Девушка в 20 лет психология

Кризис 20 лет: с чем он связан и как его преодолеть

Кризис 20 лет: с чем он связан и как его преодолеть

Как и любой другой возрастной кризис, кризис 20 лет не обязательно должен начаться в этом возрасте. Кто-то может испытать его уже в подростковом возрасте с 16 лет, а кто-то может пережить его и в 25. Поэтому часто встречается и другое название этого периода — кризис четверти жизни. Прежде всего этот переломный момент возникает с переходом во взрослую жизнь, изменением ритма и образа жизни. В это время вырабатываются модели поведения и понимание границ своего «Я» во взрослом мире.

Проявляется кризис четверти века в том, что как девушки, так и юноши не могут определиться с выбором будущей профессии, из-за такой неопределенности часто даже меняют факультеты в выбранном учебном заведении. Если человек до наступления кризисного периода был целеустремленным и оптимистичным, то его особенно начинают волновать такие изменения в своем поведении, молодые люди часто ощущают пустоту в душе, одиночество, тревогу и необъяснимую тоску.

Кризис может проявиться и по-другому, например, человек 20-25 лет резко меняет стиль одежды, прическу, манеру поведения, стремится выглядеть младше своего возраста, и действительно начинает больше походить на подростка. Очень часто молодым людям в кризисный период свойственна и такая черта поведения, как преувеличение своего возраста, то есть даже если человеку всего 22-24 года, он чувствует себя уже очень старым. Кажется, что все возможности утеряны, выбран неправильный путь обучения или карьеры, за спиной нет никаких достижений, охватывает страх ответственности и трудностей.

Все эти проявления кризиса 20 лет говорят о том, что наступающие перемены в жизни кажутся человеку очень пугающими и приносящими только проблемы. Конечно, на человека практически в один момент обрушиваются такие трудности, как поиск работы, решение жилищного вопроса, устройство личной жизни. Несмотря на то что молодость должна приносить только радость, с наступлением кризиса четверти жизни она приносить лишь огорчения.

Чтобы преодолеть кризис 20 лет, нужно прежде всего осознать, что жизнь не заканчивается в 25, 30 или 35 лет. Никогда не поздно начинать действовать, но в 20 не нужно ожидать от себя каких-то сверхъестественных достижений, так как вся жизнь еще действительно впереди. Если вас одолевает безысходность, не нужно впадать в крайности, и это касается особенно личной жизни. Например, не нужно стараться как можно скорее завести семью, так как многие знакомые уже это сделали, через несколько лет у вас кардинально изменится отношение ко всему.

Возраст от 16 до 25 и старше — это время проб и ошибок в профессиональной сфере. Если вам не нравится выбранная специальность или работа, смените ее и развивайтесь дальше, занимайтесь самообразованием, познавайте все новое. Главное, не пытайтесь соответствовать социальным стандартам и критериям окружающих. Сконцентрируйтесь на своем ощущении мира, развивайте в себе положительные качества характера.

Если ваши запланированные жизненные цели все еще кажутся недостижимыми, не расстраивайтесь. Во-первых, у вас еще есть все возможности воплотить эти цели в жизнь, а во-вторых, не забывайте на пути к этим целям собственно жить и наслаждаться молодостью. Психологи отмечают, если человеку удастся понять в период кризиса четверти века, чего он хочет от жизни, то вполне вероятно, что пресловутый кризис 30 лет просто пройдет стороной. Начинать сначала никогда не поздно. Намного сложнее идти по жизненному пути, который не устраивает, чем сменить его и выбрать другой, который хоть и не сразу, но все-равно приведет к желаемой действительности.

Образ тела как метафорическая репрезентация эмоционального состояния девушек 19-20 лет 1016

Образ тела как метафорическая репрезентация эмоционального состояния девушек 19-20 лет 1016

Full Text (PDF, 781 kb)

Citation Google Scholar

Телесная же чувствительность в этой связи также является базовой, т.к. связана с чувством индивидуальности, с понимание и управлением своими психологическими границами (Т.С. Леви, 2007). Мы в своей исследовательской работе в качестве испытуемых выбрали девушек, т.к. именно они чаще озабочены своим внешним видом, занижая свои достоинства и делая акцент на недостатках, а отчужденность от собственной телесности влияет и на формирование интимно-личностных контактов, что в дальнейшем ведет к нарушению супружеских отношений.

Мы предположили, что страхи проявляются в образе тела у девушек как символическая проекция, которая выражается в цвете, форме и месте локализации, а именно:

  • витальные страхи выражаются черным цветом и локализуются либо во всем пространстве образа тела, включая границы, либо только на границе образа тела;
  • пространственные страхи обозначатся голубым цветом и локализуются в нижней части образа тела;
  • архаические страхи обозначаются чаще всего красным цветом и локализуются в верхней части образа тела.

