Депрессия у детей

Депрессия у детей и подростков

В последнее время в прессе все чаще стали появляться сообщения о случаях самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это длительно протекающее состояние. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.

Замкнутость и отсутствие друзей иногда может наблюдаться также при онанизме, когда дети стараются уединиться, избежать посторонних глаз. Частые перепады настроения могут наблюдаться при приеме ребенком наркотических веществ. В этом случае обращают на себе и другие признаки наркомании: предпочтение ношения одежды с длинными рукавами, светобоязнь, повышенная раздражительность, не способность сконцентрировать внимание на одном занятии (неусидчивость), обнаружение шприцов, иголок, непонятных пакетиков.

Для уточнения диагноза необходима обязательная консультация психиатра. В школах необходимо наличие психологов, которые бы динамически наблюдали детей, и к которым, в случае необходимости, дети могли обратиться за советом. Так же психолога необходимо посещать детям из группы риска по развитию депрессии вне зависимости от состояния. Это поможет избежать развития тяжелой симптоматики, и позволит детям найти собеседника, с которым можно поделиться тайнами и получить совет.

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные масли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

При более легких формах заболевания лечение можно проводить в домашних условиях. Ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, ходить в магазин за покупками.

Так же в амбулаторных условиях можно применять такой препарат, как тенотен. Тенотен является гомеопатическим препаратом, который блокирует некоторые белки головного мозга. Хорошо снижает чувство тревоги, улучшает сон, нормализует аппетит. Препарат способствует улучшению концентрации внимания, нормализации памяти.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты: амитриптилин, пиразидол, азафен. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка.

Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния, поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.

Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Врач педиатр Литашов М.В.

Саламандра, не парься, ты не всегда будешь ребенком. Подрастешь и сменишь имя. время летит быстро

в голове один вопрос

Важно знать! Ученые в Израиле уже нашли способ растворения холестериновых бляшек в кровеносных сосудах специальным органическим веществом AL Protector BV, которое выделяется из бабочки.

  • Главная
  • Заболевания
  • Психические расстройства
  • Депрессия у детей и подростков

© 2018 Причины, симптомы и лечение. Журнал Медикал

Депрессия у ребенка

Странным становится рассмотрение вопроса о депрессии у ребенка. Принято считать детство самым беззаботным и приятным периодом жизни. На самом деле существует множество ситуаций, подтверждающих наличие детской депрессии. Причин выделяется много, как и методов лечения, которые помогают в устранении симптомов и признаков болезни.

В редких случаях речь идет о генетической предрасположенности ребенка к депрессии. Зачастую угнетенное настроение является следствием каких-то факторов, которые отмечаются в жизни ребенка. Это позволяет быстро излечить детей от депрессивного расстройства, которое негативно сказывается на их успеваемости, психическом развитии, становлении и пр.

Самая важная роль в лечении детей от депрессии отводится родителям. В большинстве случаев психологи отмечают ошибку в родительском воспитании или поведении, что и приводит к детской депрессии. Поскольку малыши не способны противостоять своим мамам и папам, именно взрослые люди должны взять ответственность за то, чтобы создавать комфортные условиях для своих чад.

Благоприятная обстановка в семье – залог здорового развития ребенка, несмотря на то, что в большом мире его будут подстерегать опасности и неприятные ситуации.

Независимо от того, что рассматривается расстройство, которое проявляется у детей, оно является таким же психическим отклонением, как и у взрослых. Что такое депрессия у ребенка? Это психологическое расстройство, которое проявляется в виде эмоциональных нарушений. Невнимательные родители и учителя могут воспринять депрессию за лень, эгоизм, плохой характер или пессимизм. На самом деле то, что видят окружающие, является лишь симптомом нераспознанной депрессии.

Депрессивное состояние не понимается самим ребенком. Он пока с ним не знаком и не может самостоятельно понять, какой вред оно ему причиняет. Вот почему ответственность за выявление и обращение за психологической помощью перекладывается на родителей и учителей/воспитателей. Это взрослые люди, постоянно контактирующие с ребенком, должны распознать в его плохом настроении депрессию.

Чем раньше приступят к лечению детской депрессии, тем быстрее ребенок вернется в здоровое психическое состояние. Процесс обратим. И он происходит так быстро, как скоро родители обеспечили ребенка психологической помощью. Предварительную консультацию по распознаванию и оказанию поддержки родители могут получить на сайте психологической помощи psymedcare.ru. В некоторых случаях родители могут предоставить ребенку ту самую поддержку, которой станет достаточно для выздоровления чада.

