Что такое социальная реабилитация

Что такое социальная реабилитация

Реабилитология (в общем смысле) — наука о реабилитации. Следовательно, её объект и предмет, функции, принципы и закономерности (это признаки любой науки) связаны с процессом, называемым реабилитацией. Реабилитация (от позднелатинского rahabilitatio — восстановление).

Реабилитация — это процесс осуществления взаимосвязанного комплекса медицинских, профессиональных, трудовых и социальных мероприятий различными способами, средствами и методиками, направленными на сохранение и восстановление здоровья человека и среды его жизнеобеспечения по принципу минимум максимум.[9]

Энциклопедический словарь медицинских терминов определяет реабилитацию через комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов. Заметим, что в приведённых выше трактовках обнаруживаются различные аспекты реабилитации: медицинские, психологические и социальные. Для понимания сущности реабилитации продуктивным является установление соотношения адаптации и реабилитации.

В социальной реабилитации адаптация занимает существенное место. Социальная адаптация характеризует, с одной стороны, взаимодействие объекта социальной реабилитации с социальной средой, а с другой — является отражением определённого результата социальной реабилитации. Она представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Социальная реабилитация — это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой .[9]

Существенное отличие реабилитации состоит в том, что в реабилитационном процессе участвуют приспособительные и компенсаторные механизмы. При этом происходит либо приспособление к условиям существования, либо возврат к прежнему состоянию в клиническом, социальном, психологическом плане. Таким образом, если адаптация по своей сути есть приспособление к дефекту, то сущность реабилитации — преодоление его. В зарубежной социальной практике принято различать понятия «реабилитация» и «абилитация».

Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс. Потребность в социальной реабилитации — это универсальное социальное явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное социальное окружение, формы деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям. Всё это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи. Под реабилитацией людей преклонного возраста понимается процесс восстановления утраченных навыков (в том числе и бытовых), социальных связей, налаживания разрушенных человеческих отношений, принятия на себя ответственности за собственные поступки. Сущность социальной реабилитации пожилых людей заключается в ресоциализации (усвоении новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, устаревших) и реинтеграции (восстановлении) их в общество, адаптации их к условиям проживания; привлечении к творческой деятельности. Эти задачи решаются социальными работниками, используя имеющиеся индивидуальные способности и остаточные возможности людей пожилого возраста.. Также социальный работник с целью ресоциализации занимается организацией трудовой реабилитации клиентов с учетом их желания, возможностей и медицинских показаний; проводит мероприятия по привлечению пожилых к участию в общественной жизни; оказывает адресную социальную помощь; организует опросы, анкетирования, тестирования и аналитическую работу. [5]

Следует заметить, что в отечественной практике трактовки понятия «социальная реабилитация» (реабилитация в социальном аспекте) также различны. Приведём в качестве примера лишь некоторые:

1) социальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных и утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и т. д.);

2) социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Реабилитационный процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.[8]

Определяющим фактором для социальной реабилитации являются последствия утраты или нарушения каких-либо функций организма и способностей человека, обусловливающие различные социальные ограничения. Таким образом, социальная реабилитация — это комплекс социально-экономических, медицинских, юридических и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение определенных групп населения к полнокровной жизни в обществе, а целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение его социальной адаптации. [7]

Возвращаясь к вопросу о сущности и содержании реабилитологии как научной и учебной дисциплины, следует уточнить её объект и предмет, что даст возможность показать её место в системе социальных знаний, социальных наук, социального образования.

Социальная реабилитация

Комитет ВОЗ дал определение медицинской реабилитации:

реабилитация — это активный процесс, целью которого является

достижение полного восстановления нарушенных вследствии

заболевания или травмы функций, либо, если это нереально —

оптимальная реализация физического, психического и социального

потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе.

Таким образом, медицинская реабилитация включает мероприятия по

предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь

индивиду в достижении максимальной физической, психической,

социальной, профессиональной и экономической полноценности, на

которую он будет способен в рамках существующего заболевания.

