Что главное в семейных отношениях

Главные условия воспитания детей в семье

Как надо воспитывать своего ребенка? Как правило, родители ждут конкретного ответа на этот вопрос: воспитывать строго или снисходительно? наказывать или не наказывать? воспитывать авторитетно или по-товарищески? чувством или разумом? Эти и другие подобные вопросы, конечно, имеют право на существование, однако в настоящее время становится ясно, что вопросы эти не являются главными. Кроме того, с этими вопросами связано возникновение у родителей опасения, что воспитывать они не умеют, что что-то делают плохо, что-то уже неисправимо испортили, а сама эта неуверенность плохо отражается на воспитании детей.

Воспитание в широком смысле этого слова — это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Результаты исследований показали, что между детьми, которых воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися более мягко (без наказаний) — если не брать крайние случаи — нет большой разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи — это не только ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то более существенном.

Что, собственно, остается в нашей памяти от детства, когда мы уже стали взрослыми, когда уже забываются отдельные случаи, происходившие с нами в этот период? Очевидно, в памяти остается что-то, что нас формировало прежде всего: какая-то особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

Само собой разумеется, что семейный климат меняется; на нем отражаются трудности, с которыми люди встречаются, что здесь не все время стоят солнечные дни. Многое меняется по мере того, как дети подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. Как в природе, например, меняется погода, так меняется и семейная атмосфера — один день может быть ясным и солнечным, а другой — пасмурным, иногда может разразиться и гроза. И все-таки можно говорить о существовании определенного климата, характерного для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Мы уже говорили, что в воспитании ребенка решающую роль играет семейный климат, обусловленный взаимоотношениями членов семьи. Однако нельзя полностью отрицать значения воспитательных методов и приемов, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Разные позиции, с которых взрослые подходят к воспитанию своих детей, можно охарактеризовать следующим образом: прежде всего — это различная степень эмоционального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, и, наконец, — это степень участия родителей в переживаниях детей.

Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.

Следует подробнее остановиться на вопросах авторитета в воспитании детей. Еще в начале прошлого века воспитание ребенка сводилось к тому, что малыш должен был научиться, прежде всего, слушаться родителей, слушаться беспрекословно, ему следовало слушаться точно так же своих учителей, мастера, начальника, беспрекословно соблюдать законы, действовавшие в его обществе. Этот дух абсолютного слепого послушания сейчас полностью или частично исчез из наших семей. Сегодня мы являемся свидетелями уважительного отношения родителей к своим детям, большей демократичности их взаимоотношений. Демократизация общественных отношений, естественно, способствовала и развитию демократизации внутри семьи.

Однако не следует забывать, что семья является особым общественным институтом, где между родителями и детьми не может быть такого равенства, как между взрослыми членами общества. И хотя мы считаем, что сегодня следует предоставлять ребенку больше свободы, чтобы он был более самостоятельным, мог действовать с большей ответственностью, все-таки не следует забывать, что жизненный опыт ребенка еще слишком ограничен. Поэтому он должен знать, что есть определенная область, где он волен действовать свободно, но есть и другая, где он должен подчиниться. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребенка и он не знает, что правильно, а что — нет, из этой неуверенности вытекает и его собственная нетвердость, а иногда даже и страх.

Из сказанного вытекает и наш взгляд на роль наказаний в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что — нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер.

При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Об этом родители часто забывают. Им иногда кажется, что они могут испортить ребенка, если лишний раз похвалят его за что-то хорошее; хорошие поступки они считают чем-то обычным и не видят того, с каким трудом дались они малышу. И родители наказывают ребенка за каждую, плохую отметку или замечание, принесенные им из школы, тогда как успеха (хотя бы относительного) они не замечают или намеренно недооценивают. На самом же деле им бы следовало поступать наоборот: за каждый успех ребенка надо похвалить и постараться не заметить его неудач, которые случаются с ним не так уж часто.

Далее в вопросе о наказании не следует забывать о том, что оно должно следовать сразу же за проступком. Если ребенок не знает, за что его наказывают, то и наказание не имеет никакого смысла и даже может принести ребенку вред.

Естественно, наказание никогда не должно быть таким, чтобы оно нарушало контакты между ребенком и родителями. Физические наказания, кроме скорее символических шлепков совсем маленького ребенка, не должны применяться, чаще всего они свидетельствуют о бессилии воспитателя. Физические наказания вызывают в детях чувство унижения, стыда и не способствуют развитию самодисциплины: дети, которых наказывают подобным образом, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности скорее способствуют наказания «психологические»: если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, что хотя бы на какой-то момент он не может рассчитывать на нашу симпатию, что мы на него сердимся и т. п. Чувство вины, пробужденное нами в ребенке, является сильным регулятором его поведения и тогда, когда ребенок остается без надзора взрослых. Необходимо помнить, что и чувство вины может быть слишком сильным, отчего начинает страдать любая активность ребенка. Каким бы ни было наказание, оно не должно вызывать в ребенке чувство, что он потерял родителей, что его личность унижена и отвергнута. Итак, можно сказать, что хотя наказание и играет определенную роль в воспитании детей, к нему следует прибегать с большой осторожностью.