На сегодняшний день психотерапевты обладают многочисленными методиками по избавлению ребенка от депрессии. В большинстве случаев назначается исключительно психотерапия без приема лекарств.

Многие читатели могут не верить в то, что у детей развиваются депрессивные расстройства. Данное заблуждение ставит их детей в опасное положение, поскольку сами малыши не способны понять, что с ними происходит, и попросить о помощи, а взрослые не верят в депрессивное состояние, которое у ребенка развивается. Неадекватное поведение родителей позволяет депрессии усугубляться, что вскоре выливается в такие естественные симптомы, как:

Чем старше становится ребенок, тем больше он маскирует свою депрессию различными способами, поскольку взрослые не воспринимают ее адекватно и даже могут наказывать за нее. Здесь развиваются:

  • Неуспеваемость в школе.
  • Агрессивное поведение.
  • Замкнутость.
  • Тревожность.
  • Нарушенные отношения со сверстниками.
  • Различные страхи и комплексы.

перейти наверх

Родителей может интересовать вопрос, по каким причинам у ребенка развивается депрессия. Попробуем обозначить распространенные причины:

Симптомы депрессии у детей

Депрессия у детей проявляется той же триадой симптомов, что и у взрослых:

  • Малая активность.
  • Снижение мышления.
  • Подавленное настроение.

Следует быть внимательными к поведению своего ребенка. Любые изменения следует отмечать. Если возникают симптомы депрессии, то незамедлительно обращайтесь за помощью. Обратите внимание на следующее:

  1. Ребенок резко прибавляет или снижается в весе.
  2. Ребенок большую часть дня находится в подавленном настроении, тоскует, подавлен, чувствует пустоту.
  3. В поведении ребенка отмечается заторможенность или возбужденность.
  4. Ребенок прекратил интересоваться прежними занятиями и увлечениями.
  5. У ребенка отмечается нарушение сна: он либо долго не может заснуть, либо быстро засыпает, но часто просыпается.
  6. Ребенок кажется усталым и бессильным.
  7. Ребенок не прикасается к еде, что отмечается в нескольких эпизодах.
  8. Ребенок выглядит озабоченным, виноватым, стыдливым.
  9. Ребенок становится невнимательным, рассеянным, «туго» мыслит.
  10. У ребенка пропадает желание общаться.
  11. Возникают при общении с ребенком идеи и темы о самоубийстве, смерти и пр.

С утра ребенок может чувствовать себя хорошо и весело. Однако в течение дня настроение падает, что сильно заметно в вечерние часы. Ребенок жалуется на различные проблемы в отношениях с одноклассниками, друзьями, успеваемости в школе и т. д. Он может говорить о наличии у него головных болей. Если настроение у него и повышается, то длится недолго.

Подвижность ребенка также снижается. Он предпочитает лежать или сидеть в одной позе. Его речь становится тихой, короткой, без использования разнообразных слов. Ему трудно отвечать на вопросы, соображать, даже фантазировать.

Мысли о самоубийстве возникают лишь по истечении длительного времени с момента появления депрессии. Опасность заключается в том, что ребенок может попробовать осуществить свою затею, особенно если в его жизни произойдет некое травмирующее событие, которое станет пусковым механизмом.

Психологи рекомендуют родителям изучить тему депрессии и внимательно относиться к своим детям. Это позволит на ранних этапах выявить признаки данного состояния у детей:

  • Трудности в общении с другими детьми и близкими.
  • Изменение привычек в еде и во сне.
  • Трудности в выполнении обязанностей и повседневных дел.
  • Трудности в общении со старшими.
  • Появление низкой самооценки.
  • Плохая успеваемость и прогулы в школе.
  • Раздражение и злость.
  • Забывчивость и невнимательность.
  • Пристрастие к алкоголю или наркотикам.
  • Потеря интереса к прежним увлечениям и общению с друзьями.
  • Чувство вины и неуверенность в себе.
  • Пессимизм и постоянная грусть.
  • Вялость, отсутствие энтузиазма.
  • Неадекватная реакция на критику.
  • Появление зубной или головной боли.
  • Появление безнадежности, подавленности, беспомощности, тревоги.