Среди прочих медицинских десциплин реабилитация занимает особое

место, так как рассматривает не только состояние органов и систем

организма, но и функциональные возможности человека в его

повседневной жизни после выписки из медицинского

В последние годы в реабилитацию введено понятие “качество жизни,

связанное со здоровьем”. При этом именно качество жизни рассматривают

как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при

оценке эффективности реабилитации больных и инвалидов

являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности.

Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и

проведения социальной реабилитации субъекта.

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс (23.С.327).

Потребность в социальной реабилитации – это универсальное социальное

явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное социальное окружение, формы деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям. Всё это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи.

Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социально-

реабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:

1.Объективные, т.е. социально или природно-обусловленные:

— природные, техногенные или экологические катастрофы;

— тяжёлые заболевания или травмы;

— социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт,

рост национальной напряжённости и т.п.).

2.Субъективные или личностно обусловленные:

— изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и

его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);

— девиантные формы поведения и др.

Под воздействием этих и им подобных факторов, человек или группа, во-

первых, оттесняются на периферию социальной жизни, постепенно приобретая

некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают

чувство идентичности между собой и окружающим миром. Важнейшими и

наиболее опасными для субъекта элементами этого процесса являются:

— разрушение привычной системы социальных связей и отношений;

— утрата привычного социального статуса и присущей ему модели статусного поведения и статусного восприятия мира;

— разрушение привычной системы социальной ориентации субъекта;

— снижение или потеря способности самостоятельно и адекватно оценивать

себя, свои действия, действия окружающих людей и, как следствие, принимать

Результатом этих процессов становится ситуация социальной или личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением человечеcкой личности.

В реальной социальной жизни, описанные выше процессы, могут протекать в самых разных формах. Это может быть формирование чувства растерянности и «ненужности» окружающим у человека, вышедшего на пенсию, резкое

сокращение социальных контактов и связей инвалидом или тяжело больным

человеком, уход в девиантные или «нетрадиционные» формы поведения и деятельности человека, «вырванного» из привычного и понятного социального окружения и не нашедшего себя в новом. В результате возможно резкое ухудшение физического и психического здоровья, потеря субъектом интереса к самому себе, к собственной жизни.

Чрезвычайно важно, чтобы подобная ситуация не затягивалась на долго,

чтобы человек сам или с помощью других людей сумел восстановить активное,

заинтересованное отношение к себе, людям и окружающему миру. Содержание процесса социальной реабилитации состоит в действительном восстановлении привычных обязанностей, функций и видов деятельности, привычного и комфортного отношений с людьми. Решение этой задачи не предполагает обязательного «возврата» субъекта на утраченные по тем или иным причинам социальные позиции. Она может быть решена через достижение новых социального статуса и социальных позиций и приобретение новых возможностей.

В процессе организации и осуществления деятельности по социальной

реабилитации важно не только помочь человеку или группе людей. Необходимо предоставить им возможность активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность.

Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации.

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:

— профессиональной подготовки и переподготовки;

— средства массовых коммуникаций и массовой информации;

— организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

— общественные и негосударственные организации, работающие в сфере

решения специфических социальных и личностных проблем(трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.).

Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Организуя сознательный и целенаправленный процесс достижения этих целей, необходимо помнить, что зачастую объектом социально-реабилитационной деятельности выступает взрослый человек, сформировавшийся как личность, со сложившейся системой потребностей, интересов и

идеалов, и с устоявшейся системой умений, знаний и навыков. Это обстоятельство приводит к тому, что, утратив привычные для него возможности жизнедеятельности, человек стремится к их полному и абсолютному восстановлению, причём в кратчайшие сроки. Подобное стремление может выражаться в том, что он отвергает попытки предоставить ему новый социальный статус и новые возможности для самореализации и жизнедеятельности. Подобное сопротивление является естественной первичной реакцией человека на негативное изменение привычного образа и стиля жизни. В подобных условиях, специалист, организующий процесс социальной реабилитации, должен чётко представлять себе следующее:

— в чём причина конкретной кризисной ситуации, в которой оказался субъект;

— насколько актуальны и значимы для человека утраченные или разрушенные ценности и отношения;

— каковы собственные характеристики, потребности, возможности и способности субъекта, на которые можно опереться, оказывая ему социально-

реабилитационную помощь (30).