Дети вообще очень верно изображают поведение своих родителей и весь семейный климат с помощью типичных ситуаций каждодневной семейной жизни. Некоторые ребята на предложенную тему: «Отдых семьи в воскресенье» рисуют сценку отдыха семьи, где все довольны и держатся за руки. Другие дети изображают семью, дружно сидящую за столом, где все вместе заняты чем-то интересным. Темой же иных детских рисунков становятся проявления взаимной грубости членов семьи, битье и угрозы. Не являются редкостью и рисунки, на которых ребенок изображает себя одиноким, изолированным от всех людей, или рисунки, где люди вообще отсутствуют, где родной дом пуст, похож на какую-то ночлежку, куда люди приходят лишь переночевать.

Семья с одним ребенком была раньше исключением, сегодня таких семей очень много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени и сил; ребенку также не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него не возникает повода для ревности. Но, с другой стороны, положение единственного ребенка незавидное: ему не хватает важной жизненной школы, опыт которой лишь частично может восполнить его общение с другими детьми, но которую в полной мере нельзя заменить.

Однако влияние братьев и сестер на развитие ребенка не столь сильно, чтобы можно было утверждать, что единственный ребенок в своем социальном развитии обязательно должен отставать от ребенка из большой семьи. Дело в том, что жизнь в большой семье несет с собой ряд конфликтных ситуаций, которые не всегда удается правильно решить детям и их родителям. Прежде всего это взаимная ревность детей: наблюдения показали, что в больших семьях это обычное явление, что просто нет таких братьев и сестер, которые бы не ревновали друг друга. Однако большинство детей умеет преодолеть это чувство, найти путь к урегулированию своих взаимоотношений, хотя, может быть и не сразу.

Проблемы, обычно, возникают там, где родители неразумно сравнивают детей друг с другом и говорят, что один из детей лучше, умнее, милее и т. п. Очень часто ссоры между братьями и сестрами родители пытаются решить так, что ответственность за них обычно сваливают на старшего ребенка, который, с их точки зрения, должен быть разумнее, который во всем, что бы ни случилось, бывает виноват. Если ребенка все время и не в его пользу сравнивают с его братом или сестрой, если вину постоянно сваливают на него, у него возникает чувство несправедливости, горечи, гнева против того, кто к нему так относится.

Иногда родители считают, что ревности между братьями и сестрами не будет, если они справедливо разделят все между детьми и каждому из них дадут одинаковую долю вкусных вещей, игрушек, подарков и т. д. Однако вещи и предметы — это скорее повод для спора и зависти, чем их прямая причина. Очевидно, не так важно справедливо делить вещи, как сделать то же самое в отношении симпатии, похвал, — признания и восхищения, точно так же, как и брани и наказаний. Невыгодное положение старшего и младшего ребенка в семье также несет с собой ряд проблем. Конечно, у старшего ребенка должно быть больше обязанностей, но взрослым не следует забывать похвалить его, признавать его авторитет, что укрепит в нем чувство собственной значимости.

Однако надо следить и за тем, чтобы обязанности, которые возлагаются на старших детей, были им под силу и не в ущерб занятиям другими интересными делами. Старшие дети, сравнивая себя со своими товарищами, часто таят обиду на своего младшего братишку или сестренку, которых им приходится «таскать за собой», а оставшись с ним наедине, они могут и обидеть их. Младшие дети в таком случае в отместку начинают реветь громче обычного, жаловаться по каждому пустяку.

Родители, которым приходится решать мелкие детские споры, должны вести себя дипломатично. Им следует обращать внимание детей и на то, что какие-то невыгодные стороны, связанные с существованием братьев и сестер, компенсируются многими выгодными моментами. Хуже всего, конечно, если споры между детьми перерастают в конфликт между родителями, которые начинают упрекать друг друга в неумении воспитывать, в слишком снисходительном отношении к ребенку, в результате внутри семьи возникают враждебные группировки. Обвинять человека в том, что он плохо что-то делает — это значит вызвать чувство горечи или резкую реакцию с его стороны, что обычно не приводит ни к чему хорошему. Родители, умеющие жить в мире и согласии, являются лучшей моделью хороших отношений между детьми. Итак, семейные отношения учат ребенка умению найти путь к сосуществованию с другими людьми в духе дружбы и сотрудничества.

Семья — это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то «мистическая связь»: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна.

Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие «подводные рифы». Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.

Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бывают разными, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание), от периода жизни семьи (самым серьезным является период начального приспособления), от того, чьи это родители (матери или отца), от социальной зрелости семьи и от многий других обстоятельств. Для молодых и старых сегодня, идеальной представляется модель «близкие отношения на известном расстоянии»: молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старых родителей, в свою очередь, молодые помогают старикам пережить болезни и одиночество.

Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда — приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

Не только сам ребенок, но и семья как социальная единица в своем развитии проходит через какие-то трудности, иногда переживая и серьезные кризисные моменты. В некоторых случаях трудности, наблюдаемые в развитии ребенка, являются отражением проблем семьи, признаком нарушения нормальных семейных отношений. И чтобы помочь ребенку, надо прежде всего помочь его семье.

Современная семья во многом отличается от семьи прошлого. Много сегодня говорится о ее шаткости, ранимости, кризисном положении. Слишком часто сегодняшние семьи распадаются, а среди тех, которые все-таки сохраняются, многие переживают внутренние коллизии и конфликты. Конечно, влияние семейных коллизий, распада семей на ребенка может быть очень сильным, особенно в том случае, если родители не смогут уберечь ребенка от ссор и взаимных обид. Нередко можно слышать, что сегодняшняя семья уже изжила себя и что ее следовало бы чем-то заменить.

Но, несмотря на потери и кризисные ситуации, которые приходится, переживать и преодолевать семье, приспосабливаясь к новым общественным условиям, значение ее не исчезает, а скорее даже возрастает. Нет никаких сомнений в том, что семья, как правило, является лучшей средой для воспитания детей, а часто и прочным эмоциональным «убежищем» для взрослых. Усилия помочь семье в решении ее экономических, социальных и других проблем являются в настоящее время более уместными, чем разговоры, осуждающие семью как изживший себя и устаревший институт.

Однако нельзя проходить мимо тяжелого нравственного ущерба, наносимого ребенку постоянными ссорами, грубостью, упреками, взаимными обвинениями родителей. Любой ценой сохранить семью ради ребенка — это не всегда лучшее решение для детей. Развод с договоренностью о взаимных контактах родителей с ребенком может стать разумным выходом из сложной ситуации, часто и ребенок в таких случаях становится более спокойным. Перед неполной семьей или семьей, претерпевшей изменения, в вопросах воспитания стоят более трудные задачи, многие проблемы здесь как бы возводятся в степень. Но если ей удастся создать для ребенка спокойную обстановку, удовлетворить его самые элементарные эмоциональные потребности, то и эта семья может обеспечить ему не только счастливое детство, но и явится хорошим примером правильного выполнения родительских обязанностей, что пригодится ему в будущей жизни.

В настоящее время задачи воспитания стали более сложными. Дело в том, что во всех областях жизни происходят сегодня резкие изменения. В течение жизни одного поколения полностью изменился образ жизни людей. Если раньше родители готовили своих детей для вступления в мир, который они хорошо знали, который был таким же, как и тот, в котором они жили сами, где действовали те же самые законы и требования, то сегодняшние родители готовят своих детей для вступления в жизнь, которой они не могут знать, о требованиях которой они не имеют понятия. Недостаточно сегодня дать детям одни лишь готовые знания: через двадцать-тридцать лет они, возможно, не будут иметь никакой цены; привитые навыки и умение их тоже вряд ли выручат, т.к. в корне изменится все производство и весь образ жизни; едва ли им поможет и послушание — кого они будут слушать, став взрослыми?

Думается, что здесь есть только один выход: учить ребенка с малых лет самостоятельному, творческому мышлению, помогающему находить новые решения в новых ситуациях, учить его критически относиться к чужим взглядам и мнениям, быть терпимым к мнению других, но принципиальным и требовательным к себе самому. Воспитание ребенка сегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения. Подлинное воспитание сегодня — это постоянный диалог воспитателя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом.

Любовь, семья, жизнь – Х-фактор

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Что главное в семье? Счастливая семья – счастье двух личностей

Что главное в семье? Все знают, все понимают, осталось — так жить

Что главное в семье? Самые разумные ответы, наверное, будут: Дети, любовь, здоровье, взаимопонимание, благополучие. В общем: совершенно справедливый набор всех тех пожеланий, которые кочуют в пожеланиях семейным людям из открытки в открытку – из поздравления в поздравление.

Более мудрые люди – наученные опытом семейного строительства, скажут, что главное в семье: Это любовь, общие ценности и умение идти на компромиссы. Об этом мы говорили в предыдущей статье.

Однако, если мы будем внимательны и последовательны в своих рассуждениях о благополучии семьи и семейного строительства, то мы увидим, что и любовь, и похожесть базовых ценностей, и умение идти на компромиссы друг с другом – это лишь следствия особых отношений между мужем и женой.