Появление панических приступов и галлюцинаций на фоне бессонницы может привести к последней стадии депрессии – самоубийству. Если ребенок не получит помощи, то может случиться непоправимое. Родителям следует знать о следующем:

  1. В группу риска попадают подростки от 15 до 24 лет и дети от 5 до 14 лет.
  2. В состоянии депрессии возникновение мыслей о самоубийстве возрастает в 30 раз.
  3. Перед совершением суицида человек вдруг становится очень веселым: это говорит о том, что решение убить себя уже принято, что снимает напряжение.
  4. Более склонны к самоубийству подростки, употребляющие алкоголь и наркотики.

Помимо признаков депрессии, родителям следует уделять внимание общению с ребенком. Это значительно может снизить депрессивное состояние и его проявления. Если необходима помощь, то можно начать с обращения к школьному психологу. В противном случае уже понадобится специализированная психиатрическая помощь.

Тяжелые депрессивные состояния лечатся исключительно в стационарном режиме под присмотром психиатра. Только легкие формы депрессии у детей могут проходить лечение в домашних условиях. Как именно это будет происходить, должен контролировать детский психолог, который может назначить Адаптол – улучшающее настроение лекарство, которое снимает сонливость, повышает аппетит и настроение, снимает соматические признаки.

Другими медикаментами могут стать:

  • Тенотен – гомеопатическое лекарство.
  • Антидепрессанты, которые назначаются только врачом.

Ребенок продолжает вести обычный образ жизни, при этом проходит лечение. Он ходит в школу, в магазин за покупками, выполняет домашние дела и пр. Самым главным здесь становится поведение родителей, которые должны создать ребенку благоприятные условия в их семье?

  1. Принимать нужды и мнение ребенка.
  2. Повышать его самооценку.
  3. Позволять выражать свои чувства.
  4. Учить решать различные трудные проблемы.
  5. Обучать конструктивному влиянию на сложные ситуации.
  6. Не переутомлять различными заданиями и работами.
  7. Позволять отдыхать.
  8. Позволять гулять на свежем воздухе.

Вместе с психологом ребенок обучается решению своих проблем, которые его беспокоят. Восстанавливается его эмоциональный фон и общее настроение за счет различных методик: арт-терапия, музыкотерапия, ролевые игры и пр. Полезным будет прохождение групповых занятий, где вместе с ребенком психолог будет работать и с его родителями.

Детская депрессия является не менее опасной, чем взрослая. Итог может быть печальным, если родители игнорируют состояние своего ребенка – речь идет о суициде. Чтобы не доводить до летального финала, следует уделять внимание общению и занятиям вместе с ребенком.

Родителям следует знать, что у одного из 33 детей проявляется депрессия. Склонными к ней становятся дети, находящиеся в психотравмирующей ситуации, под психологическим давлением или имеющие расстройство внимания. После выздоровления от глубокой депрессии ребенок снова может в нее впасть, если в течение 5 лет возникнет соответствующая стрессовая ситуация.

Статьи из этой же рубрики:

    Как повысить самооценку женщине и девушке? Самооценка сказывается на качестве жизни человека. Чем она выше, тем больше.

Вся информация, размещенная на страницах сайта является собственностью ее авторов и владельцев проекта. Копирование информации без активной обратной ссылки на сайт Psymedcare.ru строго ЗАПРЕЩЕНО и преследуется по 146 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации и Международным законом об авторских правах.

Внимание! Убедительная просьба не воспринимать справочную информацию сайта как указания к действию в лечении того или иного заболевания. Для постановки точного диагноза и лечения необходимо обращаться к специалистам.

Лечение депрессии у детей и подростков

Вопросу о лечении депрессии у детей раньше не придавали особого значения, считая, что дети не переживают столь глубоких депрессивных состояний, какие бывают у взрослых. Однако рост количества суицидов, совершенных детьми и подростками в последние годы, заставил психотерапевтов по-другому взглянуть на проблему.

Депрессия у детей и подростков явление довольно распространенное, но не всегда распознаваемое. Возможно, из-за элементарного невнимания к детским проблемам, а может и потому, что дети больше чем взрослые склонны скрывать чувства и замыкаться в себе. Депрессивные состояния проявляются многочисленными устойчивыми симптомами, такими как подавленное настроение, негативные жизненные установки, нарушения поведения, мышления, снижение физической активности.

Ранее специалисты считали, что дети до 12 лет депрессией не страдают. Однако выяснилось, что такому состоянию могут быть подвержены даже дети до года, но в каждом возрасте заболевание проявляется по-своему.

