Деловое общение лекции

Деловое общение Лекция Федорчук Л.С. Томск 2013. Оглавление 1.Понятие делового общения. 1.Понятие делового общения. 2. Предмет и задачи делового общения. – презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемБогдан Титухин

Презентация на тему: ” Деловое общение Лекция Федорчук Л.С. Томск 2013. Оглавление 1.Понятие делового общения. 1.Понятие делового общения. 2. Предмет и задачи делового общения.” — Транскрипт:

1 Деловое общение Лекция Федорчук Л.С. Томск 2013

2 Оглавление 1.Понятие делового общения. 1.Понятие делового общения. 2. Предмет и задачи делового общения. 2. Предмет и задачи делового общения. 3.Функции делового общения. 3.Функции делового общения. 4.Виды делового общения: 4.Виды делового общения: познавательное; познавательное; убеждающее; убеждающее; экспрессивное; экспрессивное; суггестивное; суггестивное; ритуальное. ритуальное.

3 Понятие делового общения Деловое общение – это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: Деловое общение – это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной; производственной; научной; научной; педагогической; педагогической; прочей. прочей. Партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого. Партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого.

4 Понятие делового общения Не получить того, что ты хочешь, – почти то же самое, что не получить совсем ничего. Не получить того, что ты хочешь, – почти то же самое, что не получить совсем ничего. Аристотель Аристотель

5 Предмет и задачи делового общения Предмет делового общения – конкретная деятельность (дело). Предмет делового общения – конкретная деятельность (дело). Предмет ДО Деятельность

6 Основные задачи делового общения Продуктивное сотрудничество. Продуктивное сотрудничество. Стремление к сближению целей. Стремление к сближению целей. Улучшение партнерских отношений. Улучшение партнерских отношений.

7 Функции делового общения Инструментальная функция – Инструментальная функция – характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятого решения, коммуникативного намерения. характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятого решения, коммуникативного намерения. ·

8 Функции делового общения 1.Инструментальная 1.Инструментальная 2.Интегративная 2.Интегративная 3.Самовыражения 3.Самовыражения 4.Трансляционная 4.Трансляционная 5.Социализации 5.Социализации 6.Экспрессивная 6.Экспрессивная 1.Управление 1.Управление 2.Объединение 2.Объединение 3.Демонсрация личностного потенциала 3.Демонсрация личностного потенциала 4.Передача 4.Передача 5.Расширение социального опыта 5.Расширение социального опыта 6.Выражение эмоций 6.Выражение эмоций

9 Функции делового общения Интегративная функция – используется как средство объединения деловых партнеров, специалистов и исполнителей для совместного коммуникативного процесса, решения задачи, генерирования идей, выработки совместного договора и проч. Интегративная функция – используется как средство объединения деловых партнеров, специалистов и исполнителей для совместного коммуникативного процесса, решения задачи, генерирования идей, выработки совместного договора и проч. ·

10 Функции делового общения Функция самовыражения – позволяет самовыразиться, самоутвердиться, продемонстрировать свой личностный, интеллектуальный и психологический потенциал. Функция самовыражения – позволяет самовыразиться, самоутвердиться, продемонстрировать свой личностный, интеллектуальный и психологический потенциал.

11 Функции делового общения Трансляционная функция – служит для передачи: Трансляционная функция – служит для передачи: конкретных способов деятельности; конкретных способов деятельности; оценок; оценок; мнений; мнений; суждений; суждений; и проч. и проч.

12 Функции делового общения Функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности, а в некоторых случаях (например, когда речь идет о коммерческой тайне) и речевых высказываний участников делового взаимодействия. Функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности, а в некоторых случаях (например, когда речь идет о коммерческой тайне) и речевых высказываний участников делового взаимодействия. ·

13 Функции делового общения Функция социализации – развитие навыков культуры делового общения, делового этикета. Функция социализации – развитие навыков культуры делового общения, делового этикета.

14 Функции делового общения Экспрессивная функция – с помощью этой функции деловые партнеры стремятся выразить и понять эмоциональные переживания друг друга, чаще всего выражающиеся через невербальные средства. Экспрессивная функция – с помощью этой функции деловые партнеры стремятся выразить и понять эмоциональные переживания друг друга, чаще всего выражающиеся через невербальные средства.

15 Виды делового общения Специалисты в сфере общения различают пять видов делового общения: Специалисты в сфере общения различают пять видов делового общения: познавательное; познавательное; убеждающее; убеждающее; экспрессивное; экспрессивное; суггестивное; суггестивное; ритуальное. ритуальное.