Какие же это отношения и семейная жизнь, на их основе?

Как же, — возразят мне: Как можно говорить, что главное в семье – это отношения личностей? Если личностями, безусловно, являются все люди с возраста 3 лет, когда человек осознаёт своё «Я».

То есть, что в семье отношения между двумя личностями – это само собой. НО, позвольте, разве две личности не могут общаться, и притом легче всего в семье, НЕ как личности?

А как кто они тогда общаются, проявляя свои отношения? А как статусные особы, прежде всего.

Вот, получили они официально и традиционно, на основе договорённости сторон, статус мужа и статус жены, и строят свои отношения на основе этих статусов, а не как личности.

А со статусом мужа и жены у каждого в голове связаны всякие разные картинки. Хорошо, если эти картинки представлений нормальные: взаимоуважение, взаимопонимание, общность интересов, традиционное исполнение роли жены и мужа, и так далее.

А если представления о поведении в статусном положении негативные? Например: жена да убоится мужа, жена обязана, муж обязан, муж — глава семьи, и тому подобное.

То есть, каждая невеста, каждый жених, как следствие своего опыта, воспитания и представлений, при создании семьи, УЖЕ имеют более-менее целостную картинку, состоящую из идей и ценностей и просто мыслей, кто такой муж и кто такая жена. И что главное в семье, в том числе.

И, исходя из этого, начинают строить свои отношения, не как личности, а как статусные муж и жена. Иначе говоря, они выступают не в роли своих личностей, а руководствуясь своими представлениями, какими должны быть муж и жена.

И эти представления, как статусы, как профессиональные обязанности на работе, например, нивелируют личности мужа и жены — сужают их личность до носителя статуса жены, мужа.

А отношения, делают не только узкими и ограниченными, но и тошнотворными: полюбил, полюбила личность, а в семье получил, получила «свод ходячих правил», или «так в нашей семье заведено», или «а моя мама так всегда делает», и тому подобное.

При таком принятии статусов мужа и жены, отношения строятся не между личностями, а между людьми, наделёнными статусами. Например, муж получил статус хозяина в семье или статус главы семьи.

И, соответственно, муж или жена, или оба, будут считать, что главное в семье — это соблюдение своих статусов, согласно со своими представлениями о них — какая должна быть жена и муж.

Всё, отныне, он не только с женой, но и с остальными членами семьи будет строить отношения не как личность человека, а как статусное лицо, типа: Я здесь начальник, а вы — подчинённые.

Сразу скажем, что, статусные отношения в семье, – ведь, это традиционное, веками обкатанное строительство отношений в семье, когда каждому члену семьи предписывался статус и задавалось поведение, согласно представлениям об этом статусе.

Жена — это такая женщина, муж – это такой мужчина, дети должны быть такие. И, в результате, и получалась статусная семья – семья, как положено, – семья «как у всех».

Для кого-то, такая статусная жизнь, когда «всё как положено» — это предел мечтаний и единственное представление, что так и должно быть, что главное в семье именно это.

Для кого? А я вам скажу: Для того, чья личность, благодаря воспитанию и обстоятельствам при формировании его личности, представляет собой личность стадного типа – человека, у которого мировоззрение сформировано как родоплеменное.

Это такая личность, которую мы в быту обозначаем как «он, она – такие как все» — стереотипный человек со стереотипным комплексом тех или иных представлений людей своего круга, своего окружения, которое его воспитало и сформировало как личность.

Личность, у которой самосознание основано не на «Я», а на «Мы», хотя, сама такая личность, как правило, считает себя оригиналом. Но, это всего лишь один из стереотипов стадного мышления и акт самоутверждения.

НО, обратите внимание, самоутверждение не своего «Я», в данном случае, а самоутверждение «Мы» — яростного отстаивание и защита понятий и ценностей своего стада.

Хорошо, так вот, тезис какой? Я утверждаю, что главное в семье — это отношения личностей.

Всё, как говорится, сходится:

1. Устраивает личности жены и мужа их отношения, в качестве статусных мужа и жены, когда их представления об этих статусах схожи?

Ну, ещё бы, не устраивали! – муж, такой как надо, жена – что надо! Что главное в семье, кроме этого? Остальное всё приложится и прикладывается.

2. Не устраивает мужа или жену, чтобы к ним относились и, соответственно, с них требовали, чтобы они находились строго в статусе мужа, жены?

Если мужу, жене хочется отношений на личностном уровне – они хотят в семейных отношениях реализовать себя как личности и попросту быть как личности — «Я», а не со стадным статусным «Мы».

Смогут ли они ежедневно ломать свою личность в семейных отношениях, не находя понимания в отношениях, и терпя отношение к себе не как к личности? Конечно, нет!