Причины депрессии у детей всегда связаны с внешними негативными факторами, чаще всего механизм запускается под влиянием проблем социально-психологического характера:

Иногда родители, чаще мать, проявляют к ребенку сверхопеку. Дети, которых чрезмерно опекают, в будущем плохо адаптируются в обществе и окружающем мире. Лишенные материнской поддержки, они не способны принимать решения и абсолютно беспомощные.

Дети из неполных семей страдают от недостатка родительской заботы, лишены возможности делиться проблемами, получать советы от обоих родителей. Ребенок сам вынужден нести груз своих проблем, который иногда оказывается непосильным.

Если ребенок живет в полной семье, но постоянно находится в конфликтной ситуации, то начитает думать, что его жизнь – обуза для родных, возможно, без него родителям было бы лучше, что все проблемы из-за него.

Частые переезды также не идут на пользу психике ребенка. Дети нуждаются в друзьях, которым они могут довериться, общаться. Если родители часто переезжают у ребенка длительное время не сформируется полноценный круг общения. Он будет ограждать себя от новых привязанностей, боясь вновь потерять друзей.

Многие дети впадают в депрессию из-за проблем в школе. Современная система образования перегружает детей, не все успешно справляются с учебным процессом. Плохие оценки формируют мнение одноклассников о ребенке, снижают самооценку, изолируют от сверстников.

В поисках альтернативных источников самоутверждения дети находят утешение в онлайн-общении в Интернете. Им на помощь приходят ролевые онлайн-игры, в которых можно быть каким угодно: сильным, уверенным, бесстрашным. Онлайн-игры – основные причины сужения круга интересов. Создавая иллюзию самоутверждения, они замещают ребенку реальное взаимодействие с людьми, где нужно прилагать усилия, соблюдать правила. Хрупкая детская психика прячется в виртуальной реальности, стараясь подавить угнетенное депрессивное состояние, но в результате лишь усугубляет его.

В подростковом возрасте основные причины возникновения депрессии – гормональные изменения в организме. Переизбыток гормонов провоцирует агрессивный настрой у подростков. Период гормонального созревания – время активной социализации и самоутверждения детей. Более активные подростки с твердой самооценкой становятся лидерами, диктуют моду и образ жизни. Если другие не соответствуют критериям, то не попадают в круг общения, становятся изгоями. У отвергнутого сверстниками подростка появляется ощущение отчужденности, возникает комплекс «гадкого утенка».

В подростковом возрасте наступает пора первых сексуальных экспериментов. Если родители не смогли или не успели привить ребенку адекватное сексуальное воспитание, первые сексуальные контакты могут шокировать и разочаровать подростка.

Под словом воспитание имеется в виду не запреты и попытки подавить пробуждающуюся сексуальность, а осознанное понимание, что ребенок повзрослел и нужно обучить его строить нормальные отношения, соответствующие возрасту ребенка. Подросток имеет право обладать достаточным уровнем информированности о сексе, чтобы этот аспект жизни не вызвал у него негативной реакции. Отсутствие полового воспитания позволяет ребенку совершать ошибки, негативно сказывается на самооценке, ведет к замкнутости, депрессии.

Хронические стрессы – частые и самые вероятные причины депрессии у детей и подростков. Ребенок и так озабочен личностными проблемами, успеваемостью в школе, отношениями со сверстниками, самореализацией, поэтому каждый сильный стресс переживается очень болезненно. Депрессивные состояния вполне ожидаемы, если в семье происходит развод, при болезни или смерти одного близких людей, ссоре с родителями или друзьями.

Если видимые причины социальной дисгармонии отсутствуют, депрессию связывают с нарушением нормального течения биохимических процессов в мозге.

Известно, что дети, которые перенесли гипоксию, получили родовые травмы, становятся особо чувствительными к климатическим изменениям и страдают сезонными депрессиями. Основные физиологические причины депрессии – гипоксия, асфиксия, энцефалопатия и внутриутробные инфекции у новорожденных.

Признаки депрессии у детей проявляются ощущением всеобъемлющей печали и осознанием бессмысленности происходящего, возможно возникновения мыслей о самоубийстве.

Признаки депрессии обнаруживаются уже в возрасте 6-месяцев, в ситуациях, когда ребенка надолго изолируют от матери – аналитическая депрессия.

У ребенка до года при аналитической депрессии наблюдают: отрешенность, вялость, психомоторную заторможенность, отказ от установления контакта, двигательное беспокойство, плач, крик, отсутствие аппетита, нарушения сна, рвота, повышение температуры. Случаи депрессии у детей до года редки. Заболеванию в основном подвержены дети в возрасте 12-16 лет.