16 Виды делового общения Для каждого из видов общения характерны: Для каждого из видов общения характерны: свои цели; свои цели; ожидаемый результат; ожидаемый результат; условия организации; условия организации; коммуникативные формы; коммуникативные формы; коммуникативные средства. коммуникативные средства.

17 Познавательное общение Познавательное общение Цели: Цели: расширить информационный уровень партнера; расширить информационный уровень партнера; передать необходимую для профессиональной деятельности информацию; передать необходимую для профессиональной деятельности информацию; прокомментировать инновационные сведения. прокомментировать инновационные сведения.

18 Условия организации коммуникации 1.Учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров. 1.Учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров. 2. Учет их индивидуальных установок на получение новой информации. 2. Учет их индивидуальных установок на получение новой информации. 3. Учет интеллектуальных возможностей для переработки, понимания и восприятия информации. 3. Учет интеллектуальных возможностей для переработки, понимания и восприятия информации.

19 Коммуникативные формы Устные: лекции, семинары, доклады, информационно-аналитические сообщения, беседы и консультации, уроки, отчеты. Устные: лекции, семинары, доклады, информационно-аналитические сообщения, беседы и консультации, уроки, отчеты. Письменные работы: рефераты, контрольные, курсовые, дипломные, проектные работы. Письменные работы: рефераты, контрольные, курсовые, дипломные, проектные работы. Они позволяют оценить степень освоения теории вопроса, видео и телевизионных обучающих передач. Они позволяют оценить степень освоения теории вопроса, видео и телевизионных обучающих передач.

20 Коммуникативные средства и технологии: комментарий, аргументация и доказательство; комментарий, аргументация и доказательство; характеристика причинно- следственных связей, сравнительный анализ; характеристика причинно- следственных связей, сравнительный анализ; рациональное структурирование информации; рациональное структурирование информации; речевая культура и ораторское мастерство. речевая культура и ораторское мастерство.

21 Ожидаемый результат 1.Освоение новой информации. 1.Освоение новой информации. 2.Применение информации в практической деятельности. 2.Применение информации в практической деятельности. 3.Внедрение инноваций. 3.Внедрение инноваций. 4.Саморазвитие. 4.Саморазвитие.

22 Убеждающее общение Цели. Цели. 1.Вызвать у деловых партнеров определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; 2.Убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия; 1.Вызвать у деловых партнеров определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; 2.Убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия; 3.Сделать партнеров своими единомышленниками. 3.Сделать партнеров своими единомышленниками.

23 Условия организации коммуникации 1.Опора на восприимчивость партнера. 1.Опора на восприимчивость партнера. 2.Опора на личностную мотивацию партнера. 2.Опора на личностную мотивацию партнера. 3.Опора на интеллектуально- эмоциональную культуру партнера. 3.Опора на интеллектуально- эмоциональную культуру партнера.

24 Коммуникативные средства и технологии 1.Аргументация, демонстрация и доказательство. 1.Аргументация, демонстрация и доказательство. 2.Разъяснение и сравнительный анализ. 2.Разъяснение и сравнительный анализ. 3.Факты, цифры и примеры, свидетельствующие о преимуществах. 3.Факты, цифры и примеры, свидетельствующие о преимуществах. 4.Опора на эмоциональный настрой партнера и включение его основной и ведущей систем восприятия с помощью вербальных и невербальных ключей доступа. 4.Опора на эмоциональный настрой партнера и включение его основной и ведущей систем восприятия с помощью вербальных и невербальных ключей доступа. 5.Учет контраргументации и критического настроя партнера. 5.Учет контраргументации и критического настроя партнера. 6.Психологические приемы присоединения, создание атмосферы доверия. 6.Психологические приемы присоединения, создание атмосферы доверия.

25 Ожидаемый результат 1.Привлечение партнера на свою позицию. 1.Привлечение партнера на свою позицию. 2.Изменение личностных установок, взглядов, убеждений партнера. 2.Изменение личностных установок, взглядов, убеждений партнера. 3.Переориентация целей партнера. 3.Переориентация целей партнера.

26 Экспрессивное общение Экспрессивное общение Цели Цели 1.Сформировать у партнера психоэмоциональный настрой; 1.Сформировать у партнера психоэмоциональный настрой; 2.Передать свои чувства, переживания. 2.Передать свои чувства, переживания. 3.Побудить к необходимому социальному действию. 3.Побудить к необходимому социальному действию.

27 Условия организации коммуникации: 1.Опора на эмоциональную сферу партнера. 1.Опора на эмоциональную сферу партнера. 2.Использование художественно- эстетических средств воздействия на сенсорные каналы делового партнера. 2.Использование художественно- эстетических средств воздействия на сенсорные каналы делового партнера.