В своей работе мы опирались на основные положения теорий К.Г. Юнга, Дж. Ходоров, О.В. Лавровой, А.И. Захарова, Р. С. Бернса, В.В. Столина, С. Р. Пантелеева, А.Г. Черкашиной.

Методы исследования: организационные: комплексный метод; эмпирические – неформализованное наблюдение, беседа, диагностика, групповая работа. Методики: МИС (Р.С. Пантелеев), Иерархия страхов (А.И.Захаров) (авторская модификация), проективная методика «Образ тела» (модификация Е.В.Буренковой); статические: критерий Спирмена, математический критерий Фишера.

Исследование проводилось в несколько этапов с 2007 года.

  1. Поисковый (февраль – март 2007 г . )
  2. Ориентировочный (февраль – май 2008 г .)
  3. Экспериментальный – коррекционно-диагностический (январь – май 2009 г .)

Организационной базой исследования выступил ПГПУ им. В.Г.Белинского. В исследовании всего принимало участие 103 девушек в возрасте 19-20 лет.

Теоретическое обоснование. Существует многообразие подходов к определению образа тела. Образ тела — это комплексное понятие. Бернштейн (1972) писала, что образ тела включает «либидозный компонент в теле, осознание тела и его функций, эффективное управление первичными процессами тела и оценками других своего «я», включая культурные нормы, касающиеся физической привлекательности». Другими словами, образ тела имеет осознаваемые и неосознаваемые компоненты, которые включают положительный вклад в тело, осознание и управление телом. Кроме того, эти компоненты могут различаться в зависимости от того, что они значат для развития образа тела каждого индивида.

Флетчер (1979) писала, что схема тела дает устойчивое представление о теле индивида, а «образы тела … время от времени изменяются, формируются, преобразовываются, опровергаются, распадаются, увеличиваются и наслаиваются на следующий образ».

Метафора – это «установление соответствия определенным признакам, вычлененным из всей совокупности» [18]. Психотерапевтическая метафора – «это установление нового смыслового соответствия по каким-либо определенным признакам между двумя различными содержаниями, одно из которых предъявляется клиентам – осознанно или не осознанно». Телесная же метафора понимается как психотерапевтическая метафора в телесном содержании. [18].

Мы считаем, что телесная метафора является еще и неким отражением многообразного взаимодействия (своего рода коммуникации) человека с окружающим внешним пространством и с собственными переживаниями. В развитии личности именно ее взаимодействие с окружающим миром ведет к дифференциации сознания от бессознательного и консолидации эго как центра и субъекта сознания. А. Ноак считает, что при помощи анализа эго сознание интроецирует содержание внешнего мира и, в результате, синтезирует объективный внутренний образ мира.

В большинстве исследований образ тела рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Р. Бернс, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, Р.И. Меерович, М.О. Мдивани, Е.Т. Соколова и др.).

В концепции телесности О.В. Лавровой (2001) рассматриваются гносеологическое и онтологическое измерения телесности, а также субъектная и объектная ипостаси телесного «Я», которые несводимы друг к другу и сосуществуют в единстве и непрерывности онтического (протяженного физического тела субъекта). Субъектное измерение телесности — телесное «Я» конкретного субъекта — является активной, целеполагающей и неотъемлемой частью телесности, собственно онтологизирующей абстрактные эквиваленты (образы и концепты) и совершающей осознанные действия.

Представленная концепция телесности О.В. Лавровой выстроена на основе анализа довольно большого эмпирического материала (около 450 клинических случаев). В ней используются следующие опорные дефиниции, последовательно раскрываемые в данной статье:

События, существующие за пределами осознанного телесного бытия как такового, составляют основу телесного бессознательного, где и находятся архетипы телесных переживаний.

Понятие здорового образа тела. С обложек журналов, с экранов и рекламных проспектов звучат слоганы о том, что здоровое и красивое тело – это модно. Образы, которые демонстрируются, являются часто образами подражания для молодежи, и, соответственно, становятся одной из причин отчуждения от базового телесного Я. Возраст 19-20 лет является сензитивным для установления интимно-личностных отношений (Э. Эриксон), поэтому формирование здорового образа тела именно в этом возрасте является особо актуальным.

В то время как существует много составляющих телесного образа, по-видимому, 3 признака особенно характеризуют здоровый образ тела. Во-первых, здоровый образ тела является подвижным. Во-вторых, как предположила М.Чейз, здоровый телесный образ связан с реальностью мира и здоровыми сторонами личности. В-третьих, образ тела трехмерен. Другими словами, «картина» чьего-либо тела переживается полностью, по сравнению с двухмерной картиной – фронтальный вид тела, который можно увидеть в зеркале.