В зависимости от характера и содержания социальных или личностных

проблем, в которые вовлекаются люди, как по собственному желанию, так и

помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются

следующие основные виды социальной реабилитации.

1.Социально-медицинская — включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.

2.Социально-психологическая — предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

3.Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как

преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов),организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.

4.Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.

5.Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства

социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.

Каждый конкретный вид социальной реабилитации определяет порядок и

меря по его практической реализации. Как бы не отличались между собой основные виды социальной реабилитации, тем не менее, их практическое осуществление предполагает опору на ряд основополагающих принципов.

1.Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента организацию последовательной деятельности по её разрешению.

2.Дифференцированность, системность и комплексность, направленные

на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, тцелостной системы поддержки и помощи.

3.Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.

4.Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.

5.Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения(23.С.328).

Конечной и основной целью процесса социальной реабилитации является

развитие в человеке стремления к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и мобилизация своих возможностей на создание собственного «Я

К основным принципам реабилитации относятся:

· раннее начало проведения реабилитационных мероприятий (РМ),

·комплексность использования всех доступных и необходимых РМ,

· индивидуализация программы реабилитации,

·непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации,

·социальная направленность РМ,

·использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.

Раннее начало проведения РМ важно с точки зрения профилактики возможности дегенеративных изменений в тканях (что особенно важно при неврологических заболеваниях). Раннее включение в лечебный процесс РМ, адекватных состоянию больного, во многом обеспечивает более благоприятное течение и исход заболевания, служит одним из моментов профилактики инвалидности (вторичная профилактика).

РМ нельзя применять при очень тяжелом состоянии больного, высокой температуре, сильной интоксикации, выраженной сердечно — сосудистой и легочной недостаточностью больного, резком угнетении адаптационных и компенсаторных механизмов. Однако и это не является абсолютно верным, так как некоторые РМ, например, надувание шариков, назначаются в острый послеоперационный период при достаточно тяжелом состоянии больного, но это служит для профилактики застойной пневмонии.

Комплексность применения всех доступных и необходимых РМ. Проблемы медицинской реабилитации весьма сложны и требуют совместной деятельности многих специалистов: терапевтов, хирургов, травматологов, физиотерапевтов, врачей и методистов ЛФК и физической реабилитации, массажистов, психиатров, адекватной физическому и психическому состоянию пациента на отдельных этапах реабилитации. В зависимости от причин, приведших больного к состоянию, требующему применения РМ, состав специалистов и используемых методов и средств будут различны.

Индивидуализация программ реабилитации. В зависимости от причин, требующих применения РМ, а также особенностей состояния больного или инвалида, их функциональных возможностей, двигательного опыта, возраста, пола, состав специалистов и используемых методов и средств будут, то есть реабилитация требует индивидуального подхода к пациентам с учетом их реакции на использование РМ.

Непрерывность и преемственность РМ на протяжении всех этапов реабилитации важна как в пределах одного этапа, так и при переходе от одного к другому. Улучшается функциональное состояние различных систем организма, повышается тренированность, а всякий боле или менее длительный перерыв в использовании РМ может привести к его ухудшению, когда приходиться начинать все сначала.

Чрезвычайно важным принципом реабилитации является преемственность при переходе с этапа на этап, из одного медицинского учреждения в другое. Для этого важно, чтобы на каждом этапе в реабилитационной карте было задокументировано, какие методы и средства лечения и реабилитации применялись, каково было функциональное состояние реабилитируемого.

Социальная направленность РМ. Основная цель реабилитации – эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество и семью, восстановление личностных свойств человека как полноправного члена общества. Оптимальным конечным результатом медицинской реабилитации может быть полное восстановление здоровья и возвращение к привычному профессиональному труду.

Использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации. Реабилитационный процесс может быть успешным только в случае учета характера и особенностей восстановления, нарушенных при том или ином заболевании функций. Для назначения адекватного комплексного дифференцированного восстановительного лечения необходима правильная оценка состояния больного по ряду параметров, значимых для эффективности реабилитации. В этих целях применяется специальная диагностика и методы контроля за текущим состоянием больного в процессе реабилитации, которые могут подразделяться на следующие виды:

Последние материалы

21 октября 2017

21 октября 2017

21 октября 2017

пользователи за 24 часа

просмотры за 24 часа

Дорогие друзья, Знак Качества запускает функцию ОНЛАЙН-РЕПЕТИТОР по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Социальная реабилитация

Социальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.).

В рамках социально-реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни, в их числе обычно называют: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.

В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям нуждающихся. В зависимости от этого определяются и важнейшие направления реабилитационной деятельности. К таким направлениям следует, прежде всего, отнести: социальную реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями; пожилых людей; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; реабилитацию лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.

Одним из приоритетов современной социальной политики является социальная защита инвалидов, важнейшим направлением которой считается реабилитация.

Основными видами реабилитации инвалидов являются: медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-педагогическая. Медицинская реабилитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Это такие меры, как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия и др. Государство гарантирует инвалидам обеспечение в полном объеме всех видов медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. Все это осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов.

Социально-средовая реабилитация инвалидов — это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным оборудованием и оснащением, которое позволяет им быть относительно независимыми в бытовом плане.

В России из общего числа инвалидов не менее трех четвертей нуждаются в технических средствах реабилитации. До недавнего времени в стране насчитывалось всего тридцать наименований реабилитационных средств против двух тысяч, которые были известны в мире. В результате реализации федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов», принятой правительством в январе 1995 г., ситуация стала меняться к лучшему. На начало 1998 г. насчитывалось уже более 200 наименований реабилитационных средств для инвалидов.

Под профессионально-трудовой реабилитацией инвалидов понимается система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудовому устройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями. Меры профессионально-трудовой реабилитации реализуются в соответствующих реабилитационных учреждениях, организациях и на производстве. В частности, медико-социальными экспертными комиссиями и реабилитационными центрами осуществляется профессиональная ориентация. Профессиональное обучение проводится в обычных или специализированных учебных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в системе производственно-технического обучения на предприятиях. Трудоустройство инвалидов, находящихся без работы, осуществляют службы занятости, где для этого имеются специальные подразделения.

Следует отметить, что имеются специфические особенности трудоустройства инвалидов в сельской местности. Для них используются такие формы трудоустройства, как работа в составе специализированных полевых бригад, индивидуальная заготовка дикорастущей продукции, работа в подсобных производствах и на дому по изготовлению мелкой продукции.

Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий. Разрабатываемая на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы, она содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и такие, в оплате которых принимает участие и сам инвалид, либо другие лица и организации.

Кризисные явления, характерные для современного состояния российской экономики оказывают негативное воздействие на положение малозащищенных групп населения, в том числе на детей с ограниченными возможностями. Их численность неуклонно растет.

Как считают специалисты, реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. В индивидуальных комплексных программах реабилитации детей-инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля.

В детских домах-интернатах для детей с ограниченными физическими возможностями сосредоточен контингент с различной степенью поражения опорно-двигательного аппарата. Здесь для их реабилитации широко применяется спортивно-оздоровительная работа, профессионально-трудовое обучение. В интернатах создаются учебно-производственные мастерские преимущественно двух профилей:

столярное и швейное дело. Во многих интернатах детей-инвалидов также обучают профессиям бухгалтера, машинописи с основами делопроизводства.