28 Коммуникативные формы 1.Речи по специальному поводу. 2.Презентации. 1.Речи по специальному поводу. 2.Презентации. 3.Беседы и собрания, митинг. 3.Беседы и собрания, митинг. 4.Рассказ о ситуации, о фирме, о человеке. 4.Рассказ о ситуации, о фирме, о человеке. 5.Брифинг, мозговой штурм, демонстрация видео- и кинофрагментов. 5.Брифинг, мозговой штурм, демонстрация видео- и кинофрагментов. 6.Анализ потенциальных проблем, возможных последствий; лозунги и призывы. 6.Анализ потенциальных проблем, возможных последствий; лозунги и призывы.

29 Коммуникативные средства и технологии 1.Аудио-, видео- и художественные средства. 1.Аудио-, видео- и художественные средства. 2.Краткость речевых конструкций. 3.Эмоционально окрашенный, образный лексикон. 2.Краткость речевых конструкций. 3.Эмоционально окрашенный, образный лексикон. 4.Актерское мастерство:голос, взгляд, демонстративный характер поз. 4.Актерское мастерство:голос, взгляд, демонстративный характер поз. 5.Яркость жестикулирования, интонирования, мимики. 5.Яркость жестикулирования, интонирования, мимики. 6.Ситуативная обусловленность информации, опора на актуальные потребности слушателей. 6.Ситуативная обусловленность информации, опора на актуальные потребности слушателей. 7.Искренность демонстрируемых чувств. 7.Искренность демонстрируемых чувств.

30 Ожидаемый результат 1.Изменение настроя партнера. 2.Провоцирование необходимых чувств: сострадания, сопереживания. 3.Вовлечение партнера в конкретные акции и действия. 1.Изменение настроя партнера. 2.Провоцирование необходимых чувств: сострадания, сопереживания. 3.Вовлечение партнера в конкретные акции и действия.

31 Суггестивное общение Цель. Цель. Оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения его мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения. Оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения его мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения.

32 Условия организации коммуникации 1.Внушаемость партнера (суггерента). 1.Внушаемость партнера (суггерента). 2. Недостаточная информированность, недостаточная критичность партнера. 2. Недостаточная информированность, недостаточная критичность партнера. 3.Слабый уровень контрсуггестии. 3.Слабый уровень контрсуггестии. 4.Высокий авторитет суггестора (осуществляющего внушение). 4.Высокий авторитет суггестора (осуществляющего внушение). 5. Создание атмосферы доверительности. 5. Создание атмосферы доверительности.

33 Коммуникативные формы 1.Беседа 1.Беседа 2.Митинг. 2.Митинг. 3.Речь-напутствие. 3.Речь-напутствие. 4.Пресс- конференция. 4.Пресс- конференция. 5.Брифинг. 5.Брифинг. 6.Дебаты. 6.Дебаты. 7.Реклама. 7.Реклама. 8.Собрание. 8.Собрание. 9. Консультация. 9. Консультация. 10. Тренинг. 10. Тренинг.

34 Коммуникативные средства и технологии 1.Разъяснение внушаемых установок. 2.Управление эмоциональным напряжением. 1.Разъяснение внушаемых установок. 2.Управление эмоциональным напряжением. 3.Внушение через приемы. 3.Внушение через приемы. 4.Идентификация, ссылки на авторитет. 4.Идентификация, ссылки на авторитет. 5.Персонификация 6.Предупреждение, угроза, шантаж. 7.Психологический террор и другие приемы манипулирования. 8.Интонационное стимулирование и др. 5.Персонификация 6.Предупреждение, угроза, шантаж. 7.Психологический террор и другие приемы манипулирования. 8.Интонационное стимулирование и др.

35 Ожидаемый результат: 1.Изменение поведения партнера. 1.Изменение поведения партнера. 2.Смена установок, ценностных ориентаций. 2.Смена установок, ценностных ориентаций.

36 Ритуальное общение Цель Цель 1.Закрепить и поддержать конвенциональные отношения в деловом мире. 1.Закрепить и поддержать конвенциональные отношения в деловом мире. 2.Обеспечить регуляцию социальной психики в больших и малых группах людей. 2.Обеспечить регуляцию социальной психики в больших и малых группах людей. 3.Сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые. 3.Сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые.

37 Условия организации коммуникации 1.Ритуальный (церемониальный) характер акций. 1.Ритуальный (церемониальный) характер акций. 2.Художественно оформленная пространственная среда. 2.Художественно оформленная пространственная среда. 3.Соблюдение конвенций. 3.Соблюдение конвенций. 4.Праздничное или адекватное ситуации ритуала настроение. 4.Праздничное или адекватное ситуации ритуала настроение. 5.Опора на национальные, территориальные, профессиональные традиции и нормы общения. 5.Опора на национальные, территориальные, профессиональные традиции и нормы общения.