Формирование здорового образа тела очень важно для современной молодежи. Так как в юношеском возрасте особо острой становится проблема восприятия собственного тела и его восприятия окружающими. Образ тела является пространством бессознательного, а страх архетипичен, поэтому мы предполагает исследовать символическую проекцию страхов именно в образе тела с целью последующей коррекции для опосредованного влияния на коммуникативную сторону интимно-личностных отношений испытуемых.

Организация исследования. Целью исследования является изучение локализации и символического способа проявления страхов в образе тела у девушек методами экспрессивных видов терапии.

Исследование проводилось в несколько этапов с 2006/2007 уч. года:

I этап. Поисковый. Проводилось пилотажное исследование на тему «Влияние рекламируемых образов моделей на аутоотношение современных девушек». Целью данного исследования стало изучение особенностей восприятия образа Я в сопоставление с модельными образами среди студенток 1 и 3 курсов факультета психологии. В ходе диагностического исследования было доказано предположение о том, что существует влияние рекламируемых образов моделей на формирование индивидуального имиджа девушек 17-18 лет, а именно: рекламируемые образы моделей негативно влияют на формирование индивидуального имиджа девушек 17-18 лет; а также существуют различия между восприятием себя студенток факультета психологии третьего и первого курсов.

II этап. Ориентировочный. Проводилось исследование по теме: «Специфика восприятия образа физического Я среди студентов разных специальностей». Целью данного исследования явилось выявление особенностей восприятия образа физического «Я» у студентов различных факультетов (факультета психологии и физико-математического факультета). В ходе исследования предположение о том, что существуют различия в восприятии образа физического я между студентами различных факультетов, а именно, студенты факультета психологии более адекватно оценивают образ я, чем студенты физико-математического факультета, не подтвердилась. Однако были обнаружены связи между образом тела и социально-педагогическим типом личности, что является подтверждение гипотезы о наличии паттернов символических проекций в образе тела.

III этап. Экспериментальный этап, направленный на изучение символической проекции страхов в образе тела у девушек.

Цель: исследовать символическую проекцию страхов в образе тела для использования в коррекционной практике методами экспрессивных видов терапии.

Методы исследования: организационные: комплексный метод; эмпирические – неформализованное наблюдение, беседа, диагностика, групповая работа. Методики: МИС (Р.С. Пантелеев), Иерархия страхов (А.И.Захаров) (авторская модификация), проективная методика «Образ тела» (модификация Е.В.Буренковой); статические: критерий Спирмена, математический критерий Фишера [5].

Таким образом, методический инструментарий позволит определить на проективном и вербально-коммуникативном уровне наличие и специфику страхов, а также особенности проявления их в образе тела.

Согласование результатов I и II этапов исследования. Исследование проводилось на факультете психологии ПГПУ им. В. Г. Белинского (в 2005 и в 2007 г .г.). В исследовании приняло участие 55 девушек, из них: 17 студенток первого курса 2005 года, 22 студентки третьего курса в 2007 году и 16 студенток первого курса в 2007 году. Таким образом, нами были сформированы три группы испытуемых:

1группа – девушки, обучавшиеся на 1-ом курсе факультета психологии в 2005 году; 2 группа – эти же девушки, но уже в 2007 году; 3 группа – это девушки, обучающиеся на 1-ом курсе факультета психологии в 2007 году.

Испытуемым было предложено 5 фотографий моделей, которые необходимо было проранжировать по степени убывания привлекательности для респондентов, обосновывая свой выбор. Затем было предложено заполнить таблицу, оценив Я-реальное и Я-идеальное по нижеприведенным 10-ти показателям: стройная, высокая, длинные ноги, выразительные черты лица, ухоженная кожа, ухоженные волосы, ухоженные руки, большая грудь, стильная одежда, подходящий макияж (Приложение 1). Испытуемые должны были оценить свой видимый образ Я и представить идеальное видение внешнего образа девушки по десятибалльной шкале.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Самой привлекательной чертой современные девушки считают стильную одежду и внешний вид, т.к. эта категория занимает лидирующие место в оценках большинства девушек, как на сегодняшний момент, так и два года назад;
  2. К непривлекательным чертам относят отсутствие стиля, непривлекательность лица;
  3. Большинство девушек 17-18 лет критично относятся к своей внешности и считают свой образ далёким от идеального, так как разница между своими и идеальными параметрами составляет 4-7 балла. Но к 20 годам эти показатели изменяются и разница между Я-реальным и Я-идеальным не составляет больше 3-4 баллов;
  4. Все испытуемые делали акцент на стиле и умение одеваться [2].

Таким образом, результаты исследования на поисковом этапе подтвердили предположение о наличии отчуждения от тела среди выборки девушек 17-20 лет. Более того, отчужденность от телесного чувствования лежит в основе неуверенности в коммуникациях, построении доверительных интимно-личностных отношений.

