика!

Детская психология — великое дело, а умение связать эту психологию с психологическими судьбами будущей личности — еще большая и еще важнейшая задача.

Раннее детство и дошкольный возраст — вот тот период жизни и та изнанка человеческой души, которую необходимо распознать и изучить, чтобы предвидеть будущую психологическую биографию человека и уметь направить духовное развитие юного человеческого существа.

Не только опыт психологических биографий, но и практика великих писателей показывает важность раннего периода человеческой жизни и необходимость воссоздать и воскресить в себе этот период при помощи памяти и воображения для личного, так сказать, пользования человека. Писатели, как Аксаков, Лев Толстой, Мария Башкирцева, начинали свою литературную деятельность воспоминаниями о событиях своего детства. Воскресивши в своей памяти эти события, переживая их вновь и силою своего гениального воспоминания, великие писатели находили естественную исходную точку для своей дальнейшей духовной жизни.

Из приведенных фактов ясно вытекает естественный вывод, что ознакомление с ранним детством и с дошкольным периодом жизни представляет капитальную важность в деле психологического развития человека вообще и в деле правильной постановки воспитания в частности. Поэтому должна быть создана психология дошкольного возраста, должно быть начато систематическое изучение детей, как залог будущего правильного развития их характера. Эта задача может быть достигаема с наибольшим успехом в самом центре детской жизни — в детских садах. Школа уже не дает таких благоприятных условий, в школе дети уже учатся, там на первом плане стоит уже не воспитание, а обучение, т.е. техника умственного труда и умственного развития, душа же ребенка как бы отступает на второй план.

Поэтому дошкольный возраст есть то единственное, более не повторяющееся время, когда душа детей в ее целом может быть с успехом изучена и расценена.

Нельзя найти достаточно слов похвалы киевскому Обществу народных детских садов за смелую инициативу, которую оно проявило, взявшись за издание журнала «Дошкольное воспитание». Здесь все достойно горячих симпатий! Но особенно ценным является то обстоятельство, что вновь возникающий журнал издается не журналистами, а педагогами чистой воды — педагогами, погруженными в атмосферу детской жизни, которую они, без сомнения, сумеют показать во всей ее жизненной простоте и разносторонности. В добрый путь!

И.А. СИКОРСКИЙ, профессор,
директор киевского Фребелевского
педагогического института

(Журнал «Воспитание и обучение», Петроград, 1914 г.)

dob.1sept.ru
CATEGORIES
Share This