38 Коммуникативные формы: рамочная 1.Торжественная, траурная речи. 1.Торжественная, траурная речи. 2.Речь в дружеском кругу. 2.Речь в дружеском кругу. 3.Ритуальные акты, церемонии, обряды. 3.Ритуальные акты, церемонии, обряды. 4.Праздники, посвящения, чествования. 4.Праздники, посвящения, чествования. 5.Презентации и торжественные собрания. 5.Презентации и торжественные собрания.

39 Коммуникативные средства и технологии 1.Использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический сенсорные каналы участников общения. 1.Использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический сенсорные каналы участников общения. 2. включение участников в активную массовую деятельность. 2. включение участников в активную массовую деятельность. 3.Импровизации и неординарность сюжетов при сохранении ритуальных и церемониальных тенденций. 3.Импровизации и неординарность сюжетов при сохранении ритуальных и церемониальных тенденций.

40 Ожидаемый результат 1.Формирование соответствующих ситуации общения, например чувства патриотизма, гордости, причастности и проч.. 1.Формирование соответствующих ситуации общения, например чувства патриотизма, гордости, причастности и проч.. 2.Сохранение традиций, формирование и закрепление новых ритуалов. 2.Сохранение традиций, формирование и закрепление новых ритуалов.

42 Литература 1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, с. 1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, с. 2. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: Учебник для студентов вузов/А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова; Гос. ун-т упр. – М.: ИНФРА-М, с. 2. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: Учебник для студентов вузов/А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова; Гос. ун-т упр. – М.: ИНФРА-М, с. 3. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. – М.: Экономическая литература, с. 3. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. – М.: Экономическая литература, с.

43 4. Зеленкова И.Л. Основы этики: Учебное пособие. – М.: Тетра-Система, с. 5. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, с. 6. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д., Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. – 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Ось-89, с.

44 Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. – 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Ось-89, с. 8. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Серия «Учебники ХХI века»/ Л. Д. Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс, Титова Л. Г. Деловое общение: Учеб. пособие/ Л. Г. Титова. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, с.

45 Спасибо за внимание!

Потребность ребёнка в общении со взрослыми и со сверстниками Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения Приемлемое отношение.

Стили делового общения Выполнила студентка АД – 21 Ямпольская Ирина.

К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. У НИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД.

Формы общения. Ритуальные (такие беседы характерные для обрядов, ритуалов и прочего. Люди, общаясь, придерживаются определенного речевого этикета) Личностные.

«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ» Плужникова Х.В.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ОБЩЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ – СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСТУПАЮЩИЙ, КАК : взаимодействие людей ; вид самостоятельной человеческой деятельности ; атрибут.

Что такое мастер-класс?. Какова идея, принцип мастер-класса? Я знаю как, я вас научу!

Ключевые компетенции Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция – это способность успешно отвечать на.

Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.

Что такое мастер- класс?. Технология Технология проведения мастер- класса Я знаю как, я вас научу!

ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос» «Социально-коммуникативная компетентность у дошкольников с ОНР» Выполнили педагоги 3 дошкольной группы. п. Павлово 2016.

Коммуникативная компетентность – важная профессиональная ценность современного педагога.

Программа эстетического образования воспитанников 12-16 лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Формирование универсальных учебных действий – основа успешности обучения МОУ гимназия 1 учитель английского языка Щербакова Е.В. август 2013 г. Мозг, хорошо.

Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.

Что такое мастер-класс?. Какова идея, принцип мастер-класса? Я знаю как, я вас научу!

Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.

Еще похожие презентации в нашем архиве:

MyShared.ru – крупнейшая база готовых презентаций с возможностью предпросмотра. Загружай и скачивай презентации бесплатно!

Коммуникативная компетентность – важная профессиональная ценность современного педагога.

Конспект лекций дисциплина «Технологии делового общения» Раздел «Психология делового общения» 1курс 2 семестр

Факультет туризма и гостеприимства

Кафедра философии и социально-гуманитарных знаний

Дисциплина «Технологии делового общения»

Раздел «Психология делового общения»

Рецензент Перепелкин Е.Г. доктор мед.наук профессор

Баклагина Н.Ю. Психология делового общения

Блок I Общение как социально-психологическая проблема

Тема 1 Введение. Предмет, основные категории и задачи курса «Психология делового общения».

Тема 2. Деловое общение: структура, функции и виды. Управление деловым общением.

Тема 3. Перцептивная сторона делового общения.

Тема 4. Коммуникативная сторона делового общения.