На II этапе исследование проводилось на базе факультета психологии и физико-математического факультета ПГПУ им. В. Г. Белинского; в исследовании приняло участие всего 78 человека, из них: 34 студента 3-ого курса факультета психологии и 34 студента третьего курса физико-математического факультета.

Исследование самоотношения среди студентов педагогических профессий показало, что для студентов физико-математического факультета характерны низкая открытость для саморефлексии, самоценность и саморуководство, для студентов факультета психологии открытость и самоценность. В целом, студентов педагогических профессий можно охарактеризовать как закрытых, с тенденцией выставлять себя в выгодном свете, нежелание выдавать негативную информацию о себе, неискренних (шкала «окрытость» фмф=7,3, шкала «открытость» фп = 6,8), тенденция к самодовольству, отрицание наличия проблем (шкала «внутренняя конфликтность» фмф=4,3, шкала «внутренняя конфликтность» фп =4).

Испытуемыми в основном являлись девушки 19 – 20 лет, что и предполагает неудовлетворенность своим внешним видом, образом физического «Я», и соответственно, наличие желания его изменить. Таким образом, наше предположение о существовании частичного различия в восприятии физического образа «Я» студентами факультета психологии и физико-математического факультета подтвердилось частично [4].

И различия в образе тела не определяются ни спецификой структурирования социальной реальности (в нашем случае – выбор профессии и обучении на факультете), ни обращенности к самоисследованию. Поэтому, мы предполагаем, что образ тела является проекцией индивидуальных особенностей переживания мира в целом, и контакта с другими.

Анализ и интерпретация символической проекции страхов в образе тела у девушек 19-20 лет. Целью данного этапа является исследование символической проекции страхов в образе тела у девушек для использования в коррекционной практике методами экспрессивных видов терапии.

Мы предположили, что в образе тела девушек проявляются страхи через символическую проекцию, которые выражаются в цвете, форме и локализации, а именно:

  • витальные страхи выражаются черным цветом и локализуются во всем пространстве тела, либо обозначают границы тела;
  • пространственные страхи обозначатся голубым цветом и локализуются в нижней части тела или обозначают границы тела;
  • архаические страхи обозначаются чаще всего красным цветом и локализуются либо во всем теле, либо занимают верхнюю часть тела.

Первичная диагностика исследования символической проекции страхов у девушек показала, что наиболее встречающиеся страхи:

Среди них девушки чаще всего выделяли следующие страхи (Рис. 1):

  • страх смерти/смерти родителей (42,8%). Страх потери опоры в жизни, страх быть видимым, т.е. страх проявления истинного Я. Возможно данный страх является символом отчужденности от себя естественного, т.е. физического и эмоционального.
  • воды / глубины (28,5%). Страхи воды и глубины свидетельствуют о наличии внутриличностного конфликта, как правило, полоролевого, о принятии / не принятии себя, страхи проявления и признания женственности. Возможно, наличие данных страхов показывает о наличии травм внутриутробного развития (согласно трансперсональной теории С. Грофа);
  • пожара / войны (42,8%). Данные страхи говорит о страхе быть активным в жизнедеятельности, а также о наличии страха отношений, как правило, интимных или сексуальных.

Рис. 1 Распределение иерархии страхов в исследуемых выборках

Интересно, что при выполнении рисунка образа тела участницы использовали лишь те цвета, с которыми у них ассоциируются эти страхи. Так, например:

  • страх смерти чаще всего ассоциируется с черным цветом (в рисунке цветом прорисованы ноги, голова и контур тела) (75%, 8 человек)
  • страх воды/глубины с голубым (цветом прорисовано либо все тело, либо нижняя его часть (75%, 4 человека)
  • страх пожара/войны с красным цветом (в основном прорисован в верхней части тела, либо тело целиком (66,7%, 6 человек) (Таблица 1).

Распределение частоты встречаемости цвета-ассоциации страха (%, чел.)

Источники:
Кризис 20 лет: с чем он связан и как его преодолеть
Кризис 20 лет может наступить в возрастной период с 16 и вплоть до 30 лет. С чем он связан и как его преодолеть, пойдет речь в статье
https://anydaylife.com/post/2877
Образ тела как метафорическая репрезентация эмоционального состояния девушек 19-20 лет 1016
В статье рассмотрены проблемы символической проекции страхов в образе тела у девушек. Рассмотрена проблема телесности, концепция телесности, понятие и составляющие здорового образа тела. В ходе исследования было выявлено, что витальные, пространственные и архаические страхи проявляются в образе тела на символическом уровне: цвете, форме и месте локализации.
http://psyjournals.ru/psytel2009/issue/40811_full.shtml

CATEGORIES