Хотя в последние годы в нашей стране открываются все новые и новые подобные реабилитационные центры, однако их количество недостаточно. Не каждому инвалиду по карману оказываются расходы на прохождение отдельных курсов медицинской и социально-трудовой реабилитации. В этой связи заслуживает внимания опыт далекой Австралии, где инвалид, проходя курс социально-трудовой и медицинской реабилитации получает надбавки к пенсии по инвалидности. И они практически полностью покрывают все расходы на эти цели.

Важное значение для жизни пожилых людей приобретает социальная и, прежде всего, медико-социальная реабилитация. В силу естественного старения организма с возрастом чаще проявляется ряд хронических заболеваний, растет число лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении. Вопросы медико-социальной реабилитации пожилых людей профессионально решаются в широкопрофильных реабилитационных центрах и в специализированных геронтологических центрах.

В геронтологических центрах обычно используются медикаментозные, немедикаментозные и организационные способы медико-социальной реабилитации пожилых людей. Медикаментозный включает в себя общеукрепляющую, симптоматическую, стимулирующую и другие виды терапии. К немедикаментозным относятся массаж, физиотерапия, психотерапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия и др. Назначение отдельного режима (постельный, наблюдательный, свободный), диспансерное наблюдение, стационарное лечение являют собой организационный способ медико-социальной реабилитации.

Реабилитация лиц пожилого возраста, находящихся в домах-интернатах, имеет свои особенности. Внедрение реабилитации обусловлено, прежде всего, необходимостью сохранения социальных связей проживающих здесь пожилых людей. А этому способствует коллективная деятельность, совместное участие в трудовых процессах. Организация реабилитационного процесса в стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых основывается на современных представлениях о преимуществах подвижного, активного образа жизни человека. Средствами реабилитации пожилых людей в домах-интернатах являются лечебно-трудовые мастерские, специальные цеха, подсобные хозяйства и др.

В современной России в реабилитации нуждаются многие пожилые люди, оказывающиеся в сложных жизненных ситуациях. Для поддержки таких людей, их реабилитации в ряде регионов страны стали создаваться специальные кризисные центры. Так, в 1998 г. в двух районах г. Воронежа были открыты кризисные центры для пожилых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Они могут прийти сюда на три недели. Здесь им оказывают бесплатную медицинскую помощь, кормят. При центрах работают парикмахерские, ремонтные мастерские, услуги которых также бесплатны.

Рост преступности в стране, усиление социального неблагополучия в обществе стимулируют асоциальное поведение в детской среде. Увеличивается количество социально дезадаптивных детей. Социальная дезадаптация характеризуется не только разрывом связей детей с родителями, учителями, сверстниками, деформированием их ценностных ориентации, но и нарушением важнейших видов деятельности ребенка от игры до учебы. А без всего этого не может быть полноценного психологического развития и социализации. Проявляется социальная дезадаптация в таких девиациях, как бродяжничество, нарушение норм морали, противоправные действия, наркомания, токсикомания и др.

За 90-е гг. численность беспризорников возросла в стране более чем в полтора раза. Дети бегут от родительской жестокости, асоциального образа жизни, царящего в отдельных семьях, бегут от «дедовщины», антипедагогического обращения в детских домах-интернатах. Отношение к ним, методы содержания этих детей не могут быть такими же, для как подростков, больных алкоголизмом и наркоманией или малолетних преступников. Хотя все они нуждаются в реабилитации, но формы ее могут быть разные. Для одних допустимы временная изоляция и строгий режим, применяемые в приемниках-распределителях. Для подавляющего же большинства несовершеннолетних дезадаптантов местом реабилитации должны стать социальные приюты и социально-реабилитационные центры.

В специальной реабилитации нуждаются военнослужащие — ветераны войн, военных конфликтов и их семьи. Система реабилитации таких военнослужащих реализуется по трем основным направлениям: социальная, психологическая и медицинская. Обеспечение социализации личности и восстановление ее прежнего уровня становятся целью социальной реабилитации. Основными задачами социальной реабилитации военнослужащих — участников военных конфликтов являются: обеспечение их социальных гарантий, контроль над реализацией социальных льгот, правовая защита, формирование позитивного общественного мнения и вовлечение военнослужащих в систему социальных отношений. Как считают специалисты, основным психотравмирующим воздействием боевой обстановки является достаточно длительное пребывание военнослужащих в условиях специфического боевого стресса.