Тема 5. Психологическая культура вербального общения.

Тема 6. Невербальные особенности в процессе делового общения.

Тема 7. Интерактивная сторона делового общения.

Блок II. Деловое общение, его виды и формы.

Тема 1. Деловая беседа как основная форма делового общения.

Тема 2. Психологические аспекты переговорного процесса. Деловое совещание.

Тема 3. Психологические особенности публичного выступления.

Тема 4. Деловая дискуссия

Потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Она диктует поведение людей в не меньшей степени, чем, например, так называемые витальные (жизненно необходимые) потребности. Само по себе общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности.

Общение — сложный и многогранный процесс. Этот процесс, может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

Данное определение подчеркивает системность общения, его многофункциональность и деятельностную природу.

Общение с людьми — это наука и искусство. Здесь важны и личный опыт, и природные способности, и образование.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек». Для профессионалов деловое общение — не отвлеченная наука, а важное и необходимое звено их психологической культуры, способной при­дать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер.

В данном учебном курсе излагаются основные концепции делового общения, раскрываются главные теоретические понятия, обобщены психологические факторы, способствующие и препятствующие эффективному деловому общению.

Основными формами изучения данного курса должны быть лекции, практические занятия, решение тестов и контрольных заданий, тренингов, групповых дискуссий и деловых игр.

По окончании изучения курса студент должен:

знать историко-логические этапы становления дисциплины «Психология деловой коммуникации» в качестве самостоятельного курса и его взаимосвязь с другими отраслями знаний;

знать понятийный аппарат данной дисциплины;

широкий набор коммуникативных приемов и техник: установление контакта с собеседником, создание атмосферы доверительного общения, отработка навыков эффективного слушания, овладение приемами организации обратной связи, самопредъявления, самораскрытия и т. д. с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности;

владеть широким набором коммуникативных приемов и техник — устанавливать контакт с собеседником; создавать атмосферу довери­тельного общения; иметь навыки эффективного слушания; знать принципы организации обратной связи, самопредъявления, самораскрытия и т. д. с целью их эффективного использования в профессио­нальной деятельности;

владеть навыками использования различных видов социально-психо­логического воздействия в процессе повседневного общения и взаимодействия с людьми.

уметь пользоваться современными методами социальной психологии в анализе профессионального взаимодействия и делового общения;

уметь психологически грамотно организовывать индивидуальную деятельность, межличностное и межгрупповое взаимодействие людей.

Предмет, основные категории и задачи курса «Психология деловой коммуникации»

Объект, предмет, методы науки «Психология деловой коммуникации».

Современный руководитель, любой администратор призваны решать две важнейшие задачи: достижение хозяйственного результата и воздействие на людей, создающих этот результат. В практике современного специалиста любого профиля постоянно возникают трудности, связанные с:

неумением анализировать все компоненты своей деятельности и себя как личности и индивидуальности;

с недостаточным пониманием индивидуально-психологических особенностей партнеров;

неумением построить процесс общения с коллегами и клиентами;

неумением контролировать и управлять своими психическими состояниями;

неумением преодолевать психологические барьеры в общении и др.

Для преодоления этих трудностей необходимо владеть высокой психологической культурой.

Курс «Психология деловой коммуникации» предполагает не только ознакомить студентов с теоретическими концепциями, разработанными в психологической науке, но и сформировать у них определенные коммуникативные навыки и умения.

Эта научная и учебная дисциплина носит во многом прикладной характер. Ее цель — способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности, которая протекает не иначе, как на почве их общения друг с другом

Деловое общение, являясь одной из многих прикладных отраслей психологических знаний, тесно связано с такими отраслями, как

психология профессиональной деятельности.

Из общей психологии деловое общение активно использует, прежде всего, основные принципы и категории.

Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают:

психические, процессы (познание, эмоции, воля),

свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также

проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).

К принципам или исходным положениям психологии относятся:

принцип детерминизма — признание взаимосвязи и взаимообусловленности психических явлений как друг с другом, так и с окружаю­щей материальной средой;

принцип системности — трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;

принцип развития — признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.

Методы науки «Психология деловой коммуникации» — это приемы и спо­собы познания и исследования деловых ситуаций и тех межличностных отношений, которые формируются между деловыми партнерами. Помимо традиционных методов: наблюдения, эксперимента и тестирования, к методам науки «деловое общение» относятся:

метод системного анализа;

метод анализа конкретных деловых ситуаций;

метод деловых игр .

овладение методами психологической диагностики, умением анализировать собственные психические состояния, а также приемами описания психологических особенностей других людей, включенных в деловое общение;

выработка умений и навыков изменения, корректировки психологических состояний того или иного субъе кта путем применения специальных психологических технологий.