И здесь, мы видим, что главное в семье — личные отношения – отношения личностей.

3. Муж и жена строят или имеют отношения как две личности – для них статусы мужа и жены, не более чем форма их личных отношений.

Они — две личности в отношениях, которые, даже если решат расстаться, то сделают это без взаимоунижения, ибо общение личностей в форме двух «Я», подразумевает взаимоуважение.

Потому что мировоззрение «Я», в отличие от мировоззрения «Мы», в себе имеет такую ценность: «Другая личность, как и я, имеет право на уважительное отношения к себе».

Что главное в семье, при таких отношениях? Чтобы муж и жена относились друг к другу как к личностям и никак иначе.

Видите, как не рассматривай семейные отношения, получается, что главное в семье: как и в какой форме построены личностные отношения мужа и жены. Ибо, от того, какие они будут между мужем и женой, зависит само существование этих отношений.

Можно что угодно понимать под счастьем, находить его в чём хочется и можется, но, всё равно, смысл счастья человека будет сводиться к такому: это наиболее комфортное мироощущение – наиболее благостное и уютное пребывание человека в этом мире.

Если мы посмотрим чуть глубже, то легко увидим, что счастливое положение человека – это счастливые отношения с вещами и людьми в этом мире, включая и самого себя.

Частный случай счастья – счастливые семейные отношения – такие отношения в семье, которые устраивают человека: он их ценит, дорожит ими и, главный визуальный критерий, для него и окружающих, его счастья, – менять не хочет.

Совершенно не важно, какой личностью предстаёт человек для других людей. А важно для него и для его партнёра по семейной жизни быть подходящей личностью для своего партнёра – мужа или жены.

Даже, если муж и жена, в своём отношении к партнёру будут руководствоваться его отношениями с другими. Например, большинство жён и мужей болезненно воспринимают неприязненные отношения к ним своих родственников.

Но, ведь, подходящим для себя они и будут считать такую личность мужа, жены, которые хорошо уживаются с родственниками. И наоборот, если им эти отношения не важны, то это не будет служить критерием хорошести или неподходимости этого человека как мужа, жены.

В общем, мы приходим, в конце концов, к выводу, что главное в семье — семейные отношения. А ведь, положительность или негативность этих отношений будет зависеть от того, кто на том конце этих отношений.

Кто там, в отношениях, относительно нас? – это и определяет наше семейное счастье или несчастье. Казалось бы, всё просто: выбирай себе пару – мужа, жену, которые тебя устраивают, и будет тебе семейное счастье.

Но, перед тем как сделать выбор, есть самое, пожалуй, сложное в жизни человека: понять самого себя – ответить на вопрос: Кто я? То есть, определиться, а относительно чего я выбираю себе партнёра по жизни.

Согласитесь, не зная толком, кто ты есть на самом деле, трудно понять, вернее, невозможно понять, а кто тебе нужен в друзья, в товарищи, и, тем более, в жёны, в мужья.

Легче, в этом плане, людям со стадным мышлением: выбирай такого как «Мы», буквально, человека из нашего стада или такого, какие в нашем стаде, вот, в данном случае, что главное в семье.

Значительно тяжелей определиться и со своим «Я» и с выбором подходящего партнёра, личности неординарной, не стадной, – которая пытается жить не стереотипами стадного мышления, а своим умом.

НО, вероятно, оно того стоит: прожить свою жизнь, сознавая СЕБЯ, как человека, который один на один с этим миром.

И быть личностью, которая находится в поисках и в нахождении личности СВОЕГО мужа, жены, которые избавят от этого одинокого противостояния, встав рядом, сделают жизнь счастливой.

Что главное в семье? А какая это семья и кто в ней муж и жена?

С этих позиций, мы можем видеть два совершенно разных типа отношений в семье и, собственно, два типа семей.

1. С одной стороны, может быть стереотипная семья, где муж и жена несут свои статусы, стараясь выполнять групповые, стадные предписания как нужно жить в семье.

2. С другой стороны, семья, где две личности, обладая своим «Я», стараются построить такие семейные отношения, чтобы каждому из них, как личностям, было уютно и тепло у семейного очага – самореализоваться как личности в кругу семьи.

Обратите внимание, что, что в первом типе семьи, что во втором, что муж, что жена, хотят иметь рядом БЛИЗКОГО человека, а не, даже, того, который их понимает.

Потому что именно близкий по духу человек, а не понимающий человек, способен тебя и полюбить и снять ощущение вселенского одиночества.

А отсюда, резюме:

Что главное в семье? Что делает её стабильной и счастливой?

Понимаем мы или нет, что главное в семье именно это, НО, объективно, главным в семье является счастье двух личностей мужа и жены, через наличие и чувствование личного счастья каждым.