Классические признаки депрессии:

Методы диагностики

Диагностика депрессии у детей и подростков проходит с применением специальных опросников, но золотой стандарт – клиническое интервью, проведенное специалистом с ребенком и его родителями, знакомыми, которые замечали развитие заболевания. В целях ознакомления приводим популярные опросники, используемые при диагностике депрессивных состояний:

Лечение легких форм депрессии у детей проводят дома. Ребенку, который проходит курс лечения, полезно оставаться в привычной обстановке, посещать школу, выполнять домашнюю работу, например, сходить за продуктами в магазин.

Тяжелые случаи заболевания, сопровождаемые попытками суицида или мыслями о самоубийстве, лечить нужно только в условиях стационара.

Глубокая депрессия у детей лечится антидепрессантами. Наиболее оптимальный препарат – Адаптол. Дети хорошо переносят препарат, сонливости и побочных эффектов не возникает. Лекарство способствует нормализации сна, настроения, дает возможность усилить сопротивление организма стрессам и вывести ребенка из состояния депрессии.

Также применяется лекарство тенотен – гомеопатический препарат, снижающий ощущение тревоги, нормализующий сон и аппетит. Тенотен улучшает концентрацию внимания, нормализует память.

Чтобы вывести ребенка из тяжелой депрессии назначают дозировки амитриптилина, азафена, пиразидола, которые нужно употреблять только в условиях стационара под контролем врача.

Когнитивная поведенческая психотерапия помогает побороть эмоциональный стресс, снять негативное настроение, помочь адаптироваться в социуме и вывести из депрессивного состояния.

Индивидуальная психотерапия учит ребенка не скрывать свои переживания, раскрываться людям, говорить о проблемах и побороть их. Если депрессия у детей была вызвана внутрисемейными отношениями, семейная психотерапия помогает родителям установить нормальное общение с ребенком.

Лечение депрессии у детей завершится успехом, только если будут позитивные изменения в семье. Родителям нужно научиться принимать своего ребенка, понять его потребности и интересы, не перекладывая на него своих шаблонов и ожиданий.

Депрессия у детей и подростков ведет к снижению самооценки, трудностям в общении с родителями, педагогами, сверстниками. Но только родители могут оказать нужную ребенку поддержку и понимание. Только родители достаточно хорошо знают своих детей и должны помочь им побороть трудности, стать «посредниками» между ребенком и окружающей средой.

Пока ребенок не избавится от гнетущего состояния, нужно поговорить с педагогами, предупредить о трудном жизненном периоде, попросить толерантного отношения к ребенку. Также нужно попросить учителей сохранить проблемы ребенка в секрете, чтобы ровесники не узнали о болезни. Лишние насмешки принесут дополнительный стресс.

Депрессивное состояние делает человека ранимым, он ощущает собственную ненужность, неуклюжесть, непохожесть на остальных. Одно небрежно брошенное слово в сторону ребенка может усугубить состояние депрессии, поэтому таких ситуаций лучше не допускать.

Периоды обострения должны сопровождаться повышенным вниманиям к ребенку. Родителям рекомендуется следить за тем, как они высказываются в сторону ребенка, своими словами и поведением показывать, что он самый лучший, любимый и нужный. Такое отношение оказывает целебный эффект и помогает быстрее вывести ребенка из депрессии.

Прогноз

Если подросток однажды впал в депрессию, то появляется высокая вероятность, что депрессия повторится через некоторое время:

  • 25% детей вновь впадают в состояние депрессии спустя год;
  • 40% — спустя 2 года;
  • 70% — спустя 5 лет.

Возможно развитие биполярного расстройства личности, маниакально депрессивный психоз наблюдался у 20-40% детей с хроническими депрессиями, особенно если имеют место случаи наследственности.

Источники:
Депрессия у детей и подростков
Причины депрессии у детей и подростков, ее симптомы и лечение
http://www.medicalj.ru/diseases/psychiatrics/103-children-depression
Депрессия у ребенка
Существуют причины, которые могут повлечь депрессию у ребенка. Тревожные признаки и симптомы необходимо подвергать лечению.
http://psymedcare.ru/depressiya-rebenka
Лечение депрессии у детей и подростков
Депрессия у детей и подростков ведет к снижению самооценки, трудностям в общении с родителями, педагогами, сверстниками. Лечение, симптомы, причины, психотерапия
http://lecheniedetej.ru/psixologiya/depressiya.html

CATEGORIES