4. Теоретические предпосылки и основы науки «Психология деловой коммуникации».

Деловое общение как особая область знания сложилась к середине XX века, когда со всей остротой встала проблема прогнозирования дело­вых отношений и делового взаимодействия, обусловленная прежде всего объективными социально-экономическими причинами. Решающую роль в становлении теоретической основы науки «деловое общение» сыграло развитие философско-этического и психологического знания.

В русле философско-этического знания сформировались ведущие этические традиции делового общения: восточная, западноевропейская и российская. .

Этические идеи Конфуция характеризуют деловое общение как теорию «управления людьми на основе добродетели» (История китайской философии.).

Не меньший интерес в восточной традиции представляет этическое учение буддизма. Согласно основному нравственному закону буддизма, который проявляется как борьба между благородными свойствами человека и его дурными склонностями, этичное, благородное поведение в общении с другими людьми включает «правильную речь, правильное действие и правильный образ жизни».

Для западноевропейской традиции делового общения с самого начала характерна борьба двух противоположных тенденций: гуманистической и прагматично-утилитаристской.

Первая тенденция, более близкая к восточной этической традиции, утверждала принципы гуманистического делового общения. Свое начало она берет с античной философии, в которой человек выступал как высшая ценность. Гуманистическая тенденция в западноевропейской этической мысли нашла свое продолжение и в Новое время. Особенно интересно продолжены конфуцианские идеи о первенстве долга перед выгодой в работах И. Канта, определившего любого человека как «цели самой по себе».

Наиболее резкой критике прагматично-утилитаристская модель деловых отношений была подвергнута в российской философской и социологической мысли. Особенно полно эта критика присутствует в экзи­стенциальной философии (Н. Бердяев). Индивидуализму «экономического человека» Н. Бердяев противопоставляет такое межличностное общение, которое строится на основе духовной общности людей, искренности и солидарности их интересов и намерений. Для характеристики такого общения он вводит термин «коммунион» взамен термина «коммуникация», который характеризует, по мнению Н. Бердяева, лишь различные типы информационного сообщения между людьми. В социологических теориях П. Лаврова и Н. Михайловского также отстаивались идеи общественного блага, социальной справедливости и солидарности.

В становление науки «Психология деловой коммуникации» решающую роль сыграли психологические предпосылки. Они сформировались на основе фундаментальных и специальных психологических теорий. Развитие общей психологии позволило более четко обосновать предмет психологической науки и определить ее основные понятия и категории, методы и функции. Структурализм, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, деятельностный подход правления: психодинамическое, социодинамическое и интеракционистское, обосновали роль структуры личности в деловом общении. Они также установили влияние социальных детерминант на межличностные отношения и определили значение деятельности и когнитивных факторов в деловых отношениях.

Таким образом, вся история возникновения и развития этики деловых отношений помогает нам в изучении данной дисциплины, в понимании норм, правил и традиций бизнеса и управления.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

На практике часто путают или отождествляют два понятия “общение” и “отношение”. Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Наиболее простая модель общения может быть представлена следующим образом:

С1 С2

Учитывая сложность понятия “общение”, необходимо обозначить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Главным средством общения является язык.

Большое значение в процессе общения имеют знаки.

То общее содержание, которое вкладывается в данный знак, называется его значением.

Понять человека как носителя определенной культуры мы можем только уяснив значения его слов и поступков. Понять же его как индивида можно лишь учитывая и значения, и личностные смыслы его речей, жестов и т.д.

Не все знаки, с помощью которых люди (вольно или невольно) сообщают о себе ту или иную информацию, являются продуктами культуры. Некоторые из них являются естественными проявлениями организма. К ним относятся: краска, заливающая лицо, или, напротив, внезапная бледность, выступившие на глазах слезы, дрожание рук, голоса и т.д. Эти знаки называют признаками или симптомами, они свидетельствуют о сильных эмоциональных реакциях человека.

Еще один важный момент состоит в том, что лишь часть сведений передается от одного человека к другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру по общению.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (так, волнение студента перед аудиторией способны выдать дрожащие руки, даже если он хорошо владеет своими голосом и лицом). Неинтенциональные знаки может содержать и речь (например, оговорки, в которых прорывается эмоциональное состояние говорящего). Неинтенциональные знаки могут содержать в себе информацию не только об эмоциональном состоянии партнера.

Поскольку неинтенциональные знаки прежде всего говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и верно расшифровывать.

Общение характеризуется также функциями, манерой и стилем.

1 основана на выделении в общении трех взаимосвязанных сторон см табл.

Заключается в восприятии и понимании партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека.

