Детская практическая психология как наука и практика

Детская практическая психология

профессора Т.Д. Марцинковской

образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по педагогическим специальностям

УДК 159.922.7 (075.8)

доктор психологических наук член-корреспондент РАО И.В. Дубровина;

доктор психологических наук член-корреспондент РАО М.Ю. Кондратьев

доктор психологических наук профессор Т.Д. Марцинковская — гл.1, 3;

кандидат психологических наук доцент Е.И. Изотова —гл. 2, 4;

кандидат психологических наук профессор Т.Н. Счастная —гл. 5;

кандидат психологических наук Е.А. Калягина;

доктор психологических наук профессор Е.О. Смирнова —гл. 6

Детскаяпрактическая психология: Учебник / Под ред.

Д38 проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высше­го профессионального образования рассматриваются история детской прак­тической психологии, организация психологической службы в детском до­школьном учреждении, особенности психического развития детей дошколь­ного возраста. Отражены разные стороны работы детских психологов: диа­гностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места.

Для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, практичес­ких психологов, работающих в образовательных учреждениях.

УДК 159.922.7 (075.8)

В оформлении обложки использован фрагмент картины

Бальтуса «Дети» (1937)

ISBN 5-8297-0038-7 © «Гардарики», 2000

© Коллектив авторов, 2000

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ 6

ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 7

1.1. Становление детской практической психологии и педологии 7

1.2. Становление детской практической психологии в России 12

1.3. Развитие практической психологии и педологии в 20—30-е гг. 15

• Вопросы и задания 21

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 23

В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 23

2.1. Психологический кабинет 23

2.2. Психологический инструментарий 25

2.3. Нормативная документация детского практического психолога 28

2.4. Специальная документация 29

2.5. Opганизaциoннo-мeтoдичecкaя докумeнтация 32

• Вопросы и задания 35

Особенности психического развития детей дошкольного возраста 35

3.1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества 35

3.2. Психические особенности детей раннего возраста 39

3.3. Особенности психического развития в дошкольном возрасте 41

3.4. Общие подходы к диагностике психического развития детей 48

• Вопросы и задания 50

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 50

ГЛАВА 4 50

4.1. Психодиагностика 50

4.2. Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка 60

4.3. Психологическое консультирование и просвещение 63

4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса 65

• Вопросы и задания 69

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ 71

5.1. Терминология 72

5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве 72

5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте 75

5.4. Особенности депривации психологического развития в дошкольном возрасте 79

• Вопросы и задания 84

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ 84

• Вопросы и задания 92

ЛИТЕРАТУРА 92

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 97

ПРИЛОЖЕНИЯ 99

Приложение 1 100

Бланки психологических заключений 100

Приложение 2 104

Протоколы коррекционно-диагностических 104

Приложение 3 106

Журнал психологических запросов 106

Приложение 4 106

Бланк психологического запроса 106

Приложение 5 107

План работы практического психолога в дошкольном учреждении 107

Приложение 6 109

Набор диагностических методик для детей 3—4 лет 109

Приложение 7 109

Набор диагностических методик для детей 4—7 лет 109

Приложение 8 110

Haбор диагностических методик для детей 7— 12 лет 110

Приложение 9 110

Набор диагностических методик для детей 12—18 лет 110

Приложение 10 111

Диагностика готовности к школе 111

Приложение 11 111

Дополнительные методики 111

Приложение 12 112

Образцы использования отдельных методик и анализа полученного материала 112

Приложение 13 122

Aнкетa для воспитателей 122

Приложение 14 124

Анкета для родителей 124

Приложение 15 128

Выписка из медицинской карты 128

Приложение 16 129

Схема беседы с ребенком 129

Приложение 17 130

Схема беседы с родителями 130

Приложение 18 131

Конспекты психокоррекционных занятий 131

Приложение 19 133

Практический материал психопрофилактических воздействий 133

Приложение 20 135

Рекомендации для родителей 135