Остальное всё: или вытекает из этого, или служит причиной, следствием этого, или, попросту, неважно.

А как вы считаете, что главное в семье, как залог счастья семьи, в целом, и каждого её члена в отдельности?

Мечтать или делать, вот в чем вопрос? Как наладить семейные отношения с мужем

Мечтать или делать, вот в чем вопрос? Как наладить семейные отношения с мужем. (Часть 2)

Согласитесь, почти все девочки в определенном возрасте мечтают о красивом свадебном платье, о развевающейся фате, о том, чтобы выйти замуж за своего принца на белом коне и о том, чтобы жить с ним долго и счастливо. Вряд ли хоть одна из нас в своих мечтах представляла, как будет ссориться со своим принцем из-за бытовых проблем или обижаться на него за то, что он вместо роз подарил ей ромашки. Нет, наши мечты в детстве были наполнены романтикой и, что уж скрывать, явной иллюзией по отношению к нашему Герою, которого мы представляем в своих мечтах.

В том возрасте мы не думали о том, а что будет дальше? Ну, что будет после того, как наш Принц возьмет нас на руки, посадит на своего резвого скакуна и увезет в прекрасный замок под названием «счастливая семья»?

Вот она, одна из основных ошибок! Ошибка, из-за которой распадаются прекрасные семьи. Ошибка, из-за которой происходят ссоры и скандалы, из-за которой мужчина и женщина разочаровываются друг в друге. Эта ошибка в том, что многие из нас думают, что главное – это выйти замуж или жениться, а дальше все само образуется, все само сложится. Но мало кто задумывается о том, что отношения в семье нужно создавать самим!

Отношения в семье, особенно счастливые, нужно сначала формировать в своем подсознании, а потом воплощать желаемый образ в реальной жизни. Но никогда не стоит их отпускать на «самотек». Ведь если вы мечтаете изучить английский язык, но при этом так ничего и не делаете, то ничего и не произойдет. Не получится так, что в одно прекрасное утро вы проснетесь, и всё, английский язык знаете как свой родной. Нет, для этого вам необходимо посещать курсы, каждый день учить слова, грамматику, желательно ежедневно разговаривать с кем-то на английском языке тем самым поддерживая свой вновь обретенный навык и т.д. И даже если вы его прекрасно выучите, но несколько лет не будете на нем разговаривать, то через время вы забудете половину из того, что знаете сейчас.

Все то же самое и с любым другим навыком, включая как счастье в жизни, так и счастливые отношения в семье. Чтобы что-то приносило нам удовлетворения и радость, необходимо вначале подробно изучить эту область и уделить этому большое количество своего времени и внимания, освоить новые знания и привычки. А потом, на протяжении всей жизни, продолжать их поддерживать, закреплять, а периодически и посещать тренинги и курсы по проф. подготовке.

Навыки, которые необходимо освоить мужчине для того, чтобы женщина была с ним счастлива, можно прочитать на нашем сайте «Солнечные руки» в статье «Советы для мужчин, как улучшить семейную жизнь».

А что же это за новые навыки, которые необходимо освоить женщине для того, чтобы жилось ей счастливо и комфортно с мужчиной, и чтобы её мужчина был счастлив с ней?

Давайте опять вернемся к тому, с чего всё началось, вернемся к нашему детству. Тогда, в том далеком и чудесном детстве, мы просто не знали, что отношения в семье необходимо развивать и создавать самим, желательно каждый день. И в первую очередь, что нам для этого потребуется, это определенный образ в подсознании. Ведь сейчас в нашей жизни происходит только то, что впитали мы в детстве. Какие отношения между мужем и женой мы наблюдали в своем детстве, плюс-минус такие отношения сейчас и складываются в нашей семье.

Так что первое, что нам стоит понять и освоить, это то, что все происходящее с нами берет свое начало в нашем детстве, а значит для того, чтобы изменить что-то в настоящем, необходимо переписать образ внутри себя, создать свой сценарий отношений.

Главное, стоит задуматься над отношениями, а не обвинять во всем мужа и окружающих. Необходимо, чтобы в жизни появился пример счастливых пар. Если вы осознанно не работаете каждый день над семейными отношениями, то, скорее всего ваша семья начинает походить на семью ваших родителей. Реже встречается анти сценарий родителей, но о нем поговорим в другой раз.

Если ещё раз вернуться в то время, когда мы были юными, когда мы мечтали о принце, о том, что встретим Замечательного мужчину, между нами вспыхнет любовь, мы поженимся, и будем жить долго и счастливо. Так у многих и получилось, они встретились, влюбились, поженились.

И что? Где же то долгожданное «долго и счастливо»? Где тот Романтический Герой, куда он делся после свадьбы? И почему через несколько лет семейной жизни всё оказалось не так, как многие из нас мечтали, а плюс-минус как у наших родителей?