Заключается в обмене информацией между взаимодействующими индивидами

Заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия

2. К основным функциям общения относят:

3. Наряду с перечисленными функциями некоторые психологи выделяют и другие:

Инструментальную – характеризует общение как социальный механихзм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятого решения, коммуникативного намерения;

Интегративную – используется как средство объединения деловых партнеров;

Самовыражающую – позволяет самовыразиться, самоутвердиться, продемонстрировать личностный интеллектуальный и психологический потенциал;

Трансляционную – служит для передачи конкретных способов (деятельности, оценок, мнений, суждений и пр.)

Социального контроля – регламентирует поведение, деятельность, а в некоторых случаях (например, когда речь идет о коммерческой тайне) и речевые акции участников взаимодействия;

Экспрессивную – с помощью этой функции партнеры по общению стремятся выразить эмоции и переживания друг другу;

Социализирующую – развитие навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Манера общения определяется:

Тоном общения (спокойный, властный, вкрадчивый и т.д.)

Поведением в общении (сдержанность, беспокойство, неуравновешенность и т.д.)

Дистанцией в общении (интимная, личная, социальная и т.д.)

Стиль общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят выражение как психологическая и социальная индивидуальность человека, так и особенности партнера по общению.

Выделяют три основных стиля общения:

Стили делового общения

Партнер воспринимается как необходимый атрибут делового общения, его индивидуальные особенности не существенны, в отличие от следования роли – социальной, профессиональной, личностной;

главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как члене общества

К партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей

Партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества

В зависимости от используемого стиля, техники общения и его целей можно выделить следующие виды общения:

1) «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные.

2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект.

3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4) Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации.

5) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

6) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

1) вежливость, такт — «соблюдай интересы другого»;

2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»;

3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».

7) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

3) принцип качества информации — «не ври»;

4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

6) «умей слушать и понять нужную мысль»;

7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты поведения людей. Его отличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.

– общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

– основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.

Разделение различных видов общения можно осуществить по нескольким основаниям.

Используемые знаковые системы

Устная и письменная речь

Визуальные (воспринимаемые зрительным анализатором),

Аудиальные (воспринимаемые слуховым анализатором),

Пара и экстралингвистические,

Тактильные и др. бессловесные способы общения.

Характер связи общающихся

Контакт «лицом к лицу»

Контакт при помощи письменных или технических средств (реклама, наглядная информация, меню в ресторане)

Количество участвующих в общении

Непосредственный контакт в постоянных группах или парах

Множество контактов незнакомых людей, опосредованных различными средствами массовой информации

Определяется служебными и социальными статусами людей

Определяется личностными статусами и личными целями

По пространственно-временному критерию

Между партнерами существует пространственно-временная дистанция

Значимость социальных ролей

Стиль общения определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а социальные роли второстепенны

Отношение к другому человеку

Субъектно-объектное, при котором субъект общения связывает реализацию своих целей с партнером, рассматриваемым им как объект общения. Выделяют две разновидности: императив и манипуляцию.

Субъектно-субъектное, при котором субъект общения связывает реализацию своих целей с с равноправным участником взаимодействия и заключается во взаимном познании, самопознании и саморазвитии партнеров.

Направленность на задачу

Общение направлено на дело, на результат

Общение направлено на удовлетворение личностных потребностей

По использованию неречевых средств

Использование различных оснований сопряжено с взаимопроникновением многих перечисленных в классификации видов общения.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Анализ общения как сложного многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, необходимо рассмотреть, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, а также в различной деятельности.

Конспект лекций по предмету “этика делового общения” Преподаватель Радченко О. В. Тема 1

ПО ПРЕДМЕТУ “ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ”

Преподаватель Радченко О.В.

Тема 1. ВСТУПЛЕНИЕ К ИЗУЧЕНИЮ ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

Деловое общение: определение, особенности, виды.

Формы непроцессуального делового общения.

1.2. Деловое общение: определение, особенности и виды.

В психологии общение определяется как процесс взаимодействия и взаимоотношений двух или более человек, которое состоит в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (то есть эмоционально-оценочного) характера.

ориентация в ситуации;

обсуждение вопроса, проблемы;

выход из контакта.

Особенности делового общения состоят в том, что

1.3. Формы непроцессуального делового общения.

Нередко с них начинаются и ними заканчиваются коммуникативные процессы. Их влияние на установление и развитие контакта в различных коммуникативных ситуациях исключительно велико.

Собственно сам процесс непосредственного общения, установление психологического контакта начинается с контактной фразы, т.е. с приветствия.

Составные успешного общения. Трудности коммуникативного процесса и способы их преодоления (ошибки и стереотипы восприятия личности.