Приложение 21 138

Материалы для самооценки родителей 138

Приложение 22 140

Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни 140

Приложение 23 146

Диагностика психического развития детей раннего возраста 146

Приложение 24 153

Диагностика психического развития детей 4—7 лет 153

studfile.net

Детская практическая психология в кратком изложении. Учебно методическое пособие

В учебно-методическом пособии раскрываются основные аспекты профессиональной деятельности практического психолога дошкольного образовательного учреждения. Рассматриваются общие вопросы организации и содержания основных видов деятельности практического психолога: просвещения, профилактики, диагностики, коррекционной и развивающей деятельности, консультирования. Пособие содержит вопросы и задания для обсуждения по каждой теме и общие контрольные вопросы, тематику семинарских и лабораторных занятий, а также практикум по учебной дисциплине “Детская практическая психология”.

Для студентов, аспирантов и преподавателей психолого-педагогических факультетов вузов, а также практикующих педагогов-психологов, работающих в сфере дошкольного образования.

Тема 1 – Общая характеристика психологической службы в системе дошкольного образования 1

Тема 2 – Особенности психического развития детей дошкольного возраста 3

Тема 3 – Документация и рабочее место практического психолога 5

Тема 4 – Психологическое просвещение в дошкольном учреждении 6

Тема 5 – Психологическая профилактика в дошкольном учреждении 7

Тема 6 – Психодиагностическая деятельность в дошкольном учреждении 7

Тема 7 – Развивающая работа с дошкольниками 11

Тема 8 – Психологическая коррекция в дошкольном учреждении 14

Тема 9 – Консультирование педагогов и родителей по вопросам психического и личностного развития детей 18

Рекомендуемая литература 19

Программа семинарских занятий по дисциплине “Детская практическая психология” для студентов дневного отделения 19

Программа семинарских занятий по дисциплине “Детская практическая психология” для студентов заочной и дистанционной форм обучения 21

Практикум по дисциплине “Детская практическая психология” 22

Программа лабораторных занятий по дисциплине “Детская практическая психология” 23

Вопросы к зачету по дисциплине “Детская практическая психология” 25

Вопросы к экзамену по дисциплине “Детская практическая психология” 25

Составитель О.В. Токарь
Детская практическая психология в кратком изложении. Учебно-методическое пособие

© Издательство “ФЛИНТА”, 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

Введение

Интерес к практической психологии в настоящее время достаточно велик и связан с тем, что наше общество начинает поворот к человеческой индивидуальности, к пониманию ценности ее творчества, инициативности и самостоятельности. В связи с этим ключевой задачей системы образования становится воспитание развитого, творчески относящегося к жизни человека, что связано с личностно-заинтересованным со стороны взрослых индивидуальным подходом к каждому ребенку.

В представленном пособии осуществлена попытка систематизировать знания о работе практического психолога, соответствующие современному уровню развития психологической теории и практики, возможные способы реализации этих знаний в работе психолога в рамках деятельности психологической службы дошкольного учреждения.

Данное пособие, уделяя значительное внимание проблемам психологической помощи, коррекции нарушений в поведении и развитии, основной акцент делает на нормальном развитии, на возможностях практической психологии содействовать полноценному развитию ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Используемые в курсе теоретические понятия (“новообразование”, “развитие”, “кризис”, “психическое нарушение”, “сензитивность”, “психодиагностика”, “психокоррекция” и др.) приобретают четко выраженный практический аспект.

Содержание пособия строится на основе работ таких исследователей, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, О.М. Дьяченко, Л.М. Прихожан, И.В. Толстых, М.Р. Битянова и др.

Учебно-методическое пособие рассчитано на студентов психологического и дошкольного факультетов и предполагает наличие у них базовых знаний по общей и возрастной психологии.

Предложенные в пособии программы семинарских, практических и лабораторных занятий, выводы по темам, промежуточные и контрольные вопросы позволят студентам организовать самостоятельную работу по овладению основами учебного курса “Детская практическая психология”.