А ведь в свое время мы так не хотели этого и говорили себе и окружающим, что «У меня всё будет по-другому»! Но продумали ли вы о том, как «по- другому»?

В этой статье мы не будем подробно проговаривать родительские программы, но можете более подробно об этом прочитать в статьях на сайте, а так же в книге «Как заставить мужчину слезть с дивана 2.Секреты счастливых женщин«.

Теперь второй навык, и на нем мы остановимся более подробно. Навык второй – это умение мыслить, правильно задавать вопросы своему подсознанию и честно на них отвечать. Освоите его, и всё в вашей жизни начнет в ближайшее время улучшаться и налаживаться.

Давайте для начала я вам немного помогу, а со временем вы сможете лучше меня задавать себе вопросы, отвечать на них и переписывать свою жизнь, свой жизненный сценарий так, как сами того захотите.

1. Есть ли у вас четкое представление о том, какие именно вы хотите семейные отношения? Или пока только смутное и расплывчатое «не такие, как сейчас» или «не такие как у родителей». – В этом все и дело! Чтобы попасть в определенное место назначения, в первую очередь необходимо знать, куда вы хотите попасть? Этот закон срабатывает не только в отношениях между мужчиной и женщиной, но и в других областях жизни тоже.

Если вы не конкретизируете свои мысли и действия, а просто говорите что хотите «счастливые семейные отношения» без конкретного, четко прописанного и подкрепленного визуальными картинками образа, то вряд ли в вашей жизни что-то изменится. Особенно, если вы в детстве наблюдали противоположный тому пример. Он-то у вас и закрепился, и сейчас в вас преобладает тот тип поведения, что сформировался с детства. Но если вы хотите изменить себя, чтобы изменить свою жизнь, вам необходимо понять четко и конкретно, а что именно вы хотите? Не просто «счастья в личной жизни» или «счастливые семейные отношения», а конкретный образ! Необходимо не только понять, но ещё и записать в отдельной тетради, что именно для вас счастливая семья?

2. Лучше всего в этом помогут вам вопросы, которые вы будете задавать самой себе, размышления, ответы и, конечно же, визуальные образы.

3. Комфортно ли вашему мужчине в вашем совместном доме? У него есть свое личное пространство, где он может отдохнуть и побыть в одиночестве?

А есть ли у вас самой свое личное пространство, где вы можете отдохнуть, подумать и позаниматься в тишине, расслабиться и формировать свою новую счастливую жизнь? Мало кто об этом задумывается, но каждому человеку необходимо свое пространство. И если у вашего мужчины и у вас самой оно есть, это сделает ваши отношения намного комфортнее и счастливее. На эту тему рекомендую почитать статью «Мужчина и женщина. Личное пространство — залог семейного счастья».

4. Смотрим дальше. Как вы общаетесь, как встречаетесь друг с другом? Всегда ли при встрече обнимаетесь и радуетесь тому, что вы опять вместе?

5. Есть ли у вас общие цели, занятия, проекты и устремления? Это может быть все, что угодно: изучение иностранного языка, улучшение жилищных условий, танцы, чтение и обсуждение книг, улучшение семейных отношений, внутренний рост и т.д.

6. Теперь одно из самых главных, о чем многие семейные пары со временем забывают или не знают, что это важно для счастья в семейной жизни. Выделяете ли вы каждый день хотя бы час времени, чтобы побыть только вдвоем? При этом выключив телевизор, телефоны и уединившись от других людей!

Можно просто погулять, посидеть в парке, поделиться друг с другом мечтами, сделать друг другу небольшой массаж, посмотреть фотографии, заняться сексом и т.д. Но это время должно принадлежать только вам и никому более.

7. Умеете ли вы спокойно, без обид и критики, обсуждать общесемейные проблемы: семейный бюджет, взаимоотношения с родителями, как улучшить свои жилищные условия, домашние обязанности и т.д.

Это самое главное – обсуждаете ли вы вдвоем, проговариваете образ и то, какие хотите отношения в семье со своим мужчиной, или молча ожидаете от него, когда он «сам поймет»?

Обратите особое внимание на этот последний пункт! Часто многие женщины совершают эту грубейшую ошибку, обижаются, и молча ждут от своих мужчин, когда те «сами все поймут и все изменят», но, при этом, не проговаривая и не озвучивая свои пожелания. Часто им только кажется, что они их озвучивают, думают, что мужчина понимает, что хочет от него женщина, когда она плачет, сердиться, психует и обижается на него. Нет, они не понимают, необходимо уметь разговаривать с мужчиной так, чтобы он понял, что вы от него хотите. О том, как правильно донести свои мысли до мужчины, читайте в статье «Как разговаривать с мужчиной, чтобы он вас понял».