Структура учебной дисциплины: общее количество 54 ч./1,5 кред.; Лк. 10 ч., Пр. – 10 ч.; форма контроля – имк

Тип “трудного” делового партнера “Паровой каток”, его характеристика. Методы влияния

2. /4 курс/_стор_я.

Документовед, не знакомый с основами делового общения, не может считать себя полноценным специалистом

2. /4 курс/_стор_я.

При копіюванні матеріалу обов’язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.

Лекция по Деловому общению

Разместил (а): I never stop

  • Лекции по Деловому общению и деловому этикету 42 кб.
  • Приёмы и способы эффективной коммуникации с партнером по деловому общению 25 кб.
  • Контрольная работа по Деловому общению 15 кб.
  • Контрольная работа по Деловому общению 13 кб.
  • по Деловому общению 20 кб.
  • Психология делового общения. 24 кб.
  • Деловое общение понятие и сущность 25 кб.

Понятие общения. Виды потребностей в общении.

Характеристика делового общения: сущность, особенности, роль в современном бизнесе.

Понятие общения. Виды потребностей в общении

Общаться — значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.

Коммуникативные действия человека могут быть вызваны самыми различными потребностями. Первая из них — потребность в безопасности.

Для наиболее полной характеристики общения рассмотрим его типологию. Самой общей классификацией является выделение непосредственного и опосредованного общения.

Характеристика делового общения: сущность, особенности, роль в современном бизнесе

Деловое общение — есть общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д.

партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.

Основные формы делового общения:

Тема 2. Невербальное общение в профессиональной деятельности человека

Невербальное поведение. Этикет жестов.

Визуальный контакт (взгляд). Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия.

Проксемические особенности невербального общения.

Национальные особенности невербального общения.

Невербальное поведение. Этикет жестов

Общение между собеседниками происходит по трем основным каналам: вербальному, звуковому и визуальному. Эти каналы обладают различной эффективностью по воздействию на собеседника. Приблизительно 10% – это вербальное воздействие, определяемое значением слов, которые произносятся, 30% – воздействие, оказываемое тембром голоса, мелодичностью и ритмикой, а остальные 60% – это воздействие, оказываемое на собеседника всем визуально наблюдаемым комплексом, в который входят: физические параметры, одежда, движения, жесты, взгляд, мимика лица, значение улыбки, общая манера поведения.

Визуальный контакт (взгляд). Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия

Взгляд, его направление, частота контакта глаз — еще один компонент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Взгляд используется также для установления взаимоотношений. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника. Однако, если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, это настораживает.

Взгляд и сопутствующие движения

Подъем головы и взгляд вверх

Подожди минуту, подумаю

Движение головой и насупленные брови

Не понял, повтори

Улыбка, возможно, легкий наклон головы

Понимаю, мне нечего добавить

Ритмичное кивание головой

Ясно, понял, что тебе нужно

Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику

Хочу подчинить себе

Действовать по обстановке

Взгляд в сторону

Уйти от контакта

Страх и желание уйти

Уйти от контакта

Как язык телодвижений различается у разных народов, так и продолжительность взгляда зависит от того, к какой нации принадлежит конкретный субъект.

Проксемические особенности невербального общения

Пространство также выступает в качестве особой знаковой системы и несет смысловую нагрузку.

Национальные особенности невербального общения

Источники:
Деловое общение Лекция Федорчук Л
Понятие делового общения Деловое общение – это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: Деловое общение – это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной; производственной; научной; научной; педагогической; педагогической; прочей. прочей. Партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого. Партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого.
http://www.myshared.ru/slide/825833/
Конспект лекций дисциплина «Технологии делового общения» Раздел «Психология делового общения» 1курс
Охватывает особенности процесса межличностного общения
http://psihdocs.ru/konspekt-lekcij-disciplina-tehnologii-delovogo-obsheniya-razde.html
Конспект лекций по предмету этика делового общения Преподаватель Радченко О
Тип: Конспект лекций; Размер: 1.02 Mb.; В условиях рыночных отношений в современном свете появилось большое количество людей, основным видом профессиональной деятельности который стал бизнес, где умение вести деловое общение является одним из наиболее важных условий коммерческого успеха
http://zavantag.com/docs/2010/index-45980.html
Лекция по Деловому общению 1
Тема: Лекция по Деловому общению. Тип: Лекция. В работе есть: таблицы 1 шт., выводы 1 шт. Язык: русский. Разместил (а): I never stop. Размер: 75 кб. Категория: Этика. Краткое описание: ‘Характеристика делового общения: сущность, особенности, роль в современном бизнесе’
http://www.coolreferat.com/%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE_%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC%D1%83_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E

CATEGORIES
Share This