Тема 1
Общая характеристика психологической службы в системе дошкольного образования

1.1. Теоретические основы, цель и задачи деятельности психологической службы

Психологическая служба является неотъемлемой частью современной системы образования. Психологическая служба образования рассматривается как интегральное явление, представляющее собой единство четырех его аспектов: научного, прикладного, практического и организационного (И.В. Дубровина, 1997). Научный аспект предполагает проведение научных исследований по проблемам методологии и теории деятельности практического психолога и всей психологической службы в целом. Данное направление позволяет изучить индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического развития детей, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здоровья в дошкольном возрасте. Исследователи пытаются найти научное обоснование и осуществить инструментальную разработку психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, методов и средств работы практических психологов. Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний педагогами, методистами, руководителями учреждений образования в своей профессиональной деятельности. При поддержке психолога названные специалисты используют и внедряют психологические знания в процессе разработки программ, планов, методических и дидактических материалов. Практический аспект реализуется через специфическую профессиональную деятельность психолога в дошкольном учреждении (ДОУ) и предполагает реализацию соответствующих функций. К основным профессиональным функциям (видам деятельности) практического психолога ДОУ можно отнести:

• развивающую работу с детьми;

Наконец, организационный аспект направлен на создание действенной структуры психологической службы образования. Данная структура должна обеспечивать взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, осуществлять контроль за качеством профессиональной деятельности психологов, заниматься повышением их квалификации.

В своей профессиональной деятельности психологи опираются на теоретические положения таких ученых, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. Основными теоретическими положениями выступают: деятельностный подход к пониманию процесса психического развития; роль общения ребенка со взрослым как необходимого условия психического и личностного развития ребенка; ведущая роль обучения в психическом развитии; учет возрастных закономерностей психического развития, сенситивных и критических периодов; учет индивидуальных вариантов детского развития.

На сегодняшний день основной целью психологической службы образования считается обеспечение психического и психологического здоровья детей на всех этапах детства. Деятельность психолога должна представлять собой содействие психическому и личностному развитию каждого ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства. Данная цель конкретизируется в ряде задач (И.В. Дубровина, 1997):

• реализовать в работе с детьми возможности и резервы развития каждого возрастного этапа;

• развивать индивидуальные особенности детей;

• создавать благоприятные психологические условия для развития каждого ребенка;

• оказывать своевременную психологическую помощь и поддержку детям, их родителям и педагогам.

mir-knig.com

Информационно-образовательная среда

ЯГПУ им.К.Д.Ушинского

Детская практическая психология

Тематический план

  • Общее

Общее

Тема 1

Задачи и функции дошкольного практического психолога

Основная идея — раскрыть направления, задачи, функции педагога-психолога дошкольного образования. Представить структуру психологической службы образования в России.

Трудоемкость раздела: 8 часов

Тема 2

Квалификационные требования, права и обязанности педагога-психолога образования. Этический кодекс практического психолога.

Основная идея — показать статус психолога в образовательной системе дошкольной организации .

Трудоемкость раздела: 8 часов

Тема 3

Психическое и психологическое здоровье детей дошкольного возраста.

Основная идея — содержательно раскрыть основную функцию педагога-психолога дошкольной организации – сохранение и укрепление психического и психологического здоровья детей.

Трудоемкость раздела: 8 часов

Тема 4

Организация психодиагностического обследования детей в дошкольном образовательном учреждении.

Основная идея — представить направления психодиагностики в дошкольной организации.