Мощным средством психологической реабилитации является искреннее проявление понимания и терпения к проблемам лиц, переживших психотравматические военные условия. Отсутствие такого понимания и терпения со стороны близких приводит порой к трагическим последствиям.

Следует также отметить, что в определенных реабилитационных мерах, в психологической помощи нуждаются и родители, члены семей участников боевых действий. Ведь они сами находились в психотравмирующей ситуации, ожидая ежедневно страшной вести о своем дорогом и любимом. Тем более, что к матерям и женам порой возвращаются как бы уже другие люди, в которых с трудом можно угадать прежнего любимого человека. Средством реабилитации таких семей могут быть специальные центры, клубы родственников лиц, прошедших через войну и военные конфликты.

Особым направлением реабилитационной деятельности является восстановление правового и социального положения лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы. Эти люди, получив свободу, а с ней и права на самостоятельное устройство своей жизни, нередко не имеют не только жилья, но и возможности устроиться на работу. В современных условиях, когда наблюдается реальный рост безработицы, бывшим заключенным самим все сложнее решить проблему трудоустройства. Понимая это, некоторые руководители, преимущественно из сельской местности, создают трудовые бригады (своеобразные коммуны) из бывших заключенных. Им предоставляется жилье и возможность сельским трудом заработать себе на жизнь. Но таких руководителей-попечителей единицы.

Делом этим должно заниматься, прежде всего, государство, помогая тем бывшим заключенным, кого не ждут дома, кто нуждается в психологических и иных формах реабилитационной помощи. Ведь бывший заключенный, не найдя работу и жилье, вновь становится на путь преступления или пополняет ряды бездомных бомжей. Для последних существуют приюты, и часть бывших заключенных может попасть сюда. Но ведь другая их часть уходит в криминал. В результате «экономия» средств на создание специализированных реабилитационных центров для лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, оборачивается для государства большими потерями и социальными издержками.

Социальная реабилитация, будучи одной из общих технологий социальной работы, направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, его правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе. В зависимости от специфики объекта реабилитации определяются и методики реабилитационного воздействия, дополняемые соответствующими частными технологиями социальной работы.

Основы социальной работы. Учебник. / Отв. ред. ПД. Пав-ленок.— М., 1997.

Психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в обучении. Краткий словарь-справочник. — Ростов н/Д,1997.

Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь./ Под общ. ред. В.И. Жукова. — М., 1997.

Социальная работа с детьми-инвалидами. Научно-практические рекомендации. Выпуск 1. — Ростов н/Д, 1998.

Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. / Под ред. А.И. Осадчих. — М., 1997.

Справочное пособие по социальной работе./ Под ред. AM. Панова, Е.И. Холостовой. — М., 1997.

Теория и методика социальной работы./ Отв. ред. П.Д. Павленок. — М., 1993.

Технология социальной работы. Ч. I. Учеб. пособие для вузов (материалы для практических занятий)/ Под ред. Л.Я. Циткилова. — Новочеркасск. — Ростов н/Д, 1998.

меня лишили всего .я сомневаюсь в правду пытаюсь может правда есть она

Источники:
Что такое социальная реабилитация
Что такое социальная реабилитация Реабилитология (в общем смысле) — наука о реабилитации. Следовательно, её объект и предмет, функции, принципы и закономерности (это признаки любой науки)
http://studbooks.net/634121/sotsiologiya/ponyatie_suschnost_sotsialnoy_reabilitatsii
Социальная реабилитация
Социальная реабилитация Комитет ВОЗ дал определение медицинской реабилитации: реабилитация — это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных
http://znakka4estva.ru/dokumenty/sociologiya-obschestvoznanie/socialnaya-reabilitaciya/
Социальная реабилитация
Социальная реабилитация Социальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на
http://soc-work.ru/article/234

CATEGORIES