Что главное в отношениях?

Многие люди создают отношения, пытаются их развивать, но порою это проходит безуспешно, так как они не понимают, что главное в отношениях, к чему нужно стремиться. В чём секрет успеха и как можно создать крепкую семью?

В отношениях у каждого есть своя роль, которую он должен выполнять. Например, к женщинам чаще всего выдвигаются следующие требования по отношению к мужчине:

  • Важно уважать своего любимого, так как он является главой вашей семьи. Мужчина рождается главным, он должен в семье решать проблемы и принимать решения. Вы, как его любимая женщина, должны всегда и во всём его поддерживать. Это одно из важнейших правил в отношениях. Только там можно наладить хорошие отношения с мужчиной.
  • Будьте заботливой женщиной. Вы должны показывать и проявлять свою любовь, постоянно помогая своему мужчине, ухаживая за ним. Что самое главное в отношениях? Если муж приходит домой с работы, накормите его, а затем просто дайте отдохнуть.
  • Не ревнуйте везде и всюду, это неправильная тактика ведения отношений. Дайте понять, что вы действительно доверяете своему мужчине. Тогда он обязательно потянется к вам и будет верен всю свою жизнь.
  • Любите своего мужчину, это очень важно. Без такого чувства ваши отношения просто не могут существовать.

Что следует делать мужчине?

Теперь необходимо сказать и о том, что же следует делать мужчине, чтобы отношения хорошо складывались, и не возникало никаких проблем:

  • Уделяйте внимание своей второй половинке. Женщины очень любят, когда им делают комплименты. Скажите пару теплых слов о новой причёске или маникюре вашей возлюбленной. Вы увидите, как она мгновенно преобразится и станет немного радостнее, веселее и счастливее. Дайте понять, что она вам не безразлична.
  • Не выясняйте, кто главный в отношениях. Вы должны доверять своей любимой ровно так же, как и себе. Прислушивайтесь к мнению вашей женщины, вместе обдумывайте какие-то идеи.
  • Любите свою женщину. Вы постоянно должны делать приятно своей любимой. Например, приготовьте завтрак или ужин, ваша вторая половинка обязательно это оценит и ответит добром.
  • Не ревнуйте, это ведь касается и мужчин. Не стоит думать, что ваша любимая станет вам изменять. Если вы любите друг друга, то доверяйте. Только тогда у вас всё сложится и будет развиваться только в положительном направлении.

Интимная жизнь любой пары должна быть весьма активной. Не отказывайте друг другу в таком удовольствии и постарайтесь всегда отвечать согласием на желание. Если ваш мужчина устроил ужин при свечах, отблагодарите его. Секс – главное в отношениях, без него не обойтись. Поэтому не следует каждый раз отвечать отказом на проявление инициативы со стороны мужчины или женщины. Пытайтесь разнообразить свою сексуальную жизнь, это тоже очень важно.

Уважение, взаимопонимание и любовь – главные составляющие отношений, которые всегда будут активно развиваться, и перерастать постоянно во что-то больше. Если всё это будет присутствовать, вы всегда найдёте общий язык, будет царить гармония.

Главные составляющие отношений

Не правильно, когда парень или девушка главная в отношениях. Вы должны быть равноправными и всегда всё делать вместе. Только так вы сможете добиться положительного результата, каждый будет счастлив, находясь в отношениях.

Построить любовь – задание трудное, однако если грамотно подойти к тому, как правильно себя вести, всегда можно добиться хороших результатов. Важно помнить о том, что в отношениях самое главное. Тогда у вас не возникнет лишних проблем, и вы будете жить со своей второй половинкой долго и счастливо.

Источники:
Главные условия воспитания детей в семье
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/glavnye-usloviya-vospitaniya-detey-v-seme
Любовь, семья, жизнь – Х-фактор
В общем, мы приходим к выводу, что главное в семье — семейные отношения. Их счастье или проблемность зависят от того, кто на том конце этих отношений.
http://love-family-life.info/glavnoe-v-seme/
Мечтать или делать, вот в чем вопрос? Как наладить семейные отношения с мужем
Часто многие женщины совершают эту грубейшую ошибку, обижаются, и молча ждут от своих мужчин, когда те «сами все поймут и все изменят», но, при этом, не проговаривая и не озвучивая свои пожелания.
http://www.sun-hands.ru/1psihologidelat2.htm
Что главное в отношениях?
Не знаете, что главное в отношения? Тогда прочтите статью, где рассказывается, что должно присутствовать, чтобы была возможность создать крепкие и взаимные отношения.
http://www.izmen.net/chto-glavnoe-v-otnosheniyah/

(Visited 2 times, 1 visits today)

COMMENTS