Трудоемкость раздела: 56 часов

Тематика рефератов [ Скрыть ]

  1. Интеллектуальные шкалы как способ изучения познавательных психических процессов у ребенка дошкольного возраста.
  2. Рисуночные методики как способ изучения личности ребенка и его отношений с другими людьми.
  3. Возможности наблюдения как метода психодиагностики.
  4. Психологическая диагностика одаренности в дошкольном детстве.
  5. Проблема диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе.
  6. Опросные методы в психодиагностике в дошкольном образовательном учреждении.
  7. Психологическая диагностика эмоциональной сферы дошкольника.
  8. Психологическая диагностика самооценки и представлений о себе у ребенка дошкольного возраста.
  9. Диагностика негативных личностных образований у дошкольников (агрессия, страхи).
  10. Диагностика общения и взаимоотношений дошкольника со сверстниками в детском саду.

Тема 5

Организация работы практического психолога с родителями дошкольников и педагогическим персоналом.

Основная идея — представить направления работы со взрослыми в дошкольной организации (психологическое консультирование, психолого-педагогическое просвещение, тренинги).

Трудоемкость раздела: 48 часов.

Тема 6

Работа практического психолога с дошкольниками «группы риска» .

Основная идея — представить направления психопрофилактической работы в дошкольной организации.

Трудоемкость раздела: 52 часа.

Тематика рефератов [ Показать ]

  1. Работа с агрессивными детьми.
  2. Работа с гиперактивными детьми.
  3. Работа с тревожными детьми.
  4. Работа с застенчивыми детьми.
  5. Работа с медлительными детьми.

Тема 7

П сихологическая коррекция развития ребенка раннего и дошкольного возраста.

Основная идея — представить направления психокоррекционной работы в дошкольной организации.

Трудоемкость раздела: 36 часов.

Тематика рефератов [ Показать ]

  1. Игротерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
  2. Сказкотерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
  3. Музыкотерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
  4. Изотерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
  5. Куклотерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
  6. Психогимнастика в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
  7. Библиотерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
  8. Трансактный анализ в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Информационно-методическое обеспечение курса

Список литературы [ Показать ]

Основная

  1. Белкина В. Н. Детская психология: семинарские занятия и лабораторный практикум [Текст]: учебное пособие. / В. Н. Белкина, Т. Г. Шкатова – 3-е изд., перераб. и доп. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 94 с.
  2. Практическая психология образования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 “Педагогика и психология” / [И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 592 с.: ил. – (Учебное пособие).
    Правообладатель : Фундаментальная библиотека ЯГПУ
  3. Романова Е.С. Психодиагностика [Текст]. – СПб., 2009.

Дополнительная

Безруких М.М. Проблемные дети. – М., 2001.

Белкина В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей. – Ярославль, 2004.

Брак Удо Б. / Ранняя диагностика и коррекция. В 2т. Т. 1,2 Нарушения развития. – М.: Академия, 2007. – 320с.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб, 2002.

Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1990.

Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1992.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М., 1988.

Венгер Л. А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М., 1994.

Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. – Киев, 1992.

Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2000.

Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М., 1982.

Измерение интеллекта детей / Под ред. Ю.З. Гильбуха. – Киев, 1992.

Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2001.

Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001.

Марцинковская Т. Д. / ред. Детская практическая психология. – М.: Гардарики, 2004. – 255с.

Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М., 2000.

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность к обучению в школе: теория и методика исследования. – Ярославль, 1999.

Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2002.-256с.

Никитин В.П. Развивающие игры. – М., 1994.

Общение в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988.

Одаренные дети. – М., 1991.

Панько Е.А. Психологический анализ деятельности воспитателя детского сада. – Минск, 1986.

Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2003.

Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988.

Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психодиагностике. – М., 2001.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога образования. – М., 1997.

Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., 1988.

Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. – Ростов н/Д., 2005.

Савенков А. И, Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000. – 232с.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 2004.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2003.

Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.

Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. – Киев, 1992.

Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.

Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д., 2004. Правообладатель : Фундаментальная библиотека ЯГПУ

moodle.yspu.org

Часть II. ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

ЛШ

Все права защищены Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

©ВАО Издательский дом «Питер», 2004

Оглавление

От редактора. 10

Раздел I. Психологическая служба в системе образования. 16

Глава 1. История и современное состояние психологической службы

образования в нашей стране и за рубежом. 16

§ 1. Психологическая служба образования, или школьная

психология, за рубежом. 16

§ 2. Практическая психология образования в России. 25

Глава 2. Предмет и задачи психологической службы образования. 30

§ 1. Определение психологической службы образования. 31

§ 2. Теоретические основания психологической службы

§ 3. Цель психологической службы образования. 43

§ 4. Задачи психологической службы образования. 56

§ 5. Актуальное и перспективное направления в деятельности

психологической службы. 56

§ 6. Структура службы . 58

Темы для самостоятельной работы. 61

Литература. 61

Раздел II. Деятельность практического психолога образования. 64

Глава 1. Практический психолог образования как профессионал. 64

§ 1. Профессиональное место психолога в образовательном

§ 2. Кому подчиняется и с кем работает психолог . 68

§ 3. Начало работы практического психолога в образовательном

§ 4. Содержание работы психолога. 70

§ 5. Специфика работы психолога в зависимости от типа детского учреждения. 71

‘лава 2. Основные виды деятельности практического психолога

§ 1. Психологическое просвещение. 74

§ 2. Психологическая профилактика. 80

§ 3. Психолого-псдагогический консилиум. 94

§ 4. Психологическая консультация. 97

§ 5. Психологическая диагностика. 103

§ 6. Ориентировочные нормы продолжительности различных

видов работы практического психолога образования. 144

(§ 7. Кабинет психолога в учреждении образования. 147

Глава 3. Принципы деятельности практического психолога

образования . 154

§ 1. Понимание индивидуальности человека как ценности. 154

§ 2. Профессиональное взаимодействие и сотрудничество

психолога с субъектами образовательного пространства. 160

Глава 4. Практический психолог как профессионал и как личность. 165

§ 1. Профессиональная позиция. 167

§ 2. Ум психолога. 169

§ 3. Личностные особенности практического психолога. 171

§ 4. Права и обязанности психолога образования. 172

Темы для самостоятельной работы. 175

Раздел I. Дошкольное детство. 180

Глава 1. Общая характеристика возраста. 180

§ 1. Особенности психического развития. 180

§ 2. Ценность дошкольного детства. 187

Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми

дошкольного возраста. 190

§ 1. Практические проблемы социализации дошкольников. 190

§ 2. Проблема развития и обучения в практической работе

с дошкольниками. 199

§ 3. Развивающая работа с детьми преддошкольного

возраста (2-3 года). 203

§ 4. Развивающая работа с детьми младшего и среднего

дошкольного возраста (3-5 лет). 208

§ 5. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного

возраста. 212

Глава 3. Дошкольники «группы риска». 220

§ 1. Характеристика основных трудностей развития ребенка. 220

§ 2. Нарушения поведения. 223

§ 3. Отставание в психическом развитии. 229

Темы для самостоятельной работы. 233

Раздел II. Поступление ребенка в школу. 237

Глава 1. Психологическая готовность к школе. 237

§ 1. Понятие «психологическая готовность к школе». 237

§ 2. Анализ существующих методов определения готовности

Глава 2. Диагностическая программа но определению психологической

готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. 248

§ 1. Научные основания разработки диагностической

§ 2. Составляющие диагностической программы. 249

§ 3. Процедура определения психологической готовности

Глава 3. Развивающая и коррекнионная работа. 264

§ 1. Коррекнионная работа. 264

§ 2. Развивающая работа. 265

Темы для самостоятельной работы. 270

Раздел III. Школьное детство, или младший школьный возраст. 274

Глава 1. Общая характеристика возраста. 274

§ 1. Особенности психического развития. 274

§ 2. Ценность младшего школьного возраста. 278

Глава 2. Что значит «уметь учиться». 279

Глава 3. Работа по развитию познавательных процессов у младших

§ I. Развитие внимания. 293

§ 2. Развитие памяти. 298

§ 3. Умственное развитие. 301

‘-”ава 4. Работа по развитию моторики. 308

рлава 5. Как помочь младшему школьнику овладеть

своим поведением. 311

Глава 6. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками

и взрослыми. 319

Глава 7. Младшие школьники «группы риска». 327

§ 1. Неуспеваемость в начальных классах. 327

§ 2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные). 336

§ 3. Медлительные дети. 343

§ 4. Демонстративные дети. 349

§ 5. Тревожные дети. 353

§ 6. Леворукий ребенок в школе. 358

Темы для самостоятельной работы. 365

Литература. 366

Раздел IV. Отрочество. 371

Глава 1. Общая характеристика возраста. 371

§ 1. Особенности психического развития. 371

§ 2. Проблема подросткового кризиса. 375

§ 3. Ценность отрочества. 379

Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми младшего

подросткового возраста. 380

§ 1. Задачи развития. 380

§ 2. Начало обучения в средних классах школы. 381

§ 3. Формирование умения учиться в средней школе. 385

§ 4. Психологическая помощь при трудностях в учении. 387

Глава 3. Основные направления работы психолога в среднем

подростковом возрасте. 393

§ 1. Задачи развития. 393

§ 2. Развитие и укрепление чувства взрослости. 394

§ 3. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки,

чувства собственного достоинства. 404

§ 4. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации

образования . 412

§ 5. Развитие интересов. 415

Глава 4. Основные направления работы психолога в старшем

подростковом возрасте. 418

§ 1. Задачи развития. 418

§ 2. Развитие общения со сверстниками. 419

§ 3. Развитие воли. 430

§ 4. Развитие мотивационной сферы. Овладение способами

регуляции эмоциональных состояний. 434

§ 5. Развитие воображения. 437

Глава 5. Психологические проблемы отрочества как пубертатного

периода развития. 439

§ 1. Созревание организма. 439

§ 2. Функциональные возможности и состояния. Развитие

моторной и речевой сфер. 439

§ 3. Самооценка внешности, «физическое я». 443

§ 4. Сексуальное развитие. 444

Глава 6. Подростки «группы риска». 448

§ 1. Проблема «группы риска» среди подростков. 448

§ 2. Дебюты психических заболеваний у подростков. 451

§ 3. Подростки с акцептуациями характера и психопатиями. 453

§ 4. Невротическое развитие личности у подростков. 457

§ 5. Употребление психоактивных веществ и химическая

зависимость у подростков. 458

§ 6. Подростки с цсрсбрастеническими явлениями. 463

§ 7. Суицидальное поведение подростков. 464

§ 8. Подростки из дисфункциональных семей. 467

§ 9. Проблемы, связанные с сексуальным развитием. 469

Темы для самостоятельной работы. 472

Раздел V. Ранняя юность. 478

Глава 1. Общая характеристика возраста. 479 )

§ 1. Особенности психического развития. 479 г

§ 2. Ценность ранней юности и задачи развития. 484 \

Глава 2. Проблемы личностного развития на разных этапах раннего

юношеского возраста. 486

§ 1. Выбор формы обучения и образа жизни в юношеском

§ 2. Социально-психологическая адаптация в новой группе. 489

§ 3. Установка на продление моратория. 490

1 лава 3. Временная перспектива будущего и профессиональное

§ 1. Обращенность в будущее — аффективный центр жизни

в ранней юности. 491

§ 2. Жизненные цели и психологическое здоровье. 493

§ 3. Временная перспектива будущего и профессиональное

Глава 4. Юноши и девушки «группы риска». 505

§ 1. Возможные вариации взросления. 505

§ 2. Аддиктивное поведение. 506

§ 3. Юношеская сексуальность. 511

§ 4. Асоциальное поведение. 518

Темы для самостоятельной работы. 528

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 221 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

studopedia.su
CATEGORIES
Share This